Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один. Мы прокатились на Северный полюс на ледоколе и теперь можем показать вам, как там все устроено.
"Лучше я скажу без диктофона". Как мучился самый мощный ледокол в мире "Сибирь"
Советский атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика» был построен на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде по проекту 1052 и введен в эксплуатацию в 1977 году. Изначально в рамках концепции развития атомного ледокольного флота было запланировано строительство пяти ледоколов проекта 22220. Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением.
Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220
Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". Атомный ледокол — морское или комбинированное («река-море») судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах. Атомный ледокол Ленин Атомный ледокол Ленин. Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины.
Ледокольный флот России – самый мощный в мире
Круглогодичная навигация в восточном направлении необходима для достижения грузопотока по СМП в 80 млн тонн в год, определенного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07. В перспективе до 2030 года грузопоток может вырасти до 150 млн тонн. Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина —173,3 метра, ширина - 34 метра; осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 9,3 метра. Мощность - 60 МВт на валах ; водоизмещение - 33,54 тыс. Расчетный срок службы - 40 лет, численность экипажа- 54 человека. Президент и Правительство РФ уделяют больше внимание развитию транспортно-логистического комплекса.
Ледокол предназначен для круглогодичной эксплуатации. Его функции значительны для флота: от самостоятельной проводки судов до выполнения спасательных операций в ледовых условиях и на чистой воде. Победитель льда eskadra-model. Размеры у него исполинские. Так, длина судна составляет чуть больше 173 метров — как 57-этажный небоскреб.
Ширина гиганта — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тыс. Оборудование у него — только передовое. К примеру, на ходовом мостике «Арктики» всё полностью автоматизировано. Атомный ледокол оснащен силовой ядерной установкой. Тоже внушительной. Если в мегаваттах, то ее мощность сопоставима с потреблением 100-тысячного города. Такая энергия на винтах превращается в почти 82 тыс. А это значит одно: лед толщиной до 3 метров не устоит и треснет.
Это потребовало радикальным образом изменить подходы к обеспечению быстродействия и надежности системы управления турбогенераторами. При ее разработке ПКБ «Автоматика» на порядок, по сравнению с энергоустановками советских ледоколов, увеличило давление рабочего масла в гидроаппаратуре и гидроприводах паровых клапанов: 170 атмосфер вместо 15. Наряду с проектированием, перед ЗАО «ПКБ «Автоматика» также стояла задача изготовления, проведения пусконаладки и предъявления Российскому морскому регистру судоходства двух гидростанций ГС-580 и силовых электрогидравлических приводов восьми паровых клапанов для обоих главных турбогенераторов ПТУ-72. Кроме ПТУ-72, «Киров-Энергомаш» спроектировал и изготовил турбонагнетательные агрегаты ТНА-10 для противообледенительных устройств трех атомных ледоколов проекта 22220. На ледоколе предусмотрены три валопровода: средний расположен в ДП с уклоном в корму около 3,3 градуса, относительно основной плоскости, а два бортовых расположены симметрично относительно ДП и с уклоном в корму около 2,8 градуса относительно основной плоскости. Каждый валопровод состоит из промежуточного вала, упорного вала, упорного подшипника, вала-проставыша, переборочного уплотнения, дейдвудного устройства, гребного вала с винтом фиксированного шага со съемными лопастями. Выем гребных валов предусмотрен в корму. Упорный вал выполнен из легированной стали 42CrMo4. Все валы производит Балтийский завод. С кормовой стороны трубы предусмотрено торцевое уплотнение Wartsila H79954-01. В качестве движителя на ледоколе используются три винта фиксированного шага со съемными лопастями. Гребные винты четырехлопастные, диаметром 6200 мм, с шаговым отношением 0,8. В качестве резервных дизельгенераторов ледокола предусмотрено два дизельгенератора Wartsila 6L26W мощностью 2040 кВт. ДГ поставляется с локальной системой управления, запускается автоматически при исчезновении питания на ГРЩ или по сигналу аварийной защиты. В носовой части судна есть места для размещения двух 20-футовых контейнеров или четырех 10-футовых контейнеров. Большой объем швартовного оборудования на проект 22220 поставляет испанская компания Fluidmecanica. В состав поставки входят тяговая лебедка, транзитная лебедка, специальный канатоукладчик и система слежения для осуществления буксировочных операций и эскортирования судов. В комплекте с швартовным комплексом идет гидростанция. За якорно-швартовный комплекс ледокола отвечает компания AdriaWinch. Комплект поставляемого оборудования состоит из двух якорно-швартовных лебедок для цепи размера 78К3, а также шести швартовных лебедок с тяговым усилием 305 кН. Все лебедки с функцией автоматического натяжения разработаны для работы в условиях низких температур арктического региона. Для обеспечения работ при погрузке провизии на судно и обслуживания люка в провизионные кладовые, для обеспечения аварийно-спасательных операций и снятия людей со льда — в носовой части судна на палубе бака предусмотрены два электрогидравлических крана-манипулятора грузоподъемностью 3 тонны на вылете стрелы до 15 м.
Ввод в эксплуатацию серийного универсального атомного ледокола «Якутия» запланирован на конец 2024 года. Поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия. Испытания прошли успешно. Следующий универсальный ледокол, для которого «Машиностроительный завод» изготовит активные зоны, — строящийся УАЛ «Чукотка», — прокомментировал руководитель проекта отдела по производству спецтехники АО «МСЗ» Александр Шеин. ТВС «подпитки» , в установках «ледокольного» типа топливо активной зоны полностью выгружается с окончанием топливной кампании реактора в данном случае — до 12 лет. Постоянный адрес новости: eadaily.
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Ввод в эксплуатацию серийного универсального атомного ледокола «Якутия» запланирован на конец 2024 года. Поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия. Испытания прошли успешно. Следующий универсальный ледокол, для которого «Машиностроительный завод» изготовит активные зоны, — строящийся УАЛ «Чукотка», — прокомментировал руководитель проекта отдела по производству спецтехники АО «МСЗ» Александр Шеин. ТВС «подпитки» , в установках «ледокольного» типа топливо активной зоны полностью выгружается с окончанием топливной кампании реактора в данном случае — до 12 лет. Постоянный адрес новости: eadaily.
Вторая схема, экспериментальная, заключалась в применении вместо двух ледоколов одного, который мог бы менять осадку в устьях рек и на мелководных участках.
Либо, принимая балласт, погружаться и увеличивать осадку и за счет этого работать на глубоководных трассах Севморпути. В итоге была принята концепция именно двухосадочного ледокола. Новая схема потребовала целый ряд специфических даже для проектирования ледоколов требований: изменение конструктивной и биологической защиты, изменение конструкции корпуса ледокола для уменьшения веса, чтобы можно было обеспечить осадку в 8,5 м. При этом, чтобы переход одного состояния в другое должен занимать минимальное время — у ледокола на это уходит не более четырех часов. Более того, ЛК-60Я за счет большей ледопроходимости 2,9 метра льда против 2,25 у прежней «Арктики» принципиально позволяет подойти к круглогодичной навигации в восточных районах СМП. Сейчас плавание на протяжении всего года возможно только при рейсах в Печорском море, а в Дудинку и на терминалы нефтегазовых компаний, работающих на Ямале Сабетта, мыс Каменный , можно ходить 9-10 месяцев в году.
От устья Енисея до Чукотки современные линейные ледоколы способны обеспечить максимум шести-, семимесячный цикл плавания в летне-осенний период. ЛК-60Я должен частично компенсировать эту проблему: его проходимость в восточной части СМП достигнет десяти месяцев в году, а в Карском море он сможет работать весь год. В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Балласт, как раз для изменения осадки, расположен между внешним и внутренним корпусами. Для защиты от обмерзания используется пневмообмыв.
Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для высоконагруженных конструкций на толщинах более 18 мм — это набор бортов в районе ледовых усилений, на конструктивной защите при столкновении с другим судном и прочими объектами применяется листовая сталь PCD500W, PCE500W, PCF500W. Для крупных и нагруженных изделий, вроде кронштейнов бортовых гребных валов, кронштейна руля, противоледового выступа отливок форштевня, ахтерштевня применяется сталь 08ГДНФЛ. Суммарная масса корпуса составляет более 60 тыс. Из-за большой спусковой массы пятиуровневую надстройку монтируют уже на плаву. Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения.
Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Назначенный ресурс оборудования установки «РИТМ-200» разработчик оценивает в 320 тыс.
Дальше судно стоит, почти как в порту.
Только порт — на ледовой площадке. Обычно грузовые операции продолжаются несколько дней. Ледокол за это время успевает выполнить проводку какого-либо другого судна. Когда судно готово к отправлению, вызывают ледокол.
Обычно за время погрузки канал и воду вокруг судна затягивает льдом. Атомоход сначала обновляет подходной канал и место разворота. Если судно примерзло ко льду, ледокол выполняет его околку, чтобы можно было отвести от ледового причала за корму. Ледокол, двигаясь кормой вперёд, аккуратно надламывает лёд совсем близко от транспортного судна.
Швартовые команды закрепляют канаты на корме ледокола и проводимого судна, чтобы отвести судно в место для разворота. Ледокол медленно вытягивает судно, от которого в процессе отделяются последние куски льда. Ледокол выводит судно в разворотное место и поворачивает его носом на выход. Перед рейсом ледокол подходит с носовой части, чтобы взять судно на буксир.
Каналы, которые сделал ледокол в районе порта Таналау. Они нужны были, чтобы поставить забрать одно судно от причала, а другое — поставить. Операция заняла 6 часов — и это считается неплохим результатом. В «походном» положении судно снова берут «на усы».
Современный атомный ледокол — это миниатюрный город на 54 человека. Все оборудование современное, а в помещениях круглый год поддерживается одна и та же температура. В команде говорят, что ледокол — это гигантский компьютер. Всё управление здесь новое, на экранах — полная информация о состоянии судна.
В рубке полный комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование, система управления рулевой машиной. Навигация с таким управлением гораздо проще, чем с десятками циферблатов. Часть оборудования имеет систему подогрева, чтобы электроника работала без перебоев в любой мороз. ЦПУ — центральный пост управления.
Здесь находятся пульты управления всеми составными частями ядерной энергетической установки ледокола. Каждым из двух реакторов «РИТМ-200» управляет инженер оператор, электроэнергетикой — электромеханик, за радиационной безопасностью наблюдает инженер службы радиационной безопасности, а руководит вахтой — старший вахтенный механик. В состав силовой установки входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт. Реакторная установка расположена в помещении 7 на 7 метров.
Сама активная зона — около метра в диаметре. Пар попадает в турбину, которая вращает генератор. А когда пар охлаждается — он снова превращается в воду и отправляется обратно в зону нагревания. На ледоколах есть своя сауна, бассейн, тренажёрный зал, зоны отдыха, конференц-зал, столовая и даже солярий.
Солярий — не только для красивого загара, а чтобы восполнить нехватку солнца, когда команде приходится несколько месяцев работать в условиях полярной ночи. Все суда оборудованы связью — есть телефон и даже интернет через спутник. Но обычные мобильные телефоны здесь не работают. В медицинском блоке есть собственный стационар и операционная.
Лакокрасочное покрытие на носу и бортах судна снижает трение об лёд. Во время рабочих рейсов оно довольно быстро стирается. Восстановление ЛКП обычно проводят раз в год. Атомоходы проекта 22220 разрабатывались, чтобы заменить ледоколы, построенные в советское время.
Это универсальные машины, которые могут работать на всех участках Севморпути, легко ломают трёхметровый лёд, прокладывают каналы шириной до 37 м. Подобной техники до этого в стране не производилось. По проекту на ледоколах должны были устанавливать импортные системы электродвижения, электротехнику и другое оборудование. Но создателям пришлось самим разрабатывать решения.
В итоге все получилось — атомоходы проекта 22220 практически целиком собраны из российского оборудования. Раньше в русла рек могли заходить только два атомных ледокола — «Таймыр» и «Вайгач». Оба относятся к классу «Таймыр», то есть мелкосидящим ледоколам. Эти ледоколы меньше атомоходов проекта 22220 — по длине на 20 метров, по ширине — на 5 метров.
Корпуса ледоколов изготовили в Финляндии, а вот ядерные энергетические установки поставили в Ленинграде. Для улучшения ледопроходимости ледоколы класса «Таймыр» оборудованы системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму.
От подобных движений корпуса ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше. Долгие годы «Вайгач» и «Таймыр» были основными ледоколами на маршруте Мурманск-Дудинка. В феврале—июне 2007 года ледокол «Вайгач» выполнил один из самых насыщенных рейсов — сначала провёл более 30 танкеров, которые следовали в порт Витино в Белом море. После этого при поддержке ледокола совершили два рейса на западное побережье полуострова Ямал.
В общей сложности рейс продолжался более 5 месяцев. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» планировалось вывести из эксплуатации в 2026 и 2027 году.
Индекс ЛК-60Я расшифровывается как "ледокол с ядерной силовой установкой мощностью 60 мегаватт". Эти суда предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике. Силовая установка спроектирована в начале 2010-х гг. В декабре 2023 года премии правительства РФ в области науки и техники были удостоены четыре специалиста "ОКБМ Африкантов" машиностроительный дивизион Росатома , ответственные за разработку ядерной реакторной установки РИТМ-200 для ледоколов проекта 22220: главный конструктор Юрий Фадеев, главный конструктор Олег Бых, начальник отдела Владимир Болнов и начальник бюро Константин Вешняков.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»
А к 2030 году, согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», планируется взять планку в 150 миллионов тонн перевозок по СМП. Преимущество этого маршрута — это и расстояние от Южной Кореи до Великобритании — около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного пути через Суэцкий канал , и отсутствие рисков нападения пиратов. Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов. Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются: Ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ; Оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; Транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»; Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач — обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.
Нельзя забывать и о научно-исследовательских работах, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года состоялись сразу две просветительских экспедиции. Сначала, в рамках проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» на Северный полюс отправились 70 школьников и студентов со всей России, включая победителей конкурсов, которые проводил Росатом.
А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021. Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов?
Помимо этого, на судно наносят покрытие, которое минимизирует трение.
Обычные суда имеют заостренный нос, он минимизирует сопротивление, чем делает их быстрее. Но ледоколам такая форма не подходит. Их носовая часть имеет округлую форму, которая помогает судну двигаться по льду, продавливать его своим весом и отталкивать битый лед, чтобы предотвратить его налипание.
Помимо этого, ледокол должен иметь относительно короткий корпус, чтобы была возможность маневрировать во льдах, а не только двигаться вперед. Ледокол — это всегда тяжелое судно. Именно большой вес позволяет проламывать толстые льды.
Он также напомнил, что "Урал" приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а " Якутия " должна вступить в строй в конце 2024 года, и эти сроки должна неукоснительно соблюдаться. Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: Длина - 173,3 м, Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м. Высота общая - 52 м. Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, Минимальная рабочая осадка - 9,2 м.
Спустя десяток лет компанию ему составил атомный ледокол «Арктика», а Северный морской путь стал полноценной транспортной артерией: акватория стала пополняться портами, большую часть которых впоследствии перепрофилировали в круглогодичные.
Это и стало началом формирования полноценного атомного флота. Постепенно он пополнялся новыми мощными кораблями: «Россия», «Сибирь», «Таймыр», «Советский Союз», «50 лет Победы» и другие. Это обеспечило безусловное лидерство страны в атомном судостроении — ни одно государство в мире не обладает подобными ресурсами. Функционал ледоколов Задачи у атомного ледокольного флота вполне определённые: они обеспечивают доступность для других кораблей к замерзающим российским портам. Преимущественно это относится к Северному морскому пути.
Это функция ледоколов номер один. Второстепенные, но не менее важные задачи: научно-исследовательские экспедиции в области с высокой замерзаемостью акватории, спасательные операции, сопровождение судов и даже туристические круизы. Если более конкретно, то корабли ледокольного флота обеспечивают стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути.
Ледокольный флот России – самый мощный в мире
Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко. Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой. В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия. Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями , которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки. Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль.
Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году.
Помимо капитана и моряков, на борту находятся специалисты по ядерной энергетике, инженеры, механики и многие другие. Обучение персонала включает как теоретическую подготовку, так и практические навыки, включая тренировки по реагированию на чрезвычайные ситуации и экстренному взаимодействию между службами. Техническое обслуживание атомного ледокола обеспечивает надлежащее состояние его систем и оборудования. Плановые осмотры и проверки проводятся согласно установленным инструкциям и графикам, что позволяет своевременно выявлять возможные проблемы и неполадки. Приоритет уделяется системам жизнеобеспечения, радиационной безопасности и двигательному отсеку, так как их надежная работа является основой успешной эксплуатации судна. Когда процесс технического обслуживания выявляет необходимость ремонта, предпринимаются меры по устранению дефектов или замене неисправных компонентов. Ремонт может быть как плановым, так и аварийным, в зависимости от степени износа или повреждения оборудования. Важно отметить, что ремонтные работы проводятся в строгом соответствии с техническими нормами и регламентами, а также с учетом особенностей судна и его применения.
Особое внимание следует уделить вопросам безопасности в эксплуатации атомных ледоколов. Экипаж проходит специальную подготовку по радиационной и пожарной безопасности, а также обучается оказанию первой медицинской помощи и проведению аварийно-спасательных операций. Контроль за соблюдением требований безопасности осуществляют как со стороны экипажа, так и со стороны соответствующих контролирующих органов. Операции по техническому обслуживанию и ремонту проводятся как во время плавания, так и на периоде стоянки судна в порту. Важным аспектом является наличие запасных частей и материалов на борту, а также установление тесного сотрудничества с судоремонтными предприятиями и поставщиками. Процедуры документирования и отчетности также неотъемлемы от успешной эксплуатации атомного ледокола. Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению. Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов.
Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания. В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта. Именно благодаря этим факторам атомные ледоколы успешно справляются со своими задачами и оказывают неоценимую помощь в освоении и развитии Арктики. История и перспективы развития История атомных ледоколов насчитывает более полувека, начиная с запуска советского ледокола «Ленин» в 1959 году.
Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь — электродвигатель, от которого вращаются гребные винты. Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты. Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части.
Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение. Ледокольный флот России В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых — это атомные ледоколы плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть». Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет. Страны с самым мощным ледокольным флотом В октябре 2019 г. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол будет принят на вооружение в 2023 году.
Головному атомному ледоколу-лидеру присвоено имя "Россия". Сегодня грузы по СМП перевозит единственный в мире атомный контейнеровоз "Севморпуть" входит в состав "Атомфлота". На прошлой неделе уникальный лихтеровоз завершил третий каботажный рейс в этом году из Санкт-Петербурга в порт Восточный, порт Петропавловск-Камчатский и, затем, обратно в Санкт-Петербург. Ожидается, что к 2030 году из состава "Атомфлота" будут выведены построенные еще в советское время и уже выработавшие свой ресурс ледоколы "Таймыр", "Ямал" и "Вайгач".
На смену ударно поработавшему флоту на Балтийском заводе будут построены четыре дизельных ледокола.
Что представляет собой атомный ледокол «Урал»?
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. В частности, завод "ЗиО-Подольск" (входит в • Новости Атомэнергомаш, ледокол, Лидер, реактор, РИТМ-400. Самый мощный в мире атомный ледокол "Россия" проекта 10510 ("Лидер") заложили на верфи на Дальнем Востоке, заявил вице-премьер Юрий Борисов. А атомный ледокол осенью выпустил, и он всю навигацию работает. Представители второго поколения атомных ледоколов гораздо мощнее — два ядерных реактора (ОК-900А) дают им 75 тысяч лошадиных сил. Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". 60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт.