Новости ермоген святитель

1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. У гроба святителя Ермогена по его молитвенному предстательству совершились и совершаются обильные чудотворения. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена

В Троицком храме Реутова Святейший Патриарх Кирилл провёл Божественную литургию, а также совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген. Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая.

«За молитву надо бороться»

В Троицком храме Реутова Святейший Патриарх Кирилл провёл Божественную литургию, а также совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского. Святитель Ермоген видел эту опасность. Частица святых мощей святителя Ермогена хранится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря.

2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

В Казани он был человеком светским, занимался торговлей. Был он благочестив, и народ избрал его, чтобы он стал их пастырем, священником. Будущий святитель жил семейной жизнью, имел жену, детей, и был пастырем добрым. В это самое время происходит чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Святитель принимает активное участие в прославлении этого образа и вскоре избирается на Казанскую кафедру, став митрополитом и отцом всех верных на тогдашних восточных порубежьях Руси. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии Московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — как мы знаем, ставленник внешних сил, а затем и другие, кто называл себя царем. Некоторое время у власти был царь Василий Шуйский, который пытался сохранить закон и порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты. И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав разрушить Русь. Польский король Сигизмунд, с большой, хорошо вооруженной и организованной армией, вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который три года держал осаду, не сдаваясь врагу.

А в это время в Москве творились страшные деяния. Бояре, элита наша, как мы бы теперь сказали, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле.

Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время.

Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии.

Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена.

И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского.

В «Новом летописце» сообщается, что мятежники взяли патриарха «насильством», «ведоша за Москву реку к Серпуховским воротам и начаша вопити, чтоб царя Василья отставили». Согласно разрядным книгам, «патриарх со всем собором» направился к царю, предлагая ему оставить трон Белокуров С. Разрядные записи за Смутное время, 7113-7121 гг. Хворостинин пишет о высказывавшемся Е. Первосвятитель предсказывал, что страну, предавшую царя, ждет судьба «богоубийственного и мятежного рода июдейского», покоренного римлянами. Те же, кто остались верны царю,- «благословенные воины», идущие в «Небесное Царство с мученики святыми в безконечную радость веселиться».

Источники расходятся по вопросу о том, был ли согласен Е. Авраамий Палицын и Хворостинин пишут о том, что Первосвятитель со слезами просил не посылать «с таким молением к польским людем» и не верить их обещаниям, он призывал православных помнить, «что Кароль в велицем Риме содея» имеется в виду, вероятно, уклонение Рима с приходом Карла в «латинство». По польск. После того как Боярская дума утвердила кандидатуру Владислава, Е. Разрядные записи. Патриарх наставлял членов рус.

Салтыкова и кн. Мосальского главных проводников польск. Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. Однако все эти усилия были тщетны. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е.

Отношения между Е. В «Рукописи Жолкевского» сказано: «С патриархом, человеком весьма старым, ради религии [опасаясь в ней перемены] сопротивлявшимся делам нашим, гетман С. Гонсевский писал, что Е. Тем не менее Е. Флоря Флоря. В нояб.

Андронов, затем глава Боярской думы кн. Мстиславский, уговаривая патриарха подписать новую договорную грамоту для отправки находившимся под Смоленском рус. В новом документе полностью принимались условия кор. Сигизмунда III , требовавшего принесения присяги не только Владиславу, но и ему, а также сдачи польск. Несмотря на угрозы, Е. Отсутствие подписи патриарха под новой договорной грамотой укрепило позицию рус.

Собрав в Успенском соборе представителей московского посада, Е. По словам Жолкевского, Е. Голицына весть, что Сигизмунд отказывается от принятия Владиславом правосл. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. XIX - нач ХХ в. Патриаршая резиденция в Чистом пер.

Только после гибели самозванца в сер. Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. Грамоты Е. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др.

Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» АЗР. Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. К нач. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский Шаховской С.

В письме Я. Задзика, отправленном из лагеря под Смоленском 8 янв. В кон. Новгород и Переяславль Рязанский цит. По-видимому, Е. Не случайно в «Новом летописце» говорится не о посылке грамот Е.

Хворостинин приводит оправдательную речь Е. Однако тот же автор упоминает, что нек-рые люди после освобождения Москвы возможно, участники Земского собора 1613 г. Бескомпромиссная позиция патриарха стала причиной репрессий против него. Как сообщает «Новый летописец», услышав отказ Е. Хворостинин пишет о том, что патриарх был «затворен от входящих к нему, и страха ради мнози отречеся к его благословению ходити, но сей никако же обычнаго своего учения оставив, но еще глаголати, и поношати, и еретическое шатание разрушити» БЛДР. Контакты с Первым ополчением у Е.

Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е. При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г. Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е. Во время восстания Е. На Патриарший престол вернулся Игнатий. Новгород и Казанскому митр.

Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек. Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» ААЭ. В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н. Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» ПСРЛ.

В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е. Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г. Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов. Вероятно, в этом предании отразились известия таких источников, как «Сказание о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея Руси, новом исповеднике» и др. Сочинения Хворостинин сообщал, что патриарх был «учению книжному, любомудрию искусен, каноны и жития святых написа» БЛДР.

Составитель Хронографа 1617 г. Начитанность Е. В сохранившихся сочинениях священномученика присутствуют ссылки на события церковной и гражданской истории, на церковные каноны и уставы, на труды отцов Церкви. Несмотря на тяжелые условия Смуты, Е. Печатанием книг занимались О. Радишевский , И.

Невежин, Н. Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок. На протяжении этих лет Е. Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др.

Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение». Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е. Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р. Дмитриева , Е.

Из приписки ясно, что Е. Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е. Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр.

В Патриаршество Е. Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е. В выдержке из Воскресенской летописи указано: «Выписано из Летописца святейшаго патриарха Гермогена» Платонов. Вопрос о «Летописце патриарха Гермогена» остается открытым, его следы ученые пытались найти во мн. Насонов видел отражение «Летописца патриарха Гермогена» в Хронографе 2-й редакции, в части, относящейся ко времени до 1609 Насонов А.

Вовина-Лебедева Сщмч. Ермоген среди избранных святых. В грамоте Первого ополчения от апр. Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус.

Сигизмунда III. В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в.

Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е. Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е.

В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап.

К кон. XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген.

В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых.

В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр. Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г.

Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора.

В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери.

Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Гермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. В 1587 году он был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

На этой кафедре святитель Гермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман татар , приводя их к православной вере. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. В 1594 году митрополит Гермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством.

По ходатайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую. В это время ему было более 70 лет. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца...

Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...

Проповедь в день памяти святителя Ермогена

Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен в лике святителей 12 мая 1913 года. Святитель Ермоген видел эту опасность. В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете?

Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 2 марта по нов. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы под управлением Д. Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С.

В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете? В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью.

Братство сщмч. Ермогена 1 комментарий 9 likes 14 марта 2024 г. Святитель Николай Сербский Свт. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский Устами Афанасия премудрость просияла, И сразу Божья истина ясна всем людям стала, Познали люди: эта мудрость не вредна, Но всякому сладка, кто пьет ее до дна. Любому дорога она, кто за нее страдает, Кто в жизни сей надежду на Бога полагает, Кто ходит по миру, как средь могилы тесной, Все люди для него - как призрак бессловесный. А континенты - словно пять лачуг убогих, А океаны мелки - не замочишь ноги. Все мерит он Христом - мерилом вечным, И возрастает в эту меру бесконечно, От меры сей вовеки он не отречется: Иная тайна просто не найдется. Иная тайна будет слишком близорука, До Альфы и Омеги не дойдет наука.

«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене

День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени.
Православное Братство священномученика Ермогена | Group on OK | Join, read, and chat on OK! При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена / Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами.

25 мая. О верности Богу и Отечеству святого патриарха Ермогена

Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда.

Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя.

Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества.

В итоге сам факт существования Русского государства оказался под вопросом. Водоворот гражданской войны выталкивал на поверхность самозванцев и лжепастырей, а то и просто разношерстные банды беспринципных авантюристов, любителей легкой наживы. Пространство поистине безграничной царской власти, созданной Иваном Грозным, сокращалось с неумолимостью шагреневой кожи, сама же страна, казалось, вот-вот превратится в географическое понятие.

Ключевые ценности — и среди них жизнь и достоинство человека, авторитет государства и Церкви — уже мало что значили. Наверное, одним из ярких символов Смуты можно считать церковь Живоначальной Троицы в подмосковном селе Вязёмы. Разорившие ее малороссийские казаки и поляки среди которых, замечу, были не только католики, но и православные оставили на ее стенах свои «автографы», а сам храм превратили в кабак и притон для азартных игр. Архиерейское и архипастырское служение святителя Ермогена вобрало в себя все годы Смуты, а его подвиг закрыл ее наиболее трагические страницы.

С его биографией всесторонне можно ознакомиться в многочисленных научных трудах, посвященных этой трагической эпохе в истории Русского государства, энциклопедических и духовно-просветительских статьях. Наша задача иная — понять узловые пункты земной биографии святителя, в которых наиболее ярко проявились черты его пастырского и патриотического служения. Впрочем, весь жизненный путь святителя Ермогена показывает, что духовный подвиг здесь неотделим от гражданского, что типично для многих святителей эпохи Московской Руси. Скорее всего, будущий Патриарх был ровесником Ивана Грозного: родился он около 1530 года, но где — неясно.

Одни источники называют местом его рождения Казань, другие говорят, что он был донским казаком, а затем стал священником в Казани. Некоторые исследователи полагают, что святитель Ермоген мог происходить из посадских или служилых людей, иные считают, что он принадлежал к княжескому роду Голицыных. Но так ли это важно? Одним из главных событий в жизни святителя стало обретение в июле 1579 года чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Тогда, будучи еще приходским священником храма святого Николая Гостиного, святитель Ермоген его мирское имя нам неизвестно стал одним из основных участников обретения святыни и записал краткое сообщение о чуде, посланное Ивану Грозному. С момента обретения Казанская икона стала особо чтимой святыней для святителя Ермогена. Со временем он добьется того, что этот образ станет одной из важнейших святынь Российского государства. Около 1594 года, в бытность митрополитом Казанским, святитель Ермоген напишет подробную «Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», основной источник по истории его обретения и прославления.

Повесть сохранилась в автографе, который ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве. В Казани святитель создаст типографию, и одними из первых ее изданий станут печатные службы Казанской иконе Божией Матери. А более чем три десятилетия спустя после обретения этот образ станет полковой иконой Второго ополчения, получившего благословение Патриарха Ермогена, и освобождение Москвы от поляков свяжут с чудом от этой — уже одной из важнейших государственных святынь — иконы. Сложность управления епархией заключалась не столько в том, что она являлась одной из самых обширных на южных границах Руси.

Эта сравнительно молодая епархия она была учреждена в 1555 году, в ее каноническую территорию вошли бывшие Казанское и Астраханское ханства была, наверное, самой многонациональной в Русском государстве. Ее населяли русские, татары, чуваши, марийцы и другие народы Поволжья, многие из которых исповедовали ислам, и взаимоотношения христианства и мусульманства были здесь весьма непростыми. В 1602 году, чтобы улучшить духовное управление этим краем и усилить миссионерскую деятельность, святитель Ермоген выделил из епархии Астраханскую епископию, более спокойную в конфессиональном плане, а за собой оставил сложный во всех отношениях Казанский край. Отныне его титул стал звучать как митрополит Казанский и Свияжский.

В заботах о епархии, святитель Ермоген не отрывал миссионерскую деятельность от просветительства. Выше уже говорилось об открытии типографии в Казани — деле на Руси, а тем более вдалеке от столицы, не только новым, но и новаторским. Она стала третьей после Москвы и Александровой слободы, учрежденных Иваном Грозным. Можно сказать, что именно в Казани святитель показал свое понимание подвига: просветительство и мученичество за веру для него были неотделимы от ратного подвига.

В 1595 году митрополит Ермоген с благословения Патриарха Иова провел обретение мощей и канонизацию просветителей Казани — архиепископов Казанских Гурия и Германа и епископа Тверского Варсонофия. А вместе с канонизацией Казанских мучеников Иоанна, Петра и Стефана, принявших смерть за нежелание отказаться от веры 1592 , впервые стало совершаться особое поминовение воинов — христиан, павших во время взятия Казани в 1556 году Смерть царя Федора Иоанновича 1598 застала святителя Ермогена в Москве. Пресечение правящей династии поставило всех перед нелегким выбором нового государя. Вместе с другими иерархами святитель участвовал во всенародном молении у стен Новодевичьего монастыря, прося Бориса Годунова вступить на престол, присутствовал он и на Земском соборе, избравшем Бориса Годунова царем.

И здесь важно подчеркнуть самое важное обстоятельство, определившее дальнейшие поступки святителя: острое понимание того, что после пресечения династии залогом устойчивости государства является законно избранная власть православного царя. В 1603 году монах-расстрига Юрий Отрепьев в иночестве Григорий , выдавший себя в Речи Посполитой за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, сына и наследника Ивана Грозного, в сопровождении небольшого отряда поляков перешел границу Руси. Усилия Бориса Годунова остановить его продвижение к Москве были напрасны. Самозванца признали законным правителем.

С его появлением скрытая гражданская война, не выходившая за пределы интриг отдельных кланов в борьбе за власть, стала перерастать в открытую фазу или, говоря проще, в масштабные вооруженные столкновения. Началась мрачная эпоха нестроения государства и Церкви.

Разделил будущий Патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там Православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Гермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству. Служение будущего Патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери.

Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Гермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. В 1587 году он был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. На этой кафедре святитель Гермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман татар , приводя их к православной вере. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. В 1594 году митрополит Гермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях».

Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. По ходатайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую. В это время ему было более 70 лет. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас?

Святыни будут находиться в Свято-Георгиевском храме до 12-00 28 апреля.

Меню раздела

  • ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ
  • Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси
  • Патриаршество
  • Правила комментирования

Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes

«За молитву надо бороться» / Монастырский вестник При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
2 марта - день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов.
2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая.
Мины день. Что можно и что нельзя делать 23 декабря 2023 года Святыни будут находиться в Свято-Георгиевском храме до 12-00 28 апреля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий