Академик Роберт Нигматулин о том, как просил у Путина «полфутболиста», в чем выражается ренессанс татар и за что Билл Гейтс ценил его дочь. Обо всём этом выдающийся советский и российский учёный, профессор и крупный государственный деятель Булат НИГМАТУЛИН рассказывает главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ. Биография Талгата Нигматулина. Талгат Нигматулин. Нигматулин Б.И. Борис Искандерович Нигматулин родился в 1944 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Д-р техн. наук, профессор, директор Электрогорского научно-исследовательского центра по безопасности атомных электростанций.
Нигматулин Искандер Нигматуллович
Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. Нигматулин Б.И. Борис Искандерович Нигматулин родился в 1944 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Д-р техн. наук, профессор, директор Электрогорского научно-исследовательского центра по безопасности атомных электростанций. На эти и другие вопросы Царьграду ответил академик РАН Роберт Нигматулин.
Нигматулин Искандер Нигматуллович
Академик Роберт Нигматулин о том, как просил у Путина «полфутболиста», в чем выражается ренессанс татар и за что Билл Гейтс ценил его дочь. Нигматулин Роберт Искандерович Доктор физико-математических наук, академик РАН. Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. Сейчас вы здесь: Главная» Новости и события» Факты» Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду». Главная» Новости» Роберт нигматулин академик. Биография актера Талгата Нигматулина: личная жизнь, отношения с женами, роман с Ириной Шевчук, судьба детей и внуков, национальность родителей.
Роберт Искандерович Нигматулин
Нигматулин академик. Татарский мир • Нигматулины. Академию наук превращают в клуб по интересам | Нигматулин Роберт Искандрович (род. 17.6.1940, Москва), российский механик и теплофизик, академик РАН (1991). |
Нигматуллин Ришат Гаязович - Известные ученые | Академик Нигматуллин считает, что президент Путин слишком мягок к министрам и губернаторам. |
Нигматуллин Ришат Гаязович | видному представителю российской науки, академику РАН исполняется 75 лет. |
Академик нигматуллин биография | ; Член Генсовета "Партии Дела" Булат Нигматулин, опираясь на научные и статистические данные, описал реальное место России по многим показателям, среди которых цифры ВВП и рождаемости. |
Многогранный талант Роберта Нигматулина (К 75-летию академика)
Давайте спросим с руководителя нашего государства, с нынешнего правительства за последние десять лет. Чего достигла нынешняя российская власть? За минувшие десять лет в стране среднегодовой темп промышленного роста, даже по Росстату, всего 1 процент. На самом деле и этот процент в пределах статистической погрешности. А мировая экономика росла минимум в три раза больше. Польша, которую мы критикуем, — в четыре раза больше. Об Индии и Китае я даже не говорю. Меньше, чем во всех бывших соцстранах.
Меньше даже чем в странах Прибалтики. И при нынешнем экономическом курсе, что нужно четко всем осознать, это отставание будет усиливаться. Притом что указы президента о национальных целях — правильные указы. Но ни один из них, ни по одному, пункту десять лет не выполняется. Россия на 75 процентов состоит из бедного населения. Как-то президент сказал, что к среднему классу относятся те, у кого на душу приходится 17,5 тысячи рублей. Интересно, кто ему такое мог подсказать?
Есть же научные нормы, что такое средний класс. Средний класс — это когда человек за двадцать лет расплачивается за квартиру площадью 25 квадратных метров на каждого члена семьи. При этом не ущемляя себя в тратах на еду, коммунальные услуги, новую одежду и бытовую технику. Вот это есть научное определение среднего класса. В нашей бедной стране средний класс занимает от силы 20-22 процента. Три процента богатых. Академик Аганбегян как-то сказал: «…вот потому-то наш народ и не активен.
Потому что каждый занят только выживанием от зарплаты до зарплаты». Это и есть самая страшная беда для нашей страны. И этот фактор усиливается страшным неравенством. Неравенством между регионами, неравенством между классами. Посмотрим денежные доходы населения в Москве — это 90 тысяч рублей в месяц. В Орловской области — 29,5 тысячи рублей. Почему это происходит?
Орловская область что, хуже работает? В других регионах картина столь же плачевная. В Башкортостане, где я работал президентом Академии наук, сейчас только 25 процентов сборов за нефть, которую там добывают, остается в республике. И то же самое с промышленного производства. А 75 процентов идет в центр. На таком фоне люди, естественно, уезжают жить в Москву. В том числе, кстати, и из Орловской области.
В России аномальное расслоение по классам. Всего 4 процента семей, это где-то около 200 тысяч семей, имеют доход более 5 миллионов рублей в месяц. Представьте себе эту цифру! Их общий среднегодовой доход 12 триллионов рублей. Неужели нельзя оттуда взять на содержания здравоохранения, образования, науки, культуры? Но ни парламент, ни правительство, ни президент никаких движений в ту сторону не делают. Я вас уверяю, если не сделать выравнивание налогами вот таких доходом, никакого экономического роста в стране не будет.
Число долларовых миллиардеров, разделенное на ВВП, а это именно так надо рассматривать, у нас в два раза выше, чем в США и Германии, в семь раз выше, чем в Польше. ТРИ ключевые, на мой взгляд, проблемы, объясняющие, почему мы так плохо живем. Нет роста инвестиций. Академик Аганбегян — старейший наш академик и среди экономистов — номер 1, всегда начинает объяснять происходящее именно с этой позиции. Если не будет роста инвестиций — не будет никакого роста ВВП. У нас в разрезе ВВП на инвестиции приходится в полтора раза меньше, чем в Европе. Но самое ужасное, что эти инвестиции совершенно неэффективны.
Примерно раз в год, обычно в марте, приезжает в Тюмень с интересными лекциями об океанологии, современной науке и инженерии. Политическая деятельность Избирался депутатом Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан в 1995 и 1999 годах. В 1999 году при поддержке властей Башкирии избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу 4 Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями. Был членом депутатской группы «Регионы России », членом Комитета по энергетике, транспорту и связи. Океанология в России.
Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане. А в 8-й класс перешел в русскую школу.
Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые. Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому. И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности. Объясню на собственном примере.
Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным. Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой. А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности этнические происхождения. Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: «Я и русский, и еврей, и украинец».
Это нормально. Многоконфессиональность нации и личности. В них население исповедуют разные религии. Думаю, наступит время, когда появится много людей, которые будут исповедовать одновременно несколько религий, в частности, основные религии в России - христианскую, мусульманскую и иудейскую. Ведь они имеют общую основу. Бог один, только набор пророков посланцев Бога несколько различается. По всем трем религиозным воззрениям Создатель дал людям свободу выбора. Разъяснения пророков часто очень общи и трактуются по-разному.
И без науки и духовности мы и наши потомки не сможем находить правильные и справедливые пути в меняющемся мире с растущими возможностями менять и даже разрушать окружающий мир. В той связи вспомню Николая Николаевича Боголюбова 1909-1992 , великого русского математика и физика ХХ века. Он происходил из семьи православного священника и сам был глубоко верующим христианином. В Азербайджане мне рассказали следующую историю о нем, когда он был в Баку. Ему показали мечеть, войдя в нее, отошел в угол и стал молиться. Конечно, он произносил христианскую молитву. Глубоко верующим мусульманином был выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат Абдус Салам 1926-1996 , выходец Пакистана, кембриджский профессор. Он пять раз в день совершал свою молитву намаз , хотя его жена была англичанка.
Для человека высокого уровня форма обрядов не являются определяющими. В будущем образованные и культурные люди будут способствовать гармонизации многоязычного и многорелигиозного мира. Майков И в заключение поговорим о пороках общественной жизни. Первая беда заключается в том, что киноартисты, СМИ, шоумены гораздо сильнее влияют на общественное мнение, чем мы, ученые. На телевидении освоены технологии иллюзий, которые выглядят убедительней, чем аргументы специалистов. Царит легковесность, крикливость. Вот слова Маргарет Тэтчер: «В наш век специалистов по воздействию на общественное мнение очень опасным становится увлечение лидеров модой, отказ от здравого смысла и твердых убеждений». В этих условиях в странах западных демократий аномальное влияние приобретают небольшие сплоченные группы, вынуждающие лидеров идти на удовлетворение их требований, разрушающих базисные устои.
Например, «сексменьшинства» добились, что однополые браки приравнены к традиционным бракам мужчин и женщин. Речь не о запрете совместной жизни однополой пары и соответствующего юридического оформления такой «однополой семьи». Но она не должна быть приравнена к традиционной семье, особый статус и даже святость которой связана с религиозным таинством рождения детей. В условиях нынешних технологий в СМИ побеждает не та партия и не тот лидер, кто лучше готов к принятию государственных решений, а тот, у кого больше денег на избирательную компанию, и у кого лучше актерские данные. Кто победит на теледебатах, маршал Жуков или артист Михаил Ульянов, играющий маршала Жукова? Конечно, великий актер, а не великий маршал. Мнение специалиста порой важнее мнения сотен, далеких от понимания проблем. Чтобы преодолеть тенденцию усиления некомпетентности, в парламентах и правительствах помимо политических партий с не меньшим весом должны быть представлены профессиональные сообщества , например, сообщества медиков, работников образования, академических институтов, инженерных, аграрных сообществ, военных и т.
Эти сообщества параллельно с общими выборами должны выбирать своих представителей в органы власти. Следующая беда — во всем мире упало влияние инженеров, профессионалов и созидателей. Производственными компаниями стали управлять так называемые менеджеры, юристы, финансисты. Еще одна беда — пассивность ученых, проистекающая от их невостребованности. Существенно сократилось число профессоров, способных руководить институтами и университетами. Беречь власть, но не поддакивать ей. Рекомендацию А. Пушкина: «Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно».
Надо беречь государственную власть, но ни в коем случае не поддакивать, хвалить и благодарить ее. Только созидательная критика. Борьба с активным невежеством. Общество должно осознать, что есть малообразованные и активные люди, которые призывают бороться с ядерной энергетикой, хотя это одна из тех отраслей, которые углекислый газ не выбрасывают в атмосферу, но она очень опасная. Много таких, кто призывает бороться с химической промышленностью, хотя надо бороться с несовершенством химических технологий, допускающих вредные выбросы. Избыточная вера в рыночные механизмы регулирования экономики и потребления - это тоже наша беда. А уже стали говорить о рыночном обществе. Экономика - да рыночная, но регулируемая планами и контролируемая для обеспечения безопасности.
Но общество не должно быть рыночным. Оно должно быть просвещенным и культурным. Сейчас опираясь на непросвещенность, начинается борьба с генно-инженерными продуктами, ими нас пугают. Но таким генно-модифицированным ГМО продуктам принадлежит будущее. Это мощнейший метод производства пищи и ее разнообразия. Такие технологии дают ресурс для жизни растущего населения. Селекция всегда была, без генной инженерии не проживем, потому что в 1900 году население на Земле состояло из 1,7 млрд человек. В школе я учился в 1950-е годы, говорили - 2,5 млрд, а сейчас - 7,3 млрд.
А посевные пощади для сельскохозяйственных культур не увеличиваются, а уменьшаются. Как всякое новое изобретение, ГМО создаст новые проблемы. Но их придется преодолевать с помощью науки. О проектах, нанесших ущерб стране и об активности ученых. История с Аралом — пример того, как высокопоставленные ученые не только не предотвратили, но и способствовали большим бедам. Воды Амударьи и Сырдарьи, питавших Аральское море, в 70-е годы прошлого века разобрали по хлопковым полям, и получили то, что предсказывали в 1963 году ученые. Арал стал быстро высыхать. Проект такой канальной системы был проработан не в достаточной степени.
Причем никакая реальная альтернатива предотвращения приближающейся беды критиками даже не предлагалась хотя бы для обсуждения. Потом распад СССР сделал решение проблемы малоперспективным. Фридрих Ницше предупреждал: «Дороже всего нам обходится пренебрежение банальностями». Часто законы природы ясно формулируются, но тяжело исполняются. За 30 лет объем Аральского моря сократился в 10 раз, а поверхность в 5 раз. Его соленость в разных зонах возросла 10 — 20 раз за исключением небольшой части, отгороженной Казахстаном. В Арале были рыбные колхозы и совхозы, рыбный промысел был сопоставим с промыслом в Каспийском море, а сейчас здесь ни одной рыбы нет. Институт океанологии каждый год организует на Арале экспедиции, возглавляемые профессором П.
Мы стараемся сотрудничать с узбекскими коллегами, но у них нет средств для экспедиций. В связи с этим напомню еще об одном «грехе» нашей интеллигенции, которая даже не пыталась противостоять сепаратизму советских республик, более того, некоторые антикоммунистические демократы даже сочувствовали сепаратизму, полагая — пусть уходят, нам будет легче. Результат: миллионы наших сограждан по СССР, жителей Средней Азии, Закавказья, Украины, Молдавии не могут найти у себя работу, живут в ужасных условиях, на их суверенной родине не имеют элементарных прав и средств к существованию. Пострадали и русские, жившие в этих республиках. А у России возникли проблемы с некоторыми бывшими советскими республиками. НАТО усилило свои позиции вокруг России, что требует дополнительных затрат на нашу оборону. Не должно быть обстановки, при которой разрабатывали проекты строительства плотин на равнинной Волге. А ведь это преобразование природы нанесло огромный вред волжской экосистеме.
Большие территории ценнейшей волжской земли, деревни, малые города были затоплены. Десятки тысяч людей вынуждены были переселиться со своих мест. Стоячая вода в волжских «морях» зарастает водорослями. Мы потеряли ценнейшие рыбные ресурсы. Значимость всех ГЭС на Волге для энергетики мала по сравнению с огромным экологическим, ресурсным и духовным ущербом. Мой отец и многие его коллеги были категорически против таких плотин, но на такие суждения было наложено табу. Даже намеки на сомнения рассматривались как политически незрелые. Все это оказалось вздором, о чем предупреждали многие энергетики, в том числе и один из моих учителей профессор В.
Только правильная научная политика, критика внутри научного сообщества могут препятствовать стратегическим ошибкам. Народ же должен учиться внимательно выслушивать мнения разных специалистов и не позволять превращать себя в крикливую толпу. Невежество в союзе с карьеризмом политиков и крикливостью толпы приводит к бедам. К сожалению, даже ученые не застрахованы от ошибок. Как я уже говорил, ученые должны анализировать проблемы Отечества, а не только свои узкопрофессиональные проблемы. В начале ХХ века лидеры российской науки отошли от важнейших социальных проблем России. Поэтому Лев Толстой, которого мучили эти проблемы, написал: На науку надежда слабая, уж очень она сама собою занимается. Надо переходить к нравственной революции.
Миру грозят невежественные и безответственные руководители. Пифагору приписывают высказывание, что человечеству грозят три вещи: Материализм священников, Невежество ученых, Хаос от неистовства демократов. Но еще миру угрожают безответственные и невежественные люди на ответственных постах, которых в сердцах называют идиотами. Вопиющий пример «идиотизма» продемонстрировал капитан огромного круизного судна «Коста Конкордиа» у берегов Италии рис. Несколько лет назад безответственность и некомпетентность менеджеров японской атомной станции «Фукусима» привела к серьезной аварии с выбросом радиоактивности. Хотя для ее предотвращения надо было обеспечить охлаждение уже остановленного реактора с остаточным тепловыделением. А Чернобыль как сотворили? Я был сторонником атомной энергетики, но когда в мире 100 директоров атомных станций, один из них может оказаться «идиотом», и он устроит огромную катастрофу.
Это тоже важно иметь в виду. Но, только опираясь на науку и образование, хотя и несовершенные, можно найти решение стратегических проблем. А завершить свою лекцию я хочу стихами Леонида Андреева 1871-1919 о стойкости, трагических испытаниях, которые были всегда в истории России, и неиссякаемой вере в свое высокое предназначение: Есть в медленной душе русских Жар, растапливающий любой лед. Дно бездн испытать в крутых спусках И до звезд довести свой взлет. А какое ожесточение было в Югославии между разговаривавшими на одном языке сербами, хорватами и боснийцами, различающимися только своими религиями сербы — православные, хорваты — католики, боснийцы — мусульмане. А какое ожесточенная война разворачивается между русскими и украинцами. Хакимова Нигматулин Р. Нигматулин Р.
Динамика многофазных сред. Часть I. Часть II. Механика сплошной среды. Статистическая динамика. Нигматулина: 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН. Родился 17 июня 1940 года в Москве. Родители: Нигматулин Искандер Нигматулович 1908-1980 гг.
Старший брат его отца Гениатулла Терегулов окончил Московский университет, был профессором медицины, основал в 1931 году Башкирский медицинский институт. Братья Булат Искандерович Нигматулин, профессор, доктор технических наук и Раис Искандерович Нигматулин, профессор, доктор технических наук. Окончил МВТУ им. Баумана в 1963 году и механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова в 1965 году, доктор физико-математических наук, профессор. Является научным руководителем физфака ТюмГУ см. Физический факультет Тюменского государственного университета. Примерно раз в год, обычно в марте, приезжает в Тюмень с интересными лекциями о прикладной математике, экономике, океанологии, современной науке и инженерии.
В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями. Был членом депутатской группы «Регионы России», членом Комитета по экологии, председателем Высшего экологического совета. Звания и награды Роберта Нигматулина Член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике Член редколлегий ведущих международных журналов по механике и теплофизике Лауреат премии Ленинского комсомола 1973 Лауреат Государственной премии СССР 1983 Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2012 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 25 апреля 2011 года - за большой вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность Орден Почёта 2000 Золотая медаль Федерации космонавтики РФ им. Макеева и им. Советско-российский дипломат рассказывает о своей дружбе с потенциальным президентом Российской академии наук Робертом Нигматулиным На следующей неделе мир узнает имя нового главы Российской академии наук. Советско-российский дипломат Юлдуз Халиуллин в авторской колонке «Реального времени» рассказывает об одном из кандидатов на должность президента РАН Роберте Нигматулине, судьба которого в немалой степени связана с Татарстаном и Башкирией.
Менеджеризация — беда всего мира, в Америке и Европе все то же самое, и эту проблему надо преодолевать всем миром. Я иногда говорю: «Государством должен управлять инженер».
Это не значит, что во всех сферах, но это показывает вектор развития. Он создал машину, технологию, организовал крупное производство, руководил отраслью или заводом. Таких людей не хватает сейчас. Мой сын 10 лет проработал в General Electric, сделал там карьеру, и он говорил, что там тоже сменился руководитель, постепенно прошла менеджеризация руководства и компания стала терять свои позиции. Это как комиссары были раньше, приходят и говорят банальности, это людей нервирует. Такая задача всего мира: преодолеть менеджеризацию. Главные проблемы почему-то обсуждаются между партиями, а должны обсуждаться с участием ученых. Грубо говоря, парламент должен избираться наполовину по партийным критериям, а вторая половина должна избираться по сословному признаку: часть из медицинского сообщества, часть инженеры, часть ученые.
Почему мы строим страну по западным лекалам? Забвение традиционных ценностей, все важное забывается. Однажды я услышал от академика Шибаревича о влиянии малого народа, не нации, а народа. Оппоненты борются за несколько процентов голосов, которые решают исход борьбы. Есть малые консолидированные группы, например, сторонники однополых браков. И вот чтобы получить голоса этой группы, один политик говорит что-то в их пользу, другой в чем-то уступает, и в конце концов дело дошло до того, что католическая церковь считает однополые браки равнозначными обычным, и не надо использовать слова «мама» и «папа». Люди могут жить как угодно и с кем угодно, но брак — это семья, в которой рождаются дети. К этому может прийти — мы станем существами, которых можно выводить и изводить.
Технический прогресс почему-то всегда ведет к разрушению. Изобрели огонь и мы готовим пищу, но это пожары. И так во всем. Развилась химия — все отравили. Технологический прогресс вызывает отрицательные последствия, и они опять же преодолеваются развитием технического прогресса. Другого пути нет. Будем надеяться, что здравый смысл будет побеждать, я в это верю. Технический прогресс довел поверхность земли до истощения и глобального засорения, в том числе и океаны пластиком засорены.
Очистят океаны, и они станут клондайком для добычи полезных ископаемых, создания акваферм. Испортили землю, перейдем к океанам. Почему в науке сначала «как использовать? Одна наука идет по пути «ура — техника-прогресс-смерть всему». Что делать? Вот, например, в Германии был засорен весь Рейн. В конце концов, уровень жизни поднялся, река погибала, и люди поняли, что они творят. Сейчас в Рейне снова ловят рыбу.
Да, так все и происходит, к сожалению. Не будем преувеличивать, конечно, про засорение океана пластиком, с ними правда связано решение многих проблем. Сейчас люди все-таки понимают, что добыча чего-то со дна океана чревата экологическими катастрофами. Поэтому у нас в институте работаю люди разных специальностей, кончившие разные факультеты: биологи, физики, химики, математики. Деньги должны выделяться на науку, образование, здравоохранение и культуру — это главные компоненты развития человека. Мы на них в два раза меньшую долю ВВП тратим, чем в Европе. Кто это делает? Чиновники, они командуют парадом, а мы приспосабливаемся.
До этого все сферы производства, собственно, все принадлежало государству, которому было важно наращивать силу и мощь страны. Тридцать лет все в частных руках, которые и знать не знают, как этим правильно распоряжаться. Национализация всего и вся поможет возродить былое величие? У нас же в основном госкорпорации, где назначаются люди, но кто ими руководит? Судя по руководству институтами, высшими учебными заведениями — это чиновничья рука. Раньше, при всей партийной истории, ориентировались на науку, назначение директора института было важнейшим вопросом, и никому бы и в голову не пришло назначить кого-то из депутатов Госдумы и чьего-то родственника. Один из моих учителей, Николай Павлович Лаверов, говорил: «Если есть лидер - есть институт, нет лидера — нет института». Я к любому труду отношусь с уважением, но для выбора директора института нужно иметь определенную квалификацию.
Возможно, когда-то люди будут по-другому думать и при выборе президента страны: какие у тебя достижения, чтобы выбирать человека на такую высокую должность? Есть вещи, которые не могут быть правом всех и каждого, вот тренер футбольной команды решает, кого выпускать в поле, а не кто угодно. Учитывая все, что происходит сегодня в России и мире, если представить, что вы президент страны, какие два первых решения вы примете, чтобы достать всю ту мощь, которую еще можно возродить и вывести государство на другой путь? Для этого нужны инвестиции, необходимо создавать новые производства, станки, а руководить этим должны ответственные люди. Дают им 5 миллиардов и ставят задачи, не выполнил за пять — должен уйти. Я не призываю свергать власть, ни в коем случае, моя задача — помочь власти. И еще одна важная составляющая, которая должна работать на десятилетия: нужно заставлять народ учиться, человек должен доказывать свою состоятельность, не быть троечником, либо что-то создавать. Все должны определять созидатели, а не партийные лидеры и чиновники.
Академику Нигматулину Роберту Искандровичу - 75 лет!
Вице-премьер Ольга Голодец также подчеркивала, что у нас падает спрос, у более половины трудящихся зарплата меньше 20 тысяч. Такой народ не может ничего себе позволить, экономический рост ему не нужен, он все равно ничего не купит. Ширшова Все эти проблемы не могут решить только чиновники. Академия наук отвечает не только за исследования, но и за интеллектуальный уровень народа и власти. Нужно привлекать молодых ученых в науку, чтобы им было интересно и престижно работать, чтобы они чувствовали стабильность. Ни в одной стране научные работники не являются богатыми людьми, но они и не испытывают материальных проблем. Эту атмосферу нужно восстанавливать. Главное требование — увеличить финансирование фундаментальной науки, выполнить майские указы президента. В случае невыполнения обещают осенью провести массовые акции протеста по всей стране.
Как вы к этому относитесь? Профсоюз делает свою работу. Руководство Академии наук должно действовать с другой стороны. Я не думаю, что руководство Академии должно ходить на митинги или участвовать в забастовках. Хотя я очень позитивно отношусь к тому, что делает наш профсоюз. Что касается выполнения майских указов, конечно, нужно их выполнять. Но если финансирование не будет увеличено, а оно не будет, то ФАНО и всем руководителям придется выкручиваться. Но это непродуктивное занятие.
Переводят научных сотрудников на четверть ставки, а платят столько же. Если ученый работает в университете, например, заведует кафедрой, значит, один день он проводит там. Получается, что в институте он работает условно на полставки. В институте зарплату научного сотрудника не понижают, он получает столько же, сколько получал, но теперь работает на полставки. Таким образом, формально зарплата увеличивается вдвое. Это могло бы иметь какой-то смысл, если бы зарплаты научных сотрудников были сбалансированными с ценами и со стандартами жизни интеллигенции. Но ведь зарплаты большинства ученых маленькие. Все это очень печально, но решить проблему можно только увеличив финансирование.
А для этого надо увеличить госбюджет. Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование. Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти. Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб. После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов.
Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко.
Утрата родного языка — боль многих этносов; ее нужно понять и прочувствовать всем, особенно русским, обсуждая межнациональные проблемы России», - пишет он. Эти слова большого ученого, на мой взгляд, созвучны с мыслями народного поэта Якутии Семена Данилова: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства. И на этом пути считает принципиально важным учреждение научно-исследовательской и информационно-аналитической платформы системной реализации государственной национальной политики, ее высокопрофессиональное государственное управление и рациональную актуализацию социогуманитарного «русского вопроса» в приоритетных направлениях внутренней политики государства.
Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Директор Института океанологии им. Почетный член АН РТ.
С 2005 года по настоящее время — первый заместитель директора Института проблем естественных монополий. Член Ядерного общества России, оргкомитетов ежегодных международных конференций по тепломассообмену. Основное направление профессиональной деятельности — безопасность ядерной энергетики. О компании Институт проблем естественных монополий ИПЕМ является одной из ведущих экспертно-аналитических организаций России. Деятельность института направлена на исследование состояния естественномонопольных секторов российской экономики электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие. Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.
Не бандиты с ворами. И дальше он заявил: «…дальше ехать некуда! В прошлом году было осуждено за коррупцию в полтора раза больше чиновников, чем годом раньше. Третья корневая проблема — доля ВВП, обеспечиваемая госбюджетом на развитие человека, — а это главное, потому как в это понятие входит развитие здравоохранения, образования, науки, культуры, все то, что и определяет нашу жизнь, — в два с лишним раза меньше, чем в Европе. И такая картина в России уже в течении трети века. В том числе, естественно, и последние 10 лет. Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев. И я им то же самое сказал. Как исходящие претензии от народа. К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование. И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ. Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны. Сочинения писать не нужно. Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы. Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки. Но у нас все это загибается. Именно поэтому в стране не хватает квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, квалифицированных слесарей. Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема. Страна серьезно заплатит за разрушение всеобщего образования. Отдельная тема — двукратное недофинансирование науки. Помноженные на вредительские реформы в этой сфере. В России деградировала наука. Количество публикаций, их качество, активность ученых стали дряблыми. Это как в живом организме. Если мышцы не задействованы, не работают, они дрябнут. По числу научных сотрудников мы сейчас находимся на 29-м месте в мире. Вы можете себе представить великую Россию на 29-м месте по числу научных сотрудников на душу населения? Только 10 процентов аспирантов делают диссертации. Наука на 70 процентов делается именно в диссертациях — это аксиома. У нас осталась только пропаганда науки, если взять какой-то «Сириус». Кстати, как аспирант может написать диссертацию, если у него стипендия 8000 рублей? А ведь это взрослые люди с высшим образованием.
Не согласованный на выборы академик Нигматулин: «Не шутите с Академией!»
Это ужасный график. Общий коэффициент смертности от всех причин на 1 тыс. А если взять интеграл — 13,5 млн сверхсмертности, которая произошла за эти 30 лет. И, наконец, воспроизводство населения, общий коэффициент рождаемости, количество детей на одну женщину. Тогда, после войны, наши матери рождали по трое детей в среднем. Сегодня мы потеряли нерожденных детей за эти 30 лет — 10 млн. Это удар по российской цивилизации. Первый удар — Великая Отечественная война, а это второй удар.
Это все последствия того, что вмешиваются в управление флота люди, абсолютно не квалифицированные, ничего в этом не понимающие», — добавил академик. RTVI отправил запрос в Минобрнауки. В феврале руководство Курчатовского института обратилось в Минобрнауки с просьбой передать ему имущественный комплекс Южного отделения ИО РАН «для формирования на территории Черноморского побережья в районе города Геленджика экспериментальной прибрежной базы для проведения исследований и разработок в интересах обороны и безопасности Российской Федерации». Руководство и коллектив института не согласились с этим предложением. Вроде бы от нас отстали, и в этом, конечно, есть роль президента академии», — добавил Нигматулин.
Казани; 1997-2002 гг. Казани; 2002-2004 гг. Казани; 2004-2005 гг. Казани; 2006-2015 гг. Казани; 2015 г.
Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий? Обручев написал: «А. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули.
Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров.
Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков.
Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации.
Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии». Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична.
В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов.
И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов. Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России.
Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу.
Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий. Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете? То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком.
А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США. Я против такой свободы. Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини.
Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию. Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной. То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский. В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык». Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских». Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык.
Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись. Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз. Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед.
Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче. Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане. А в 8-й класс перешел в русскую школу. Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые. Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому.
И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности. Объясню на собственном примере. Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным. Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой.
А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности этнические происхождения. Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: «Я и русский, и еврей, и украинец». Это нормально. Многоконфессиональность нации и личности. В них население исповедуют разные религии. Думаю, наступит время, когда появится много людей, которые будут исповедовать одновременно несколько религий, в частности, основные религии в России - христианскую, мусульманскую и иудейскую. Ведь они имеют общую основу.
Бог один, только набор пророков посланцев Бога несколько различается. По всем трем религиозным воззрениям Создатель дал людям свободу выбора. Разъяснения пророков часто очень общи и трактуются по-разному. И без науки и духовности мы и наши потомки не сможем находить правильные и справедливые пути в меняющемся мире с растущими возможностями менять и даже разрушать окружающий мир. В той связи вспомню Николая Николаевича Боголюбова 1909-1992 , великого русского математика и физика ХХ века. Он происходил из семьи православного священника и сам был глубоко верующим христианином. В Азербайджане мне рассказали следующую историю о нем, когда он был в Баку. Ему показали мечеть, войдя в нее, отошел в угол и стал молиться. Конечно, он произносил христианскую молитву.
Глубоко верующим мусульманином был выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат Абдус Салам 1926-1996 , выходец Пакистана, кембриджский профессор. Он пять раз в день совершал свою молитву намаз , хотя его жена была англичанка. Для человека высокого уровня форма обрядов не являются определяющими. В будущем образованные и культурные люди будут способствовать гармонизации многоязычного и многорелигиозного мира. Майков И в заключение поговорим о пороках общественной жизни. Первая беда заключается в том, что киноартисты, СМИ, шоумены гораздо сильнее влияют на общественное мнение, чем мы, ученые. На телевидении освоены технологии иллюзий, которые выглядят убедительней, чем аргументы специалистов. Царит легковесность, крикливость. Вот слова Маргарет Тэтчер: «В наш век специалистов по воздействию на общественное мнение очень опасным становится увлечение лидеров модой, отказ от здравого смысла и твердых убеждений».
В этих условиях в странах западных демократий аномальное влияние приобретают небольшие сплоченные группы, вынуждающие лидеров идти на удовлетворение их требований, разрушающих базисные устои. Например, «сексменьшинства» добились, что однополые браки приравнены к традиционным бракам мужчин и женщин. Речь не о запрете совместной жизни однополой пары и соответствующего юридического оформления такой «однополой семьи». Но она не должна быть приравнена к традиционной семье, особый статус и даже святость которой связана с религиозным таинством рождения детей. В условиях нынешних технологий в СМИ побеждает не та партия и не тот лидер, кто лучше готов к принятию государственных решений, а тот, у кого больше денег на избирательную компанию, и у кого лучше актерские данные. Кто победит на теледебатах, маршал Жуков или артист Михаил Ульянов, играющий маршала Жукова? Конечно, великий актер, а не великий маршал. Мнение специалиста порой важнее мнения сотен, далеких от понимания проблем. Чтобы преодолеть тенденцию усиления некомпетентности, в парламентах и правительствах помимо политических партий с не меньшим весом должны быть представлены профессиональные сообщества , например, сообщества медиков, работников образования, академических институтов, инженерных, аграрных сообществ, военных и т.
Эти сообщества параллельно с общими выборами должны выбирать своих представителей в органы власти. Следующая беда — во всем мире упало влияние инженеров, профессионалов и созидателей. Производственными компаниями стали управлять так называемые менеджеры, юристы, финансисты. Еще одна беда — пассивность ученых, проистекающая от их невостребованности. Существенно сократилось число профессоров, способных руководить институтами и университетами. Беречь власть, но не поддакивать ей. Рекомендацию А. Пушкина: «Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно». Надо беречь государственную власть, но ни в коем случае не поддакивать, хвалить и благодарить ее.
Только созидательная критика. Борьба с активным невежеством. Общество должно осознать, что есть малообразованные и активные люди, которые призывают бороться с ядерной энергетикой, хотя это одна из тех отраслей, которые углекислый газ не выбрасывают в атмосферу, но она очень опасная. Много таких, кто призывает бороться с химической промышленностью, хотя надо бороться с несовершенством химических технологий, допускающих вредные выбросы. Избыточная вера в рыночные механизмы регулирования экономики и потребления - это тоже наша беда. А уже стали говорить о рыночном обществе. Экономика - да рыночная, но регулируемая планами и контролируемая для обеспечения безопасности. Но общество не должно быть рыночным. Оно должно быть просвещенным и культурным.
Сейчас опираясь на непросвещенность, начинается борьба с генно-инженерными продуктами, ими нас пугают. Но таким генно-модифицированным ГМО продуктам принадлежит будущее. Это мощнейший метод производства пищи и ее разнообразия. Такие технологии дают ресурс для жизни растущего населения. Селекция всегда была, без генной инженерии не проживем, потому что в 1900 году население на Земле состояло из 1,7 млрд человек. В школе я учился в 1950-е годы, говорили - 2,5 млрд, а сейчас - 7,3 млрд. А посевные пощади для сельскохозяйственных культур не увеличиваются, а уменьшаются. Как всякое новое изобретение, ГМО создаст новые проблемы. Но их придется преодолевать с помощью науки.
О проектах, нанесших ущерб стране и об активности ученых. История с Аралом — пример того, как высокопоставленные ученые не только не предотвратили, но и способствовали большим бедам. Воды Амударьи и Сырдарьи, питавших Аральское море, в 70-е годы прошлого века разобрали по хлопковым полям, и получили то, что предсказывали в 1963 году ученые. Арал стал быстро высыхать. Проект такой канальной системы был проработан не в достаточной степени.
Российских ученых заставили получать справки о психическом здоровье
Роберт Искандерович Нигматулин — советский и российский учёный-механик. Он является научным руководителем Института океанологии имени П. П. Ширшова с 2017 года и академиком РАН (с1991, секция математики, механики, информатики). Обо всём этом выдающийся советский и российский учёный, профессор и крупный государственный деятель Булат НИГМАТУЛИН рассказывает главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ. Роберт Искандерович Нигматулин родился в Москве 17 июня 1940 г. в профессорской семье. «В состав «Милли шура» вошли академик Института океанологии РАН Роберт Нигматуллин. Роберт Нигматулин академик.