Выборы в Государственную думу Российской Федерации 2021, всенародное голосование по избранию депутатов нижней палаты парламента РФ, проведённое. Статья посвящена политико-историческому анализу выборов депутатов Государственной Думы второго созыва в 1995 году. В статье рассматриваются особенности избирательной кампании по выборам в Государственную думу Российской империи второго созыва в Москве.
17 декабря 1995 года состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации второго созыва
За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. За период работы Думы второго созыва в нее было внесено и принято к рассмотрению Советом Госдумы 3134 законопроекта. По итогам обработки 40 процентов протоколов участковых избирательных комиссий в Госдуму восьмого созыва впервые за десятилетия проходят пять партий. По данным Центризбиркома, на выборах в Государственную Думу по различным причинам были признаны недействительными 25,83 тысячи бюллетеней на 107 участках в 35 регионах. 20:19ЦИК: Доля нарушений на прошедших выборах в Госдуму не превышает тысячные доли процента.
II Государственная дума
У ЛДПР 21 депутатский мандат, только два из которых получены в результате победы кандидатов по одномандатным округам. Также по одному депутатскому мандату у партий "Гражданская платформа", партии "Родина" и у Партии Роста. Кроме того, депутатские мандаты получат 5 самовыдвиженцев.
Выборы проводятся в Единый день голосования, который в 2021 году выпал на 19 сентября. Центризбирком последовал рекомендациям Роспотребнадзора и продлил процесс на три дня — 17,18 и 19 сентября. Это позволит сократить риски распространения коронавирусной инфекции.
Выборы в Госдуму проходят по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Оставшиеся 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу отданных избирателями голосов.
Чтобы понимать, каких законодательных инициатив можно ждать от тех политических партий, которые сформируют новый состав Госдумы, кратко остановимся на ключевых приоритетах, отраженных в их партийных программах. Программные приоритеты Партия "Единая Россия" позиционирует себя как партия, способная воплотить в жизнь свои программные цели, выражающие и защищающие интересы российского народа. В числе ее приоритетов значатся: Является ли абсолютной неприкосновенность депутатов Госдумы на весь срок их полномочий? Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Получить доступ сильное государство, предполагающее сильную президентскую власть, проведение административной реформы, совершенствование системы госуправления и оптимизацию функций органов власти, развивающееся гражданское общество; страна свободных людей, базирующаяся на принципах равных прав, свобод и возможностей для различных социальных групп, национальностей и конфессий, а также на формировании действенных механизмов защиты прав и свобод; справедливое общество, основанное на создании условий для самостоятельного решения гражданами своих социально-экономических проблем, на социальном партнерстве и эффективной системе социальных гарантий, адресной соцпомощи, единой системе социального страхования и охраны здоровья.
Кроме того, сделан акцент на сохранении принципов федеративного устройства России, развитии культуры и науки, поддержке международной политики, направленной на повышение роли России в мире. Партия "Единая Россия" по итогам выборов получила 324 мандата, из которых 126 — по федеральным избирательным округам и 198 — по одномандатным избирательным округам. В свою очередь, в программе-минимум политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" предусмотрены меры по: установлению власти трудящихся, народно-патриотических сил; национализации природных богатств России и стратегических отраслей экономики; возврату в РФ из зарубежных банков государственных финансовых резервов; созданию реальной независимой судебной системы; реализации мер по борьбе с бедностью, введению госконтроля над ценами на товары первой необходимости; восстановлению ответственности власти за ЖКХ; увеличению финансирования науки, восстановлению высоких стандартов всеобщего бесплатного среднего и высшего образования; обеспечению общедоступности и высокого качества здравоохранения; повышению эффективности системы госуправления; созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства; борьбе с коррупцией и преступностью; укреплению обороноспособности страны, обеспечению ее территориальной целостности. Также в перечне программных целей партии — недопущение повышения пенсионного возраста, освобождение от уплаты налогов граждан с низкими доходами, расширение социальных гарантий для военнослужащих и работников правоохранительных органов, ограничение размера платы за ЖКУ. КПРФ по итогам голосования получила 57 мандатов, из которых 48 — по федеральным избирательным округам и 9 — по одномандатным избирательным округам. Программа социалистической политической партии "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" основана на базовых ценностях социализма — справедливости, свободе и солидарности и имеет своей целью построение справедливого общества. Партия выступает за обеспечение гарантий достойной зарплаты и пенсии, бесплатной медицины, права на социальное жилье и нормированную плату за коммунальные услуги.
Это позволит сократить риски распространения коронавирусной инфекции. Выборы в Госдуму проходят по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Оставшиеся 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу отданных избирателями голосов. Срок полномочий парламентариев составляет пять лет. Параллельно с выборами в Госдуму состоятся выборы в региональные и местные органы власти в ряде субъектов РФ.
В России проходит первый день выборов в Государственную думу восьмого созыва. Главное
Государственная Дума в зеркале истории | Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. |
Состоялись выборы в Государственную Думу РФ второго созыва | Пенсионер | Дзен | В Госдуму VIII созыва может пройти пятая партия. |
В России начались первые в истории трехдневные выборы в Государственную думу | ЦИК опубликовал на своем сайте постановление об установлении общих результатов выборов депутатов Госдумы РФ восьмого созыва, а также приложение с полным списком избранных депутатов, передает ЯСИА. |
Красноярцы выбрали новый парламент и депутатов Думы: итоги | За работы Думы второго созыва в нее было внесено и принято Советом Госдумы к рассмотрению 3134 законопроекта: в первом чтении из них было рассмотрено 1662, принято палатой 929, подписано Президентом РФ 708 законопроектов. |
Портал правительства Москвы | В Государственной Думе второго созыва были созданы четыре фракции и три депутатские группы: «Российские регионы», «Народовластие» и Аграрная депутатская группа. |
THE ELECTION CAMPAIGN FOR THE SECOND STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE IN MOSCOW
- Главная навигация
- ЛДПР и КПРФ рискуют не дожить до осени 2026-го
- ЦИК подвел итоги
- Подпишитесь на новости
7. Выборы в Государственную думу второго созыва
В Госдуму РФ от Хабаровского края избрали двух единороссов | 2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. |
Как прошли выборы во 2-ю Государственную думу | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. |
Расклад уже понятен: как изменится Госдума после выборов | Таким образом, в избирательный бюллетень на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва было включено 11 политических партий, порядок их размещения в нем определялся жеребьевкой. |
Государственная Дума в зеркале истории
В результате четвертое место по результатам голосования в Государственную думу второго созыва заняла партия "Яблоко", получившая почти семь процентов голосов избирателей. Убедительную победу одержала Коммунистическая партия Российской Федерации. Это почти 15,5 миллионов человек. Ситуация по одномандатным округам При этом ситуация по одномандатным округам сложилась иная. Больше всего мандатов получили коммунисты - 58. Им досталось 20 мест в парламенте.
Третьей стала партия "Яблоко", сумевшая провести 14 своих кандидатов. Далее мандаты по одномандатным округам распределились следующим образом: 10 у блока "Наш дом - Россия", по 9 у "Демократического выбора России" и блока "Власть - народу! Подводя итог, коммунистам досталось 157 мест в парламенте, а на втором месте оказались представители блока "Наш дом - Россия" с 55 мандатами, 51 - у ЛДПР, 45 - у "Яблока". Как голосовали регионы? Распределение голосов по регионам в очередной раз доказало, что у отдельных партий и движений есть области и республики, в которых они традиционно набирают много голосов.
А также в республиках Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкессия. При этом в Дагестане сторонники Владимира Жириновского не добрались до отметки даже в один процент. Первая и вторая Государственные думы продемонстрировали максимальный интерес к выборам со стороны общественно-политических блоков и движений. Такого количества участников больше не было ни на одних выборах в современной России. Работа парламента Работа второй Государственной думы оказалась достаточно плодотворной.
В нем могут принять участие жители семи регионов — Москвы, Севастополя, Нижегородской, Ярославской, Ростовской, Мурманской и Курской областей. Всего на ДЭГ записалось более 2,8 млн человек, сообщила 15 сентября Памфилова. Из них в Москве дистанционно могут проголосовать более 2 млн человек. Еще 3,5 млн человек записались на голосование по системе «Мобильный избиратель». Этот механизм позволяет любому гражданину проголосовать на любом удобном ему избирательном участке по месту нахождения, а не по месту постоянной или временной регистрации. Подведение итогов Результаты голосования будут введены в государственную автоматизированную систему ГАС «Выборы». ЦИК публикует предварительные результаты выборов по мере поступления данных на своих информационных ресурсах.
Главное В России начались трехдневные выборы в Государственную думу восьмого созыва. Наблюдатели, журналисты и правозащитники говорят об аномальных очередях голосующих с самого утра и фиксируют первые нарушения. Кроме выборов в Госдуму в 39 регионах России пройдет голосование за депутатов региональных заксобраний, еще в 12-ти пройдут выборы губернаторов.
Первые избирательные участки открылись еще 16 сентября на Дальнем Востоке — в 23:00 по московскому времени. Право голоса в этот раз предоставили даже 600 тысячам жителей непризнанных Донецкой и Луганской республик. Они приедут в Россию на 12 поездах и 825 автобусах, либо смогут отдать голос дистанционно. Впервые в истории парламента выборы проходят три дня вместо одного. Такой формат стал возможным после принятых в 2020 году поправок Госдумы. ЦИК наделили возможностью самостоятельно определять сроки и порядок голосования. Поэтому, начиная с выборов в Госдуму, комиссия исключила общедоступную видеотрансляцию процесса. Наблюдателей ОБСЕ на этих выборах также не будет — из-за эпидемиологических требований они не приехали в Россию впервые за 30 лет.
В 1996 — 2012 годах — председатель ГМПР.
В Госдуме с 2007 года, первый зампред комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов. На выборах выиграл в одномандатном округе в Липецкой области, где расположено одно из крупнейших предприятий отрасли — Новолипецкий металлургический комбинат НЛМК. Депутатская специализация — настройка и отладка Трудового кодекса. Депутат Государственной думы с 2011 года, состоит в комитете по госстроительству. Избирался по списку «ЕР» в Приморье. В ходе предвыборной кампании я сам объехал край, встретился с профсоюзами, коллективами практически всех самых значимых предприятий региона.
Расклад уже понятен: как изменится Госдума после выборов
Выборы -- История -- Россия. В России завершились выборы в Государственную думу. Государственная Дума 1-го созыва в новейшей постсоветской истории России была избрана 12 декабря 1993 года, после октябрьских событий того же года, получивших название "расстрел Белого дома". Таким образом, в избирательный бюллетень на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва было включено 11 политических партий, порядок их размещения в нем определялся жеребьевкой.
4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
На прошлых выборах государственное финансирование получили только четыре партии, которые набрали больше 5% и прошли в Госдуму, за остальных проголосовало меньше 3%. Избирком Хабаровского края утвердил результаты выборов в Государственную думу VIII созыва по избирательным округам №69 и №70, сообщает корреспондент. Выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу признаются состоявшимися, а результаты выборов – действительными.
Выборы в Госдуму второго созыва прошли 25 лет назад
В Госдуме работали на постоянной основе 28 комитетов, мандатная комиссия и несколько временных комиссий, в том числе по коррупции и по анализу итогов приватизации. Депутатам второго созыва в наследство от их предшественников досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения.
В выборах наряду с ними участвовали общественно-политические движения, блоки. Все образовывалось прямо на ходу. В первой Госдуме партией власти был, как мы уже писали, «Выбор России». Но не ДВР в итоге оказался силой, претендующей на роль «партии власти», а довольно быстро сколоченное новое движение под названием «Наш дом — Россия» во главе с председателем правительства Виктором Черномырдиным, в которое вошло большинство губернаторов и мэров. Демократы разъединились на очень много партий. КРО не прошел 5-процентный барьер, а вот в 1996 году Лебедь занял третье место на выборах президента, стал секретарем Совбеза РФ, а в 1998-м избрался губернатором Красноярского края. В 1995 году происходили самые страшные события чеченской войны. И одной из самых влиятельных сил на местах в этих условиях стали комитеты солдатских матерей.
Востребованными оказались популярные генералы. Время надежд — начало 90-х — ушло безвозвратно. Сложной была и социально-экономическая ситуация. С весны и до дня голосования, 17 декабря, проходили бесконечные политические гастроли партийных лидеров по стране. Почти все они побывали в Краснодаре, многие из них — в конференц-зале «Краснодарских известий». Избранная Дума стала наиболее оппозиционной из всех семи. Возглавил Госдуму представитель левых сил, политик и известный журналист Геннадий Селезнев. Как депутаты утверждали премьер-министров Обычно за один созыв парламент успевает утвердить одного-двух председателей правительства.
За всех в кадровых службах сидел специальный человек и голосовал [в ДЭГ через Госуслуги].
Автобусами в Россию привезли 4,5 тысяч силовиков-бюджетников, кто не успел проголосовать через Госуслуги». Потому что это хоть какой-то выход из их тяжелой трагичной ситуации», — добавила она. Нападения и удаления наблюдателей Не обошлись выборы и без насилия. В Анапе за два последних дня выборов неизвестными было совершено два нападения. У политиков, по данным местного отделения партии, произошел конфликт с группой «карусельщиков». Полицейские силой пытались удалить его с участка. Кадры насилия попали на видео. Медики зафиксировали у Сорокина ушиб мягких тканей в области шеи, ссадины левого и правого запястья. После закрытия УИКов в Петербурге стали задерживать независимых членов комиссий, наблюдателей и кандидатов.
По информации экс-кандидата в депутаты ЗакСа Ирины Фатьяновой, всего в городе задержали порядка 20 человек. Ранее в воскресенье глава ЦИК Элла Памфилова рассказала, что в региональном избиркоме города действует «пятая колонна». ЕР празднует победу без Медведева, Шойгу и Лаврова. Парламентские партии довольны Председатель «Единой России» Дмитрий Медведев не приехал на подведение итогов выборов в офис партии. Мероприятие с его участием отменилось из-за болезни. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак пояснил, что Медведев «приболел, у него сильный кашель, он не мог быть вместе с нами. Но передал слова благодарности всем, кто внес вклад в кампанию». На мероприятиях ЕР не было и президента Владимира Путина, который еще 14 сентября объявил об уходе на самоизоляцию из-за вспышки ковида в его окружении. Выборы в Госдуму проходили в честной и конкурентной борьбе, заявил заместитель секретаря Генсовета «Единой России», депутат Госдумы Евгений Ревенко.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что партия сделала все «на 120 процентов»: «В принципе неплохо все прошло, нас не в чем обвинять». Алексей Сочнев, Дарья Бурлакова.
А самая низкая явка была зарегистрирована на выборах в Госдуму в 2016 году.
На момент начала голосования в России зарегистрировано 2020 кандидатов-одномандатников на 225 мест в нижней палате парламента. В преддверии начала голосования к гражданам России обратился президент страны. Владимир Путин призвал сделать свой выбор путем очного голосования или воспользоваться возможностью дистанционного электронного голосования.
Также он подчеркнул, что обновленная Конституция РФ наделила Госдуму «крайне значимыми полномочиями утверждать кандидатуры председателя правительства, его заместителей и федеральных министров», и поэтому от конструктивного рабочего взаимодействия законодательной и исполнительной власти в дальнейшем будет зависеть очень многое. Помимо выборов в Государственную думу также в России путем голосования граждан будут избраны главы девяти регионов Хабаровский край, Белгородская, Пензенская, Ульяновская, Тульская и Тверская области, Чеченская Республика, а также Тыва и Мордовия , а еще в трех республиках выборы главы пройдут путем голосования в парламенте Дагестан, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия — Алания. В свою очередь в 39 регионах России, пройдут выборы депутатов местного парламента, а еще в 19 регионах включая города федерального значения — Москву и Севастополь пройдут довыборы в региональный парламент.
Подписывайтесь на «Газету.
Дмитрий Савельев стал победителем на выборах депутатов Госдумы в 136-м округе
В них не участвовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности. Население было представлено непропорционально. Например, один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, а в рабочей — на 90 тысяч. Депутаты приносили присягу, но не обязаны были давать отчет избирателям о своих действиях. Госдума вносила законодательные инициативы, рассматривала правительственные законопроекты и подавала требования к правительству предоставить отчет о своих действиях. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы, в состав которых входило от 478 до 525 человек. Только одна из них, Госдума третьего созыва, проработала полный срок — 5 лет. Остальные были распущены императором досрочно.
Представительные органы государственной власти СССР. Единую систему представительных органов государственной власти стали составлять Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов, верховные советы союзных и автономных республик, Советы народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевых, областных и других административно-территориальных единиц.
Срок полномочий Советов народных депутатов всех уровней стал пять лет. Высшим органом государственной власти СССР являлся Съезд народных депутатов СССР, который состоял из 2250 депутатов: 750 депутатов избирались от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей; 750 депутатов избирались от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой авто-номной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Верховный Совет СССР объявлялся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным позднее — законодательным и контрольным органом государственной власти. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Совет Союза избирался из числа депутатов от территориальных избирательных округов и депутатов от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирался из числа депутатов от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Съезд ежегодно должен был обновлять по одной пятой части состава палат. В связи с изменениями в системе и порядке формирования представительных органов государственной власти в Конституции СССР было зафиксировано, что именно по избирательным округам проводятся выборы народных депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательные округа могли быть одномандатными или многомандатными.
Часть же народных депутатов союзных и автономных республик, если это было предусмотрено конституциями республик, могла избираться от общественных организаций. В известном смысле отступлением от господствовавшей до этого доктрины, рассматривавшей Советы как органы, соединяющие в себе законодательную, контрольную и распорядительно-исполнительную деятельность, в сторону теории разделения властей стали положения союзной Конституции, по которым лица, входящие в состав Совета Министров СССР, советов министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались. Конституция Российской федерации в своей поздней редакции значительно расширила этот перечень и еще более ограничила возможность совмещения депутатской и иной деятельности. Так, по ее нормам Председатель Совета Министров Российской федерации, его первые заместители, заместители, министры, председатели государственных комитетов Российской Федерации, другие члены Правительства, а также их заместители не могли быть одновременно народными депутатами Российской Федерации. Новая редакция Основного Закона уточнила категории граждан, которые не могли участвовать в выборах. К ним стали относить психически больных граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не могли принимать участия также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. По избирательному округу избранным считался кандидат, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки.
От общественных организаций избранными считались кандидаты, получившие на выборах наибольшее число голосов в соответствии с числом мандатов и больше половины голосов делегатов съездов, конференций общественных организаций либо участников пленумов их общесоюзных органов, принявших участие в голосовании. В 1989 году были проведены выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе. Это был первый значительный сдвиг в сторону свободных демократических выборов, хотя сохранявшаяся однопартийная политическая система существенно отразилась на их проведении. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Президент должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента не ограничивалось. Выборы должны были считаться действительными, если в них приняло участие не менее 50 процентов избирателей. Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по СССР и в большинстве союзных республик. Кандидатов на пост Президента на этих выборах могли выдвигать общественные организации в лице их общесоюзных органов, Верховный Совет СССР, каждая из его палат, группы народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзные республики в лице их высших органов государственной власти.
Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. В этот период в Конституцию РСФСР было внесено много изменений, касающихся государственно-правового статуса Российской Федерации в составе СССР, национально-государственного устройства России, системы, принципов формирования и деятельности органов государственной власти, избирательной системы и другие. Система представительных органов государственной власти в Российской Федерации в это время включала в себя Съезд народных депутатов РФ, Верховный Совет РФ, съезды народных депутатов, верховные советы республик в составе РФ, краевые, областные советы народных депутатов, советы народных депутатов автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Местные советы народных депутатов — районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские — стали входить в систему местного самоуправления. Сроки и порядок назначения выборов народных депутатов республик в составе Российской Федерации и местных советов народных депутатов республик в составе Российской федерации определялись конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, а порядок проведения выборов — законами Российской Федерации и республик в ее составе. Съезд народных депутатов Российской Федерации состоял из 1068 депутатов: 900 депутатов избирались от территориальных избирательных округов; 168 депутатов избирались от национально-территориальных округов по нормам — 4 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, 2 депутата от каждой автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев, областей исключая автономные образования , городов Москвы и Санкт-Петербурга. Территориальные и национально-территориальные избирательные округа образовывались в основном с равной численностью избирателей: территориальные — на всей территории России и национально-территориальные — в пределах республики в составе России, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного округа. Верховный Совет Российской Федерации был объявлен органом Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Российской Федерации. Верховный Совет формировался из числа народных депутатов Съездом и был ему подотчетен.
Согласно Конституции Президент Российской Федерации являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Президентом мог быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент избирался сроком на пять лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом более двух сроков подряд. Выборы Президента осуществлялись российскими гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции особо подчеркивалось, что никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента незаконны и недействительны. Одновременно с Президентом Российской Федерации предусматривалось избрание вице-президента. Кандидатуру вице-президента предлагал кандидат в Президенты. Вице-президентом мог быть избран российский гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.
Выборы Президента назначались Съездом народных депутатов. Кандидаты на пост Президента могли выдвигаться республиканскими политическими партиями, профсоюзами и массовыми общественно-политическими движениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также республиканскими органами зарегистрированных всесоюзных политических партий, профсоюзов и массовых общественно-политических движений. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям имели право непосредственно выдвигать кандидатов на пост Президента при условии поддержки выдвигаемой кандидатуры не менее чем ста тысячами российских граждан, обладающих избирательным правом. В бюллетень для тайного голосования по выборам Президента включались кандидаты, получившие поддержку 100 тысяч граждан, а также кандидаты, которых не позднее, чем за 15 дней до выборов тайным голосованием на заседании Съезда либо путем сбора подписей поддержало не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР. В случае если не был выдвинут ни один кандидат на пост Президента либо все выдвинутые кандидаты сняли свои кандидатуры, кандидаты на пост Президента могли выдвигаться на заседаниях Съезда. Выборы Президента должны были проходить по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства во втором туре , по избирательным округам, образуемым Центральной избирательной комиссией в границах республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Избранным считался кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие не менее половины граждан, внесенных в списки избирателей. В случае если ни один из кандидатов в первом туре не был избран, предусматривалось проведение повторного голосования: избранным считался кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него, если в выборах приняли участие не менее 50 процентов граждан, внесенных в списки избирателей. На должность Президента претендовало шесть кандидатов: В.
Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, A. Макашов, Н. Рыжков и А. Ельцин, подучивший в ходе выборов большинство голосов избирателей. Подводя итоги, необходимо отметить, что по своей сути выборы при советской власти до конца 80-х годов являлись механизмом сохранения и поддержания монополии коммунистической партии на власть в государстве, несмотря на постепенную демократизацию государственной и общественной жизни, расширение круга представителей народа, привлекаемого для управления делами государства. В конце 80-х — начале 90-х годов с ликвидацией монополии коммунистической партии на власть советская избирательная система претерпела коренную реорганизацию. В Российской Федерации открылись перспективы для свободного участия в выборах представителей других политических партий и движений, а также всех граждан, независимо от их политической принадлежности и политических взглядов.
Именно в этот период на конституционном уровне был заложен ряд основ и принципов, которые в будущем были востребованы и закреплены в российской избирательной системе постсоветского периода: свободное выдвижение и обсуждение кандидатур, проведение предвыборной агитации, включение в избирательный бюллетень неограниченного количества кандидатов, проведение выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам, гласность и открытость подведения итогов голосования и другие. Становление современной избирательной системы в Российской Федерации. Избирательная кампания 1993 года началась в драматический период истории страны, когда была поставлена под сомнение стабильность общества и государства. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации. Уникальность ситуации заключалась и в том, что основы новой российской государственности, система избирательных комиссий, их полномочия, правовая база первых многопартийных выборов создавались, что называется, «на марше». Как показала практика, именно всенародное голосование и выборы стали главным консолидирующим фактором общественной жизни. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции, одобренного Конституционным совещанием, осуществлялось на основе Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в котором определялись условия и порядок проведения всенародного голосования. В бюллетень для голосования, согласно Указу, включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?
В Указе Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» устанавливалось, что текст проекта Конституции, выносимый на всенародное голосование, передается 9 ноября 1993 года Президентом для официального опубликования в «Российской газете» и в газете «Российские вести», в ИТАР, а также для издания массовым тиражом издательством «Юридическая литература». В Указе устанавливалось также, что после принятия Конституции всенародным голосованием Центральная избирательная комиссия направляет ее текст для официального опубликования одновременно с результатом голосования. Своими указами Президент Российской Федерации сформировал Центральную избирательную комиссию, утвердил Положение о Комиссии, в соответствии с которым она была призвана обеспечивать возможность свободного волеизъявления граждан, единообразное применение законодательства, решать иные вопросы, входящие в ее компетенцию, определил местопребывание Комиссии. В Положении о всенародном голосовании по проекту Конституции определялись условия и порядок определения результатов всенародного голосования. Так, согласно Положению Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех окружных избирательных комиссий должна была произвести подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту Конституции, и принять одно из следующих решений: признать Конституцию принятой, если за это проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, либо признать всенародное голосование недействительным, если допущенные при его проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей. На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах голосования по проекту Конституции Центральная избирательная комиссия признала Конституцию принятой всенародным голосованием, отметив при этом, что в Комиссию не поступило жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты всенародного голосования. Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации проводилась соответственно в течение 73 и 62 дней в связи с принятием положений о выборах в разные сроки. Указом Президента от 1 октября 1993 года «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» было утверждено Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Указы Президента вводили мажоритарно-пропорциональную смешанную избирательную систему при выборах 450 депутатов Государственной Думы и мажоритарную избирательную систему относительного большинства при выборах 178 депутатов Совета Федерации.
Применение пропорциональной избирательной системы позволило сделать первые шаги на пути достижения относительного соответствия между количеством голосов, набранных той или иной партией, и количеством депутатских мандатов, полученных ею в Государственной Думе. В рамках смешанной избирательной системы, основанной на принципе многопартийности, 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам и еще 225 — по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений. В соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы результаты голосования по 225 одномандатным избирательным округам определялись по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства избранным считался депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой отдельно взятый кандидат ; при этом другая половина — 225 депутатов — избиралась по общефедеральному избирательному округу на основе системы пропорционального представительства, в рамках которой избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением; в списках указывались фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределялись пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов при условии первоначального получения 5 и более процентов голосов избирателей общефедерального избирательного округа. Выборы 178 депутатов Совета Федерации проводились по двухмандатным избирательным округам, образованным на территории всех субъектов Российской Федерации, по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства позднее, в 1996 году, система формирования Совета Федерации была изменена. В соответствии с положениями о выборах Центральная избирательная комиссия образовала 225 одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную Думу один округ — один депутат и 89 двухмандатных избирательных округов по выборам в Совет Федерации один округ — два депутата. Средняя норма представительства избирателей в Государственной Думе — один депутат от 478 тысяч избирателей — была определена Комиссией путем деления общего списочного количества избирателей Российской Федерации 107 602 000 человек по состоянию на 25 апреля 1993 года — дату проведения предыдущего всероссийского референдума на полное число 225 одномандатных избирательных округов. При утверждении схемы образования одномандатных избирательных округов Комиссия основывалась на требованиях Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, в соответствии с которыми на территории субъекта Российской Федерации должно было быть не менее одного избирательного округа, обеспечено равенство округов по числу избирателей в пределах территории одного субъекта Российской Федерации с допускаемым взаимным отклонением не более 15 процентов. Было образовано свыше 94 тысяч избирательных участков. Для регистрации списков кандидатов, представленных избирательными объединениями, надо было собрать в их поддержку в подписных листах не менее 100 тысяч подписей избирателей, причем из того числа не более 15 процентов должно было приходиться на один субъект Российской федерации — такие количественно-пространственные рамки сбора подписей избирателей были необходимы для выявления реального общефедерального характера избирательных объединений и подтверждения факта их поддержки избирателями по меньшей мере семи субъектов Российской Федерации.
Из 35 избирательных объединений, заявивших о выдвижении своих общефедеральных списков кандидатов, только 13 смогли представить в Центральную избирательную комиссию отвечающие требованиям Положения о выборах подписные листы с подписями избирателей. Всего по общефедеральным спискам было зарегистрировано 1756 кандидатов. В целом же активное начало избирательной кампании опровергло утверждение скептиков о невозможности проведения в России выборов по пропорциональной избирательной системе; избиратели в дальнейшем быстро разобрались в ее особенностях и сумели отразить свою позицию при выборе депутатов по партийным спискам в день голосования. По итогам регистрации кандидатов списков кандидатов соответствующие избирательные комиссии утвердили текст избирательного бюллетеня и обеспечили их доставку на избирательные участки. Впервые в российской избирательной практике осуществлялось финансирование избирательных объединений, зарегистрировавших в установленном порядке свои списки кандидатов, а также кандидатов в депутаты со стороны Центральной и окружных избирательных комиссий; при этом избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе были образовывать свои избирательные фонды. Среди наиболее характерных черт избирательной компании следует отметить ее открытость. Развитию процесса открытости и гласности способствовали более 700 журналистов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, аккредитованных при Центральной избирательной комиссии. За время выборов Комиссия провела многочисленные пресс-конференции, обеспечила подготовку и рассылку по всей стране более 20 различных изданий общим объемом в 65 печатных листов и тиражом около 4 млн. В соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации в 1993 году в 86 двухмандатных избирательных округах был избран 171 депутат, из которых почти 84 процента заявили, что они беспартийные только Коммунистическая партия Российской Федерации и избирательное объединение «Выбор России» располагали соответственно 11 и 6 депутатскими мандатами, остальные партии и движения были представлены не более чем одним депутатом.
На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу от 25 декабря 1993 года, протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия 25 декабря 1993 года приняла постановление «Об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором признала состоявшиеся выборы действительными и установила, что в результате голосования избрано 444 депутата Государственной Думы, в том числе 225 — по общефедеральному избирательному округу и 219 — по одномандатным избирательным округам на территории Республики Татарстан в 5 округах выборы не состоялись, поскольку общее число действительных бюллетеней составило менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей или выборы не проводились ввиду того, что был зарегистрирован только один кандидат; также не проводились выборы в одном из округов Чеченской Республики. В ходе проведения всенародного голосования по проекту Конституции и выборов был накоплен опыт правового регулирования избирательной системы и отдельных ее институтов. По завершении избирательной кампании Центральной избирательной комиссии совместно с Министерством юстиции было поручено, во исполнение положений Конституции Российской Федерации, разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации. Тем самым были обозначены основные направления развития и совершенствования избирательного законодательства, избирательной системы, становления многопартийности парламентского типа, системы и статуса избирательных комиссий как независимых коллегиальных органов, призванных обеспечивать реализацию конституционных избирательных прав граждан России. Развитие федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах. Процесс становления новой избирательной системы России неразрывно связан с развитием и совершенствованием законодательства о выборах. Избирательные законы устанавливали правовую модель выборов, в соответствии с которой развивалась практика формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, в этом процессе отражалось соотношение конституционных норм, регламентирующих выборы, и норм текущего избирательного законодательства. В новой Конституции Российской Федерации в отличие от ранее действовавшей отсутствует специальная глава «Избирательная система», кроме того, она содержит сравнительно небольшое количество положений, посвященных регулированию выборов.
Назовем основные из них. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 32 закрепляет право граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Принципы избирательного права в Конституции Российской Федерации определены только применительно к выборам Президента Российской Федерации: пунктом 1 статьи 81 установлено, что Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В связи с лаконичностью конституционного регулирования принципов избирательного права и иных вопросов, касающихся проведения выборов в Российской Федерации, федеральному законодателю пришлось позаботиться о построении новой системы российского избирательного законодательства. Был избран путь ограниченной, целевой систематизации избирательного законодательства, который и был реализован при разработке и принятии Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в котором были определены принципы избирательного права, общие для всех выборов в Российской Федерации, и установлены гарантии реализации этих прав гражданами. Этот Федеральный закон соответствовал конституционному принципу федерализма, так как опирался на разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, закрепленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации пункт «в» статьи 71. Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с данным Федеральным законом. Следует отметить, что необходимость федерального законодательного регулирования основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации была выявлена практикой проведения выборов в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, развернувшихся после декабря 1993 года.
При этом, лидерами по расходованию федеральных средств, выделенных на предвыборную кампанию партий, стали "Единая Россия" и ЛДПР, которые потратили на эти цели, соответственно, 562 и 520 млн рублей. После оглашения результатов протокол об итогах был представлен для подписания пятнадцати членам ЦИК, которые единогласно его утвердили. В ходе обсуждения доклада заместителя главы ЦИК РФ Леонида Ивлева член ЦИК с правом совещательного голосования, коммунист Кирилл Сердюков задал вопрос докладчику: "Не видите ли вы причинно-следственную связь между результатами выборов и массовыми выступлениями граждан? Я ставлю на голосование этот провокационный вопрос". В результате в поддержку Чурова проголосовали практически все члены ЦИК с одним голосом "против", а воздержалась Елена Дубровина.
Сам Чуров заявил, что его ведомство не занимается политикой. Отвечая на вопрос журналистов о том, когда он собирается уйти из Центризбиркома, Чуров сказал: "Насчет уйду - это шутка".
По итогам обсуждения документа он был принят членами комиссии. По окончательным итогам думских выборов, единороссы получили в нижней палате парламента 238 депутатских мест, теряя конституционное большинство, для которого нужно располагать как минимум 300 депутатским местами. На прошедших выборах 4 декабря проголосовали 65 млн 774 тыс. В абсолютном количестве за "Единую Россию" проголосовали 32 млн 379 тыс. Ивлев также сообщил, что политические партии, участвовавшие в выборах в Госдуму шестого созыва, израсходовали на предвыборную агитацию около 1,8 млрд рублей. При этом, лидерами по расходованию федеральных средств, выделенных на предвыборную кампанию партий, стали "Единая Россия" и ЛДПР, которые потратили на эти цели, соответственно, 562 и 520 млн рублей.
После оглашения результатов протокол об итогах был представлен для подписания пятнадцати членам ЦИК, которые единогласно его утвердили.
Выборы в Государственную думу Российской Федерации 2021
Выборы в Государственную думу Российской Федерации 2021, всенародное голосование по избранию депутатов нижней палаты парламента РФ, проведённое. Вы узнаете, как проходили парламентские выборы в Государственную Думу седьмого созыва. «Признать выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу состоявшимися, а результаты выборов — действительными», — говорится в документе. Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатая система по куриям).