По церковной традиции в среду 5-й недели Великого поста совершается богослужение, на котором полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской – «Мариино стояние». Покаянный канон как раз и выражает состояние души, склонившейся перед Искупителем. В первую неделю поста канон разбивается на четыре части и читается с понедельника по четверг на вечернем богослужении. На нынешней, пятой седмице Великого поста мы встречаем две очень важные службы: это Четверток Великого канона и Похвала Пресвятой Богородицы.
Пятая седмица Великого поста
1 канон — Воскресения Христова, глас 1-й 2 канон — недели 5-й Великого поста. Целиком канон Андрея Критского прочитывается в среду пятой недели (13 апреля) Великого поста, за вечерним богослужением, именуемым «Марииным стоянием», так как посвящается оно преп. Псалтирь, согласно Уставу, прочитывается в течение недели дважды (в обычное время – один раз). Особенностью пятницы первой седмицы Великого поста является то, что в этот день после заамвонной молитвы (в самом конце службы) совершается молебный канон великомученику Федору Тирону и благословляется коливо.
В первую седмицу Великого поста во всех храмах читают покаянный канон прп. Андрея Критского
Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва». Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если по нашей вине что-то не дошло или повредилось — без вопросов вернем деньги или вышлем замену за наш счет. Богослужебные книги.
В делах хозяйственных он находится в полной зависимости от других, легко могущих злоупотреблять его доверием. Но как ни велико зло телесной слепоты, все же в ней есть и доля добра.
Она спасает слепца от многих искушений и соблазнов, проводником которых служит зрение. Кроме того, по мудрому устроению Провидения, недостаток или отсутствие одного чувства восполняется остротой и совершенством других; так, в слепых особенно развиваются чувства осязания и слуха. Главным же образом лишение телесного зрения не только не препятствует, но и в значительной степени способствует чистоте и ясности духовного зрения. Не развлекаясь внешними впечатлениями зрения, слепец по необходимости углубляется во внутренний свой мир, и голова его нередко свободнее и правильнее работает, чем если бы он был зрячим. Слепота духовная если состоит в невольном заблуждении и невежестве, не влечет за собой, по крайней мере, тяжкой ответственности, но в других случаях она — зло, которое соединено с ответственностью, как тяжкий произвольный грех. На язычников похожи люди, которые зрячи для того, чтобы рассмотреть и изучить все, что есть и происходит на небе, на поверхности и в глубине земли, на дне морском: с удивительной зоркостью они подмечают силы и законы явлений, но слепы для того, чтобы во всем этом видеть Бога, Творца и Вседержителя; которые во всем творении видят следы премудрости, благости и всемогущества, но не хотят видеть Премудрого, Всеблагого и Всемогущего. К духовно слепым принадлежат также те, кто в течении жизни частной и общественной, в обстоятельствах жизни благоприятных и неблагоприятных, в судьбах государств и народов признает действие одного случая или человеческого произвола, а не участие Божественного Промысла.
Духовная слепота иных состоит в том, что они, подобно современным Христу фарисеям, вопреки очевидности отвергавшим чудеса Христовы, не признают для себя убедительными очевидные для всякого непредубежденного свидетельства истины, содержащиеся в откровенном учении и в истории Церкви. Духовно слепы и те, кто не признает в себе существования духовной и бессмертной природы единственно потому, что ее нельзя рассмотреть телесными глазами, ощупать руками. Самолюбие так ослепляет иных, что они не видят в себе тяжких грехов или не считают их важными и всячески их оправдывают не только перед людьми, но и перед своей совестью. У весьма многих духовная слепота обнаруживается не только невежеством касательно учения веры и грубым суеверием, но и нежеланием духовного просвещения, под предлогом, что с них, как людей темных, Бог не взыщет. Очень важно взглянув на себя беспристрастно, осознать свою духовную слепоту. Великое зло — духовная слепота, но еще большее — несознание ее, гордое убеждение духовно слепых в том, что они духовно зрячие. Подобное убеждение Господь Иисус осуждает в фарисеях, говоря: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» Ин.
Неизвинительный грех фарисеев состоял в том, что они считали себя непогрешимыми судьями истины, тогда как на самом деле они закрывали глаза от нее, отрицая в Иисусе достоинство Посланника Божия, хотя видели своими глазами чудные дела Его. Людей, смиренно сознающих свою слепоту, свое духовное невежество подобное сознание располагает к тому, чтобы искать врачевства от своей духовной слепоты. И когда они найдут его в Иисусе, Враче слепых телесно и духовно, тогда не вменится им в вину прежнее невежество и заблуждение: греха они уже не будут иметь в себе. Трудно сознаться в духовном ослеплении тому, кто упорно отвращал глаза от истины. Но благодать Божия не оставляет никого без своей помощи. Иногда она приводит к сознанию духовной слепоты самой крайностью упорства в ней, тем, что дальше нельзя идти, — и вот они поворачивают назад. Иногда бедствия и лишения, близость смерти приводят человека волей-неволей в себя, в душе его начинаются колебания, гордость и самомнение уступают место беспристрастному взгляду на свое нравственное состояние, он начинает понимать его пагубность, а отсюда двоякий исход: или отчаяние, или раскаяние с надеждой на милость Божию.
Ободряемый надеждой, человек вместе с евангельскими слепцами вопиет ко Христу: «помилуй мя, Господи, Сыне Давидов» Мф. В тропарь в Неделю слепого поется: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, в покаянии зовя Тебе: милостив мне буди, едине Благопременителю». Вместе с евангельским слепцом он также взывает к Иисусу: «Верую, Господи, что можешь, если восхощешь, исцелить меня» Мф. Но не всегда это исцеление совершается сразу. Оно подается по мере восприимчивости и терпения, подобно тому как слепцам евангельским надлежало иногда долго вопиять к Иисусу, прежде чем Он обратил на них внимание Мф. В иных случаях Господь исцелял слепцов одним словом или одним прикосновением, в других же исцеление совершалось несколько сложным образом — посредством плюновения и неоднократного прикосновения, и однажды — посредством помазания глаз грязью и омовения. И это также соответствовало индивидуальной восприимчивости человека.
Как в узкогорлый сосуд нельзя вливать жидкость сразу обильной и широкой струею, иначе жидкость не попадет в сосуд и прольется мимо него, так и дары благодати Божией, если нет для них широкой восприимчивости, могут быть сообщаемы людям только понемногу, так сказать, по каплям. Так поступил Христос, исцеляя, например, слепорожденного, которому сначала помазал очи брением, а потом повелел идти в Силоам. Так же Он поступает с некоторыми при исцелении их духовной слепоты. Он дает им глазную мазь Откр. И в ком их недостает, хотя он сознает свое жалкое состояние и желает избавиться от него, тот должен немало приложить усилий, чтобы пробудить в себе слезы для уврачевания своих духовных очей, — а для успеха в этих усилиях просить у Бога благодати слез. Пусть он взывает ко Христу: Силоамом да будут для меня слезы мои, Владыко Господи, дабы омыть и мне зеницы сердечные и умственно узреть Тебя, Свет предвечный. Омытый слезами покаяния, подобно слепому, умывшемуся в воде Силоамской, сподобится наконец радости узреть Христа, Который есть Свет истинный, просвещающий всякого человека Ин.
Он ощутит радость прикосновение к своему сердцу Божественной благодати. Может быть, не навсегда останется у человека это ощущение, но оно оставит такой след в его душе, что одно воспоминание об этом будет ободрять и укреплять в скорбях этой жизни, пока не вступит человек в область непрестающей радости и неоскудевающего света. Песнь шестая «Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ». Здесь вспоминается притча Христа о потерянной драхме — небольшой серебряной монете с царским изображением на ней. У одной женщины было 10 драхм. Одну из них она потеряла. Сумма небольшая, но все же женщине жалко лишиться ее.
И вот она зажигает свечу, метет комнату и тщательно ищет в соре затерянную мелкую монету, пока не найдет ее. Ей удается отыскать пропажу, она радуется и созывает подруг и соседок, чтобы с ними поделиться своей радостью. Так, говорю вам, — заключает притчу Господь, — бывает радость у Ангелов Божиих об одном грешнике кающемся Лк. Цель притчи состоит в том, чтобы показать, как дорого пред Богом и Ангелами обращение грешника. Под образом женщины, потерявшей и нашедшей драхму, представляется Сам Господь Иисус, с материнской заботливостью ищущий погибающую душу. Под драхмой, украшенной изображением царя, разумеется душа, украшенная образом и подобием Божиим и через это по самой природе возвышенная перед всеми земными тварями. Как носитель образа Бога Вседержителя человек поставлен царем и владыкой над ними: ему отдана во власть вся земля, со всеми живущими на ней земными тварями.
Но человек не сохранил своего достоинства. Самоугодие и страсти помрачили в нем черты образа Божия, и тот, кто по силе напечатленного в нем образа Божия немногим умален перед Ангелами, уподобился скотам несмысленным. Скот знает одни физические потребности — он не имеет разума, чтобы разуметь Творца, не имеет духовного чувства, чтобы умиляться при виде дел Божиих, возвещающих Его совершенства, напечатленные в творении, — не имеет совести, чтобы отличать добро от зла, и потому если убьет человека, не поймет, что совершил злодеяние. До подобного состояния доходили или по крайней мере были близки к нему люди, жившие плотской жизнью, так что было в истории человечества время, когда Сам Господь назвал их «плотью» по причине отсутствия в них признаков духовной жизни Быт. Сама религия у большой части языческих народов носила плотский характер, требуя от людей одних телесных дел благочестия. Человек погибал, но Господь сжалился над Своим созданием, павшим с высоты богоподобия до скотоподобия, но все же, однако, не утратившим человеческой природы. Образ Божий затмился в душе человека, как изображение на запачканной и потертой монете, но еще не уничтожился.
Сам Единородный Сын Бога Отца для обновления образа Божия в человеке снисходит с неба на землю и взыскует погибающее создание с такой же заботливостью, с какой женщина отыскивает потерянную драхму. Для обретения духовной драхмы Он не жалеет никаких усилий и жертв — даже Кровь Свою проливает за нее на Кресте. Но прежде чем принести эту бесконечной цены Жертву, Он, подобно женщине, ищущей со свечой драхму, вносит свет Своего учения в ту духовную тьму заблуждений и пороков, в которую погружена была душа. Она отпала от истины, составляющей необходимую черту образа Божия, состоящего в праведности и святости истины Еф. И вот Господь, восстанавливая в человеке первоначальный образ, озаряет его светом истины. Он проповедует истину во все время Своего общественного служения, и еще до вступления Его в это служение Ему предшествует святой Иоанн Предтеча с проповедью покаяния и ее светом подготавливает к принятию Его людей, ходивших во мраке лжи и пороков. Крестная смерть Спасителя, сходившего даже, когда тело Его лежало во гробе, Своею душою в ад для обретения погруженной в глубине его драхмы, увенчала дело спасения человека: ради этой искупительной смерти дарованы человеку все благодатные силы и средства для обновления по образу Создавшего его и для избавления от вечной погибели.
Но грех и страсти снова помрачают в нас образ Божий, в который мы облекаемся в Крещении. Новый человек, каким каждый из нас стал через это Таинство, с течением времени уступает в нас место ветхому, так что иной раз трудно отличить христианина от язычника, трудно отыскать в нем черты образа Божия, как трудно отыскать мелкую монету, затерявшуюся в куче пыли и сора, и вдобавок почерневшую от грязи. Надо спешить покаянием восстановить в себе образ нового человека. Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину. Амалик, амаликитяне — народность, с древних времён занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта.
Между ними произошло сражение, в котором израильтянам помогла победить молитва пророка Моисея. Когда Моисей поднимал руки в молитве, евреи побеждали, а когда его руки а вместе с ними и молитва ослабевали, верх брали амаликитяне. Воздетые крестообразно руки Моисея являются прообразом побеждающего Креста Господня Исх. Гаваониты - жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далёких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова.
Песнь седьмая «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли. Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя». Езекия «Бог укрепил» — иудейский царь 752—698 гг. Был ярым противником идолопоклонства. Правнук Озии, благочестивый царь Иудейский Езекия, во все продолжение своего царствования пользовался особенным благоволением Божиим.
По молитве царя Езекии Ангел Божий поразил ассирийских воинов, пришедших, чтобы осадить Иерусалим. К смертельно больному Езекии Господь послал Своего пророка Исаию, чтобы предупредить царя о приближающейся кончине. Но царь Езекия, не желая умирать, так горячо и слёзно молился, что Господь продлил его земную жизнь ещё на 15 лет. В подтверждение того, что царь не умрёт, но выздоровеет, пророк Исаия явил ему знамение — тень от солнца на ступенях царского дворца передвинулась на десять ступеней назад 4Цар. Исаия «Бог спасёт» — пророк Иудейского царства 765—695 гг. Болезнь, какая бы она ни была, легкая ли или подобная той, в какой находился Езекия, естественно располагает к мысли о смерти. Но мысль о смерти может быть спасительна для человека только в том случае, если соединяется с заботами о приготовлении к вечности, с покаянием и рвением о том, чтобы остаток жизни провести в богоугождении.
С этой целью каждый больной должен обращаться к Господу с молитвою Езекии о продлении лет его жизни. Желание пожить подольше свойственно в той или иной мере каждому живущему. Как ни горька иному жизнь, а все ему не хочется расстаться с нею, ибо жизнь, несомненно, — великое благо. Но не все знают настоящую цену этому дару. Для многих жизнь дорога только из-за пристрастия к земным благам и удовольствиям. Им тяжело даже думать о необходимости расстаться с жизнью, потому что тяжело расстаться с этими удовольствиями. В этом отношении такие христиане не выше язычников, не имеющих упования на Царствие Божие.
Для последних с земной жизнью оканчивалось все, и потому они старались извлечь из нее все удовольствия, что только могла дать жизнь чувственному человеку. Христианину, верующему в обетования о Царствии Небесном, земная жизнь дорога как время приготовления к вечности. Поэтому если, с одной стороны, страх смерти ослабляется тем, что за ней виднеется жизнь в иной области бытия, то, с другой, в преддверии этой новой жизни человека не может не тревожить мысль о возможности перейти туда неготовым. Эта мысль никому не должна быть чужда. Сколько бы кто ни был благочестив и добродетелен, как бы далеко ни ушел кто по пути нравственного совершенства, он не может сказать с уверенностью, что вполне готов к переходу в вечность, готов вступить в Царство Небесное. Даже такой великий праведник, как святой апостол Павел, который с дерзновением ожидал себе награды в жизни вечной 2Тим. Сознание своей греховности и, следовательно, неготовности предстать на Суд Божий с особенной живостью должно возникать в нас во время болезни ввиду того, что это состояние может завершиться смертью, за которой следует суд над душой.
Болезнь пригвоздила к постели и лишила возможности пользоваться и наслаждаться земными благами, которые потеряли смысл. Они теперь так же суетны, как суетны и пусты сладкие, но быстролетные сновидения. Теперь не до земных благ. Чувствует человек, что, гоняясь за ними, слишком мало сделал для спасения души, осуждает свою леность, беспечность и знает, что прошедшего не воротить, а жить осталось, может быть, очень недолго, так что, пожалуй, ничего не успевается сделать для вечности. С молитвой о продолжении жизни болящий может обращаться к Господу, как Езекия, чтобы было дано время на покаяние и исправление, и в том случае, если имеет на руках детей, которых не успел воспитать и пристроить, если взял на себя обязательства, для исполнения которых потребно немалое время. Не только больные, но и здоровые должны помышлять о смерти и готовиться к ней. Для углубления в себе мысли о смерти пусть они почаще ставят себя мысленно в положение больных, пусть заблаговременно свыкаются с этим положением и умоляют Господа даровать им время для покаяния, исповедуя, что они еще не успели воспользоваться для этого протекшими днями жизни.
Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей». Давид — см. Этот псалом читается ежедневно за богослужением и в домашних утренних молитвах как образец покаянной молитвы. Песнь восьмая «Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве.
Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец.
Андрей Критский — автор многочисленных проповедей на церковные праздники, язык его полон метафор и символов. Он также известен как сочинитель текстов и мелодий многих церковных песнопений. Его имя связывают с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего в литургической практике кондак. Самый известный канон святителя Андрея — покаянный Великий канон, состоящий их 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом и Новой Заветах преступление заповеди Адамом, убийство Каином Авеля, покаяние Давида и мытаря и др. Язык канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. Кроме Великого канона, святому Андрею принадлежат каноны на многие церковные праздники. Большинство из них включено в состав современных богослужебных книг. Само название «Великий канон» отражает как широту раскрытия главной темы — покаяния, так и объем текста.
По содержанию он непосредственно не связан с богослужениями Великого поста, вероятно, святой Андрей не предполагал, что его Великий канон получит общецерковное употребление. Некоторые строки канона дают основание считать, что он был написан им в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в других — приводятся примеры из Священного Писания о грехе и покаянии.
Библейская песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. Текст этой песни несколько отличается от того, что приводится в книге пророка, и состоит из отдельных фрагментов библейских стихов.
Церковнославянский текст песнопения: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли: яко с нами Бог. Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог. Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог. Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог. Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог. И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог. И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог. Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: яко с нами Бог. Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог. Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: яко с нами Бог. Чуден Советник: яко с нами Бог. Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог. Отец будущаго века: яко с нами Бог. Значительная часть стихов воспевает всемогущество Бога.
Песнь начинается с торжественного возглашения наиболее радостной из возможных для человека истины: «С нами Бог!
Великое повечерие
Православный календарь на Великий пост 2024 с крупным шрифтом | Текст канона изобилует упоминаниями вопиющего греховного падения человека, начиная с убийства Каином праведного его брата Авеля и кончая более современными к Господу Иисусу Христу примерами. |
Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024 | Великий канон св. Андрея Критского читается на первой неделе Великого поста. Публикуем текст канона, читаемого во все дни Первой седмицы поста, и записи чтения канона Патриархом Пименом. |
Первая неделя Великого поста: советы пастырей | На нынешней, пятой седмице Великого поста мы встречаем две очень важные службы: это Четверток Великого канона и Похвала Пресвятой Богородицы. |
Канон Андрея Критского: когда и как правильно читать | Богу Праздникам Пред иконами Святым По гласу Октоиха На каждый день седмицы Иные Каноны Богу Каноны праздникам Каноны пред иконами Пресвятой Богородицы Каноны. |
Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду пятой седмицы Великого поста
Первая неделя Великого поста: советы пастырей | Сегодня вечером завершилось чтение Великого покаянного канона, читаемого во всех храмах Русской Православной Церкви в 1-ю седмицу Великого поста. |
Как и когда читается канон святого Андрея Критского? | На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. |
Православный церковный календарь. Евангелие, Апостол, тропари на каждый день | Как правильно вести себя на каноне, куда направлять мысль, можно ли следить по книге за словами молитвы? |
Службы Великого поста в 2024 году
Первый а не последний! Верующим следует исключить из рациона мясные и молочные продукты, сливочное масло, рыбу и яйца. Также нельзя употреблять алкоголь, есть белый хлеб и сдобную выпечку. Нечетные дни первый, третий и пятый называют днями сухоядения. В это время стоит употреблять пищу без термической обработки. На столе не должно быть ничего жареного, вареного и печеного.
Можно заваривать черный или травяной чай. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища, приготовленная с небольшим количеством растительного масла. Можно добавить в рацион немного горького шоколада, соков, меда и сухофруктов. Православным верующим советуют принимать пищу по три-четыре раза в день.
Начало в 17. Начало в 16. В Великую Субботу 4 мая 2024 года митрополит Марк возглавит богослужения — Часы, изобразительны, Вечерня, Божественная Литургия, освящение куличей в Пантелеимоновском храме г. Приглашаем верующих в эти особенные дни Страстной седмицы принять совместное молитвенное участие в богослужениях. Наименования седмицы Эта седмица имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, а в наших книгах это название встречается редко синаксарь Великой Субботы. Зато у нас популярно связанное с этой традицией именование каждого в отдельности дня седмицы Великим Великий Понедельник, Великий Вторник и др. Другое название — Страстная седмица — в Типиконе встречается лишь однажды в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм. Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Дни Страстной седмицы Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы.
Одинцовская епархия Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил чтение третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и молился за чинопоследованием великого повечерия в Свято-Троицком храме города Коломны Щурово. За богослужением молились: благочинный 1-го Коломенского округа, настоятель храма протоиерей Алексий Виноградов, клирики храма и воспитанники детского социально-реабилитационного центра при храме.
Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп. Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь — это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» — т. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской». В этот день читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Только если в первые четыре дня Великого поста он разбит на четыре части в каждый из четырех дней — одна из частей , то теперь его прочитывают полностью. К канону присовокупляется житие преподобной Марии Египетской. Первая часть жития Марии Египетской читается после псалмов. Затем начинается чтение Великого канона. В конце каждой песни канона читаются тропари, прославляющие подвиги преподобного Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, а к ним припевается «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас». Вторая часть жития преподобной прочитывается после прочтения приблизительно трети Великого канона. Мариино стояние - одно из самых продолжительных великопостных богослужений. Такие молитвенные труды — дань уважения преподобной, которая после порочной молодости совершила исключительный подвиг покаяния и, удалившись в египетскую пустыню, достигла святости. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского называется великим не только по количеству покаянных глубинных образов и смыслов, но и по числу тропарей канона. Если обычный канон состоит в среднем из 40-45 тропарей, то Великий — из 250. Существует традиция следить за чтением канона по книжкам с его текстом — чтобы не отвлекаться мыслями и лучше воспринимать смысл этого дивного богослужебного текста. По благочестивой традиции во время чтения Великого канона принято совершать земной поклон в начале каждого тропаря. Соответственно, количество поклонов составляет 250. Это нелегко. Но, несмотря на это, большинство верующих стараются совершить такой нелегкий подвиг. Количество поклонов всегда должно определяться соразмерно духовным и телесным силам человека. Нам следует помнить, что Господь смотрит прежде всего на сердце человека, а не на его физическую подготовку. Поэтому важным является не количество положенных поклонов, а наш молитвенный настрой. Святые отцы всегда говорят о том, что лучше пару слов в уме сказать Богу, чем совершить тысячу поклонов, думая при этом о ногах. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей! Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары! Возле нее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля". Это было 1 апреля 524, года, самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля 14 апреля по новому стилю , чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Частицы мощей преподобной Марии Египетской находятся в разных городах Европы. Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской. Подобным образом львы послужили преподобному Герасиму Иорданскому, а в России преподобный Серафим Саровский с рук кормил медведя. Так же медведи любили приходить и к преподобному Сергию Радонежскому. Знаете ли вы, чем питалась в пустыни преподобная Мария? Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет! А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни. Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная — молитва и благодать Духа Святого! Знаете ли вы, что Мария Египетская, перед тем, как уйти в пустыню, предала себя Божией Матери, назвав Ее своей Поручительницей? Знаете ли вы, что случай, когда преподобная не смогла войти в церковь, показывает, что «та царственная область, куда мы входим так легко, — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас» митрополит Сурожский Антоний Блум. Знаете ли вы, что святая Мария причастилась в своей жизни лишь дважды? В первый раз — сразу перед тем, как уйти в пустыню, в церкви Иоанна Крестителя на Иордане; второй раз — перед смертью ее причастил авва Зосима, при этом, чтобы причаститься, она перешла к старцу через Иордан, как по земле. Знаете ли вы, в каком возрасте Мария ушла в пустыню? Когда преподобная ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет. Знаете ли вы, что Мария знала Священное Писание наизусть, хотя была неграмотной и никогда не имела с собой текста Писания? Услышав же Зосима, что и словеса Писания воспоминает, от Моисея и пророков, и от книг псаломских, сказал ей: «Разве ты училась, госпожа, псалмам и иным книгам? Знаете ли вы, Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию?
Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи
Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени. После Богородична — «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» вседневное славословие. Таким образом, после стихир «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…» не читается. Ектения просительная, и молитва главопреклонения. Стиховные стихиры Триоди с обычными припевами. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» — святого, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток — Крестобогородичен Минеи на ряду.
Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди на ряду. Чтец: «Благо есть…» читается дважды. Трисвятое … по « Отче наш …». Возглас священника: «Яко Твое есть Царство…». Отпуст утрени совершается после 1-го часа.
Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь , закрывает завесу и снимает фелонь. Великопостные часы[ править править код ] Совершение великопостных часов имеет свои особенности в сравнении со вседневными часами: После чтения трёх обычных псалмов на каждом часе читается рядовая кафизма, за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе [6].
Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля. Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф — творец стихир и канонов. Вопреки мнению М.
Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, есть более ранние каноны VI—VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари» , однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму 23 июля , мученикам Маккавеям 1 августа. Особенность всех упомянутых канонов — наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония гл. Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши Великий канон, песнь 4 ; его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу. Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном.
Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна.
Перед смертью Марии Бог привел в пустыню подвижника, старца Зосиму. Зосима узнал о подвиге преподобной пустынножительницы и причастил ее. После этого дни земной жизни для Марии окончились. Тело ее, оставшееся нетленным, старец Зосима погреб через год, когда вновь пришел в пустыню, где подвизалась преподобная. Таким образом, Господь прославил дивную подвижницу и преподал нам наставление в истинном покаянии. На примере Марии Египетской Церковь показывает, насколько милостив Господь к грешникам, желающим исправить греховную жизнь. Преподобной Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти, укреплении в вере и противостоянии греху. Канон Андрея Критского Для утверждения христиан в покаянии на пятой седмице, на утрене в четверток, прочитывают канон Андрея Критского.
Канон Андрея Критского называют также Великим, ведь в нем содержится 250 тропарей вместо 30 в обычных канонах. Великий канон — это призыв к покаянию. Перед нами предстают ветхозаветные праведники и грешники, угодники Божии и люди, навлекшие на себя Божий гнев. Приводит преподобный Андрей и примеры из Нового завета, показывает людей святых и грешников, рассказывает о том, что сделал для человечества Иисус Христос.
По существующей практике припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. По 9 песни и ектений поется светилен троичен гласа, как и во время Великого Поста. И далее — конец утрени великопостной. Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы. Тропарь 1 часа: «Заутра услыши глас мой» и подобные ему тропари на других часах не поются, а читаются.
После 9 часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются «изобразительны» — псалмы 102 и 145 во время Великого Поста они опускаются , и «поскору» читаются а не поются «Блаженны». В конце — молитва святого Ефрема Сирина 16 поклононов и сразу — вечерня псалом 33 — не читается , относящаяся уже к следующему дню. Вечерня после часов в среду и пятницу сырные совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности. После «Свете тихий» поется прокимен, читается паремия и поется второй прокимен. Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря святого.
Вместо «Господи, помилуй» 40 священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; после возгласа — молитва святого Ефрема Сирина 3 поклона , и чтец читает молитву «Всесвятая Троице, Единосущная державо». Хор: «Буди Имя Господне». Чтец: псалом 33 «Благословлю Господа». Священник на амвоне возглашает: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» до слов «Честнейшую Херувим…».
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим».
О происхождении Великого покаянного канона
На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв поются Часы Пасхи. Перед Причастием в эти дни читается Последование ко Святому Причащению (без псалмов) и канон Пасхи вместо всех других канонов. Толкование на Канон св. Андрея Критского 7. Видео. Похожие. Следующий слайд. Молитвослов с канонами на каждый день седмицы Летопись.
Молитвослов с канонами на каждый день седмицы
В храмах, как правило, можно приобрести небольшие книжицы с текстом Канона, где он разделен по дням первой седмицы. Великий канон читался на первой седмице Великого поста, разделенный на четыре части. В среду вечером пятой седмицы Великого поста повторяется чтение Великого канона святого Андрея Критского, который читается уже полностью, «чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста». Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.
Службы Великого поста в 2024 году
Дни Страстной седмицы Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк.
Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает. Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.
Ирмос 1-й песни любого канона отсылает к Песни Моисея из Книги Исход мы её слышим на Литургии Великой субботы в конце 6-й паремии , воспетой израильтянами в благодарность Богу, Который перевёл их через Чермное Красное море, избавив таким образом от гнавшегося за ними египетского войска. Начало ирмоса заимствовано из следующего места из 1-го Слова свт. Григория: «Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обымем друг друга». Святитель Григорий, а за ним прп.
Иоанн Дамаскин призывают нас просветиться светом Воскресения Христова. Слово «Пасха» — греческое произношение древнееврейского слова «песах», буквально означающего «переход»: евреев, томившихся в египетском рабстве, Господь вывел из Египта.
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. О духовном смысле пятницы первой седмицы Великого поста и особенностях богослужений в этот день рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Особенностью пятницы первой седмицы Великого поста является то, что в этот день после заамвонной молитвы в самом конце службы совершается молебный канон великомученику Федору Тирону и благословляется коливо. Эта традиция связана с событием, происшедшим в IV веке в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике, хулителе православной веры.
Темже и мы, яко отроцы еврейские победы знамения носяще. Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю.
Евангелие на утрени не читается. После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется один раз «Воскресение Христово видевше…». От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Этот же припев - в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По 8-й песни «Честнейшую…» не поем. После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» на 1-й глас и сразу - «Всякое дыхание…» с хвалитными стихирами. На «И ныне» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие.
На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой…». Апостол - к Евреем, зач.
Вместо «Достойно» - ирмос 9-Й песни канона: «Чистую славно почтим…» Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». Этот праздник называется еще Неделей ваий ветвей , или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением - от обычная освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. Начало праздника восходит к губокой древности. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св.
Епифаний Кипрский. Многие из св. Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский VII в.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста - св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Тропари: «Ангельский собор…» не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея…».
Прокимен: «Из уст младенец и ссущих…». Евангелие - только праздника Мф. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».
Далее хор поет: «Слава: Днесь Христос…», «И ныне» - то же. Канон - св. Космы Маиумского - на 12, ирмосы по дважды. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа.
Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Кондак: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати». На 9-й песни «Честнейшую» не поется. В конце всенощного бдения и литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…» Литургия совершается св.
Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входные: «Благословен Грядый во имя Господне…». По входе -тропари: «Общее воскресение…» и на «Слава» - «Спогребшеся…», на «И ныне» - кондак праздника.
Затем - Трисвятое. Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне…». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ…». Апостол - к Филип.
Задостойник: один ирмос 9-й песни без припева : «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…». После прокимна: «Господь воцарися…» - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения дважды и Ваий один раз. Точно так же и на «Бог Господь» После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий - стихира Ваий.
Канон Благовещения и Ваий с ирмосами обоих канонов.
Великий канон Андрея Критского
В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Церковная служба в честь св. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов. То же поют певцы трижды.
На всех Часах и Изобразительных: кондак «Не к тому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу. В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице…», открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник.
Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть…» и прочее. Марии Египетской память ее 1 апреля по старому стилю , представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Житие преп. Марии составил св.
Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Чтение канона св. Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Марии Египетской. Ирмосы - по дважды.
На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света…». Хор: «Честнейшую…». Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно см.
В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе…» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма В конце утрени поется великое славословие. В пятую неделю воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. Седмица Ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св.
В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на «Господи,: воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение домостроительство Твое». Вечером в пятницу - великое повечерие. Темже и мы, яко отроцы еврейские победы знамения носяще. Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…».
Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрени не читается. После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется один раз «Воскресение Христово видевше…». От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Этот же припев - в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По 8-й песни «Честнейшую…» не поем. После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» на 1-й глас и сразу - «Всякое дыхание…» с хвалитными стихирами. На «И ныне» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8.
Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой…». Апостол - к Евреем, зач. Вместо «Достойно» - ирмос 9-Й песни канона: «Чистую славно почтим…» Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». Этот праздник называется еще Неделей ваий ветвей , или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением - от обычная освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит к губокой древности. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св.
Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф.
Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр. Начало утрени обычное.
По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…».
Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св.
Кириллом, архиепископом Александрийским У в. А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени. После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры.
На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом.
Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают.
Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г.
Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице.
Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами, «… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости.
Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» и совершается каждение всего храма. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.
По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, на «И ныне» - «Преблагословенна еси. Богородице Дево… «. В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице.
Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор пост один раз тропарь: «Благообразный Иосиф…». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение трижды.
Подобно преподобной Марии должен стоять каждый христианин, желающий спасения. Житие Марии Египетской было написано патриархом Иерусалимским, святителем Софронием.
Святая жила в 5 веке, в 12 лет покинула родительский дом и вела нечестивую жизнь из любви к греху. Вместе с паломниками посетила Святую Землю, продолжая в пути грешить и вовлекать в грех других. Мария со всеми пошла в храм Воскресения Христова, но не смогла войти внутрь — невидимая стена преграждала ей путь. Пораженная грешница впервые задумалась о своей нечестивой жизни. Жгучий стыд за содеянные грехи привел к глубокому чувству покаяния.
Сорок лет провела Мария Египетская в пустыне, лишенная отдыха, еды, одежды и бесперстанно молилась Богу о помиловании. Перед смертью Марии Бог привел в пустыню подвижника, старца Зосиму. Зосима узнал о подвиге преподобной пустынножительницы и причастил ее. После этого дни земной жизни для Марии окончились. Тело ее, оставшееся нетленным, старец Зосима погреб через год, когда вновь пришел в пустыню, где подвизалась преподобная.
В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо. Одним из существенных смыслов того, что христиане не были посрамлены злобным умыслом императора, заключается в том, насколько каждый из нас должен страшиться всякой скверны, и в первую очередь скверны духовной то есть греха, ведь по слову апостола Павла 1 Кор. Вечером в пятницу в храмах будет совершаться последование утрени и первого часа, уже с вечера пятницы вновь начинаются богослужения привычным для нас порядком. Поклоны и молитва преподобного Ефрема Сирина уже не совершаются однако это не отменяет их совершения дома. В субботу и воскресенье совершаются полные литургии — святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого.
Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния
Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). Согласно Типикону, канон святого Андрея читается только в великопостное время: на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы он поется и читается по частям; на утрене четверга 5-й седмицы — в полном составе. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона). В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии.