АПЛ Комсомолец. 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. Упомянутая АПЛ К-278 «Комсомолец» (единственная лодка проекта 685 «Плавник») затонула 7 апреля 1989 года — после пожара в одном из отсеков всплыла, но, потеряв плавучесть.
В Курске 7 апреля почтили память моряков-подводников затонувшей АПЛ «Комсомолец»
АПЛ «Комсомолец» сейчас В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул.
Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне. Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства.
К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки.
Общество 7 апреля 2023, 15:05 Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. Память о моряке живаФото: студия блогеров «Репост» Андрей Михалёв родился в рабочем посёлке Дмитриевка Никифоровского района 10 января 1970 года. Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище. Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе.
Путь к причалу Я родом из поселка Гнивань Винницкой области. Там работал фрезеровщиком на заводе в Гнивани, там записался в секцию подводного плаванья. Потому и призвали на флот. Служил на Северном срочную да так и остался там. А после свадьбы уехал в Кронштадт. Тогда же и попал на "Комсомолец". Изначально он носил другое название - "Плавник". Но наш замполит считал, что лодка должна быть именной. И решили: раз экипаж у нас молодой, все комсомольцы, то пусть будет "Комсомолец". Треть экипажа была с Украины. Командир Евгений Ванин - киевлянин, трое ребят - мои земляки из Винницкой области. Сказать, что все мы дружили, - ничего не сказать. Даже на суше часто вместе собирались. Попутно отпраздновал я день рождения, кок испек торт. Вообще настроение в том походе у всех было приподнятое - нам удалось обнаружить несколько американских подводных лодок. Это огромная удача! А пока я отдыхал у себя в каюте. Кушать не стал, нас кормили пять раз в день, физически столько не съесть. Около полудня вышел на построение и инструктаж. И тут в 7м отсеке прозвучал сигнал "пожар". Как потом выяснилось, матрос там погиб сразу. На разведку пошел мичман - и тоже погиб. В тот момент "Комсомолец" находился на глубине 350 метров. Срочно начали всплывать. Но сработала аварийная защита атомного реактора - "Комсомолец" потерял ход и стал просто грудой металла. Командир принял решение: сжатым воздухом "продуть" воду из спеццистерн. Но ситуация ухудшалась с каждой секундой. Шестой и седьмой отсеки в огне. На лодке 400 баллонов со сжатым воздухом. Огонь и кислород - гремучая смесь. Начало гореть даже то, что гореть не должно. Я был в спасательной группе. Задача - загерметизировать и изолировать горящие отсеки. Мы едва успевали вытаскивать раненых и обожженных ребят. Казалось, вокруг ад - теснота, дым, нечем дышать, и я выношу своего товарища, который остался без кожи. Начались электрические замыкания. Мы не знали, что творится в шестом и седьмом отсеках, но в остальных ликвидировать возгорание удалось. На базе знали о ситуации. Над лодкой уже кружили два военных самолета. Нам сообщили, что на помощь идут гражданские суда, люди начали эвакуироваться - прыгать в воду.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
7 апреля День памяти всех погибших подводников | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. |
ВЗГЛЯД / Память моряков затонувшей АПЛ «Комсомолец» почтили в Мурманской области :: Новости дня | Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «Курск» вообще затмила трагедию «Комсомольца». |
Мичман с подлодки "Комсомолец" спустя 30 лет рассказал, как выжил после катастрофы | Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец». |
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области
В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь»... Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии. Звонок другу В середине мая 1989 года мне позвонил Толик Некрасов. Он был самым близким моим школьным другом, парень из удивительной семьи моряков. Отец, Никандр Ильич, подполковник в отставке, во время войны служил в военной разведке, после Победы работал против западных спецслужб в советской оккупационной зоне в Германии. Не успел - умер за год до этой даты... Старшие братья Толи служили на флоте: Валерий - на надводных кораблях Тихоокеанского, а Юрий - на подлодках Северного флота - да на каких… От друга я знал, что Юра был в экипаже первой советской атомной субмарины "Ленинский комсомол", вступившей в строй в 1961 году.
Через год стал участником первого всплытия подлодки на Северном полюсе, в 1967 году спасал ее во время первого крупного пожара в истории отечественного атомного флота, был награжден орденом Красной звезды. С Толиком мы вместе занимались парусным спортом, гоняли на швертботах по Онего, а после школы пути разошлись: он поступил в "Дзержинку" - Ленинградское военно-морское инженерное училище, носившее почему-то имя главного чекиста - а после его окончания выбрал Северный флот. Интернета тогда не было, мы переписывались, и почтовый адрес у него был мудреный - "Мурманск-150". Анатолий был инженером по эксплуатации силовых установок АПЛ, много плавал на подводных лодках, затем был переведен в электромеханическую службу соединения подлодок, как он говорил для секретности. Уже имел звание капитана II ранга, по сухопутному - подполковника. И вот он позвонил. Я слышал, что в Петрозаводске есть такой архитектор - Евгений Карманов, можешь его разыскать?
С этим человеком я не был знаком, но найти его было несложно. И уже вскоре я сел в поезд с архитекторами Евгением Алексеевичем Кармановым и Николаем Николаевичем Овчинниковым, а вышел на мурманский перрон с умными и обаятельными друзьями Женей и Колей. От смерти до славы К нам подошел каплей - капитан-лейтенант: "Вы к капитану второго ранга Некрасову в Западную Лицу? Моряк усадил нас в черную "Волгу" ГАЗ-24, с уважением отметив: командира, мол, машина - почет вам и всяческий респект! По дороге наш сопровождающий раскрыл секрет конечной точки маршрута: Название Мурманск-150 - это плод буйной фантазии военной цензуры, пытавшейся ввести в заблуждение западных супостатов. И сколько на Кольском полуострове имелось таких номерных "Мурмансков", одной ей известно - на карте их не найти. В обиходе моряков поселок называется Западная Лица, или просто Лица - красиво и даже романтично.
Норвежское море стало могилой и для Андрея Михалёва. Памятник Андрею Михалёву в р. ДмитриевкаФото: студия блогеров «Репост» Указом Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, матрос Михалёв награждён орденом Красного Знамени посмертно. В парке старого райцентра рядом с захоронениями лётчиков, павших в годы Великой Отечественной войны, находится кенотаф в память об отважном моряке-подводнике. Память Андрея Михалёва увековечили и в школе, которую он закончил. На стене здания размещена мемориальная доска.
Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов; 2007 год март Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ; 2019 год июль Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Исследовательское судно «G. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз предварительные. Ученый подчеркнула, что утечка радиации не представляет угрозу для рыболовства в этом районе. Однако ее уровень оказался выше зафиксированного российскими учеными в ходе предыдущей экспедиции в 2007 году. Исследователи применили спускаемый подводный аппарат AEGIR 6000, который может добраться до обломков лодки и передать изображение на судно. Зеленский Ю. Ванин Е. Александров Ю. Бережной С. Апальков Ю. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России". Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В. Пашина, ЦНИИ им. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г. Спирихин С. Войтов Д. Информация с сайта www. Информация с сайта новостных агентств. Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas deepstorm.
Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное. Поднять зенитный! Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла. Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма. Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось». От участвующих в походе офицеров, я слышал детали уникального испытания, когда АПЛ К-278 установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводных лодок — 1027 метров. На прочный корпус ПЛ на глубине 1000 метров суммарное забортное давление составляло примерно 2438000 тонн. В районе центрального поста девятиметровый диаметр прочного корпуса на этой глубине уменьшался на 29 мм. Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний. Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением. Уменьшение диаметра прочного корпуса во всех отсеках, вызывало упругую деформацию конструкций внутреннего набора. На палубах и переборках было срезано несколько титановых болтов диаметром до 15 мм. Как правило, 15-миллиметровый болт ломается со звуком, подобным орудийному выстрелу, при этом болт летит со свистом в произвольном направлении. Иногда болты отваливались залпом. Покрытая линолеумом стальная палуба вспучивалась, дугой выгибались койки в каютах, заклинило дверь в каюту доктора, совмещенную с его боевым постом. Наблюдались неполадки с дейдвудным сальником и нижней крышкой входного люка. В III отсеке пришлось отсоединить вертикальную штангу подъемно-мачтового устройства, прошедшую нижний ограничитель и упершуюся в фундамент. Сорвался со сварки кожух ограждения тросов перископа. Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний. Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно. На рабочей глубине 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия. Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»: «Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины». Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Возможную причину озвучил один из участников похода: «Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. Экипаж капитана 1 ранга Зеленского. Старший на борту заместитель командира 6-й дивизии А. Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация. АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море. В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром.
Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения.
В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника.
Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей.
Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42. Титановый корпус подлодки сейчас скрывает на морском дне ядерную силовую установку ЯСУ со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б-3 и две ракетоторпеды КС-122 комплекса С-10 «Гранат» с трехкилограммовой плутониевой боевой частью.
Вообще настроение в том походе у всех было приподнятое - нам удалось обнаружить несколько американских подводных лодок. Это огромная удача! А пока я отдыхал у себя в каюте. Кушать не стал, нас кормили пять раз в день, физически столько не съесть. Около полудня вышел на построение и инструктаж. И тут в 7м отсеке прозвучал сигнал "пожар". Как потом выяснилось, матрос там погиб сразу. На разведку пошел мичман - и тоже погиб. В тот момент "Комсомолец" находился на глубине 350 метров.
Срочно начали всплывать. Но сработала аварийная защита атомного реактора - "Комсомолец" потерял ход и стал просто грудой металла. Командир принял решение: сжатым воздухом "продуть" воду из спеццистерн. Но ситуация ухудшалась с каждой секундой. Шестой и седьмой отсеки в огне. На лодке 400 баллонов со сжатым воздухом. Огонь и кислород - гремучая смесь. Начало гореть даже то, что гореть не должно. Я был в спасательной группе. Задача - загерметизировать и изолировать горящие отсеки.
Мы едва успевали вытаскивать раненых и обожженных ребят. Казалось, вокруг ад - теснота, дым, нечем дышать, и я выношу своего товарища, который остался без кожи. Начались электрические замыкания. Мы не знали, что творится в шестом и седьмом отсеках, но в остальных ликвидировать возгорание удалось. На базе знали о ситуации. Над лодкой уже кружили два военных самолета. Нам сообщили, что на помощь идут гражданские суда, люди начали эвакуироваться - прыгать в воду. А мы, спасательная команда, вдохнули свежего воздуха - и полезли обратно в лодку. Надо было забрать секретную документацию и аппаратуру. В этот момент лодка накренилась.
И пошла ко дну. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт. Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера - втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой - оказалось, люк не закрыт. Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой. Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно. Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально - она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе.
Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру.
Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода - 18. К трем часам дня показалось, что все самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолета, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.
Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придется покидать корабль. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, из-за пожара пришлось заглушить реактор. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями - пообещали найти. Летчики заметили, что лодка садится кормой.
В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают. Из воды показался форштевень. Командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
Волны омывают уже основание рубки. Рубка наполовину в воде. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек». Экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой, подводники начали садиться в нее.
При следующем заходе летчики не увидели шлюпки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину.
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
Как произошло катастрофа АПЛ «Комсомолец»: 7 апреля 1989 года? Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. Советская атомная подлодка К‑278 "Комсомолец".
Сегодня в России — день памяти моряков-подводников
Это буквально на днях обнаружила норвежская экспедиция, в составе которой был всего один представитель НПО «Тайфун» на правах наблюдателя. К затонувшей АПЛ спустили беспилотный глубоководный аппарат, который взял пробы воды. Их экспресс-анализ на борту экспедиционного судна выдал сенсационный результат, который тут же разлетелся по всему миру. Точка отсчета Анализ воды, взятой из вентиляционного отверстия реакторного отсека «Комсомольца», показал 800 беккерелей на литр. При этом отмечается, что естественный уровень радиации в Норвежском море — 0,001 беккереля на литр. Разница — 800 тысяч раз.
Однако все познается в сравнении. По действующим в Норвегии нормам, предельная радиоактивность в пищевых продуктах не должна превышать 600 беккерелей на килограмм. То есть, если сравнивать эти показатели, превышение всего в 1,3 раза. В принципе, такую воду, если бы не ее соленость, даже пить можно без всякого ущерба. И Владимир Булгаков о том же: «Если глотнуть такой воды, каких-то острых радиационных эффектов не будет».
К тому же взятие пробы из вентиляционной трубы подлодки можно сравнить со взятием пробы воздуха из выхлопной трубы автомобиля — газоанализатор зашкалит. Однако если отойти на три метра, дышать уже можно. То же и в случае с «Комсомольцем». Пробы, взятые на высоте нескольких метров над реакторным отсеком, уже не сильно превышали допустимый уровень радиации.
Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года.
На субмарине произошёл пожар, в результате которого она затонула в Норвежском море, в нескольких километрах от Медвежьего острова. Трагедия оборвала жизнь 42 моряков-подводников. Из 69 человек команды удалось спасти лишь 27.
До сих пор никто не может понять, что это было, хотя я рассказывал об этом тумане во многих институтах.
ИДА - индивидуальные дыхательные аппараты. Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога.
Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров.
Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной.
Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко.
Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40...
Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек.
Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил...
Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно.
Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха.
Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел.
Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.
Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец».
Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин.
К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.
День памяти погибших подводников
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы. Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ.
7 апреля – День памяти погибших подводников
На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «Курск» вообще затмила трагедию «Комсомольца». Сегодня на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга возложили венки и цветы к памятнику погибшим подводникам с АПЛ «Комсомолец».
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Петроградский связался с идущими на помощь кораблями - пообещали найти. Летчики заметили, что лодка садится кормой. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают. Из воды показался форштевень. Командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Волны омывают уже основание рубки. Рубка наполовину в воде. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
Экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой, подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели шлюпки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожженные, держались из последних сил. Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды.
Спасти удалось 27 человек. К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк - только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально.
По теме Что происходит на дне? Диверсии на «Северном потоке» и в Балтийском море как предпосылки Третьей мировой войны То есть лодка по всем статьям являлась вершиной инженерной мысли. И вдруг она тонет, будто старый баркас. А экипаж даже не успевает эвакуироваться, хотя «Комсомолец» был оснащён уникальной конструкцией всплывающей спасательной камеры. Мы, подводники, долго размышляли об обстоятельствах этой катастрофы, пока однажды мой приятель, работавший в кораблестроительном институте, не обронил — дескать, не многие знают, что титан горит уже при температуре плюс 600 градусов. Более того — он обладает возможностью гореть в воде. Впоследствии я не раз пытался выяснить, так ли это. Ещё одно подтверждение данной информации я нашёл лишь в книге Юрия Крючкова «Подводные лодки и их создатели». Автор, сам конструктор субмарин, отмечал: «Дело в том, что титан, ещё недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером»: он был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т. К тому же он хорошо горит в воде». Если так, то сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь — вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов. Позже выжившие моряки рассказывали, что сперва огонь пытались тушить с помощью системы химического пожаротушения, но при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением, и из-за этого площадь и интенсивность пожара резко увеличились. При этом экипаж всё это время продолжал бороться за живучесть корабля обычными методами, будучи уверен, что они помогут. Кстати, позже объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен. Так, перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. Вот и случилось то, что случилось… Сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь — вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов Оставили на глубине Но, как говорится, мёртвые сраму не имут, потому лучше поговорить о другом. Вскоре после гибели «Комсомольца» конструктор Игорь Спасский заявлял: «Страшно обвинять мёртвых, но виноват экипаж.
Волнение моря очень сильно мешало. На этом плоту мы ждали помощь больше часа. Поэтому часть людей погибла от переохлаждения. Все усугубляло то, что люди побывали в аварийных отсеках, надышались угарным газом и продуктами горения. Кто-то имел ранения, ожоги рук, у одного маска расплавилась на голове, из-за этого в волосах была резина. Глава клуба моряков-подводников Игорь Курдин, который 20 лет разбирался в другой трагедии — гибели «Курска», в свою очередь считает, что причиной пожара могла стать техническая неисправность. Однако когда лодка не поднята, восстановить точные причины практически невозможно. Да и даже в случае подъема лодки, не всегда удается их установить. Но наиболее вероятной причиной стало неисправность датчика по кислороду. Из-за этого кислорода было слишком много. Это означает, что при любой искре, которую мог спровоцировать даже включатель освещения. Он мог дать ту искру, которая и привела к пожару. Дальше поступление воздуха раздуло пожар, как в доменной печи. Именно поэтому я свой экипаж обучал при любой неисправности немедленно объявлять аварийную тревогу. И никогда не ругал, если тревога была ложной. Поэтому один унесло течением, второй оказался перевернут. Люди были вынуждены залезать на плот, который был верх днищем.
После школьного выпускного ему пришел вызов, и как уехал, так только на зимних каникулах и появился в родном доме. Он был упорным, настойчивым, всегда знал, чего хочет, и делал все, чтобы достичь цели. Училище окончил с красным дипломом и получил назначение на Северный флот в Видяево. Свою службу начал на атомном подводном ракетном крейсере К-119 «Воронеж». В 1998 году Александра направили на учебу на офицерских классах. Здесь капитан-лейтенанту Садкову было присвоено очередное звание капитана 3-го ранга. После окончания с отличием классов был назначен на атомоход «Курск» командиром БЧ-7 — радиотехническая управления. Похоронен в Санкт-Петербурге. В городе Шимановск Амурской области Александру Садкову установлен памятник. Белорусские корни имел и старшина 2-й статьи контрактной службы Дмитрий Анатольевич Леонов, командир отделения рулевых-сигнальщиков. Родился он 16 августа 1979 года в городе Яхрома Московской области. Вместо заключения Когда материал готовился к печати, я получил сообщение еще об одном нашем земляке, погибшем на подводной лодке. Это сообщение заставило меня задуматься о том, что скорбный список наших земляков, приведенный в материале, к сожалению, не полный.
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области
Приказом Главнокомандующего ВМФ России 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец».