Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. Военно-автомобильная дорога № 101, или, как ее окрестили, Дорога жизни, должна была решить несколько задач для Ленинграда. Начало трассы — примыкание к автомобильной дороге А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией) в районе 152-го километра. Это позволит расширить участок дороги с двух до четырех полос. Дорога должна была соединить Волховстроевскую линию Кировской железной дороги с Ириновской линией в районе Шлиссельбурга.
«Коридор смерти» или «Дорога Победы»
- Блокада Ленинграда и Дорога жизни | О прошлом память сохраним
- Как «коридор смерти» стал «Дорогой Победы» и снабдил блокадный Ленинград
- Как Дорога жизни спасла Ленинград: что по ней везли
- 22 ноября – День открытия Дороги жизни | Газета «Вести» онлайн
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты
Само по себе противостояние на стабилизированной невероятными усилиями линии фронта под Ленинградом — лишь одна из страниц его героической обороны. Битва имела ещё одну сторону — необходимость не только удержать территорию, а также город — как промышленный и культурный центр, но и сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и непрерывных артобстрелов и бомбёжек. Каждый день на грани жизни и смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на улицах родных, близких, знакомых, жители Ленинграда продолжали бороться, стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, подростки и дети. Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера.
В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода. Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей — только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной.
С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру. Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».
Общественное достояние Весной в дополнение к немцам появился еще один враг — оттепель. Проложенную зимой по замерзшим болотам и ручьям «Дорогу Победы» стало затапливать. День и ночь под огнем врага работники восстанавливали железнодорожное полотно, а поездам приходилось идти по воде почти как амфибиям. Неоценимый вклад Ленинград моментально почувствовал пользу «Дороги Победы». Один железнодорожный состав привозил в город больше продовольствия, чем за сутки доставлялось по «Дороге жизни». Общественное достояние С февраля 1943 года до полного снятия блокады в январе 1944 года уникальная железная дорога пропустила 4729 поездов. После того как в марте 1944 года на освобожденных территориях было восстановлено старое железнодорожное сообщение, «Дорога Победы» прекратила свою работу.
Летом — по воде, зимой — по льду. К Вагановскому спуску суда никогда не приставали — это считалось невозможным. Но для спасения города возможным становилось все — и сюда подходили груженные зерном баржи. Плавание это было особо опасным — не только немецкие самолеты и артиллерия, свирепствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17 сентября, на разбитых штормом баржах, погибло свыше 1000 человек. Но перевозки не прекращались. Создание ледовой трассы началось задолго до наступления зимы. Автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта проделал совместно с учеными Гидрологического института большую подготовительную работу по изучению ледового режима Ладоги и проектированию ледового пути. Трасса общей протяженностью свыше 30 километров проходила от мыса Осиновец, через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово. Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.
Все, несмотря на занимаемую должность, брали лопаты, они были принадлежностью каждого, непременным атрибутом экипировки. Таков был приказ начальника дороги генерал-майора интендантской службы Афанасия Шилова и военкома бригадного комиссара Иосифа Шикина. Но не только природа противодействовала личному составу. Враг понимал значение ледовой трассы для осаждённого Ленинграда и принимал все меры, чтобы уничтожить её. Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП б Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. Ладога — поле боя. Каждая ошибка — это удар по снабжению Ленинграда, это гибель людей, это... Значение дороги отлично понимал и начальник Генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Франц Гальдер, о чём свидетельствует его дневник: «Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Уже тогда он понял, что ледовая Дорога жизни — это крушение замыслов немцев, но ничего противопоставить, кроме воздушных налётов, не мог. Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность трассы, её значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же нацелили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать её из Шлиссельбурга. За период действия дороги над Ладогой было сбито свыше 500 самолётов противника. За зиму 1941—1942 годов в осаждённый город переправлено две тысячи вагонов различных грузов, 85 танков, большое число другой боевой техники, а из города эвакуированы 3700 вагонов промышленного оборудования, произведений искусства, 514 тысяч жителей, 35 тысяч раненых. Движение по трассе прекратилось 21 апреля 1942 года. Вопрос о сдаче города уже был снят с повестки дня. Зачем я привожу эти цифры? Только для того, чтобы читатель мысленно представил себе, что всё это было переброшено по 35-километровой ниточке, связывавшей Ленинград со всей страной, которая ежеминутно подвергалась боевому воздействию со стороны противника. Тогда он, видимо, представит героизм ладожских шофёров, ремонтников, регулировщиков, медработников, бойцов. Надо, чтобы и сегодня подвиг людей служил вдохновляющим примером для будущих поколений. Каждый рейс был трудным, опасным и нужным. Вот воспоминания одного из участников тех событий — генерал-лейтенанта Андрея Петровича Козлова: «1 мая 1942 года каждый ленинградец получил поллуковицы.
Архив номеров
- Горячий лед: как Дорога жизни спасла Ленинград во время блокады | Статьи | Известия
- К жизни – по «Дороге смерти» / История Второй мировой: факты и интерпретации
- Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости
- В Ленобласти бегут тысячи. И машинам там - не проехать
- Как «коридор смерти» под Ленинградом превратился в Дорогу Победы // Новости НТВ
Народ бунтом добился светофора через дорогу смерти
27 января 1944 года Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда, открыв дорогу для восстановления связи с остальной частью страны. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». «Дорога жизни» – единственная магистраль, связывавшая оккупированный Ленинград через Ладожское озеро со всей страной. Госэкспертиза одобрила проект реконструкции двухкилометрового участка Дороги жизни во Всеволожске, сообщает 7 июня Дорожный комитет Ленобласти. Эту дорогу принято называть Дорогой Жизни, хотя точнее были бы слова «дорога смерти»: путь находился в пределах досягаемости артиллерии противника и подвергался обстрелам и авианалетам.
Дорога жизни
Дорога жизни и ее герои. Кто придумал пустить грузовики по льду Ладоги и как это спасло Ленинград | Эту дорогу принято называть Дорогой Жизни, хотя точнее были бы слова «дорога смерти»: путь находился в пределах досягаемости артиллерии противника и подвергался обстрелам и авианалетам. |
«Дорога жизни» - история выживания и тайна непослушной Ладоги - Блог компании | В Ленинградской области, в музее «Прорыв блокады Ленинграда» прошел телемост, посвященный установке военного. |
Блокада Ленинграда и Дорога жизни | О прошлом память сохраним | В первые сутки работы Дороги Победы успевали проезжать всего два-три состава в одну и другую стороны. |
Ленинград: 872 дня ада
Кто прокладывал Дорогу Победы, ставшую Коридором смерти. 5 февраля 1943 года начала действовать "Дорога победы" в Ленинграде. Началась наполненная беспрецедентными примерами самопожертвования великая история ледовой трассы Дороги жизни. Из-за отсутствия дорог сложно подвозить материалы, в земле скрываются мины, неразорвавшиеся снаряды. Необходимость проложить новую дорогу к Ленинграду возникла после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг города. Рисунок 5. Дорога Победы с обозначением участков, подвергаемых нападению противником Несмотря на открытие железнодорожного сообщения, ледовая трасса все еще оставалась важной коммуникацией для Ленинграда.
22 ноября – День открытия Дороги жизни
Разгромив по дороге советские войска, она должна была к осени триумфально войти в город. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. Началась наполненная беспрецедентными примерами самопожертвования великая история ледовой трассы Дороги жизни. В сентябре 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград и почти полностью отрезали его от снабжения. Стоит отметить, что попытка обезопасить жителей Мурино, закрыв доступ к железной дороге, их самих крайне оскорбила и раздосадовала.
Танки шли по Ладожскому озеру
Об этом в беседе с « Российской газетой » рассказала начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги Ирина Паршакова. Интересные факты В общественно политических изданиях можно прочитать о том, что Иосиф Сталин не любил Ленинград и никак не помогал жителям города в годы блокады, рассказал Дмитрий Суржик. Однако категорически утверждать этого нельзя. Источник фото: Wikipedia Военный историк, аспирант Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН Вячеслав Мосунов рассказал изданию « Бумага », что в марте 1943 года немцы нанесли самый большой ущерб железнодорожному хозяйству. В одном случае взрыв уничтожил 41 вагон с боеприпасами и еще восемь вагонов с продовольствием и углем. В другом случае — 41 вагон с боеприпасами и три вагона с овсом Вячеслав Мосунов Военный историк После этого доставку боеприпасов и топлива по железной дороге решили прекратить. Было разрушено 350 метров железнодорожного пути. Дорогу восстанавливали под обстрелом. Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».
Уникальный документ — страницы из рукописного черновика поэмы — размещён на портале Президентской библиотеки. По всей трассе, в деревнях, в домах и землянках были расклеены лозунги: «Водитель, помни! Каждые два рейса обеспечивают 10 тысяч ленинградских жителей! Борись за два рейса! Впервые подробности работы Дороги жизни были рассказаны в статье «Ледяная дорога», опубликованной в газете «Ленинградская правда» 14 мая 1942 года: «Дорогу разбили на участки, создали ремонтные бригады, в лесах и сёлах появились специальные землянки, где водители в любое время дня и ночи могли разогреть воду и масло для заправки машин. На много километров тянулся фарватер из мигающих электрических лампочек: он указывал путь машинам, позволял шофёрам увеличивать скорость. Круглые сутки дежурили на трассе люди в белых халатах, они жили и спали в палатках, заботливо ухаживали за каждым метром дороги, очищали её от снега. Они давали справки водителям, указывали объезды, красным флажком предупреждали об опасности». И всё это в условиях постоянных вражеских бомбардировок и обстрелов из дальнобойных орудий, налётов авиации... И хотя даже малейшая заминка в доставке могла привезти к катастрофе, 24 декабря на заседании Военного совета фронта А. Жданов вносит предложение увеличить нормы выдачи хлеба. Рукописный «Фрагмент дневника Валентины Александровны Меллер» 1941—1942 , работавшей на одном из военных заводов, содержит немало воспоминаний о том страшном времени: страх, бомбёжки, голод… И вот первая обнадеживающая запись от 25 декабря 1941 года: «Сегодня самый радостный день за период войны. С утра все люди поздравляют друг друга, и всё потому, что с сегодняшнего дня прибавили норму хлеба на рабочую карточку по 100 гр. Сегодня свою норму я не съела, конечно, съесть я её могла, но вполне терпимо смотрю на завёрнутый пакет, который меня всё же соблазняет, но я думаю, что доживу вполне до завтрашнего обеда».
Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда. Нескончаемые обстрелы со стороны противника вкупе с переменчивым "настроением" озера делали путь до блокадного Ленинграда опасным для жизни - именно поэтому, как вспоминал академик Дмитрий Лихачев, Дорогу жизни часто называли "дорогой смерти". На спасительной трассе шоферов подстерегало множество угроз: от риска провалиться под ледовый покров до возможного попадания в автомобиль вражеского снаряда. Однако это не останавливало ни водителей, ни кого-либо из трехсот человек, обслуживавших Дорогу жизни: все они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни.
Историки подчеркивают: готовиться к этому инженеры и проектировщики начали задолго до операции «Искра» в другом месте — вдоль Дороги жизни. Там, на дне Ладожского озера забивали сваи. Получилось построить более 30 километров широкой железнодорожной колеи. А на следующий день на этом участке появляются сотни изыскателей и строителей. Перед ними стоит задача за 20 суток возвести полноценное рельсовое полотно вместе с переправой через Неву.
Рассекречены уникальные архивы о «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду
Кадр из фильма «Коридор бессмертия». В этот же день обратно отправился состав с оружейными стволами для фронта на «большой земле». С этого дня поставки грузов в город стали осуществляться регулярно. Через каждые несколько километров на железной дороге стояли «живые светофоры» — девчонки, вчерашние школьницы. Они сигнализировали поездам о том, где разбомбили пути, где охотится вражеский бронепоезд. Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Вчерашние школьницы работали кондукторами в поездах: проверяли не билеты, а сцепку, сигнальные фонари под постоянным обстрелом фашистов. Позже способ движения поездов изменили: одной ночью они шли в сторону Ленинграда, второй — в направлении из города. Таким образом ежесуточно получалось отправлять до 25 поездов с едой и боеприпасами, что не могло не сказаться на нормах пайков голодающих ленинградцев. Так, рабочим и инженерам стратегически важного производства уже с 22 февраля начали выдавать вместо прежних 500 грамм — 700 граммов хлеба.
Другие категории граждан с этого же момента стали получать: рабочие, не задействованные в горячих цехах и оборонной промышленности — 600 г; служащие — 500 г; иждивенцы и дети — 400 г. Кроме хлеба, появилась возможность отоваривать карточки на крупу, мясо и масло. Также были значительно увеличены «снарядные пайки» — продовольственные нормы, которые выдавались бойцам Ленинградского фронта.
Фильм рассказывает о тех тяжелейших днях — сражении на трёх линиях обороны, постоянных бомбёжках, голоде, «дороге жизни» и несокрушимом духе ленинградцев.
Показать больше.
Пути укладывали прямо на снег. Под вражескими обстрелами люди работали круглосуточно. Им приходилось восстанавливать то, что они уже построили Дмитрий Суржик Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Каждый раз строители устраняли повреждения, и машинисты могли снова вести поезда с продовольствием, топливом и боеприпасами в Ленинград вывозя обратно эвакуированных. Источник фото: Wikipedia За время существования «Дороги Победы» она пережила более полутора тысяч бомбежек. Каждый день от вражеского обстрела погибало около двадцати человек. Их хоронили прямо у железной дороги. При раскопках поисковые отряды до сих пор находят останки погибших.
Об этом в беседе с « Российской газетой » рассказала начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги Ирина Паршакова. Интересные факты В общественно политических изданиях можно прочитать о том, что Иосиф Сталин не любил Ленинград и никак не помогал жителям города в годы блокады, рассказал Дмитрий Суржик. Однако категорически утверждать этого нельзя.
Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать.
Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович. Две зимы подряд водители храбро отправлялись к другому побережью Ладоги, зная, что смерть пройдет с ними в обе стороны дороги, не отставая ни на шаг.
Невероятно мужественных шоферов мотивировала совершенно другая мысль: каждый удачный рейс спасает 10 тысяч жизней - такая надпись на табличке сопровождала настоящих героев в непредсказуемо опасный путь. Спасая друг друга из-подо льда, рискуя оказаться в сковывающей насмерть воде, минуя удары противника и продираясь сквозь суровые ладожские просторы, - такой ценой доставалось спасение жителей блокадного Ленинграда. И именно так достигалась победа жизни над смертью. К концу работы Дороги жизни весной 1943 года из осажденной северной столицы по ней вывезли 1 миллион 376 тысяч человек, а доставили в город более 1,6 миллиона тонн грузов.
Дорога смерти: шокирующая новость из Петербурга
Коридор смерти. Почему эта страница истории блокады Ленинграда была забыта? | ДТП, вчера и сегодня произошедшие на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являются гораздо более важной информацией для рядового жителя мегаполиса, чем это может показаться на первый взгляд. |
Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы» | Стоит отметить, что попытка обезопасить жителей Мурино, закрыв доступ к железной дороге, их самих крайне оскорбила и раздосадовала. |
Рассекречены уникальные архивы о «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду | Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». |
«Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»
Смертельно опасный участок дороги Лепсари-Борисова Грива из-за мусорного полигона Лепсари Борисова Грива Обзор участка в СНТ «Росинка», массив Борисова Грива. Госэкспертиза одобрила проект реконструкции двухкилометрового участка Дороги жизни во Всеволожске, сообщает 7 июня Дорожный комитет Ленобласти. Дорога должна была соединить Волховстроевскую линию Кировской железной дороги с Ириновской линией в районе Шлиссельбурга. Дорога победы – потому что по этой ветке в 33 км от Полян до Шлиссельбурга, которую истерзанные блокадой жители Ленинграда построили в феврале 1943 г. за 17 суток, повезли в город еду и боеприпасы. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Главная» Новости» Начало снятия блокады ленинграда дата.
Марш памяти: ветераны вспомнили страшные дни блокады и открытие Малой дороги жизни
Фото: Дорожный комитет Ленобласти Поделиться Госэкспертиза одобрила проект реконструкции двухкилометрового участка Дороги жизни во Всеволожске, сообщает 7 июня Дорожный комитет Ленобласти. Трассу расширят, снабдят тротуарами и даже велодорожкой. Его реконструкция должна убрать пробку на Румболовской горе, в которой часто застревают водители этой части Всеволожского района.
Сколько лет будут прыгать бабушки и дети перед колесами автомобилей на переходе в поселке имени Свердлова-1 рискуя своими жизнями? Власти вероятно ждут очередной беды, как под поселком Синявино Кировского района Ленинградской области, когда на пешеходном переходе сбили 24-летнюю маму с дочкой. Сколько надо еще трупов? Дорога смерти — так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре.
Пятилетняя Ангелина погибла. Это стало последней каплей народного терпения.
Сколько надо еще трупов?
Дорога смерти — так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре. Пятилетняя Ангелина погибла. Это стало последней каплей народного терпения.
За двадцать лет на дороге сбили почти сотню человек. Местные жители устали выпрашивать светофоры и надземные или подземные переходы.
Какие бы меры по повышению дисциплинированности водителей и пешеходов ни проводили сотрудники Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, ДТП в Санкт-Петербурге продолжают происходить на нашей дороге с печальной регулярностью. Санкт-Петербург по количеству дорожных аварий относится не к самому благоприятному региону России. Как результат — дорожные происшествия с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения становятся все более частыми гостями оперативных сводок. ДТП, вчера и сегодня произошедшие на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являются гораздо более важной информацией для рядового жителя мегаполиса, чем это может показаться на первый взгляд.