Новости ст 37 упк рф с комментариями

лучший адвокат по уголовным делам в Москве.

Полномочия и обязанности прокурора по УПК РФ статья 37

Глава 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ - адвокат по уголовным делам Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК) стало значительным шагом в практической реализации проводимой в нашей стране судебно-правовой реформы.
Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Ст 14 УПК РФ Презумция невиновности и комментарий к ней

Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Внесены изменения в статью 389.33 УПК РФ, теперь составление мотивированного решения суда апелляционной инстанции может быть отложено. органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи.

Первые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в 2023 году

ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ в текущей редакции и комментарии к ней полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве не ограничены указанными в ст. 37 УПК РФ и регламентированы также другими нормами уголовно-процессуального законодательства.
Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Статья 37 УПК РФ. 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом.
Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Статья 37. Уголовно-процессуального кодекса. Прокурор

Возбуждение уголовного дела часть 1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: пункт 10 в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем; Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам часть 1. Прокуратура Российской Федерации пункт 1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: абзац 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; Статья 42.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением. Требование прокурора по уголовному делу — это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций. Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства. Согласно ст. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Следует отличать жалобы просьбы участника процесса устранить нарушения закона , подлежащие рассмотрению в порядке ст. Ходатайство — это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действия или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица. Ходатайства заявляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и рассматриваются в порядке ст. Срок рассмотрения ходатайства составляет 3 суток со дня его заявления. Днем заявления ходатайства считать дату его регистрации. По результатам рассмотрения следователем выносится постановление об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частичном отказе. После рассмотрения оригинал ходатайства приобщается к материалам уголовного дела, а копия ходатайства и ответа на него — в контрольное производство по уголовному делу. Статистическая карточка, заполненная по результатам рассмотрения ходатайства, передается должностному лицу, ответственному за ведение статистического учета и формирование контрольного производства. Правом рассмотрения жалоб в порядке ст. По поручению указанных руководителей подготовка материалов для рассмотрения и составления проектов процессуальных документов может быть поручена подчиненным сотрудникам инспекторам отдела процессуального контроля и следователям. Рассмотрение жалоб в порядке ст.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти. В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.

Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, вправе осуществлять от имени государства уголовное преследование лица в ходе уголовного судопроизводства. В статье анализируется практика реализации прокурорами полномочий по направлению материалов проверок в органы предварительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в целях уголовного преследования виновных в нарушении закона в. В Ики-Бурульском районе за умышленное невыполнение требований прокурора чиновник привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ. Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ.

Конституционный суд РФ запретил бессрочное расследование уголовного дела

О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В отличие от ст. 116 УПК РСФСР 1960 года УПК РФ формально не требует, чтобы прокурор, отменяя постановление о возбуждении уголовного дела, прекратил его. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) N 174-ФЗ от 18.12.2001 (Список изменяющих документов). В отличие от ст. 116 УПК РСФСР 1960 года УПК РФ формально не требует, чтобы прокурор, отменяя постановление о возбуждении уголовного дела, прекратил его. Редакция части пятой статьи 148 УПК Российской Федерации в законодательном порядке закрепляет право обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Комментарий к ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

Ст. 37 УПК РФ. Прокурор

Статья 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ Другой комментарий к статье 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.
Правовые гарантии освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции В статье анализируется закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия

До принятия ФЗ от 05. Указанный Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО ч. С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования ст. Споры о подследственности разрешает прокурор ч. Данное полномочие, на наш взгляд, следует толковать ограничительно, ибо прокурор не наделен правом давать следователю указания о передаче дела дознавателю.

Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев: а когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия п. Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может в отсутствие споров о подследственности , если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно: 1 при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства п. Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч.

Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями такой передачи могут теперь служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя за соблюдением закона: грубые нарушения следователем органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т. Может показаться, что данное полномочие в определенной степени вступает в противоречие с другим способом прокурорского реагирования, предусмотренным частью 6 ком. Однако обращает на себя внимание, что в ч. На наш взгляд, это означает, что прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения права, предоставленный ему законом, как-то: обжаловать действия следователя вышестоящему руководству, либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования с учетом требований прокурора о соблюдении закона, либо, наконец, изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета РФ; 19 установив, что следователь нарушил требования ч.

Смотрите ком. В порядке осуществления уголовного преследования у прокурора сохранились следующие полномочия: 1 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства п. При этом указания прокурора даются теперь не органу дознания, а непосредственно дознавателю. Обращает на себя внимание и тот факт, что, в отличие от прежней редакции данной статьи, в числе полномочий прокурора в УПК больше не названо право давать указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий п.

В то же время ч. Полагаем, что приоритет принадлежит регулированию, содержащемуся в УПК РФ, поскольку он больше не предусматривает принятия прокурором уголовных дел к своему производству. Прокурор также вправе давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, сверх тех, которые отнесены законом к подследственности дознания п. Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования следствия и прокурорского надзора.

Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться "интересами предварительного расследования", то есть в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания; 6 изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи п. Обычно такая необходимость обусловлена невозможностью окончания дознания в установленный ст. Передача дела следователю может быть также связана с тем, что дознание проводится по значительному количеству преступлений, а число дознавателей в отдельных районах невелико.

Однако необходимость в передаче может возникать и в случае, если дело, подследственное следователю, фактически расследуется органом дознания и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции. Необходимо указать на коллизию законодательных норм, касающихся рассматриваемого прокурорского полномочия. Так, ФЗ от 06.

Однако в официальный текст УПК данное изменение не попало, хотя формально и не было никем отменено. Дело в том, что более ранним ФЗ от 05. Более поздним ФЗ от 06. Здесь правоприменитель сталкивается с чрезвычайно редким случаем, когда ему дозволительно обращаться к коррекционному исправляющему толкованию правовой нормы, которая не может применяться ввиду очевидной технической ошибки законодателя.

Несмотря на то что ФЗ от 06. Следовательно, полномочие прокурора изымать дело непосредственно у дознавателя в настоящий момент применено быть не может. Очевидно, законодатель должен исправить указанную неточность, внеся в п. Надо сказать, что сама по себе возможность изымать дело сразу у дознавателя, минуя орган дознания, в некоторых ситуациях может быть важна для прокурора - например, когда передача дела на месте непосредственно от дознавателя к следователю вызвана неотложной необходимостью, а орган дознания территориально удален и переписка с ним займет слишком много времени; 7 утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу п.

Это полномочие принадлежит только Генеральной прокуратуре РФ ст. Это также прерогатива лишь Генеральной прокуратуры РФ ч. Данное полномочие осуществляется лишь Генеральной прокуратурой РФ ч. Правом решать этот вопрос обладают лишь Генеральный прокурор РФ или его заместитель ч.

Пункты 6 и 31 статьи 5, статья 37 УПК, действующие в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предполагают, что государственное обвинение может поддерживаться не только собственно прокурорами, но и иными должностными лицами прокуратуры, круг которых определен федеральным законом Определение Конституционного Суда от 08.

В этой связи прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним иные прокуроры обладают правом принесения апелляционных представлений на приговоры и иные судебные решения, не вступившие в законную силу и вынесенные районными судами, в апелляционную коллегию по уголовным делам верховного суда республик, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. В случае необходимости принести соответствующее апелляционное представление в апелляционную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, прокурор субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры обращаются с данным представлением к Генеральному прокурору или их заместителям о принесении апелляционного представления. Исключением являются случаи, когда помощник прокурора, прокурор управления и прокурор отдела и т. В данном случае эти должностные лица имеют право сами принести соответствующие апелляционные представления. Кроме того, правом на принесение апелляционных представлений на судебные решения суда первой инстанции имеют и заместители вышестоящих прокуроров.

Данное положение отражено в п. По нашему мнению, самостоятельно вышестоящий прокурор, без обращения к нему нижестоящего прокурора, который в соответствии с п. Дело в том что пределы судебного разбирательства суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. Поэтому вышестоящий прокурор без обращения к нему нижестоящего прокурора о принесении апелляционного представления не имеет право самостоятельно обращаться в суд апелляционной инстанции с обжалованием судебного решения. Речь в данном случае идет о том, что прокурор, утвердивший обвинительное заключение обвинительный акт, обвинительное постановление , обладая полномочиями по делегированию своих полномочий по осуществлению уголовного преследования при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции, обращается к вышестоящему прокурору для принесения апелляционного представления в соответствующую апелляционную инстанцию суда общей юрисдикции. Кроме того, п.

Таким образом, полномочия вышестоящего прокурора по апелляционному обжалованию судебных решений будут соответствовать принципу законности ст. Как уже отмечалось, фактические материальные основания связаны с наделением соответствующего прокурора полномочиями согласно Закону "О прокуратуре РФ", а процессуальные основания связаны с обращением прокурора, утвердившего обвинительное заключение обвинительный акт , о необходимости обжаловать судебное решение в апелляционном порядке. Данное положение не распространяется на иные судебные решения - как правило, промежуточные судебные решения, в силу того что в них не рассматриваются вопросы о виновности, наказания, вида учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный, и т. Для районного, городского прокурора вышестоящим прокурором будет прокурор области, края и т. Данный вопрос рассмотрен в Приказе Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. Все полномочия государственного обвинителя и или вышестоящего прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции определены ст.

Но при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции деятельность государственного обвинителя и или прокурора имеет определенные особенности. Так, участие государственного обвинителя и или прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции является обязательным по делам публичного и частно-публичного обвинения. По делам частного обвинения участие государственного обвинителя и или вышестоящего прокурора не требуется, если данное уголовное дело не возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора ч. Государственный обвинитель и или прокурор обладают полномочиями по ходатайству перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока ч. Кроме того, государственный обвинитель и или прокурор должен быть извещенным о принесенных апелляционных жалобах. При этом извещать о принесенных апелляционных жалобах надлежит суду, постановившему приговор или вынесшему иное обжалуемое решение, и только при условии что апелляционная жалоба затрагивает интересы сторон ст.

В данной ситуации мы видим, что право решать, затрагивает ли поданная апелляционная жалоба интересы соответствующих лиц, предоставляется суду. И в ситуации, когда суд сочтет, что апелляционная жалоба не затрагивает интересы того или иного участника уголовного судопроизводства, он вообще не будет информирован об апелляционном пересмотре уголовного дела. На наш взгляд, данное положение не вполне соответствует принципу охраны прав граждан в уголовном судопроизводстве ст. Было бы логичнее указать в ст. Государственному обвинителю и или прокурору разъясняется судом право на подачу ими возражений на поданную апелляционную жалобу ст.

Прокуратура в последнее время стала возвращать утраченные позиции и укреплять свой авторитет. Судебная практика по статье 37 УПК РФ Группы гражданских дел, в которых принимает участие прокурор: Выступление в защиту интересов публичных образований. Охрана прав неопределённого круга лиц. Обращение в суд для охраны граждан в ситуации, если лицо в силу тяжёлых болезней или беспомощности, недееспособности и иных значительных факторов не способно самостоятельно обращаться в судебный орган. Самостоятельное участие для защиты при изучении определённых дел гражданского порядка: социальных, в сфере труда, охраны семьи и родственных связей, по соцзащите соцобеспечению , на приобретение площади для жилья в госжилфондах, на защиту здоровья оказание медпомощи , на безопасную экологическую обстановку, на получение образовательных услуг.

По первой группе дел прокурор играет роль защитника публичных интересов. Административно-процессуальный кодекс рассматривает некоторые случаи, наделяющие прокурора полномочиями обращения в судебный орган с целью защиты интересов публичного характера: о признании ничтожными соглашений; об определении последствий недействительности соглашений; об отчуждении госсобственности и муниципальной собственности из неправомочного владения. Участие прокурора в деле в форме утверждения заключения или процедуры подачи заявлений в судебную организацию для возбуждения гражданского дела обладает одинаковой позицией в виде охраны таких же ценностей. Пример судебного дела. Выяснено, что участок земли площадью 200 тысяч кв. С целью ликвидации нарушений законодательства прокуратурой подано заявление в суд к лицам о признании сделки дарения ничтожной и об отсутствии имущественных прав на землю и об изъятии данных из госкадастра собственности. Судебным постановлением иск исполнен полностью. Ещё важно отметить, что прокурор правомочен подавать обращение в арбитражный суд и с заявлением об утверждении недействительности договора, заключённым юридическим лицом с долевым участием в публичном образовании, когда данными действиями нанесён вред объектам, имеющим общественную значимость, или социально незащищённым категориям гражданских лиц. Например, охрана организации образовательного процесса и здоровья учащихся или утверждение ничтожности контракта с теплоснабжающей организацией, нарушившего права большого количества гражданских лиц, живущих в доме. Функции на направление прокурором обращения и обязательность рассмотрения арбитражным судом данного иска взаимосвязаны с выявленным в подобных делах публичным интересом.

По второму перечню дел прокурор осуществляет защиту прав неопределённого круга лиц. Под данным юридическим термином подразумевается перечень лиц, который нельзя разделить, задействовать в процессе как истцов, перечислить или по которым невозможно выявить их права и ответственность.

Показания свидетелей противоречивы, нет подтверждения совокупности доказательств, но есть данные о том, что свидетели находились под давлением обвинителя, сотрудников правоохранительных органов. Прокурор отправляет дело на доследование, в ходе которого отмечается ряд нарушений в возбуждении уголовных дел: по ряду преступлений дела не открывались, вскрылись факты неотмененных постановлений следователя об отказе от возбуждения уголовных дел в отношении свидетелей, а также отсутствие заявлений от потерпевших. В обвинительном заключении, в качестве потерпевших указаны граждане, проходящие по делу свидетелями. Гражданка Ф. В ходе доследования к делу приобщены записи с камеры видеонаблюдения. При первоначальном расследовании видеозапись считалась утерянной, однако при ходатайстве адвокатов, видеоряд восстановлен и приобщен к делу в качестве оправдательной улики. Последующие разбирательства по апелляции помогли смягчить приговор для обвиняемого.

Рассмотрение дела на Судебной коллегии в части кассации. Осужденный Г. Основания: ряд нарушений, допущенных в ходе предварительных следственных мероприятий, ведения разбирательства в суде. Назначенный на предварительном следствии переводчик Э. Переводчик О. Данное нарушение трактуется как ущемление прав подсудимого, несоблюдение обязанностей и отсутствие надлежащих условий для участников процесса. Таким образом, обвиняемый не смог предъявить суду свои интересы по делу, был ограничен в возможности осуществления полноценной защиты. Прокурор рассмотрел кассационную жалобу, отдельно отметил нарушения, допущенные судом, однако приговор остался в силе, как соответствующий мере тяжести совершенного правонарушения. Решением прокурора отменены незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора в досудебном рассмотрении уголовного дела по обвинению гражданина З.

В ходе доследования выяснены факты непривлечения свидетелей для дачи показаний, умышленного удаления свидетелей из зала, ограничения права обвиняемого на полноценную защиту собственных интересов. Пересмотр фактов позволил снизить тяжесть наказания, заменив на 3 года с отбыванием в колонии общего режима, без права занимать ответственные и руководящие должности в дальнейшем. Прокурор — должностное лицо, которое облачено правами, но имеет массу обязанностей. В соответствии с Кодексом РФ, предоставляется возможность возбуждать дела об административных, уголовных правонарушениях, вынесением нужного постановления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий