12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей. Аэропорт Приштины всё ещё контролировали русские, но разрешалось через него перебрасывать силы и грузы НАТО.
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной. Весной 1999 года альянс НАТО безжалостными бомбардировками вынудил Югославию отказаться от принадлежащего ей края Косово, прекратить операцию против албанских террористов из «Армии Освобождения Косово» и вывести оттуда войска и полицию. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы. В ночь на 12 июня 1999 года российский батальон ВДВ в составе миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине преодолел более 600 км, чтобы захватить аэропорт Слатина в Приштине, опередив вооруженные силы НАТО на считаные часы.
Приштинский рубеж генерала Заварзина
Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии. В статье рассказывается о марш-броске в 1999 году российских десантников из состава международного миротворческого контингента в Боснии через территорию Сербии в Косово для занятия приштинского аэропорта «Слатина». Нынешний президент России Владимир Путин во время работы на постах директора ФСБ и секретаря Совета безопасности России в 1999 году «благословил» российских военных на проведение операции по захвату аэродрома Слатина в косовской Приштине. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО.
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной. Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась.
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта
В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина.
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта
18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. 12 июня 2017 года исполняется 18 лет со дня знаменитого марш-броска на Приштину, который осуществили российскими десантниками. 12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей.
Бросок десантников на Приштину
Поэтому разумней всего дождаться дипломатического решения конфликта, которое уже началось. Кларк отказался от предложенного плана и приказал заблокировать не только здание аэропорта, но и взлетно-посадочную полосу, при этом утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. С новым планом не согласился Джексон, который в горячке спора заявил американскому коллеге: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну для вас». Согласно плану русского военного командования, при огневом контакте десантников с противником планировалось подписать союз с руководством Югославии и начать военные действия с НАТО по всему Косово, что привело бы к полномасштабной мировой войне. Слова генерала подтвердил и известный британский певец Джеймс Блант, который служил в армии и участвовал в событиях вокруг аэропорта Слатина. В одном из интервью он вспоминал: «Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было подавить их. Кларк использовал необычные для нас выражения, например, уничтожить». В результате Джексон согласился только окружить аэродром, не выдвигаясь в сторону взлетно-посадочной полосы.
Однако к тому моменту небольшое подразделение, судя по всему, уже находилось на территории Косово. В 2009 году Юнус-Бек Евкуров, ветеран вооруженных сил и президент Ингушетии, заявил, что группа из 18 бойцов спецназа прибыла на аэродром существенно раньше. Логично, что бросать батальон головой в омут никто не хотел, и наверняка небольшое подразделение действительно выбросили к Слатине заранее для контроля ситуации и разведки. Собственно, эту функцию маленький отряд Евкурова и исполнял — разведчики выясняли на месте состояние аэропорта, взяли под наблюдение ВПП и постройки, и вообще убедились в том, что натовцы не вошли в него раньше и он не захвачен албанскими боевиками. Как бы то ни было, утром 11 июня колонна из 15 бронетранспортеров и 35 «Уралов», имея на борту 206 солдат и офицеров по другим данным, 16 БТР и 27 машин, включая наливники с топливом и автомобиль связи , выдвинулась к Слатине. Предстояло пройти более 600 километров, что было тяжелейшим испытанием в первую очередь для водителей. Первоначально десантники планировали захватить кое-что из тяжелой техники, в первую очередь инженерные машины, но это все замедляло бы колонну, поэтому решили обойтись без них. По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш. Однако в целом все прошло гладко.
Уже на территории Сербии командование батальоном принял генерал-лейтенант Заварзин. Батальон пронесся через всю Югославию и в предрассветных сумерках вышел к Слатине. Сербы передали аэродром русским и покинули позицию. Около 11 часов к Приштине со стороны Македонии подошли английские роты и французский батальон. Британцы попытались посадить на аэродроме вертолеты, но на полосу выехали БТР и помешали приземлению.
В ответ на это Путин сказал: "Если считаешь целесообразным, так и делай". Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной. Этот захват произошел за несколько часов до того, как планировалось, что этот аэропорт окажется под контролем сил НАТО. В интервью для фильма "Белград" телеканала "Россия" Путин поделился своими воспоминаниями об этом инциденте.
Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом. Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной.
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта
В считанные недели состоялась повторная этническая чистка, в которой роль палача и жертвы поменялась местами. Десятки тысячи сербов, а также цыган и турок, бросив дома, скарб и сожженные церкви, бежали в Сербию. Международный контингент KFOR, сумевший частично ограничить масштабы насилия в отношении сербской общины, тем не менее, не смог, из-за неопределенного мандата, предотвратить саму чистку. Начатое разоружение Армии освобождения Косово, по сути, оказалось неэффективным; большая часть оружия и боеприпасов была припрятана до лучших времен".
Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину, чтобы провести пресс-конференцию, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным, который командовал небольшим российским отрядом. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон разделил с Заварзином фляжку виски, что привело к потеплению отношений. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски большего количества российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство.
Россия поставила в резерв несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связался с американской бригадой и получил ответ, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время это было невозможно из-за плохих погодных условий. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье.
Захват аэропорта шёл вразрез с планами Североатлантического альянса, и мог привести к военной конфронтации между Россией и НАТО. Авторы специального репортажа расскажут о том, как планировался и проводился этот марш-бросок. Своими воспоминаниями поделятся участники события -- бывшие российские военные и военнослужащие сил НАТО.
На руку она была и НАТО — альянс отпраздновал 50-летие и вроде как продемонстрировал свою нужность и значимость. Нашей стране похвастать было нечем. Нужна была своя «маленькая и победоносная» — пусть и в рамках чужой войны. Готовиться к ней начали еще в мае 1999 года. К концу мая аэропорт полностью контролировался отрядом российских разведчиков. Подробности той операции под руководством Юнус-Бека Евкурова до сих пор остаются зашифрованными. Передовой отряд российского десанта, базировавшийся в Боснии и Герцеговине, в составе 206 человек, 15 БТР и 35 автомашин сопровождения выдвинулся в сторону югославской границы утром 11 июня. Им предстояло преодолеть свыше 650 километров в самые кратчайшие сроки, чтобы успеть занять аэродром «Слатина» до подхода натовских сил, базировавшихся в соседней Македонии. Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад. Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники. Несостоявшаяся Третья мировая Догадин Алексей Иванович — тот самый Леха-пулеметчик, вспоминал, что в момент занятия аэродрома страха как такового не было.
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном» | 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. |
В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года | А операция 1999 года? - В том числе и она. Операция готовилась самым тщательным образом, в полном секрете, естественно, целый ряд деталей и спустя 21 год останутся нетронутыми по понятным причинам. |
1999 год.Как Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине
Бросок на Приштину 16 лет назад. Рассказывает генерал Ивашов... | Русская весна | Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. |
Марш-бросок на Приштину — Википедия | 10 июня 1999 года завершилась военная операция НАТО, в ходе которой по Союзной Республике Югославии наносились массированные ракетно-бомбовые удары. |
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999 | Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях. |
Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport | Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях. |