Эти облачения надевали поочередно при интронизации Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. 1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх Кирилл поздравил наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 25-летием со дня монашеского пострига. Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Сегодня – День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ритуал принятия им высшего церковного сана провели 1 февраля 2009 года.
Что такое интронизация
- Жизнь прихода
- Поделиться
- Сегодня 15 лет интронизации Патриарха Кирилла
- Патриарх Кирилл биография, фото, семья, жена и дети, рост, скандалы 2024 | Узнай Всё
Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет
День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви. 1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. Президент России Владимир Путин поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 13-й годовщиной его интронизации.
Интронизация Патриарха Кирилла: как это было
Патриарх Кирилл имеет ученую степень кандидата богословия Ленинградской духовной академии и более 30 почетных званий. В частности, является действительным членом Академии российской словесности, почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии, почетным профессором Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. За годы своего Первосвятительского служения Святейший Владыка несколько раз посещал Нижегородскую епархию. Большинство его визитов было приурочено к отмечаемому 1 августа дню памяти преподобного Серафима Саровского. С 9 по 12 сентября 2009 года в Нижегородской области проходили «Александровские дни» — мероприятия, посвященные памяти святого благоверного князя Александра Невского. В 2008 году в России выбирали исторического деятеля, наиболее значимого для русской истории. В ходе телепроекта «Имя Россия» победителем в народном голосовании стал святой благоверный великий князь Александр Невский. Его имя стало символом страны, это дало старт проведению «Александровских дней» в разных регионах России.
К празднованию «Александровских дней» был приурочен визит Святейшего Патриарха Кирилла. На следующий день возглавил Божественную литургию в Дивеевской обители, после чего побывал в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса, Арзамасской православной гимназии и Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода. В этот же день после богослужения Его Святейшество посетил церковно-археологический музей Нижегородской епархии. Он познакомился с экспозицией, книгами и журналами, выпущенными Издательским отделом Нижегородской епархии, находящимся при Печерском монастыре и оставил памятную запись в книге почетных гостей музея. Также 11 сентября Патриарх Кирилл открыл памятник нижегородцам, погибшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также посетил кремль и встретился с молодежью, студентами, учащимися школ, представителями общественных организаций, молодыми врачами, учителями в Нагорном дворце спорта, где собралось тогда более пяти тысяч человек. Днем позже Предстоятель Русской Церкви освятил главный собор Городецкого Феодоровского мужского монастыря, а затем на теплоходе «Михаил Фрунзе» по пути в Нижний Новгород провел видеоконференцию «Жизнь святого благоверного князя Александра Невского как пример исторического оптимизма». В столице Приволжья во время посещения собора в честь святого благоверного князя Александра Невского Святейший объявил о присвоении этому собору статуса кафедрального.
Днем позже в той же обители он возглавил Божественную литургию, в ходе которой совершил хиротонию клирика Нижегородской епархии архимандрита Илии Быкова во епископа Якутского и Ленского. Храм построен в память об уничтоженном в 1931 году Покровском соборе Лукоянова. В настоящее время в Лукоянове ведутся работы по созданию дома-музея священника. Эта великая христианская святыня, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, с 20 октября по 28 ноября 2011 года по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На следующий день он возглавил Божественную литургию в Дивеевском монастыре.
В 2016 году патриарх Кирилл в Гаване снова встретился с папой римским. Общественная деятельность патриарха Кирилла С 1995 года святитель стал членом совета, который рассматривал конфликт в Чечне. Помимо этого, бы членом различных религиозных и культурных организаций. В 2009 году на соборе, открытом патриархом, стали рассматривать причины нравственного упадка на Руси и способы его преодоления. В 2011 году в Успенском соборе он озвучил задачи православной церкви, которые касаются не только духовной жизни, но и развития образования в местах, где есть православные приходы. Патриарх является автором нескольких книг, первая из которых вышла в 1971 году. В этих книгах он описывает отношение современности к церкви, а также описывает свою личную деятельность в сане патриарха. Какого числа день интронизации Патриарха Московского Кирилла в 2024, 2025, 2026 году Какого числа день интронизации Патриарха Московского Кирилла в 2024 году - 1 февраля. Какого числа день интронизации Патриарха Московского Кирилла в 2025 году - 1 февраля. Какого числа день интронизации Патриарха Московского Кирилла в 2026 году - 1 февраля. Птичкина Наталья С этой статьей читают:.
А на самой торжественной литургии присутствовали около 4 тысяч человек. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения. В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре горнее — слав. При этом митрополиты трижды возглашают: «Аксиос!
И непривычное пока лицо нового Патриарха. Белый клобук все-таки здорово смотрится. Светское руководство честно отстояло всю Литургию до конца. Медведев в этот момент пошел поздравлять нового Патриарха. Александрийский Патриарх Феодор приветственное слово прочитал по-русски. Молодец, получилось. Лаврские монахи преподнесли Патриарху образ преподобного Сергия. Однако на отпусте титул Патриарха прозвучал как «... Символ нашего времени: атрибуты патриаршего богослужения и вездесущая телевизионная камера. Первое Первосвятительское слово Патриарха Кирилла слушали и в храме, и в алтаре. Посох святителя Петра отправили обратно в Кремль не сразу. К нему прикладывались архиереи, духовенство, миряне; но после этого все в обязательном порядке еще и фотографировались рядом со святыней. Служба почти закончена. Напряжение спало. Последние поздравления. К концу службы, кстати, в храме царила полная неразбериха: алтарь наполнился уже совершенно непонятными персонажами. Фотографирование на Горнем месте. Сразу после фотографирования посох святителя Петра увезли обратно в Кремль. Прошло буквально двадцать минут после того как Патриарх ушел — и почти невозможно было сказать, что сегодня здесь произошло такое неординарное событие, как интронизация; бабульки привычно терли подсвечники, тут же стало тихо и уютно. Сотрудницы споро принялись отмывать-отпаривать кафедру. А телевизионщики по отработанной программе сворачивали всю свою дорогостоящую машинерию. Только на улице почти ничего не изменилось. Разве что вышло солнце и стало немного теплее. Милиция, однако, всё так же бдительно охраняла спокойствие граждан. Вот и всё. Как образно выразился один знакомый владыка, «Ну, с обретением новой главы! У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ)
А Святейший патриарх всячески старается противостоять информационной политике СМИ и интернета, задавливающей человека потребительскими идеалами. Во времена пандемии ковида ему приходилось держать баланс между верующими, невоцерковленным обществом и государством. А держаться "золотой середины" - это всегда самое тяжелое. И так же с ситуацией во время СВО.
Патриарх попал в самый тяжелый период нашей истории - терпения, здоровья и милости Божией ему". Иерей Федор Лукьянов: "Трудность позиции патриарха в том, что он обязан говорить обществу о тех вопросах, которые вызывают серьезные нравственные борения. Он обязан озвучивать позицию, основанную на нравственном законе и заложенную Богом в основание бытия человека.
Естественно, не всегда эта позиция встречает радушные приветствия со стороны аудитории, потому что в обществе много эгоистического и греховного и т. Человек ведь часто спорит со своей собственной совестью. В этом основная трудность - идти против течений современной и часто отошедшей от Божественных истин человеческой мысли.
Но голос Церкви тут очень важен. Много людей и во властных коридорах говорят: нам очень важна позиция Святейшего патриарха, мы на нее опираемся, когда нам становится тяжело отстаивать нравственные ценности". В чем патриарху можно "позавидовать"?
Дмитрий Володихин: Чудовищной работоспособности. Алексей Козырев: Могу позавидовать его смелости, интеллектуальной силе и интеллектуальному тонусу, и, конечно, риторическому таланту. Он, безусловно, Златоуст.
Протоиерей Петр Гриценко: Его мудрости, правильному и тонкому подходу к любому вопросу. Иерей Федор Лукьянов: В каком-то смысле ему можно позавидовать в том, что за ним стоит весь тот сонм первосвятителей, благодаря которым стоит и Россия. Когда у тебя святые в "группе поддержки", то нечего бояться.
Все это у меня вызывает сыновний трепет и уважение к Святейшему патриарху.
Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного.
В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора». В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена. Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики и протестанты.
У католиков она связана с именем папы Льва XIII 1810-1903 , у протестантов — с именем пастора Уолтера Раушенбуша 1861-1918 , а в Православии — с именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но если католическая социальная концепция в конце XIX века стала альтернативой набиравшим силу идеям социализма, а протестантская предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов «социальную евангелизацию» , то в православной России церковная социальная мысль неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки общественного идеала в духе справедливости и традиционных нравственных норм. В декабре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил важность задачи и поручил митрополиту Кириллу создать Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции, формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году. Результатом стало принятие в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» ОСК — документа, излагавшего официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государством и обществом. После завершения всех этапов работы митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально предложила обществу свое соборное мнение по социальным вопросам. Базовыми принципами ОСК являются традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного», внимание к социально незащищенным людям, находящимся в трудном положении, нравственное обоснование права и правовых институтов, разумный этатизм церковно-государственная симфония.
Даже нецерковные люди, как правило, разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для русской культуры. Таким образом, Церковь, по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс восстановления утраченного Русского мира. Противодействие антицерковных сил В период Патриаршества Кирилла развернулась и приобрела существенное значение Программа «200 московских храмов». Она имела целью построить храмовые здания максимально доступными для жителей самых отдаленных спальных районов Москвы. Требовалось увеличить их численность в соответствии с ростом населения мегаполиса. Но на пути к этой цели возник ряд препятствий.
Патриарху и его единомышленникам пришлось думать над тем, как противостоять сопротивлению храмоборцев, майданщиков, «реформаторов православия», неолибералов, стремившихся заблокировать программу. По большому счету, противодействие вызвала не «Программа-200» сама по себе, а социальная активность Церкви в целом, ее самостоятельная, независимая позиция, в частности, то обстоятельство, что Церковь не поддержала майдан на Болотной площади в 2012 году. Стремление Церкви вернуть общество к нравственной системе координат породило в радикально-атеистических кругах обвинения в насаждении клерикализма, информационные атаки и провокации. Только на этот раз обвинения исходили не от марксистско-ленинских идеологов, а от либеральных наследников колониальных элит. С одной стороны, некоторыми политиками предпринимались попытки законодательно ограничить влияние церковной проповеди рамками так называемого Религиозного кодекса. К счастью, эта антиправославная инициатива была блокирована.
С другой стороны, Церковь, стремившуюся удержать страну от оранжево-коричневой революции, попытались с помощью провокаций втянуть в политический скандал. В связи с этим в Храме Христа Спасителя участницами печально известной феминистской группы были предприняты кощунственные пения и пляски на амвоне — так называемый панк-молебен. Служение Патриарха Кирилла выпало на крайне неспокойный, «турбулентный» период. Церковный кормчий неизбежно должен был взять на себя ответственность за назревшие в связи с этим решения. Прежде всего необходимо было донести до паствы мысль о том, что Церковь не только окормляет всех страждущих, но и имеет право на самозащиту. И Патриарх выполнил эту историческую миссию.
Несмотря на угрозы и вызовы, на которые Церкви приходилось отвечать, она активно развивалась, а ее новые исторические задачи становились все более ясными. Церковно-государственная симфония До последнего времени русские патриархи отстаивали суверенитет Церкви от посягательств государства. Эпоха Патриарха Кирилла характеризуется борьбой за независимость Церкви уже не от государства, которое сегодня занимает по отношению к Церкви позицию доброжелательного невмешательства, но от транснациональных центров влияния и компрадорских политических элит, ответственных как за сегодняшние преследования членов Церкви на Украине, так и за борьбу против Православия и традиционных ценностей в России. В отстаивании своей независимости Церковь сегодня опирается как раз на помощь государства. Президент России Владимир Путин уделяет религиозной жизни граждан страны пристальное внимание и всячески способствует развитию церковных институтов. И эта ситуация отражена в выдвинутом Патриархом Кириллом принципе церковно-государственной симфонии.
Совершенно незаменимым принцип симфонии оказался в период СВО, в ходе общенародной борьбы с реанимированным нацизмом. Частью церковно-государственной симфонии является стремление Церкви к укреплению национального консенсуса. Поэтому Патриарх Кирилл часто упоминает события 1612 года как пример русского всесословного объединения против иноземной экспансии гражданин Минин, князь Пожарский, русское ополчение. Аналогичным образом мыслит Церковь и консолидацию народных сил против экспансии внутренней, но также завязанной на внешнеполитические интересы. И в этом случае Церковь всегда выступает на стороне легитимного государства. Стабильность Церкви, государства и общества, по убеждению Святейшего, всегда связаны.
Патриарх не устает напоминать: «Процессы, приведшие к катастрофе век назад, начались за двести лет до 1917 года, когда стали разрушаться духовные основы жизни нашего просвещенного общества, так называемой элиты. Люди начали терять внутренний суверенитет, отдавая свои разум и душу тому, что приходило извне…» Легитимация Русского мира Важнейшим концептуальным понятием, введенным Предстоятелем нашей Церкви в общественный обиход, стало понятие Русского мира. Оно впервые прозвучало в его выступлениях на Всемирном русском народном соборе более тридцати лет назад. Важным обстоятельством в данном случае является сама легитимация понятия «Русский мир», употребление которого прежде осуждалось либеральными кругами в соответствии с их общей русофобской позицией, хотя понятие это стоит в одном ряду с такими его аналогами, как «арабский мир», «тюркский мир», Pax Britanica, Pax Americana. Патриарх Кирилл вернул слово в его родной контекст, соотнеся при этом с терминами «русская цивилизация», «историческая Русь». Русский мир, подчеркивает Святейший, это та самая «Русская земля», о которой иеромонах Нестор говорит в знаменитом своем летописном своде «Повесть временных лет».
А в летописях, как известно, слово «Русь» употребляется и как государственное образование, и как огромный народ. Русский мир — это общество с вертикальной динамикой, построенное на стремлении к высоким нравственным идеалам, к воплощению «образа Неба на земле». В перспективе в рамках Русского мира неизбежно собирание частей искусственно разделенного триединого русского народа — русских, малороссов, белорусов. Русский мир наследует исторической Византии, поэтому Херсонес-Корсунь является для него элементом символического кода, включающего также Константинополь и Иерусалим.
Почему доказательство ненаучности гомеопатии — ненаучно, а не прощать — смертельно опасно? Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет.
Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать.
При этом митрополиты трижды восклицают: «Аксиос», что переводится с греческого как «Достоин». Впервые интронизация патриарха в Москве была совершена в 1589 году, а первым возведенным на патриарший престол стал святитель Иов. Позднее патриаршество было упразднено императором Петром I и восстановлено лишь в 1917 году решением Всероссийского поместного собора.
1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви. Сегодня Русская православная церковь празднует 13-ую годовщину интронизации патриарха Кирилла.
РПЦ 1 февраля отметит День интронизации патриарха Кирилла
Далее в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя Святейшего Патриарха Кирилла с памятной датой поздравили архиереи, прибывшие на торжества. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Дата хиротонии: 14 марта 1976 г. Дата пострига: 3 апреля 1969 г. День ангела: 24 мая Биография: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев). Президент РФ Владимир Путин встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и поздравил его с пятнадцатой годовщиной интронизации. Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 13-й годовщиной интронизации. 1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя. Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Голосование на выборах Предстоятеля Русской Православной Церкви. Фото: patriarchia. Причта о том, как юный Владимир Гундяев ловил кошек, чтобы сдавать их куда следует, и навстречу ему попался митрополит Никодим Ротов , который сказал: «Брось ловить кошек, и я сделаю тебя «ловцом человеков» именно этой фразой Христос призвал себе апостолов, бывших до этого рыбаками. Или притча о том, как Володю хотели принять в пионеры, а тот наивно спросил, можно ли ему ходить в пионерском галстуке в церковь? Есть еще история, не попавшая в анналы, которую мне рассказал покойный протоиерей Борис Тихонравов. В начале 1960-х он служил вместе с протоиереем Михаилом Гундяевым, патриаршим отцом, на Серафимовском кладбище в Ленинграде. И вот приходит Володя в храм и заявляет: «Все. Я решил порвать с Богом и вступить в комсомол». Отец Михаил ничего не ответил, только встал на молитву перед храмовой иконой преподобного Серафима Саровского. И отмолил сына. Для человека верующего сомнения и колебания — вещь нормальная.
В данном случае время этих колебаний совпало с антицерковной кампанией Никиты Хрущева. Все житие Кирилла свидетельствует, что он колебался вместе с «линией партии». На Поместном соборе 1988 г. На Поместном соборе 2009 г. Впрочем, именно это «приспособленчество» Кирилла способно в будущем помочь РПЦ. С изменением общеполитической жизни патриаршие взгляды на жизнь могут измениться. Российской общественности Кирилл известен как телевизионный проповедник и медиаперсона. Он всегда знает, что ждет от него конкретная аудитория. В 2009 году «Город 812» прогнозировал, усилия нового патриарха будут направлены не только на то, чтобы окончательно встроить церковь в вертикаль власти, но и на то, чтобы укрепить эту вертикаль в самой РПЦ. Если покойный Алексий пытался соблюсти здесь баланс сил, то Кирилл будет где возможно ставить своих людей, стараясь активно контролировать все и вся.
Тогда это закончилось расколом. Александр Мусин. За Кириллом со времени его ректорства в Ленинградской духовной академии в 1974 — 1984 гг. Даже ходила легенда, что Кирилл подписал письмо с протестом против ввода советских войск в Афганистан в 1979 году.
Гундяева, насыщенное непрестанным трудом и постоянно возрастающим перечнем обязанностей. Примером для него был 36-летний митрополит Никодим, который наряду с руководством одной из крупнейших русских епархий одновременно возглавлял Отдел внешних церковных сношений Русской Церкви — ОВЦС, фактически ставший в эти годы центром принятия решений по внутренней и внешней политике Церкви. В 1970 г. Внешнецерковная деятельность по окончании академии В 1971 г. Синдесмос был основан в 1953 г.
С 1964 г. Решение о вступлении Русской Церкви в Синдесмос иеромонах Кирилл должен был принять непосредственно во время ассамблеи Синдесмоса, на которую он прибыл с двумя уже подписанными митрополитом Никодимом письмами — о вступлении в эту организацию и о том, что «решение откладывается». Выбор он сделал сам — духовные школы Московского Патриархата вступили в Синдесмос. Иеромонах Кирилл был избран членом исполнительного комитета Синдесмоса. Это стало его первым дипломатическим послушанием. Александра Невского, иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита, 19 октября того же года Священный Синод назначил его представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. Архимандрит Кирилл активно участвовал во всех мероприятиях ВСЦ , с 1975 г. В 1-й половине 70-х гг. Три года, проведенные в Женеве, дали будущему Патриарху не только огромный опыт в церковно-дипломатической области, но и возможность общения с русским духовенством и верующими за рубежом.
Служение на Смоленско-Калининградской кафедре 1985 — 2009 На время пребывания митрополита Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов 94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области. Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм. В 1989 г. С 1998 г. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады. С 1992 г. Другим документом, к разработке которого митрополит Кирилл приложил немало усилий, были « Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ». Принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах , в том числе в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г.
Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах 1993-2008 гг. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода « Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами » в 1994 г. С 1995 по 2000 гг. Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. Цюрихе Швейцария в марте и дважды в апреле 1996 г. Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии.
Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Осло Норвегия в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» Москва, 2001 г. Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. В 2005 г.
Межхристианские отношения и сотрудничество В 90-х гг. Задача православных христиан — восстановление единства Вселенской Церкви на основах неповрежденной истины, то есть в Православии. Диалог Русской Православной Церкви с инославными строился по нескольким направлениям. Первое: изучение проблем богословского характера, где Русская Православная Церковь выступает как хранительница апостольского и святоотеческого Предания Православной Церкви, учения Вселенских и Поместных Соборов. Второе: совместная работа в сфере служения обществу, там, «где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой... Третье: безусловный отказ от прозелитизма со стороны традиционных конфессий и недопущение миссионерской деятельности сект. В 2000-е годы основное внимание было сосредоточено на совместном свидетельствовании о христианской основе европейской цивилизации, миротворчестве, защите прав христиан и их нравственных принципов и т. Этими принципами определялась многовекторная богословская и церковно-дипломатическая деятельность ОВЦС и его председателя в диалогах с инославным миром как в форме двусторонних отношений, так и в работе межхристианских организаций. Патриаршая интронизация 5 декабря 2008 г.
Избрание Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Кирилла, занимавшего 5-е место среди постоянных членов Синода по старшинству хиротонии, было обусловлено в том числе его деятельностью на посту председателя ОВЦС, личным курированием наиболее сложных направлений во взаимоотношениях Церкви с внешним миром в течение всего периода Патриаршества Святейшего Алексия II. Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника: «Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений... Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь... Святейший Владыка понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси» 9 декабря митрополит Кирилл с собором епископов совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Путин, Президенты Белоруссии, Молдавии, Армении, главы дипломатических представительств десятков государств. На отпевании, говоря о своем предшественнике, особое внимание митрополит Кирилл уделил единству православных народов, окормляемых Русской Церковью. Избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси происходило в атмосфере беспрецедентной открытости.
В течение всего периода между кончиной Патриарха Алексия II и избранием митрополита Кирилла на Патриарший престол в средствах массовой информации велась оживленная дискуссия по кандидатурам. Архиерейский и Поместный Соборы показали, что митрополит Кирилл — единственный архиерей, способный сплотить абсолютное большинство епископата, клира, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. После благодарственного молебна митрополит Кирилл в ответном слове на приветствие его в качестве новоизбранного Патриарха сказал: «Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение, - сказал Святейший Патриарх Кирилл в тот день. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет... Предстоятели Церкви несут [этот крест], хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий.
Новоизбранного Патриарха приветствовали праздничным перезвоном колоколов со всех пяти колоколен храма Христа Спасителя. У входа в храм Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью. А на самой торжественной литургии присутствовали около 4 тысяч человек. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения.
Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение».
Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием со дня интронизации
Проповедь перед причастием произнес архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В дар Его Святейшеству митрополит Григорий преподнес старинную икону «Спаса в Силах» и букет белых роз. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом. Затем состоялось вручение церковных наград.
В заалтарной галерее Храма Христа Спасителя Святейшего Владыку с 15-й годовщиной интронизации поздравили участники движения «Патриаршие добровольцы». После богослужения состоялся прием по случаю пятнадцатой годовщины интронизации Его Святейшества.
В этот же день после богослужения Его Святейшество посетил церковно-археологический музей Нижегородской епархии. Он познакомился с экспозицией, книгами и журналами, выпущенными Издательским отделом Нижегородской епархии, находящимся при Печерском монастыре и оставил памятную запись в книге почетных гостей музея. Также 11 сентября Патриарх Кирилл открыл памятник нижегородцам, погибшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также посетил кремль и встретился с молодежью, студентами, учащимися школ, представителями общественных организаций, молодыми врачами, учителями в Нагорном дворце спорта, где собралось тогда более пяти тысяч человек. Днем позже Предстоятель Русской Церкви освятил главный собор Городецкого Феодоровского мужского монастыря, а затем на теплоходе «Михаил Фрунзе» по пути в Нижний Новгород провел видеоконференцию «Жизнь святого благоверного князя Александра Невского как пример исторического оптимизма». В столице Приволжья во время посещения собора в честь святого благоверного князя Александра Невского Святейший объявил о присвоении этому собору статуса кафедрального. Днем позже в той же обители он возглавил Божественную литургию, в ходе которой совершил хиротонию клирика Нижегородской епархии архимандрита Илии Быкова во епископа Якутского и Ленского. Храм построен в память об уничтоженном в 1931 году Покровском соборе Лукоянова.
В настоящее время в Лукоянове ведутся работы по созданию дома-музея священника. Эта великая христианская святыня, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, с 20 октября по 28 ноября 2011 года по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На следующий день он возглавил Божественную литургию в Дивеевском монастыре. В тот же день Патриарх Кирилл возглавил чин закладки Успенского собора — главного храма Саровской пустыни, после чего провел встречу с российскими учеными. Они начались с Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе. На площади, названной в честь знаменитого уроженца города, Святейший Владыка освятил памятник Патриарху Сергию.
В завершение Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию Патриарх Кирилл побывал на месте исторического Алексеевского женского монастыря в Арзамасе. В настоящее время это территория одной из воинской частей. На месте бывшего кладбища, где были похоронены родственники Патриарха Сергия, установлен крест. Здесь была возглашена вечная память всем погребенным. Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к кресту в память о родственниках 12-го Предстоятеля Русской Православной Церкви. По окончании богослужения священноархимандрит Свято-Успенской Саровской пустыни митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий преподнес Его Святейшеству напрестольный крест из этой обители. Он был изготовлен московским серебряником Федором Никифоровым около 1730-х годов и является редким и хорошо сохранившимся образцом отечественного искусства.
На приходах стали появляться катехизаторские курсы и евангельские кружки, которые раньше рассматривались как чужеродное протестантское явление. Вообще Евангелие именно при Кирилле стало не только «протестантской книгой», но и вполне православной. Знаковым моментом стала конференция «Единство Церкви», на которой подверглись обличению и осуждению священники Георгий Кочетков и Александр Борисов. После этого прежний патриарх сделал ставку на фундаменталистов и всё живое отдал им на съедение. В его патриаршество был упущен важнейший момент, называемый ещё «вторым крещением Руси», когда тысячи людей обращались к церкви. Русь снова была крещена, но к просвещению не допущена. Церковь под начальством Алексия II предпочла возводить храмы и выстраивать отношения с властью. Сращённость с новой государственной властью Патриарх Алексий II после 1991 года не только не скинул с себя оковы гос. Да, Кирилл продолжил эту линию интеграции церкви в государственное пространство, но при этом он же пытается и отстаивать независимость церкви как религиозного института другой вопрос, что это не особо получается. При тесном сотрудничестве Кирилл не хочет превращать церковь в государственный департамент и инструмент для решения общественно-политических задач.
Как пример можно привести то, что он не занял какую-либо сторону в конфликте с Грузией и на Востоке Украине, не пришёл на торжество присоединения Крыма прислал своих представителей , сохранил крымские епархии в составе Украинской православной церкви, но это не замечают. Можно в целом отметить небольшие, но положительные тенденции в церковном развитии. Всё больше священников, даже епископов, считают возможным или даже необходимым служение на церковно-русском языке. Нормой для мирян стало ежевоскресное причастие и причастие на праздники. Хотя трудностей ещё остаётся очень много.
Таков фундамент русской цивилизации. Ключевые суждения Патриарха Кирилла Важное значение имеют суждения Патриарха Кирилла, во многом определившие внутрицерковную атмосферу и некоторые общественные настроения в последние десятилетия. Во многих Патриарших речах и книгах прослеживается неприятие глобализма — монокулярного видения истории, отрицающего цивилизационную уникальность.
Глобализм — это привычка воспринимать прошлое, настоящее и будущее по якобы «общечеловеческим» правилам, которые, однако, диктует человечеству лишь один из субъектов исторического процесса, обладающий так называемым «глобальным лидерством». Отсюда берут начало такие идеологемы, как «правильная сторона истории», «конец истории» и так далее. Подобный исторический монополизм, с точки зрения Патриарха, неприемлем. Исторические стези народов различны, как различны и «таланты», дарованные Богом отдельным людям, народам, нациям, культурам и цивилизациям. Глобализм же ведет к обезличиванию, духовному порабощению и отказу от данной Богом миссии. Поэтому моноконцепции истории неприемлемы и не имеют будущего. Это особенно очевидно сейчас, на пороге эпохи многополярности, когда никто в отдельности уже не может владеть «эталоном современности» и знанием «правильной стороны истории». Патриарх всегда отдавал должное русской культуре как государствообразующей.
Он подчеркивал важность развития национальных общественных организаций, основанных на лояльности к государству, и призывал окончательно растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации, по мнению Патриарха, должны стать «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны — это касается в том числе и Всемирного русского народного собора ВРНС. Патриарх Кирилл не устает подчеркивать важность вопросов культуры и образования. Он решительно выступил против засилья Болонской системы в России и за целостное, многостороннее образование, тесно связанное с воспитанием. Особое значение имеет для Патриарха реабилитация отечественной теологии, подвергшейся незаслуженной дискриминации, утверждение теологии как полноправной научной дисциплины. В результате успешного завершения многолетней борьбы за введение теологии в перечень ваковских дисциплин Россия получила наконец институциональный суверенитет в области богословской мысли. Это стало частью более широкого процесса — возрождения национальных научных школ, которые так безжалостно уничтожались в постсоветский период. Церковь же с признанием законного статуса теологии вернула себе голос в академической среде.
Сегодня Святейший Патриарх Кирилл надеется, что в России в ближайшем будущем будет преодолен секуляристско-атеистический перекос в образовании, поскольку теперь государство поддерживает теологию, как и любую другую область научного знания. При этом, по слову Патриарха, теология пригодится не только будущим священнослужителям, но и учащимся светских университетов. Она поможет и расширению кругозора, и выработке исторического мышления, и воспитанию терпимости среди студентов. Говоря о проблеме культуры, Патриарх всегда видел ее фундаментом традиционные ценности. Но что входит в число этих ценностей кроме библейских нравственных истин? Не секрет, что для нас, русских, имеет огромное значение справедливое, совестливое, милосердное, терпимое, братское отношение людей друг к другу. Однако столь же важно признание абсолютной ценностью самой человеческой жизни, ведь без этого и справедливость, и терпимость просто утратили бы смысл. В связи с этим достойна упоминания многолетняя борьба Святейшего Патриарха Кирилла против легализации эвтаназии, а также за признание еще не родившегося ребенка полноправной личностью, а аборта — лишением жизни человеческого существа.
Так, в декабре 2023 года, откликнувшись на инициативы Патриарха Кирилла, Священный Синод принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». Это важный шаг в деле духовного и нравственного просвещения общества. Проповедь абсолютной ценности человеческой жизни получает у Патриарха Кирилла продолжение в виде активной поддержки многодетных семей. Вместе с Валентиной Ивановной Матвиенко и Вячеславом Викторовичем Володиным Святейший Патриарх Кирилл обсуждал на площадках Федерального Собрания принятие закона о многодетных семьях, а также о защите семьи от незаконного вмешательства органов опеки, от ювенальной юстиции и недобросовестного социального патроната. Эта инициатива служит продолжением прежних усилий Патриарха по противодействию антисемейным законам, попыткам дополнительного контроля над институтом семьи и родственными отношениями, в том числе с помощью неоправданных юридических надстроек над национальным законодательством. Борьба за антропологию Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главная борьба в современном мире — это борьба за антропологию. То есть борьба за то, каким быть современному человеку: будет ли он подобен Богу или он будет подобен зверю или же — «искусственному интеллекту». И здесь стоит указать вот на какую закономерность.
Когда-то секулярное сознание сформировало доктрину гуманизма, а сегодня оно сдвинулось в сторону трансгуманизма, обещающего создание в недалеком будущем сверхчеловеческих существ — high hume по аналогии с high tech. Религия никогда не соглашалась со старым, классическим гуманизмом, понимая неполноту человека, если он отделен от Бога. Но трансгуманизм — это уже следующая стадия падения в ту же пропасть. И так исторически складывается, что сегодня именно Церковь усилиями ее Патриарха поднимает голос в защиту человека, такого, каким он создан Богом, пусть даже он временно и отдалился от Бога. Сегодня Церковь стремится защитить человека не только от безбожия, но и от расчеловечивания хотя второе — это, бесспорно, следствие первого. Проект транс-человека, сверхчеловека является богоборческим. Он представляет собой отрицание божественного замысла о человеке и одновременно способ контролировать сознание людей, в которое Бог вложил свободу выбора. По своему происхождению идея сверхчеловека — ницшеанская и нацистская: ее стремились реализовать еще в Третьем рейхе средствами евгеники.
Достоевский в своем романе «Бесы» дает нам литературное и психологическое описание сверхчеловека — «человекобога» — Алексея Кириллова, адепта религии смерти, которому в финале суждено покончить с собой. Вообще же идея сверхчеловека уходит корнями в учение гностиков с их разделением людей на «пневматиков» и непосвященных. Это разделение противно христианству, поскольку Господь умер и воскрес за всех, заповеди Его адресованы всем в равной мере, все достойны и откровения, и спасения. Патриарх Кирилл последовательно выступает против идеи нового сверхчеловека, активно разоблачая весь спектр идей трансгуманизма. В том числе особенно активно он стремится противодействовать пересмотру понятия «семья», узакониванию однополых союзов и продвижению гендерных теорий, утверждающих множество «гендеров». Он проповедует любовь к человеку изначальному, богосотворенному. Эта речь представляет собой богословский доклад о секуляризме как антихристианской глобалистской идеологии. Сегодня тезисы этого доклада приобретают все большую актуальность.
Современный секуляризм — это продукт протестантской традиции, превращенный в некий глобалистский стандарт, навязываемый в качестве «общечеловеческой» нормы. Он основан на рыночном фундаментализме и тотальной конкуренции, то есть на принципах социал-дарвинизма. Вполне очевидно, что ницшеанский по своей природе социал-дарвинизм не совместим с христианством, с идеей любви к ближнему. В свое время он породил колониализм, а затем нацизм и атлантизм. Нам, христианам, необходимо помнить, что сегодня, как и в момент своего рождения, Церковь существует в условиях языческого окружения. Меняются лишь формы этого окружения: от римского политеизма до глобального неолиберализма и секуляризма.