Канонизация Александра Невского. Святой Александр Невский (икона). В 15.00 от Николо-Иоасафовского собора к Троицкой площади верующие пройдут Крестным ходом с нетленными мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Годеновским Крестом и мощами Александра Невского. Новости комиссии по канонизации святых.
День канонизации Александра Невского
«Александр Невский: от рождения до канонизации» | новости России и мира. |
Защититься от Запада. В памяти об Александре Невском переплелись правда и вымысел - ТАСС | Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. |
Почему Александра Невского причислили к святым | Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в 1263 г. Причисленный к лику святых, он стал символом победы для народа. |
День памяти Александра Невского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся | 13.06.2021 12 июня 2021 года в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. |
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
Саркофаг и рака Александра Невского в одном из залов Государственного Эрмитажа. В преддверии Дня России Омский региональный центр Президентской библиотеки подготовил для читателей виртуальную выставку «Александр Невский: от рождения до канонизации». Печать Александра Невского (лицевая и оборотная стороны) с изображениями самого князя в виде всадника и святого Феодора Стратилата[12][13].
За что Александра Невского причислили к лику святых
В Православной Церкви есть разные чины святости. Благоверный князь — это защитник веры и Отечества. В том его подвиг. Очень часто святого Александра Невского критикуют за политическую деятельность, за те или иные государственные решения.
И забывают о том, что Церковь канонизировала князей исходя не из прагматических критериев или той пользы, которую они принесли стране. В памяти народа князь Александр остался как святой защитник веры, а все остальное — второстепенно. И потому образ его всегда вспоминался в критические эпохи, когда Россия находилась в опасности, на краю бездны или перед решающим выбором.
Жизнь святого князя Александра дает нам богатый материал для размышлений.
Попытаться восстать? Братья Андрей и Ярослав это рискнули сделать, но были разбиты карательной экспедицией Неврюя — так называемое нашествие «неврюевой рати». В литературе можно встретить обвинения Александра в организац ии этого похода с целью самому занять владимирский престол. У нас нет никаких доказательств этому.
Да и не в характере князя была усобица, что заметно отличало Александра от прочих Рюр иковичей. Зато потом ему пришлось восстанавливать все разоренные Неврюем города и начал, кстати, с церквей. Этот факт тоже учитывался при канонизации. Пришлось очень много времени проводить в Орде. Там он сумел расположить к себе хана Батыя, а с его сыном Сартаком и вовсе официально побрататься.
Таким образом Невский получил статус приемного сына хана. Как результат — Русь была освобождена от воинской повинности и не поставляла людей в армию монголов. Дань тоже оказалась постепенно снижена, хан Берке, сменивший Батыя, объяснял это Великому хану в Карокоруме, которому подчинялся, тем, что Русь постоянно восстает и не надо ее провоцировать. Отголосок доводов Александра? Наверн яка.
Таким образом, талант дипломата оказался столь же большим, как и талант военачальника. Потому Александра Невского можно назвать велик им стратегом. То есть человеком, который, в отличие от тактика, выигрывает в долгосрочной перспективе. Не случайно станет примером государственного деятеля и образцом для подражания среди российских правителей.
Донесли его тело до Владимира, собрался народ в Боголюбове.
Положили тело Александра в церкви Рождества Богородицы и свершилось чудо. Усопший князь протянул руку митрополиту Кириллу и забрал грамоту, заснув навечно. Церковное почитание началось сразу после смерти Александра, было написано его Житие.
В 1547 году Александр Невский был канонизирован в лике благоверного.
В 2024 году исполняется 300 лет со дня перенесения в Санкт-Петербург из Владимира мощей святого благоверного князя Александра Невского. Украинские власти организовали самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на каноническую УПЦ. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности УПЦ, а парламент принял в первом чтении законопроект о ее фактическом запрете на всей территории страны.
К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
Канонизация Александра Невского началась с первого его «подвига», осуществленного, как пишут российские летописи, 15 июля 1240 года. Согласно этим историческим мифом, князь Александр Ярославович во главе новгородской дружины разбил войско шведов близ устья. Александр Невский был причислен к лику святых в 1549 году за подвиг выдержки и терпения, а также в 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра. В честь канонизации Святителя Иоасафа в Белгород привезут две святыни — Годеновский чудотворный крест и мощи святого князя Александра Невского.
Канонизация Суворова станет предметом ожесточенных споров
13.06.2021 12 июня 2021 года в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Невский проспект, Эрмитаж и Александро-Невская Лавра — все эти исторические места сегодня объединила память о нашем выдающемся соотечественнике. Потому Александра Невского можно назвать великим стратегом. Инициатором канонизации Невского был митрополит Макарий — одна из ключевых персон в создании государственной идеологии Российского государства эпохи позднего Средневековья.
В Белгород прибудут две великие святыни
В 15.00 от Николо-Иоасафовского собора к Троицкой площади верующие пройдут Крестным ходом с нетленными мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Годеновским Крестом и мощами Александра Невского. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь[4]. Братство святого благоверного и великого князя Александра Невского при Феодоровском Городецком монастыре, Нижегородской епархии, Балахнинского уезда.
Великий полководец и заступник. Как Александр Невский стал небесным покровителем Петербурга
Западные и русские свидетельства находятся в непримиримом противоречии между собой: согласно первым, жизни на озерном льду лишились 26 рыцарей, согласно вторым — 400, что значило бы: после встречи с русскими орден потерял большинство своих воинов. Иностранные авторы, отдавая предпочтение латинским хронистам, ставят значение битвы под сомнение. Но невозможно оспорить главное достижение Александра — изгнание крестоносцев из Пскова и освобождение территорий, по своей площади сравнимых с западноевропейским королевством. Победив ливонцев, как до того шведов, князь возвратился на родину с триумфом. Матерь римская Политика Александра во второй половине 1240-х привела к его канонизации православной церковью как защитника восточного христианства — на языке средневековой культуры благоверного князя.
Это значило: в ходе переписки с папой Иннокентием IV, убеждавшим его принять католицизм, Александр от этой возможности отказался. Предложение папа делал ему в таких словах: "Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому". Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы Александр ответил не сразу. Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием - принял католицизм перед смертью: "Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника.
И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни". Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде. Расправиться с древнерусским правителем могли, если его подозревали в бунте. А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью.
Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире. В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью.
При этом изначально предполагалось, что транспортировка может произойти в начале июня. Читайте также: Синод РПЦ рассмотрит канонизацию полководца Суворова на заседании в Петербурге Позднее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнял, что гробница перейдёт в ведение Русской православной церкви на ближайшие 49 лет. Решение передать артефакт церкви глава музея объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл.
Также Михаил Пиотровский отмечал, что главным критерием для судеб памятников культуры является "сохранение предмета в сфере музейного поля или вне его", поскольку любое размещение художественного шедевра в общественном пространстве несёт в себе риск.
Орден Александра Невского, учрежденный Екатериной II Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной сохранилось 15 редакций. В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника ныне Александро-Невская лавра и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. Он изготовлен из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали.
Почему они не пришли на помощь остальным князьям, а, молча и сложа руки, наблюдали, как захватывается Русская земля? Через пять лет после Ледового побоища умер отец Александра, и тот стал княжить в Великом Новгороде. Но для подтверждения своего статуса он поехал в Орду вместе со своим братом Андреем. Хан вручил ярлык на княжение Новгородом и Киевом Александру. Поскольку Киев после разорения монгольскими оккупантами не представлял из себя ничего интересного, Александр выбрал местом жительства Новгород. Когда через несколько лет в нескольких княжествах вспыхнут восстания против захватчиков, Александр без тени сомнения раздавит их и утопит в крови, как это было, к примеру, в Твери — об этом писал Василий Ключевский. Как ловкий политик, после этого он поедет в Орду, к хану, «замаливать грехи» соотечественников, которые перебили немало ханских сборщиков налогов. Отговорить хана от жестких выводов ему удалось, но в Орде он заразился смертельной болезнью, от неё и умер, успев выехать в Русь.
Через триста лет православная церковь причислила его к лику святых. Казалось бы, за что, за какие подвиги, если он сотрудничал с оккупационными властями? Дело в том, что имя святого сопровождается словами «равноапостольный», «преподобный»: это является указанием на то, каким именно духовным подвигом прославился тот или иной человек. Похоже на чины в армии: майор, капитан, полковник, генерал. Так и святые: есть равноапостольный, преподобный, благоверный, мученик и т.
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Между 1430 и 1464 годом в Новгороде были созданы две редакции Жития великого князя, в которых он предстает в качестве символа борьбы с внешним врагом, а само его правление идеализируется. Как известно, при Иване III вечевая республика прекратила свое существование, подчинившись «государю всея Руси». Постепенно изменилась, трансформировавшись, и «линия памяти», связанная со святым Александром Невским. Формируется некий «московский» образ великого князя — основателя династии московских правителей Даниловичей. В его жизнеописании появляются так называемые общерусские черты, да и само жизнеописание постепенно, начиная с 1440-1450-х годов, все более ориентируется на институт великокняжеской власти. Чем дальше, тем больше святой Александр Невский становится знаковой фигурой. В уникальной по охвату источников книге «Александр Невский в русской культурной памяти» немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк пишет, что «присвоение» Александра Невского московским или общерусским дискурсом говорит о трансформации местного святого в фигуру, почитаемую во всей стране.
Исследователь убедительно доказывает, что собирание истории Руси с точки зрения московского взгляда на развитие событий привело к интеграции святого князя в такое повествование, которое представляло великое княжество Московское как конечную цель русской истории, а Даниловичей — как легитимную правящую династию. В XVI веке он уже воспринимается не как удельный князь, а как могущественный император, правитель всей Руси. Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим как оружием, так и словом национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России.
Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией 1558 г. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3. Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника.
Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3. Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника. Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4.
Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы. Случайным это назвать невозможно. Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице. Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.
Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4. Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского».
В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы. Случайным это назвать невозможно. Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице. Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах. Взирая на «Святую Троицу», соратники преподобного Сергия учились побеждать «страх ненавистной розни», учились единожитию и единомыслию6.
Результатом этого «преодоления» можно считать и одержанную в 1380 году войском святого Димитрия Донского победу на Куликовом поле примечательно, что в том же году произошло обретение мощей святого Александра Невского, оказавшихся нетленными. В новых условиях строительства Российской империи воспоминание о Троице, купно с воспоминанием о святом Александре Невском, выглядело симптоматично и показательно хотя, полагаю, Петр Великий вряд ли до конца понимал «богословскую составляющую» сей связи. В любом случае святой Александр Невский воспринимался как тот, кто боролся и побеждал врага не только силой оружия, но и силой веры. Таким образом, будучи небесным покровителем новой столицы, он выступал не только в роли защитника от внешних врагов, но и в качестве объединителя народа, на сей раз — символа преодоления розни и достижения национального сплочения в рамках многонациональной империи. То был своеобразный translatio religionis7, свидетельствующий, что в великом князе, прославленном в лике святых, видят не только православного праведника, но и православного «политика», способного отдать жизнь свою «за други своя».
В 1547 году благоверный великий князь Александр Невский становится общероссийским почитаемым святым».
Видео: телеканал «Санкт-Петербург» Почти через 200 лет после канонизации Александра Невского другой великий правитель — Петр I — выбирает его в качестве небесного покровителя для основанного на берегах Невы города. Согласно преданию, последний этап пути Петр I нес их лично. Они были помещены в Благовещенскую церковь, где был освящен в тот же день престол в честь Александра Невского». В дореволюционные времена этот день даже объявили выходным.