Ранее Новочеркасский расстрел поднимался лишь эпизодически в сериале 2012 года «Однажды в Ростове», а первым и до недавнего времени единственным полнометражным фильмом об этих событиях стала лента «Разыскивается опасный преступник» 1992-го. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в основную программу Венецианского кинофестиваля. Главная Кино КУЛЬТУРА Тяжёлая правда Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске — фильм «Дорогие товарищи!».
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске получил кинопремию «Ника»
Про жестокий расстрел демонстрации в Новочеркасске снимет фильм Андрей Кончаловский. Новочеркасский расстрел советских рабочих в июне 1962 года и его последствия для страны: причины трагедии, ход событий, подавление восстания, итоги. Смотрим без рекламы. 5-я студия Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на Оскар. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара». Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году. 6 апреля «Первый канал» начал показ драмы «Однажды в Ростове», о расстреле мирной демонстрации рабочих в 1962 году.
В Новочеркасске произошли трагические события, известные как «Новочеркасский расстрел»
Фильм «Дорогие товарищи» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске получил спецприз жюри на венецианском кинофестивале. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» — это история о расстреле протеста в Новочеркасске — о цене, которую рабочим Новочеркасского электровозостроительного завода пришлось заплатить за свое человеческое достоинство. Фильм о жестком расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году собрал ряд кинематографических наград: специальную премию на 77-м Венецианском кинофестивале, «Серебряного Хьюго» за лучшую режиссуру на. 50 лет назад в Новочеркасске расстреляли рабочих – Самые лучшие и интересные видео по теме: Новочеркасская трагедия, Прочие на развлекательном портале
Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью.
Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку. О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть! Демонстрация бастующих — короткими резкими кадрами, редкими общими планами. Сам расстрел — словно с изнанки, но тут один план с дебелыми ногами мертвой парикмахерши действует сильнее, чем подействовала бы панорама расправы. Военные, согласно фильму, в гибели граждан не виновны — стреляли окопавшиеся на чердаках снайперы КГБ.
Фильм «Дорогие товарищи» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске получил спецприз жюри на венецианском кинофестивале. Это четвертая по значимости награда кинофестиваля.
А «Золотого льва» выиграл фильм «Земля кочевников» китайского режиссера Хлои Чжао. Гран-при жюри досталось фильму «Новый порядок» мексиканца Мишеля Франко.
Фильм получил неоднозначные отзывы зрителей и кинокриттиков. Историческая реконструкция расстрела протестующих рабочих в 1962 году выдержана в максимально нуарном нарративе, приемлемом для получения престижных наград на западных фестивалях. Мы же здесь расскажем, каковы были истинные причины народных протестов и плачевного состояния экономики СССР в так называемую эпоху "хрущевской оттепели".
Как это показано в фильме, шальной пулей прямо внутри парикмахерского салона была убита женщина из числа работниц, в суматохе погиб и продавец продуктового ларька, прилегавшего к площади. Впрочем, и среди остальных жертв хоть сколько-то оправданных было совсем немного - к ним принято относить лишь тех, кто пытался завладеть оружием солдат или захватить оружейные комнаты в отделении милиции и управлении КГБ. Неизвестны также причины гибели двух человек, застреленных ночью - согласно рапортам они отказались подчиниться требованиям патрулей и были убиты. Да, здесь авторы фильма не погрешили против истины. Поскольку трагедия развернулась в полдень до самого вечера площадь была буквально залита кровью, и горячий асфальт успел впитать ее достаточно, чтобы следы нельзя было смыть. После того, как работа дворников по выведению кровавых следов завершилась провалом городской исполком принял решение срочно покрыть площадь слоем свежего асфальта, что и было сделано уже вечером 2 июня. Памятный камень у места событий в Новочеркасске Памятный камень у места событий в Новочеркасске Правда ли, что убитых в результате подавления бунта тайно захоронили на кладбищах других городов и поселков? Действительно, поступившие в городской морг тела погибших в количестве 23 человек было решено захоронить вне пределов Новочеркасска, чтобы не создавать повод для паломничества и дополнительного напряжения по итогам двухдневного противостояния. О родных и близких погибших, конечно, никто не думал, поэтому под подпиской о неразглашении оказались даже места захоронений жертв расстрела. Лишь спустя 30 лет, в начале 1990-х были сняты грифы с документов тех лет и родственники убитых узнали, что их родные похоронены на кладбищах поселков Марцево и Тарасовский, а также на окраине Новошахтинска. Уже в после советское время останки погибших были эксгумированы и перезахоронены в Новочеркасске. Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске Правда ли, что на следующий день на площади были организованы танцы? Несмотря на то, что основная волна протестов расстрелом была подавлена, на следующий день 3 июня часть рабочих снова собралась у стен горисполкома. Около 500 рабочих требовали освободить задержанных, число которых приближалось к тысяче. Немногочисленную и разрозненную толпу удалось быстро разделить и выдавить с площади, но для соблюдения порядка власти приняли решение пусть по городу патрули и расставить караулы. Кроме того, в городе был введен комендантский час, что пресекало любую вечернюю и ночную активность. В ночь с 3 на 4 июня милицией были задержаны еще 240 человек, так что в Новочеркасске было не до танцев. Рабочие собираются на заводской территории. Информация о новочеркасских событиях в нашей стране была засекречена по решению Президиума ЦК КПСС, однако это не помешало провести открытый суд над "зачинщиками" восстания. Судебный процесс прошел в Новочеркасске 13-20 августа 1962 года, правда ни его ход, ни результаты в советской прессе опубликованы не были, хотя прежде власти практиковали "тактику запугивания", доводя до читателей газет страшные приговоры участникам забастовок и волнений в других частях страны. Несколько зарубежных изданий в своих заметках упоминали о трагедии, но в отсутствии подробностей и свидетельств очевидцев все свелось к каким-то неприемлемым для серьезных изданий слухам. Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии По какой статье были осуждены зачинщики волнений? Вопреки законам, логике и юридическим правилам организаторам волнений в Новочеркасске было предъявлено обвинение в бандитизме, хотя в событиях 1-3 июня не было ни предварительного овладения оружием, ни устойчивой преступной группы, что, собственно, и характеризует бандитизм. Налицо были "массовые беспорядки", но по этой статье максимальным сроком было тюремное заключение на 15 лет, а бандитизм карался смертной казнью. Именно желание наказать строптивых рабочих подвигло прокуроров и судью совершить подлог и приговорить семь человек к расстрелу по статье, которая никак не соответствовала содеянному. Приговор был приведен в исполнение в кратчайшие сроки, еще 103 человека отправились за решетку на сроки от 3 до 15 лет. Плакат, восхваляющий "самый гуманный суд в мире" Плакат, восхваляющий "самый гуманный суд в мире" Были ли реабилитированы осужденные по новочеркасскому делу? После отстранения от власти Никиты Хрущева в 1964 году многие приговоры были предусмотрены, а срока сокращены. Однако окончательная реабилитация произошла только в конце 1980-х. Шестеро из расстрелянных были полностью реабилитированы, одному оставлено обвинение в хулиганстве. В 1992 году Указом президента Бориса Ельцина были реабилитированы все репрессированные в связи с участием в событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года. Никаких особенно драматических номенклатурных перестановок трагедия в Новочеркасске не вызвала. Со своей должности был уволен директор НЭВЗ Курочкин, строгие выговоры получили секретари местного горкома партии и глава горисполкома.
Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле выдвинут на "Оскар"
Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», посвящённый подавлению протестных акций в Новочеркасске, был выдвинут на премию «Оскар». Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара». Лента повествует о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Позднее семерых «зачинщиков беспорядков» расстреляли, остальные получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строго режима.
Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
Ещё семерых приговорили к расстрелу как зачинщиков. Поделиться: События, имевшие место в Новочеркасске в 1962 году, получили название «Новочеркасский расстрел» или «Новочеркасский бунт». Это действительно была одна из самых масштабных акций, направленных против действий властей СССР. Продовольственный кризис Одной из причин, вызвавших недовольства в Новочеркасске, было повышение цен на продукты, о котором объявили 1 июня 1962 года. Страна совсем недавно оправилась от голодных военных лет, у большинства ещё жива была память о карточной системе, и опасения нового голода были очень сильными. Продовольственный кризис в СССР стал результатом целой совокупности факторов. Подсобные хозяйства колхозников при этом полностью ликвидировались. Плюс к этому росли расходы на освоение космоса, на поддержку братских народов. Всё это в итоге привело к кризису, продукты исчезали из магазинов. Хрущёв в магазине.
Однако эти созидатели оказались самым бесправным и пренебрегаемым слоем населения. Жилье строилось черепашьими темпами, даже то, которому люди присвоили меткое название «хрущобы». Снабжение из рук вон плохое. В городе забыли, что такое белый хлеб, фигурировал так называемый обойно-обдирный. Мяса, колбасных изделий почти не видели. За молоком стояли длиннющие очереди». Объяснялась эта мера тем, что в стране надо избежать дефицита, но на деле он уже был. К тому же торговая сеть узнала о грядущем повышении раньше, и начались махинации: закупали по старым, низким, ценам и продавали «из-под полы» дороже, при переоценке товаров в ночь с 31 мая на 1 июня часть их утаивалась, прятали в основном особо дефицитные мясо и масло. В итоге 1 июня в магазинах опустели и без того полупустые полки.
Недовольство нарастает 1 июня 1962 года рабочих сталелитейного цеха Новочеркасского электровозостроительного завода имени Будённого НЭВЗ ждала ещё одна плохая новость: понижались расценки на продукцию. То есть теперь за то же объём работы люди получали меньшую зарплату.
Черно-белый фильм показали в двух залах Дворца кино. Всего за два дня картину можно будет увидеть на фестивале 15 раз, сообщил « Кинорепортер ».
Главную роль исполнила супруга режиссера Юлия Высоцкая. Реклама Премьера прошла с аншлагом: на утреннем сеансе 7 сентября зал был наполнен на две трети, несмотря на ограничения по коронавирусу.
Понемногу собирал материал, это долгий процесс. Так было и с фильмом о Микеланджело. Материал о Сергее Рахманинове собираю уже очень много лет, и он обрел за эти годы совсем другую высоту, наводит на другой уровень размышлений. Ведь можно одну и ту же историю рассказать очень по-разному. Например: у пацана отца убили, убийца женился на его матери. Пацан стал бандитом и застрелил убийцу отца. Можно и вот так рассказать эту историю.
Но это "Гамлет"! Посмотрел как-то фильм Олега Погодина "Дом" - там есть интересный анализ казацкой семьи, и это меня зацепило. Я подумал: многие из живших тогда партработников, "коммуняк", как их теперь пренебрежительно зовут, в основе были очень чистыми людьми. Искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества. Эта убежденность мне показалась очень интересной - так появился характер, который играет Юля. Возник абрис жанра, родственного трагедии. Потому что героиня уже понимала двойственность своего существования. И при этом оправдывала его, потому что была честна перед собой. В этой честности перед собой - спасение.
И я решил проанализировать такой человеческий характер, поставив его в эти исторические обстоятельства. Я бы сказал, что вы сняли свою "Юность Максима" - фильм о созревании революционного сознания. Но, в отличие от картины Козинцева и Трауберга, сознания обреченного, тупикового: беличье колесо, когда все снова и снова возвращается к одной точке: "Сталина на вас нет! При этом фильм амбивалентен и открывает простор для интерпретаций в зависимости от убеждений смотрящего. Сталинист может разделить веру героини в "великого кормчего". А я чувствую в этом вашу горечь... Андрей Кончаловский: Конечно! Потому что и наша жизнь амбивалентна. Нет виноватых!
Это все жертвы. Я фактически продолжаю тему "Рая", именно там окончательно сформировалась идея "Дорогих товарищей! В "Рае" герой - аристократ и убежденный нацист - зеркальное отражение той идеологии. Я стараюсь снимать картины на вечные темы... А все параллели с текущей реальностью каждый зритель проводит и толкует по-своему У вас важное место занимают кадры из фильма Александрова "Весна" с духоподъемным "Весенним маршем" Дунаевского. Он звучит и на финальных титрах, перекликаясь с гимном СССР, который нас встречает вместо увертюры. Я люблю и фильм Александрова и марш Дунаевского и не считаю их пропагандой - они выражают важную часть реальных умонастроений "весны человечества", как писал цитируемый там Маяковский. Когда этим маршем завершается трагедия "Дорогих товарищей", в этом есть и горечь и одновременно некий странный, зыбкий, иррациональный свет. Андрей Кончаловский: Это все та же амбивалентность.
По слову Чехова, в жизни все перемешано: прекрасное с уродливым, умное с глупым, звериное с ангельским. Я тоже люблю этот марш, тем более что текст к нему написал мой отец и часто его напевал. Понимаешь, фильм ведь сочиняешь не с начала - он рождается от какого-то вдруг возникшего образа. Я представил себе сцену в машине, когда героиня, убедившись, что ее дочь мертва, срывающимся голосом поет этот марш: "Товарищ, товарищ, в труде и в бою... Когда этот марш становится спасением от смерти. Я сказал Юле, что она будет петь этот марш, и она усомнилась: "Не понимаю, почему! История-хромоножка Меня эта сцена поразила трагизмом и емкостью - в ней идеально отразилось время. Одновременно страшное и прекрасное - на разрыв души. Непримиримые внутренние противоречия огромного сообщества разных, но во многом единых людей.
Вы и прежде снимали об особенностях русского мышления, о силах, которые колышутся в душах, но не находят выхода: в "Сибириаде", в "Романсе о влюбленных", где романтический порыв опрокидывался в прозу реальности, в процессах, которые произошли с Асей Клячиной в перерыве между "Хромоножкой" и "Курочкой Рябой". Что, эта вечная упертость носом в стенку - особенность национального сознания? Андрей Кончаловский: Жизнь сама по себе безвыходна... Ну почему - мир продолжает двигаться.
Но приказ выдать боеприпасы подразделениям все равно дан. Наверное, и замысла бы этого не было, если бы Юлия Высоцкая не родилась в Новочеркасске. Она, как говорит Кончаловский, — настоящая казачка. И еще одно совпадение: в тот момент, когда Юлия познакомилась с Кончаловским в сочинском лифте на фестивале «Кинотавр», она была актрисой из Минска. Так что события, произошедшие в этих городах, невольно сделали ее безальтернативной актрисой. Она работает на пределе сил, максимально точно воплощая замысел Кончаловского, но мощи не хватает. Иностранный зритель некоторых нюансов не уловит, но мы-то хорошо это слышим, как она сбивается с привычной московской речи, начинает мягко, по-южному произносить букву «г», а потом об этом забывает. Странно, что Кончаловский не обратил на это внимание. В поток забастовщиков вольется и дочь Людмилы — Светка. А потом пропадет. Поначалу Людмила тупо будет твердить: пусть только появится, сама ее приведу куда надо, пусть государство перевоспитывает. Начнет искать по больницам и в морге. В этот момент мир станет другим. Владислав Комаров сыграл сотрудника КГБ, который непонятно почему начинает помогать Людмиле в поисках ее дочери, рискуя работой и жизнью. Объяснение одно — любовь, пусть пока только-только зарождающаяся. Но искры нет, поэтому много вопросов, почему происходит то, что происходит. Есть в картине просто уникальные роли. Сергей Эрлиш, а он — не актер, сыграл отца Людмилы, донского казака, извлекающего из сундука казачью форму с наградными крестами, икону Казанской Божьей Матери. В полной амуниции он каждый день сидит на кухне, выпивает и разговаривает с Богом. Эти сцены грандиозные. В эпизодической роли врача Фаины Петровны в закрытой на карантин больнице снялась великолепная актриса Донского театра драмы и комедии Ирина Шатохина. В массовых сценах снимались жители Ростовской области. Это они вышли на улицы во время съемок с портретами Ленина и Сталина, транспарантами: «Хрущева на мясо!
«Кровавая бойня»: какие тайны хранит бунт рабочих в Новочеркасске 60 лет назад
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске получил кинопремию «Ника» | АиФ Ростов-на-Дону | Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», посвящённый подавлению протестных акций в Новочеркасске, был выдвинут на премию «Оскар». |
Таинственная страсть | Новочеркасский расстрел советских рабочих в июне 1962 года и его последствия для страны: причины трагедии, ход событий, подавление восстания, итоги. |
Фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске «Дорогие товарищи!» получил «Нику» | В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне. |
Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар» | Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», который показывает события во время расстрела рабочих в Новочеркасске, выдвинули на американскую премию «Оскар». |
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями | Фильм повествует о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. |
Расстрел в Новочеркасске (1962 год) | Подробности о причинах волнения в Новочеркасске, о расстреле советскими войсками безоружных людей и последствиях произошедших событий. |
Картина Кончаловского о новочеркасском расстреле появилась в Okko | Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в основную программу Венецианского кинофестиваля. |
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске | Картина будет рассказывать про жизнь партийного работника в Новочеркасске в момент расстрела демонстрации, а главная героиня, роль которой исполняет Юлия Высоцкая Юлия Высоцкая, будет «строителем коммунизма, участницей войны, убежденным чистым человеком. |
Популярное
- Таинственная страсть
- Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции
- Историческая драма стала единственным российским фильмом в программе фестиваля.
- Рецензия на фильм «Дорогие товарищи!» — истории о расстреле забастовки в Новочеркасске 1962-го
- Дорогие товарищи! — Википедия
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
- «Кровавая бойня»: какие тайны хранит бунт рабочих в Новочеркасске 60 лет назад
- Таинственная страсть
- Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
- Кончаловский снял фильм о Новочеркасском расстреле