Вижу в домашнем обучении одни сплошные плюсы, никаких минусов не вижу совсем. Плюсы и минусы обучения на дому. Какие плюсы и минусы есть у домашнего образования в школе? Рассмотрим все за и против индивидуальной формы обучения детей в России. доброго времени суток! я вот тут подумала перевести старшего сына на домашнее обучение. реакция моей сестры была просто истерическая. Плюсы и минусы домашнего задания при обучении.
Домашнее обучение школьника: виды, преимущества, недостатки
22 октября 2020 Ольга Валяева ответила: Плюсы: Гибкость Возможность выбирать общение Минимум стресса для ребенка и родителей Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто. Попробуем разобраться, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и насколько эффективным оно является. Семейное обучение становится всё более популярным – рассказывает, что это такое, и помогает разобраться в плюсах и минусах такого образования.
Особенности обучения на дому
Причин тому несколько, а именно: общий кризис школьного образования; требования индивидуального подхода к ребенку; развитие информационных технологий, позволяющих получать полноценное дистанционное образование. Свою роль сыграла здесь и пандемия, которая, подобно увеличительному стеклу, выявила все плюсы и минусы как очного, так и дистанционного школьного образования. В 2019 году обучение на дому практиковали около 100 тысяч семей. Домашнее обучение: что это такое и почему на него переходят Что говорит статистика? Точной статистики, сколько учеников получают сегодня домашнее образование, нет. Однако определенные тенденции проследить можно.
В 2019 году обучение на дому практиковали около 100 тысяч российских семей. Почему родители выбирают домашнее обучение Причины, по которым родители переводят детей на домашнее обучение, разные. Во многих регионах России классы переполнены, и для большого количества семей лучшим выходом становится переход на дистанционный формат обучения. Право на домашнее обучение закреплено законом Право обучающихся и их родителей на свободный выбор формы получения образования закреплено в Федеральном законе об образовании. Но прежде чем сделать этот выбор, стоит разобраться в понятиях.
Дело в том, что домашнее обучение — это не официальный термин, а расхожее название всех форм получения образования, в которых за обучение ребенка отвечает не школа, а родители. Проще говоря, домашнее обучение — это приобретение знаний учеником на дому. А вот «официальных» разновидностей домашнего обучения несколько. Они классифицируются по двум основным параметрам, в зависимости от того, где будет обучаться школьник — в образовательном учреждении или вне его стен. Каждый из этих вариантов, в свою очередь, предполагает несколько форматов обучения.
Формы получения образования в школе Очное образование Очное образование — традиционная форма, по которой обучается большинство наших детей. Его атрибуты нам хорошо известны, а именно: ежедневное посещение занятий по расписанию пяти- или шестидневка ; аттестация по установленному графику. Очно-заочное образование Очно-заочное образование в школе — это смешанный формат, который подразумевает самостоятельное обучение на дому и минимальное взаимодействие с учителем: ребенок числится учащимся конкретного класса; обучающийся проходит промежуточную аттестацию вместе с остальными; школу ученик посещает несколько раз в неделю, чтобы сдать выполненные задания и получить новые. Заочное обучение Домашнее обучение - это приобретение знаний учеником на дому. Заочное образование в школе — полностью домашнее обучение.
Однако имеются следующие нюансы: обучаясь на дому, ребенок числится в учебном заведении и подчиняется его правилам; школьник не имеет права изменять учебную программу; ребенку выдают учебники; педагоги при необходимости проводят консультации; контрольные и проверочные работы обучающийся сдает по утвержденному графику.
Мама, истощённая семейный кризисом, вряд ли сумеет организовать обучение. Более того, в такой ситуации именно школа может оказаться хорошим решением и разгрузит родителей. Второе препятствие к домашнему образованию — низкий уровень самоорганизации у родителей. Самоорганизация — это навык, он вырабатывается примерно до 13 лет. У семилетнего ребёнка его не может быть.
Именно родители должны задать обучающий ритм, показать, что это серьёзно и необходимо, — так же, как, скажем, гимнастика или ежедневный душ. Если дома царит хаос, то ребёнка будет трудно мотивировать к обучению. Не стоит надеяться, что он сам захочет учиться. В результате этого хаоса у родителей появляется тревожность, они чувствуют, что не справляются. В такой ситуации могут быть полезны внешние рамки — например, семейные клубы-школы. Третью проблему зачастую недооценивают.
Это финансовый вопрос. Предположим, родители не хотят примерять на себя роль учителя, а решили делегировать процесс обучения репетиторам. Готовы ли вы тратить деньги на постоянной основе? А если вы решили сами дать ребёнку навыки начальной школы, не испытывая к тому рвения, лишь по необходимости, потому что семейное образование кажется вам единственно правильным, — как быстро у вас начнётся педагогическое выгорание? Всё ваше свободное время будет занято. Насколько вас хватит?
Не возникнет ли чувства, что эта схема навязана вам? В общем, если денег в семье мало и этот ресурс ограничен, то учиться дома будет тяжело. Закон и порядок Да, государство разрешает не водить ребёнка в школу, но совсем отпустить ситуацию на самотёк не позволит. По закону нельзя не обучать ребёнка, это нарушает его права. Отказываясь от школьного обучения, вы должны поставить в известность местные органы образования и органы опеки. Кроме того, ребёнок должен проходить аттестацию.
Не обязательно это делать каждый год — зависит от состояния здоровья, например, или готовности ребёнка. Но в четвёртом и девятом классе пройти аттестацию необходимо всем детям.
Однако, не забывайте, что в конце одиннадцатого класса ребенку предстоит сдавать ЕГЭ. Если он ничего не будет знать, то не сможет поступить в университет. И отправится в армию. Чтобы этого не произошло, мы рекомендуем контролировать процесс домашнего обучения ребенка. Ребенок не сможет правильно организовать свой рабочий день В школе у детей есть четкое расписание дня. Они приходят в учебное заведение в восемь утра. И приходят домой в два часа дня.
При обучении дома, четкого графика у ребенка нет. Существует вероятность, что он не сможет сформировать свой рабочий день правильно. И вскоре вообще перестанет уделять время изучению нового материала. А также выполнению домашнего задания. Именно поэтому дистанционное обучение подойдет не всем детям. А только дисциплинированным. Тем, которые обладают достаточными навыками самоорганизации. Ребенок не знает, как вести себя в конфликтных ситуациях За одиннадцать лет обучения в школе ребенок учится выходить из конфликтных ситуаций. Он знает, когда нужно поставить обидчика на место.
Когда нужно промолчать. А когда и вовсе нужно начать драку, чтобы прекратить обзывательства в свой адрес. Если ребенок будет учиться дома, то через эту важнейшую фазу жизни он не пройдет. И не получит достаточного количества опыта. Из-за этого, при возникновении конфликтов в университете, ребенок не сможет повести себя правильно. Он не сможет поставить себя в группе так, чтобы его уважали. И чтобы его никто не обижал. Ребенок получает плохое образование Дистанционное обучение подходит для детей, которые самостоятельно осваивают материал. Интенсивно учат школьные предметы.
И старательно выполняют домашнее задание, которое им задают. Если ребенок плохо воспринимает материал даже во время обучения в школе, то ни в коем случае не рекомендуем отдавать его на дистанционное обучение. Если объяснять чаду определенную тему сложно даже учителям, то с самостоятельным освоением материала он точно не справится.
При этом есть ещё домашняя форма обучения, которая предусмотрена для детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Многие из перечисленных форм обучения понятны и знакомы, но среди них выделяются семейное образование и самообразование. Они вызывают у родителей и их детей вопросы и споры. Хочет поступать в Севастопольский политехнический институт. Но, если честно, для меня странно, что сын перестанет посещать школу.
Ребёнок может самостоятельно читать учебники и заниматься с репетиторами по выбранным для поступления в вуз предметам. Если ребёнок плохо организован, он может подключить онлайн-школу. Всё сугубо индивидуально, — делится мнением Айше Османова, чей сын уже несколько лет на домашнем обучении. Она рассказывает, что к такой форме образования пришлось прибегнуть после многочисленных конфликтов между ребёнком и учителем.
Мы посещали психолога. Поэтому ушли на семейное образование, это оптимальный вариант для нашей семьи. Мы не сидим каждый день до полуночи с уроками и нервами, нет принудительной побудки по утрам.
Как я перевела дочь на семейное обучение и стоило ли это делать
Домашнее обучение ребенка - Экспресс газета | Плюсы и минусы домашнего обучения детей. |
Как я перевела дочь на семейное обучение и стоило ли это делать | Плюсы и минусы семейного образования. У обучения в онлайн-школе есть не только преимущества, но и недостатки. |
Семейные ценности
- Плюсы и минусы домашнего обучения
- Плюсы семейного обучения
- Восемь вопросов о семейном обучении школьников
- Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы
- Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
- Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка | РБК Тренды
Особенности обучения на дому
Домашнее обучение: за и против – Семья и дети – Домашний | Это смешанная форма обучения: большую часть ученики проводят дома и осваивают все сами, а один день в неделю встречаются в школе. |
У нас все дома. В чём плюсы и минусы домашнего обучения школьников | Домашнее обучение: что это такое, как перейти на домашнее обучение, плюсы и минусы. |
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли? | Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. |
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка | РБК Тренды | Плюсы и минусы домашнего образования. Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. |
Домашнее обучение в школе: что такое, плюсы и минусы | Плюсы и минусы домашнего образования. Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. |
О плюсах и минусах домашнего обучения
Алексей Семёнычев, который растит двух сыновей в одиночку, называет себя одним из первых семейных преподавателей в России. Алексей Семёнычев, автор проекта «Альтернативное образование в России»: «Представление о том, кто такой учитель, — это вчерашний день. Каждый родитель — учитель для своего ребенка. Есть люди, которые об этом забывают». По словам Семёнычева, образовательный процесс всего класса притормаживает, если хоть один из учеников отстает. Картина дня.
Продолжается счастливое детство, когда ребёнок ещё не скован обязанностями и режимом. Кроме того, у него нет проблем с адаптацией — просто в привычной жизни появляются уроки, задаётся новый ритм. Но принципиально ничего не меняется. Сохраняются увлечения и свобода перемещений. Обманутые ожидания Чтоб не оказаться у разбитого корыта, отказываясь от школы, очень важно трезво оценивать ситуацию в семье. Кому не подходит домашнее обучение? Прежде всего, семьям в нестабильной ситуации. Когда между отцом и матерью нет договорённости, нет единого понимания ценностей в том, что касается образования ребёнка. Мама, истощённая семейный кризисом, вряд ли сумеет организовать обучение. Более того, в такой ситуации именно школа может оказаться хорошим решением и разгрузит родителей. Второе препятствие к домашнему образованию — низкий уровень самоорганизации у родителей. Самоорганизация — это навык, он вырабатывается примерно до 13 лет. У семилетнего ребёнка его не может быть. Именно родители должны задать обучающий ритм, показать, что это серьёзно и необходимо, — так же, как, скажем, гимнастика или ежедневный душ. Если дома царит хаос, то ребёнка будет трудно мотивировать к обучению. Не стоит надеяться, что он сам захочет учиться. В результате этого хаоса у родителей появляется тревожность, они чувствуют, что не справляются. В такой ситуации могут быть полезны внешние рамки — например, семейные клубы-школы. Третью проблему зачастую недооценивают. Это финансовый вопрос. Предположим, родители не хотят примерять на себя роль учителя, а решили делегировать процесс обучения репетиторам. Готовы ли вы тратить деньги на постоянной основе? А если вы решили сами дать ребёнку навыки начальной школы, не испытывая к тому рвения, лишь по необходимости, потому что семейное образование кажется вам единственно правильным, — как быстро у вас начнётся педагогическое выгорание? Всё ваше свободное время будет занято. Насколько вас хватит?
Кстати, часть авторских школ так и возникла — в процессе обучения детей авторов. Родители другого типа готовы просто дублировать традиционную школьную систему дома, ничего в ней особенно не меняя. Это, конечно, более простой путь, но мотивация к обучению у таких детей будет сильно отличаться от ребят, занимающихся с родителями первого типа. Догадайтесь, у кого она выше. Если вы решаетесь взять на себя ответственность за домашнее обучение своего ребёнка, но боитесь только за социализацию, то, поверьте, это не самая большая проблема. Социализация — это освоение навыков поведения и выстраивания отношений в обществе, которая берет начало от взаимоотношений в семье, с мамой и папой, и продолжается в более или менее постоянной компании сверстников. Наличие вот этой компании сверстников вам и предстоит организовать. Коллектив, где ребёнок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, вместе осваивают мир и отправляются в путешествия, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня и семейных лагерей, где можно найти друзей по интересам не только детям, но и мамам и папам. Конечно, такой тип социализации вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя. С одной стороны, без этого можно прожить в современном обществе, с другой — можно подумать, как освоить эти навыки, если вы считаете их необходимыми. Давайте послушаем мнения разных психологов, непосредственно имеющих дело с детьми, находящимися на семейном образовании, и их родителями: в чем они видят достоинства и проблемы домашнего обучения. Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах. Часто в Москве ребенок тратит больше двух часов в день на дорогу в школу и обратно, семьи нанимают водителей, нянь или школьник с довольно раннего возраста вынужден передвигаться самостоятельно на метро и опасно, и тяжело. За пределами Москвы хороших школ в округе, по мнению родителей, часто просто нет. Многие семьи выбирают семейное обучение не по идеологическим причинам, а просто от того, что лучших вариантов рядом нет. Ищут дистанционные курсы и обучение. Для огромного количества детей — это единственная возможность научиться решать задачи, например, олимпиадного уровня, если у детей есть к этому способности. Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи или няня , готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома. Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда» Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные: Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя. Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка.
Такой вариант часто выбирают родители, которые не могут учить детей самостоятельно и не хотят нанимать репетиторов. Специализированная платформа для аттестаций, которая сотрудничает со школой именно на её базе проводятся тестирования. Пример — «СОнариум». Тут ребёнок может аттестоваться сразу за два учебных года, быстро и без проблем. Сайт платформы имеет удобный интерфейс. После регистрации и зачисления, которое осуществляется в течение двух рабочих дней, учащийся получает доступ к персональному кабинету с материалами для самостоятельной подготовки, а также с тестами. Аттестации проходят удобно: без видеофиксации, с возможностью нескольких попыток. Все вопросы соответствуют школьным программам и федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС. Чтобы пройти аттестацию, можно прикрепиться к организации на неопределённый, длительный срок в том числе на постоянной основе или же только на время тестирования. При выборе места проверок знаний нужно учесть наличие разрешающей деятельности лицензии и аккредитации, график тестирований и их правила, а также возможность подготовки к вопросам. Если вам удалось найти место аттестаций, которое подходит по всем параметрам, то нужно заключить с организацией договор о зачислении на период тестирований или на более долгое время. Для этого необходимо предоставить три основных документа: заявление на прохождение промежуточной аттестации, паспорт заявителя, а также свидетельство о рождении будущего хоумскулера. Могут потребоваться бумаги, которые родители забрали в прошлой школе: медкарта, личная дела. Но обычно достаточно основной документации. Учебный процесс Планируя принять окончательное решение о домашнем обучении, задумайтесь об организации образовательного процесса. Существуют следующие варианты: Ответственность родителей. Отец, мать или оба супруга организуют процесс сами. Но они должны достаточно знать и владеть навыками преподавания. Самостоятельное обучение. Оно допускается только после девятого класса. Частных учителей можно нанимать как по всем дисциплинам, так и по некоторым. Остальные ребёнок может осваивать сам или же с родительской помощью. Важно найти учреждение с подходящей, понятной, интересной программой. Кроме того, ребёнок должен посещать частную организацию, что не всегда удобно и возможно, особенно если учащийся часто переезжает или болеет. Занятия в ней проводятся в онлайн-режиме, поэтому ребёнок находится дома. Платформа для аттестации. Например, на «СОнариум» можно не только проходить тесты, но и полноценно готовиться к ним, осваивать школьную программу с помощью основной и дополнительной учебной литературы. Прохождение регулярных аттестаций Ребёнок на домашнем обучении учится не под контролем школы, но всё же должен периодически подтверждать приобретаемые знания. Для их проверок предусмотрены аттестации. Они делятся на два вида: итоговые и промежуточные. Рассмотрим каждую разновидность отдельно. Руководство по переходу на семейное обучение Расскажем вам, какие документы нужны, куда обращаться и как организовать учёбу дома. Скачайте наше бесплатное пошаговое руководство, чтобы переход на домашнее обучение был комфортным. Скачать бесплатно Промежуточные проверки знаний В законе 273-ФЗ нет упоминания о том, что промежуточные аттестации обязательны. И всё же они нужны. Во-первых, такие проверки полезны для самих учащихся, так как позволяют обнаруживать слабые места и возможные пробелы в знаниях, предметы и темы, которым стоит уделять повышенное внимание. Во-вторых, государственные школы, в которых проводятся итоговые аттестации, без промежуточных проверок не допускают к экзаменам — ОГЭ после окончания девятого класса и ЕГЭ в конце последнего, выпускного учебного года. Без их сдачи учащемуся не выдадут аттестат, подтверждающий успешное завершение общего образования: основного после 9-го класса или среднего после 11-го. Как аттестации проходят? Их график с точными датами устанавливается конкретной организацией, на базе которого проводятся проверки. План фиксируется либо в уставе, либо в отдельном локальном акте. График обязательно и заблаговременно доводится до сведения родителей. На один день назначается аттестация по одному предмету. В индивидуальном порядке возможно тестирование по двум дисциплинам, но только смежным.
Восемь вопросов о семейном обучении школьников
о том, какую форму образования выбрать. Современная домашняя школа Фоксфорда может стать для вашего ребенка отличным вариантом получения базового образования по ряду причин. И последний фактор в пользу домашнего обучения — невозможность посещать занятия по состоянию здоровья. В целом хотелось бы услышать резолюцию о домашнем обучении в многодетной семье без привлечения посторонних учителей, обучают родители.
В школе хорошо, а дома – лучше?
Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка? Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания. Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях.
Есть различные оздоровительные лагеря и санатории. Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми. Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов — это неправильная модель для социализации.
В реальной взрослой жизни модели другие. Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста. Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию.
Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается. Во многих школах педагоги не следят за воспитанием детей. Мы можем наблюдать травлю со стороны одноклассников, даже преступления детей друг против друга… И приобретение привычки угождать асоциальным личностям в школе совсем не является правильной социализацией ребенка.
Социализация — это подружиться с более успешными людьми и делать с ними совместные проекты, способность объединиться в команду для совместной деятельности и достижения целей. Получается, что именно занятия по интересам способствуют социализации. К чему родители должны быть готовы, переводя ребенка на домашнее обучение?
Во-первых, будьте готовы к критике, мрачным прогнозам и предсказаниям со стороны знакомых и родственников. Общественное давление будет обязательно. Наши люди не могут спокойно смотреть на тех, кто не ходит общественным строем, как все остальные улыбается.
И родителям нужно научиться всех доброжелателей «посылать» заниматься своими делами. Во-вторых, родители должны быть готовы к финансовым и временным затратам. Родителям детей, которые ходят в школу, проще — они всю ответственность перекладывают на школу, и их ничего не касается.
Как много времени и средств потребует домашняя форма обучения от родителей? Это зависит от амбиций родителей и от степени их желания принимать непосредственное участие в учебном процессе. Понадобятся репетиторы минимум по следующим предметам: математика, физика, химия и русский язык.
Также по профильным предметам для выбранного ВУЗа.
Оно позволяет обучаться в удобном темпе, максимально подстраиваясь под особенности познавательной, физиологической и эмоциональной систем школьника. Такой вид обучения доступен всем и дает полноценное освоение предусмотренных школьной программой знаний. Прежде всего это риск некомпетентности родителей и их неспособности организовать учебный процесс.
Во-первых, не каждый взрослый способен хорошо объяснять материал. Во-вторых, не все дети видят в своих папах и мамах авторитетного преподавателя. По мере взросления ребенка потребуются занятия с репетиторами, что может вылиться в в достаточно высокие финансовые издержки. Важен и такой аспект, как отечественный менталитет.
На некоторых детей, находящихся на таком учебном формате, это может влиять негативно. Домашнее или надомное обучение - это форма, при которой ребенок вынужден заниматься дома. Поводом может стать серьезное заболевание или необходимость проходить лечение, реабилитацию. В таком случае ученика посещают школьные учителя или организуется дистанционное обучение, чтобы ребенок получил необходимый и предусмотренный программой объем знаний.
При этом обязательна аттестация, по итогам которой ребенок переводится из класса в класс и получает допуск к ОГЭ. Варианты обучения на дому В России учеба возможна как в стенах школы, так и вне их. Во втором случае мы говорим о надомном или семейном образовании. Все эти варианты обучения описаны в статьях федерального закона.
Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе.
Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома.
Надомное обучение - это вынужденная мера. Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения.
Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут.
Старшая ходила в гимназию, которая считалась лучшей в нашем районе, и у меня не было претензий к педагогам. Но все же мы попробовали домашний формат и в итоге еле выдержали год. С одной стороны, ребенку не хватало общения, с другой — оказалось трудно самоорганизоваться. А заставлять 15-летнего подростка — сами понимаете… Поэтому мы решили поберечь наши отношения, чтобы мама оставалась мамой, а внешний прессинг в виде оценок и заданий был на школе". Однако эксперты говорят, что вовлеченность в хоумскулинг со временем может расти, особенно в случае многодетности.
На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что родители не только не разочаровались в семейном образовании, но и стали доверять ему больше". Права и обязанности при домашнем обучении Возможность учиться вне школы прописана в Законе об образовании. Есть еще два важных документа — приказ и письмо Минобразования. Давайте посмотрим, какие правила они устанавливают для хоумскулеров. Во-первых, в российской правовой базе вы не найдете понятия "хоумскулинг". В законах прописаны следующие формы обучения на дому: заочная, семейная и самообразование то же, что и семейная, только для 10—11-х классов.
Во-вторых, у заочников и "семейников" разные права и обязанности. При выборе формы обучения должно учитываться мнение ребенка. Нужен ли ребенку в школе смартфон? Мнения родителей, психологов и педагогов разделились Заочники — это школьники, которые учатся дома. Ответственность за их успеваемость несет общеобразовательное учреждение, поэтому там заинтересованы, чтобы ребенок успешно сдал контрольные точки, и обязаны предоставить учебные материалы. Если нас оповестили, то надо приехать сдать.
Плюс аттестации три раза в год — в ноябре, феврале и в мае. Есть школы, в которых реже, но меня больше устраивает такой вариант, он позволяет лучше знать, как ребенок освоил материал. Мы можем брать учебники, школа в этом году дала возможность посещать онлайн-уроки на ее платформе, присылает график аттестаций и как к ним готовиться". Тогда он становится экстерном и на время экзаменов имеет такие же академические права, как остальные ученики, например прийти на консультацию, посидеть в школьной библиотеке. Кроме того, дети на семейной форме обучения участвуют в конкурсах и олимпиадах от выбранной школы, это не запрещено. От промежуточных аттестаций "семейники" вправе отказаться до сдачи ОГЭ.
Но на деле немногие пользуются этой возможностью, чаще предпочитают проходить и сдавать школьный материал. Если ребенок "провалил" аттестацию и пересдачу, он возвращается на очную форму. Как организовать процесс обучения? Каждая отдельная семья подбирает стратегию, ориентируясь на свои потребности и ожидания от образования. Можно справляться своими силами, а можно нанять репетиторов, купить ребенку курсы или оплатить онлайн-школу.
Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам. Формы домашнего обучения Анскулинг — отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.
Фатальное следствие анскулинга — к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен. Собственно домашнее обучение — индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу. Частичное домашнее обучение — посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Каждый гражданин должен окончить хотя бы девять классов. При этом тот же Федеральный закон статья 17 дает выбор: «В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования ». Помимо этого, в России действуют законы и правила, определяющие порядок организации и контроля за домашним обучением. Родители должны уведомить органы образования о своем решении обучать ребенка дома и предоставить информацию о программе обучения.
Органы образования имеют право проводить проверку условий обучения и контролировать прогресс ребенка. Если родители не могут обеспечить нормальный уровень обучения, ребенка могут принудительно вернуть в школу. Поэтому домашнее обучение нельзя рассматривать как альтернативу общеобразовательной системе.
Это дополнительный вариант. Какие виды домашнего обучения бывают Есть три основных способа организовать домашнее обучение: Семейное обучение. Это форма обучения, при которой дети получают знания и навыки в домашней обстановке.
Процесс может проходить при участии профессиональных педагогов. Как правило, это организуется с помощью специальных домашних учителей и репетиторов, которые проводят занятия с ребенком в его собственном доме. Еще один вариант — все занятия проводить силами семьи, родителей и сиблингов.
Такой подход позволяет детям получить индивидуальное внимание и поддержку, а также гибкий график обучения. Надомное обучение. Эта форма организуется для детей, у которых есть серьезные ограничения по здоровью.
В этом случае учителя из общеобразовательных учреждений приходят домой к ребенку и дают ему ту же программу, что и ученикам в школе. Это не самостоятельная форма образования, а вынужденная мера. Дистанционное обучение.
Это форма обучения, при которой учебный процесс осуществляется с использованием средств дистанционной коммуникации, таких как Интернет, телефон или почта. Ученики получают материалы и задания от педагогов и могут выполнять их в удобном для себя месте и в удобное время. Дистанционное обучение может быть организовано как в школьных, так и во внешних образовательных учреждениях.
Есть еще одна форма обучения — самообучение.
Меня это напугало: я думала, что мы сильно отстанем, и когда к старшей школе, возможно, придется поступать в хороший лицей, чтобы готовиться к вузу, нас просто никуда не возьмут», — говорит взволнованная мама. Быть самой педагогом для собственного ребенка тоже не всегда удавалось: Виктория признает, что не хватало банального терпения.
Мы сели с Димой заниматься, что-то пошло не так. Я раздражалась, кричала на него, а потом вдруг остановилась и задумалась: ведь по мере перехода из класса в класс материал будет только усложняться, а я уже «не тяну». Будет ли польза в этом семейном обучении?
Поговорила со своим духовником, и он сказал так: у меня жена тоже занималась семейным образованием наших детей, и на это надо жизнь положить. И если ты не можешь, то лучше пусть он пойдет в православную школу». Так Дима вернулся в школу.
Виктория признается, что первые два года там дались им с большим трудом, в пятом и в шестом классе парень учился на тройки. Но к седьмому классу ситуация постепенно выровнялась. Если бы у меня было достаточно сил и ресурсов, я бы, может быть, продолжила, как это делают многие мои друзья.
Главное здесь — иметь превосходные организаторские способности, узнавать о разных вариантах, исследовать рынок, примерять это к своему ребенку. Если соразмерить свои возможности — финансовые, моральные и временные, взвесить способности ребенка, тогда найдется вариант», — рассуждает Виктория. Особое мнение Ирина Лукьянова.
В коллаже использовано фото с facebook. В основном это старшеклассники, выбирающие такую форму подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. И это понятно: нагрузка так велика, что приходится экономить время и силы, распределять их в соответствии со своими приоритетами.
Когда же речь идет об учениках младшей и средней школы, мне думается, что многие родители руководствуются своим личным печальным опытом. Мысль о том, что я сейчас своего милого ребенка отдам куда-то, где его научат дрожать, потому что он забыл дома тетрадь, и бояться Марииванны, приводит к тому, что родители решают оставить ребенка дома и сказать: гори оно все синим пламенем, научим всему сами. Отдельная история — когда родитель постоянно выслушивает тирады про неуспешность своего ребенка, жалобы на него.
А когда еще учитель, вместо того, чтобы преподавать, ругает детей все 45 минут, и родителю дома приходится объяснять материал заново, вывод напрашивается сам собой. Если родители действительно готовы этим заниматься и могут правильно выстроить программу занятий со своим ребенком, определить для него личную образовательную траекторию, иногда получается очень хорошо: занятия организуются творчески, потребности и интересы ребенка учитываются, при этом у него экономится время когда класс большой, у учителя может много времени уходить на дисциплинарные моменты, например. С другой стороны, иногда получается и не очень хорошо, потому что семейное обучение, да и любое обучение в принципе требует очень строгой системности.
И дать детям серьезные фундаментальные представления — такую базу, на которую ложится дальнейшее образование, родители часто не в состоянии — и ребенок оказывается подготовлен по каким-то предметам или слабо, или очень средне но это, разумеется, и в школе так бывает. А еще это требует колоссальной организованности и от родителей, и от ребенка. При этом дети — великолепные саботажники и могут очень здорово мотать родителям нервы в этом процессе.
Я несколько раз слышала от родителей детей, которые учатся дома, что самое трудное — это психологическая сторона. И тут даже не всегда помогает образование. Думаю, многие педагоги со мной согласятся в том, что собственные дети не воспринимали их как учителей в домашней обстановке.
Как говорится, сапожник без сапог. Ну и напоследок маленькое наблюдение. От хорошего директора хорошей московской школы я слышала, что с недавних пор поступать в пятый класс приходят дети, которые получили начальное образование дома.
Социализация Одним из основных недостатков домашнего обучения является недостаток общения ребенка со своими сверстниками, что в будущем может отрицательно сказаться на его адаптации в обществе. Практика показала, что "дворовых" друзей для нормального общения недостаточно. Поэтому дети, получающие образование в домашних условиях имеют меньше друзей, чем их сверстники, обучающиеся в школе, и хуже приспосабливаются к различным социальным условиям в последующей жизни. Педагоги Если планируется, что ребенок будет получать образование в домашних условиях необходимо понимать, что для получения аттестата о среднем образовании ему придется сдавать общеобразовательную государственную аттестацию, и уровень образования должен, как минимум, соответствовать школьной программе. Как правило, родители не в состоянии самостоятельно обеспечить такой уровень по всем предметам, поэтому лучше всего пригласить репетиторов, которые и будут заниматься с ребенком дома. Материальный вопрос Государство гарантирует всем школьникам бесплатное образование. Однако по сравнению с затратами, которые понадобятся при домашнем обучении, школьное образование действительно можно называть бесплатным.
При домашнем обучении родителям придется покупать все учебники именно покупать, а не оплачивать пользование и оплачивать услуги репетиторов и гувернеров, стоимость которых очень сложно назвать дешевыми. Вывод Домашнее образование позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключает давление со стороны преподавателей и не задает четких временных рамок для усвоения информации.
Темп обучения Обучение в домашних условиях позволяет подстраиваться под способности ребенка к усвоению информации, выбирая тот темп обучения, при котором ученику легче усвоить полученную информацию. В школе же ребенку нужно "подстраиваться" не только под способности к восприятию своих одноклассников, но и под учебную программу, согласно которой на каждую тему отведено определенное количество часов. В итоге, ребенку приходится или скучать на уроке, пока одноклассники пытаются усвоить тот материал, который он уже усвоил, или "догонять" других учеников, запоминая нужную информацию поверхностно отрывками. Окружающая обстановка Дома можно создать максимально комфортные условия для обучения ребенка: начиная от высоты и мягкости стула и заканчивая расписанием занятий.
Кроме того, в домашних условиях ученик имеет неограниченный доступ к Интернету, справочным материалам энциклопедиям, справочникам и т. Все это не только способствует стремлению к обучению, но и позволяет получить углубленные знания в тех науках, которые интересуют ребенка. С другой стороны домашняя обстановка определенным образом расслабляет, поэтому ребенок очень легко может поддаться соблазну "пропустить" то или иное занятие в угоду развлечениям. В школе сама обстановка способствует дисциплине, и настраивает на обучение. Необходимо также отметить, что в процессе школьного обучения ребенок учится работать в коллективе, и достигать результатов в командной работе.
Плюсы и минусы домашнего обучения детей
Плюсы и минусы домашнего обучения: встречайте результаты исследований ученых из Гарварда | О плюсах и минусах учёбы дома и в школе «Секрету» рассказала психолог Анастасия Екушевская. |
Надомное, семейное и дистанционное обучение: чем отличается, сколько стоит и как перевести ребенка | Чем домашнее обучение отличается от семейного образования? |
Домашнее обучение: как перевести, основания и опыт родителей | Плюсы и минусы обучения на дому. |
У нас все дома. В чём плюсы и минусы домашнего обучения школьников | Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. |
Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения | Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения. |
Эксперты объяснили, чем опасно обучение детей на дому
Я считаю, что домашнее обучение имеет место быть, если родитель имеет педагогическую подготовку или ребенок занимается с репетитором время от времени. Плюсы и минусы домашнего задания при обучении. Плюсы и минусы семейного образования. У обучения в онлайн-школе есть не только преимущества, но и недостатки. Вижу в домашнем обучении одни сплошные плюсы, никаких минусов не вижу совсем. Содержание: Преимущества домашнего обучения Недостатки домашнего обучения Вердикт. Когда ребенок достигает школьного возраста, родителям необходимо сделать выбор между формальным образованием и домашним обучением. Разбираем плюсы и минусы домашнего обучения, говорим о его видах и особенностях, кому это удобно.