Новости что такое поминовение

Чин вечного поминовения читается в различных православных монастырях, расположенных не только на канонической территории православия. Что такое панихида? Что такое Радоница и как отметить ее в условиях самоизоляции. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Шестой поминальный день — День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны – 9 мая.

Поминки от А до Я

О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ Священник может проводить поминовение без участия родственников, но если вы хотите показать, что усопший был вам дорог, лучше присутствовать на службе.
О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ И хотя первым после Пасхи днем церковного поминовения усопших считается Радоница — вторник Фоминой недели, некоторые посещают кладбище и в это первое послепасхальное воскресенье.
День памяти: не праздник, не поминки – что это такое и для чего нужно? так, чтобы поминовения были полезны как для живущих, так и для почивших.

О поминовении усопших

Если в церкви, то заказывают панихиду, Вечное или длительное поминовение в монастырях. Поминки после похорон, на 9, 40 дни и годовщину после смерти. Суть обряда, порядок проведения, стол/трапеза, поминальные речи, приглашение. И хотя первым после Пасхи днем церковного поминовения усопших считается Радоница — вторник Фоминой недели, некоторые посещают кладбище и в это первое послепасхальное воскресенье.

Please wait while your request is being verified...

Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти.

Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Зачем молиться за усопших? Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни.

Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд.

У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый — он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями — этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы.

Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся! Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся. Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это — Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят — с любовью.

Его суд — не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений. Наши мертвые нас не оставят в беде… Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров. У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить.

Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его — Владыка Василий Родзянко. Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой — помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Студент тоже стал монахом, а потом — епископом.

Это — владыка Евлогий, архиепископ Владимир ский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет Дроздов , впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет.

Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями.

Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год.

Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем.

На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Сорокоуст - особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка.

Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим - новопреставленным - одновременно с отпеванием. Причина этого в том, как пишет святой Симеон Солунский, что «сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он [умерший], восстав из гроба, вознесся в сретение [навстречу] Судии, был восхищен на облаках, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, все поминавшиеся люди и живые, и усопшие участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу.

Это возможно полное для человека как живого, так и умершего участие в Божественной жизни. В Таинстве Евхаристии литургии могут принимать участие только крещеные в Православной Церкви люди, соответственно в записках, которые подаются на проскомидию, можно писать только крещеных людей. Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет.

Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже только в субботу и воскресение , лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия - вынимаются частички. Как заказать сорокоуст, Вы можете узнать в любом храме в церковной лавке, где обычно и оформляются заказы на сорокоуст и прочие требы.

Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу а также в Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере.

И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них.

Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских.

Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы.

Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти Деян. А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших.

Поэтому и Святая Церковь , как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв говорится "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне". Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.

Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.

В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма. РАДОНИЦА Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели воскресенья , служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом.

Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей или Радуницей.

Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь.

Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки.

Поминки от А до Я

Традиция проводить поминальную трапезу существует далеко не во всех религиях, а наибольшую популярность она приобрела в православии. Содержание: Время прочтения: 4 минуты Православные дни поминовения усопших Особые дни поминовения умерших в 2021 году Календарь дней памяти умерших в 2021 году: Поминки на 9 дней, 40 дней, 1 год Молитва поминовения в храме Где заказать молитву поминовения в Санкт-Петербурге? Помощь в организации поминок в Санкт-Петербурге В России в соответствии с церковным церемониалом службы о покойных проводят на 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, чтобы помочь духу пройти через все мытарства в загробном мире. Обычаи западных течений христианской веры для поминовения усопших устанавливают другие даты: 3-й, 7-й и 30-й дни, а также День Всех Святых. В иудаизме и исламе поминки в традиционном понимании не проводят. Покойных вспоминают в кругу семьи на годовщину рождения или смерти.

Стоит помнить, что к одной религии могут относиться представители различных народностей. Это обуславливает некоторые отличия в конфессиональных традициях. Православные дни поминовения усопших Одна из важных составляющих православных дней поминовения — проведение застолья в честь покойного. Корни такого обычая лежат в глубокой древности, ведь еще в языческие времена во славу умерших устраивали масштабные пиршества. Однако с точки зрения религии традиция проводить заупокойную трапезу имеет несколько иной смысл.

Православие рассматривает поминки как одну из форм милостыни, ведь принять в них участие может любой желающий, даже если он не был знаком с покойным. Отпевание по православному обряду Разработка сценария траурных мероприятий Организация похорон в Санкт-Петербурге и области В православии основными днями поминовения умерших являются третины, девятины и сороковины. Поминки проводят также в день рождения и смерти умершего, но уже не так масштабно — как правило, они проходят в узком семейном кругу.

Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. Как садовник знает, когда вызрел плод ибо никуда не годен как недозрелый, так и перезрелый плод , так и Бог знает наилучшее время перехода человеческой души в вечность.

Душа должна проявиться в добре или во зле подобно фотографии в проявителе. С проявителем можно сравнить жизнь, в течение которой своими делами каждый «проявляется» в сторону добра или зла, спасения или погибели. Какая душа не проходит мытарств после смерти? От воздушных мытарств бывает избавлена только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Это верно не для всех. Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, причащался в Великом посту — тот действительно сподобляется блаженной жизни в вечности. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? Особое поминовение усопших совершают в 3-й, 9-й, 40-й день, а далее в годовщины смерти и в дни тезоименитства именины. Молитва будет действеннее, если поминающий в эти дни сам причастится Тела и Крови Христовых. Сколько дней носят траур по усопшему?

Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище? Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины тезоименитства. День кончины — это день второго рождения, но уже для новой — не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре лучше, если это будет поминание на проскомидии. Можно ли кремировать усопших?

Тело усопшего желательно предать земле. Кремация — это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Можно ли в году смерти матери выходить замуж? Как можно веселиться на свадьбе, если недавно умерла мать? Лучше перенести свадьбу на время после годовщины смерти матери.

Не надо забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва за усопших близких — долг каждого православного христианина. Что делать, если снится умерший человек? Это означает, что его душа просит молитвы. Если бы разверзлась бездна, в которой находятся души усопших, то открылась бы трогательная картина их безмолвной мольбы к живым — мольбы о том, чтобы помогли им молитвами. Поэтому надо пойти в храм и подать записки о поминовении, лучше на длительный срок.

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни? Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храм записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает. Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии.

Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость.

Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало. Можно помолиться и на кладбище. Например, почитать самому «Литию, совершаемую мирянином дома и на кладбище» или пригласить для этого священника. Помимо этого, на кладбище можно отслужить и панихиду, но ее уже может отслужить только священник. Если вы не можете приехать на кладбище, то обе эти заупокойные службы можно отслужить и в храме или дома.

Их вы можете заказать, обратившись в свечную лавку в храме. Существует также литургическое поминовение. Оно совершается на каждой Литургии в храме. Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку «обедню» с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Будет очень хорошо, если вы и сами придете в храм в этот день и помолитесь о душе усопшего. Поминают ли умерших водкой? Церковь рекомендует относиться к алкоголю с осторожностью. Апостол Павел прямо пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Ефесянам 5:18. Если же говорить про поминальный стол, то Церковь в этом случае вообще запрещает любой алкоголь. Потому что, несмотря на весьма распространённое мнение, что водка на столе, это наша — «русская» традиция поминовения, это не так.

Ведь этой «традиции» не более 70-80 лет. Гораздо более зрелая позиция была в дореволюционном обществе, когда возбранялось пить на похоронах, это осуждалось не только Церковью, но и самими людьми. Безусловно, прецеденты случались и раньше, но «водочные проводы» стали повсеместными лишь в Советской России. Безбожное общество всеми силами стремилось изжить из себя людей, которые стремились жить по Законам Божиим и исполнять Евангелие. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Похороны — это всегда стресс для близких людей умершего. Кажется, что же может быть плохого в том, если они «немного расслабятся»? Шаткость этой аргументации особенно подчеркивается тем, если задать вопрос, ради чего мы собираемся на похороны. Если мы собираемся, чтобы помянуть умершего, вспомнить о его делах, помолиться, то водка, как и кулинарные изыски, на столе не нужны. Если же мы превращаем поминки в «вечер встреч», то да, тут, конечно, нужно соответствовать «общепринятым» нормам атеистического общества.

Прикрываясь благой идеей почтения памяти усопшего на поминальной трапезе, люди могут искать банального повода выпить. А везде, где появляется водка, сразу исчезает страх Божий. Есть также еще одна «традиция», это наливать рюмку водки умершему, ставя ее у портрета или возле креста на могиле. Это вообще языческий обычай! Как может что-то материальное помочь бестелесной душе, отошедшей в мир иной? Тем более алкоголь! Неразумно полагать, что это обычай и его надо чтить. Чтить нужно Христа. Душа умершего нуждается лишь в одном — в молитве о ней. Никакими народными ритуалами мы не заслужим ей у Бога отпущение ее грехов.

Молитва и дела милосердия во имя усопшего с просьбой о молитве — вот две вещи, которые действительно имеют силу в загробном мире. Водка же, говоря медицинским языком, это депрессант. Поэтому никакого утешения она не принесет ни родственникам, ни самому усопшему. Можно ли поминать умершего конфетами Можно, почему нет? Как и любыми другими продуктами. Ведь просьба помянуть, сопровождающаяся раздачей продуктов, вещей, может быть, денег — это, в конце концов, пожертвование, милость во имя умершего. Однако, интересно другое, почему именно конфеты стали своеобразной народной традицией в вопросах поминовения усопших? Здесь стоит немного обратиться к истории. В Новом Завете Господь не требует от нас какой-то специальной жертвы, в отличие от Ветхого Завета, где есть указания, например, на то, какое жертвенное животное выбрать для какого-то конкретного случая. Например, в Евангелии от Луки мы можем видеть эпизод, когда Богомладенца принесли в храм для очищения «по закону Моисееву».

По этому закону родители должны были, во-первых, пожертвовать определенную сумму денег, а во-вторых, принести жертву в виде голубя. После этого мать должна была принести торжественную жертву очищения. Богатые люди жертвовали ягненка, но бедная Мария принесла Богу второго голубя. Фото Enza Brunero on Unsplash Итак, в этом эпизоде можно увидеть, что Богу, даже в ветхозаветной традиции с ее, достаточно жесткой, регламентацией жизни, важнее было именно чувство, приносящего жертву, нежели конкретное животное. В этом моменте также важно уточнить, что богатые люди жертвовали ягненка, который стоил несравнимо дороже голубя. Потому что издавна люди несли Богу самое лучшее, что у них было. Храмы, богато украшенные золотом, священнические облачения, сшитые из драгоценных тканей — примеров можно увидеть множество. Но при чем же тут конфеты? При том, что в дореволюционной России ежедневные сладости могли себе позволить лишь весьма богатые слои населения. Для крестьян сахар был предметом роскоши.

Именно этим можно объяснить появившуюся традицию поминовения конфетами или иными сладостями — это была лучшая еда, которую могли позволить себе верующие. Лучшая материальная жертва, которую могли принести бедные люди. Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли поминать умершего конфетами, стоит сказать так. Поминать можно, но придавать этому способу некое сакральное значение — нет. Стоит расценивать поминовение как дело милосердия. Не в еде дело, а в чистом сердце. Душе, отошедшей к Богу, важна наша молитва, а не некая специальная еда. Как поминать умерших детей? Для начала стоит разделить детей на крещеных и некрещеных. Это влияет на то, сможет ли молиться за них Церковь.

Если ребенок был крещен, то происходит обычный чин отпевания. Затем можно подать записки на Евхаристию, просить священника отслужить панихиду или литию, и, разумеется, не забывать личную молитву. Тут нужно уточнить, в каком возрасте наступила смерть. Традиционно для православной Церкви возраст до 7 лет считается младенческим, а соответственно, ребенок, умерший до наступления отрочества, считается безгрешным. Церковь в принятых молитвах об усопших просит отпущения грехов умершему, но так как младенец безгрешен, такая просьба не имеет смысла, поэтому молитва за умершего крещенного младенца должна содержать прошение о ниспослании Богом утешения и сил родителям в этой трагической скорби. С отроческого возраста ребенок начинает исповедоваться. Конечно, его грехи не такие тяжкие, как грехи взрослых, однако грех — коварен в любом возрасте и виде и неизменно оказывает влияние на душу. Поэтому по умершему отроку читаются все принятые Церковью молитвы и испрашивается отпущение его грехов. Существует даже отдельная молитва об умершем ребенке: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! Печальнее, если ребенок не был крещен.

Если речь идет о младенцах, то есть специальный чин, который читает священник: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Но даже в этом случае Церковь не может молиться о тех, кто не стал ее членом через Святое Крещение. Однако, для родителей нисколько не запрещается личная молитва, даже если ребенок умер уже в отроческом возрасте, так и не получив Крещения. В этой молитве родные и близкие могут вымаливать у Бога отпущения грехов ребенку, могут просить о помиловании его души, а главное, просить утешения себе, потому что отчаяние на корню убивает любую духовную работу. Нельзя отчаиваться, нужно верить в милосердие Господне и просить у Него прощения и помилования. Как поминать умершего младенца Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших. Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку.

Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию. Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев. Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас. Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом. Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен. Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет».

Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание? На родительскую просьбу о прощении их грехов, ведь в церковной традиции принято, что дети страдают за грехи родителей. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь. Более подробно с молитвами можно ознакомиться в разделе «Молитвы, чтобы помянуть умершего». Главное, чтобы родители вели благочестивую жизнь, прося утешения у Господа, и не забывали о делах милосердия к ближним. Сложнее обстоят дела с теми случаями, когда младенца не успели крестить даже мирским чином. В церковной практике есть устоявшееся правило, что за некрещеных Церковь не возносит свои молитвы, так как они не являются членами Церкви. Если для взрослых умерших это правило вполне обоснованно, так как человек, будучи еще живым, сам не пожелал стать частью Церкви, то для младенцев, чья жизнь могла оборваться в первые часы после рождения, оно выглядит не вполне справедливым. Поэтому Священный Синод в 2018 году утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Это чин, который может отслужить священник. Создан он в утешение родителям, потому что для христианской семьи нет ничего страшнее, чем оставить ушедшего в мир иной без молитвы. Однако, поминать имя на Евхаристии все равно нельзя. Поэтому остается личная — келейная молитва. Но, как и в случае с крещенными младенцами, в ней нет необходимости просить отпущения грехов ребенку. Стоит просить у Бога утешения скорби и помилования души младенца несмотря на то, что он не был крещен. Поминают ли умерших в понедельник Конечно. То, что Церковь запрещает поминовение усопших в понедельник, является суеверием и не имеет никакого отношения к церковным правилам. Происхождение этого суеверия, как и подавляющего большинства других, идет от языческих корней, которые еще до сих пор, к сожалению, могут иметь свой голос. Понедельник нашими предками язычниками считался тяжелым днем.

В этот день недели не заключались какие-либо сделки, не начинались важные дела. Но то, что умерших нельзя поминать в этот день, идет от народных басен. Считалось, что этот день — день самоубийц. К сожалению, языческие традиции только на словах остались в древности. В реальности же, они до сих пор живы и находятся в ходу. Печальнее всего то, что такие языческие сказки и поверья весьма широко распространены и в православной среде. За этой ширмой сказаний зачастую скрывается недоверие Богу. Получается, мы, в общем-то, верим в Бога и Божий промысел о каждой твари живущей, но черную кошку обойдем, на всякий случай. И бабу с пустыми ведрами тоже обойдем. Мало ли что.

Но в случае смерти близкого человека, его родственники, и так убитые горем, становятся максимально восприимчивы к различного толка суевериям. А «советчики» подчас забывают, что православие — это не ворожба греховная, где важен сам ритуал. Православие — это про душу, про личность, про веру, искреннюю и открытую. Родственникам следует рассказать про то, как нужно молиться за усопшего, помочь подать записки, помочь с организацией панихиды. В конце концов, просто спросить имя усопшего и помолиться самому. Поминать можно и в понедельник, и во вторник, и в любой другой день недели. Молиться можно всегда. В некоторые дни, такие как Пасхальная седмица, не служится панихида, потому что великая радость Воскресения Христова затмевает любое горе. Но в остальное время нет каких-то ограничений. Можно ли поминать умершего в страстную неделю Если случилось так, что похороны человека выпали на Страстную седмицу, то само отпевание, конечно, проводится, кроме Великой Пятницы.

Но для более лучшего понимания, когда можно подать записки, нужно кратко разобрать, какие службы проходят на Страстной неделе. Первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой проскомидия не совершается, соответственно, не вынимаются частички из богослужебных просфор для дальнейшего погружения их в Чашу, поэтому подавать в эти дни записки не нужно. Но после богослужения можно попросить священника отслужить литию и на ней помолиться о усопшем. Она уже включает в себя проскомидию, в отличие от Литургии Преждеосвященных Даров, поэтому можно подать записки об упокоении. В Великую Пятницу литургия не совершается вообще. В Великую Субботу служится последняя Литургия Василия Великого, на нее также можно подать записки об упокоении. Таким образом получается, что на литургии можно помянуть только в четверг и субботу. Пятница стоит особняком, так как это день великой скорби. В этот день вспоминается крестная смерть Спасителя нашего, поэтому все внимание Церкви посвящено именно этому. Господь сказал: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» Мф 26:11.

Можно отнести эту фразу и к усопшим, потому что как бы не была трагична смерть близкого, сложно ее сравнивать с трагичностью смерти Христа. Литургия же по своему составу — богослужение торжественное.

Словарь-справочник Поминовение усопших — смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, который связывали живых с умершими во время земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном П. По евангельскому учению, Бог не… … Энциклопедический словарь Ф.

Please wait while your request is being verified...

Поминовение усопших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. Такое выделение особого дня для поминовения усопших в дни Великого поста связано с тем, что порядок повседневной службы в пост не предполагает поминания умерших. ПОМИНОВЕНИЕ найдено 37 значений слова молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви, за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого П. перед Богом для веч. Вечное поминовение заказывают и о живых, и об усопших.

Как поминать усопших — смысл, правила, запреты

В день поминовения важно вспомнить всё хорошее, что было связано с ушедшим членом семьи. Поминки после похорон, на 9, 40 дни и годовщину после смерти. Суть обряда, порядок проведения, стол/трапеза, поминальные речи, приглашение. история создания, правила проведения, обычаи, на какой день правильно проводить, что едят на поминках, рецепты. Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату.

Как поминать умерших

Эти поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами. Также распространен обычай поминовения усопших: суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского; вторая неделя по Пасхе, во вторник Фоминой недели. Старинным русским обычаем, который сейчас почти забыт, является поминовение умерших в четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы. Репродукция картины «Радоница» Перед обедней Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси.

Молитва имеет огромную силу. Жития святых приводят многие случаи, когда умерших без покаяния грешников избавляла от муки частная молитва их близких. По завещанию святых отец дни поминовений, кроме молитв и, главным образом св.

В этом разделе нашего сайта мы публикуем материалы, посвященные погребальным традициям старообрядчества.

Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой?

Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва — это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански.

Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога. И вот, мы стоим у гроба.

Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках — это нужно скорее нам самим, чем покойному. Наша молитва к Богу — это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности.

Наша и церковная молитва — вот то, что нужно усопшему. Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.

Поминовение в церкви Сорокоуст о упокоении а также поминовение на полгода, год — поминовение усопшего во время проскомидии вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый отмой , Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих» в течение 40 дней полугода, года. Ектения о упокоении — гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии. Лития, Панихида — особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище Наша память об усопших — это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении есть почти в любом молитвослове , помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке. Можно оставлять на могилке цветы лучше сажать живые , горящие свечи или специальные фонарики , покрошить хлеб или насыпать крупу для птиц.

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома.

В третий день душа предстает на поклонение Богу. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

Какие есть приметы на Радоницу? Сны в этот день считаются вещими. Рассыпать сахар на Радоницу — хороший знак, будет сладкая жизнь. Если кошка ходит за вами по пятам, это приведет к карьерному росту или повышению зарплаты. Дождь и паводок — к добрым вестям. Хороший знак в этот день — увидеть голубя. Заморозки в ночь на Радоницу приведут к плохому урожаю. История праздника Радоницы Радоницу отмечали на Руси задолго до принятия христианства.

В языческом календаре это был праздник весны и умерших. Радуницами называли богов-покровителей усопших. Считалось, что после смерти душа человека восходит к богам, переходит в загробный мир и даже получает божественные способности. Люди верили, что, если почитать память предков, те помогут им в жизни. Оттого и пошла традиция поминать усопших яствами именно на кладбищах и оставлять часть угощений умершим близким. На Радоницу готовили особые блюда: вареные яйца их обычно еще красили , кутью и блины.

Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ. В панихиде девятого дня Церковь объединяет свои просьбы о спасении человеческой души с молитвой ангельской. Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании 40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др. Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия. Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего. Так мы показываем нашим близким, что память о них жива в наших сердцах. Где служится панихида? Панихида может служиться дома над гробом покойного или на кладбище, однако чаще всего это происходит в церкви — обычно после литургии. Основным содержанием молитвословий является прошение об отпущении грехов. По учению Церкви, сами души умерших уже не могут ходатайствовать о прощении, однако искренние молитвы живых очень важны для их спасения. В обиходе часто приходится слышать словосочетание «гражданская панихида». Это понятие не имеет ничего общего с церковным обрядом и является светской церемонией прощания с покойным. Всеобщее поминовение Кроме частного поминовения усопших, которое совершается в церкви по просьбе членов семьи и близких людей, существует и всеобщее вселенское церковное поминовение, совершаемое в специально установленные Церковью дни, которые называются родительскими субботами. В дни всеобщего поминовения Церковь может помолиться о спасении всех «от века преставльшихся» то есть обо всех когда-либо умерших людях , а также о тех христианах, которые умерли внезапно и не получили поддержки в чине отпевания. Дни вселенского поминовения: Суббота перед Масленицей, или мясопустная. В следующее за ней воскресенье Церковь вспоминает Страшный Суд и поэтому сугубо молится о милости Божией ко всем почившим; Суббота перед праздником Троицы.

Поминки от А до Я

Вечное поминовение совершается во многих православных монастырях, не только на территории России. Например, можно вечное поминовение заказать в монастыре на горе Фавор, в монастыре Герасима Иорданского, которые находятся на территории Израиля. Поминание усопших в рамках вечного поминовения происходит во время следующих служб: Панихида или лития. Она проводится по усопшим, на ней молятся за то, чтобы душа умершего освободилась от земных грехов, умиротворенно предстала перед ликом Господа и обрела в раю покой. Укороченная заупокойная панихида называется лития.

Ее может читать не только священник, но и мирянин. Божественная Литургия. Это самая важная из служб в христианстве, во время которой осуществляется главное таинство — символическое превращение вина и хлеба в кровь и плоть Христову. Данное таинство называется Евхаристия.

В монастырях Литургию проводят каждый день, в храмах — по воскресеньям. Во время Божественной литургии священник может попросить Бога об отпущении грехов умершего, вынув частицу святых даров.

Если помнить о том, что душа наша бессмертна, а молитва — это обращение к Богу, общение с Ним, то вопрос о целесообразности вечного поминовения отпадает сам собой: даже если все родственники и знакомые человека умрут, и даже имя его среди живых будет забыто, душа не прекратит своего существования и будет нуждаться в молитвах. Святой апостол Павел в послании к фессалоникийцам говорит: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Вечное поминовение как раз и является своеобразным выполнением этого апостольского постановления.

Выбор вторника обусловлен запретом богослужений и панихид на Красную горку, в Фомино воскресенье. Радуницами древние славяне называли богов — покровителей умерших и хранителей их душ. Славяне верили в загробный мир, но не наделяли его нравственными чертами, рая и ада для них не существовало. Все, кто умер своей смертью, поселялись в далеком краю под названием Ирий, который из живых могли посещать только птицы. Жизнь после смерти, по мнению древних славян, была иной, но мало отличалась от той, которую усопший вел будучи живым. Умерший мог навещать родных в определенное время, которое приходилось на дни равноденствий и солнцестояний. Кроме этого, дни поминовений часто привязывались к аграрному календарю и проводились после окончания полевых работ. Древние славяне верили, что после смерти родные и близкие становятся духами, наделенными некоторыми божественными способностями. Считалось, что они могут вызывать природные катаклизмы или посылать хороший урожай, обильный приплод скоту, благоприятную погоду. Поэтому усопших старались задобрить, устраивая в дни поминовения богатые обеды, песни, хороводы и игрища. На кладбище усопших поминали вином и яствами, часть которых оставляли, так как считали, что пища и вино могут попасть в загробный мир и доставить удовольствие умершему. Первое упоминание Радуницы как церковного праздника в Русской православной церкви относится к XIV веку, но в богослужебном уставе нет указаний на особые торжества в этот день для этого существуют специальные Родительские субботы , это, скорее, дань народным обычаям и традициям. Традиции праздника Радоница После того как христианская церковь признала празднование языческой Радоницы, ее древние традиции органично "переплелись" со многими православными обрядами. По традиции, после литургии и панихиды верующие идут на кладбище к могилам своих близких и молятся о них. В древности поминальная трапеза на могиле усопшего была обычной традицией. В этот день готовили особую еду, которую следовало отнести на кладбище. Традиционно это были отварные яйца, окрашенные в зеленый и желтый цвета, символизировавшие грусть, а также кутья, блины как символ солнца , лепешки. Яйца разбивали о крест или закапывали под ним, это называлось "христосоваться с родными". Еще одна традиция этого дня — отдавать еду нищим и бездомным, которые специально собирались на Радоницу на кладбище, отказывать им было не принято. Вернувшись с кладбища, дома на подоконник обязательно выставляли воду с кусочком хлеба, а вечером, во время поминального ужина, на стол ставили три лишние тарелки, чтобы умершие могли позавтракать, пообедать и поужинать. Оставшуюся после трапезы еду раздавали нищим. Вечером на Радоницу растапливали баню и оставляли в ней чистую одежду, мыло, полотенца и березовые веники. Баня должна была оставаться пустой, так как считалось, что усопшие родственники придут туда ночью мыться. Утром все домочадцы заходили внутрь и проводили обряды на оставшейся золе.

Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит». Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями. Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик. По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки. В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин , призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез... А потом — возвращается к нам, живущим на земле, даруя мир душе и силы идти по пути этой жизни. Наталья Сазонова Григорий Дьяченко, протоиерей. Тайная жизнь души после телесной смерти. Кирилл Павлов , архимандрит. О молитвенном поминовении усопших проповедь в мясопустную Родительскую Субботу. Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:- 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора Ирина Анатольевна Ятова Похожие записи:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий