Швейцарский психолог Жан Пиаже. Мы также познакомили вас с теорией швейцарского психолога Жана Пиаже, описывающей суть когнитивного развития детей и его стадии. Select the department you want to search in. All Departments Alexa Skills Amazon Clinic Amazon Devices Amazon Fresh Amazon Pharmacy Amazon Warehouse Appliances Apps & Games Arts, Crafts & Sewing Audible Books & Originals Automotive Parts & Accessories Baby Beauty & Personal Care. Jana Shen. Professor of Pharmaceutical Sciences, University of Maryland School of Pharmacy.
Please wait while your request is being verified...
Логотип SimpleЦДЗ | Монографии о душевном развитии ребенка. Ч.2. Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. |
Презентация последнего романа Жана Жене | Данная книга швейцарского психолога Жана Пиаже является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском возрасте, как мышление и речь. |
Сочинение егэ по тексту качалкова сашка бозин - Универсальный справочник - энциклопедия | Психология - 3513196. |
Основатель женевской школы генетической психологии
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. Цыбулько, 2024 г. Показать ответ и решение В монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году, рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности вербального выражения детской мысли.
Жанр: Психология Жан Пиаже 1896—1980 — выдающийся швейцарский психолог, логик, философ, один из основателей генетической психологии. Будучи профессором Женевского университета долгие годы руководил в качестве директора Международным центром по генетической эпистемологии при университете. В цикле исследований на детях разработал метод клинической беседы, а позже концепцию когнитивного развития детей как постепенного процесса, состоящего из нескольких стадий другие названия: концепция стадиального развития психики или операциональная концепция интеллекта.
Отзыв не должен содержать сторонние ссылки Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы. Недовольны качеством издания? Дайте жалобную книгу Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах. Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
Они активно исследуют мир с помощью органов чувств и моторики.
Ребёнок начинает с самых простых действий, постепенно переходя к более сложным. Путём «проб и ошибок» он постепенно осознаёт себя как нечто отдельное от остального мира. На этой стадии ребёнок манипулирует лишь с самими предметами, но не с символами, поскольку членораздельная речь ещё отсутствует. Подготовка и организация конкретных операций от 2 до 11 лет. На этой стадии ребёнок начинает мыслить символически, что отражается, к примеру, в игре: он может использовать одни предметы в функции других — коробка может играть роль стола, крышки от бутылок могут служить «тарелками» на этом «столе» и т. Символическое мышление реализуется и в речи. На раннем этапе этой стадии ребёнок ещё не понимает определённых правил, по которым строятся логические операции.
Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится, и взрослый человек знает это и может проделать эту операцию в уме; а ребёнок до семи лет на такое ещё не способен. На этом этапе ребёнку также присущ эгоцентризм: он думает, что другие воспринимают мир точно так же, как и он. На позднем этапе этой стадии ребёнок уже не только мыслит символами, но и может осуществлять с ними манипуляции в уме. Он овладевает определёнными законами строения и функционирования объектов: например, начинает понимать, что если кусок пластилина разрезать на несколько частей, то общее количество пластилина не изменится. Ребёнок начинает понимать и такое свойство, как обратимость: результат какой-либо операции может быть устранён путём противоположной операции например — разбитую тарелку можно склеить. Однако мышление на этой стадии ещё не является завершённым: операции совершаются только над конкретными объектами, но не над высказываниями. Например, если ребёнку сказать: «Не дразни этого мальчика из-за веснушек, тебе было бы приятно, если бы с тобой поступали так же?
На этой стадии ребёнок начинает осознавать возможные, гипотетические ситуации, а наблюдаемую реальность воспринимает лишь как частный случай некой модели. Теперь ребёнок способен мыслить предложениями и устанавливать формальные связи между ними логические умножение, сложение, включение и др. Тогда же он приобретает способность выделять все переменные, необходимые для решения задачи, и перебрать все возможные комбинации с ними в поисках правильного решения. Различие взглядов Пиаже и советских психологов Советские психологи были хорошо знакомы с трудами Жана Пиаже. Однако они указали на те их моменты, которые, по их мнению, были ошибочны. Пиаже считал, что развитие интеллекта представляет собой спонтанный процесс, независимый от внешних условий, в том числе среды и обучения. Советские психологи были с этим не согласны: отечественная психология, подкреплённая марксизмом, считала именно среду движущей силой развития интеллекта, и в первую очередь она уделяла внимание общественно-исторической части среды.
Лев Выготский в своих работах вступил с Пиаже в заочную полемику, однако ответ швейцарского психолога получить не успел, поскольку рано умер. Эксперименты, проведённые позднее советскими психологами, показали, что первоочередное значение для развития интеллекта имеет всё-таки умение ориентироваться в среде, а не способность к абстрактным логическим операциям, как это представлял Пиаже. Для примера можно вспомнить взрослых людей, страдающих аутизмом. Чаще всего у таких людей интеллект в целом развит недостаточно — вплоть до того, что они не приспособлены к самостоятельной жизни; между тем с «логической» частью мышления у них всё в полном порядке. Постепенно у тех аутистов, которые не были социализованы, развивается слабоумие.
В монографии швейцарского психолога жана пиаже егэ сочинение
One moment, please... | крупнейший зарубежный специалист по общей и детской психологии. |
Вероника НУРКОВА: "Поведение людей зависит от того, что они помнят" | Статьи | Известия | В работе швейцарского психолога Жана Пиаже представлено изложение сути теоретической концепции развития интеллекта, являющегося основой, стержнем психического развития, построение которой он осуществил в 1930-1940-х годах. |
Презентация последнего романа Жана Жене | Издательство АСТ | Jana Shen. Professor of Pharmaceutical Sciences, University of Maryland School of Pharmacy. |
Карин Жан-Пьер и секрет успеха. Германия вступает в новый век. - Наизнанку | Boosty | В монографии швейцарского психолога жана пиаже. |
ЛУЧШАЯ ВЕРСИЯ ЕГЭ 2023 ЦЫБУЛЬКО РУССКИЙ | В монографии швейцарского психолога Жала Пиаже «Суждение и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году, рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности вербального выражения детской мысли.и др. |
Основатель женевской школы генетической психологии
Швейцарский психолог Жан Пиаже придумал гениальный в своей простоте эксперимент над детьми. Department of Psychology. крупнейший зарубежный специалист по общей и детской психологии. Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.
Основатель женевской школы генетической психологии
А потом ему гoворили: «Петенька, а нарисуй, что видит Чебуpaшка». И вот тут прекрасноe. До 4-5 лет вcе дети уверенно рисовaли опять то же самое — Мишку, Чебурашку, стол, окнo и лысую голову. После 5 лет у некотoрых детей возникали попытки нарисовать мир под дpугим углом. Например, появлялась твoрческая догадка, что Чебурашка не может видеть Чебурaшку, а видит Мишку и… кого?
Как он мeня видит? И голову дяденьки-экcпериментатора он видит под каким-то другим углом. Может, экспериментатoр к нему ближе сидит. И возможно, от этого он кажется ему симпaтичнее?
Данная книга — одно из первых монографических изданий, посвященных комплексному исследованию медиабезопасности, и первое — из числа тех, которые были бы посвящены системному научному анализу криминалистического и криминологического обеспечения медиабезопасности в цифровой среде, роли и места речеведческих знаний в системе криминалистических средств противодействия преступлениям, совершаемым в цифровой медиасреде посредством информационно-коммуникативных действий. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, практических работников экспертных, следственных, судебных органов и прочих лиц, занимающихся вопросами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
For usage, see Commons:When to use the PD-scan tag. Note: This tag applies to scans and photocopies only.
В дальнейшем Жан Пиаже возглавлял Международный центр генетической эпистемологии, а также работал в США, где его исследования помогали составлять учебные пособия с учётом мышления детей разного возраста. В 1979 году учёный удостоился престижной премии Бальцана по общественным и политическим наукам. Деятельность швейцарского психолога Работая в школе Альфреда Бине и проверяя результаты тестирования учеников, Жан Пиаже отметил, что дети одной возрастной группы совершают одни и те же ошибки в одних и тех же вопросах, и эти ошибки не свойственны более старшим людям. Это натолкнуло его на мысль о том, что детское мышление строится по другим законам, нежели взрослое.
В дальнейшем эта догадка стала основой для целой теории. Согласно Пиаже, для детского мышления характерны следующие признаки: Неразделённость мира и собственной личности. Анимизм — вера в то, что все предметы вокруг в том числе неодушевлённые являются живыми и наделены душой. Артификализм — убеждение в том, что мир создан руками людей. Для объяснения особенностей детской психики Пиаже ввёл понятие «эгоцентризм», значение которого отличается от общепринятого. При таком способе мышления детям свойственно связывать всё со всем, не воспринимать противоречия, игнорировать общее при понимании частного, не понимать относительности некоторых понятий. Эгоцентрическое мышление находит своё выражение в эгоцентрической речи. В раннем возрасте ребёнку очень нравится говорить, однако он не стремится передавать свои мысли и чувства собеседнику с помощью речи. Он говорит только о себе, часто повторяет некоторые слова и слоги.
Он склонен говорить сам с собой, как бы раздумывать вслух; для ребёнка слово приближено к действию. Место диалога в речи ребёнка занимает своеобразный «монолог вдвоём»: ребёнок рассказывает что-то собеседнику, однако не стремится быть понятым и завязать диалог, для него главным является произвести впечатление. Эгоцентрическое мышление было выявлено с помощью экспериментов. В одном из них детей сажали вокруг стола, на котором находился макет со сложным рельефом, и предлагали нарисовать то, что они видят на макете. Потом одному ребёнку показывали все рисунки и просили выбрать тот, который нарисовал он сам, затем тот, который нарисовал его сосед справа, слева и т. Во всех случаях ребёнок выбирал один и тот же рисунок — свой. Ему казалось, что остальные дети видят макет так же, как и он. Жану Пиаже принадлежит новая трактовка детского мышления. Традиционно оно считалось более примитивным, чем мышление взрослых людей.
Пиаже показал, что детское мышление имеет прежде всего качественное отличие от интеллекта взрослого человека, оно просто «другое», своеобразное. Работая с детьми, Пиаже применял оригинальный подход, а именно клиническую беседу. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы и предлагал решить какие-то задания, получал ответы в свободной форме и на их основании делал выводы. Пиаже считал, что развитие интеллекта происходит посредством адаптации субъекта к изменяющейся окружающей среде. Субъект стремится восстановить равновесие между ним и средой, за счёт чего происходит процесс познания.
Сказать жизни "ДА!" Психолог в концлагере Виктор Франкл
16 сентября умер Жан Пиаже швейцарский психолог, автор работ о детской психологии Жан Пиаже Жан Пиаже родился 9 августа (по другим данным — 19 августа) 1896 года в городе Невшатель (Швейцария). 3) Во втором абзаце текста доказывается мысль о том, что монография швейцарского психолога Жана Пиаже была написана с целью выявления особенностей рассуждений детей. Виктор Франкл и его взгляд на человека в сложнейших ситуациях глазами психолога. В монографии швейцарского психолога жана. Исследования знаменитого швейцарского психолога Жан ПИАЖЕ (1896–1980). Швейцарские новости на русском.
Карин Жан-Пьер и секрет успеха. Германия вступает в новый век.
Монография швейцарского психолога Герхарда Фазнахта, изданная в Мюнхене, посвящена проблемам использования метода наблюдения в психологическом исследовании. B монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение изданной. Психолога жана Пиаже (1896-1980). Онтогенез психического развития в школе Дж. Цитата из книги«Как сохранить любовь в браке» Джона Готтмана — «детский швейцарский психолог Жан Пиаже называл данный феномен коллективным монологом. В монографии швейцарского психолога. Суждение рассуждение ребенка Пиаже книга. B монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение.
Please wait while your request is being verified...
Первую заметку о воробьях-альбиносах он опубликовал в 10 лет. Всего Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей. Пиаже окончил университет, а затем защитил кандидатскую диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете. К этому времени относится начало его увлечения психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.
Потом он переезжает из Швейцарии в Париж, где работает преподавателем в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ.
Потом одному ребёнку показывали все рисунки и просили выбрать тот, который нарисовал он сам, затем тот, который нарисовал его сосед справа, слева и т. Во всех случаях ребёнок выбирал один и тот же рисунок — свой. Ему казалось, что остальные дети видят макет так же, как и он. Жану Пиаже принадлежит новая трактовка детского мышления. Традиционно оно считалось более примитивным, чем мышление взрослых людей. Пиаже показал, что детское мышление имеет прежде всего качественное отличие от интеллекта взрослого человека, оно просто «другое», своеобразное.
Работая с детьми, Пиаже применял оригинальный подход, а именно клиническую беседу. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы и предлагал решить какие-то задания, получал ответы в свободной форме и на их основании делал выводы. Пиаже считал, что развитие интеллекта происходит посредством адаптации субъекта к изменяющейся окружающей среде. Субъект стремится восстановить равновесие между ним и средой, за счёт чего происходит процесс познания. При этом субъект и среда взаимно влияют друг на друга. Важно, что интеллект развивается не обязательно наравне с биологическим развитием — последнее лишь создаёт предпосылку для развития интеллекта. Также психическое развитие проходит в процессе социализации.
Опыт субъекта при этом превращается в схемы действия, а он в дальнейшем становятся операциями. Мышление ребёнка в своём развитии проходит три стадии: аутистическую, эгоцентрическое и социализированное. Аутистическое мышление наблюдается в возрасте от рождения до двух — трёх лет. Оно состоит из детских фантазий, грёз, оно не направлено на внешний мир, бессознательно и подчинено принципу удовольствия. Оно не приспосабливается к внешнему миру. От трёх до одиннадцати — двенадцати лет ребёнком руководит эгоцентрический принцип мышления. Это как бы промежуточное звено между аутистическим и взрослым, социализированным мышлением.
В этот момент ребёнок начинает осознавать несоответствие удовольствия и реальности. Его мысли уже направлены на внешний мир, однако предметы этого мира воспринимаются только по отношению к самому себе. В этом возрасте ребёнок ещё не может сопоставлять разные точки зрения на объект. По структуре такое мышление ещё остаётся аутистическим, но оно уже не ограничивается удовлетворением физических потребностей и желания играть, а имеет черты умственного приспособления, что характерно для взрослой психики. К двенадцати годам эгоцентризм из психики полностью исчезает разумеется — в норме. Формируется социализированное мышление, которое имеет характерные особенности: Оно подчинено принципу реальности; Оно направлено на познание и изменение окружающего мира; Оно выражается в речи. Жан Пиаже также дал подробное описание стадий развития интеллекта, начиная от рождения и кончая взрослым состоянием.
До 4-5 лет вcе дети уверенно рисовaли опять то же самое — Мишку, Чебурашку, стол, окнo и лысую голову. После 5 лет у некотoрых, очень некоторых детей возникали попытки нарисовать мир под дpугим углом. Например, появлялась твoрческая догадка, что Чебурашка не может видеть Чебурaшку, а видит Мишку и… кого? Как он мeня видит? И голову дяденьки-экcпериментатора он видит под каким-то другим углом.
Может, экспериментатoр к нему ближе сидит. И возможно, от этого он кажется ему симпaтичнее? Ни у кого из детей это не былo мгновенным озарением. Ни у кого из нас это не мгнoвенное озарение.
Реактивация психической боли, депрессии и конфликта амбивалентности, включающая сознательные и бессознательные выражения ненависти по отношению к аналитику, который представляет любимый и ненавидимый объект в переносе, создает ситуацию серьезного испытания контрпереноса аналитика. Позволит или не позволит аналитик развиться негативному переносу, зависит от его теоретических предпочтений и частично- от его сопротивлений в контрпереносе. Важно различать два вида амбивалентности аффектов: прегенитальную амбивалентность, в которой любовь и ненависть не могут соединиться, поскольку они слиты друг с другом, и генитальную амбивалентность, в которой любовь и ненависть соединяются, потому что они отделены друг от друга, и таким образом становится возможной любовь целостного Эго к целостному объекту. Отыгрывание сепарационной тревоги в клинической практике. Отыгрывание как поиск психического контейнера. Сепарации, время сессий и оплата.
В монографии швейцарского психолога жана
Любое отклонение мира от этих контуров вызывает у них испуганную яроcть и раcценивается как преступление. И обхoдить, дaже мысленно, стол, чтобы узнать что-то новенькое о близких, об их жeланиях, об отношениях и даже о самих себе, они не будут. Потому что. Потому что бесит, потому что стpaшно, хлопотно и зачем уcложнять. Если бы меня спрашивали но никто не спpосит я бы предложила этому и учить в детском саду, на любом подходящем материале, хоть на шишках, хоть на осенних листьях, хоть на пaльчиковых красках. А потом в школе еще закреплять этот навык. Потому что этот навык, и он тренируется. Чecтное слово, каких-то несколько лет.
Ну и ужасно интересно всегда пpоверить близких по методу Пиаже.
Всего Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей. Пиаже окончил университет, а затем защитил кандидатскую диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете. К этому времени относится начало его увлечения психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли. Потом он переезжает из Швейцарии в Париж, где работает преподавателем в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Обрабатывая результаты IQ теста, Пиаже отметил, что маленькие дети все время дают неверные ответы на некоторые вопросы, причем эти ошибки были одинаковыми.
Они пытаются перескочить от ощущения усталости к приятным развлечениям. Из-за этого происходит переключение действия с одной деятельности на другую и как раз не происходит расслабление и восстановление сил. Поэтому люди себя чувствуют разбитыми», — объяснила Девятка. Отвечая на вопрос о необходимости посещения различных выставок и музеев в праздничные выходные, психолог обратила особое внимание на то, что при выборе программы отдыха необходимо отталкиваться от интересов человека. Удовольствие можно получить, если человек понимает, зачем он пришёл и что именно он хочет увидеть.
Стадию конкретных операций проходят дети от семи до одиннадцати лет — в этот период появляется способность к логическому мышлению и анализу, однако оно отлично от мышления взрослого человека, абстрактные и гипотетические понятия еще не доступны для понимания. На последнем этапе стадия формальных операций ребенок учится анализировать абстрактные идеи, развивается его способность к дедуктивным рассуждениям. Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала огромное влияние на развитие педагогической психологии, была источником множества понятий, ставших в дальнейшем основными в психологии развития. Альберт Эйнштейн утверждал, что только настоящий гений мог создать настолько доступную для понимания концепцию.
Вариант егэ по русскому 9 вариант
Подборка книг швейцарского психолога Жана Пиаже | Jana Shen. Professor of Pharmaceutical Sciences, University of Maryland School of Pharmacy. |
Когнитивное развитие. Часть 2 | Блог 4brain | 79 781 цитирование - generations - personality - social psychology - gender roles. |
Суждение и рассуждение ребенка | B монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение изданной. |
Вышла книга богослова Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа» | Department of Psychology. |
Великие психологи | Мы также познакомили вас с теорией швейцарского психолога Жана Пиаже, описывающей суть когнитивного развития детей и его стадии. |
Вклад швейцарского психолога и философа Жана Пиаже в теорию возрастной психологии.
Автор: Измайлова Лиза Юнузовна Жан Пиаже (1896 — 1980) Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. В издательстве Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» вышла книга известного богослова Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа». Швейцарский психолог Жан Пиаже придумал гениальный в своей простоте эксперимент над детьми. В монографии швейцарского психолога Жала Пиаже «Суждение и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году, рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности вербального выражения детской мысли.и др.
Вариант егэ по русскому 9 вариант
Монография Ж. Пиаже состоит из пяти глав. Оценивая работу в целом, можно утверждать, что выводы, сформулированные автором по результатам проведённых исследований, являются, безусловно, огромным вкладом в науку. Заслуга автора заключается в том, что в монографии получили исчерпывающее освещение представления о структуре и функционировании детской мысли.
Ни у кого из детей это не былo мгновенным озарением. Ни у кого из нас это не мгнoвенное озарение. Углубление картинки того, как Чебурашка может видеть наш мир, полный скорбей, занимает гoды.
Даже в лучших cлучаях. Некоторые становятся cпособны увидeть мир с точки зрения Чебурашки только годам к десяти. Тут можно было бы сказать "поздновато". Но мы знаем людей, которые неспособны к этому ни в тридцать, ни, прости господи, в пятьдесят. Которые уверены, что мир существует в неизменно отлитoй форме и строго в тех контурах, которые они видят со стула. Любое отклонение мира от этих контуров вызывает у них испуганную яроcть и раcценивается как преступление.
Считается, что новые медиа вызвали в жизни нашего общества переворот, сравнимый с изобретением электричества и современных средств передвижения. Однако никакие другие изобретения не отнимали так много времени в нашей повседневной жизни, не требовали такого постоянного внимания и вовлеченности, не изменяли в такой мере условия и методы нашей деятельности, не вторгались так глубоко в нашу частную, семейную и личную жизнь, не проникали в такой степени в нашу психику. В издательстве Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» вышла книга известного богослова Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа».
Специально обсуждаются возможные ошибки наблюдения, что во многом дополняет освещение проблемы влияний экспериментатора на результаты исследования 1. В третьей главе подводятся итоги споров «за» и «против» свободы наблюдения от психологической теории. Сам автор придерживается точки зрения, согласно которой возможно «атеоретическое» выделение единиц наблюдения. В пятой главе описываются пути такого выделения единиц, квантифицирующих поведение: метод расчленения на события, метод расчленения временных промежутков хронометраж , метод градаций ранжирование. В четвертой главе анализируются особенности описания поведения в разных системах отчета наблюдателя: в вербальной системе, в номинальной системе, в системах сравнений, в системах структур. Обсуждаются проблемы протоколирования данных наблюдения и применимости шкал, охарактеризованных Стивенсом 1951 как шкалы классификации, порядка, интервалов и отношений, к различным образом организованным отчетам. В седьмой главе метод наблюдения представлен с позиций двух школ, для которых он является основным приемом исследования: этологии и экологической школы Баркера и Райта Barker R.
Приложение включает пример протокола, заимствованный у Баркера 2. Монография Г. Фазнахта является наиболее полным руководством по методам наблюдения из имеющихся в настоящее время в англоязычной и немецкоязычной литературе. На русском языке нет подобного руководства для введения в практические проблемы метода наблюдения при его использовании в психологическом исследовании. Классическая работа М.