Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
- Значение слова вотчина кратко
- Вотчина (СИЭ, 1963)
- Вотчина — что это такое и чем отличается от поместья
- Определение термина вотчина — что это
- ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание
- Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание
Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья.
Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «…. Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам».
Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам. Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин [3]. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.
Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос Наследственное право. Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г. Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для XVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной.
Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные. В России Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью "служба по отечеству" , затем формально и окончательно - Указ о единонаследии 1714 года, объединивший вотчину и поместье в единое понятие имение.
XV-XVI вв. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. XVI в. В XVII в.
Вотчина и поместье — в чем разница
- Вотчина это простыми словами
- Понятие вотчина
- Что такое вотчина
- Вотчина (СИЭ, 1963)
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Что такое вотчина. опишите ее
Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином. Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.
Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязательной службы земельными участками и крестьянами.
Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феодальной раздробленности Русского государства, когда они стали государями в вотчинах, а население - их подданными. В это время вотчинами называли удельные княжества, унаследованные князем от отца. С середины 14 века, в связи с ростом великокняжеской власти и началом образования централизованного государства, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й половине 15 века владельцы вотчин лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения вотчин.
Новый этап в истории вотчины начинается с конца 15 века. Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см. Поместная система.
В конце 15 - 16 веках, после присоединения к Московскому княжеству Новгорода, Твери и Пскова, многие бояре этих земель были лишены своих вотчин, а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 года ограничил право родового выкупа вотчины.
Кстати, о том, что такое феодализм, узнаете здесь. Когда какой-то рыцарь захватывал чей-то феод, он объявлял это своей собственностью.
Часть земли отдавал королю, часть своим вассалам, а третья часть оставалась за местным населением, которое, кстати, и должно было нести все бремя налоговых платежей. Справедливости тут, понятно, ноль. В Европе земли было мало, населения много, поэтому надзорные органы использовали наследие римского права и жестко следили за переходом собственности.
На Руси ничего подобного не было. Земли здесь было больше, чем нужно да и сейчас хватает. Народу — вообще мало.
Более того, даже была жесткая нехватка людей. Именно поэтому ценились вообще не все земли, а те, где жили люди. А откуда вы думаете взялось крепостное право?
Сами люди рассматривали землю как общее благо, дарованное Богом, которое не может кому-то принадлежать. И такое представление о земле в крестьянской среде сохранялось вплоть до XX столетия! Именно поэтому в России до сих пор проблема с правовым регулированием частной собственности вообще, и в частности — на землю.
Княжеские вотчины Княжеские вотчины стали формироваться буквально с начала древнерусской государственности. Да, князья о себе не забывали! Например, известно, что в 863 году Рюрик уже вовсю раздавал села и деревни своим дружинникам, как сообщает Устюжская летопись.
А раз он раздавал, значит мог ими распоряжаться как своей собственностью Согласно Повести Временных лет, Олег убил Люта Свенальдича, который браконьерничал в угодьях князя. Княгиня Ольга, возможно вопреки образу, сложившемуся у Вас, также имела свои вотчины.
Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать.
В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.
Значение слова «вотчина»
Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма.
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма. Собственно “купленная вотчина” есть бессмыслица, если принимать слово “вотчина” в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово “ют-чина” означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ.
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
Владение вотчиной давало возможность не только обеспечить свое существование, но и играть важную роль в политической и социальной жизни страны. Со временем понятие «вотчина» изменилось. В 18-19 веках, с развитием крепостного права и усиления самодержавия, вотчина стала означать участок земли, который передавался по наследству вместе со всем имуществом, принадлежащим владельцу, и слугами. Однако, со временем понятие вотчины исчезло. В результате реформ времен императора Александра II в 1861 году крепостничество было отменено, а земельную собственность стали оформлять в виде личной или общинной собственности. Таким образом, вотчина перестала быть актуальной и уже не существует в современной России.
Вотчина в России в средние века Распределение вотчин в России осуществлялось на основе земельных наделов. Начиная с 11 века, князья и вельможи получали у государства часть земли в виде надела. Данный надел становился вотчиной, которая передавалась по наследству в пределах княжеской или дворянской семьи. Владельцы вотчин обычно были освобождены от участия в государственных делах, но в то же время несли ответственность за защиту своих владений от внешних врагов. Также, владельцы вотчин имели самостоятельность в хозяйственной и финансовой деятельности, что приносило им значительную прибыль.
Важно отметить, что вотчина не делилась на мелкие куски, а передавалась вся целиком по наследству.
В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое. С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности.
Развивается право наследования в поместьях.
Зависимые крестьяне могли быть куплены и проданы, они были частью имущества владельца вотчины. Служебные крестьяне не платили денег за работу на земле, они могли быть управляющими, домашними или другими служащими помещика. Арендные крестьяне имели свою землю и могли сдавать ее в аренду другим крестьянам. Видео:Что такое вотчина? Помещиков уважительным способом могли называть «господами», а крестьян — «земщиками».
Отношения на вотчине были весьма жесткими, доминировали обычаи и традиции дальневосточного востока. Крестьяне нарушавшие правила могли быть наказаны своим господином, за это им могли отрезать уши или руки. Вотчина официально была отменена только в 1861 году Александром II. В результате отмены крепостного права помещики утратили свободу владения крестьянами, которые получили свободу личности и более широкие права. Однако вотчина не была полностью исключена из правового поля, она продолжила существовать в других формах. Сегодня вотчина уже не существует, но ее значение историческое, и она является одной из важных составляющих многовекового прошлого российского народа.
Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом. Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений.
Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств.
Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг.
Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности.
Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы. Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения.
Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю.
Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска.
Что такое вотчина
Западноевропейские страны возникали как единые и одновременно централизованные. Политическая централизация была прекрасно подготовлена предшествующим экономическим развитием. На базе роста специализации и торговли шел процесс складывания единых национальных рынков. Единый национальный внутренний рынок обеспечивал прочное экономическое единство страны и требовал ее политического объединения. Все слои западноевропейского населения, за исключением крупных феодалов герцогов, графов и прочих правителей раздробленной Европы были заинтересованы в объединении, а, следовательно, и в усилении королевской власти и собирании ею земель. Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий. При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами. В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации.
Централизация страны растянулась на несколько веков. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский. Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом. Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской.
Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы.
В конце 16 века наиболее распространенным видом феодального землевладения была уже не вотчина, а поместье. В 15-17 веках различали вотчины родовые, купленные, жалованные и княжеские; права их владельцев были различны. В 17 веке вотчинное землевладение вновь стало расти. Правительство, награждая дворян за верную службу, широко раздавало земли в вотчины. В результате развития товарно-денежных отношений, а также консолидации господствующего класса происходило фактически слияние поместья с вотчиной. Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем сделало Соборное уложение 1649 года.
В конце 17 века в центральных областях государства вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 года о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Термин «вотчина» употреблялся в 18-19 веках в смысле дворянской земельной собственности. Советская историческая энциклопедия.
На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.
Возникла в X-XI вв. С конца XV в. XVIII в. В отличие от поместья, В. Владелец В. Выделялись родовые, купленные и пожалованные В. Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права. Поскольку наравне с родовыми существовали и жалованные, выслуженные и купленные вотчины, важнее не способ приобретения, а возможность передачи вотчины по наследству. В 15 веке появилась форма поместья, но в 18 в. Филологически форма вотчина более поздняя, производна от отчина этимологически связана с родством, отечеством - ср. Источник: Исторический словарь по нотариату, проект mirnot. В дальнейшем В. Делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах В. Синонимы В. Источник: Большой юридический словарь Вотчина 1 в европе комплекс феодальной земельной собственности земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Синонимами понятия «вотчина» являются: сеньория, поместье в широком смысле слова. Включала собственно господское хозяйство домен и крестьянские держания.
Что такое вотчина
Вотчина также выполняла функцию социальной и экономической иерархии. Чем больше вотчина у феодала, тем выше было его положение в обществе. Однако, крупные вотчины также требовали больше средств для обслуживания и защиты, поэтому они не всегда были источником богатства и власти. С течением времени, система вотчины стала меняться и развиваться. Она стала одной из основных причин углубления социальных различий и неравенства в феодальном обществе. В конечном итоге, феодальная система и система вотчины были заменены более современными формами земельной собственности и организации общества.
Определение Форма земельной собственности в феодальной системе Обеспечение средств к существованию феодалов Земельный участок, принадлежащий феодалу Передача земельных владений по наследству Использование земли для сельского хозяйства и добывания ресурсов Социальная и экономическая иерархия в обществе Вотчина в истории России Вотчина в истории России была формой землевладения, которая существовала с XI по XVII век. Вотчина представляла собой часть земли, которая принадлежала владельцу непосредственно, а не государству. Владелец вотчины назывался вотчинником или вотчинным боярином. Владение вотчиной давало вотчиннику право распоряжаться землей, собирать налоги с крестьян и воевать на службе у князя. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну, что позволяло держать власть и богатство в одной семье.
Вотчина играла важную роль в развитии феодальных отношений в России. Владельцы вотчин получали мощное политическое и экономическое влияние, что способствовало укреплению единовластной власти князей, а позже и царей. Поместье включало в себя не только землю, но и крестьян, которые обязаны были работать на помещика и платить ему налоги. Таким образом, вотчина была важным элементом феодальной системы в России, который играл большую роль в образовании и развитии русского государства. Она основывалась на принципе вассальной зависимости, при котором земельные владения передавались волею великого князя или царя властителям, называемым воеводами, боярами или князьями.
Каждый из этих властителей получал земли, к которым были прикреплены крестьяне. Вотчина в феодальной системе России представляла собой земельное владение, которое находилось во владении князя или властителя. Вотчина была неделимой и передавалась по наследству по мужской линии. Владельцы вотчины имели всеобщую власть над крестьянами и могли назначать им различные обязанности, взимать плату и т.
Все слои западноевропейского населения, за исключением крупных феодалов герцогов, графов и прочих правителей раздробленной Европы были заинтересованы в объединении, а, следовательно, и в усилении королевской власти и собирании ею земель. Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий.
При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами. В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации. Централизация страны растянулась на несколько веков. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский. Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом.
Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы».
Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца.
На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью. Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других.
Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии.
Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла.
После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки.
Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина".
Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву.
В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному.
Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ.
К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования.
Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение».
С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам. Вотчина — важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами.
Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати.
Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий.
Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование.
В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства.
Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья.
Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.
На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей — поместья. Вотчина и поместье - в чем разница Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер.
Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей.
Вотчина – это форма землевладения
ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. Вотчина — это особая форма земельного владения, которая имела место в различные исторические периоды и разных странах. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор.
Что такое вотчина: история 6 класс кратко
Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей.