Readovka взяла интервью у командира батальона «Восток» Александра Ходаковского. Александр Ходаковский ушел в оппозицию правительству Александра Захарченко в 2015 году. Александр Ходаковский — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики, командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР. Доказательства, собранные СК России, признаны судом достаточными для вынесения приговора Евгению Карасю, Сергею Мазуру, Александру Войтко, Андрею Лозовому, Богдану Ходаковскому, Сергею.
Александр Ходаковский — герой Донбасса, или...
Комбат «Востока»: Противник перешел к крысиной тактике | Битва за Авдеевку. |
Александр Ходаковский — герой Донбасса, или... | военный и политический деятель ДНР, командир батальона «Восток» НМ ДНР, участник СВО. |
Александр Ходаковский: биография, служба в ДНР и на СВО, блог | Новости. Ходаковский: ВСУ начали контрнаступление на южно-донецком направлении. |
Ходаковский Александр биография, роли, достижения в ДНР | Последние новости о персоне Александр Ходаковский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. |
Александр Ходаковский — герой Донбасса, или... | Александр Ходаковский — все новости о персоне на сайте издания Об этом в эфире телеканала «НТС» заявил экс-секретарь Совбеза ДНР, основатель батальона «Восток» Александр Ходаковский, передаёт корреспондент «ПолитНавигатора». |
Две «Русских весны» Александра Ходаковского
Излишне говорить о том, чего стоят обещания Украины, и если даже заверенные бумаги игнорировались, то устные договорённости тем более мало, чего стоят, и через время мы можем увидеть настоящее НАТО у самого порога», — спрогнозировал бывший командир батальона «Восток». Вместе с этим он добавил, что бывшей советской республике нужна «канализация», куда будет уходить «бурная энергия». Если не предоставить такое государству, то Украина станет еще более «взрывоопасной».
С января 2018 года — заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.
Осуществлял материальное обеспечение пожарно-спасательных формирований и жизнеобеспечение пострадавших при ликвидации последствий ЧС, возникших в результате: обрушения крыши аквапарка «Трансвааль-парк» февраль 2004 года ; взрыва в вагоне поезда Московского метрополитена между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» февраль 2004 ; обрушения здания Басманного рынка февраль 2006 года ; взрывов в вагонах поездов Московского метрополитена на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» март 2010 ; катастрофы самолета ТУ-154 с гражданами Польши апрель 2010 г. Под его непосредственным руководством в Москве создана система обеспечения питанием при возникновении чрезвычайных ситуаций, крупных пожаров и террористических актов. Участник чрезвычайных гуманитарных операций.
Женат, воспитывает троих детей.
С весны 2022-го военачальник принимает участие в спецоперации на Украине, в частности, воевал в Мариуполе, отмечая, что никогда не видел такой концентрации стволов разных калибров в одном месте. Бои коалиции россиян и дончан против неонацистов в этом городе Александр назвал затягиванием удавки. Батальон «Восток» со временем стал одним из самых серьезных группировок, противостоящих ВСУ на донецкой земле. Высказывания Ходаковского о разных людях Об Игоре Стрелкове Гиркине — экс-министре обороны ДНР : после создания ополчения в Донецке Стрелков считался военным лидером Донбасса, хотят на деле больше походил на локального диктатора. Успехи этого «полководца» весьма скромны: его хватило на несколько месяцев обороны Славянска и Краматорска, а затем он отказался сдерживать силы противника, сдав эти города украинской армии фактически без боя… Впрочем, сдерживать превосходящие силы противника было сложно.
Стрелкову пришлось выбирать: или героически погибнуть, или отступить, оставшись в живых. На фоне неудач его отстранили от власти и отправили обратно в Россию, откуда он и прибыл. Но мифологизированная фигура Стрелкова для местного населения стала символом борца за независимость. О донбасских миллиардерах: как большинство очень богатых людей на постсоветском пространстве, донбасские нувориши пришли в бизнес из криминала, а затем устремились в политику. А потом смирились. О некоторых российских политиках: склонны переоценивать процессы, происходящие на Украине, и недооценивать живучесть Украины, которая при поддержке Запада имеет хорошую устойчивость и плавучесть.
И не дай Бог кому-нибудь ответить: мы их туда не посылали, — такой ответ будет страшнее динамита. Если прибегнуть к историческим аналогиям, то отношение ко всем безучастным будет таким, каким было отношение к нэпманам после гражданской войны. И я сейчас не о пользе НЭПа, как стратегии, а о субъективном факторе. Повторюсь ещё раз: как бы мы ни пытались делать вид, что течение нашей жизни будет прежним — прежним оно уже никогда не будет.
Авторский телеграм-канал Александра Ходаковского.
Прифронтовая зона
- «Фаза без существенной динамики продлится более года»
- Ходаковский, Александр Сергеевич биография
- Александр Ходаковский: кто он - 13.07.2022 Украина.ру
- Комбриг Александр Ходаковский: «Героями приходится быть»
- ДОН24 - Комбриг Александр Ходаковский: «Героями приходится быть»
Александр Ходаковский узнал из Википедии, что он в плену
Биография Александра Ходаковского. Командир батальона "Восток" Александр Ходаковский об успехах на Угледарском направлении. Александр Ходаковский, командир батальона «Восток» Народной милиции ДНР. Александр Ходаковский был одним из видных фигурантов событий 2014 года на востоке Украины, также известных как «Русская весна». Совсем недавно командир батальона Восток, Александр Ходаковский в очередной раззаставил. Битва за Авдеевку. Такую тему поднял в своем Telegram-канале заместитель главы Росгвардии по ДНР полковник Александр Ходаковский.
Александр Ходаковский узнал из Википедии, что он в плену
Александр Ходаковский — герой Донбасса, или...: polynkov — LiveJournal | Александр Ходаковский, командир батальона «Восток» Народной милиции ДНР. |
Александр Ходаковский: кто он - 13.07.2022 Украина.ру | Замглавы Росгвардии в ДНР полковник Александр Ходаковский сообщил сегодня, 1 ноября, в своем телеграм-канале, что он не по своей воле больше не участвует в дальнейшем становлении Донецкой Народной Республики. |
Александр Ходаковский: биография, служба в ДНР и на СВО, блог | военный и политический деятель ДНР, командир батальона «Восток» НМ ДНР, участник СВО. |
Бывший командир «Альфы», лидер батальона «Восток» : geliny — LiveJournal | Ходаковский признался в обстрелах Ясиноватой в 2014 году. |
Александр Ходаковский биография, фото, личная жизнь, семья 2024 | Узнай Всё | Александр Ходаковский в соцсетях высказался о кончине бывшего бойца «Востока» Владлена Татарского. |
Ходаковский Александр Сергеевич: биография, семья, фото
Новости, Украина, ДНР, Донбасс, Александр Ходаковский. Александр Ходаковский — политический деятель, известный своим участием в создании Новороссии. Эксклюзивное интервью о начале становления Донецкой Народной Республики с создателем и первым командиром бригады «Восток», экс-секретарём Совета безопасности ДНР Александром Ходаковским. Александр Ходаковский — все новости о персоне на сайте издания Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский подчеркнул, что бои за Авдеевку нельзя оценивать как незначительные. Александр Ходаковский. Появилась информация, что гроза всех "москалей" Азов снова отказался приносить себя в жертву европейским ценностям.
Александр Ходаковский — герой Донбасса, или...
С марта 2022 года Александр Ходаковский принимает участие в новой фазе вооруженного конфликта на востоке Украины как командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР, говорится в его биографии в Википедии. Александр Ходаковский отказался выполнять приказ СБУ об аресте Павла Губарева, ставшего «народным губернатором» восставшего Донбасса, и перешел на сторону жителей родного края. Александр Сергеевич Ходаковский (Русский: Александр Сергеевич Ходаковский, IPA: Украинский: Олександр Сергійович Ходаковский Александр Александрович Ходаковский Александр Сергеевич командир пророссийского. Замглавы Росгвардии в ДНР полковник Александр Ходаковский сообщил сегодня, 1 ноября, в своем телеграм-канале, что он не по своей воле больше не участвует в дальнейшем становлении Донецкой Народной Республики. Александр Ходаковский, командир батальона "Восток" ДНР, фото.
Комбат «Востока»: Противник перешел к крысиной тактике
Отпочковавшись от одной экономики, необходимо припочковаться к другой». Обвинения в связях с олигархами Ходаковского неоднократно называли «агентом» донецкого олигарха Рината Ахметова. Помимо этого, по слухам, батальон «Восток» создавался якобы для защиты интересов предпринимателя и дальнейшей сдачи Донецка украинским силам. По его словам , за слухами стоял первый глава ДНР Александр Бородай , который «позаимствовал у старших товарищей и применил на практике метод разделять и властвовать» и принялся стравливать друг с другом самых заметных людей донбасского ополчения. Мы хоть и не занимаемся переделом активов и не претендуем на активы Ахметова , но совершенно точно создали ситуацию, которая удовольствия ему не доставила. Доступа ему сюда нет. Есть, конечно, и совокупность причин, почему его предприятия тут работают и не национализируются», — позже пояснял Ходаковский. Конфликты Александр Ходаковский конфликтовал со многими представителями донбасского ополчения и не только. С Игорем Стрелковым Гиркиным у Ходаковского давние разногласия.
Если действия Стрелкова в начале «Русской весны» называли радикальными, то Ходаковский куда больше внимания уделял организационным и инфраструктурным вопросам. Из года в год лидеры донецкого ополчения то и дело критиковали друг друга. А вот задержание Стрелкова в 2023 году Ходаковского не порадовало, но и не расстроило. Они не могли прийти к общему мнению по многим вопросам : от стиля руководства до распоряжения финансами. Не вызывал восторга у Ходаковского и Евгений Пригожин. Последнего Ходаковский считал угрозой, высокомерным человеком, который служит только своим интересам. Цитаты «Вопрос о ДНР не стоял. Для меня ДНР — это вообще непонятное образование, честно скажу.
Вопрос стоял одним ребром. Пришли враги — надо защищать свою землю. В рамках ДНР или не в рамках — без разницы». Нам просто нужно понимать, что наши жертвы и усилия были не зря.
Агентство Reuters заявило, что придерживается своей версии, и предоставило аудиозапись части интервью, в которой человек, похожий на Ходаковского, подтверждает ключевые комментарии Ходаковского о том, что ополченцы получили Бук из России и использовали его для сбития MH17. В ноябре 2014 года он повторил свое утверждение о том, что у сепаратистов в то время был гранатомет «Бук», но заявил, что машина, находящаяся под контролем боевиков из Луганска , все еще направлялась в Донецк. Затем он отступил, чтобы избежать обвинений. По слухам, задержание 19 августа 2014 года начали появляться сообщения о том, что Ходаковский был арестован правоохранительными органами.
Навальный не просто критиковал - он медным купоросом своих умозаключений вытравливал из молодого поколения всякую любовь к своей земле. Внешне он вроде бы клеймил только власть, но делал это так, что в сухом остатке в душах молодых людей, обретших вдруг в Навальном поводыря для своего неокрепшего сознания, ничего, кроме отравы, не оставалось. Сын моих друзей не стал защищать землю, на которой он был рождён, а уехал в Израиль и служит теперь в израильской армии, воюющей с палестинцами. Мы часто говорим про то, что упустили целое поколение молодёжи, отдав его на откуп чуждым нам ценностям. Мы рассуждаем о том, что Шаман выглядит не так, как мы, взрослые, хотели бы в отношении исполнителя таких песен, - но тут же поправляем сами себя: а другого молодежь не воспримет.
Обо всем этом корреспондент сайта Украина. С 16 мая по 16 июля 2014 года занимал пост министра государственной безопасности ДНР. С 13 ноября 2014 по 13 марта 2015 года — секретарь Совета безопасности ДНР. Является председателем правления общественной организации «Патриотические силы Донбасса».
Ходаковский заявил, что его отодвинули от участия в дальнейшем развитии ДНР
Но попробуйте отыскать хоть одно упоминание о его прибытии на место. Так же, как и рассказы о его участии в каких-либо военных операциях там. На самом деле батальон «Восток» и господин Ходаковский не имел ни малейшего отношения к боям на этом направлении. Видимо, не случайно в том же интервью см. Похоже, военных подвигов на счету у батальона «Восток» и в самом деле не много. Например, «Хмурый» говорит о том, что «Им проведено всего лишь две операции». Второй из которых, является «величайшая», как характеризует ее «Хмурый», операция по взятию КПП «Мариновка».
Вернее ее попытка, поскольку «цель не была достигнута и потеряли людей. Около 80 человек вышли на территорию России, тем самым подставив Россию, показали, что Россия помогает, а на тот момент ничего такого так явно не было показано. Как именно это происходило также можно узнать из уже упомянутого ранее интервью ополченца с позывным «Орел» - участника событий примерно с 30 минуты видеозаписи. И тут возразить «Хмурому» Ходаковскому по сути нечего. Поэтому он уходит от прямого ответа, ограничиваясь пространными намеками на некие загадочные, но «очень важные, трудновыполнимые задачи». А также на то, что дескать «своими действиями Хмурый играет на руку нашим врагам, мы не станем откликаться на его нападки и продолжим укрепление Республики.
Тем более что мы понимаем, зачем таким, как Хмурый, нужны бардаки и вакханалия: в мутной воде легче рыбу ловить». И вот здесь хотелось бы упо мянуть статью, опубликованную на сайте Корреспондент. Но ведь всем известно, что «рукописи не горят» и вот здесь обнаружился довольно любопытный пересказ их содержания, в котором внимание на себя обращает вот эта фраза: «Ходаковский прозрачно намекает, что в нагнетании этнического фактора может быть замешана и российская сторона». Или еще одно таинственно исчезнувшее видео с таким вот названием «Ходаковский: «Львиный процент ополченцев - маргиналы и асоциальные элементы». Цитаты из него тоже легко можно найти. Ведь они были широко растиражированные про-украинскими интернет ресурсами: «Мы знаем, что очень серьезный процент ополченцев, это люди, как про нас говорят, маргиналы, асоциальные и прочие.
К сожалению, вынужден признать, что такое присутствует, мы и маргиналы зачастую и асоциальные, и прочие... И в виде погибших и в виде раненых. Потому что, не соблюдая правила, без всякой необходимости, а просто так из глупой бравады носятся по улицам и гражданским наносят очень серьезный вред и тем же военным. Возникает вопрос: на руку кому играл сам Александр Сергеевич, делая подобные заявления? Во время боев за стратегическую высоту и памятник истории «Саур — Могила», боевые действия развернулись не только на военном фронте. Ленты новостей того времени лето 2014 года пестрили сообщениями то о взятии украинскими десантниками этой высоты конечно же без потерь , то об отступлении сил ополчения с высоты и тут же обвинением в адрес командования о недостаточной поддержке и отказе в своевременной помощи.
Сам командир батальона заявлял 9 августа 2014 года, о том, что высота его подразделением покинута, и там сейчас украинские военные. Полемика развернулась вокруг вопроса, а кто же именно взял, или же удержал эту жизненно важную позицию. Естественно отважный командир бригады «Восток» который кстати по разным данным в тот момент находился в Мариуполе , естественно стал говорить о том, что в нужный момент его не поддержали подкреплением, и ему пришлось отдать приказ оставить высоту. Как обстояли дела на самом деле, мы достоверно сказать не можем, но если брать во внимание бравурные заявления о походе на Мариуполь и ключевую роль батальона в формировании и разгроме «Изваринского котла». Можно сделать вывод, что это очередная игра на публику, и попытка оправдать потери личного состава и техники, не личными недостатками, а просчетами со стороны командования. Поскольку с боевыми «свершениями» батальона «Восток», судя по всему, мы закончили, перейдем в сферу экономики.
Часть 2-я: Достижения в сфере экономики Ходаковский всегда выступал за единую Украину - это неоднократно отмечают и про-украинские ресурсы. В уже цитируемом раннее интервью, «Хмурый» рассказывает: «Изначально уговаривал штурмующих при первом штурме СБУ и облгосадминистрации не штурмовать. Видимо это Ходаковский подразумевает, когда громко заявляет журналисту Газета. Мы были носителями своей идеологии, мое бывшее подразделение — полностью офицерский состав, люди с высшим образованием. Как только силы на «майдане» победили, мы просто продолжили в Донецке делать то, что начали в Киеве, перегруппировались. Здесь, в Донецке, зарождалось свое общественное движение, не номенклатурное, искусственное, а от плоти и крови ситуации.
Мы его структурировали, вокруг нас аккумулировались кадровые и бывшие военные. Поэтому непонятно, с чем именно боролся в Киеве г-н Ходаковский. Тем более, с точки зрения идеологии. Во-вторых, несколько странно, на наш взгляд, «структурировать» общественное движение, призывая людей разойтись. Что касается поддержки идеи «единой Украины», то позднее Ходаковский стал добавлять: за пророссийскую. Хотя может правильнее было бы сказать за интересы олигарха Ахметова?
Ведь, имея бизнес и на территории ДНР, и на территориях, подконтрольных Украине, именно он крайне заинтересован в том, чтобы Украина как государство, не распалась. Может этим, а именно защитой интересов Рината Ахметова, как раз и вызвано то, что батальон «Восток» так и не появился в Мариуполе 9 мая 2014 г. Но как и говорилось выше, Ходаковский не имел отношения к Мариупольскому направлению. Да и позднее, в сентябре 2014 года, как объясняет бывший премьер ДНР Александр Бородай, Мариуполь в не взяли потому, что это разрушило бы коммерческую схему с участием Ахметова: «Вот и догадайтесь, почему мы не взяли Мариуполь в сентябре месяце, хотя такие возможности были? Потому что — как он может вытаскивать свою продукцию с террористической территории по мнению западного мира Донецкой республики в Италию? Ну естественно — никак.
Он не может ее оттуда вывозить.
Ну потому что я прибегаю к таким методам и способам воздействия, иногда даже манипулятивным, для того чтобы достичь результата работы, как я уже сказал с людьми, в этом же пространстве, в человеческом, то я бы, например, меньше всего хотел, чтобы во мне видели верующего человека, потому что если я буду подчеркивать свою причастность к вере, к Богу и при этом вести себя так, как я веду, то, может быть, это даже будет контрмиссия своего рода, то есть это будет людей, наверное, в какой-то степени отталкивать. Потому что я думаю, что моя приверженность вере, она должна рассматриваться по окончании какого-то этапа. Вот я что-то делаю каждодневно — встаю, раздражаюсь, демонстрирую нетерпение, где-то применяю бранное крепкое слово для того чтобы добиться, где-то давлю, давлю немилосердно, часто от меня уходят люди, потому что не выдерживают нагрузки, потому что прессинг очень такой ощутимый. А потом я должен посмотреть спустя время, к чему это все привело, и, если есть результат, а результат может заключаться во многом, не только в том, что что-то сдвинулось с мертвой точки или пришло куда-то к конечному итогу, но и кто-то остался жив, кто-то из-за того, что я слишком требовательный, просто даже не погиб при каких-то обстоятельствах, в этом я, как веруюший человек, проявляюсь. А ты не можешь по-другому или ты считаешь, что в этих условиях в принципе по-другому нельзя? А здесь же сочетание факторов, ведь взаимоотношения с пространством, они же слагаются из объективных, субъективных факторов. Я, как субъективный фактор, влияю, я очень сильно влияю, без моей субъективной составляющей пространство вокруг меня формироваться не будет, вот я такой, какой я есть, и в сочетании со мной формируется и такое пространство, и вот оно может производить, это пространство, что-то может производить, что-то делать, что-то менять или не менять, но без меня, именно такого, какой я есть, процессы шли бы по-другому, например, с другими людьми, так или иначе.
Но только вот это сочетание дает результат, который вокруг меня формируется и складывается. Поэтому, конечно, нравлюсь я себе или не нравлюсь, но я понимаю, что я, как носитель сильных и слабых сторон, я жонглирую этими сторонами и достигаю того результата, который я могу достичь. Я хотел бы, например, демонстрировать какое-то смирение, терпение, и, наверное, это идеал для меня, к которому я должен буду приходить, не потому что я вот махнул рукой на эти качества и сказал: нет, это не про меня — нет, это и про меня, и для меня, но только сейчас пока я не могу сконцентрироваться и не могу отсечь от себя что-то, что мешает мне на этом пути вот так вот развиваться. Потому что есть моя собственная биохимия в конце концов, есть мой собственный темперамент, который так или иначе на разные раздражители реагирует, и надо поменять, и я понимаю, что для себя мне надо поменять полностью среду, но я еще в этой среде своей долги не отдал, я еще не отработал свою миссию — вот, я употребил слово «миссия», но это поневоле произошло, потому что видимо, прицепилось к языку. Поэтому я сейчас просто отложил это все в сторону и молю Бога, чтобы он дал мне возможность еще и на этом пути попробовать себя, когда уже я отойду от своей функциональности и от своего функционала и попробую, может быть, позаниматься своим внутренним духовным миром, становлением, совершенствованием. Скажи, пожалуйста, а ты помнишь, как ты поверил в Бога? Не помню. Нет, не помню.
Потому что как я признал веру в Бога — это я помню, а когда я в Него поверил, мне очень сложно для себя ответить, потому что я ведь жил в достаточно религиозной среде, она на меня воздействовала бессознательно, и я бы думал, что я не поверил бы уже формально в Него, если бы не было на меня вот этого воздействия с самого детства, потому что в детстве как раз формируется наше мировоззрение во многом, просто мы не всегда раскрываем те или иные кластеры, мы не всегда добираемся до тех нужных дверей, который нужно открыть, чтобы извлечь оттуда то, что нам необходимо. Когда я открыто себе признал это и когда я перестал сопротивляться воздействию этого на себя, я примерно помню, и это случилось из-за того, что в моем окружении появились люди, которые нашли как раз таки, в отличие от меня, достаточно терпения для того, чтобы потормошить меня мягко, спокойно, вот так вот не агрессивно, не торпедируя, а просто дали мне возможность посмотреть на себя и на мои взаимоотношения вообще с миром с другой стороны, как они строятся — не так вот материалистически, как я привык смотреть, бытие определяет сознание, что-то в этом роде, а с другой точки зрения. Причем не было никакого назидательства, просто мне сказали: а ты вот преодолей себя, зайди в храм, не просто зайди там в силу надобности, потому что нужно покрестить какого-то очередного крестника, или… Ну то есть тебе уже было там сколько? Это уже было за тридцать однозначно. И когда я просто сам оказался один на один с вот этой атмосферой церкви, с теми мыслями, которые начинают проникать в тебя именно в этой атмосфере, в этой обстановке, и я начал их смаковать, я начал примерять их к себе. Конечно, я сначала почувствовал сопротивление внутреннее, потом это сопротивление, поскольку оно тоже наталкивает на определенные какие-то мысли, рассуждения, размышления: а почему ты встречаешь сопротивление? А ну, давай-ка пораздумай над этим вопросом… И это сопротивление тоже было очередной ступенью какой-то, которую я должен был преодолеть. И по мере того как эти ступеньки преодолевались, я пришел к состоянию, когда я мог себе смело сказать, что да, я человек, появившийся не просто так, не в результате каких-то биомеханических процессов, а в результате замысла обо мне, Промысла обо мне.
Ну значит, хочешь ты или не хочешь, а теперь признавай что на тебя свалилась такая ноша, с которой тебе придется идти дальше. Недавно у тебя было очень интересное и важное для меня лично небольшое интервью на «Спасе», и ты, отвечая на вопрос про эту фразу знаменитую, что «в окопах не бывает атеистов», ты сказал, что это скорее такая протовера, когда человек, понимает, что от него не все зависит, появляется какое-то мистическое измерение, но это вот именно ты употребил это слово «протовера», а к вере еще… то есть не вера, а ступенька, а к вере нужен еще какой-то шаг. А вот какой это шаг, который после этого нужен, от протоверы к вере, что это за шаг? Ну не бывает же, мне кажется, веры в таком безграмотном состоянии. Это важно, потому что часто люди не могут высокоумные прийти к вере, они все знают, они все понимают, они даже вполне себе могут согласиться с доказательствами бытия Божия, но они при этом, от того что в них слишком много этого «я», они не могут принять веру, потому что это «я» выталкивает веру из них, достаточно и того, что они сами из себя представляют в своей полноте. А вот в таких ситуациях, экстренных, когда человек перестает быть вот этой вершиной для себя самого, он прямо скукоживается от страха, и все пространство вокруг него становится пустым, незаполненным. И в этот момент вот заноси и давай возможность заполнять, жить, расти. Но этого недостаточно: что туда зайдет?
Туда же может зайти просто какая-то мистика, любая другая мистика, у нас же много всего понаплодилось в мире, что не только связано с христианством, с православием. Человек может впустить это в себя и искать другие способы заполнения или способы заполнения другой материей. Не зря же ведь говорят, что в выметенную избу семеро злейших входят, так вот и здесь: чем человек заполнит? И вот здесь, мне кажется, осознав свою вот такую ничтожность, никчёмность, нужно проявить достаточно усилий, чтобы понять, что такое Христос, что такое христианство, и для этого нужно просто более осознанно погрузиться, с таким состоянием христианской трезвости погрузиться, я бы так даже сказал, в изучение вопроса, потому что без… Ну да, я как только начал отождествлять себя с верой, я начал приходить в храм, но пока я не ответил для себя на все вопросы, которые создавали мне дискомфорт, то есть отсутствием ответов на них, я не сблизился настолько с верой, чтобы это начало создавать какое-то подобие гармонии. Я думаю, что каждый человек должен для себя… даже среди наших с тобой друзей есть люди, которые, например, они явно мистические люди и они явно верят, но им сложно, например, взять и открыть Евангелие, прочесть его, потому что с этим приходит другое знание… И надо что-то как-то это решать. Да, с этим что-то нужно делать. Но тут чаще всего не бывает вот этой предварительной обработки человека, когда он избавился от своего собственного «я». Так вот, завершая мысль, мне кажется важным, чтобы человек, который ощутил в себе вот этот позыв, он все-таки получил самое полное представление о предмете своей веры, без этого по-настоящему поверить невозможно.
В семнадцатом году ты написал еще, что «война идет не из-за Бога, а из-за того, что мы за тысячелетия к Нему никак не приблизились». И при этом в этом же интервью недавнем на «Спасе», которое я уже вспомнил, ты сказал тоже очень точно, что вот этот кризис, он нас обнажил, сделал голенькими, но дает шанс выйти из зоны комфорта и как-то вот начать движение от материального потребления к чему-то большему и важному. А здесь нет какого-то, я даже не могу это до конца сформулировать, но какого-то противоречия? Ну, не к здоровым же приходят, но к больным и, может, то, что случается, это и есть приход к больным, только таким способом. Вот если я говорю про то, что я что-то, какую-то функцию выполняю, это функция, она неоднозначна. Мне хочется думать, что я ее отправляю, эту функцию, имея в виду какой-то конкретный результат, но не факт, что моими руками и руками таких, как я, Господь создает как раз именно такие испытания, которые нас обнажают. Здесь нет линейного подхода такого, что я за правое дело, я представитель светлого воинства, и, естественно, моя победа ознаменует победу всего над всем, всего хорошего над всем плохим. Мне по простоте человеческой и по своей внутренней структуре мышления хотелось бы видеть это все вот так, это меня во многом бодрит, это меня вдохновляет внутри, но на самом деле, может, все по-другому.
Может быть, нам нужно испить какую-то чашу, испытать что-то такое, что действительно приведет к настоящему спасению, не вот это самообольщение, что я на светлой стороне и выполняю какие-то функции таких вот паладинов Господа, а наоборот, я осуществляю приход в этот мир какой-то беды, какой-то очень тяжелой, испытующей ситуации для людей, и, может быть, в этом моя функция и миссия. Скажи ты мне так вот, прямолинейно, я буду: да чур меня, не хочу, зачем, чтобы через меня… А кто знает, как это происходит, никто не знает этих механизмов. Но если мы говорим об истории христианства, вспоминаем и причины появления монашества, монастырей, то есть это же вроде как в Евангелии-то не прописано, но когда мы говорим о том, что, когда первые христиане перестали быть гонимыми, когда они вошли в зону комфорта, то и христианство начало приобретать вот такие формы комфортные, удобные, и люди, которые не хотели с этим мириться, они уходили, создавали для себя искусственные сложности, уходили где-нибудь там в сирийскую пустыню, и они образовывали там такие общины, создавали такой формат жизни, который бы их приближал, то есть через страдания, через усилия над собой они все-таки считали, что они ближе к Богу — не в такой комфортной удобной обстановке, а именно там, где нужно постоянно что-то преодолевать. Может быть, Господь попускает то, что вокруг нас происходит, именно для того чтобы мы получили еще какой-то шанс. Ведь нет же ничего важнее на этой земле, чем спасение, ничто материальное никакого значения не имеет по сравнению со спасением. Потому что человек рождается, когда его не спрашивают, он непредвиденно рождается, он умирает неизбежно, другого варианта нет, и его все время заботит самое главное, вершина треугольника — что с ним будет потом, в той, загробной, жизни. И если на некоторых отрезках своего пути жизненного человек может не задумываться над этим, потому что его скорость, гонка, драйв жизненный его поглощает и он концентрируется на каких-то вполне земных вещах, но все равно в его жизни бывают моменты, когда он очень отчетливо понимает, что самое главное именно вот это. И может быть, нас даже выводят из этой зоны комфорта для того, чтобы мы чаще вспоминали о том, что есть главное в этой жизни.
Но вот жили люди в зоне комфорта, при этом ходили в храм в субботу и воскресенье, жертвовали на благотворительность, читали книжки, смотрели фильмы с детьми и так далее, и вот — шарах! Вот им зачем из зоны комфорта выходить? А может, они не были в зоне комфорта в этот момент? То, что они так сконструировали свою жизнь, это не означает, что это давалось им без труда, правильно же? Иногда заставить себя просто систематически ходить в церковь воцерковленному человеку — это тоже усилие значительное, иногда оторвать что-то от себя и дать кому-то, или потратить свое время на посещение больного или узника — это тоже усилие. Необязательно чтобы они находились в этой зоне комфорта, когда они для внешнего ока все это проделывали. Я не вправе судить ни ситуацию, ни людей. Я могу только применительно к себе о чем-то говорить или применительно к тем, кого я могу наблюдать, за кого я могу что-то более-менее уверенно говорить, мы же говорим когда про то, что Господь что-то попускает, но мы же этого не утверждаем, это же столько нужно иметь, извините, наглости, чтобы решать за Бога, что Он думает, какие усилия Он применяет к нам.
Но это тоже вопрос нашей веры, потому что мы допускаем мысль, что все это не зря, то есть если мы верим, значит, мы понимаем, что все, что с нами ни происходит, так или иначе происходит по Промыслу Божьему, по попущению Божию, значит, в этом же должен какой-то скрываться высший смысл происходящего. Если мы понимаем, что вера оскудевает, если мы видим… Сколько подвижников духа, подвижников веры сколько говорили о том, что будут строиться храмы, будет лояльное отношение власти к Церкви, но веры от этого не приумножится, вот настоящей веры. Может быть, веры было больше в период гонений, а сейчас другие испытания, другое воздействие на людей, и каждый раз… Вот у меня бабушка была, она практически была необразованная, но она такой природный мистик, потому что, там, по-моему, 1909-го года рождения была, и она впитала это все на уровне таких суеверий, где-то так, у нее такая мешанина, она часто рассказывала мне, почему я говорю о том, что я не знаю, когда я начал верить в Бога, может быть, именно тогда в Него и начал верить, но сначала с мистическим ужасом, потому что как это, зачем мне это, я знаю, что я пионер сейчас с галстуком, завтра буду ходить с комсомольским значком, а дальше там уже жизнь покажет, потом в армии буду служить обязательно, как же без этого. А вот зачем мне эти рассказы про то, что там есть икона, где сатана прикован цепями, и там внизу надпись на церковнославянском: «Аще покаетесь добавлю века, аще не покаетесь, уменьшу», — она рассказывала своим языком таким крестьянским, будучи очень древней такой старухой. Так вот, вопрос же в покаянии состоит, если мы об этом говорим, что да, действительно, нас к этому призывают, подталкивают, нас заставляют по-другому смотреть на жизнь, на мир и видеть его хрупкость, неустойчивость. И мне кажется, что все, что происходит, происходит только с одной целью: чтобы люди опомнились, покаялись и продлили и свой собственный век. Понятно, что человек вечен, хочет он этого или нет, но вопрос в качестве этой вечности, — ну и, собственно говоря, продление рода человеческого, потому что и последних трое, которые будут молиться и верить в Господа, могут продлить жизнь этому миру. Поэтому, наверное, за это борьба идет сейчас.
И еще, как мне говорил наш общий друг, ты говорил до четырнадцатого года, что когда в движении таком карьерном, если можно сказать, тебя как спецназовца был уже такой некий потолок, то у тебя была, если можно сказать, мечта одна — погибнуть, спасая ребенка. Вот сейчас в твоей жизни есть такая категория, как мечта, и поменялась ли она, если есть? Сейчас у меня нет. У меня есть простое понимание того, что для того, чтобы функционировать, я должен создавать вокруг себя такой режим, который позволял бы мне жить и функционировать. Но в случае, если вдруг обстоятельства будут требовать прервать режим моего функционирования, я должен буду это сделать, чаще всего это не зависит от моего произвольного желания. И вот я говорю: «я должен буду», это говорит о том, что я закладываю в это механизм ручного управления — что я должен буду принять решение; а часто решение будет принято за меня, и я просто буду констатировать факт. Так вот и здесь: я сейчас считаю, что я делаю то, что могу, я работаю с обстоятельствами именно теми, которые мне посылаются свыше и так, как я могу — с учетом своих каких-то способностей человеческих, с учетом тех, еще не преданных и не утраченных, талантов, которые мне изначально были даны при появлении моем на свет. А что касается «на миру и смерть красна», что касается такого высокого, на высокой ноте поступка, об этом в последнее время точно не приходится задумываться, потому что, когда мы говорим про описываемый тобой период, я тогда не имел дела с войной, я тогда не имел дела со всеми перипетиями, которые с ней связаны.
И я воображал, я представлял что-то, я готовился, конечно, морально, что мне придется с этим столкнуться, но о том, что это настолько буднично, настолько прозаично, настолько тривиально, я бы сказал, — вот смерть человеческая, количество этих смертей, — я тогда абсолютно не задумывался. Мы всегда придавали смерти какое-то такое возвышенное значение, мы всегда думали — не зря я эту поговорку употребил: «на миру и смерть красна», мы все равно вкладываем какой-то смысл, наталкиваем в это понятие до тех пор, пока мы не сталкиваемся с этим явлением, со смертью. А когда мы понимаем, что это все настолько действительно не романтично вообще никак, тогда и, собственно, и мысли о том, как можно было бы красиво и хорошо умереть, они тебя просто покидают, потому что ты можешь умереть при таких банальных обстоятельствах, что лучше об этом в книге не писать. Но тем не менее если ты все-таки не пьяным за рулем влетел в столб, а выполняя что-то значимое, вот как ты упомянул про защиту Родины — стать офицером и прочее, если при таких обстоятельствах, то, наверное, в этом есть и оправдание, и смысл. Знаешь, мне врезалось в память, когда мы с тобой недавно говорили, ты рассказывал, что, когда эти коптеры летают, ты смотришь… и говоришь: звука нет, и, когда человек убит, мы только видим, что он так вот… И мне просто, как-то шарахнуло меня, конечно, по башке, этот пример, он совсем далек от какой бы то ни было романтики, конечно, он такой… Да, тем более современные способы, они же ведь абсолютно такие прозаичные, это раньше знаменитый кадр, где-то, я не знаю где он был снят, но потом было установлено, что герой этого кадра — это житель Ворошиловградской области, и потом, по-моему, близкие родственники опознали его, и где-то эта информация уже была зафиксирована, когда он с пистолетом из окопа… Да, да, вот это да. Да, вот мы же на этом росли, мы это впитывали, что в какой-то момент нужно преодолеть себя, нужно перевалить через бруствер, встать в полный рост… Ну кто с пистолетом в атаку по-настоящему-то ходит, это же вообще не боевое оружие, военные смеются: это способ застрелиться в конце концов, но никто с пистолетом действительно, но это символ. Но это же важный символ. Это важный символ, но тогда этим символам было место, а сейчас этого места для них нет, сейчас все настолько упростилось.
И тогда не каждый раз можно было продемонстрировать силу духа, символизм, преодоление человеческого страха, паники, ужаса предстоящей смерти усилием воли, какими-то внутренними мотивами, какими бы они ни были, мотивы, когда-то — за веру, царя и Отечество, потом — за Родину, за Сталина, за какие-то другие, но тем не менее человек встает, получает три пули в грудь, и он уже убит и все, ну вот он сумел это сделать. А сейчас этого можно просто не успеть и не суметь сделать, и ты так и не поймешь даже, что с тобой случилось, хорошо, если не поймешь, это категория легкой смерти. Поэтому да, действительно, особенно когда это все обеззвучено, когда это все через технические средства, ведь тогда же этого не было, разве что мог только летчик с высоты, слушая через фонарь прорывающиеся звуки воздуха, трущегося об обшивку, увидеть что-то, что внизу происходит на поле боя, на штурмовике каком-то, еще что-то. А сейчас это стало вообще до банального просто: фиксация, фотофиксация так называемая, у каждого снайперский прицел, встроена возможность фиксировать то, что происходит, и это даже нужно, потому что нужно предоставить доказательства твоей работы. Вот то, что снимает беспилотник, он тоже фиксирует, как это работает, как работает артиллерия, какой результат она достигает. То есть все стало насколько обездушено, наверное, вот так, что это в какой-то степени даже и пугает, потому что на этом рождается поколение командиров, которые не понимают того, что происходит там, внизу, а тем более что сейчас же меняется и практика использования командиров. Вот этот человек, который достал пистолет, а между пистолетом и поясным ремнем у него там был какой-то шнурочек, чтобы пистолет не потерять, и вот эта связка: кулак, пистолет, шнурочек и поясной ремень — это все у нас в голове сразу вот так одном взгляде фокусируется, и этот человек наверняка командир роты, может быть, командир батальона. Симонов же еще писал, помните, этот замечательный персонаж там — Гурский, рыжий, я не помню, картавый он был или нет, этот журналист, он точно заикался, и он приветствовал там одного из героев, комбата Синцова, когда он говорил: «Рад видеть тебя на этом свете, так плохо приспособленном для жизни пехотных комбатов».
То есть он одной фразой определил статус пехотного комбата. Сейчас нет, сейчас же меняется методология, сейчас офицер вообще, мы же берем некоторые образцы Запада, заимствуем для подражания, офицеры не покидают командный пункт, они не ходят в атаку вместе с пехотой, есть сержантский состав, он должен выполнять эти функции. Кого мы рождаем таким образом: да, с одной стороны, управленческое звено, такое, как офицеры, оно должно сохраняться, потому что его заменить точно некем, если он подготовленный, если он тем более получил опыт, практику, организация, администрирование процессов, принятие решений, это действительно важно, из обоймы его так просто не достанешь, как патрон нужный, не отщелкнешь и не поставишь его вместо офицера. Но тем не менее, как побочный эффект, это такая реакция, такое обезличивание. Ты говорил, что он не может, иногда принимая решение, он не понимает морально-волевой дух и не понимает, что этому подразделению нельзя поручать это задание, да?
Ходаковский заявил, что его отодвинули от участия в дальнейшем развитии ДНР 1 ноября 2023 09:29 Александр Ходаковский. Основатель батальона «Восток» также обратил внимание на то, что «во время мобилизации на Уральский Федеральный округ легла самая высокая нагрузка». Не сложно предположить, что и на самый крупный город в регионе Екатеринбург доля мобилизованных тоже выпала не малая.
Любое общество, построенное на правилах и законах подчиненности, когда есть какая-то иерархия, оно исключает демократию. Я не говорю что ей нет места вообще в природе, но просто я всегда находился в такой среде и такую среду формировал вокруг себя, которая это исключала. Но я всегда видел в этой среде братство, я всегда видел в этой среде любовь, присутствие этого, когда да, ты принимаешь решение о человеке, о его судьбе и создаешь ему те или иные условия жизни, когда ты можешь решением своим: ну посмотрел на человека — ну нет, этого не надо, этот пусть в тылу чем-нибудь там занимается, выполняет какие-то полезные функции. Тут же ведь надо еще и дерзнуть и предположить, наверное, или высказать такую надежду или мысль о том, что, когда ты берешь на себя какую-то миссию-функцию, ну наверное, и Господь дает какие-то дополнительные свойства или качества придает тебе, когда ты лучше распознаешь то, что вокруг тебя происходит. Назовем это интуицией, назовем это прозорливостью какой-то, зачаточное такое ощущение, очень такое слабое, на уровне UFO какого-нибудь, не более того. Но тем не менее, я неоднократно видел, у меня были прецеденты такие, когда я мог в этом убедиться. Когда я посмотрел на человека, вот он рвется, я вижу, я говорю: «нет, нет, я тебе запрещаю, ты остаешься здесь». Он нарушает мое «благословение», если говорить вот так, — и в этот же день погибает. Я могу назвать два таких эпизода совершенно очевидных из тех, которые я сам сумел отследить и которые врезались мне в память, и причем это происходило мгновенно. Действительно, как будто если это все под сенью высших сил, то тут работают такие какие-то законы, в том числе они работают.
И ты же, когда применяешь к человеку такие волюнтаристские подходы, ты можешь руководствоваться абсолютно не желанием его как-то задавить, не желанием самоутвердиться за счет него, получить себе лишние бонусы к статусу, нет, наоборот, ты руководствуешься абсолютной любовью к нему, абсолютным желанием, чтобы он выжил, — где здесь место демократии в такой форме взаимоотношений? Что здесь должно быть, что, он должен созвать совет младших чинов и выказать мне вотум недоверия, что должно произойти? Я просто понимаю, что здесь работают такие «инстанции», что это просто неуместно, это что-то искусственное, созданное, привлеченное к нашей жизни со стороны для того, чтобы подменить что-то более важное. И я так понимаю, что, кроме «Телеграма», ты сейчас ничего особо не ведешь, да? Сложно с этим было бороться? Здесь еще есть один фактор. Помимо того, что, я не знаю, я настолько, мне кажется, разобрался в себе, может быть, там не совсем по деталям, что уже эти вещи, действительно, в области терпения лежат, там легендарный или не легендарный, я уже это… не то что это сильно мешает или искушает меня, или сбивает меня, как мне некоторые, плохо меня знающие: «вот смотри, чтобы медные трубы как-то вот тебя не испортили» и все остальное, но все-таки уже пятьдесят лет, это раз. Я, конечно, не обольщаюсь по поводу себя в этом смысле, я уверен, что все-таки мое тщеславие найдется много способов чем пощекотать, я уверен, что моя гордыня всегда готова броситься к кому-нибудь в объятия, чтобы ее приласкали и чтобы ей стало вообще хорошо, безусловно, этого хватает в избытке, и я абсолютно не считаю, что я в этом плане как-то сумел все-таки развиться и достичь какой-то духовной высоты, каким был, таким и остался. Но это в меньшей степени, наверное, влияло, но я посмотрел, как работают соцсети, это действительно такая была тяжелая нагрузка на внутренние духовные компоненты, потому что я… я не люблю футбол, я никогда его не смотрю. Смотреть или играть?
Нет, если в отношении играть как к физическому упражнению, я вполне к нему лояльно отношусь, а вот смотреть я не люблю, я не люблю футбольную индустрию — это я хотел сказать, не то что мне неинтересно, как одна команда переигрывает другую команду и прочее, нет, я не люблю что происходит с людьми, когда они вовлечены в этот процесс, вот такой азарт, такая страсть. Это мое личное мнение, «хлеба и зрелищ», что-то такое, я на этом уровне к этому отношусь плохо, я плохо отношусь к последствиям всего этого. И что-то я подобное увидел в соцсетях, особенно в этих вещах, когда комментируют, когда ставят вот эти вот, открывают функции, когда можно «лайкать» там, и человек попадает в такую зависимость, собственно говоря, и я тоже подвергся этой атаке, я посчитал, что слишком много на мою истерзанную психику и на мое «я» атак, надо хоть от чего-то избавиться, хватит мне этих соблазнов и искушений, но вот эти вот… Тем более я посмотрел, там же ведь что происходит, вот почему я люблю, вот сразу реклама, не нативная причем реклама, почему я люблю телеканал «Спас»… Да, давайте поподробнее. Я его всегда с удовольствием смотрю, потому что тут не разжигаются страсти. А когда я смотрю другие каналы, там даже сама подача, сама манера, но это же ведь все-таки НЛП и прочие вещи, это профессионально, это нормально, но это рассчитано на аудиторию, извините за выражение, «пипл хавает», когда говорят, сленговое выражение употребляют, А вот здесь я этого не вижу, я вижу, как создаются программы, они бережно относятся именно к духовной составляющей человека, не разжигают вот этих страстей, потому что да и так их хватает, мы все страстные люди, особенно деятельные люди, они всегда вот сверх меры страстные, и борьба с этим и так поглощает очень много энергии, а когда это еще искусственно присутствует… И вот эти соцсети — очень хороший способ разжигать эту страстность, с которой потом тяжело очень бороться. И люди, они сами имеют запрос на это, и те, кто работают с аудиторией, они прекрасно понимают, какими способами можно манипулировать… и как можно приумножать в пространстве вот это, чего не должно было бы быть, чему не нужно этому быть просто, зачем, и мы же сами себя загоняем в состояние такое непонятное, кто мы — мы какие-то, получается, даже не люди в полном понимании этого слова, где самое главное, наверное, в людях — это духовная составляющая, а мы получились какие-то сложно написанные программы, которые функционируют под определенные раздражители и ищут этих раздражителей, и с удовольствием их впитывают, и мне это кажется неправильным. Может, поэтому все так и происходит вокруг нас, когда нас вырывают из вот этой реальности и стараются погрузить в настоящую реальность. Поэтому я посчитал, что ни я сам не должен это переживать, ни я сам не должен способствовать или потворствовать умножению этого в пространстве вокруг меня, поэтому я решил уйти, и у меня в телеграм-канале, который я сохранил, там принципиально нет никаких комментариев, нет никаких возможностей поставить лайк или дизлайк и прочее. То есть я ни сам стараюсь с этим не соприкасаться, ни других людей не хочу искушать. Мне кажется, что подготовка спецназовца — это одно сплошное терпение.
Вот так это или нет и какое терпение в действительности самое главное для офицера спецназа? Знаешь, я на самом деле никогда себя не считал спецназовцем. Но по факту… Ну вот по факту так получилось. Да, и спецназовцем не считал, и офицером спецназа, понятно, что я всегда считал себя и надеюсь, что не безосновательно, офицером все-таки. Но вот спецназ для меня это просто точка приложения моих усилий, не более того. А что касается терпения как составной части подготовки, понятное дело, что любое усердие, оно все равно, любое терпение, любое усердие — это все равно необходимые компоненты для того, чтобы человек совершенствовался, развивался как профессионал в чем-либо, не суть важно. Но если говорить про, например, моих подопечных: действительно, ребята — настоящие спецназовцы, потому что себя я действительно никогда не относил к этому, я считал, что я все-таки больше сложился как администратор в этом смысле. Почему — потому что я просто объясню даже с точки зрения той же биомеханики: у меня аналитический склад ума, и, соответственно, это замедляет мою реакцию, это плохо для спецназовца. Как правило, эффективный и успешный спецназовец тот, кто не думает, а быстро действует, у него, например, команда от зрения, например, к мышечным реакциям, она происходит мгновенно, минуя аналитические центры мозга, потому что те дают какие-то доли секунды задержки. Я наблюдал, поскольку я методист, я должен был людей учить чему-то, я наблюдал за результатом обучения, и я понимал, что как раз те, кто меньше всего склонен к анализу, к аналитике, они более успешные, если правильно в них заложить базовые стереотипы, такие, какие нужны, просто нужно еще уметь и успеть осмыслить, представляет что-то угрозу или не представляет, нужно ли на это реагировать или не нужно, потому что надо же мгновенно успеть осознать.
Поэтому здесь, конечно, нельзя бездумно подходить и сказать, что вообще анализ и осмысление не нужны. Но когда ты как раз прививаешь человеку вот эти базовые навыки, то тут терпения нужно безграничное количество, потому что как раз мы же говорим о том, что в критической ситуации наш уровень, он не поднимается до уровня наших ожиданий, а падает до уровня нашей подготовки. Так вот этот базовый уровень подготовки постоянно нужно тащить за уши, а самая плохая особенность человека — что он способен утрачивать эти навыки с течением времени, если он их постоянно не обновляет и не совершенствует, тогда нужно начинать заново. И у нас даже существовало правило: если ты сходил в отпуск, например, и вернулся, то прежде чем ты приступишь к занятиям, ты должен сдать зачет, например, по огневой подготовке и продемонстрировать, что ты не утратил навыки. Еще в одном интервью в семнадцатомм году ты сказал, что «для любого мужчины, особенно для военного, умереть в бою — это честь». А вот, может быть, это такой банальный вопрос, но вот человек способен справиться со страхом смерти, как-то фундаментально? И надо ли это делать? Наверное, способен. Я в своей жизни переживал только страх риска какого-то определенного или, точнее, тот страх, который вызывается риском, когда я риск осознаю, я вполне себе… я же не могу ввести себя в искусственные обстоятельства, вырвав себя из естественных обстоятельств. Если я сижу в салоне самолета с задачей отделиться и пролететь какое-то время свободного падения, чтобы потом раскрыть парашют, я же не могу себе вообразить, что я сижу в библиотеке.
Ну и, соответственно, это все вызывало у меня закономерные реакции. Я бывал в ситуациях, когда по мне стреляли, например, я бывал в ситуациях, когда где-то что-то рядом разрывалось, и я понимаю, что преодолеть вот эти вот страхи, которые вызваны воздействием на твои органы чувств, то, что ты видишь, то, что ты слышишь, громкие какие-то разрывы рядом, то есть то, что воздействует чисто даже психологически и физически на тебя, что там бьет по ушным нервам, по барабанным перепонкам, что-то рядом где-то там свистит, и ты понимаешь, что это предназначалось, может быть, и тебе в том числе, с этим я справлялся. Но вот если бы я, например, как воин Евгений, оказался уже лицом к лицу с неизбежной смертью, и я бы точно так же в этих обстоятельствах, как я знал, что я сейчас подойду к дверному проему в самолете, упрусь ногой в какой-нибудь срез, оттолкнусь и окажусь в воздушном пространстве без привязки к чему-либо, то есть я знаю, что это будет сейчас вот, через какое-то обозримое время, и точно так же, если бы я стоял перед теми людьми, которые убили за веру этого парня, и я понимал бы, что со мной сейчас вот это произойдет, я не знаю, как бы себя повел. Я надеюсь, я молю Бога, чтобы мне хватило мужества в таких обстоятельствах повести себя достойно, я понимаю, что я бы, наверное, не погасил в себе вот этот стресс, страх, но мне хочется верить, что я бы нашел в себе достаточно сил, чтобы сделать это все с сохранением чувства человеческого достоинства, не только чувства, но и вида, где я выглядел бы достойно, по-человечески. Поэтому, пока я этого не испытаю, я гарантированно сказать не смогу. Сам ли я готов, можно ли это преодолевать, когда у нас есть такие примеры, значит, это все-таки внушает нам мысль о том, что и мы можем на это быть способны. Только для этого, конечно, нужно иметь очень важную причину, чтобы так себя вести, чтобы не просить пощады, чтобы не изменить чему-то важному, что от тебя требуют обстоятельства или какие-то конкретные люди, то есть важно иметь причину. И я подозреваю, что я, конечно, буду под воздействием такого сумасшедшего сильного страха, я максимум что могу сделать — это вырастить в себе эту причину, чтобы что-то противостояло этому страху, это единственное, что я могу сделать, больше я ничего не мог сделать. Я такой, какой я есть, у меня есть свой порог стрессоустойчивости, есть своя реактивность определенная, я холерик, например, по темпераменту, у меня есть, я, как холерик, например, сильный и подвижный, но неуравновешенный, например, то есть я понимаю свои какие-то сильные и слабые стороны, но при этом я по совокупности понимаю, что для меня это будет очень сильный вызов. Я думаю, что для любого человека это будет вызовом, и дай Бог, чтобы нам в подобной ситуации хватило силы духа и вот этой причины или, как мы любим говорить сейчас: мотивации, но в этой ситуации, наверное, мотивация — это слишком такое затасканное и, наверное, неподходящее слово, а вот именно причины, чтобы повести себя так, как мы этого хотим, достойно, наверное, правильно.
И мне кажется, вот я не знаю, ты со мной согласишься или нет, что, во-первых, люди это говорят немножко так клишированно, не очень задумываясь, над тем, о чем они говорят. Люди всегда предполагают, что это кто-то их может предать, никогда не относят это к себе, ну и вообще, часто под предательством понимают то, что, действительно, к предательству никакого отношения не имеет. Вот что ты думаешь по этому поводу? Мне кажется, вообще надо разобрать на составляющие само понятие «прощение», что мы применительно к себе, к человеческой природе думаем о прощении. То есть мы говорим о том, что есть психоэмоциональный фактор прощения, то есть все, что связано с теми чувствами, которые надо в себе подавить, чтобы сказать, что мы простили, оно, как правило, лежит в области психологии, эмоций. То есть получается так, если мы говорим о прощении, то мы должны понимать, а справились ли мы с этими эмоциями и перестали ли мы в отношении человека испытывать эти эмоции. И второе: изменили ли мы структурное отношение к человеку, к его личностным и деловым качествам. Ну например, ведь предательство же бывает мотивированным предательством, бывает предательство неосознанным предательством, а бывает, когда ты говоришь человеку: «ты ненадежный человек, потому что ты способен подвести», это не предательство, часто люди путают, когда тебя подвели и когда тебя предали, иногда это через такую тонкую грань проходит. И вот ты говоришь: «Ты ненадежный человек, ты способен подвести, не потому что ты склонен к предательству, а потому что у тебя есть какие-то базовые, ты можешь быть безответственным, ты можешь быть, например, в каких-то ситуациях неосмотрительным и прочее, ты можешь создать угрозу какую-то, невольно, не задумываясь». И в этой ситуации, когда ты… и даже если речь идет, например, о предательстве, если ты квалифицировал это как предательство, все, ты провел с собой работу, ты убрал психоэмоциональную составляющую, но знание-то о человеке у тебя осталось.
Ну что значит простить человека — вернуть все, как было? То есть продолжать ему доверять и продолжать возлагать на него какие-то задачи, надежды и прочее? Поэтому тут надо правильно разобраться, если ты в состоянии, например, убрать… Ну давай все это перенесем в плоскость, где чаще всего происходит предательство — личные отношения, особенно мужчины и женщины. И вот есть муж, есть жена, вот ты прощаешь какой-то поступок, который ты классифицируешь и квалифицируешь как предательство, а потом у тебя стоит вопрос выбора: продолжать отношения с этим человеком или не продолжать? Спокойно, безэмоционально, исключительно на таком, механистическом уровне: а надо или не надо, то есть надежно или не надежно? А так можно разве, на спокойном уровне? Это сложно, но, наверное, можно, потому что все же зависит от тех усилий, которые ты к себе приложил и от ответа на вопрос, зачем ты это сделал, для себя. Просто если ты, например, не хочешь с этим жить, с этой ненавистью, с этой эмоцией, которая тебя самого разлагает и разъедает внутри, ну, наверное, ты можешь приложить какие-то очень колоссальные, недюжинные усилия для того, чтобы вот это ощущение, чувство, прежде всего набор эмоций, тебя покинули — ради самоспасения, плюс фактор времени, когда мы говорим, что время лечит. Но тебе удавалось решить эту проблему, то есть тебе удавалось простить? Да, но до определенной степени.
Это что значит? Например, я, как мне ни было неприятно и больно в том смысле, что себя же ведь в качестве причины сложно же ведь все-таки признать для самого себя, и я пытался говорить себе: ну подожди, хорошо, а твои действия, вот этот твой деспотизм, твоя требовательность… Это ты себе говорил? Это я себе говорил. То есть ты возводил все до ранга акмеизма такого своеобразного, когда ты требовал по высшему разряду от людей самоотдачи такой, такой и такой, при этом сам таковым не являясь, себя же ты щадил, себя же ты где-то там умел пожалеть и где-то там снизить уровень нагрузки, ты же не можешь сказать, что ты четыре часа на сон отводил и все остальное время посвящал людям и прочее, а с других-то ты требовал. Ну вот посмотри на себя, может быть, это является следствием и твоих, собственно, твоего образа, который ты из себя формируешь, плюс то воздействие эмоциональное, психологическое, которое ты на человека оказывал. Вот человек, например, засбоил и вышел из твоей, например, команды и образовал у тебя брешь какую-то, которую тяжело заполнить, потому что каждый человек, который попадает в эту обойму, это человек, который прошел с тобой что-то. И в этой ситуации ты начинаешь уже саморегулировать как-то это все, причем прибегаешь к таким даже примитивным приемам: тебе хочется с ним не общаться, но ты усилием воли заставляешь себя общаться, заставляешь взаимодействовать, и потом на каких-то бытовые же отношения могли сохраниться, какие-то просто личностные отношения могли сохраниться, и на каком-то уровне, понуждая себя, ты все-таки потом начинаешь замечать, посмотрел направо-налево, а у тебя уходит, во-первых, ты начинаешь сильней к себе прислушиваться, то есть те аргументы, которые ты сам себе говорил и отторгал же их, потому что не хотелось, твое «я», твое эго сопротивлялось против аргументов твоей логики, когда ты сам себе говорил о том, что ты тоже часть этой ситуации, и ты мог являться даже первоисточником в какой-то степени этой истории. И в том состоянии, к которому ты приходишь через понуждение, когда ты на каких-то таких простых вещах не позволяешь себе разорвать общение, например, просто усилием воли, ты потом начинаешь понимать, что все устаканивается, и собственные аргументы у тебя уже не вызывают такого отторжения. И в этот момент приходит то состояние, которое можно назвать прощением, что ты вот простил тот поступок. А скажи, пожалуйста, как ты думаешь, ты сам бывал в ситуациях, когда твои поступки по отношению к человеку — в дружеских, еще в каких-то — могли быть им тоже восприняты, как какая-то форма предательства?
Да, безусловно. Тогда, возможно, я и не расценивал это как предательство со своей стороны, находил какие-то, действительно, оправдания для своих каких-то действий, для каких-то решений, со временем мог переоценить, мог дать уже другую квалификацию. И тут, безусловно, каких-то способов урегулировать, кроме как, если есть еще возможность, прийти и сказать об этом, что ты понял, ты осознал... Попросить прощения? Или, если такой возможности нет, попросить у Бога прощения за то, что ты так поступил, в надежде на то, что… ведь предавая кого-то, предаешь не только человека, но ты же предаешь и Бога, потому что ты в этот момент поступаешь не по заповедям Его, получается, что ты совершаешь двойное предательство, и здесь, слава Богу, если удавалось потом, спустя время человеку в глаза сказать: ты знаешь, вот в этой ситуации я был не прав. И слава Богу, у меня хватало, я даже не знаю, какого-то прозрения внутреннего — осознать это, и, если я еще имел возможность это сделать, я это делал. И наверное, если мы сами умеем так поступать, то, наверное, чего-то подобного мы и от других ждем, и, может быть, вопрос нашего взаимодействия с людьми как самой главной составляющей нашего окружающего мира, потому что все остальное не имеет значения, только соприкосновение наших душ, нашего духа, вот это главное и важно. Наверное, нам было бы легче гораздо существовать в этом мире, если бы рядом были люди, которые способны были бы поступать вот так вот ,и тогда, вопрос прощения, он решался бы легче, и если говорить еще раз о прощении, то нам тяжелее простить то, что не осознается и не признается противоположной стороной, вот в этом, когда ты один на один остаешься с ситуацией и когда ты сам до конца не можешь ее правильно квалифицировать, потому что сам не уверен, насколько твой субъективный фактор повлиял на создание этой ситуации, и это разрывает сильнее всего. А вот когда, например, кто-то придет и скажет «прости» — это, конечно, как бальзам на душу. То, что люди в стрессовой, в критической ситуации, в ситуации боевых действий меняются, это такое общее место, такое клише.
Биография и личная жизнь Александра Ходаковского, его карьера и успех
Кто такой Александр Ходаковский и чем он известен. Только важное и интересное из биографии | Ходаковский, Александр Сергеевич — статья из Интернет-энциклопедии для |
Ходаковский Александр Сергеевич | Александр Ходаковский — все новости о персоне на сайте издания Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский подчеркнул, что бои за Авдеевку нельзя оценивать как незначительные. |
Комбат Ходаковский: «Без ужесточения мер нам не выжить»
Александр Ходаковский. Если вдаваться в детали исторических ситуаций, в которых оказывалась Россия во время Крымской или Русско-Японской войны, то каждой ситуации будет присущ свой набор компонентов. Alexander Khodakovsky. В этом Восточнославянское имя, то отчество является Сергеевич и фамилия является Ходаковский. "б" за нас могут сказать и другие". С марта 2022 года Александр Ходаковский принимает участие в новой фазе вооруженного конфликта на востоке Украины как командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР, говорится в его биографии в Википедии.
Александр Ходаковский: командир бригады «Восток»
Бывший командир добровольческого батальона "Восток", сейчас замначальника Главного управления Росгвардии по ДНР Александр Ходаковский рассказал свой опыт работы с частной военной компанией. Эксклюзивное интервью о начале становления Донецкой Народной Республики с создателем и первым командиром бригады «Восток», экс-секретарём Совета безопасности ДНР Александром Ходаковским. Пишет заместитель начальника Главного управления Росгвардии по Донецкой Народной Республике, основатель батальона "Восток", экс-министр государственной безопасности ДНР и бывший секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский.