«Гвоздем сезона» стал «Сын» Юрия Бутусова.
Младший папа
Главным победителем и обладателем «Большого хрустального гвоздя» стал спектакль «Сын» Российского государственного академического молодежного театра в постановке Юрия Бутусова. Биография режиссера Юрия Бутусова: личная жизнь, его жена и сын. Поставленные спектакли, должность режиссера театра им. Е. Вахтангова, преподавание в ГИТИСе. Фото: РИА Новости. Спектакль Юрия Бутусова по пьесе Генрика Ибсена вышел в 2019 году и стал театральным событием сезона. Победителем стал спектакль «Сын» режиссера Юрия Бутусова, поставленный на сцене РАМТа. первый военный спектакль нашего времени. Юрий Бутусов, один из самых парадоксальных современных режиссёров, впервые поставил её на российской сцене.
Сон и явь и на сцене РАМТа
купить билеты на спектакль в Москве. Расписание, содержание, актеры, фото, продолжительность Закажите билеты в театр на Главный приз ежегодной московской премии Союза театральных деятелей (СТД) России «Гвоздь сезона» 2022 года получила постановка Юрия Бутусова «Сын» Российского академического молодежного театра (РАМТ). Купить билеты на спектакль Сын в Москве, билеты по цене от 1000,00 руб. 1 мая 2024 г. в 19.00, РАМТ Сын, официальные электронные билеты на спектакль на сайте Главный приз — «Большой хрустальный гвоздь» — забрала постановка Юрия Бутусова «Сын» в РАМТе.
Победителем театральной премии «Гвоздь сезона» стал спектакль Юрия Бутусова «Сын»
Отец мечтает, чтобы сын стал его подобием. Как все родители, он пребывает в иллюзии, что ребенок — продолжение его самого и потому должен идти проторенным отцом путем. Юрий Бутусов, прежде чем вывести на сцену Николя, языком танца предупреждает зрителя: тот оказался в пространстве, где не действуют привычные правила и люди выглядят не так, как хотят выглядеть, а так, как выглядят на самом деле. Сквозь их физическую оболочку с помощью грима проступает их внутренний мир, и, что не удивительно, он может радикально не соответствовать повседневным стереотипам восприятия.
В кино это возможно, но в театре такой прием обладает куда большей силой эмоционального воздействия. Если зритель подключается к созданному воображением режиссера миру, тот завладевает им целиком. Теперь это и его игра воображения.
Николя в исполнении Евгения Редько — это его герой, и тогда он понимает, что может выглядеть только так и никак иначе. Тем более что актер виртуозно, на пределе возможностей играет свою роль. В роли отца — Александр Девятьяров.
Именно ему досталась «Золотая маска» в номинации «Мужская роль второго плана». И он тоже персонаж из мира, созданного воображением Юрия Бутусова. В мире, созданном другим режиссером, он тоже мог бы сыграть роль Пьера — отца Николя в спектакле по пьесе «Сын», но, скорее всего, в том мире мы не увидели бы и половины актерских находок, которые он демонстрирует на сцене РАМТ.
Его Николя — человек целеустремленный внешне и мечущийся внутри. Сын Николя Пьер — проявленная проекция его сомнений. Заставляя сына вписываться в социальные стереотипы, он производит над ним ту же операцию, что произвел над самим собой.
Он справился с последствиями той операции, его сын — нет. Если бы на «Золотой маске» существовала номинация «Творческий дуэт», в ней у Девятьярова—Редько соперников не было бы.
Причем все герои постановки - с белым гримом на лице, как будто они мимы, и только главный герой - мальчик Николя - без грима, словно единственный в действительности взрослый человек. Спектакль "Сын" РАМТа, получивший "Золотую Маску" 2022 года за лучшую мужскую роль второго плана Александр Девятьяров и еще шесть номинаций на премию, можно будет также увидеть в Перми в среду. А уже в четверг московский театр покажет на пермской сцене постановку "Душа моя Павел" Алексея Бородина, вошедшую в лонг-лист фестиваля "Золотая маска" 2023 года. Фестиваль "Золотая маска" открылся в столице Прикамья 5 сентября спектаклем "Фома" Новосибирского музыкального театра. Помимо этого, 7 и 8 ноября Новосибирский театр "Старый дом" представил на сцене Пермского ТЮЗа постановку "Танцующая в темноте" по одноименному фильму Ларса фон Триера.
Нашедший свой ключ к Шекспиру, Брехту, Чехову, Ибсену Бутусов ищет человеческое содержание и глубину, обращаясь на этот раз к современному материалу. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир, то, что Шекспир назвал "квинтэссенцией всего живущего".
Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить.
В самом начале на экране загорается фраза «Он меня пугает», после чего мы наблюдаем разговор Пьера и его бывшей жены Анны. Пьер достаточно остро реагирует на слова о странном поведении сына. Кто пугает Анну — бывший муж или сын? Невольно оказываешься в раздумьях, а через некоторое время слышишь увиденную фразу из уст героини. Контекст и правила игры становятся понятны.
Однако выведение фраз на экране до момента говорения сохраняется, что заставляет «гоняться» за хвостом контекста. Вначале это немного отвлекает, но затем кажется органичным. В то же время режиссер заставляет сомневаться зрителя в себе и своей проницательности. Несколько раз он вводит его в сомнение. Сначала в конце первой части после ссоры сына с отцом, а потом когда происходит звук выстрела и все уверены, что мальчик совершил страшное... Но он неожиданно появляется и начинается, как потом становится понятно, иллюзорный рассказ о том, «как могло бы быть», опять не соответствуя ожиданиям.
Пространство сцены выстроено таким образом, что имеет горизонтальное и вертикальное деление одновременно. Большую часть преобладает второе. Наиболее отражено это в первом действии, где зона раздела присутствует между столовой и гостиной. В них разыгрываются различного рода противостояния, перебрасывая зрителя из одного состояния в другое. Между сценами выстроены удачные переходы, которые не просто меняют действие, но и плавно уводят за собой смотрящего. Горизонтальное деление достигнуто с помощью перегородки, играющей роль кухонной стены.
Она используется в моменты сомнения героев, страха. Так, например, когда Пьер говорит с Николя, пытаясь выяснить его состояние, он буквально гоняется за ним по кругу или разговор Николя с матерью, когда он сомневается, что проживание у отца сможет что-то решить, его голос витает в зале, а зеркала позади перегородки словно растворяют Николя в пространстве. У него нет дома, его печаль не вмещается в родные стены. Вторая часть сохраняет это деление пространства, однако заметно явное уменьшение количества предметов, а основные действия переносятся на центр — порка ремнем одна из сильных сцен , разговор родителей с врачом, мечта отца о живом сыне. Из всей мебели остались два стула, диван и подобие пуфика.
Юрий Николаевич Бутусов
В "Папе" тоже предлагается увидеть события глазами героя, но спектакли Арье и Бутусова реализуют эту задачу очень разными средствами. Откроет третий Фестиваль театров Дальнего Востока специальный гость фестиваля — РАМТ, который сыграет спектакль Юрия Бутусова «Сын». В спектакле "Сын" Юрий Бутусов позаимствовал понемножку из каждого жанра.
«Сын Даниил с пяти лет ходит с нами на молитвы»: Вячеслав Бутусов рассказал о своей семье
И этот ментальный старик с высоты своего психологического пожилого возраста взирает на копошения вокруг него вроде бы взрослых людей, но которые почему-то ведут себя по-детски. На самом деле другие артисты — Александр Девятьяров, Татьяна Матюхова, Виктория Тиханская — играют обычных взрослых людей, что как-то хотят помочь разобраться с проблемами Николя, они стараются как могут, хотя у них и своих бед хватает. И весь спектакль они рвутся, рвутся, рвутся на части, чтобы всё исправить. Но только всё портят, заигравшись как дети в свою власть взрослых.
Всё это поставлено так, что кажется даже логичным, что самым последовательным, цельным и зрелым человеком в спектакле оказывается именно Николя. Он тут самый старший сын. Правда, зрелость эта не от хорошей жизни и ведет к беде, которая всё-таки заставляет грустных клоунов-детишек немного повзрослеть.
В этот раз обходясь без характерных для себя радикального перекраивания текста и излишней карнавализации, режиссер несколькими отлично придуманными ходами показывает сильнейшие, сидящие глубоко внутри героев чувства, которые без должного выхода и внимания к ним начинают поедать человека и вести его к трагедии. Собственно, так Бутусов делал всегда, просто это было трудно разглядеть за более яркой формой. Подобное раскрытие проблемы отношений между людьми в целом и неизменно актуальной темы сложностей переходного возраста в частности не может не цеплять, а также заставляет задуматься о том, а насколько по-взрослому ты ведешь себя со своими близкими.
Согласны с автором?
Показы спектаклей пройдут 3 октября. Также 5 октября Мирнинский театр сыграет спектакль «Озор», поставленный Елизаветой Бондарь на основе рассказа Мамина-Сибиряка «Озорник», а также материалов обсуждений этого текста с жителями Мирного. В заключительный фестивальный день зрители увидят спектакль Инклюзивного Театра «Алгыс» — «Олонхо. Метаморфозы» по мотивам якутского эпоса режиссёр — Лена Иванова-Гримм. На закрытии форума выступит ещё один коллектив из Якутии — Саха театр имени П. Ойунского со спектаклем «Васса Железнова» режиссёр — Сергей Потапов.
И я вижу результат. Не было у него никаких страшных испытаний, какие человек проходит в подростковом возрасте. Они, конечно, есть. Но я вижу, как сыну удается противостоять этому».
В пьесе «Сын» все как будто рассказывается последовательно и объективно, но иногда автор в ремарках смещает координаты действительности, например, предлагает включить арию из оперы Массне «Керубино», неуместную в обстоятельствах семейной драмы. Бутусов такое предложение Зеллера принимает, и в его спектакле появляется певец: артист Денис Баландин в концертном фраке с пышным цветком в петлице выходит к микрофону, и его сильный голос то ли низкий женский, то ли высокий мужской последовательно остраняет действие, создает дополнительный смысловой и эмоциональный объем. В репертуаре Человека, который поет так он поименован в программке , и прихотливо аранжированные Фаустасом Латенасом классические арии, и альтернативный рок, но в какой бы манере он ни пел — торжественно и скорбно или разражаясь каким-то дьявольски издевательским хохотом, — вокал оказывает гипнотическое воздействие. Черная шапочка на певце ассоциативно связывает его с Николя. Может, это некая несбывшаяся, неслучившаяся ипостась заглавного героя, или это его вопящая от боли, исходящая слезами и кровью душа… Сама музыка становится метафорой, и когда герои с картонными музыкальными инструментами, гитарой и синтезатором наперевес бросаются в пучину звуков, зрителю ничего не остается, как отдать себя на растерзание этим оглушительным аккордам, визгу струн и грохоту барабанных палочек. Визуальное решение спектакля заковывает этот бурлящий чувственный хаос в строгие рамки, создавая четкие силуэты и геометрически выверенные пространственные композиции. Художник Максим Обрезков выстроил неглубокий павильон с тремя черными стенами, прикрытый белым потолком. Слева — застекленный проем, напоминающий дверь в сад, оттуда иногда бьет холодный свет или ветер вдувает белоснежную легкую занавеску. Центром пространства становится стол, место для семейных встреч, объяснений и трапез. Он превращается в станок для игры, вокруг него творится трагическая клоунада, к нему стягиваются динамические линии мизансцен. Другой пространственный акцент — прислоненное к правому порталу большое зеркало в потертой деревянной раме. Персонажи порой замирают перед ним, вглядываясь в собственные отражения, протягивая ладони к зеркальной поверхности, словно стараясь проникнуть за нее, в глубь неведомого и нездешнего. Когда стены глухой черной комнаты поднимаются, за ее пределами открывается пустынный сюрреалистический пейзаж: высокие столбы с замершими на них воронами и непропорционально огромный каркас птицы, хищно подвигающейся в сторону людей. Кладбищенские угодья освещены контровыми слепящими прожекторами художник по свету Адександр Сиваев , и в этом свете Пьер взбивает длинными пальцами фонтан брызг в медном тазу с водой — красиво и страшно. Таков вообще «Сын» Юрия Бутусова — красивый и страшный. Завораживающее зрелище и горчайший смысл. На программке спектакля — портрет Евгения Редько: романтически спутанные пряди черных волос падают на лоб, облик сумрачного Паганини… Это отвлекающий маневр авторов спектакля, Редько-неврастеника зритель здесь почти не увидит. Только в специально отведенных зонах действия актер экстенсивен и позволяет себе открытую эмоцию, когда выходит с листами пьесы в руках и читает текст других персонажей — диалог замерших в неподвижности матери и отца или циничную, развязную речь доктора, требующего оставить Николя в больнице, чтобы предотвратить повторную суицидальную попытку. Кричит, захлебывается словами, «играет». В роли Николя Редько существует иначе, с продуманной сдержанностью и невероятным чувством меры — при этом на максимально широкой амплитуде ощущений.
Спектакль Юрия Бутусова "Сын" получил в Москве главный приз премии "Гвоздь сезона"
Юрий Николаевич Бутусов | РАМТ открывает новый сезон на Большой сцене спектаклем Юрия Бутусова «Сын». |
Во имя сына — Ольга Федянина — Искусство и культура Почитайте — | Очень скоро в РАМТе состоится премьера спектакля Юрия Бутусова «Сын» по пьесе современного драматурга Флориана Зеллера. |
Сын - спектакль в Москве, афиша и билеты | | Спектаклем Юрия Бутусова "Сын" завершили сегодня наш 102-й театральный сезон! |
ФЛОРИАН ЗЕЛЛЕР. «СЫН». РАМТ. РЕЖИССЕР ЮРИЙ БУТУСОВ
Что касается того, что я испытываю во время действия… Это тот момент, когда отключается голова. Ощущение как будто ты сел в ракету и полетел. Ты уже не обращаешь внимания на то, что происходит внизу. Не знаю, как точнее объяснить. Но не в том смысле, что есть только я и больше никого.
А в том, что я играю, чтобы что-то понять, почувствовать, а потом отдать это зрителю. Я играю этот спектакль, и они вместе со мной играют его. Вот про что для меня театр. А для чего, как ты думаешь?
Он необходим, чтобы что-то поменять, чтобы люди совершали поступки, размышляли, что такое любовь или нелюбовь, чтобы у них была эмоция после спектакля. Вот для этого театр. Для жизни. А когда хвалят взрослые, то уже верю меньше.
Очень люблю, когда мне пишут зрители. Я для этого завел телеграм-канал t. Мне интересно узнать, как ты повлиял на человека или не повлиял, что понравилось, что не понравилось. Музыка — это тоже часть меня.
И так было всегда. Я писал музыку и в детстве, и потом, в Школе-студии. Сначала фонограммки артистам. Как сказал Ницше, без музыки жизнь была бы ошибкой.
Писать музыку — это отдельная история, очень интересная, когда ты угадываешь эмоцию артиста, либо пишешь в контрапункт. Я поработал с большой формой — живым оркестром, сделал много аранжировок. Это возможность учиться прямо в процессе. Я без всякого пафоса говорю: самое главное — учиться.
У театра, у людей, у животных и у деревьев. У всех и всего надо учиться.
Что касается того, что я испытываю во время действия… Это тот момент, когда отключается голова. Ощущение как будто ты сел в ракету и полетел. Ты уже не обращаешь внимания на то, что происходит внизу. Не знаю, как точнее объяснить. Но не в том смысле, что есть только я и больше никого. А в том, что я играю, чтобы что-то понять, почувствовать, а потом отдать это зрителю. Я играю этот спектакль, и они вместе со мной играют его. Вот про что для меня театр. А для чего, как ты думаешь? Он необходим, чтобы что-то поменять, чтобы люди совершали поступки, размышляли, что такое любовь или нелюбовь, чтобы у них была эмоция после спектакля. Вот для этого театр. Для жизни. А когда хвалят взрослые, то уже верю меньше. Очень люблю, когда мне пишут зрители. Я для этого завел телеграм-канал t. Мне интересно узнать, как ты повлиял на человека или не повлиял, что понравилось, что не понравилось. Музыка — это тоже часть меня. И так было всегда. Я писал музыку и в детстве, и потом, в Школе-студии. Сначала фонограммки артистам. Как сказал Ницше, без музыки жизнь была бы ошибкой. Писать музыку — это отдельная история, очень интересная, когда ты угадываешь эмоцию артиста, либо пишешь в контрапункт. Я поработал с большой формой — живым оркестром, сделал много аранжировок. Это возможность учиться прямо в процессе. Я без всякого пафоса говорю: самое главное — учиться. У театра, у людей, у животных и у деревьев. У всех и всего надо учиться.
Сам Юрий Бутусов предпосылает спектаклю рассуждение о том, что перед нами своего рода гамлетовская коллизия, но это рассуждение больше свидетельствует о том, что режиссерская фантазия может вычитать из телефонной книги самые разнообразные смыслы и подтексты. От Гамлета в «Сыне» примерно столько же, сколько от Эдипа или Федры,— архетипические сюжеты просвечивают сквозь отношения Николя и с отцом, и с матерью, и с мачехой, но у Зеллера ситуации схематичны, а диалоги лапидарны, это пустые, формальные слова, за которыми можно разглядеть все, что угодно,— или ничего. Как и за появлением Николя в доме его отца Пьера и мачехи Софии можно разглядеть скрытый шантаж, угрозу, отчаянную попытку вписаться в чужую жизнь, бунт — или обыкновенную подростковую безалаберность. Как ни парадоксально, именно это опустошенное пространство диалога довольно адекватно свидетельствует о современности — просто у автора и его героев один общий кризис на всех, кризис того, что можно выразить словами. Современный человек словами больше не коммуницирует, но литература, и драматургия в том числе, все равно на них обречена. И вся надежда только на то, что театр, такой как у Юрия Бутусова, например, к словам давно уже относится не как к сути дела, а как к аксессуару, поводу для аттракциона, где не раскрывается, а создается смысл фраз, которые сами по себе пусты, обертка без конфеты. Вольно или невольно это соединение яркого аттракциона и голой схемы в спектакле Юрия Бутусова порождает вполне дидактически наглядное — и вполне драматичное — предостережение. Оно состоит в том, что зримый мир, данный вам в ощущениях, больше не предлагает точки опоры для ваших решений.
Кажется, ни пьесе, ни постановке нечем нас удивить. Но, разумеется, это не так. И в этом выборе актёра на роль, думается, главная заслуга Юрия Бутусова. Вся боль подросткового бунта наконец доносится до нас голосом, не прислушаться к которому невозможно, смотрит на нас глазами, от которых не отвести взгляда. Считать, что юношеский кризис самоидентификации — пустяк, это типичная «ошибка выжившего». То, что большинство людей доживают до тридцати по новому постановлению — до тридцати пяти и становятся взрослыми, преображаясь в копии своих занудных предков, не значит, что тонкое не рвётся, а ветер зрелости не холодит былые раны. Нарочитая арлекинада всех персонажей, если вдуматься, по сути — преломление их реального облика, манер и поступков в уме и воображении Николя. Смешит нас это или бесит, но дети часто видят родителей именно такими: суетливыми клоунами, лицемерными марионетками, слепоглухими эгоистами.
Читайте также:
- Спектакль «Сын» в РАМТ – билеты на Ticketland
- Комментарии
- Последние комментарии
- РАМТ перенесёт премьеру спектакля «Сын» из-за коронавируса у актёра | Аргументы и Факты
- «Отец» и «Сын»
- Билеты в наличии:
Билеты на Спектакль «Сын»
Во имя сына // Спектакль Юрия Бутусова в РАМТе | Описание: Актеры Виктория Тиханская в роли Софии и Александр Девятьяров в роли Пьера во время показа спектакля Юрия Бутусова «Сын» в Российском академическом молодежном. |
РАМТ Сын. Купить билеты на спектакль Сын в театре РАМТ | Российский академический молодежный театр (РАМТ) отменил премьерный показ спектакля «Сын» в постановке Юрия Бутусова, проведение которого было намечено на 11 сентября. |
В РАМТе стартует 102-й сезон | Премьера спектакля «Сын» в постановке Юрия Бутусова по пьесе современного французского драматурга Флорина Зеллера должна была открывать юбилейный сезон. |