Новости трагедия в москве норд ост

В отчаянии некоторые зрители «Норд-Оста» попытались притвориться гостями из-за рубежа, но план с треском провалился. это новости 24 часа в прямом эфире.

От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе

Афиша мюзикла «Норд-Ост» на здании Театрального центра на Дубровке. Н — «Норд-Ост». Юрий Сапрыкин о том, как в Москву приходила война и какой след она оставила. Афиша мюзикла «Норд-Ост» на здании Театрального центра на Дубровке. Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года. Трое неизвестных в камуфляже открыли автоматный огонь перед концертом группы «Пикник» в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве, сообщается также о взрыве и пожаре в здании. Сергей пошел на мюзикл «Норд-Ост» с 14-летней дочкой Ирой и сестрой зятя — 15-летней Ксюшей.

«Норд-Ост»: «Вот она, смерть, а вот она, я…»

После долгого отбора террористы остановились на трёх точках: Московский дворец молодёжи , Театральный центр на Дубровке , где шёл мюзикл « Норд-Ост », и Московский государственный театр эстрады с мюзиклом « Чикаго ». Ясира Виталиева под видом любительницы мюзиклов вместе с сообщницей или сообщником прошлась с видеокамерой по всем этим местам. Её задачей было разведать систему охраны, расположение внутренних помещений, подходы к зданию. После совещания Эльмурзаев принял решение организовать захват заложников в здании Театрального центра на Дубровке, который находился недалеко от центра Москвы, имел большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. Теракт у ресторана «Макдоналдс» 19 октября[ править править вики-текст ] За организацию взрывов заминированных автомобилей отвечал Асланбек Хасханов. Для выполнения террористической акции в одном из техцентров по ремонту автомобилей в бензобаки ставилась перегородка, которая делила бак на две части — в одну часть заливался бензин, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в обычном режиме, а во вторую половину закладывалась взрывчатка.

Когда машины были подготовлены, было решено, что сначала должны состояться взрывы, а потом — захват театрального центра. Были выбраны места для совершения терактов: Концертный зал имени Чайковского — « ВАЗ-2108 », приобретённый в августе-сентябре Ахъядом Межиевым. Ресторан « Макдоналдс » на улице Покрышкина — « Таврия », приобретённая, по некоторым данным, тем же Межиевым. В тот же день, 18 октября 2002 года , Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс , в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его.

При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался [9]. Для теракта возле «Макдоналдса» использовалось взрывное устройство, изготовленное на основе 152-миллиметрового артиллерийского снаряда , усиленного примотанными к нему изолентой шариками, роликами, кусками проволоки и снабжённое часовым механизмом. Время взрыва было назначено на 19:00 19 октября , когда ресторан наполнялся большим количеством людей, пришедших сюда после окончания рабочего дня. Однако по неустановленной причине механизм бомбы сработал раньше, и в 13:10 « Таврия » взлетела на воздух, унеся жизнь 17-летнего подростка [10]. Два других заминированных автомобиля так и не взорвались — по некоторым данным, из-за того, что пластичная взрывчатка, использованная во взрывном устройстве, была учебной и просто не сработала в установленное время [11].

На другой день Хасханов отогнал оба автомобиля на Звенигородскую улицу, предварительно забрав из них взрывные устройства, переделанные под воздушные ресиверы КамАЗа. Автомобили были обнаружены оперативниками в январе 2003 года. Сам Хасханов 20 октября покинул Москву и бежал в Ингушетию. Неудавшиеся самоподрывы смертниц[ править править вики-текст ] За несколько часов до захвата Театрального центра Абубакар Руслан Эльмурзаев встретился с Межиевым у казино «Кристалл» недалеко от театрального центра на Дубровке, прибыв на встречу на красном « Форде-Транзите », который позднее был использован для доставки террористов к ДК. Далее версии расходятся.

По версии Алихана Межиева, Эльмурзаев попросил его пристроить на ночёвку двух своих родственниц, приехавших из Чечни. Межиев посадил их в свой автомобиль и повёз домой к своему приятелю Аслану Мурдалову. Через некоторое время после этого, когда « мерседес » Межиева стоял в пробке на Охотном ряду, по радио передали сообщение о захвате театрального центра. Услышав это, пассажирки, по словам Межиева, занервничали и приказали ему остановиться у ближайшей станции метро. Возле « Библиотеки имени Ленина » женщины, показав «пояса шахидов», сообщили, что собираются взорваться в метро.

Однако Межиев не позволил им сделать это и отвёз их домой к Мурдалову, где они были разоружены, а на следующий день он отвёз женщин на Курский вокзал. Там они купили железнодорожные билеты до Назрани и уехали [12]. По другой версии[ какой? Межиев посадил девушек в машину и начал кружить по городу, выбирая людное место для совершения теракта. Приняв решение высадить смертниц около кафе «Пирамида» на Пушкинской площади , Межиев узнал по радио о захвате центра на Дубровке и, испугавшись, вместе с девушками поехал домой.

Межиев пояснил, что теракт организовать невозможно, так как на улицах слишком много милиции, и предложил отправить девушек домой. Исполнение[ править править вики-текст ] После взрыва у « Макдоналдса » по причине активизации действий милиции и спецслужб было решено перенести дату захвата заложников с 7 ноября на 23 октября. В этот день в 19:00 состоялся общий сбор группы в полной боевой готовности рядом со стоянкой международных автобусов в Лужниках. Через час террористы погрузились в микроавтобусы и поехали в сторону центра на Дубровку. Захват заложников[ править править вики-текст ] В среду, 23 октября 2002 года , в 21:05 по московскому времени к зданию Театрального центра на Дубровке по адресу: улица Мельникова , дом 7 ранее — Дворец культуры Государственного подшипникового завода подъехали три микроавтобуса, из которых выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали в здание ДК.

Обезвредив 4-5 охранников, вооружённых электрошокерами и газовыми пистолетами, основная часть группы ворвалась в концертный зал, где в это время заканчивалась первая сцена второго действия мюзикла « Норд-Ост » и находилось более 800 человек. Оставшаяся часть террористов начала проверять другие помещения театрального центра, сгоняя в основной зал сотрудников и актёров мюзикла, и других граждан, находившихся в здании Дома Культуры, в том числе около 30 человек — учащихся Школы ирландского танца « Иридан », которые в одном из помещений проводили репетицию [13]. На сцену, где в это время находились восемь артистов, одетых в военно-лётную форму образца 1940-х годов, вышел вооружённый автоматом человек и приказал актёрам спуститься со сцены в зал.

Помню только дикое раздражение и готовность порвать всех информационных спекулянтов в клочья… Эпизод 19 Уже в понедельник, то есть на следующий день после выписки, я пошел на работу. Все с тем же чувством всеобъемлющей любви к людям. Поделился со всеми радостью того, что выжил, и продолжил выполнять свои служебные обязанности. Так же пошел на работу и во вторник. Но вот вечером вторника я сижу и понимаю, что не помню ни вторника, ни понедельника, ни воскресенья… Помню только очень маленькие отрывки из этих дней. Помню, что говорил с людьми, но совершенно не помню, о чем.

А работа связана с переговорами. Записных книжек никогда не вел, зачем? И так все дословно помнил, два раза услышанный набор цифр навсегда заседал в голову… Темный осенний вечер. Я сижу в офисе с телефонной трубкой в руках и не помню, с кем я только что поговорил. Меня пронзил ужас. Я в одну минуту понял, что мозги, которыми я тихо гордился, больше не являются моей гордостью. Я испугался, что, выйдя с работы, я не доеду до дома, так как забуду, кто я, где живу, куда еду… Мой страх заставил меня позвонить домой, и, объяснив, что со мной и моей памятью, попросить забрать меня с работы. Последующие несколько дней я ездил по Москве только с сопровождающими лицами. Я очень благодарен подруге из Екатеринбурга, которая приехала поддержать нашу семью и меня во время этих событий.

Она фактически выполняла роль поводыря по Москве в те несколько дней, пока я не лег снова в больницу. Помню, что за эти 10 дней дважды попадал под легковые машины. Помню чувство абсолютно пустой головы, когда единственной мыслью была упорная мысль подумать о чем-нибудь. Дикое чувство для человека, у которого всегда шло минимум два-три потока мыслей, осознать, что твоя голова пуста и ни о чем не думает… Сейчас думаю, но думаю только скудным одним потоком. Остались только смутные воспоминания о том, что думать можно полноценно. Хотя врачи попытались успокоить, что постоянный поток не свойственен людям и что идти больше чем по одному потоку не является нормой… Эпизод 21 Мистика со сбивающими меня машинами проявилась в полной мере на таможне, куда я поехал передавать дела другому сотруднику нашей компании. Меня там сбило грузовиком в том месте, в котором фактически невозможно наехать на человека. Действие произошло между таможенными пакгаузами, расстояние между ними около 50 метров, машины ездят посередине. Мы шли вдоль пакгауза, когда я почувствовал сильнейший удар.

Как мне показалось — со всей дури кулаком в левое плечо. Отлетев на товарища, я сбил его с ног. Инерция вернула меня обратно — под задние колеса ЗИЛа. Мне хорошо запомнились сдвоенные колеса, едущие мне прямо на лицо… Не помню, как я вывернулся. Факт остается фактом: на широченной около 50 метров дороге между пакгаузов водитель сбил людей, идущих по самому краю, свернув на них от показавшейся неизвестной угрозы… Товарищ теперь боится рядом со мной ходить на улице. Все изменилось после «Норд-Оста». Я перестал сидеть в метро, я вообще избегал сидячих положений на полумягких креслах, так напоминающих кресла зала на Дубровке… Иногда присаживаясь в метро, я не просто боялся заснуть, я боялся прикрыть глаза или просто моргнуть. Мне казалось, когда я прикрывал глаза и начинал засыпать, что сейчас я открою глаза и окажусь сидящим в том зале под дулами автоматов… Понятно, что этот страх был не абстрактным, а испытанным в первые дни после освобождения, когда еще не знал своего страха и по привычке засыпал. Просыпаясь, я просто боялся открыть глаза, слыша объявления станций метро.

Я думал, что мне снится метро, а я сижу в красных креслах «Норд-Оста». Страх ушел только года через три, если не позже. Эпизод 23 История, начавшаяся на Алтае, для меня закончилась предложением моей жене выйти за меня замуж. После этого алтайские амулеты отпали, а руническое видение стало полностью понятным и отработанным. Что лично для вас было самым сложным за эти дни? Пришло понимание того, что мозги и память остались в том зале. Я потом три месяца проходил реабилитацию с курсом восстановления памяти. Я вынес для себя одно понимание: если вам угрожают оружием, не будьте бараном. Примените оружие, направленное на вас, против любой собаки, что направила его на вас.

Лучше погибнуть сразу, чем трястись и надеяться на чудо. Чудеса случаются, но крайне редко — зачем пассивно ждать чуда, когда все в ваших руках. Тогда не знаю, сейчас бы попытался создать среди стада баранов-заложников панику. Только паника заставит стадо баранов затоптать волков и псов. Да, при этом кто-то из заложников безусловно погибнет, но у остальных будет значительно больше шансов выжить… В современности берут заложников не для того, чтобы их отпускать, а только для того, чтобы их убивать. Или стараются не разговаривать вообще? Вспоминают всех близких людей, плачут, вспоминают, что у них куча невыполненных обязательств… Говорить не всегда можно. Когда можно, то не факт, что захочется. В эти моменты идет мощнейшая работа со своей совестью, памятью, убеждениями… Очень сложно принять самого себя таким, какой ты есть.

Именно по этой причине у людей идут сдвиги: они не находят в себе соответствия обстоятельствам, и у них слетает программа здравого смысла, а на ее место встает какая-то другая, не всегда основанная на логике. Когда же говорят, то говорят в основном только с целью выплеснуть свои переживания или успокоить товарищей по несчастью. Что я мог им предложить? Переговоры возможны только в том случае, когда есть что предложить или можно хотя бы сделать вид, что можешь предложить… Так как мы знали требования террористов и я осознавал их невыполнимость, то вступать в переговоры было бы бредом. Представьте, что вы вступаете в переговоры с яйцом из холодильника перед тем, как его разбить и пустить на яичницу. Спросите у яйца — вступало ли оно в переговоры. Выйти покурить? Покурить никого не выпускали! Сходить в туалет?

Так это не послабление, а жизненная потребность, как и вода с едой. Да, нам давали пить и чуть-чуть есть… Но это не послабление — это всего лишь способ удержать стадо под контролем. Какая-то информация о готовящемся штурме доходила? Также нам постоянно выкрикивали террористы какие-то новости со сцены… После тех событий я очень не люблю СМИ — средства массовой дезинформации и внедрения вредной информации. Не знаю, почему принято сокращение для прессы как СМИ. Это такое дерьмо, которое я брезгую смотреть после тех событий. При выписке из больницы я чуть не разбил камеру украинской съемочной группе, когда краем уха услышал их вопросы кому-то из выписываемых украинцев. Меня еле удержал брат.

Кроме того, взрывы, если бы они произошли, могли затронуть и ближайшее метро. Прорабатывались разные варианты действий. Наконец, через трое суток, утром 26 октября, «Альфа» начала спасательную операцию. В зал пустили токсичный газ, состав которого до сих пор не известен. В результате были ликвидированы все 40 террористов и никто из женщин-смертниц не успел привести взрывчатку в действие. Можно было бы назвать операцию удачной, если бы не то, что, только по официальным данным, погибли 130 заложников по другим сведениям — 174. По данным СМИ, даже медики не знали его состава, и это явно не помогало при лечении. Как рассказал Милицкий, были и ошибки при эвакуации — часть людей вывезли на заранее подготовленных скорых под контролем медиков эти в основном выжили , а некоторых — на другом транспорте, среди них многие погибли. Трагический контекст Начало нулевых было неспокойным временем для России. Так, 8 августа 2000 года случился взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью в Москве. Погибли 13 человек, 118 получили травмы.

Знаете, в жизни смешное и грустное постоянно рядом. Я ещё была в госпитале, когда позвонил мэр подмосковного Лыткарина, где я живу. Спрашивал маму, чем помочь. Она ему в ответ: «Включите отопление — слезы замерзают! А до этого все три дня простояла на коленях перед иконой. Заложница Елена Алексеенко: — Нас охраняли постоянно десять человек. Четыре женщины и шестеро мужчин. Другие приходили и уходили. Главарь Бараев был все время внизу. Трое из наших охранниц были в масках. Одна — самая молодая — лет 16, с открытым и каким-то очень детским лицом. В черной одежде и черном платке, прикрывавшем лоб. Но она была самой жестокой. Нас бандиты сами предупредили: «Она, мол, воспитана в мусульманском духе, ярая исламистка. Дадут приказ взорвать, выполнит сразу. И это будет для нее счастьем». Она и в туалет когда нас водила, пистолет всегда держала наготове. Старший в группе был, как его называли, Аслан. Он тоже ходил без маски. Мы его спрашивали: «Откуда ты? Он отвечал, что из Грозного. Еще я запомнила, что одну женщину звали Айшат, вторую — Сальва или Сельва. Среди мужчин был Рашид. Остальных по именам не запомнила. Все террористы молодые, лет по 20, и все, как мы поняли, из Чечни. Один был только постарше — ему за 30. На нем были очки, похожие на те, с которыми в бассейнах плавают. А сверху надета маска. У кого-то было закрыто все лицо, у кого-то только нос и подбородок. В первую ночь они были очень уверены в себе. Это чувствовалось. Они нисколько не сомневались, что их план удастся. То и дело заявляли: либо умрем, либо победим. Но были уверены именно в победе. И все время переговаривались по сотовым телефонам. У них и зарядные устройства к ним имелись. Говорили, что давно готовились к захвату. Собирались свою акцию приурочить ко дню рождения Путина. Но малость, мол, подзадержались. Потом стали нервничать. И чем дальше — тем больше. Не получалось так, как они хотели. Перед штурмом особенно дергались. Бараев стал что-то кричать своим на чеченском. А потом сказали, что третья ночь — последняя. Если подвижек не случится, говорили бандиты, начинаем второй этап операции. Какой именно — не объясняли, но было ясно, что нас ждёт что-то жестокое. И у дочки просила шепотом прощения, что взяла ее на спектакль. А Катя, мы сидели всё время рядом, успокаивала: «Да ладно, мама, не волнуйся, всё будет хорошо». А я всё равно себя ругаю. Заложник Ирина Чернена, учитель: — Помню, как всё началось: на сцене — летчики, сюжет очень патриотичный, поэтому, когда и в зале, и на сцене появились ещё и люди в камуфляже, никто не удивился — значит, так надо. Но тут меня толкнул в бок Аркаша, он уже был до этого на «Норд-Осте». Голос растерянный: «Это не по сценарию». Выстрелы вверх, боевики абсолютно трезвые, говорят очень четко: «У нас претензии не к вам, а к вашему правительству! Я как-то сразу почувствовала, что это надолго. И всё время волновалась за дочку, Оленьку. Слава Богу, ее отпустили в первую очередь, когда вывели детей. Только после того, как мне перезвонили родные и сказали, что она уже дома, я немного успокоилась. А вообще нам, конечно, было легче, чем другим: нас не рассадили, мы о многом разговаривали с ребятами, держались вместе, подбадривали друг друга. Я пыталась поговорить с ближайшей к нам женщиной-камикадзе, но она не шла на контакт… Тяжело было только первые сутки: духота, очень хочется есть, да еще и эта жуткая оркестровая яма, и невозможность привести себя в порядок… А потом наступило отупение, уже ничего не хотелось, мы к этому кошмару начали привыкать. Из-за жары многие сняли одежду, боевики тоже скинули камуфляж и остались в «гражданке». На некоторых из них были «норд-остовские» футболки. То, что пошёл газ, я поняла сразу: на какую-то секунду в зале появился терпкий неприятный запах. Еще секунда — и раздались выстрелы. Но мы уже дышали в свитера, пригнули головы к коленям. Помню первые несколько секунд, топот ног. И — провал. Очнулась в реанимации. Они бы нас взорвали — в этом можно не сомневаться. За несколько часов до штурма им, видно, что-то померещилось. За считаные секунды террористки окружили весь зал, потянули руки к поясам. Меня поразили четкость и скорость, с какой они это всё сделали. Словно они не раз уже в этом зале тренировались: каждая отсчитала ровно шесть кресел, и получилось, что они везде, и если им дадут команду, не выживет никто. Оцепление милицией и специальной техникой улиц, прилегающих к концертному залу на Дубровке. Мы сидели в бельэтаже, во втором ряду. Нам повезло: пушку ни на меня, ни на моих родных никто не наставлял, нас не разделяли. Попросила у боевиков воды — дали, захотела позвонить папе — разрешили набрать по мобильнику. Я разговаривала с женщинами-камикадзе. Одна из них контролировала наш ряд. В ночь перед штурмом чеченцы сказали: «Вот придёт завтра в 10 утра представитель президента, и вы все, может быть, останетесь живы». Но надо было видеть их глаза! Никто из нас не сомневался, что они нас все-таки взорвут… Когда пошёл газ, я его сразу заметила: на секунду появился серо-зеленый туман, который тут же развеялся. Я увидела, как женщины-боевички тут же заснули, никто из них не успел даже пальцем пошевелить. А мужики не вырубились, забегали сразу, закричали что-то по-своему и стали палить куда попало. Я так и не заснула и видела весь штурм своими глазами. Хотя, если честно, когда пошёл газ, подумала, что это все, конец, сейчас взорвут. Заложник Алла Ильиченко, бухгалтер: — Я пошла на мюзикл, чтобы избавиться от депрессии. Что-то не ладилось на работе, начались проблемы в личной жизни. Правильно говорят, что беда одна не ходит. Мало того, вечером того же дня у меня украли сумку с документами, а билет на «Норд-Ост» я случайно положила в карман пальто. Когда начался захват здания, я даже не удивилась и не испугалась — продолжала думать о своих проблемах. Тогда я даже предположить не могла, что все продлится так долго. Я сидела в партере, а рядом со мной — девушка-камикадзе. Люди, которые были рядом, практически не общались.

«Норд-Ост». 10 лет спустя

Теракт на Дубровке: истории выживших после «Норд-Оста» Как спектакль закрыли Премьера восстановленного после теракта «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года, спустя три месяца после трагедии.
«Норд-Ост» и ложь Кремля: чего хотели террористы и как погибли заложники - YouTube Трагедию, по собственным словам, он пережил сравнительно «легко»: в больнице просил позвонить отцу, который 26 октября празднует день рождения, а спустя несколько месяцев вновь стал зрителем «Норд-Оста» вместе с родителями, совершив своего рода ритуал прощания.
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке | ФедералПресс | Дзен 10 лет спустя, Прошло 10 лет со дня страшной трагедии.
"Норд-Ост". Без цензуры и вранья 11 июля 2007 года организация «Норд-Ост» направила в Генпрокуратура просьбу о возбуждении уголовного дела против членов оперативного штаба по спасению заложников.
"Норд-Ост". Без цензуры и вранья : nikolaeva — LiveJournal Прошло 15 лет: в Москве вспоминают трагедию "Норд-Оста".

Освобождение «Норд-Оста» и ликвидация Мовсара Бараева

  • Лента новостей
  • Юрий Мазихин, артист мюзикла, был в числе заложников
  • Комментарии
  • «Норд-Ост»: фотохроника трагедии -

Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке

При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.

Только передавать информацию. Та моя знакомая девушка, кстати, в итоге погибла», — заключает наш собеседник. Три дня Россия не отходила от экранов телевизоров. Показывали снятое внутри здания видео: мужчины и женщины в черных балаклавах с закрытыми лицами на фоне алого бархата зрительного зала с рассеянными по периметру бусинками-заложниками. Одна из них контролировала наш ряд. Все также смотрели, как входил в зал Иосиф Кобзон, согласившийся вести переговоры с захватчиками, затем детский доктор Леонид Рошаль. Им удалось убедить бандитов, чтобы на свободу выпустили нескольких женщин с маленькими детьми, беременную, иностранцев. Еще он отмечал, что настоящие кавказцы не воюют с женщинами.

Артист попросил одного из главарей группы — Абу-Бакара — отдать ему самых маленьких деток. А те разрыдались без мамы... И этим простым вопросом он «отвоевал» из заложников мать. Предварительно через вентиляцию поступал усыпляющий газ. Меня словно парализовало. Подумал: все, конец. Потом не знаю, сколько прошло времени, сознание вернулось. Какой-то парень в темной форме нес меня на плече. Запомнил, что в другой руке у него была длинная винтовка. Наверное, он был снайпером», — рассказывает один из бывших заложников Сергей Н.

И девушки-смертницы. Потом в интервью их родители клялись, что дочери ничего не знали о конечной цели «похода». Что они сами были жертвами. Отец одной из смертниц Марины Бисултановой, Наби, признавался: «Там просто нужны были переодетые в черные платья девочки.

Ко мне подошел молодой человек и спросил: а кто эти люди? Мы стояли на ступенях того самого зала. Ему вообще об этом никто не рассказывал», — разводит руками Дмитрий.

Они были приглашены на собеседование в посольство США для получения визы, собирались уехать в Штаты. Визу одобрили, и отпраздновать событие семья решила походом в театр на мюзикл «Норд-Ост». Так Светлана с дочерью и женихом оказались заложниками на Дубровке. Выжила только Светлана — Саша и Сэнди погибли при штурме. Мы друг другу все рассказывали, делились. Бывает же так, что тебе очень больно, а окружающие этой боли боятся, как будто боятся заразиться. А о больном хочется говорить.

От непричастных к теракту часто слышу: только не начинай опять об этом, не вспоминай, все прошло. А я и не вспоминаю, я этим живу», — говорит она. Светлана создала сайт «Мемориал погибших в Норд-Осте». На портале есть «Книги памяти», материалы как непосредственно о самой трагедии, так и о событиях после нее. В том, что эта работа действительно нужна, Светлана убедилась, когда ей написала девушка из Чечни. Она призналась, что террорист Мовсар Бараев был ее кумиром, а одна из смертниц — подругой. Она считала их героями, собирала информацию в сети и однажды наткнулась на сайт Светланы.

Работа по сбору материалов для «Книги памяти» длилась более пяти лет.

Погибло 4 человека и 12 пострадали. Это был первый в истории современной России крупный теракт, прервавший почти 20-летнюю эпоху безопасности, если не брать в расчет потрясений путча 1993 года. После этого в 90-х ещё были серии жутких терактов — взрывы домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в 1999 году, при которых погибло 100 и 124 человека соответственно. Но XXI век стал ещё более страшным. Теракты во время культурных мероприятий Первая ассоциация, которая приходит при упоминании «Крокуса» — это захват террористами Театрального центра на Дубровке во время премьеры мюзикла «Норд-Ост». Тогда в зале находилось 900 зрителей, которых террористы удерживали более 3 дней почти без еды воды. Действия спецназа по освобождению заложников после вызвали массу вопросов: применение усыпляющего газа перед штурмом театрального зала привело к гибели 120 заложников — люди к тому времени были истощены и физически, и морально.

Но все террористы были уничтожены. Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста» Фото: вдпо. Тогда погибли 16 человек и ещё около 50 были ранены. Теракт на фестивале «Крылья» унёс жизни 16 человек Фото: jsa-stage. Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек. Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо.

“Норд-Ост”, 11 лет назад. Свидетельство заложника

В машине находилось 2,7 тыс. Были разрушены два подъезда, 58 человек погибли, 146 были ранены. Позднее еще 6 человек скончались от полученных травм. Взрыв на День Победы В 2002 году в центре Каспийска во время торжеств, посвященных празднованию Дню Победы, в толпе сдетонировало самодельное взрывное устройство. В результате погибли 43 человека, включая 12 детей. Следствие признало организатором Раппани Халилова, который был лидером формирований из Чечни и Дагестана. Теракт на Дубровке 23 октября 2002 года в здание Дома культуры "Московский подшипник", где шел мюзикл "Норд-Ост", ворвалась группа вооруженных людей. Террористы захватили почти тысячу заложников. В течение трех дней силовики проводили переговоры с террористами. Не придя к компромиссу, сотрудники ФСБ применили специальный усыпляющий газ и начали штурм здания. По официальным данным, погибли 130 заложников, по подсчетам общественной организации "Норд-Ост" — 174.

Еще более 700 человек были ранены. В основном люди погибли из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Организаторами террористического акта, по данным следственных органов России, выступали житель Чечни Руслан Эльмурзаев, убитый в ходе штурма здания на Дубровке, а также житель Ингушетии Асланбек Хасханов. Взрывы в поездах "Кисловодск — Минеральные воды" Теракты на этом маршруте произошли дважды за 2003 год.

Казалось, что люди с автоматами могут в любой момент разозлиться — и плохо будет всем. Сами террористы вели себя по-разному. Кто-то был сдержанным, кто-то разговаривал с нами. Удалось пообщаться с женщинами из группировки — точнее, они были никакими не женщинами, а еще девчонками, ненамного старше нас: им было лет по 16. Они рассказывали, что у них не осталось никакого выхода: всех мужчин в их семьях убили на войне. Чувствовалось, что они обозлены, что им нечего терять и они этого не скрывают. Прямых угроз от них не было, но вот эта энергетика злобы и агрессии очень чувствовалась. При этом боевики нам говорили: нас не тронут, если будем вести себя «нормально» Рядом с выходом в фойе из той части зала, в которой мы сидели, было два туалета, один — с большим окном. В какой-то момент террористы начали по одному отпускать туда людей. Какая-то женщина воспользовалась моментом — зашла в туалет с окном и выпрыгнула из него на улицу — и, хотя, кажется, сломала ногу, спаслась. После этого нам сразу же запретили ходить в тот туалет под угрозой расстрела. В итоге мы каждый раз терпели до последнего, потом, холодея от ужаса, отпрашивались у террористов и по стеночке шли в другой туалет. На тот, с окном, даже боялись посмотреть — чтобы боевики не подумали, что мы тоже хотим сбежать. Убедить маму и папу, что все хорошо У нас сразу забрали телефоны, но иногда их рандомно раздавали, чтобы мы могли созвониться с близкими. Наверное, это был эмоционально самый сложный момент: нужно было взять себя в руки и самому стать родителем, чтобы успокоить маму и папу — убедить их, что все в порядке, что я жива, что держусь. Родители-то вообще ничего не знали, находились снаружи, с ума сходили от неизвестности и страха за нас. Уже потом они рассказали нам, что объединялись, следили за ситуацией вместе. Они пытались занизить наш возраст, мои родные ходили в украинское консульство я родом из Украины — в общем, пытались сделать все, чтобы нас отпустили. Но боевики нас детьми не считали и отпускать не собирались: «Какие же вы дети, у нас в 9 лет мальчики уже воюют! Когда прошли вторые сутки, стало понятно, что переговоры в тупике. Террористы требовали, чтобы власти вывели войска из Чечни, а это было невозможно. Становилось понятно: мы все обречены. Мы слышали, как звучали выстрелы, террористы мониторили вентиляционные люки, потому что боялись, что оттуда могут прийти снайперы, и в целом были в напряжении. Конечно, я ощущала не только страх, но и злость. Она накатывала волнообразно, моментами Помню, как под конец сидела и материлась, потому что мне казалось, что мирным путем эта история не разрешится. Когда пошли вторые-третьи сутки, люди начали паниковать чаще, терпение кончалось у всех. Кто-то срывался. Однажды какой-то человек побежал на террористку со стеклянной бутылкой. Его тут же расстреляли, но пули попали и в других, просто сидящих в зале людей.

И сейчас остается. Он до «Норд-Оста» был для меня персоной неизвестной, я за него никогда не голосовала, потом я про него узнала и за него не голосую». Виктор Невструев 19 лет, курсант «Я сидел на 14-м ряду, 23-е место, прозвенели большие часы, началась вторая часть. Я больше всего хотел увидеть огромный самолет, но так и не увидел. Раздался хлопок, потом вышли военные в масках с автоматами, мама повернулась ко мне и сказала: «Это захват». Сразу появились женщины с поясами. Главный, Бараев, пустил очередь в зал и крикнул: «Вы знаете, что происходит? Выводите войска из Чечни. Тогда мы всех отпустим». Я теперь знаю, что все эти теракты происходят не по собственной воле. Я года три увлекаюсь геополитикой, рассматриваю войны, кризисы и понял, что все происходит из-за денег и из-за власти. И «Норд-Ост» тоже. Обижаться на государство не стоит, хотя наши органы власти были неправы, слишком концентрированный использовали газ. Года два-три снился один момент. Как у всех в зале проверяли документы, а мы спрятали мамино военное удостоверение в мой учебник по москвоведению за 1—4 класс. В зале тогда нашли одного полковника милиции, вывели на сцену, избили и застрелили. Нам с мамой выплатили по 25000 рублей и отправили в санаторий. Теперь жизнь идет своим чередом. С каждым годом воспоминания стираются. Но то, что это произошло со мной именно, наверное, судьба. Нам подарили билеты на этот мюзикл — вот мы и сходили. Во всем виновато правительство и государство. Как они попали с оружием в Российскую Федерацию? Как у них грузовик по дороге сломался, а они нашли три фургона? То, что я теперь учусь в военном университете, никак не связано с теми событиями. Мы на занятиях по криминалистике разбираем такие случаи». Ольга Треймен 28 лет, продавец «Через день после освобождения меня положили в больницу рожать. Серьезных последствий не было, хотя ребенок родился на месяц раньше. Уже потом я рассказывала о тех событиях сыну, которому скоро будет десять. Он видел архивные кадры в новостях, но когда захочет узнать, я расскажу ему все подробно. Он должен знать, где живет и что может с ним произойти в Москве. Я работала в ДК буфетчицей, была на седьмом месяце, и мне не хватило пяти минут, чтобы уйти. Я уже пошла переодеваться в туалет, но ко мне влетела уборщица, погасила свет и сказала: «Ограбление! В итоге меня отпустили через семь часов после захвата. За меня попросила врач, которая сидела рядом. Я выходила одна, но террористы сказали мне: «Ты вся в черном, иди с поднятыми руками, могут принять за нашу». Вышла через стеклянные двери, никого нет, парковка, только потом увидела оцепление, солдаты мне замахали. Два часа я рассказывала обо всем, что видела, специальным людям. Передала послание, что с нами хорошо обращались. Иногда я просматриваю в «Одноклассниках» страницы людей, с которыми там была, но не пишу им. Я помню женщину, которую вывел Иосиф Кобзон. Она меня все время успокаивала, говорила, что я буду все это как страшный сон вспоминать. И снилось потом: огромная бомба, рядом то ли телевизор, то ли компьютер, люди приматывают скотчем ткани с надписями на арабском и кричат «Аллах акбар! Николай Любимов 81 год, пенсионер «Картина тех дней постоянно передо мной. Гробовая тишина в зале, рядом со мной стояла симпатичная и молоденькая смертница, у нее был небольшой телевизор размером с мобильный телефон. Она почему-то смотрела Первый канал в основном, а я говорю: «Чего ты смотришь, там же все вранье! Ты ставь НТВ». Помню, как сказал: «Ребята, кажется, какой-то газ».

Но о Дубровке в нем — ни слова. Фото: «Последнее испытание» В результате проведенной спецоперации все находившиеся на тот момент в здании террористы были уничтожены, а большая часть заложников освобождена. И когда в октябре 2001 года прошла весть о том, что в столице состоялась премьера первого «посконного, домотканого расейского» мюзикла, конечно, я загорелся его увидеть! Но попал в Театральный центр у метро «Дубровка» Москва, ул. Показы там шли ежедневно. Видимо, было подготовлено несколько составов исполнителей. Его специально взяли в долгосрочную аренду и переоборудовали под это грандиозное шоу. Должен признать, что спектакля такого масштаба, с такой сложностью декораций, мощью световых спецэффектов я не видел до этого никогда! Огромные движущиеся пандусы, гигантские льдины, все время перемещающиеся в свете рампы… Самолет чуть ли не в естественных габаритах, приземляющийся на сцену… Поезда в натуральную величину, проезжающие в разных направлениях… Всплывающий громадный остов шхуны… Все это требовало, конечно, большого пространства. Что и мог предоставить постановщикам дом культуры бывшего завода-гиганта. Это была очень многолюдная постановка. Как положено в классическом мюзикле: много песен, много хореографии. Масштабные массовые сцены. Причем в них очень много было задействовано детей. В целом все это производило очень сильное впечатление. Чтобы иметь возможность обозревать весь масштаб, я намеренно купил билет в первом ряду на балконе. Примерно в середине. Планировка зала там была стандартной для типового дома культуры, возведенного в стиле советского конструктивизма. Очень напоминала зал в нашем саранском РДК, но более вытянутый в ширину. Все увиденное меня так захватило, что даже не помню сейчас, насколько это все было продолжительно по времени, был ли антракт… Причем поразительно, но совсем в памяти не осталось какой-то музыкальной темы, ключевой мелодии, песни, арии. Только общее ощущение восторга от масштаба и яркости. Наверное, потому, что авторами либретто и музыки мюзикла созданного по мотивам легендарного романа Вениамина Каверина «Два капитана» , а также его продюсерами были Алексей Иващенко и Георгий Васильев, знаменитые некогда барды. Им, видимо, хватило таланта и мастерства придать всему задуманному требуемую музыкальную форму. Я был на их могилах. И каково же было мое удивление, когда пришел все в тот же бывший клуб подшипникового завода! Он сменил название, даже в билете адрес был указан измененный. В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. Захват случился сразу после песни летчиков и поначалу был воспринят зрителями как часть спектакля. Террористы во главе с Бараевым зашли в зал двумя группами: одна поднялась на сцену, и кто-то из преступников сразу же выстрелил из автомата в потолок. Другие зашли в зал с центрального входа и быстро распределились среди сидящих. Бандиты находились в крайнем возбуждении и совершенно точно знали, что делали: они готовили бойню… Сначала заложникам позволили позвонить домой, сообщить о захвате. В конце зрительских рядов разместились женщины-смертницы с поясами шахидов. В общей сложности к подрыву приготовили взрывчатку, эквивалентную 120 килограммам тротила. Как только стало известно о захвате, к зданию Театрального центра стали стягиваться экстренные службы.

«Норд-Ост»: 20 лет спустя — как живут близкие жертв теракта

Теракт на Дубровке — захват заложников на мюзикле «Норд-Ост»: факты о трагедии, случившейся в октябре 2002 года в Москве. Сразу после трагедии участники организации «Норд-Ост» стали направлять запросы в самые разные госучреждения с просьбой установить памятный мемориал на месте теракта, но понимания не находили. «Норд Ост», Беслан, Буденновск, «Крокус сити холл» и взрывы домов.

Норд-ост. Страшные подробности трагедии в стране спустя более 20 лет

Новый выпуск программы Анны Немзер «Память не изменяет»! Это совместный проект телеканала «Дождь» и Russian Independent Media Archive — Теракт на Дубровке – террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре (ТЦ). Во время захвата «Норд-Оста» руководила группой женщин-террористок. Более того, про «Норд-Ост» по-прежнему толком ничего не известно: кто организатор, почему умерли заложники, что это был за газ. Как спектакль закрыли Премьера восстановленного после теракта «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года, спустя три месяца после трагедии. Он до «Норд-Оста» был для меня персоной неизвестной, я за него никогда не голосовала, потом я про него узнала и за него не голосую».

«После «Норд-Оста» я исчез»: амурский геолог три дня был заложником теракта на Дубровке

Остальные продолжали оставаться внутри без воды и еды. Штурм начался рано утром 26 октября и продлился 40 минут. При атаке сотрудники ФСБ применили газ. В результате операции все боевики были уничтожены: 21 мужчина, включая главаря Бараева, и 19 смертниц. После завершения захвата на месте событий правоохранительные органы обнаружили 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 поясов со взрывчаткой и две самодельные бомбы, в каждой из которых было по 40 килограммов взрывчатки.

Спасти из плена удалось 782 заложника. Во время спецоперации или после нее в больницах погибло 125 человек. Еще пятерых террористы убили до штурма. Среди жертв числятся десять детей, в том числе и двое 13-летних артистов — Кристина Курбатова и Арсений Куриленко.

Причины смерти людей были разные: кислородное голодание, обезвоживание, а также дыхательное расстройство.

Террористки-смертницы усаживались между зрителями, демонстрируя свои пояса, начиненные взрывчаткой. В это время другие боевики расставляли по залу бомбы. Террористы предупредили, что за каждого убитого или раненого из своих они будут расстреливать по десять человек, а после этого отобрали у всех мобильные телефоны. В начале захвата один из зрителей успел дозвониться в Службу спасения. Распечатка этого разговора сохранилась в библиотеке мемориала погибших в «Норд-Осте». Ну, в принципе, ничего, все сейчас дозвониться пытаются, но не у всех получается.

И боевики ходят с оружием. Мы как сидели, так и сидим. Как смотрели спектакль. По краям, там, где откидные сиденья, стоят женщины, заминированные все. В середине лежит заминированное взрывное устройство. Около него и по всему периметру, по всему залу. Стоят как бы.

Заминированные, с оружием как бы. По ходу — камикадзе. Нереально, но, мне кажется, мы здесь все ляжем. И это не шутка.

Через вентиляцию в здание был запущен усыпляющий газ. Осаждающие ворвались в театр через главный вход, через несколько минут спасатели МЧС и врачи начали выводить заложников. Спаси удалось не всех. ТАСС Путин получил известие об освобождении заложников — его первая реакция. ТАСС Так выглядит обезвреженное взрывное устройство боевиков. Похожих самодельных бомб по всему зданию было немало, но это — самое мощное — захватчики разместили в партере, где держали заложников.

А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Последняя ночь была ужасной. Все уже отупели от сидения. У меня была только одна мечта — принять душ и вытянуть ноги, которые нещадно ныли. К тому же большую бомбу с первых рядов почему-то перетащили и установили через ряд от нас. У парня, сидевшего в последнем ряду, видно на этой почве, «поехала крыша». Он вдруг вскочил и побежал прямо по креслам вперед. Началась стрельба. В результате в парня не попали, а убили мужчину, мимо которого он пробежал, и ранили в живот женщину, которая сидела с мужем и дочкой. Женщину вынесли и уложили где-то у выхода из зала. Заметив это, я с облегчением подумала: «Значит, жива! Что с ним стало, не знаю. Что стало с женщиной, тоже не знаю. Муж просил вызвать скорую, но ему в грубой форме отказали. Этот инцидент подействовал на нас удручающе. Сон не шел. Задремали под утро. Я проснулась от беготни на сцене. В нос ударил неприятный запах, террористы в панике метались по сцене, и я поняла, что зал заполняется каким-то газом. Ты спал. Я растолкала тебя. Ты был сонный и вялый. На полу стояла бутылка с водопроводной водой, которую раздали вечером шахидки. Я намочила бумажные носовые платки. Один дала тебе закрыть рот, второй приложила себе. Инстинктивно натягивая ворот свитера до носа, я подумала: «Надо сказать, чтобы ты закрыл лицо пиджаком». И с этой мыслью отключилась, не успев ее озвучить... Второй раз я очнулась уже на кровати в боксе с белыми кафельными стенами. Я лежала под капельницей с трубкой в носу, и от меня тянулись какие-то провода. Вошла женщина средних лет в белом халате. Это институт скорой помощи Склифосовского. Я заведующая отделением токсикологии. Поздравляю, вы вернулись с того света. Мы сидели рядом. Что с ним? Вас привезли на машине скорой помощи одну. Но вы не волнуйтесь. Наверное, он в другой больнице. Потом приходили какие-то люди, комиссии, и все отмечали, что мне очень повезло. А я говорила только об одном, что я сидела рядом с мужем, и просила их узнать, куда он попал. Мне обещали. Приходила женщина-психолог. Она хотела, чтобы я представляла себя в приятной обстановке на природе. Я старалась, но получалось плохо. В сердце поселилась тревога. В понедельник уже ближе к вечеру приехала дочь Оля и сообщила: — Пaпa в морге». Светлана Губарева Потеряла потеряла в Театральном центре на Дубровке 13-летнюю дочь Сашу и своего жениха, американца Сэнди Букера, с которым собиралась строить новую жизнь. Сегодня она вместе с родными жертв теракта и такими же бывшими заложниками, как она сама, встретилась у Театрального центра на Дубровке, чтобы помянуть своих близких. И после того как прошло собеседование — а оно прошло замечательно: в посольстве увидели жениха, поняли, что серьезные намерения, и сразу мы получили одобрение — в этом радостном состоянии пошли, погуляли по Москве и, проходя мимо станции метро Маяковская, увидели ларек, в котором продавались билеты на разные мероприятия, в том числе и на мюзикл "Норд-Ост". Он тогда очень активно рекламировался. История "Двух капитанов" Каверина. И мысль такая прокралась: когда еще попадем в Москву вот так все вместе, почему бы не посмотреть, тем более такая реклама. И настроение замечательное, хотелось продолжения. Светлана Губарева с дочерью Сашей и женихом Сэнди nord-ost. Оглянулась по сторонам, увидела, что по проходу идет толпа, одетая в военную форму. Впереди — мужчины, за ними группа женщин. И эти женщины останавливались, отделялись от группы и останавливались вдоль стен. Посмотрела направо — та же самая история. И даже когда уже стало ясно, всё равно я не могла смириться. Человек, который поднялся на сцену, объявил, что это захват. Что они пришли остановить войну в Чечне это как раз то время, когда шла вторая чеченская война и что это их единственное требование. Реакция была очень разная у людей. Кто-то впал в истерику, кто-то наоборот окаменел, кто-то спокойно воспринял. Тем, кто очень нервничал, чеченки из своих больших сумок доставали валерьянку, чтобы успокоить. Я насчитала 19 женщин в партере, сколько было на балконе, я не видела, но когда подходили к сцене, я видела четырех женщин на балконе по углам. Женщины сначала стояли, потом сидели, им принесли стулья. И они практически не сходили со своих мест, даже если их о чем-то просили, они по цепочке передавали. Они сидели на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Так что они друг друга хорошо слышали. Вели они себя тоже по-разному, кто-то был дружелюбен по отношению к нам, кто-то был агрессивен. Бараев, руководитель террористов был в таком эйфорическом настроении. Потому что представляете: группа боевиков пришла в центр Москвы, а метро Пролетарская — это центр Москвы. И захватила театр, тысячу человек, вот так легко и просто. Может быть, они не были уверены, что им удастся. Они не думали, что нам захочется есть, пить, спать, в туалет ходить. Им эта мысль вообще даже не приходила в голову, и они по мере возникновения проблем пытались их как-то решить. Несли большие сумки — эти пояса шахидов они обматывали скотчем и закрепляли на женщинах.

Норд-ост. Страшные подробности трагедии в стране спустя более 20 лет

Шум неимоверный. Застрочит рядом пулемет — никто не услышит. Двери в зал открыты. По коридору бежит бальная студия здание уже захвачено.

Бегут кто в чем, вещи в руках… Ни один из бегущих, пробегая мимо открытых дверей, не делает попытку что-либо сообщить. Куда бегут? Почему бегут?

У меня в голове проскальзывает мысль: опаздывают куда-то на выступление. Здание-то театральное. Мы, чтобы нас не отвлекали бегущие люди, что делаем?

Правильно, закрываем двери и спокойно продолжаем отстукивать учебные упражнения. Грохот ног заглушает все внешние звуки, в том числе и стрельбу. Он приглушает музыку, отвечает, говорит в трубку: «Что?

Нет, у нас все в порядке… В каком здании? Как в хорошем динамичном спектакле, синхронно с ним, когда он выходит из одной двери, в другую дверь заходят два человека в масках и с автоматами. Полный сюрреализм… Заталкивают обратно Игоря.

Звучит выстрел в потолок — все падают на пол, я остаюсь стоять посреди зала с глупой улыбкой на лице. В моем представлении происходящее — чья-то шутка. Мы ведь в театральном здании.

Плюс звонок, после которого синхронно выходит Игорь и входят люди в масках, придает уверенность в розыгрыше. С двух сторон меня тянут наши девчонки вниз, а я стою и лыблюсь на террориста. Тот уже начинает нервно тыкать в мою сторону автоматом, я, делая одолжение, подыгрываю шутке — сажусь на корточки и закладываю руки за голову… Позже, общаясь с нашими девчонками, узнаю, что только я посчитал выстрел холостым.

Большую часть наших обдало побелкой с потолка, и у них сразу появилось убеждение, что дело не шуточное. Эпизод 4 Нас гонят по коридору в основной зал. У меня нет на ногах обуви, только носки.

В тот день я забыл танцевальные ботинки, а в кроссовках крайне неудобно бить степ. Человек в маске стреляет в стеклянную дверь, у меня в голове: «Вот долбаные шутники, босиком гонят через битое стекло». Эпизод 5 Загоняют нас в зал.

Рассаживают на последние ряды. Маринка оказывается на два ряда впереди. Мне очень хочется пересесть туда, но я не знаю, как это сделать… Проходит немного времени.

Девушка из нашей танцевальной группы начинает мерзнуть, я отдаю ей свою футболку. Террористы эмоционально взрываются, начинают на меня орать на смеси русского, арабского и чеченского. Из всего этого я понимаю, что нарушил дресс-код по Корану, согласно которому мужчина не должен оголять торс в присутствии посторонних женщин.

На меня насильно надевают куртку одного из террористов. На мои возражения, мол, дайте куртку девушке, а я надену свою футболку, не реагируют… Уже после окончания событий я понимаю, что эта куртка мне едва не стоила жизни при освобождении: все мужчины в масках приехали в одинаковых черных куртках, именно эту куртку на меня и надели, чем создали видимость для внешних наблюдателей, что я один из террористов. Она ведет себя абсолютно невменяемо, ругается на собравшихся зрителей и террористов, через слово проскальзывает мат… Девушку весьма грубо выталкивают через переднюю правую дверь в фойе, через минуту слышны выстрелы.

Один из террористов возвращается в зал и сообщает о том, что ее расстреляли и так будет с каждым, кто не будет подчиняться их требованиям. У меня по-прежнему убежденность в ирреальности всего происходящего: если хотели бы расстрелять, то расстреляли бы у нас на глазах я не знал, что с передних рядов сцену расстрела было видно. Эпизод 7 Террористы самые задние ряды начали освобождать для своего отдыха.

Я смог перебраться к Маринке. Одновременно с этим началось минирование зала. У меня в голове только и крутилось: «Вот сволочи телевизионщики, устроили тут «За стеклом», а ведь кому-то завтра на работу.

Что они себе позволяют? Мне завтра на таможне груз получать! Чем выделялся?

Тем, что он ходил без маски и без оружия. Он играл роль «хорошего полицейского» и, подсаживаясь в разных углах зрительного зала, стравливал давление. Он говорил с людьми.

Говорил, что они лично нам плохого не желают. Как только наше правительство примет решение о выводе войск из Чечни, они нас всех отпустят… Звали этого «добряка» Ясиром. Он был не чеченцем.

Он был арабом, отучившимся на медика в Ростове если я правильно помню. Как я понял, его задачей было успокаивать людей и не допустить ни в коем случае спонтанной паники, которая бы вывела толпу заложников из тупой покорности горстке террористов. Так вот.

Поскольку мы сидели фактически у зоны отдыха террористов, то Ясир подходил к нам чаще, чем к другим. В один из своих подходов он начал нам рассказывать, что все хорошо закончится, что они нас отпустят и тому подобное… На это я ему ответил притчей-анекдотом: «Посреди моря-океана терпит бедствие большой пассажирский лайнер. Все пассажиры и команда мечутся, лодки загадочным образом не пригодны для спасения.

Все в панике, и только один пассажир в своей дорогой и роскошной каюте молится Богу и обращается к Нему со словами: «Боже, я великий грешник! Я погубил своего отца, предал мать, отравил брата, моих грехов по отношению к посторонним людям я не смогу перечислить и за сотни лет… Боже! Зачем ты губишь весь корабль, когда в твоих силах просто обломить потолочную балку, чтобы она убила меня!

Зачем ты губишь еще 2000 человек? Неужто тебе не проще убить только меня…» Так этот грешник молился до последней минуты жизни корабля. За мгновение до того, как послать корабль на дно, Бог снизошел до ответа: «Я вас, сволочей, по всему земному шару на этот корабль 5 лет сводил!

Он посерел лицом, встал и, не глядя на меня, ушел… Больше он к нам не подходил, причем у меня сложилось впечатление, что и в зону отдыха он проходил потом, стараясь не идти мимо нас. Походы «по нужде» были для нас особым испытанием. Ходили мы в оркестровую яму… К концу третьего дня там было больше чем по щиколотку нечистот… Напомню, я был все это время в носках, так как забыл танцевальную обувь.

Яркое воспоминание.

Важную информацию получили от снайперов: "Они двигаются по зданию и по лестницам, также как и мы! Мы сделали вывод, что имеем дело не с обычными бандитами, а с террористами, прошедшими специальную боевую подготовку. Одним из эффективных источников информации были заложники, освобождённые террористами в ходе переговоров. Особо хотел бы отметить работу с освобождёнными детьми, которых нам удалось перехватить сразу после выхода из здания. Один из офицеров "Альфы", изучавший в институте детскую психологию, предложил им поиграть в игру, где сказал, что ребята временно зачислены в штат боевого подразделения, были на разведке, и теперь должны доложить результаты. Их словно подменили — все начали рассказывать, где кто стоит, где находятся смертницы, где обычные боевики, у кого какое оружие, где взрывчатка и т. Штурм здания был намечен на раннее утро и начался одновременно с нескольких сторон силами сотрудников «Альфы» и Вымпела». Первыми в актовый зал проникли группы, вооружённые бесшумным оружием, которые за считанные секунды уничтожили всех террористок с «поясами-смертников», в том числе и тех, которые находились рядом с фугасами.

Затем ликвидировали террористов, находившихся на сцене. Сразу начали разминирование зала и вывод заложников, а ликвидация боевиков продолжалась на верхних этажах.

Так что сама по себе спецоперация «Альфы» и «Вымпела» на Дубровке в 2002-м не была чем-то уникальным. Но к тому моменту мы были всё в той же ловушке, когда отпор террору преподносится как террор. Представление это укладывается в простенькую логическую схему: - от террора гибнут мирные граждане, это плохо; - это плохо, потому что человеческая жизнь бесценна, так записано в правах человека; - права человека должно соблюдать государство; - а государство и его тупоголовые вояки обрекают мирных граждан на смерть от террора; - но террористы в этом не очень виноваты, потому что у них «своя правда» и тоже права человека, и государство их нарушает — не даёт демократических свобод; - поэтому надо не с террористами бороться, а прислушиваться к требованиям, идти на переговоры и взаимовыгодные консенсусы. И дело даже не в том, кто и из каких побуждений выступал и выступает до сих пор, кстати носителями и распространителями этого представления — правозащитники, медиа-глашатаи, врачи без границ или самопровозглашённые «совести нации». Сегодня в Европе эту функцию вообще исполняют сами политические элиты. Дело в том, что общество, инфицированное примитивными либерально-демократическими догмами и напуганное неотвратимой угрозой террора, эту матрицу с готовностью принимает.

А, в конце концов, «совести нации» — это то же общество, только наиболее голосистая его часть, да ещё и монопольно допущенная к громкоговорителям. Более того, российское государство 90-х — оно в той же матрице себя и видело. Отсюда и «Шамиль Басаев, я вас слушаю». Отсюда же, кстати, из этой матрицы — и «цена Победы в Великой Отечественной», и «трагедия маленького человека перед лицом интересов бездушного государства». Россия выходит из ловушки Но с «Норд-Остом» что-то сразу пошло по-другому. Нет, в телевизорах господствовала та же матрица: «человеческая жизнь бесценна, поэтому надо сдаваться». Общественные деятели всё так же толклись на месте происшествия, призывая и участвуя. Кто-то как Кобзон или Рошаль — по зову души, кто-то известно кто — ради политической самопрезентации.

По-другому вело себя государство. Оно не вступало в диалог с «носителями совести». Оно их игнорировало. И даже огрызалось. В прямом эфире уж не помню кто именно резко оборвал стенания какой-то сердобольной медиаперсоны на тему «а что вы можете?! И угрюмые мужики в погонах и с оружием решили. Бандиты уничтожены, без малого 800 человек из 916 захваченных заложников спасены. Это ужасно: гражданские не должны гибнуть на войне.

Но ставкой в войне тогда были не 916 человек на Дубровке.

Марат не успел — и оказался в кресле на первых рядах. Три дня в заложниках он почти не спал, не ел и хотел лишь одного — выжить. Понимал, что если умру, мои родители этого не переживут. Поэтому даже мыслей о смерти не было. Были люди, которые смирились с участью.

Они погибли. Те, кто отчаянно сопротивлялись, выжили». Тайны расследования теракта на Дубровке Абдрахимов — один из немногих, кто смог покинуть зал самостоятельно. За три часа до штурма он уснул на полу, лежа лицом вниз, потому не надышался газом. После выхода из здания мужчину задержали — смутила его «военная» костюмированная форма — но вскоре отпустили. В марте спектакль восстановили, но «Норд-Ост» продержался лишь два месяца — ни зрители, ни артисты не хотели возвращаться в страшное место.

Сейчас Марат работает в Театре Мюзикла, снимается в сериалах и воспитывает дочь. Марат Абдрахимов. На мюзикл он пришел с мамой — правда, опоздал на первое действие, оказавшись в Театральном центре к роковому второму акту.

После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке

Ровно 20 лет назад произошла трагедия на мюзикле «Норд-Ост», которая унесла более 100 человеческих жизней. «Норд Ост», Беслан, Буденновск, «Крокус сити холл» и взрывы домов. Трагедия "Норд-Оста" показала и расчеловечивание общества, сформировавшегося в безумные 90-е годы, когда русским показали, что якобы можно всё. "Я сразу вспомнила "Норд-Ост", как они неделю мучились", – признается Екатерина Дегтярева.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий