Фото: Максим Блинов / РИА Новости. Руководство ОАО «РЖД» отрицает дефицит запчастей, необходимых для обслуживания «Ласточек» и «Сапсанов». Новый поезд "Сапсан" из третьей партии составов отправился в рейс из Санкт-Петербурга в Москву.
Сапсан снимают с маршрутов – все риски оказались реальными
По данным электронного табло, «Сапсан» прибыл в Петербург в 22:03 мск по расписанию должен был в 22:00 мск. Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Поезд состоит из 10 вагонов 509—543 места , но в периоды повышенного спроса курсируют сдвоенные составы из 20 вагонов 1 018—1 086 мест. Сквозного прохода между сдвоенными составами нет, поэтому на посадку нужно приезжать заранее. Комплектация зависит от класса обслуживания, поэтому розетки и USB есть не везде.
Он позволяет быстро и с комфортом перемещаться между двумя крупнейшими городами России.
Ехали мы без единой остановки и общая продолжительность поездки составила 3 часа 45 минут. В вагоне было установлено табло, на котором я видела, что максимальная скорость с которой мы ехали, это 240 км. В вагоне установлено несколько телевизоров, у каждого места имеется так называемый пульт, установленный в кресле и каждому пассажиру выдаются наушники, которые находятся в кармашке кресла. Кресло очень удобное, имеется подушка для головы, само кресло имеет несколько положений, правда как им пользоваться мы поняли уже в конце поездки. Для прослушивания предлагается 4 программы: первые две программы, у нас были одинаковые, это дорожное радио, 3 программа — аудиокниги, я прослушала несколько детских сказок, вроде бы ничего, а 4 - я программа — какая - то музыка, от которой хотелось спать и, поэтому 4 канал я лично не слушала. В некоторых отзывах о «Сапсане» я слышала, что также имелся канал для прослушивания телевизора, но у нас почему то этот канал не работал и телевизор я хотя немного и смотрела, но ничего не слышала.
Показывали фильм «Доживем до понедельника», потом еще какой - то мультик, а в основном была реклама. Также хочу сказать, что в вагоне имелся бесплатный интернет, которым мы поначалу пытались пользоваться, т. Всю поездку по вагону с тележками ходили молодые парни и предлагали напитки: чай, кофе, что - то из еды. Я открыла сумку, они думали, что я хочу достать кошелек, но я достала банку с кофе, сахар - рафинад и попросила у них кипятка, что они мне сразу же предоставили, правда, без особого удовольствия.
В каждой стране своя уникальная железнодорожная система. Даже одна линейка поездов сильно отличается: так, поезда модели Velaro «Сапсан» — это Velaro Rus , эксплуатируемые в Германии и России, похожи только внешне, а внутри имеют существенные различия в компонентной базе. Поэтому процесс поиска и замены иностранных комплектующих будет длительным и сложным, ведь даже схожие азиатские аналоги потребуют адаптации под российские условия. Пока будет идти этот процесс, некоторые составы будут разбираться на запчасти для обеспечения функционирования остальных, в связи с чем нас ждет снижение частоты движения «Сапсанов» и, опять таки, корректировка их расписания. Niquirk Вырастут ли цены на билеты? Укрепление рубля немного нивелирует рост прямых расходов, связанных с удорожанием логистики, новыми поставщиками и инфляцией.
Возможно получение неустойки от Siemens за разрыв договорных отношений. Но стоит готовиться к росту стоимости билетов, ведь расходная часть вырастет довольно сильно. В России не на чем будет летать? Запад забирает самолеты? Рейсов станет меньше? Билеты подорожают? А новые скоростные маршруты будут? Развитие скоростного железнодорожного транспорта в России продолжится, но с другим технологическим партнером. Под российские требования к новой высокоскоростной магистрали ВСМ не существует готового поезда в мире. Еще на этапе подготовки документов было понятно, что будет разработана новая техника.
Сапсан или Ласточка?
22 марта Siemens приостановил контракт с РЖД на покупку новых «Сапсанов». Поделитесь своим отзывом после поездки на пассажирском поезде "Сапсан", курсирующем между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. В конце апреля девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил решение нижестоящего суда по иску РЖД к компании Siemens Mobility о передаче 13 поездов «Сапсан». «Сапсан» же идет со скоростью около 220 км/ч и лишь на небольшом участке разгоняется до 250. Как изменятся путешествия в связи с возможным сокращением количества «Сапсанов» и «Ласточек», насколько хватит имеющихся запчастей и кто после ухода Siemens будет. ОАО РЖД сейчас использует 16 «Сапсанов», пояснили “Ъ” в монополии.
Поезд САПСАН - отзывы
Временные сбои возможны, но они не влияют на план выхода поездов на линию. Что касается поломок составов, стоит опираться на фактические данные, которые ежедневно фиксирует перевозчик. Информация о поломках из СМИ не всегда носит объективный характер, или масштаб проблемы умышленно раздут. Руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков не так оптимистичен.
С »Ласточками« ситуация лучше — тут зависимость от Siemens значительно ниже. Ситуация с »Сапсанами« тяжёлая, поскольку полностью прекращена поставка запчастей. Поэтому, возможно, придётся разукомплектовывать отдельные составы для поддержания работоспособности остальных поездов.
Понятно, что это некардинальное решение проблемы. В Китае собирают свою версию поездов Siemens. Но рассчитывать на поддержку со стороны Китая вряд ли возможно.
Сильно сомневаюсь, что ради нас Китай пойдёт на обострение отношений со своим поставщиком из Германии. Критических отказов «Сапсанов» в ближайшее время быть не должно, считает генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. И на ближайшие год-полтора я не вижу серьёзных проблем, которые могли бы привести к каннибализму поездов.
Недоволен остался и пассажир Сергей. Ощущение, что оказался снова в совдепии — про клиентоориентированность вообще не слышали! Качество и вкус вообще на уровне объедков. Считаю, что это все глубокое неуважение к пассажирам! Путешественница Алевтина, описывая свою поездку, также отметила, что несмотря на то, что меню меняется, «толку мало — все равно очень дорого и невкусно. У некоторых блюд не указано состава, даже неясно, горячее это хоть или десерт.
Порции смешные, но вкус такой, что даже трудно доесть и это. В общем, выгоднее ехать уже сытым, чем такое есть».
Во-первых, давняя дружба с Владимиром Путиным, во-вторых — богатый опыт работы на должностях, связанных с международными отношениями. В команде будущего президента он отвечал за привлечение иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга через созданный им Международный центр делового сотрудничества и банк «Россия». Объяснение простое: к тому моменту Якунин всего год занимался вопросами железнодорожного транспорта, ему просто требовалось дополнительное время, чтобы вникнуть во все тонкости управления хозяйством РЖД. Фадеева поставили у руля РЖД только для того, чтобы плавно провести реорганизацию монополии. Но опытному Фадееву долго удавалось переигрывать оппонента в аппаратной борьбе. По словам источника в Белом доме, "пересменка" затянулась, поскольку Фадееву удалось найти влиятельных единомышленников в Кремле, в числе которых называют замглавы администрации президента Игоря Сечина.
Новый контракт с Siemens Наконец встав у руля железнодорожной монополии летом 2005 года, Владимир Якунин первым делом начал сокращать расходы. Прежде всего ревизии подверглись соглашения, подписанные Геннадием Фадеевым с концерном Siemens. Вместо 60 электричек Якунин решил закупить только 8 без локализации производства в России. Новым договором предусмотрена не только закупка восьми поездов немецкого производства, но и обязательное сервисное обслуживание Velaro Rus, которое будет заключено отдельным договором. Документ о сервисном обслуживании будет подписан спустя год! Обе стороны признают, что переговоры были "очень сложными". Он предусматривает обслуживание поездов в течение 30 лет. Почему он не был реализован?
Геннадий Фадеев: Эта тема для меня до сих пор больная. Аннулирование контракта, когда еще, образно говоря, чернила не высохли после подписания, это как нож в спину. Мы три года готовились, чтобы подписать такое соглашение с немецкой компанией Siemens. Содержание документа было великолепно отработано: мы не просто покупали, а связали закупку с локализацией. Мы должны были закупить 55 высокоскоростных поездов на 1,5 миллиарда евро. Раздают материалы, листаю их и первый вопрос: "Почему? Плюс сервисное обслуживание проводится компанией Siemens и документация на поезда не покупается, а кладется в банк на хранение, и никто не имеет права за весь жизненный цикл поезда — 30 лет — изъять эту документацию.
Туда же идет и проблема опорной зоны. Здесь все примерно то же самое, что и с центральными защитниками: цыганский табор сменяющих друг друга людей, почти все из которых молодые и почти все из которых по сути своей не опорники. Постоянно кто-то где-то не добежал, не занял позицию, не накрыл пас — и первое место в лиге с огромным отрывом по голам из-за штрафной приветствует нас. Следствие всего этого хаоса в защите — еще одно первое место с еще одним большим отрывом по желтым и красным карточкам. Однако именно здесь я вижу главный потенциал Локомотива. Если наша оборона сыграется хоть в каком-то сочетании о своем оптимальном я выскажусь чуть ниже , то Локо будет выше во всех таблицах сразу, кроме таблицы с пропущенными голами и желтыми карточками. Хочется верить, что парни почувствуют друг друга на сборах и будут играть надежнее. Хочу еще отметить, что был у нас в тренерском штабе Олег Пашинин, который всю жизнь в Локо на позиции центрального защитника отыграл, и уж точно знает, как должны действовать игроки этого амплуа, но он под стратегию не подходит, да, Цорн? Но вернемся к нашим моим точно любимым сухим цифрам: вне зависимости от сочетания игроков, схемы и соперника напротив наш общий рейтинг WhoScored составляет средние 6,6. Компьютерный алгоритм пишет следующие главные слабости Локо: индивидуальные ошибки, открытые зоны в защите, оборона от дальних ударов и фолы в опасных зонах. Довершает бардак в защите следующий факт: Локо за весь сезон позволил сопернику совершить 224 передачи в своей штрафной, хуже только команды из подвала — Урал, Нижний, Химки, Рубин и Арсенал. Так что в целом прессинг начинает работать, но не везде и не всегда. Открытия и разочарования Даниил Худяков У нас есть будущее после Гилерме! Когда Даня вышел на замену в матче с Химками, конечно, ёкнуло сердечко. Сейчас оно ёкает, когда Гилерме пытается начать розыгрыш от ворот коротким пасом. Не знаю, как вы, дорогие друзья, но я привык к Дане в рамке. Пацану, конечно, есть куда расти, но пусть растет через игры. В некоторых матчах Даня буквально в одиночку вытаскивал нам победы, за что получал от WhoScored какие-то заоблачные на фоне остальной команды оценки: 7,81 18-летний парень!!! Кстати, в игре с Марселем на выезде Даня стал лучшим в команде и получил оценку в 7,09, пока вся команда занималась какой-то непотребщиной в матче, где нужна была победа. И это в атмосфере переполненного и горячего Велодрома. Как итог, у Дани средний рейтинг по сезону чуть выше, чем у Гилерме 6,73 против 6,66 , и мои эмоции как в поговорке: «Искал медь, а нашел золото». Даня, спасибо, что ты есть, играй почаще! Станислав Магкеев Когда Стас травмировался, я умолял, чтобы из-за травмы он не растерял свою манеру игры, как это иногда бывает с футболистами, пережившими кресты. Боязнь стыков, игра на чистых мячах и все такое. Но Стас вернулся и вернулся лучше себя прежнего! Прямо сейчас это лучший наш центральный защитник и лучший после Вильсона и Рифата игрок команды. Средний рейтинг Стаса с учетом великолепной домашней игры с Марселем составляет 6,97. Стас не боится лететь под мяч — 0,9 заблокированных удара за игру, топ-5 в РПЛ. Сыграв одну игру опорником, Стас получил весьма неплохой рейтинг 6,78, но на ЦЗ Стас рвет и мечет — 6,99. А ведь я когда-то называл его именно опорником, а не защитником. Что тут еще сказать, кажется, у нас есть будущее не только после Гилерме, но и после Чорлуки! Максим Петров Неприятно плохо говорить о воспитанниках, но вот кого хочется поругать, так это Петрова. На мой личный взгляд, Максим был инородным телом во всех играх, в которых принимал участие. Максим худший игрок команды по рейтингу WhoScored — 6,24. Даже у Миранчука 6,29, и я в самом начале сказал, что не буду ругать Антона, потому что люблю, у Максима такой защиты нет, а еще он сыграл в два раза больше минут, чем Антон, так что можно и высказаться. Вы вот поняли, какая позиция для Петрова оптимальная на поле? По идее атакующий полузащитник, там он заработал «целых» 6,44 балла, но у нас в команде есть Рифат, Антон, Камано, Керк и Изидор. Кого убираем, чтоб ставить Петрова? Вот и я думаю, что лучше уйти самому Петрову. Может быть, раскроется, а если нет, то повторит судьбу почти всех воспитанников Локомотива — забивать один гол в сезоне, играя в подвале РПЛ. Забивать, разумеется, Локомотиву, кому же еще. Дмитрий Рыбчинский Здесь не все так плохо, как у Петрова. Хуже Рыбчинского рейтинг 6,43 имеют три игрока нашей команды — Ненахов, Миранчук и Петров. И если Ненахову я выставил слабую троечку за трансфер из-за бойцовского характера и игры на проблемной для нас позиции, то Рыбчинский не имеет ни того, ни другого. Парню почти 24 года, он вечный запасной и объективно не выдерживает конкуренции с Рифатом, Антоном, Камано, Керком и Изидором. Надо уходить. Чтобы купить что-нибудь ненужное, сначала нужно продать что-нибудь ненужное Про трансферы на вход поговорили, пора поговорить и про трансферы на выход. Про Петрова и Рыбчинского я уже высказался, ребятам надо уходить и по причине проигранной конкуренции, и из-за необходимости играть в футбол, у них вся карьера впереди. Хотел бы добавить от себя еще трех человек, которых надо продавать в нынешних реалиях, если будет спрос. В целом, вы могли догадаться, что это Баринов, Жемалетдинов и Куликов. Что касается Баринова и Жемалетдинова, то на них есть спрос, по крайней мере, так пишут в прессе, и чисто зрительно они в играх не так хороши, как рисует статистика я же не один так думаю?
Отзывы о поездке на «Сапсане»
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Нижний Новгород, ул.
Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Питаниe В вагонах первого класса предусмотрено индивидуальное питание. Свежий воздух Во всех вагонах поезда работают кондиционеры, поэтому пассажиры могут наслаждаться свежим воздухом в любое время года.
Шум Поезд Сапсан обладает повышенной шумоизоляцией, поэтому можно смело сказать, что шум во время движения не будет Вас беспокоить. Туалеты В каждом вагоне поезда предусмотрены комфортные и чистые туалеты. Важно отметить, что туалеты открыты во время всего пути и на остановках. За детьми присмотрят услужливые сотрудники поезда.
Также в 10 вагоне существуют специальные места для матерей с грудными детьми. Велосипеды Велосипеды разрешено перевозить только в чехлах. Важно также отметить, что для перевозки велосипеда необходимо снимать переднее колесо.
Пять претензий к главному скоростному поезду России 6 июня 2023 13K прочитали «Сапсан» — комфортабельный скоростной поезд, который курсирует между Петербургом и Москвой. Поезд пользуется неизменной популярностью у пассажиров — больше десяти пар рейсов в день набиваются под завязку. Высокий уровень сервиса и хорошая скорость — это то, что привлекает пассажиров. Тем не менее, к «Сапсану» есть немало претензий.
Собрали главные из них. Несмотря на неофициальный статус главного скоростного поезда в России, «Сапсану» далеко до скоростей, которые развивают аналогичные поезда в Европе или в азиатских странах. Зато в районе крупных станций, а также по Москве и Петербургу, существенно снижает скорость. Так что расстояние в 650 км он преодолевает за 3,5 — 4 часа. Вторая — он импортный. Понятно, что в условиях глобальной экономики нет ничего плохого в том, чтобы использовать иностранный поезд.
Новости по тегу: Сапсан
После пригородной электрички едет Сапсан приятно, изо всех сил пытался ощутить разгон или торможение, но этого не получалось, не слышно улицы совсем. Это связано с конструктивными недостатками «Сапсана», выявленными в ходе недолгой эксплуатации немецкого поезда в России. «Сапсаны» ранее обслуживал Siemens, теперь РЖД будет обслуживать их самостоятельно. В начале августа один из «Сапсанов» загорелся в Тверской области. Прочитать отзывы клиентов о Сапсан.
Расскажите про Сапсан
Весной РЖД анонсировали скидки на билеты в «Сапсанах» на майские праздники. После прочтения отзыва от @volochkova_art наши покрасневшие и смущённые "Сапсанчики" полетели ещё быстрее. Скоростной поезд Сапсан, Москва: просмотрите отзывы (6 192 шт.), статьи и 1 689 фотографий Скоростной поезд Сапсан. Скоростной поезд Сапсан, Москва: просмотрите отзывы (6 192 шт.), статьи и 1 689 фотографий Скоростной поезд Сапсан. «Сапсан» насмерть сбил человека по дороге из Москвы в Петербург.
Высокоскоростной поезд «Сапсан»
Поездка для пассажиров в базовом классе выйдет еще дешевле — от 1830 рублей.
У некоторых блюд не указано состава, даже неясно, горячее это хоть или десерт. Порции смешные, но вкус такой, что даже трудно доесть и это. В общем, выгоднее ехать уже сытым, чем такое есть». Такие негативные отзывы о бортовом питании на высокоскоростных поездах уже не первый год встречаются на специализированных сайтах и площадках для сбора отзывов. Россияне постоянно критикуют высокие цены, невкусную еду и низкое качество продуктов, однако улучшений в данной сфере на фирменных поездах, увы, так и не происходит. Отметим, что хозяйничает на «пассажирской кухне» компания «ЕСП-Сервис», входящая в холдинг RBE Group , имеющая сомнительную репутацию с момента ее основания. Однако руководство РЖД по непонятным причинам все эти годы продолжает сотрудничество с недобросовестной компанией и ежедневно кормит пассажиров «Сапсанов», «Ласточек» и «Стрижей» продукцией низкого качества. Подходящие по теме материалы: транспорт Вам понравится.
Для выполнения этого условия при изготовлении элементов крепления, уплотнителей и пластиковых деталей используются особые материалы.
А зимой воздух, охлаждающий компоненты тягового электропривода, забирается с помощью воздушных каналов крыши с защитным поддоном, сконструированных специально для Velaro RUS. Повышенная надёжность «Сапсана» также обеспечивается распределением тяговой системы по всем вагонам и размещением двух моторных установок в разных половинах поезда. Трёхфазные асинхронные электродвигатели мощностью 8 тыс. Электросистема переменного тока допускает разъединение цепи, при котором поезд сможет продолжить движение за счёт одной из двух частей системы, а при отказе одного токоприёмника постоянного тока можно использовать второй на том же вагоне. Продвинутая электроника Система электронного управления поезда оценивает и контролирует состояние «Сапсана». В её работе задействована коммуникационная сеть, объединяющая в себе две отдельные подсистемы: общую для состава и многофункциональную вагонную. С их помощью реализован бесперебойный обмен данными между оборудованием. Также используются усовершенствованные отечественные разработки: обеспечивающее безопасность движения устройство КЛУБ-У и система технологической радиосвязи. При этом все технические модули распределены по составу равномерно и смонтированы в подвагонном пространстве. Третий по счёту вагон от головного является трансформатором переменного тока для всего поезда, а четвёртый — преобразователем напряжения.
В пятом вагоне установлена мощная аккумуляторная батарея. Экономичные тормоза «Сапсан» оборудован системой рекуперативного торможения, снижающей энергозатраты и механический износ. Такое торможение позволяет возвращать в электросеть ток, вырабатываемый двигателями, работающими в режиме генераторов. Переключение тормоза с электродинамического на пневматический режим автоматизировано. Также все вагоны оснащены механическими стояночными тормозами с пружинными накопителями энергии.
Компания «Сименс Мобильность» открыла в России сеть депо, где проходили техническое обслуживание и ремонт подвижные составы поездов «Сапсан» и «Ласточка». Дочерние предприятия этой компании выпускали преобразователи частоты и тяговые электродвигатели для этих поездов. О приостановке контракта на экспорт своей продукции Siemens уведомила «Российские железные дороги» еще в марте. При этом, по его словам, все договоры о продолжении технического обслуживания уже поставленных поездов должны были остаться в силе.
Москва, Сапсан, Питер, Сапсан, Москва. Или путешествие в Санкт-Петербург.
Эксперт уверен, что окончательно рвать связи с Россией сам Siemens не хочет — со временем восстановление деловых отношений будет возможно, но резкий уход сейчас может значительно осложнить возврат компании на российский рынок. Кстати, сейчас одной из таких фирм-посредников может стать новое «ООО Скоростное Сообщение Две Столицы», очень вероятный кандидат, который, скорее всего, и заберет сервисное обслуживание скоростных поездов у основного российского Siemens. К 2023 г. Больше таких поездов вряд ли появится, но основной вопрос, который сейчас волнует всех пассажиров, другой — не сократится ли количество скоростных поездов из-за возможных перебоев с запчастями. И значит, частота курсирования поездов упадёт на 1 рейс в сутки. Но это при негативном сценарии. При позитивном — если запчасти все же будут ручейками доставлять в обход «официалов», интенсивность курсирования останется прежней», — говорит г-н Сигачев. По оценкам экспертов, запаса деталей для плановых ТО хватит примерно на 9 месяцев, то есть если поставки прекратятся буквально сегодня, то, при отсутствии форс-мажора, можно не беспокоиться примерно до февраля 2023 г. Но есть еще и вопрос гарантии — например, если состав сойдёт с рельс и повредит себе что-либо, то поставщик, согласно контракту, обязан предоставить замену.
Пока внимание прокуратуры сосредоточено на поломках и интернете в поездах, пассажиры продолжают жаловаться на питание в «Сапсанах». Данную услугу обеспечивает RBE Group, пищу для пассажиров готовят на комбинатах поставщика и реализуют через вагоны-буфеты. Экономия перевозчика на содержании кухонь и штата поваров в поездах нередко выливается в недовольство пассажиров.
Смысл в том, что купив билет где-то за 5 000 рублей, примерно на половину этой суммы ты можешь поесть и попить на закрепленном за тобой на всю поездку месте. Для этого нужно брать билет в 5-й вагон и иметь специальную карту «Ресторан», продающуюся за 500 рублей у проводников или на вокзалах. Тут же предусмотрена касса РЖД. Здесь можно купить билеты или заказать такси. В отражении в окне слева двое охранников, сопровождающих поезд на протяжении всего пути. Проходит еще одна тележка — теперь с сувенирами. Паровозики, брендированные наборы для путешественников, игрушки, глиняные фигурки проводников парами — видимо, чтобы размножались, как тролли у норвежцев и, конечно, главная драгоценность и память — подстаканники!
Самый народный, добродушный и улыбчивый класс — «Эконом». Каждому пассажиру положен пакетик для мусора, индивидуальные наушники, журнал и комплект брошюрок. Наушники нужны, чтобы смотреть расположенные по всему поезду телевизоры. Показывают какие-то фильмы. Людей много и каждый занят своими делами, а связано это, в первую очередь, с тем, что бесплатный WiFi в «экономе» не предусмотрен. Интернет предоставляет, вроде бы, «Мегафон». Стоит эта радость что-то порядка 70 рублей в час. Во-первых, пожалуй, это все же не совсем правильно, за три тысячи можно было включать Интернет в цену билета. Во-вторых, даже на платный WiFi до недавнего времени были жалобы. Хотя говорят, что починили и стало получше.
Последняя часть поезда. Хотя по расположению от головы состава она, наоборот, первая. Небольшое пространство, относящееся к одному из эконом-классов прямо перед кабиной машиниста. Всего несколько кресел и пеленальный столик. Предусмотрено для молодых мам. Если вы летали когда-нибудь рядом с маленьким ребенком, то, вероятно, понимаете, что сказать спасибо за такую идею должны не только мамы, но и все пассажиры. Фото пеленального столика: На этом наша небольшая прогулка по поезду заканчивается, тем более, что и дорога уже подошла к концу. Резюмируя: Сапсан — отличный способ добраться из Питера в Москву и обратно.
Я сам не раз ездил первым классом в Сапсане и в вагоне ресторане бывал, лобстеров в меню ни разу не видел. Я особого оптимизма не питаю, грущу конечно от таких новостей, но все же мне кажется вполне реальным вариант, что поставку комплектующих для сапсанов в том или ином виде наладят через окольные схемы. А вы что думаете?