22 апреля состоялась торжественная церемония награждения театральной премии «Золотая Маска».
СОСТОЯЛАСЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
«Золотая Маска – 2023» объявила имена лауреатов в драматическом театре | В четверг, 3 ноября, был объявлен лонг-лист театральной премии «Золотая маска». |
Иркутянка получила театральную премию «Золотая маска» | В номинации "Лучшая женская роль" победу одержала Анна Блинова ("Нана" Александринского театра), награду за лучшую мужскую роль получил Евгений Цыганов ("Моцарт "Дон Жуан". |
Названы победители национальной театральной премии «Золотая маска — 2023»
В Москве вручили театральную премию "Золотая маска". Церемония награждения прошла в субботу, 22 апреля, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Обновленная дирекция национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска» приняла решение отказаться в 2024 году от гастролей спектаклей-номинантов в Москве. "За выдающийся вклад в развитие искусства". Пермские театры стали лауреатами ежегодной национальной театральной премии «Золотая маска». Победителей Национальной театральной премии «Золотая маска» — 2024 объявят на официальной церемонии вручения премии в Москве весной 2024 года после того, как все конкурсанты еще раз представят спектакль членам жюри фестиваля. «Золотая Маска» объявила номинантов премии-2024 и завершила работу в качестве дирекции.
Тамара Синявская и Людмила Максакова получили спецпремию "Золотой Маски"
Первой специальной «Золотой маской» наградили Наталью Касаткину, легендарная артистка балета и педагог не дожила до церемонии всего месяц. Статуэтку за нее получал сын, который с трудом сдерживал эмоции. Получая свою награду, легенда оперной сцены Тамара Синявская призналась, что давно так не волновалась. Впервые на свою самую любимую сцену Большого театра она вышла ровно 60 лет назад. И за эти годы спела сотни партий от пажа в «Риголетто» до Любаши в «Царской невесте». Семен Спивак возглавляет Молодежный театр на Фонтанке уже 35 лет.
Источник: krasopera. В этом году «Катарина» стала единственным спектаклем из нашего края, получившим престижную театральную премию. Зато удостоилась сразу 10 номинаций, в трех из которых победила: «Катарина» — лучший балетный спектакль; Елена Свинко — лучшая женская роль в номинации «Балет — Современный танец»; Петр Поспелов — лучшая работа композитора. Также комитет премии отметил как «самые заметные спектакли сезона» четыре красноярские постановки: «Горе от ума», театр имени Пушкина; «Мой дом», театр кукол; «Паровозик», театр кукол; «Капулетти и Монтекки», Красноярский театр оперы и балета.
Некоторые критики не без основания предположили, что отныне «независимое» мнение экспертов не будет значить ровным счетом ничего, поскольку списки номинантов станут «цензурировать, редактировать. А кто-то уже предложил и остроумное название для измененной премии, по аналогии с «импортозамещением» Макдональдса: «Искусство, и точка». Правда в этой коллизии обнаружилась и еще одна непростая и довольно неожиданная проблема: скука. Как написал один блогеров, несколько раз участвовавший в церемонии вручения «Золотых масок»: «Должен сказать, что был поражён тем, насколько это было тяжеловесное, долгое и невероятно скучное и утомительное действие. Здесь же… Я, конечно, немного не по теме сейчас выступаю, но полагаю, что теперь всё будет ещё скучнее, видимо. Я полагаю, что по сути любое театрализованное вручение премии любой должно иметь только одну цель — развлечение почтеннейшей публики, и всё. Если вам нужен театральный «междусобойчик», так можно премии в узком кругу в СТД раздать и прессу оповестить.
Одну из них присудили спектаклю «Война и мир» Театра имени Вахтангова. А второй жюри отметило спектакль «Материнское сердце» Большого драматического театра имени Товстоногова Санкт-Петербург , где главную роль исполнила народная артистка России Нина Усатова. Его правда, боль, сострадание и любовь к русскому человеку создают ощущение, будто он рядом с нами, — сказала актриса. В ней я играю и свою бабушку, и маму, и себя, и всю Россию... К слову, «Золотая маска» уже потихоньку становится двигателем театрального туризма: ну как не посмотреть «Три товарища» на родной сцене в пермском «Театре-Театре», «Катарину, или Дочь разбойника» в Красноярском театре оперы и балета или «Морфий» в Псковском театре драмы имени Пушкина? А ведь не менее прекрасные постановки идут в Воронеже, Новосибирске, Барнауле... И так хочется, чтобы в сердцах тех, кто влияет на души зрителей, было больше светлых и меньше темных состояний. Итоговое решение складывается из выбора экспертов, которые в течение прошлого сезона отсмотрели 1064 премьеры по всей стране, и трех месяцев работы жюри.
СОСТОЯЛАСЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
Опера «Золотую маску» за лучшую оперу получила постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Колобова. Куклы Лучшим спектаклем признали постановку «Белая уточка» Центрального театра кукол имени Образцова в Москве. Награду за лучшую режиссуру также забрал постановщик этого спектакля — Борис Константинов.
И лидируют пока все те же режиссеры-кукольники, за постановками которых гоняются все театры: Руслан Кудашов и Александр Янушкевич. В номинацию «Эксперимент» попали в этот раз спектакли на стыке драматического и музыкального театра саундрама «Чайка» Александринского театра и драма с участием оркестра «Катерина Измайлова» Пермского Театра-Театра , а также театральной и музейной практики: сайт-специфик спектакли «Тело театра» екатеринбургских «Провинциальных танцев» и «Красный фонарь» в петербургском театральном музее, документальный видеоспектакль-застолье Музея судьбы русской деревни села Учма и спектакль-инсталляция казанской площадки «МОН». Судя по короткому списку в музыкальном театре, эксперты пытались отметить тех творцов и те направления, которые должны представить театр будущего. Концепция понятна, но в свете завершения 20-летней истории «Маски» выглядит неразумно, ибо, к большому сожалению, иллюстрирует все те претензии, которые и предъявляли к премии театры и персоны — любимчики, недостаточное внимание к хорошему традиционному театру, балетной классике, ошибки в определениях жанра, несбалансированный состав ЭС и т.
Подавляющее, если не рекордное количество номинаций за всю историю премии отдано Перми — счет идет на десятки, затем идет Екатеринбург, в балетной номинации просто исключены другие города. В этой номинации, надо сказать, свет российской композиторской школы — Дмитрий Курляндский с музыкой к пермской «Катерине Измайловой», Валерий Воронов с прологом и эпилогом к опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода», Владимир Горлинский и Александр Белоусов с музыкальными инсталляциями «Нонсенсорики Дримса» спектакль Электротеатра Станиславский номинирован как опера , Настасья Хрущева — «Тело театра» сочинено и поставлено как путешествие по зданию, который город подарил своей знаменитой труппе номинация не «Современный танец», а «Эксперимент». При этом в «Современный танец» попала, скорее всего неожиданно для самих создателей, которые при заметной доле пластики все же не определяли спектакль как хореографический, «Персефона» проект Дягилевского фестиваля и Теодора Курентзиса. В опере, кроме того, номинированы «Бал-маскарад», удачная постановка режиссера Владислава Наставшевса и дирижера Миграна Агаджаняна с солистами-звездами Анной Нечаевой, Борисом Рудаком и Владиславом Сулимским — все получили номинацию. Другой, несомненно заслуживающий внимания публики и жюри спектакль, «Черевички» «Урал Опера Балет» — номинирован без режиссера Бориса Павловича, ибо его имя снято с афиши, но представлен именами сценографов — Мария Лукка и Александр Мохов — и артистов: выделен Павел Межов с второстепенной ролью Школьного Учителя и Наталья Буклага за Солоху, и это тот случай, когда выделена более титулованная актриса, поскольку другая Солоха, Вера Позолотина, создавшая более объемный образ своей героини, вполне могла претендовать на номинацию. Номинация «Луизы Миллер» выглядит как некий компромисс, причем сами номинации не обосновывают выдвижение этой постановки как «лучшего спектакля».
Не номинирован ни режиссер Георгий Исаакян, ни дирижер Эдуард Топчян — не отмечена ни концепция постановщика, ни музыкальная интерпретация, выделены лишь актерские работы Анны Аглатовой и Эльчина Азизова, совсем не вытягивающие эту постановку, в силу ее постановочного решения, в лучшие.
Полный список лауреатов опубликован на сайте фестиваля. Балет и современный танец Лучшим балетом признали постановку «Катарина, или Дочь разбойника» красноярского Театра оперы и балета имени Хворостовского. А лучшим спектаклем в жанре современного танца — «Место, которого еще не было», проект Ксении Михеевой и Союза театральных деятелей России.
В 1996 году выпускник воронежского университета Эдуард Бояков, перебравшийся работать в Москву, создал крупнейший российский фестивальный проект, костяк которого состоял из самых значимых репертуарных спектаклей театров всей страны, номинированных на премию с этим названием. По сути, он придумал целую систему, сделавшую «Золотую маску» национальным театральным достоянием. Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. Каким же? Вдоволь Бычкова Первое, что стало бросаться в глаза: собственный пиар «Маски» принял просто космические масштабы, но творческие решения ее руководства стали вызывать к себе всё больше и больше вопросов у театрального сообщества. По сути, «Маска» превратилась в искусного манипулятора именами и разжигателем страстей по обладанию ею. Ведь если 20 лет подряд монополист внушает, что он единственно высокая и единственно достойная награда в области театрального искусства, то обладать этой наградой театры стремятся, конечно, с весьма разными целями — что в столице, что в провинции. У нас, в Воронеже, например, образовалась своя местная «монополия» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Но чиновники и крупные предприниматели в силу разношерстности современных сетевых коммуникаций точного представления о «Золотой маске» не имели а театральной профессиональной критики в Воронеже практически нет. Зато о громких пресс-конференциях, заключительных пышных церемониях, конечно, наслышаны были и стремились, по крайней мере, иметь к этому столичному великолепию опосредованное отношение.
«Золотая маска» на пороге кардинальных перемен
Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. На сайте Союза театральных деятелей России, наконец, появилось официальное заявление о радикальных переменах в главной национальной премии страны «Золотая Маска». Национальная театральная премия «Золотая маска» нуждается в собственной площадке в Москве, заявил председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков на пресс-подходе перед церемонией. Российская национальная театральная премия «Золотая маска» подвела итоги сезона 2022/23 года, объявив номинантов. Сергей Меняйло — лауреат престижной премии «Золотая Маска». Церемонии вручения премии «Золотая Маска — 2023».
Тамара Синявская и Людмила Максакова получили спецпремию "Золотой Маски"
смотрят спектакли на сценах их создания. Состоялась церемония вручения специальной премии "Золотой маски". Награду — образ «Золотой маски» — придумал и создал российский сценограф, народный художник России О. А. Шейнцис, бывший в то время секретарём СТД РФ. Сергей Меняйло — лауреат престижной премии «Золотая Маска».
Три самарских театра попали в лонг-лист премии «Золотая маска»-2023
Станиславского и В. Немировича-Данченко прошла церемония вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска». Мероприятие вели Лика Рулла и Сергей Епишев. Номинантов премии выбирали экспертные советы, а имена лауреатов определили решением двух составов жюри, куда вошли известные режиссеры, актеры, художники, хореографы, дирижеры и драматургии. Всего на премии были представлены десятки спектаклей из 25 российских городов: Перми, Воронежа, Новосибирска, Пскова, Санкт-Петербурга, Барнаула и других. Награды получили около 40 театральных деятелей и постановок.
В Москве объявили лауреатов премии «Золотая Маска» Среди победителей — мюзикл «Три товарища», опера «Мертвый город» и постановка «Место, которого еще не было» В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко объявили лауреатов театральной премии «Золотая Маска» 2023 года. Об этом сообщила пресс-служба фестиваля. Лучшим мюзиклом признали «Три товарища» Пермского академического «Театр-Театра». Постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова завоевала награду как лучшая опера.
Пресс-конференция премии «Золотая маска» 3 ноября 2015 года 22 мая 2015 года в Туле на совещании Министерства культуры «О реализации основ государственной культурной политики Российской федерации» первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов в своей речи высказал резко критические замечания в адрес «Золотой маски».
Основные претензии сводились к тому, что, по его мнению, «Золотая маска» поддерживает постановки, которые «очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки». Также он выказал сомнения в том, что государству в лице Министерства культуры и спонсору в лице Сбербанка стоит финансово поддерживать фестиваль «в том виде, в котором он имеется» [9]. По мнению неназванных членов профсоюза, «Золотая маска» не выполняет заявленные в её «Положении о фестивале и премии» цели и задачи, не имеет права называться «национальной», потому что вручается в основном санкт-петербургским и московским театрам, и авторы письма просили министра вмешаться в проблемы фестиваля [23] [24]. В Министерстве культуры на запрос газеты «Известия» ответили, что ведомство не готово целиком разделить мнение Владимира Аристархова и позиция Минкультуры «будет сформирована позднее с учётом экспертизы профессионального сообщества». Но некоторые члены общественного совета Минкультуры поддержали критику в адрес «Золотой маски». Народный артист России Николай Бурляев назвал премию «доходным промыслом» и «междусобойчиком», в котором премии присуждаются «замкнутому кругу лиц, подчас исполненных русофобии и вседозволенности» [23]. Его коллега по общественному совету, Павел Пожигайло , присоединился к критике, утверждая, что «Золотая маска» «больше не может считаться национальной премией», а её лауреаты «пытаются эпатировать публику при полном отсутствии таланта» [23]. Эти события вызвали горячее обсуждение в театральной среде и прессе. Высказывались актёры, критики, чиновники, журналисты. Мнения разделились.
Часть высказывающихся присоединилась к критике [20] , другая, наоборот, защищала «Золотую маску» [19]. В основном мнения сводились к тому, что премии нужны реформы [25]. В октябре 2015 года скандал сделал ещё один виток — около ста критиков, возмущённых тем, что на формирование нового экспертного совета независимой премии, по их мнению, повлияло Министерство культуры, подписали письмо в адрес СТД РФ с требованием о роспуске «экспертного совета» «Золотой маски» [26] [27]. Организационная структура[ править править код ] Логотип «Золотая маска», св. Все права на использование товарного знака знака обслуживания «Золотая маска» по решению автора переданы учредителю премии — Союзу театральных деятелей Российской Федерации — и зарегистрированы в Роспатенте [1]. Организаторы утверждают положение о Российской национальной театральной премии и фестивале «Золотая маска», положение о дирекции, изменяют количество и наименование основных, частных номинаций, специальных премий, определяют лауреатов специальных премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России». Совместными решениями организаторы избирают президента фестиваля, готовят и утверждают состав экспертных советов творческих комиссий СТД РФ , составы жюри, определяют председателя каждого жюри, выдвигают спектакли на соискание премии [17]. С 2002 года постоянным генеральным спонсором премии является Сбербанк России [1] [9]. В состав жюри не могут входить создатели и исполнители спектаклей, участвующих в фестивале, а также члены экспертного совета [17] [8]. В экспертные советы и жюри «Золотой маски» входят актёры , режиссёры , драматурги , дирижёры , хореографы , сценографы , балетмейстеры , а также критики искусствоведы, музыковеды, театроведы.
Кульминацией фестиваля является церемония вручения премий «Золотая маска», которая проходит в Москве и транслируется центральными российскими телеканалами [17] [8]. В первом награждении было отмечено только шесть основных номинаций и одна «Специальная премия» — «За честь и достоинство», со второго года награждения постепенно, год от года, премия обрастала и дополнялась «основными номинациями», «частными номинациями» и «специальными премиями». Кроме непосредственно спектаклей, актёров и режиссёров, «Золотые маски» стали получать художники сцены, художники по свету, художники по костюмам, драматурги, хореографы, дирижёры, а также меценаты [17] [8]. Премии в этих конкурсах выдаются в восьми «основных номинациях» и двадцати девяти «частных номинациях». В конкурсе спектаклей драматического театра существуют две основные номинации: «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы», лауреаты восьми частных номинаций определяются в конкурсах: «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника постановщика», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана».
По сути, он придумал целую систему, сделавшую «Золотую маску» национальным театральным достоянием. Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. Каким же?
Вдоволь Бычкова Первое, что стало бросаться в глаза: собственный пиар «Маски» принял просто космические масштабы, но творческие решения ее руководства стали вызывать к себе всё больше и больше вопросов у театрального сообщества. По сути, «Маска» превратилась в искусного манипулятора именами и разжигателем страстей по обладанию ею. Ведь если 20 лет подряд монополист внушает, что он единственно высокая и единственно достойная награда в области театрального искусства, то обладать этой наградой театры стремятся, конечно, с весьма разными целями — что в столице, что в провинции. У нас, в Воронеже, например, образовалась своя местная «монополия» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Но чиновники и крупные предприниматели в силу разношерстности современных сетевых коммуникаций точного представления о «Золотой маске» не имели а театральной профессиональной критики в Воронеже практически нет. Зато о громких пресс-конференциях, заключительных пышных церемониях, конечно, наслышаны были и стремились, по крайней мере, иметь к этому столичному великолепию опосредованное отношение. В результате и получалась та самая картина маслом, из которой Михаил Владимирович со знанием дела извлекал для себя разнообразные сугубо практические «дивиденды».
Синявская и Максакова получили почетные "Золотые Маски"
Причем мощнейший. Потому что без них «Золотая маска» перестанет быть всеохватной премией, сильно скукожится и лишится репрезентативности. Отмена «Лучшего спектакля малой формы» просто отрежет от «Золотой маски» почти все региональные театры, особенно из райцентров. Потому что у них есть только малые сцены. А ведь некоторые подобные театры, находившиеся даже в отдаленных деревнях, «Золотая маска» очень любила открывать всему свету. Если говорить применительно к Пермскому краю, то отмена номинации за малую форму вообще лишит его возможности получить когда-либо «Золотую маску» за драматический спектакль. Да, театры нашего края номинировались с 1996 года, когда «Золотая маска» стала всероссийской премией.
И с тех пор было всего три года, когда от региона не было ни одного номинанта. Но до 2008 года среди них были лишь Театр оперы и балета и «Балет Евгения Панфилова». То есть музыкальные и танцевальные спектакли. Потом в эту схему со своими мюзиклами впишется Борис Мильграм. Но так уж сложилось, что, по сути, в регионе нет ни одной премии, полученной конкретно за драматический спектакль. Есть спецприз «У Моста», но он больше почетный, и вручен не столько за конкретный спектакль, сколько в благодарность Сергею Федотову за то, что он привез в Россию пьесы Мартина МакДонаха.
Есть награда за лучший спектакль у Театра кукол, но это немного другая история. А в большой форме драмы от Перми на призы выдвигался несколько раз только Театр-Театр. И не получил ничего. А вот в малой форме участников было множество. Собственно, «У Моста» всегда проходил по этой категории, в ней же отметились «Сцена-Молот» и театры из городов края: первой была Лысьва, потом Кудымкар, а в этом году и Губаха. Без номинации за лучший спектакль малой формы для них просто нет места в главной театральной премии страны!
А что это за главная премия такая, которая игнорирует столько интересных театров, причем по всей стране?! Также авторам нового Положения чем-то не угодила номинация «современный танец».
В Большом театре вручили специальную премию "Золотой маски" — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Это единственная номинация, лауреаты которой известны заранее — в этом году их 11. На церемонии была Елена Ворошилова. В Бетховенском зале Большого — артисты столичных и региональных театров. Те, кто собирает полные залы.
Сегодня многие из них получили главный театральный приз — "Золотую маску". Вот поэтому это очень важно — здесь и сейчас — для всех, для личностей, для общества. И это великая миссия", — заявил президент Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска", народный артист России Владимир Машков.
В основной своей деятельности компания Боякова опиралась на положение, которое редактировалось СТД во главе с Александром Калягиным, он стал председателем в 1996 году. Но юридически отношения между компанией «Золотая маска» и учредителем «Золотой маски» было джентльменским соглашением. Параллельно с исполнением положения компания делала тьму других вещей. Например, проводила фестиваль «Новая драма» — просто потому, что СТД не готов был ввести в конкурс номинацию «драматург». Или программу для иностранных кураторов и критиков Russian Case. Все эти инициативы продвигались под брендом «Золотой маски». Чем амбициозней и влиятельней становилась «Золотая маска», тем тяжелее становились отношения между СТД и компанией Боякова. В 2005-м они прекратились. Отношения между СТД и компанией «Золотая маска» оставались джентльменскими: их соединяли между собой положение и товарный знак, который принадлежал СТД. И жили они в мире и согласии. Эта сказка хороша, начинай сначала. Чем амбициозней и влиятельней становились премия и фестиваль, тем желанней «Золотая маска» становилась для государства. Свое желание контролировать — а то и обладать — государство маскировало недовольством. Поворот назад Недовольство стало проявляться после 2012 года, когда вернувшийся в президентское кресло Владимир Путин объявил консервативный разворот, и в стране принялись пристально следить за всем, что с этим курсом не совпадает. Разные ведомства поняли это по-своему. Репрессивные органы — репрессировали тех, кто курса не менял. Законодатели им в помощь строчили запретительные законы. Суд над Pussy Riot. Закрытие «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Растянувшееся на несколько лет преследование Театра. Дело «Седьмой студии». В театре нарастал страх. Но «правильные» таланты от страха не родятся. Подразумевавшаяся смена «творческой элиты» откровенно пробуксовывала. Забота об этой контрэволюции легла также на плечи Министерства культуры. Все ветви власти имитировали, что опираются в своих действиях на мнения общественности — причем той ее части, которая прежде находилась в тени. В апреле 2014-го газета «Культура» вышла в полиэтиленовом пакете с предупреждением «не показывайте это детям». Газету второй год реформировала театральный критик Елена Ямпольская под присмотром Никиты Михалкова. Резонансный номер состоял из рецензий на проекты, поддержанные Минкультом в прошлые годы, и инфоповода: «Министерство культуры РФ в одночасье поменяло составы экспертных советов по поддержке современного искусства. В действительности она судьбоносна. От экспертов зависит, кто и на какие проекты получит финансовую поддержку. А значит — что вы, именно вы, увидите завтра на сценах или в выставочных залах вашего города». Среди экспертов, которых уволили из Минкульта, была и я.
Спецприз театральной премии «Золотая маска» вручили актрисе Драмтеатра Охлопкова Наталии Королевой Источник: официальный сайт Драмтеатра Охлопкова Специальный приз российской национальной театральной премии «Золотая маска» вручили народной артистке России, актрисе Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Наталии Королевой. Награда вручена в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», сообщала 28 марта пресс-служба правительства Приангарья. Церемония вручения прошла в Большом театре России в Международный день театра. Наталия Королёва — народная артистка Российской Федерации. Она работает в Иркутском академическом драматическом театре им.