Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. 5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен.
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды».
Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила.
1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
- Что такое Святки? Традиции празднования
- Святки. Записки этнографа
- Традиции и обряды праздника
- Что это такое – зимние Святки: когда начинаются и что означают, какого числа отмечают праздник
- Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
- Святки 2024 - Православный журнал «Фома»
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони. Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание — мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок. Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра. Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно.
Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность.
Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический — то есть с 0. Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного VI век : «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях». Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись например, нарубить дров, чтобы истопить печь. От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться.
Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе. Фактически период святок нам дан для следующих дел… Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее особенно в период святок передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия — посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее. В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»: «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти!
Что делали на святки? В традиции дохристианской Руси на святки было принято: поминать предков угощать ряженых традиционной выпечкой - кокурками небольшими булочками или крендельками и козулями фигурками животных из теста петь традиционные песни - колядки и щедровки участвовать в зимних развлечениях, в частности, кататься на санках с горы гадать. Как отмечать святки правильно? В православном христианстве на время святок выпадает три важных праздника: Рождество, Обрезание Господне и Крещение. Каждый из них предписывает соблюдение определенных правил, в том числе посещение церкви и вознесение молитв за родных и близких. Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости.
Период времени до Нового года так и называется — Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения — Страшные вечера. В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты. Святые вечера — самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо — сочиво канун, коливо или же просто — кутья. Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее. Страшные вечера — время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований.
Участники могли разделиться по полу или возрасту. Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ.
Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники.
Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным.
Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне.
Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки».
К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ.
Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями.
В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол.
XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью.
В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить.
И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели.
Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения.
Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами.
Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у.
А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам.
Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала.
Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин.
Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у.
При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями.
Святки Святки Любви к праздникам у русского человека не отнять: в каждый сезон найдётся повод для весёлых гуляний! Одним из самых интересных периодов считаются Святки, начинающиеся с Сочельника 6 января и заканчивающиеся Крещением 19 января по православному календарю.
Эти две недели сочетают в себе как языческие, так и христианские традиции, и насыщены озорными, необычными обрядами и ритуалами. Языческие святочные традиции… Святки — старославянское слово, означающее «святые дни» или «праздники». Зимние торжества, во время которых задабривали духов и ритуально почитали предков, восточные славяне приурочивали к дням после солнцестояния. В этот период готовили специальные обрядовые блюда, выставляя их на ночь за порог для умерших родичей, тем самым признавая взаимосвязь поколений в роду.
Не забывали и о природных стихиях — например, с духом холода или Морозом тоже отдельно договаривались о хорошем урожае. Считалось, что в эти дни стиралась граница между мирами, и на землю приходили духи — причём одни были готовы выслушать просьбу и помочь, то от других старались отгородиться: чертили защитные круги и наряжались. Ряженые также устраивали целые представления: мазали лица сажей, надевали шкуры, ходили по домам, пугали девушек и пели озорные песни, чтобы «отогнать худо». Ну и, разумеется, грех не воспользоваться присутствием потусторонних сил на земле: в Святки активно гадали.
Теперь колядующие ходили по домам, воссоздавая приход волхвов к младенцу Христу. Славильщики пели рождественские песни, желали благополучия хозяевам, а главным атрибутом их шествия была самодельная Вифлеемская звезда.
Мероприятия в воскресных школах В воскресных школах проводят разные сценки и мероприятия.
Периоды Рождественских Святок Первый день святок 6 января — рождественский Сочельник 6 января называют Святым вечером или Сочельником. На Руси к празднику готовились с самого утра: приводили в порядок дом, готовили ужин из 12 блюд и возвращали долги. Как только на небе появлялась первая звезда, славяне приступали к трапезе.
Во время застолья в сборе непременно должна быть вся семья. В древности считалось, что если кто-то из семьи отсутствует в Сочельник, то весь год у него будет сложным. Не забывали славяне и об умерших родственниках.
Для них на окно ставили блюдца с сочивом и узваром. Второй день Святок — Рождество В православной традиции Рождество — один из самых значимых и светлых праздников. Все верующие 7 января посещали храмы и славили Христа.
Придя домой, православные готовили пышный стол, пекли калачи и фигурки из теста. А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей.
Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки. Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали.
А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней.
Павел Романютенко Святки до христианства на Руси До Крещения Руси, которое состоялось в 988 году, одним из основных богов в славянском пантеоне был Велес. Именно его именем назывались 12 ритуальных дней от дня Коляды до Турицы или Водокреса - Большие Велесовы святки. Считалось, что в святочные вечера активизировались потусторонние силы, поскольку врата между Явью земным миром и Навью потусторонним или загробным миром оставались открытыми.
Что делали на святки? В традиции дохристианской Руси на святки было принято: поминать предков угощать ряженых традиционной выпечкой - кокурками небольшими булочками или крендельками и козулями фигурками животных из теста петь традиционные песни - колядки и щедровки участвовать в зимних развлечениях, в частности, кататься на санках с горы гадать. Как отмечать святки правильно? В православном христианстве на время святок выпадает три важных праздника: Рождество, Обрезание Господне и Крещение.
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Гадания, колядование и ряжение в другие одежды всячески порицались. Привыкшие к этим традициям новоявленные христиане смывали эти грехи, окунаясь на Крещение в прорубь в форме креста. Невзирая на церковь, любителем колядок был сам царь Петр I. Со временем святочные дни стали днями искреннего веселья в связи с Рождеством Спасителя рода человеческого. Когда начинаются и заканчиваются Святки Дата празднования Святок в церковном календаре фиксирована и не меняется от года к году.
Но количество святочных дней зависит от способа подсчета. Согласно подсчету «от звезды до воды», Святки несколько длиннее, чем указано в начале статьи. Они начинаются с появлением первой звезды на небе в вечер Рождественского сочельника, т. Церковное богослужение Празднуя Святки, не следует забывать религиозную основу этого праздника.
Две главные молитвы в святочные дни обращены к Сыну Божьему и Деве Марии. Православные христиане просят Иисуса Христа об исцелении от недугов и здравии для членов своих семей. Для счастья и благополучия в доме верующие обращаются с молитвой к Богоматери. Что можно и нельзя делать на Святки В первые святочные дни принято посещать родных, близких и друзей с подарками.
Они преподносились в воспоминание подарков младенцу Иисусу, принесенных волхвами. В обязательном порядке вспоминались люди, которых не баловала земная жизнь. Христиане посещали больницы, детских дома, богадельни и тюрьмы. Святочные дни предназначены для веселья и благотворительности, но не для работы или охоты, особенно по вечерам.
И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды. Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.
Даже древний кодекс Юстиниана свод римского гражданского права шестнадцатого века имеет указания на выходные дни в этот период. Приметы, сопровождающие эти недели В народе Святки на Руси были исконно народным праздником. Массовые гуляния, символические сожжения чучел, гадания с применением магических амулетов — все это было явно греховным, по мнению церкви. Потому в правилах Шестого Вселенского собора «съезде» высшего духовенства появилось несколько запретов.
Вплоть до семнадцатого года двадцатого века в России действовал закон, запрещающий «распевать соблазнительные песни», наряжаться в костюмы, плясать и выкрикивать на улицах в навечерье Рождества». Но искоренить народные поверья и приметы у церковников не получилось. В самом начале Святок накануне Рождества во время вечерней трапезы следовало как можно меньше говорить, так как бесполезные разговоры якобы сулили пустые амбары в будущем году. Незамужних девок и неженатых парней никогда не садили на угол стола, чтобы они могли найти пару. В святочный период нельзя ничего одалживать. Это касается еды, одежды, инструмента или посуды. Все, что люди давали тогда друг другу, автоматически считалось подарком, иначе можно было привлечь несчастья. Все двенадцать дней нельзя было охотиться, потому следовало позаботиться о добыче заранее. С самого Рождества и до дня Маланки четырнадцатого января хозяйкам запрещено было мести дом и вообще браться за веник. Только после этого следовало собрать сор и сжечь его на подворье или в месте проводившихся гуляний.
Это сулило благополучие и богатство. Обрядовые элементы 12 дней: символизм праздника По христианской традиции Святки — это время, когда людям следует отправляться в гости к родным и близким, угощать гостей и самим принимать подарки. По сути, это повторение действий волхвов, которые первыми пришли в Назарет, чтобы поздравить Марию с рождением маленького Мессии. В течение двенадцати дней раздавалась милостыня. Даже цари отправлялись в приюты и тюрьмы, чтобы собственноручно помочь нуждающимся и больным. Основные символы Святок Символизмом наполнен каждый день, любой обряд и предмет, используемый для ритуальных действий. Давайте разберемся, что же означают некоторые из них. Сноп Дид, Коляда, Дидух — главный символ Рождества. Существует легенда, будто в стене конюшни, где рожала Дева Мария, была огромная щель. Ее-то и заткнул Иосиф пшеницей, чтобы младенец не замерз.
С тех пор сноп считается священным: он защищает дом от голода, а урожай от заморозков и непогоды. Более древние верования славян наделяли сноп магической силой. В сплетенные колосья могли вселиться на время праздников умершие предки и провести благодатное время с семьей. Двенадцать блюд — изобилие и достаток в доме. В канун Рождества на стол ставятся постные блюда. Позже и на следующий день угощение становится «скоромным», жирным. Кутья коливо, канун сочевник — основное блюдо любого святочного стола. Это зерновая каша из лущёной пшеницы, обильно приправленная медом, орехами, маком и ягодами. Она считалась угощением для «гостей с того света», то есть для умерших родственников. По легенде, они приходили в виде духов.
Было принято раздавать кутью нуждающимся, больным и блаженным. Угощали ею родню и соседей.
Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки.
Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени.
Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным.
VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму.
Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову.
Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог.
Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака).