По результатам проведения общероссийской тренировки по использованию дистанционного электронного голосования будут подведены итоги, которые позволят усовершенствовать механизмы новой формы организации голосования через сеть Интернет.
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
Госдума приняла закон об электронном голосовании | Дистанционное электронное голосование — это онлайн-голосование без бумажного бюллетеня. Жители 28 регионов России смогут проголосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ на портале , а избиратели Москвы — на. |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Дистанционное электронное голосование — это голосование без посещения избирательного участка. |
Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования | Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. «Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. |
В России пройдет тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования
Поэтому мы категорически против». Избирателям стало намного удобнее голосовать с введением ДЭГ, считает руководитель регионального отделения «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость», заместитель председателя Псковской городской Думы Михаил Иванов. На его взгляд, системе можно доверять, потому что технически она абсолютно защищена. Если раньше человек ввиду необходимости уезжал в другой регион, то он не мог проголосовать на выборах и на региональном уровне, и на муниципальном. А сейчас, например, находясь вообще на другом краю Российской Федерации, он элементарно может проголосовать на муниципальных выборах и выразить свое мнение. Я считаю, что это все прекрасно и, наоборот, позволяет обеспечить соблюдение конституционных прав гражданина. Нарушения можно сочинить какие угодно, и я ни за что не агитирую, ничего ни говорю, но когда начали вводить КОИБы, был шум: "Зачем нам эта техника? Нас хотят обмануть! Но это фактически, например, люди, которые не могут передвигаться и так далее, тем более у нас населенные пункты друг от друга на значительном расстоянии находятся, не позволяют, например, приехать и проголосовать. И транспортное обеспечение, например, недостаточно хорошо работает. Поэтому, я считаю, электронное голосование, наоборот, позволит проголосовать.
А нарушения какие? Ведь ключ от доступа в эту систему находится в Москве. У нас в эту систему войти невозможно. Это защищенная система». Смотрите также 03. Для обеспечения прозрачности волеизъявления существует соответствующая форма наблюдения за процессом. Более того, система ДЭГ удобна для избирателей. В осенний период многие отправляются в отпуск или на дачу, студенты уезжают учиться в другие города, а электронное голосование позволяет поучаствовать в выборах каждому. Также оно упрощает процедуру волеизъявления людям с ограниченными возможностями. При этом у жителей региона остается право на голосование удобным способом.
Участник отправляет бюллетень напрямую в ноду. Вот что мы сделали, чтобы закрыть оставшиеся вопросы. В нашей платформе создание ключа голосования было полностью автоматизировано. В ЦИК нас попросили сделать его более наглядным и отделенным от ядра системы — чтобы члены избирательных комиссий непосредственно участвовали в запуске и проведении голосований, создавая таким образом дополнительный барьер для злоумышленников. В рамках федерального ДЭГ создание ключей частично вынесено в офлайн. У избирательной комиссии есть ноутбук со специальной утилитой, которая создает ключ. Затем по схеме разделения секрета Шамира ключ разбивают на несколько частей и на съемных носителях раздают держателям ключа.
После завершения голосования ключ снова собирают. Имея ключ системы и собранный ключ комиссии, можно расшифровать итоги голосования. Благодаря распределенному хранению, злоумышленник не сможет манипулировать ключами, даже попав в контур голосования. Следующий шаг — интеграция с компонентами, разработанными «Ростелекомом». Здесь мы создали очередь сообщений. В этой части системы нет ни особых нагрузок, ни секретных данных, сделано это только для упрощения интеграции. Вторая часть пайплайна — это анонимная зона, где избиратель отправляет транзакцию с голосом.
Адаптер слушает очередь и отправляет транзакции оттуда в нашу часть системы, которую я описывал выше, а затем проверяет, что голос был успешно принят блокчейном. Со стороны блокчейна параллельно этому адаптеру работает еще один, исходящий адаптер — очередь обратной связи. Он считывает все, что было получено в блокчейне, и сообщает об этом заинтересованным сервисам — в том числе первому адаптеру, вне блокчейна. Эта информация поступает также и на портал наблюдателя, где можно получать информацию о принятых голосах одновременно с основной системой. В зависимости от предполагаемой нагрузки на дистанционное голосование, эта архитектура каждый год реплицируется на несколько ЦОД. Теперь — о том, как мы работали с «нюансами», отмеченными в начале поста. Оптимизация пропускной способности Пропускная способность — одна из основных и самых интересных метрик в блокчейне.
Маркетологи любят заявлять о десятках тысяч транзакций в секунду, но обычно в таких замерах смысла нет, поскольку они проводятся на минимальных по объему транзакциях проверки подписей, которые не несут никакой прикладной логики. Тесты, которые проводят инженеры на нормальных транзакциях, дают гораздо меньше транзакций в секунду, и от конкретных сценариев здесь зависит очень многое — единой методики замеров пока не существует. К началу проекта ДЭГ собственная платформа, мейннет Waves Enterprise, обеспечивал всего 10—20 транзакций в секунду. Предстояла большая работа, и мы начали исследование. Число транзакций в секунду обратно пропорционально размеру транзакции. На размер транзакции мы повлиять не можем, так как бюллетени предоставляет заказчик. Поэтому мы взяли за стандарт бюллетень с выбором одной партии из восьми и сосредоточились на оптимизации.
Перевели транзакции в бинарный вид, научили ноды сериализовывать Protobuf и перекодировали криптографические константы в HEX. Затем мы начали разбирать ноду блокчейна. Она состоит из модулей, которые выполняют различные функции — это сетевые интерфейсы, модули для криптоопераций, запуска и исполнения смарт-контрактов, обработки внешних запросов и не только.
Соответственно, электоральный уровень активности граждан будет повышаться с каждыми выборами, где будет предусмотрена возможность ДЭГ. Не менее важным преимуществом дистанционного электронного голосования является то, что с помощью информационно-коммуникационных технологий, технологий блокчейна в рамках системы дистанционного голосования возможен более ускоренный процесс подведение результатов выборов.
Еще один плюс активного внедрения ДЭГ в России — экономия бюджетных средств. Это заключается в том, что таким образом предоставляется возможность избежать некоторых издержек в части расходов относительно финансирования выборов. Так, это позволит сократить издержки на печатные статьи расходов — распечатка различных методических материалов, буклетов, плакатов, бюллетеней; сократятся расходы на оплату работы членов избирательной комиссии; кроме того, произойдет сокращение затрат на техническое оснащение в пределах избирательной комиссии. Следует обратить внимание и на то, что идея дистанционного электронного голосования обсуждалась еще в 2015 году непосредственно перед президентскими выборами в 2018 году. Тогда Председатель Центральной избирательной комиссии Чуров В.
Но стоит отметить, что такая идея так и не была претворена в систему российских выборов Как отмечалось ранее, у ДЭГ есть положительные элементы. Но необходимо сказать и о недостатках рассматриваемой темы. К примеру, проблема внедрения дистанционного голосования в юридическом плане самым тесным образом связана с несовершенством информационно-коммуникационных технологий на современном этапе их развития и внедрения. Это заключается в том, что существует очень большая вероятность технических неполадок, компьютерных сбоев случайного характера, так и неполадки преднамеренного характера. Возможно цель осуществления таких сбоев — это фальсификация результатов выборов, а также срыв процедур выборов.
По нашему мнению, в Российской Федерации данная проблема является в достаточной степени актуальной в связи с тем, что государство самостоятельно не производит ту технику, которая применяется в процессе выборов. Поэтому всегда остается высокая вероятность хакерских атак, появления вирусов на компьютерах, а также других неполадок технического, преднамеренного характера, которые могут поставить под сомнение саму легитимность выборов. При проведении дистанционного электронного голосования невозможно на все 100 процентов защитить выборы от таких вещей. В Российской Федерации первые шаги для автоматизации процедуры выборов были предприняты в начале 2000-х годов — введена система ГАС «Выборы». Стоит отметить, что она являлась не системой электронного голосования.
Но в то же время она поспособствовала осуществлению института прямой демократии, а также трансформации избирательного процесса. Это произошло в 2003—2004 гг. На портал этой системы было совершено около 1800 кибератак. По мнению Вешнякова А. Тогда мы можем предположить, какой угрозой для демократии будет вся система электронного голосования через развитие технологий и возможностей взлома.
Наконец, кроме как с помощью компьютерных систем, будет невозможно проверить результаты выборов, а это значит, что процедура обжалования результатов выборов будет сложной. Также одной из проблем дистанционного электронного голосования является невозможность исключения нарушения конфиденциальности. Как известно, один из принципов избирательного права — это тайное голосование. То есть, система в компьютере хранит все данные о том избирателе, который непосредственно принял участие в выборах, проголосовал.
К примеру, осуществляет запуск подсчета голосов, запускает и останавливает процесс голосования, также генерирует ключевые пары и занимается разделением первого ключа шифрования бюллетеня между держателями частей ключа; — участник, который наблюдает за процессом дистанционного голосования в специальном отведенном на то помещении, которое оснащено средствами доступа к отдельным узлам компонента «Распределенное хранение и учет голосов» — внутренний наблюдатель; — также есть и внешний наблюдатель. Он может наблюдать за голосованием на самом портале, может получить выгрузку транзакций из сети блокчейн блокчейн — это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Следует отметить, что государство в лице органов власти активно вовлекало население, а точнее избирателей на дистанционное электронное голосование в 2021 году, в том числе в средствах массовой информации и в социальных сетях. И здесь следует сделать вывод о том, что в таком формате можно вовлечь как можно больше избирателей в избирательный процесс. Так, к примеру, в Москве для жителей города, которые участвовали в выборах 17—19 сентября 2021 года, был проведен розыгрыш квартир среди участников дистанционного голосования. В качестве зарубежного опыта внедрения ДЭГ представляется необходимым привести Эстонию, которая является одной из лидирующих стран в мире в данной сфере [5]. В Эстонии технологии дистанционного голосования были внедрены на муниципальных выборах еще в 2005 году. На парламентских выборах такая технология была применена в 2007 году. Суть дистанционного голосования в Эстонии состоит в следующем. Каждый избиратель, даже находящийся за рубежом, подтверждает свою личность Ю-картой действует в стране как удостоверение личности и голосует на «электронном участке», который открывается за 4—5 дней до конца выборов. У гражданина до финального дня есть право изменить свое мнение и переголосовать [3]. Опыт Эстонии по праву можно считать успешным, так как внедренная система удобна, а процент тех избирателей, которые голосуют на выборах, растет ежегодно. Например, в Норвегии с 2008 года разрабатывается система дистанционного голосования. Впервые она была использована на всеобщих выборах 2011 года, а в 2013 году отдельной группе избирателей, экспериментально, было разрешено голосовать через Интернет во время предварительного голосования. Но в больших масштабах система еще не используется на выборах, так как вопрос тайны голосования и защиты от внешних и внутренних угроз оставались открытыми до конца. Безусловно, у дистанционного голосования есть преимущества. Среди них стоит отметить, что при применении электронного голосования избиратели могут отдавать свои голоса независимо от того, где они находятся в данный момент времени. Представляется, что это значительно может поднять политическую, избирательную активность населения с помощью волеизъявления. Соответственно, электоральный уровень активности граждан будет повышаться с каждыми выборами, где будет предусмотрена возможность ДЭГ. Не менее важным преимуществом дистанционного электронного голосования является то, что с помощью информационно-коммуникационных технологий, технологий блокчейна в рамках системы дистанционного голосования возможен более ускоренный процесс подведение результатов выборов. Еще один плюс активного внедрения ДЭГ в России — экономия бюджетных средств. Это заключается в том, что таким образом предоставляется возможность избежать некоторых издержек в части расходов относительно финансирования выборов. Так, это позволит сократить издержки на печатные статьи расходов — распечатка различных методических материалов, буклетов, плакатов, бюллетеней; сократятся расходы на оплату работы членов избирательной комиссии; кроме того, произойдет сокращение затрат на техническое оснащение в пределах избирательной комиссии. Следует обратить внимание и на то, что идея дистанционного электронного голосования обсуждалась еще в 2015 году непосредственно перед президентскими выборами в 2018 году. Тогда Председатель Центральной избирательной комиссии Чуров В. Но стоит отметить, что такая идея так и не была претворена в систему российских выборов Как отмечалось ранее, у ДЭГ есть положительные элементы.
Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации
Госдума приняла закон о дистанционном электронном голосовании | Дистанционное электронное голосование со стороны пользователя. |
Как проголосовать онлайн в 2023 году | Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на. |
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования - МК Новосибирск | В перспективе применение дистанционных электронных систем голосования может привести к существенному сокращению избирательных комиссий, поможет снизить расходы на избирательные кампании, считает политтехнолог Роман Смирнов. |
Постановление ЦИК России от 08.06.2022 N 86/716-8 (ред. от 09.08.2023) | Заявление для дистанционного электронного голосования (ДЭГ) уже подали более 600 тыс. человек. |
Как будет проходить дистанционное голосование?
Москва, 5 марта 2024 года — Жители 28 регионов, где будет применяться дистанционное электронное голосование (ДЭГ), могут принять участие в тренировке ДЭГ с 8:00 5 марта по 16:00 6 марта по местному времени. Дистанционное электронное голосование в России (сокр. ДЭГ) — система голосования на территории (или в отдельных субъектах) Российской Федерации с использованием специального программного обеспечения — без использования бумажного избирательного. С этой целью в рамках проведения в период с 1 ноября по 24 ноября 2023 года общероссийской тренировки по использованию ГАС «Выборы», программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования и отдельных подсистем и компонентов. Дистанционное электронное голосование в России (сокр. ДЭГ) — система голосования на территории (или в отдельных субъектах) Российской Федерации с использованием специального программного обеспечения — без использования бумажного избирательного. 1.2. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом. Дистанционное электронное голосование дает избирателю возможность голосовать на выборах и референдумах без посещения избирательного участка, используя цифровое устройство с доступом в интернет.
Защита документов
По мнению Вешнякова А. Тогда мы можем предположить, какой угрозой для демократии будет вся система электронного голосования через развитие технологий и возможностей взлома. Наконец, кроме как с помощью компьютерных систем, будет невозможно проверить результаты выборов, а это значит, что процедура обжалования результатов выборов будет сложной. Также одной из проблем дистанционного электронного голосования является невозможность исключения нарушения конфиденциальности. Как известно, один из принципов избирательного права — это тайное голосование. То есть, система в компьютере хранит все данные о том избирателе, который непосредственно принял участие в выборах, проголосовал. Соответственно, эти данные могут быть использованы против этого человека как противоправный способ. Существует и ряд других проблем, представляющих барьеры для эффективного внедрения и работы дистанционного электронного голосования, но вышеперечисленные аспекты являются самыми актуальными.
В связи с этим, решение таких проблем состоит в следующем. Основная цель — это обеспечить состояние защищенности системы дистанционного электронного голосования. Для этого необходимо иметь высококвалифицированных специалистов в этой сфере, способных обеспечить основные принципы избирательного права, применимые для создания электронного голосования: секретность, независимость, безопасность, удобство и практичность. В российских вузах должна быть введена отдельная специальность по подготовке специалистов или расширена специальность «Информационная безопасность», по окончании которой молодые специалисты могли бы оказать техническую поддержку процессу голосования, подсчету и обработке голосов, передаче результатов в систему ГАС «Выборы», а также последующему хранению информации. Все это необходимо для обеспечения реализации основных принципов избирательного законодательства и прав избирателей. Констатируя вышесказанное, отметим, что необходимо на законодательном уровне закрепить и обосновать систему внедрения и функционирования дистанционного электронного голосования, которая находится на пути становления. Несмотря на то, что практика дистанционного электронного голосования подвергается критике представителей юридического и политического сообществ, информационно-коммуникационные технологии активно завоевывают свое место в современном мире, в том числе и в России.
Цель дистанционного электронного голосования заключается в упрощении процедур выборов, сокращении затрат на различные статьи расходов на выборах, а также, что немаловажно, — в демократизации избирательного процесса. Для этого важно опираться на успешный и сформировавшийся зарубежный опыт внедрения такой системы на выборах. Это повысит интерес граждан к политическим процессам, происходящим в стране. О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года: Постановление ЦИК России от 20. Босова Е. Босова, Д. Савченко М.
Савченко, В. Сбитнев В. Сбитнев, Я. Владимир Чуров считает возможным проведение интернет-голосования уже в 2018 году: сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс].
ДЭГ — дополнительная форма голосования и не заменяет основную — на участках.
Также не всегда человек хочет голосовать на дому и приглашать для этого сотрудников избиркома, например, из-за болезни. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием специального программного обеспечения, без применения бумажных бюллетеней. При использовании ДЭГ избиратель может отдать свой голос за кандидата при помощи смартфона, компьютера или планшета.
Подробнее об онлайн-голосовании — в видеоинфографике Ria. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.
Тестовое голосование пройдет с 8:00 15 ноября до 20:00 17 ноября на федеральной платформе vybory.
Тренировка позволит на практике ознакомиться с процедурой дистанционного электронного голосования. Голосование осуществляется с помощью учетной записи Госуслуг и посредством подтверждения через смс-сообщение. Для голосования можно использовать любое персональное устройство — компьютер, планшет или смартфон.
Как проголосовать онлайн в 2023 году
Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. О проведением Общероссийской тренировки системы дистанционного электронного голосования. Для участия в электронном голосовании, исходя из документа, избиратели должны будут подать заявление, которое затем пройдет проверку и сопоставление с данными регистра избирателей.
Как проголосовать онлайн
Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Онлайн можно проголосовать при помощи дистанционного электронного голосования (ДЭГ) из 28 регионов России. Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ). сказал депутат.
В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
Сейчас принят закон, который распространяет этот механизм на все выборы, и я нисколько не сомневаюсь, что им будут широко пользоваться. Это такой чёрный ящик , из которого можно просто извлекать нужный результат, без необходимости сталкиваться с протестами наблюдателей и журналистов, или работать с избирателями, чтобы они пришли на участок и проголосовали должным образом. Теперь избиратели в этом механизме оказываются лишними» [83]. Общероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования[ править править код ] Решение о проведении общероссийской тренировки было принято Центризбиркомом в феврале 2021 года, для того, чтобы проверить готовность программно-технического комплекса в приближенных к реальным условиям, перед единым днем голосования 19 сентября. Предполагается, что на больших выборах онлайн-формат задействуют в Москве и ещё пяти регионах [84]. Чтобы принять участие, необходимо иметь подтверждённую учётную запись на Госуслугах , а также подать соответствующее заявление с 21 апреля по 7 мая 2021. Общероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования будет проходить с 8:00 12 мая по 20:00 14 мая 2021 года по московскому времени. Жители всех регионов России могут сделать это через портал Госуслуг.
Голосование будет полностью повторять все этапы реальной избирательной кампании. В 75 регионах пройдет тренировка выборов в Госдуму — избиратели получат по два электронных бюллетеня: для голосования по одномандатному округу и по партийным спискам. В десяти субъектах граждане проголосуют на всех уровнях выборов, запланированных на Единый день голосования 19 сентября.
Документом унифицируются правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования, говорится в сообщении. Михаил Григорьев Михаил Григорьев Госдума приняла в третьем чтении поправки по совершенствованию законодательства в части дистанционного электронного голосования. Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных.
Если нет — заполните анкету и подтвердите личность через госуслуги, МФЦ или банк. Те, кто подал заявление на участие в ДЭГ и не отозвал его до указанного времени, голосуют дистанционно, на участке бюллетеня для них не будет. С 08:00 15 марта до 19:59 17 марта по местному времени избиратели могут заходить на платформы, чтобы проголосовать. В день голосования на платформах появится кнопка «Проголосовать».
Ее нужно нажать, а затем: Авторизоваться через учетную запись госуслуг и нажать «Перейти к голосованию». Ознакомиться и нажать «Подтвердить» под согласием с условиями ДЭГ. Подтвердить личность кодом из смс, нажать «Продолжить» и получить электронный бюллетень. Поставить галочку напротив фамилии выбранного кандидата — передумать и поменять галочку невозможно, — нажать «Проголосовать». Получить поздравление «Вы проголосовали. Спасибо за участие в дистанционном электронном голосовании» и квитанцию об отправке бюллетеня в ЦИК. Москвичам надо сделать то же самое на портале «Мос-ру». Для подтверждения личности в Москве вместо смс с кодом могут использовать телефонный звонок. Отвечать на него не нужно — только ввести на портале последние четыре цифры. Если в ходе голосования интернет-страница с бюллетенем зависнет, обновите ее и дождитесь ответа, но не нажимайте кнопку «Назад» и не выключайте компьютер — иначе голосование не состоится.
Во время ДЭГ избирателю нужно ориентироваться на время для голосования в регионе постоянной прописки.
Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет. Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
РИА Новости 42 274 подписчика Подписаться Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. Чтобы принять в нем участие, нужно иметь подтвержденную полную учетную запись на портале госуслуг или сайте mos. Кроме того, жителям 24 субъектов Федерации необходимо заранее подать заявление через интернет.
При проведении дистанционного электронного голосования будет обеспечиваться невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. В избирательных комиссиях и комиссиях референдумов предусматривается назначение большего числа наблюдателей. Введены новые ограничения избирательного права.
Сегодня, пожалуй, не осталось сферы, которую не затронула бы цифровизация. Не стали исключением и этапы выборов — от избирательной кампании до голосования. Конечно, процесс был ускорен под влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции: практически вся работа с избирателями велась с помощью интернета и средств массовой информации. Но очевидно, что современные технологии и без того были бы внедрены в электоральные процессы, вопрос был лишь во времени. Онлайн-формат доказал эффективность, безопасность и удобство. На прошедших в сентябре 2021 года выборах возможностью проголосовать дистанционно воспользовались более 2,5 млн человек. Это серьезная цифра, которая свидетельствует о востребованности ДЭГ. Естественно, и во власти, и в обществе началась дискуссия о распространении опыта на все субъекты страны.
Также, по ее мнению, электронный формат будет применен в нескольких регионах и на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию. Внедрение дистанционного электронного голосования значительно расширяет перечень сценариев поведения избирателей в день выборов. Традиционный способ волеизъявления имеет только один базовый сценарий с небольшими вариациями: так или иначе избиратель опускает бюллетень в урну для голосования, делает он это досрочно или в день выборов, у себя дома или на избирательном участке — все это радикально не меняет сам процесс голосования. Электронное голосование и современные технологии позволяют гражданам отдать свои голоса одним из нескольких способов, которые значительно отличаются друг от друга. Соответственно, должны и будут меняться подходы организаторов и участников избирательных кампаний к информированию и мобилизации избирателей. Повышенная вариативность, а также новизна дистанционного электронного голосования актуализируют множество вопросов. Как гражданам удобнее голосовать в интернете? При помощи каких инструментов им удобнее получать информацию о выборах? Нужны ли им дополнительные функции, которые может привнести с собой цифровизация электоральных процессов например, возможность изменить свой голос до завершения дня голосования? ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через интернет, а также изучили сценарии применения новой технологии. По итогам исследования подготовлен доклад, в котором рассматриваются вопросы восприятия института электронного голосования в обществе, а также технологические особенности электронного голосования и пользовательские предпочтения россиян. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться. В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием , у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования. Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю.
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Закон о дистанционном электронном голосовании принят в третьем чтении | Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. |
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. |
Электронное голосование. Большая российская энциклопедия | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. |
Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям?
В нём можно принять участие онлайн — с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подав заявление на Госуслугах. сказал депутат. Дистанционное голосование доступно гражданам с регистрацией по месту жительства в определенных регионах и городах. Граждане смогут участвовать в голосовании через специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), пройдя процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности.
Принят закон о дистанционном электронном голосовании
В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ. При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума. В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории, конкретному референдуму в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума соответствующей комиссией не включаются.
Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов установлении итогов голосования , результатов референдума 8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума. В комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума распечатываются в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 5 и N 7 к Порядку, с учетом утвержденных форм протоколов об итогах голосования о результатах выборов, референдума и с использованием таблиц соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложения N 6 и N 8 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9.
Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения, указанного в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием может назначить не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; зарегистрированный кандидат на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; инициативная группа по проведению референдума, на котором проводится дистанционное электронное голосование; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование. Каждый из указанных субъектов имеет право назначить по три наблюдателя за дистанционным электронным голосованием, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием в помещении ТИК ДЭГ. Указанные наблюдатели за дистанционным электронным голосованием вправе также осуществлять наблюдение на портале наблюдения ПТК ДЭГ, в том числе одновременно. В случае выдвижения политической партией ее структурными подразделениями нескольких зарегистрированных кандидатов, зарегистрированных списков кандидатов на разных выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование, такая политическая партия вправе назначить наблюдателей за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею ее структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов зарегистрированных списков кандидатов. Списки наблюдателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого наблюдателя направляются в ТИК ДЭГ не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования.
Списки наблюдателей могут быть также сформированы политической партией либо ее структурным подразделением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированными кандидатами на портале наблюдения ПТК ДЭГ с использованием данных учетной записи ЕСИА личного кабинета избирательного объединения кандидата. В Общественной палате Российской Федерации предоставляется доступ к отдельному узлу ноде распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержание которой доступно наблюдателям за дистанционным электронным голосованием. Наблюдателям за дистанционным электронным голосованием, в том числе после завершения работы со списками участников ДЭГ в соответствии с пунктами 7.
Блокчейн-технология позволяет хранить зашифрованные голоса избирателей в неизменном виде. То есть на них, как утверждается, не может повлиять никто — ни сам разработчик, ни киберпреступник.
Информация о результатах голосования шифруется с помощью специального ключа. Его загружают в блокчейн во время специальной процедуры, проходящей в территориальной избирательной комиссии ТИК ДЭГ ещё до начала голосования. По итогу результаты нужно расшифровать. Для этого создают другой специальный ключ и разделяют его на несколько частей. Эти части записывают на защищённые носители информации.
Их передают на хранение независимым держателям до окончания голосования.
Нельзя отрицать тот факт, что развитие информационных технологий опережает массовое общественное сознание, и процедура проведения дистанционного электронного голосования сложна для понимания части избирателей, не интересующейся современными технологиями. Тем не менее, проблему недоверия граждан к применению дистанционного электронного голосования следует решать путем просвещения граждан в вопросах основных принципов функционирования ДЭГ, защиты информации, изложенных доступным языком, а также поощрения избирателей, участвующих в онлайн-го-лосовании, как это уже было неоднократно реализовано в Москве в рамках программы «Миллион призов». Таким образом, проанализировав опыт внедрения дистанционного электронного голосования на выборы в Российской Федерации, выделив его преимущества и недостатки, отметим, что дистанционное электронное голосование стало новой формой политического участия, и влияние ее на политическую систему, без сомнения, будет возрастать в связи наличием общественной потребности. К тому же, применение системы дистанционного электронного голосования в России имеет высокий потенциал и предоставляет больше выбора и возможности избирателям, оно может стать основой цифровой демократии в стране, но только при должном институциональном регулировании и обеспечении информационной безопасности, тем не менее на настоящем этапе основной формой остается традиционное голосование через бумажные бюллетени.
Информация о конфликте интересов Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Алексеев Р. Апробация технологии блокчейн на выборах в Московскую городскую думу в 2019 г. В системе онлайн-голосования по поправкам в Конституцию нашли уязвимость. Глава Минцифры Шадаев: технических проблем при проведении электронного голосования не было.
Дистанционное электронное голосование — 2021. Как работает и кто может участво- вать. Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности. Кибервыборы v1.
Минцифры подвело итоги работы цифровых сервисов на выборах 2022 года. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Мо -сковской городской Думы седьмого созыва : фе-дер. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. Федерации от 12 июня 2002 г. Средняя явка на выборах составила более 35 процентов.
Федоров В. Электронное голосование как механизм политического участия: российский и зарубежный опыт : дис. Электронное голосование. Риски и уязвимости. Alvarez R.
Alvarez, T. Alekseev R. Vulnerability was found in the online voting system for amendments to the Constitution. The head of the Ministry of Finance Shadaev: there were no technical problems during the electronic voting. Remote electronic voting — 2021.
How it works and who can participate. Remote electronic voting in Russia. History and features. The final turnout at the municipal elections in Moscow was 33. Cyber Elections v1.
The Ministry of Finance summed up the work of digital services in the 2022 elections. On conducting an experiment on the organization and implementation of remote УДК 342. Law No. On the results of the experiment on electronic polling of voters conducted on October 12, 2008 in Novomoskovsk, Tula region: Resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation No. On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation : feder.
Federation of June 12, 2002 No. The average turnout in the elections was more than 35 percent.
Производится подсчёт голосов и подведение итогов. Как обеспечивается надежность и тайна голосования при ДЭГ? Говоря про надёжность стоит отметить, что центры обработки данных, обеспечивающие работу системы голосования находятся в разных географических точках, они многократно резервируются. Части системы внутри каждого центра обработки данных также физически разделены.
Это обеспечивает надёжность и непрерывность функционирования и катастрофоустойчивость. Не существует ни одного человека, который располагает административными правами на всю систему. Также используется распределенное хранение и учет голосов — Блокчейн-платформа представляющая собой сеть из распределённых узлов осуществляющая, приём, проверку, хранение параметров голосования и транзакций информационного обмена между частями системы. В системе создано физически изолированное место, позволяющее участнику ДЭГ осуществить волеизъявление, сохранив тайну голосования.