Дмитрий Чернышенко провёл пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы» в рамках форума «Технопром-2023». Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу. Стратегия научно-технологического развития Российской 992.06 КБ. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности.
Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития России
План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. для научно-технологического развития страны внешние угрозы — военные, террористические, информационные и биологические, появление новых и возврат исчезнувших инфекций. На сайте размещен список приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. ›››. Стратегия направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений. Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email. Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля. 14 апреля 2023 года на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро. Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития российской федерации.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Среди других задач, которые планируется выполнить в рамках стратегии, - формирование такой модели международного научно-технического сотрудничества и интеграции в области исследований и разработок, которая бы позволяла защитить национальные интересы России в условиях внешнего давления, сохранить идентичность отечественной науки и повысить ее эффективность за счет взаимовыгодного международного взаимодействия. Стратегия развития Российского научного фонда Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. В ней указывается, что деятельность фонда будет направлена на достижение трех стратегических целей: увеличение числа его грантополучателей при сохранении качества поддержанных программ и проектов, выявление и поддержку прорывных исследований и формирование передовых исследовательских коллективов в различных областях науки, в том числе проводящих междисциплинарные исследования, а также на реализацию программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий.
Рабочий язык конференции русский.
Участие в конференции бесплатное. Доклады участников конференции, соответствующие требованиям ВАК по содержанию и оформлению научных статей, могут быть опубликованы в ежеквартальном научном журнале РИЭПП «Управление наукой и наукометрия».
Чего ожидать от новой Стратегии развития Российского научного фонда? Об этих и других вопросах поговорим в нашем материале.
Чтобы их достичь, государство хочет наладить связи между наукой, созданием новых технологий и промышленным производством, а также собирается развивать наукоемкое предпринимательство и строить новую инфраструктуру для исследований и разработок. Согласно СНТР от 2024 года, президент будет руководить сферой научно-технологического развития, а помогать ему в этом будет совет по науке и образованию. Особенно президент выделил тезис, что «показателем эффективности реализации любой научной программы должны быть именно продукты, технологии, качественные изменения в экономике, в жизни людей», для чего также понадобятся новые подходы к финансированию науки. Первыми успехами в этом направлении он назвал создание новой мясной породы кур «Смена-9», строительство первого в мире энергокомплекса с замкнутым топливным циклом, рост производства сверхвысокочастотной электроники, создание отечественных фотонных интегральных микросхем.
Мы выяснили, как изменился документ по сравнению с 2016 годам, и обсудили его с Никитой Марченковым, председателем Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и руководителем Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». Более подробно о своей интерпретации новой Стратегии он рассказал в интервью, которое мы опубликуем в ближайшие дни. В последний период, говорится в документе, финансирование отечественной науки сильно увеличилось в объеме за счет развития «финансовой, организационной и кадровой инфраструктур». Также на подъеме были крупные проекты вроде создания установок класса мегасайенс.
Развитие науки и технологий в эти годы документ называет опережающим. Однако с 2022 года страна вступила в этап «мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления», когда общество и предприятия должны консолидироваться для решения задач. Судя по документу, предполагается, что к инновационной экономике страна уже перешла. Но в описании этапа ничего про финансирование науки не говорится.
Значит ли это, что теперь оно будет уменьшаться? Речь о достижении этого показателя к 2035 году идет в параграфе VIII документа. Там же говорится, что объем частных инвестиций должен сравняться с государственным. Пока не совсем понятно, как этого достичь, учитывая не совсем стабильную экономическую ситуацию и другие негативные тенденции, о которых говорится в Стратегии дальше.
В 2024 году ситуация с расходами на науку несколько сложнее. В бюджете на текущий год мы, конечно, прибавили средства на развитие науки. Но те, кто занимается финансированием, да и наукой, понимают, что в реальном выражении расходы на науку все-таки немножко снизились — имею в виду необходимую поправку на инфляцию, и в процентах от ВВП», — с такими словами Путин выступил 8 февраля. Об этапах реализации речь идет и в параграфе VI, где говорится об уже сделанном и о том, что сделать предстоит.
В пункте 46 говорится о новом нормативно-правовом регулировании управления в области науки для подготовки России к большим вызовам, о запуске крупных научно-технических программ и проектов, о сформированных системах воспроизводства и привлечения кадров и конкурсной поддержки результативных ученых. Согласно следующему пункту, до 2030 года и после нужно будет перестраивать систему в области науки в мобилизационный режим, чтобы подготовиться к затяжному периоду санкций, учитывать прогнозы научно-технологического развития в принятии решений, переходить на новую систему подготовки кадров, ускоренно разрабатывать свои и локализовывать иностранные технологии для независимости от импорта, а также заняться «опережающей разработкой принципиально новых научно-технологических решений».
Издание предназначено для специалистов природоохранных органов, для научных сотрудников, проектировщиков, а также для специалистов различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Читать полностью в источнике В справочник включены характеристики загрязняющих веществ из раздела «I.
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития РФ
Развитие научной и научно-производственной кооперации. Приоритеты научно-технологического развития и партнерства России обсудят на Апрельской конференции. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы».
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Комиссия Госсовета поддержала предложения Минобрнауки России о дальнейшей реализации федерального проекта — создание сети современных кампусов, платформы университетского технологического предпринимательства, создание и развитие молодежных лабораторий и научно-образовательных центров мирового уровня. Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». Также — предусмотреть мероприятия по социальной поддержке аспирантов и молодых ученых, включая обеспечение их арендным и собственным жильем. Как Уполномоченный по правам человека в Ярославской области я, в свою очередь, буду уделять повышенное внимание реализации намеченных мер социальной поддержки целеустремленных студентов и молодых ученых», — прокомментировал Сергей Бабуркин.
Раньше каждый вкладывал в него то, что ему казалось важным. Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года. Также Дмитрий Николаевич напомнил, что уже утвержден перечень 10 мегапроектов, в реализацию которых в 2023—2024 годах в России планируется проинвестировать не менее 100 млрд рублей.
Также в партии совместно с правительством разрабатывают проект нового правового института — территорий с высокой концентрацией научно-технологического потенциала НТП , в которые могут быть включены инновационный центр « Сколково », город высоких технологий «Иннополис», особые экономические зоны, инновационные кластеры и другие объекты. Вопрос обсуждался на комиссии бюро высшего совета «Единой России» по опережающему социально-экономическому и научно-технологическому развитию 16 февраля, резолюция есть в распоряжении «Ведомостей». Комиссию возглавляет Кравченко. Сейчас распределение средств осуществляется исходя из численности наукоградов, но нужно ориентироваться на объем научно-технологической продукции, общее количество сотрудников, вовлеченных в производство научно-технологической продукции, следует из резолюции заседания комиссии «ЕР».
В России 13 городов имеют статус наукограда, восемь из них располагаются на территории Московской области. В последнее десятилетие ежегодные субсидии на развитие наукоградов стремительно сокращались: с более чем 1 млрд руб. Депутат считает возможным увеличить объемы поддержки за счет изменения подхода к распределению бюджетных ассигнований между наукоградами. Совместно с правительством, Госдумой и руководством регионов, в которых находятся наукограды, в «Единой России» рассчитывают обсудить возможность комплексного дофинансирования в части обновления производственной и социальной инфраструктуры, сообщил Кравченко. Качество инфраструктуры сильно влияет на то, поедут развивать эти территории специалисты или нет», — заявил он.
В Стратегии в том числе говорится о принципах, главных направлениях государственной политики в данной сфере и мерах по ее реализации. Из указа лидера РФ следует, что правительству страны необходимо обеспечить финансирование Стратегии с помощью бюджетных средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Научно-технологические развитие Российской Федерации». Помимо этого, глава государства распорядился предусмотреть в период с 2025 по 2030 годы при формировании проектов федеральных бюджетов соответствующие ассигнования.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
Власова , Л. Гохберг, К. Дитковский и др. НИУ ВШЭ, 2023 Если предыдущая стратегия была ориентирована на создание технологий, товаров и услуг, «не только отвечающих национальным интересам, но и востребованных в мире», то новая дает установку на первоочередное обеспечение внутренних потребностей России Формально получается, что мы идем к тем же целям в стратегии это интеграция научно-технологической сферы с социально-экономической системой страны, создание основы для устойчивого развития и технологического суверенитета , но новым путем — с опорой на национальную науку, собственное производство и растущий внутренний спрос на инновации. Частично этот путь был опробован задолго до обсуждаемой ротации документа. Еще в 2014 году, когда в связи с присоединением Крыма к России большая часть европейских стран, США и Канада начали вводить первые порции запретов на трансфер технологий в РФ, на государственном уровне заговорили о необходимости ускоренного импортозамещения в критически важных отраслях. И несмотря на то, что принятая в 2016 году стратегия НТР в этом плане оказалась мягкой — в ней даже не было упоминания санкций и рожденных ими планов форсировать замену высокотехнологичного импорта, — в стране начали готовить юридическое поле и инфраструктуру для будущего рывка. В частности, был принят ФЗ-216 так называемый закон о долинах , предоставивший льготы бизнесу для открытия дочерних предприятий при вузах; начата реализация федерального проекта «Передовые инженерные школы», создающего условия для интеграции научно-образовательного и производственного процессов, и отраслевые программы по импортозамещению. Стратегия-2024 предполагает, что на этом фундаменте можно строить далекоидущие планы развития науки и инноваций, перезагрузки на их основе экономики и построения технологического суверенитета.
И пока адресатов политики НТР это воодушевляет. Посмотрим на стратегию внимательно и попробуем оценить перспективы ее реализации при имеющихся ресурсах. Где же космос? В качестве приоритетов научно-технического развития на ближайшее десятилетие в стратегии обозначены девять направлений. Семь из них почти в неизменном виде перенесены из предыдущей версии документа. Это ИИ для проектирования всевозможных систем и материалов; экологичная и ресурсосберегающая энергетика; персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение; высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство; создание интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, повышающих связанность территории РФ; противодействие биогенным, техногенным, социокультурным угрозам и деструктивному иностранному воздействию; психология, социология и политология как оружие для ответов на «большие вызовы». И добавилось два новых пункта: оценка выбросов и поглощение климатически опасных веществ и активно лоббируемые Курчатовским институтом природоподобные технологии. Внутри этих направлений можно найти почти все тематики, которые ассоциируются с построением суверенитета, от микроэлектроники до материалов, высокоскоростных магистралей и тонкой химии.
Не попали в «ВИП-список» только космические технологии — видимо, как и оборонные технологии, их решили не включать в общий, «приземленный» документ. При этом в стратегии четко сказано, что следовать мейнстриму Россия будет исключительно с учетом национальных интересов. Тренд на суверенитет Такой заход на суверенный курс, кстати, уже не является нашей эксклюзивной историей — сейчас это мировой тренд.
В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов. В стратегии говорится и об ускоренном развитии научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами — участниками СНГ с учётом возможностей и особенностей каждой страны и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, при сохранении открытости для взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, а также достижения научно-технологического лидерства в рамках этих объединений и организаций. Необходимы скоординированные меры поддержки, обеспечивающие выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивное участие России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению её роли в формировании новых рынков. В федеральных органах исполнительной власти нужно определить заместителей руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации — заместителей высших должностных лиц, ответственных за научно-технологическое развитие.
Он отметил, что инициативы и проекты Десятилетия направлены на создание уникальных отечественных разработок и вовлечение в мероприятия самой широкой аудитории — от детей школьного возраста и семей с детьми до представителей промышленности и бизнеса. В рамках инициативы «Научно-популярный туризм» к этому же сроку будут разработаны 90 научно-популярных маршрутов, которые охватят более 40 регионов нашей страны», - отметил Дмитрий Чернышенко.
Учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в России в 2021 году Года науки и технологий, 25 апреля 2022 года президент Владимир Путин подписал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Для проведения Десятилетия науки и технологий был создан координационный комитет, его сопредседателями стали вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко. Скопировано Спасибо за участие в опросе.
Национальная научно-технологическая политика «быстрого реагирования»: рекомендации для России: аналитический доклад.
Петров, Н. Зинов, А. Гуртов, Л. Приоритетные направления развития науки, техники и технологий.
Международная научно-практическая конференция. Попов, В. Экспертное и аналитическое обеспечение системы корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, выявление потенциального спроса на инновационные, в том числе высокотехнологические продукты услуги , с учетом результатов долгосрочного прогнозирования научно-технического развития и системы целей социально-экономического развития страны. Башкина, Т.
Едименченко, А. Зубарев, А. Исследование глобальных технологических трендов: развитие количественных методов анализа трендов. Актуализация приоритетов научно-технического развития России: проблемы и решения.
Серия «Научные доклады: технологическое прогнозирование». Лукьянов, Е. Куракова, А.
Поиск проектов
В связи с этим комплексные задачи, решаемые проектом это: Обеспечение безопасности продовольственных товаров и товаров народного потребления, в части отработки технологий ионизирующей обработки технологий ионизирующей обработки продукции: Создание нормативной базы и системы регулирования применения технологий ионизирующей обработки продукции с целью развития и коммерциализации. Реализация проекта полного инновационного цикла от научных исследований до коммерциализации ядерно-физических технологий Следует отметить, что помимо решения проблем обеспечения микробиологической и фитосанитарной безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, как на внутреннем рынке, так и при осуществлении импорта-экспорта и увеличения сроков реализации продукции, проект решает задачи по снижению негативного воздействия химических токсикантов и повышения экологической безопасности производства. Проект также направлен на противодействие биогенным угрозам на территории Российской Федерации и стран ЕврАзЭС в связи с глобализацией поставок сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, а также товаров народного потребления из стран Ближнего Востока, Индии, Африки и т. Благодаря развитию проекта планируется создание системы гарантии качества, безопасности и сертификации продукции, прошедшей ионизирующую обработку, на протяжении всех процессов производства и обращения, которая позволит автоматизировать контроль процесса ионизирующей обработки продукции и уровень поглощенной дозы в продукции. По итогам заседания Совета инициаторам проекта «Развитие технологий ионизирующей обработки для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также товаров народного потребления на период 2022-2026 гг.
Фальков, Министр науки и высшего образования РФ Бюджет 4 682 671,27 млн руб. Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности.
Имеет смысл попытаться представить, как трансформируются тенденции научно-технологического развития в глобальном масштабе и в России в частности, если сценарий продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики превратится в реальность. Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума. При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т.
Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами. Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа. Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка. Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания. Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций. В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории. Естественно, что в обществе сквозной технологизации эта аудитория понимается предельно широко и включает в себя властную корпорацию, действующих и потенциальных инвесторов, экспертное сообщество, самих инноваторов и, разумеется, потребителей. В эпоху постмодерна — в ситуации интенсивного частного кредитования hightech сектора и расширяющегося спроса на его продукцию — властная корпорация занимает в этом ряду далеко не главное место.
Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы. Например, во всем мире использование преднапряженного бетона позволяет девелоперам сократить траты на конструктивную арматуру при возведении высотных зданий.
В нашей стране по нормативам требуется для этого столько арматуры, что вся экономия нивелируется. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются: туризм, логистика, госучреждения, промышленность, отмечает директор компании SkySoft Дмитрий Нор. Но основными барьерами для внедрения инноваций все еще является ментальность людей, которые не хотят изменений, и непонимание того, как инновация работает. В остальном проблем не существует: средств достаточно, инноваций на рынке тоже. По мнению Дмитрия, стимулировать инновационную активность могли бы изменения в области закупок, требований к качеству продукции и услуг, развитие конкуренции. Сдерживающим внедрение инноваций моментом служит то, что люди не доверяют технологиям и не видят практической пользы от цифровой трансформации рабочих мест, согласен директор по развитию и управляющий партнер цифрового интегратора QSOFT Олег Демченко. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются - И тут главный фактор - финансовый, - считает он. Если такая идея принесет финансовый успех, то какой-то процент сэкономленных за счет этого средств должен выплачиваться инициативному сотруднику. Еще один работающий фактор - повсеместное распространения ИT-технологий.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития | Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». |
В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года | Российский президент Владимир Путин одобрил новую Стратегию развития науки и технологий в стране. |
Науке скорректировали цели до 2035 года
Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития России. Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития страны, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире 8. Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности. Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания.
В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла два значимых этапа: а первый этап 1991 - 2001 годы - этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью которого было сохранение научно-технологического потенциала страны, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации; б второй этап с начала 2000-х годов и по настоящее время - этап перехода России к инновационной экономике, который сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки. В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Современный этап характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны: а имеется значительный потенциал в ряде областей фундаментальных научных исследований, что находит отражение в том числе в рамках совместных международных проектов, включая создание и использование уникальных научных установок класса "мегасайенс". Однако направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века; б существует несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня. Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны; в с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно выровнялась общая возрастная структура научных кадров.
Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части демографического состояния, квалификации и уровня мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки; г при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента. При сохраняющемся потенциале и конкурентных преимуществах российской науки перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности страны. В условиях значительных ограничений других возможностей развития Российской Федерации указанные риски и угрозы становятся существенным барьером, препятствующим долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета России. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации Большие вызовы для общества, государства и науки 13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов.
Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации. При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества. Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них.
Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла два значимых этапа: а первый этап 1991 - 2001 годы - этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью которого было сохранение научно-технологического потенциала страны, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации; б второй этап с начала 2000-х годов и по настоящее время - этап перехода России к инновационной экономике, который сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки. В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Современный этап характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны: а имеется значительный потенциал в ряде областей фундаментальных научных исследований, что находит отражение в том числе в рамках совместных международных проектов, включая создание и использование уникальных научных установок класса "мегасайенс". Однако направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века; б существует несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня.
Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны; в с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно выровнялась общая возрастная структура научных кадров. Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части демографического состояния, квалификации и уровня мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки; г при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента. При сохраняющемся потенциале и конкурентных преимуществах российской науки перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности страны. В условиях значительных ограничений других возможностей развития Российской Федерации указанные риски и угрозы становятся существенным барьером, препятствующим долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета России. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации Большие вызовы для общества, государства и науки 13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов.
Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации. При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества. Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации 19. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы. Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-технологическим развитием.
Ключевую роль в этом должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на собственную логику развития. Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Тем не менее направления исследований и разработок во многом актуальны для последних десятилетий прошлого века, говорится в документе. По-прежнему "сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок". Так, доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9 процентов. Инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах. Доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет всего около 0,4 процента. Именно поэтому в Стратегии поставлены конкретные цели: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание инновационных, прорывных продуктов и услуг. И как показывает статистика, показатели инновационной активности после спада ковидного периода постепенно растут, отмечает Институт статистических исследований и экономики знаний ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном сборнике серии "Индикаторы инновационной деятельности". Так, общий уровень инновационной активности российских крупных и средних компаний в 2022 году составил 11 процентов, превысив значения 2019 и 2020 годов, - 9,1 и 10,8 процента соответственно. Главным драйвером инноваций являются исследования и разработки, расходы российского бизнеса на них в последние годы растут. В 2022 году их доля в общем объеме затрат составила 41,2 процента. Максимальную инновационную активность долю компаний, инвестирующих в инновации продемонстрировала обрабатывающая промышленность.
Но о каком-либо системном эффекте принимаемых мер говорить пока рано. С 2010 года, когда Росстат начал собирать по ним статистику, этот показатель остался практически без изменений. Чтобы переломить эту стабильность, государству придется приложить сверхусилия. Наталья Иванова напоминает, что бизнес очень чувствителен к налоговым и кредитным льготам и применение отечественных аналогов зарубежных технологий должно быть простимулировано этими проверенными «бонусами» и, конечно, госзаказом. Кто готов В целом стратегия представляет собой весьма общий документ, который лишь намечает контуры будущих изменений. Ключевые инструменты для ее реализации — госпрограмма в области НТР; нацпроекты; стратегические инициативы, отраслевые стратегические планы, программные документы регионов и муниципалитетов, фондов и корпораций, институтов инновационного развития. Часть из них будет разработана заново, часть откорректирована в соответствии с новыми задачами. Заявлена также очередная реорганизация системы управления в области науки, технологий и технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима. Перспектива этой масштабной перестройки всей научно-технологической бюрократии выглядит отнюдь не безобидной. Стратегия отвечает текущим вызовам государственного уровня, которые в целом соответствуют проблемам науки и образования, но у каждого субъекта научно-технической деятельности есть текущие финансовые, кадровые, организационные проблемы, которые могут находиться в другой плоскости. Связь этих вызовов разного уровня не всегда очевидна». По мнению основателя и СЕО Mirey Robotics Сергея Наташкина, проблемы с реализацией стратегии могут возникнуть именно на местах: регионы, которым в построении технологического суверенитета отводится одна из главных ролей, могут быть попросту не готовы к выполнению грандиозных задач государственного масштаба. Мы идем к тем же целям, что и в предыдущей редакции стратегии: интеграция научно-технологической сферы с социально-экономической системой страны, создание основы для устойчивого развития и технологического суверенитета, — но новым путем, с опорой на национальную науку, собственное производство и растущий внутренний спрос на инновации Многое в успехе очередной антикризисной миссии будет зависеть от того, как будут поставлены эти задачи. Стоит напомнить, что исполнение прежней, тоже во многом мобилизационной, стратегии 2016 года сопровождалось очень невнятным планом ее реализации, который фактически включал в себя только пункты общего содержания — например, «гармонизация инструментов стратегического планирования в сферах научной, научно-технической, инновационной и промышленной политики в соответствии с целями, задачами, приоритетами и механизмами Стратегии», «проведение комплексного анализа востребованности результатов исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития, полученных с использованием финансовой поддержки из средств федерального бюджета и эффективности такой поддержки и использование результатов такого анализа для оптимизации бюджетного планирования». Может, именно «выполнение» такого плана и потребовало принятия новой редакции стратегии? Каким же должен быть этот документ, мобилизующий многочисленных участников процесса построения технологического суверенитета? Один из авторов нашего журнала много лет назад был главным конструктором нескольких разработок в области лазерного приборостроения и в этом качестве оказался причастен к выполнению одной грандиозной советской стратегии. Она была принята постановлением Политбюро ЦК КПСС — легендарной и неповоротливой советской бюрократией, однако была предельно конкретной и действительно мобилизующей. Начиналась эта стратегия с формулировки цели планетарного масштаба. Эта цель была разбита на подцели, которых нужно достигнуть, а каждая цель второго плана привязывалась к министерству, отвечающему за ее выполнение, и разбивалась на конкретные НИРЫ, ОКРЫ и производственные задания.