Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование.
Народные русские промыслы в виде девушек (КАРТИНКИ)
Русские народные промыслы — это неотъемлемая часть истории и культуры нашей страны.
С новой стороны откроются узнаваемые и давно любимые Хохлома, Гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. Впервые станут доступны малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево. Мы покажем удивительную сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Вся Россия предстанет перед нами как цельная композиция. Павловопосадский платок будет соседствовать с курским ковром, вы увидите яркую перекличку стекла из Гусь-Хрустального с якутской костью, унцукульской насечки с ростовской финифтью.
Своими работами дети украсили выставку «Народные промыслы России». Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформировало у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Творческая деятельность детей, осуществляемая в ходе проекта, способствовала развитию эстетического восприятия, творческих способности детей.
Тема культурного наследия очень многогранна и организаторы выставки-ярмарки «Жар-птица. Осень-2022» уверены, что сегодня крайне важно показать нашу самобытную народную культуру, фольклор, народные художественные промыслы, традиции. На выставке «Жар-птица. Осень-2022» можно узнать о новых видах продукции и тенденциях развития отрасли народных художественных промыслов и ремёсел, установить новые деловые контакты, найти новых партнеров и увеличить продажи. Гости имеют возможность увидеть собранную вместе богатейшую палитру изделий народных промыслов и ремёсел из 44 регионов России — традиционные, современные и самобытные авторские изделия мастеров промыслов, ремесленников, художников и дизайнеров, посетить гастрономический центр.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Народные промыслы Росси. Народный промысел России. В субботу, 17 июня, на территории мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» прошёл первый День народных художественных промыслов. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Народный промысел России Дымковская игрушка. Просмотрите доску «Народные промыслы» в Pinterest пользователя Наталья, на которую подписаны 252 человек. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, народная художественная роспись».
Самые известные народные промыслы в России
В рамках программы мероприятия участники провели осмотр экспозиции музея Гжельский государственный университет - ГГУ , а в ходе заседания обсудили вопросы законодательного обеспечения деятельности в области народных художественных промыслов в Московской области, государственной поддержки народных художественных промыслов в Московской области, подготовки кадров, а также рассмотрели проект закона Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области». В расширенном заседании приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы,представители Министерства культуры и туризма Московской области, Министерства образования Московской области, Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, Торгово-промышленной палаты Московской области, образовательных организаций, предпринимательского сообщества и эксперты.
Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково. А в 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». В советское время на производствах в Федоскине и Осташкове стали изготавливать агитлак — миниатюры из папье-маше на революционные сюжеты.
Сказочных героев и крестьян на предметах заменили красноармейцы. В 1930-х годах в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, где художников обучали росписи изделий из папье-маше. Производство миниатюр продолжается там и сейчас. В селе работает Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, множество небольших артелей и частных производств. Табасаранские ковры Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью от 1444 до 1764 узлов при довольно высоком ворсе 6 мм ковры типа «хив», которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района Кандик, Ляхля и др. Ниже плотность от 900 до 1600 узлов в коврах типа «табасаран» аулы Хучни, Халаг и др. Почти каждый табасаранский аул славится неповторимыми по красоте и рисунку коврами ручной работы.
Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла. Она получила благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью средний срок эксплуатации ковров — около 250-300 лет , возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней.
Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта. В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются безворсовые ковры и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность. Тульский пряник В 17 веке жизнь в Туле была тяжелой, народ жил в бедности и нужде, поэтому каждый по возможности занимался любым ремеслом и торговлей, среди изделий, которые выставляли на продажу были и пряники. Возможно тяжелые условия и послужили стимулом для развития пряничного дела в Туле. Древний город Тула известен во многих уголках мира.
Сказ о мастере Левше, который подковал блоху, вызывает гордость и восхищение мастерством тульских оружейников. Не менее известны и другие атрибуты города — самовар, гармонь и пряник. Туляки гордятся своим восьмым чудом света, как называют они печатный пряник. Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год. Конечно, точно сказать, так это или нет, за давностью лет невозможно, но зато можно утверждать, что тульский пряник имеет древнюю и богатую историю. Письменные источники четко определяют, что на Руси тульский пряник известен более 300 лет. В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.
Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками». А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства. Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири. Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок. Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи.
В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия.
На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.
В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.
Винзили, ул. Гагарина д. Также даю свое согласие на осуществление трансграничной передачи персональных данных для достижения заявленных целей обработки персональных данных.
Костяное кружево То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией. С древних времён северяне охотились на моржей и тюленей, искали останки мамонтов.
Из добытой кости делались предметы быта и украшения, позднее — предметы декора. Искусные мастера вырезали на белоснежном материале растительные орнаменты, образы животных, сценки народной жизни. Холмогорская резная кость — один из самых старых русских промыслов: ему более 400 лет. Русская игрушка с японской душой «Отцом» матрёшки считается художник Сергей Малютин. Вероятно, идея создания разъёмной деревянной куклы пришла к нему после того, как он увидел вкладывающихся одна в другую японских куколок, олицетворяющих богов счастья. Представитель русского стиля, он занимался возрождением народной культуры и потому решил «одеть» фигурки в традиционные сарафаны.
Продолжение вы знаете: матрёшка обрела огромную популярность и стала абсолютным национальным символом. Название игрушки происходит от имени Матрёна, которое до революции ассоциировалось в сельской среде с матерью многочисленного семейства, женщиной с отличным здоровьем и пышными формами. Куда идти, что читать и смотреть? Ремёсла, о которых мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть национального богатства страны. Если вы хотите глубже погрузиться эту тему, мы подготовили для вас некоторые рекомендации. В Москве советуем посетить Музей декоративно-прикладного и народного искусства , в Подмосковье — музей-заповедник «Абрамцево» , в Петербурге — Музей прикладного искусства Академии Штиглица , Этнографический музей и Русский музей.
У канала «Культура» есть отличный проект , посвящённый народным промыслам. На YouTube-канале можно найти десятки видео, посвящённых гончарному и златошвейному делу, ткачеству, стеклодувному мастерству, лаковой миниатюре и другим видам народного творчества.
Самые известные народные промыслы в России
Они представляют собой невероятно красочные и детализированные картины, на которых изображены пейзажи, предметы и люди. За пределами художественных оценок эти картины являются важным доказательством традиционной русской культуры и истории.
Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой.
Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета. Майстровский, Марк Яковлевич.
Земля мастеров : Очерки о нар. У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история. Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья.
Резьба по дереву и кости Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена. Северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли "резьбою русов".
Уханова, И. Уханова; Гос. Эрмитаж, 2005.
Альбом рассказывает об изделиях мастеров - косторезов севера России - из Архангельска и деревни Холмогоры. В издании опубликовано более 80 тоновых фотоиллюстраций произведений косторезного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР и Государственного Русского музея. Абросимова, Александра Андреевна.
Абросимова, Н. Изделия культурно-бытового назначения Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево, кости и рог. Из книги вы узнаете о видах обработки этих материалов: например, о геометрической и плоскорельефной резьбе, резьбе по бересте и мозаике, домовой корабельной и скульптурной резьбе.
Читатель узнает о резьбе, названной по региону промысла: холмогорской, тобольской, хотьковской, чукотской резьбе и гравировке. Эта книга рассчитана на обучающихся традиционным русским ремеслам, поэтому большая ее часть посвящена описанию технологий обработки дерева, кости и рога. В книге есть фоновые иллюстрации.
Вышивка Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно. У всех народов в основу вышивки положены национальные мотивы и орнаменты. Лебедева, Серафима Христофоровна.
Лебедева ; Нац. Кузебая Герда. Удмуртская народная вышивка, имея некоторое сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты.
Большая ее часть выполнена на холсте. Наиболее древняя вышивка в Удмуртии выполнена счётной техникой: выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец. Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты и служила оберегом от злого глаза и порчи.
Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея УР им. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов. Деревянная игрушка В России существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек.
Один из них располагался в Архангельской и Вологодской губерниях, другой — в Нижегородской губернии. Но столицей деревянных игрушек, несомненно, можно назвать город Сергиев Посад и село Богородское, расположенное недалеко от него. По берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях игрушки, изготовленные северными мастерами, своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов.
Основные мотивы производства для северных мастеров — это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки. В Нижегородской губернии, славившийся резьбой по дереву, производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» изготовление деревянных ложек , точение веретён и городецкая резьба. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех, Федосеево.
В городе Сергиев Посад и селе Богородское мастера предпочитали использовать жанровые изображения, игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций и включали несколько «действующих» лиц. Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта. В игрушечном промысле существовало разделение труда.
Одни деревни специализировались на изготовлении белья, то есть неокрашенной игрушки, а другие - на росписи. В начале ХХ века игрушки стоили на рынке немало - четвертак, скупщики же покупали их у мастеров за 18 рублей сотню. По некоторым данным, мастер-игрушечник вырабатывал товара за месяц рубля на два.
Тарановская ; ред. Формы и типы русской народной деревянной игрушки, рожденные талантом и увлеченностью мастеров, поражают своим многообразием. Полено, чурка, щепка, дощечка - вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в поволжье, и под Москвой.
Книга включает увлекательный рассказ о национальных особенностях деревянной игрушки: о ее своеобразной пластике, сказочных образах, цветовой гамме, о способах изготовления и вековых традициях промыслов. Издание содержит 93 цветных и тоновых фотоиллюстраций. Русская игрушка : Из коллекции худож.
Россия, 1987. Альбом познакомит читателя с русской народной игрушкой, с ее прошлым и настоящим.
Где обучают народному искусству, и как стать подмастерьем? Можно ли говорить о формировании неонародного тренда в стиле и моде? Об этом и многом другом в авторской программе Натальи Лосевой "Все будет ru" на радио Sputnik. Ждем ваших вопросов и комментариев.
Путеводитель по русским ремёслам — увлекательное путешествие в прошлое и настоящее народного искусства России Предназначен для людей, интересующихся ремёслами и художественным творчеством народов России Цель путеводителя Путеводитель по русским ремёслам основан энтузиастами народных художественных промыслов НХП с целью содействия в возрождении народного искусства России. Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи: Популяризация — мы пропагандируем русское народное искусство в Путеводителе, демонстрируем изделия, рассказываем об их особенностях, истории, направлениях и мастерах в социальных сетях, на выставках и фестивалях; Сохранение — мы собираем коллекцию изделий НХП, экспонируем лучшие образцы прошлого и настоящего на выставках и в музеях для ознакомления широкой публики; Поиск — всё больше и больше появляется талантливых мастеров, которые не просто копируют старые изделия, но добавляют свои элементы, создают новые образы. Мы знакомимся с такими мастерами, рассказываем о них в Путеводителе, социальных сетях и на выставках, помогаем любителям и специалистам больше узнать о них и их творчестве. Продвижение — мы поддерживаем народных мастеров в той области, в которой им труднее всего ориентироваться, — в продажах. В настоящее время мы сотрудничаем более, чем со 110 мастерами России. Путеводитель подробно, наглядно и просто рассказывает о народных художественных промыслах и ремёслах, культовых изделиях, предметах быта, утвари и устройствах, элементах национального жилища и интерьера, народных игрушках и изделиях для досуга, национальном костюме и угощениях, а также о направлениях и стилях народного творчества и традиционных центрах ремёсел народов и национальностей Российской империи, СССР и Российской Федерации. В настоящее время в Путеводителе более 600 статей и 3000 фотографий и видео о более, чем 100 ремёслах и промыслах. Здесь вы найдёте сведения об учебных заведениях народных ремёсел, о предприятиях, артелях и мастерах, искусствоведах, издательствах, выставках, магазинах — обо всех, кто создаёт и поддерживает современные художественные ремёсла и промыслы России. Также имеется раздел « Краеведение », который поможет спланировать путешествие тем, кто желает побывать в центрах ремёсел. Кроме этого в разделе « Экспозиции » вы сможете ознакомиться с экспонатами музеев и выставок, собраниями известных мастеров и частными коллекциями. Народные ремёсла Народные ремёсла — творческая деятельность талантливых мастеров, которые повторяют опыт своих предшественников, совершенствуют его и передают новым поколениям. Народные ремёсла имеют отслеживаемую историю, тесную связь с традициями народной культуры и местом своего появления и бытования. Народные промыслы основаны на филигранном искусстве художественной обработки природных материалов: дерева, берёсты, глины, камня, металла, кожи, текстиля. Ремёсла сегодня В наши дни народные промыслы являются частью современной культуры и развиваются в рамках индивидуальной кустарной деятельности или промысловых объединений. Сегодня в России зарегистрировано более 200 крупных предприятий НХП, одновременно с ними в нашей стране работает более 800 кустарей-одиночек и семейных артелей, создающих изделия народного творчества, продолжающих и развивающих традиции мастеров прошлого. Количество направлений и стилей русских ремёсел сегодня исчисляется многими сотнями. Всё больше и больше энтузиастов проводит время в музеях, с книгами, встречается с известными мастерами-наставниками, чтобы восстановить утраченные ремёсла, вернуть нам былую красоту народного искусства. Некоторые предприятия существуют с дореволюционных времён, однако большинство образовалось под влиянием «коллективизации» в советское время. Как правило, предприятия имеют производственные помещения, дорогостоящее оборудование, отделы разработки новых изделий, организованную систему закупки материалов и сбыта готовой продукции. В рыночных условиях не всем им удаётся быть прибыльными, недостаёт опыта, понимания рынка и умения продавать. Крупным предприятиям помогают Министерство промышленности и торговли РФ, Ассоциация «Народные художественные промыслы России», выделяются средства, предоставляются гранты, льготы, оказывается помощь в продвижении изделий на рынок. Крупные предприятия могут рассчитывать на господдержку и, конечно, сами учатся жить в условиях конкуренции.
Нижегородцы отпраздновали второй День народных художественных промыслов России
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Красивые промыслы. Тема: Красивые картинки Роспись по дереву мастер класс Роспись по дереву мастер класс Цветы из оникса Жостово музей народных промыслов Ростовская финифть филигрань Шемогодская прорезная береста Жостовская. В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. Дорогие читатели, представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Народные промыслы России», подготовленную библиографом Публичной библиотеки Савельевой Натальей.
Мир народных промыслов.
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. Подмосковье представило народные художественные промыслы на выставке «Россия». "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. В рамках смотра-конкурса народных художественных промыслов России «Молодые дарования. Возрождение», который прошел в Москве, награду получили два выпускника Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал) РГХПУ им. С.Г. Строганова. В комплект демонстрационных материалов "Народные промыслы России" входят описания понятных и близких детям промыслов и ремесел: народные игрушки, лаковые миниатюры, росписи по дереву, посуда, платки. Цель выставки: возрождение интереса у населения к традициям русской народной культуры, форсирование чувства гордости за историю России, составной частью которой являются русские народные промыслы и ремёсла.
"Народные промыслы России"
Участникам покрыли расходы на участие в стенде Челябинской области. Одной из участниц стала Екатерина Шарова. В этом году она победила в региональном этапе конкурса «Мама-предприниматель» и теперь активно развивает свой бренд экокосметики «Уральское разнотравье». Люди выражали живой интерес к нашему стенду, активно покупали нашу продукцию. Это очень заряжает и мотивирует развивать свое дело дальше и так же принимать участие в других подобных мероприятиях», — прокомментировала производитель косметики «Уральское разнотравье», участница выставки «Ладья» Екатерина Шарова.
Зимняя сказка — 2022" в Москве. Кировскую область там представляют мастера наших известных направлений: дымковская игрушка, матрешки, шкатулки из капокорня, одежда из льна, куклы из текстиля.
Кроме того, мастера из Вятки привезли с собой деревянные елочные украшения, новогодние подарки и сувениры.
Русские народные промыслы — это неотъемлемая часть истории и культуры нашей страны.
Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью. Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др.
Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники.
Народные текстильные промыслы России
Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Анастасия Кокоурова собрала в большом материале те ремесленные сувениры, которые захочется купить и себе, и в подарок друзьям: современные, стильные и с отсылками к регионам России. Для начала: что не так с магнитами и футболками? Все в порядке, если они произведены там, где вы их покупаете, и они кажутся вам симпатичными.
К сожалению, чаще всего это не так. Значительная часть популярных сувениров: футболок, кружек, магнитов и чехлов для смартфонов — производится на массовых производствах в странах со слабым законодательством об охране окружающей среды и низкой оплатой труда. К тому же обычно это некачественные и безликие вещи. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Но самое главное — у вас остается уникальная вещь, которая действительно связана с местом, где вы побывали.
Важно убедиться в том, что вещь подлинная. К сожалению, подделки традиционных русских ремесел не редкость, например гжельскую и хохломскую роспись производства Китая и Турции можно найти и на AliExpress, и в магазинах товаров для дома. Если нет возможности купить непосредственно у мастера или на производстве, спрашивайте, кем, где и как произведен товар, просите документы или любые другие доказательства. Где искать сувениры, сделанные местными мастерами? Узнать, какие ремесла считаются традиционными для региона, можно в краеведческом музее такие музеи есть даже в небольших населенных пунктах.
Там же наверняка подскажут, где искать мастеров и есть ли в городе соответствующее производство. На хендмейд-платформах «Ярмарка мастеров» и «Ламбада-маркет» можно выбрать интересующий город. Там не всегда представлены ремесленные проекты, напрямую связанные с локальными традиционными промыслами, но просто интересных местных мастеров вы точно найдете. Если вы часто путешествуете по России, имеет смысл познакомиться с региональными промыслами и новыми ремесленными проектами на московских выставках, а когда окажетесь в их родном регионе, зайти в гости за сувенирами. Если посетить мероприятия не получается, изучите их соцсети и сайты — обычно там можно найти информацию о самых интересных участниках.
Лучшие российские ремесленные проекты Вот некоторые фабрики и мастерские, которым удается сохранять традиции и при этом выглядеть современно.
Их работы известны во всем мире. Обвинская роспись Художник: Мила Лосенко Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития.
Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века. Гуслицкая роспись Художник: Мила Лосенко Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам.
На его становление повлияло открытие металлургических заводов семьи Демидовых и вошедшая в моду традиция чаепитий. Лучшие тагильские изделия отличались прочной «хрустальной» лакировкой: она не царапалась ножом, не темнела от температур и ярко блестела. На такие подносы люди без страха ставили горячие самовары. Во второй половине XIX века сюжетная живопись тагильцев сменилась цветочной «маховой». Она позволила быстро украшать изделия за счет особой техники, где на одну кисть набиралось сразу две краски: основной цвет и белый. Промысел развивается и сегодня. Назад Уральская резьба по камню Каменные месторождения сделали Урал важнейшим центром камнерезного промысла. Она выпускала вазы, столешницы, камины, а также небольшие подносы, пуговицы, табакерки. Под покровительством фабрики каменный промысел распространился среди кустарей. К концу XIX века на Урале сложились определенные традиции. Так, черную смородину вырезали из темного агата, белую — из горного хрусталя, малину — из селенита и родонита.