АПЛ Дмитрий Донской — история создания атомного подводного крейсера, технические характеристики, вооружение и фото.
Почему самая большая в мире АПЛ «Дмитрий Донской» выведена из состава ВМФ?
Крупнейшую в мире стратегическую атомную подводную лодку "Дмитрий Донской" вывели из боевого состава ВМФ РФ, сообщил РИА Новости источник в военно-промышленном комплексе. АПЛ Дмитрий Донской — история создания атомного подводного крейсера, технические характеристики, вооружение и фото. Имя «Дмитрий Донской» уже передано другой подлодке ВМФ России — подробности читайте на Атомная подводная лодка "Дмитрий Донской" вошла в боевой состав ВМФ СССР в 1980 году и являлась головной лодкой проекта 941. 6 февраля стало известно о выводе из состава ВМФ России тяжелого атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской", охранявшего интересы страны с 1980 года.
Стала известна судьба крупнейшей в мире атомной подлодки «Дмитрий Донской»
Из боевого состава Военно-морского флота (ВМФ) РФ был выведен атомный подводный ракетный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской". «Дмитрий Донской» – стал воплощением силы и стального характера корабелов, конструкторов и военных моряков. Подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» сошёл со стапелей специально построенного цеха производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» (двинск) в 1980 году. Макет подводной лодки «ТК-208 Дмитрий Донской». Подводная лодка «Дмитрий Донской» (Фото: Павел Львов / РИА Новости). Из боевого состава российского ВМФ вывели самую большую в мире атомную подводную лодку «Дмитрий Донской» (проект 941 «Акула»), ее утилизируют, сообщило государственное агентство «РИА.
Имя "Дмитрий Донской" понесет в океан новый подводный крейсер. О старом снят фильм
В кинозале «Российской газеты» состоялась премьера документального фильма Севмаша Москва, 5 июня 2023 В День Северного флота состоялся первый показ документального фильма Севмаша «Дмитрий Донской»: спасибо за мечты», созданного информационной службой Севмаша входит в ОСК к 40-летию службы самой большой атомной подводной лодки в мире — подводного крейсера проекта 941. Премьерный показ прошел в кинозале «Российской газеты» с участием представителей Военно-морского флота, конструкторского бюро «Рубин», участников научно-производственной кооперации, шефов корабля и ветеранов, воспитанников Навигацкой школы Первого Московского кадетского корпуса, учащихся Московского техникума креативных индустрий им. Участие в мероприятии по видеоконференцсвязи принял генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, на сцене выступили ответственный сдатчик корабля в 1996-2011 гг. Евгений Слободян, один из авторов сценария Светлана Сватковская, командир корабля в 2006-2022 годах Олег Цыбин. Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко поблагодарил редакцию «Российской газеты» за организацию мероприятия и многолетнюю плодотворную дружбу. Отслужив на морских рубежах, корабль был модернизирован на Севмаше и снова встал в строй, помогая испытывать новое вооружение и корабли 4-го поколения. За последние 10 лет мы построили и передали флоту десять современных ракетоносцев.
Ее заложили в 2021-м на "Севмаше". Главнокомандующий Военно-морским флотом России Николай Евменов подчеркнул, что субмарина открывает для РФ новые возможности.
По словам собеседника агентства, подлодка будет утилизирована. Отмечается, что атомная подводная лодка "Дмитрий Донской" вошла в боевой состав флота в 1980 году. В 2002 году ее модернизировали и перевооружили на "Булаву" для испытаний этой ракеты перед принятием на вооружение.
С 1996 по 2002 годы модернизировалась по проекту 941УМ, следующий ремонт с модернизацией прошла в 2008 году. В 2016 году, по данным источников ряда СМИ, срок эксплуатации подводного крейсера продлили на пять лет — примерно до 2020-2022 годов. В последние годы единственная оставшаяся в строю «Акула» использовалась для испытаний новейшего оружия. Совершила ряд удачных и неудачных пусков баллистической ракеты «Булава».
Почему решено утилизировать самую грозную подлодку русского флота «Дмитрий Донской»
По мнению выпускника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола, ветерана-подводника Виктора Зимы, допустить утилизацию АПЛ «Дмитрий Донской» ни в коем случае нельзя. Самую большую в мире АПЛ — тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941 (шифр «Акула») — нужно сохранить в боевом составе Военно-морского флота (ВМФ) России, заявил член совета Офицеры России. Самая большая в мире стратегическая атомная подводная лодка (АПЛ) "Дмитрий Донской" (проект 941 УМ "Акула", по классификации НАТО SSBN Typhoon) выведена из боевого состава ВМФ России. Тяжелая атомная подводная лодка (АПЛ) «Дмитрий Донской» осталась в боевом составе Военно-морского флота (ВМФ) России.
«ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» ПОПРОСИЛИ СОХРАНИТЬ УНИКАЛЬНУЮ АТОМНУЮ ПОДЛОДКУ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ» (АКУЛА 941)
Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. В передней части корабля, между главными прочными корпусами находится торпедный отсек и шахты баллистических ракет. Также между корпусами находится отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Крейсер имеет развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Так как лодка разрабатывалась для дежурства в высоких широтах, она способна проламывать лед толщиной до 2,5 метров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается ко льду специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, тем самым обламывая наросты сосулек и сталактитов на ледяном потолке, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.
Внутрь лодки можно попасть через рубочный люк, расположенный на одном из верхних ярусов рубки. Таким образом мы оказываемся между двумя прочными корпусами в отсеке модуля управления, и в частности, в центральном посту, откуда осуществляется управление движением лодки, отслеживаются все системы и отдаются команды на стрельбы. Пульт одной из самых важных систем на корабле — «Молибден». Она позволяет управлять с центрального поста всеми общекорабельными системами. Из отсека модуля управления можно попасть и в правый и в левый прочные корпуса лодки.
Экипаж крейсера в количестве 160 человек размещен в условиях повышенной комфортности. Рядовой состав размещается в четырехместных каютах, а командный в двухместных каютах, оснащенных системой кондиционирования.
В декабре 1982 года перешёл из Северодвинска к месту постоянного базирования в Западную Лицу. В 1983—1984 годах на корабле производилась пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19. Ольховикову за освоение корабля, новой техники и оружия, проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза [6] [7] 3 декабря 1986 года корабль был занесён на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. В августе 1988 года на ТК-208 проходили испытания по программам «Грунт» и «Россыпь» [8] 20 сентября 1989 года крейсер перешёл в Северодвинск на « Севмашпредприятие » на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, в 1991 году работы были остановлены, и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ. Работы были закончены в 2002 году, 26 июля 2002 года корабль был повторно введён в состав Северного флота, 7 октября 2002 года ему было присвоено наименование « Дмитрий Донской ».
В 2018—2019 году крейсер проходил заводской ремонт с целью установки ракет типа « Булава » [16] , которые раньше применялись только на атомных подводных лодках типа « Борей ». В середине июня 2019 года прошёл первые послеремонтные испытания в Белом море. В течение нескольких дней субмарина отрабатывала погружение на глубину 200 метров и маневрирование под водой; замерялись скоростные характеристики корабля в подводном и надводном положении, проводилась комплексная проверка работа механизмов, систем и комплексов корабля [17]. Экипаж в течение нескольких дней отрабатывал различные задачи боевой подготовки [18] [19]. По другим данным, АПЛ осталась в боевом составе ВМФ России, и решение по её дальнейшей судьбе планировалось принять в конце 2022 года [22].
По воспоминаниям участников учений «Грунт» и «Россыпь», с грунта была выполнена имитация стрельбы ракетами миномётным, или как его ещё называют «холодным» стартом, это когда 90-тонную ракету выталкивают из шахты пороховым аккумулятором давления. Во время эксперимента были задействованы несколько аккумуляторов. То есть ракет в шахтах не было, но имитация их старта была очень реалистичной. Бывший командир 18-й дивизии «Акул» контр-адмирал запаса Михаил Ильиных вспоминает: «Если американцы сократили подлётное время своих «Першингов» к Москве до десяти минут, то мы до Вашингтона и Нью-Йорка - до пяти минут». В этом есть заслуга и экипажей тяжёлых крейсеров, вышедших на боевую службу в Северную Атлантику для реализации так называемых ответных мер, введённых Юрием Андроповым. Наплаванность экипажей в этот период достигала 200 суток, то есть из 12 месяцев в году более шести подводники проводили на боевой службе. Такой интенсивной эксплуатации атомных подводных лодок никогда не было в Советском Союзе. И главное техника - выдерживала! Ещё не время прощаться А может быть вообще рано ещё прощаться в «Дмитрием Донским»? Из 18 американских ракетоносцев типа «Огайо», которые ненамного моложе «Дмитрия Донского», все 18 - в строю. И «Дмитрий Донской» ещё может послужить если и не как боевая единица, то в качестве уникальной платформы для испытаний нового российского оружия. Тем более что активные зоны его реакторов ещё не окончательно выработаны, их хватит на три-четыре года, после чего можно будет их перезарядить и продолжить эксплуатацию крейсера. По словам адмирала, ТК-208 может остаться в составе Северного флота как номерная атомная подводная лодка и продолжить испытания новых систем вооружения и различного оборудования. Ведь конструкторы уже проектируют атомные подводные лодки пятого поколения с новыми ракетами и торпедами. Новая российская межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» со стартовой массой до 120 тонн и проект беспилотного подводного аппарата «Посейдон» , являющегося по сути гигантской ядерной торпедой, указывают на тенденцию в развитии российского вооружения в сторону увеличения массы оружия и его поражающей мощи. С учётом этой особенности ракетный компонент морских стратегических ядерных сил МСЯС также будет развиваться в выбранном направлении. Не исключено, что в дополнение к 37-тонной «Булаве» в составе МСЯС появятся более тяжёлые баллистические ракеты подводных лодок. Шесть носителей «Синевы» и «Лайнера» - ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта «Дельфин» - являются ровесниками «Акул» и значит уже в обозримой перспективе их тоже придётся менять на новые подводные лодки с более мощными, чем «Булава», ракетами. Вот тогда и для ТК-208 вновь найдётся занятие, соответствующее уникальным характеристикам этой испытательной платформы. А пока имя «Дмитрий Донской» передано новому стратегическому ракетоносцу проекта «Борей-А».
В кинозале «Российской газеты» состоялась премьера документального фильма Севмаша
Стоит отметить, что «Дмитрий Донской» до сих пор является самой большой подлодкой по водоизмещению в мире — 48 тысяч тонн. Ранее Военно-морской флот России получил первую подлодку-носитель подводных беспилотников. Читать полностью.
В боевой состав ВМФ РФ АПЛ вошла в 1980 году, а после проведения работ по модернизации, субмарина получила в свой арсенал ракеты «Булава» и принимала участие в испытательных тестах этой ракеты, перед ее принятием на вооружение.
Ранее сообщалось, что американский ракетный эсминец Arleigh Burke приблизился к российским территориальным водам в Финском заливе.
Пришлось сознаться... До начала 2000-х такие фото просто не могли появиться в публичном пространстве по режимным соображениям. По той же причине жителям Северодвинска категорически возбранялось фотографировать что-то подобное. Но время не стоит на месте. То, что 30 лет назад от посторонних глаз тщательно оберегалось, сегодня можем видеть в прямых телетрансляциях - будь то вывод со стапеля и спуск на воду новейшего ракетоносца или испытания в море перспективных систем оружия. А корабли и подводные лодки, которые отслужили свой срок, передают эстафету дальше.
Подлодку в 2002 году перевооружили на ракету "Булава" и модернизировали. Как рассказал собеседник агентства, имя подлодки уже присвоено другой стратегической АПЛ класса "Борей-А" проект 955А.
Ее заложили в 2021-м на "Севмаше".
«Дмитрий Донской»
Полученные результаты дали уникальный по ценности материал о работе электроники и автоматики ракетного комплекса и состояния всех лодочных систем в целом. Ведь никто не знал, как поведёт себя подводный космодром, когда за две с небольшим минуты выпустит весь боекомплект, освободится от 1180 тонн железа и примет в ракетные шахты столько же тонн забортной воды. Всё это - уже история, но очень важная для конструкторов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Последнюю ракету «Гром» ликвидировали методом отстрела в 2012 году. Оставшиеся без своего главного оружия «Акулы» превратились в ненужный флоту балласт и были выведены из боевого состава. Из всей дивизии тяжёлых крейсеров повезло лишь самому старому - головному в проекте - ТК-208 «Дмитрий Донской». Его не отправили, как говорят моряки, на иголки, а использовали для трудной и опасной работы во время испытаний новой баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава». Спустя четыре года после принятия новой ракеты на вооружение Военно-морского флота, вновь встал вопрос: что делать с единственной оставшейся в строю «Акулой»? Испытания «Булавы» - в прошлом. А самому «Дмитрию Донскому» исполнилось уже 46 лет, из которых 40 - он служит Отечеству верой и правдой. Не стал ли военно-морской парад на Кронштадтском рейде последним в истории «Дмитрия Донского»?
Ведь по всем канонам корабельной службы ему пора уходить на покой. И становится почему-то грустно от этой мысли. Слишком много страниц в его истории, чтобы вот так просто взять и закрыть Исторический журнал корабля с грифом «Совершенно секретно» на красной обложке, а потом сдать его на хранение в Центральный военно-морской архив, где он наверняка будет пылиться на полке среди таких же журналов других кораблей и подводных лодок. Но ведь история - это не те дни, которые прожиты, а те, которые запомнились. И таких в биографии «Дмитрия Донского» немало. Это и залп двадцатью ракетами. И рекордная автономка, длившаяся 121 сутки. Кстати, именно после неё в медицинских НИИ пришли к выводу, что гидрокосмос более вреден для организма человека, чем космос. Пребывание на околоземной орбите психологически переносится легче, чем на орбитах подводных.
Крейсер служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты подводных лодок « Булава », в связи с чем на корабле в обряде посвящения в подводники булава заменила традиционную кувалду [9]. Осенью 2007 года Государственный музей-заповедник «Куликово поле» разместил в кают-компании крейсера экспозицию «Во славу России», посвящённую Куликовской битве [10] [9]. Кроме того, были запланированы испытания новой АСУ пусками ракет по команде из Генштаба. Это объяснялось тем, что на то время ТАРПКСН «Дмитрий Донской» представлял собой наиболее отработанный испытательный комплекс, в отличие от штатных носителей « Булавы » атомных ракетных подводных крейсеров проекта 955 «Борей» [12]. В июне 2016 года стало известно, что «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ минимум до 2020 года [14].
Шахты гигантских ракет, на месте которых в 90-е годы собирались разместить трюм для доставки грузов. Что это за таинственный груз, и почему его надо было возить под водой - обо всем этом в новом выпуске «Военная приемка. Самая большая подводная лодка в мире».
Желание увидеть, что внутри "библиотеки" и "фотолаборатории", никуда не пропало и, наверное, не пропадет еще долго. Представляете, что там может быть? ТК-208 был заложен в 1976 году, в строй вступил в декабре 1982 года. Вполне возможно, что фотооборудования там давно уже нет, все-таки эпоха цифровых фотоаппаратов наступила более 20 лет назад. Но какие фотографии могли там проявлять там и печатать? Ясное дело - уникальные! Во время выхода АПЛ в море, после вахты, которая длится четыре часа, при отсутствии тревог и учений у подводников есть хороший выбор, чем себя занять: от банального чтения книги до прокачки мускулов в спортзале. Самое главное — закрывать двери для увеличения концентрации кислорода, если корабль в подводном положении. В зоне релаксации находятся удобные кресла-качалки, на которых можно посмотреть любые фильмы. Также сохранился и старый ламповый телевизор, модель которого специально создавалась для установки на подводных лодках. Есть цветы и аквариум. При этом через специальные воздуховоды можно было включать имитацию порывов ветра. К сожалению, сегодня об этой инновационной для того времени установки напоминает только блок управления, которым регулировались все настройки: от выбора картин до звуков. Выход был найден в рыбках - им в любой ситуации хорошо. Слева спортзал, за ним бассейн. Чуть дальше баня с парной и душевые. Видно, что экипаж здесь любит проводить время. Не забываем, что лодки создавались для службы на севере, поэтому вода ледяная - самое то, чтобы прыгнуть туда после бани! Но для этого нужно вновь пройти через череду отсеков и коридоров ПЛ. Ее образ использовался во многих западных боевиках, книгах и документальных фильмах. Именно поэтому в 2017 году за переходом "Дмитрия Донского" из Североморска в Кронштадт, где он должен был принять участие в Главном военно-морском параде, следил весь мир. Подготовка к переходу началась еще за полгода до парада.
Курсы валюты:
- Крупнейшую в мире АПЛ "Дмитрий Донской" вывели из состава ВМФ
- Что еще почитать
- Подлодку "Дмитрий Донской" вывели из боевого состава ВМФ РФ
- Объяснено прекращение боевой службы атомной подлодки «Дмитрий Донской»
Стала известна судьба крупнейшей в мире атомной подлодки «Дмитрий Донской»
Имя «Дмитрий Донской» уже присвоено другой стратегической атомной подводной лодке. Фото: www. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе. Также источник добавил, что принадлежавшее гиганту имя «Дмитрий Донской» уже присвоено другой стратегической атомной подводной лодке класса «Борей-А» проект 955А.
В тот же день стало известно, что завершился первый этап ходовых испытаний подводной лодки «Алроса» Черноморского флота РФ. Он добавил, что в рамках государственного оборонного заказа в 2021 году было заложено 10 кораблей и шесть судов обеспечения.
Участие в мероприятии по видеоконференцсвязи принял генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, на сцене выступили ответственный сдатчик корабля в 1996-2011 гг. Евгений Слободян, один из авторов сценария Светлана Сватковская, командир корабля в 2006-2022 годах Олег Цыбин. Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко поблагодарил редакцию «Российской газеты» за организацию мероприятия и многолетнюю плодотворную дружбу. Отслужив на морских рубежах, корабль был модернизирован на Севмаше и снова встал в строй, помогая испытывать новое вооружение и корабли 4-го поколения.
За последние 10 лет мы построили и передали флоту десять современных ракетоносцев. Сейчас на стапелях завода строятся две линейки кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Один из них унаследует имя тяжелого атомного подводного крейсера ТК-208, - сказал в обращении Михаил Будниченко.
Это до сих пор самая большая по водоизмещению подлодка в мире — 48 тысяч тонн. Субмарина имеет длину в два футбольных поля, а также в ней находятся два реактора. В 2002 году крейсер «Дмитрий Донской» был переоборудован под ракетный комплекс «Булава» для испытаний этой ракеты перед принятием на вооружение. С борта этой подлодки осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Самая большая в мире подводная лодка будет утилизирована. В Общероссийском общественном движении «Ветераны России» считают, что наша общая задача не допустить утраты для будущих поколений российских граждан уникальной субмарины, являющейся символом мощи отечественного оружия и создать из него учебно-выставочный комплекс.