16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1. Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3]. 25 апреля 1547 года в Москве начались пожары, которые преследовали столицу несколько месяцев, пока не спалили дотла. В столицу хлынул поток беженцев из окрестных городов и сел, потому что Борис Годунов организовал в столице бесплатную раздачу хлеба из государственной казны. Летом 1547 года Москва сгорела почти дотла, огонь не пощадил и каменных зданий: страшная буря разносила огонь по всему городу, и горело все, что могло гореть, а что не могло – плавилось или рушилось.
Московский пожар 1547 года
21 июня 1547 года в Москве вспыхнул «великий пожар». Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 2 раза: Толькот второе, Бедствие в столице в июле 1547г. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1.
Бедствие в столицы в июле 1547г
Бедствия такого рода, что постигли Москву в 1547 году, воспринимались людьми Средневековья как проявление Божьего гнева. Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории. Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3]. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Грамота великого царя и государя великого князя Ивана Васильевича наместнику ского князю Данилу Ухтомскому от 6 февраля 7055 года(1547) с предложением запретить жителям.
Предпосылки народных волнений
- Предпосылки
- Кто сжёг Москву? – Глинские!
- Подписи к слайдам:
- Великий Московский пожар 21 июня 1547 года. | Пикабу
- Этот день в истории. 21 июня 2017г. Пожар в Москве 1547 года - YouTube
Московский пожар 1547 года в воспоминаниях очевидца
Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача» [15]. Целью восставших было расправиться с остальными Глинскими. По утверждению советского историка Сигурда Шмидта , в гневе люди были готовы даже убить царя, якобы скрывавшего родственников. Не ожидавший наступления вооружённых москвичей, 17-летний царь пошёл на переговоры и обещал отставку воеводы Михаила Глинского. Толпа разошлась, но волнения в столице продолжались ещё около недели. После усмирения бунта царь приказал арестовать и казнить его зачинщиков. По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16]. В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18].
А яз вас жаловати ради лготу дати». И заутрия приехал во град царь и государь и внида в церьковь владычица нашея богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе пречистыя Владимирския и много моления соверши и слезы доволны излия.
Тако жо и пред образом пречистыя чюдотворныя, юже сам чюдотворец Петр написал. По сем жо приходит ко гробу чюдотворца Петра молебная совершая и слезы изливая, прося помощи и заступления, и от всяких бед и зол избавляя. Тако же у гробов и у мощей и у прочих святитель Феогноста и Киприяна и Фотея Ионы. И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти. Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех. Царь же и государь слушая митрополита во всем опальных и повинных пожаловал. Царь же и государь князь великий моляше митрополита веля ему молитися господу богу и спасу нашему Исусу Христу, и того пречистой матери владычице нашей богородице, и архаггелом Михаилу и Гаврилу и прочим небесным силам, и всем святым его угодником. Митрополит же моляшеся соборне день и нощь, совершая молебна о царе и государе великом князе и о благоверной княгине, и о князех и боярех, и о всем православном христианстве.
Да бы господь бог отвратил гнев свои движимыя на ны, людем же, всему народу пресвященный митрополит повеле каяти отцем своим духовным о грех своих и причащатися христовым таинам. Сия злоба сключися великий пожар за умножение грех наших и неправд. Богу попущащу каз на ны овогда пожаром, овогда ратию и междоусобную бранию, овогда мором и напрасною смертию, нас грешных на разум наводя.
Иван Грозный в этот момент находился не в городе, и народ распоясался. Впрочем, самого царя разбушевавшаяся толпа позднее тоже едва не убила, обвинив его в укрывательстве родственников-Глинских. Социально-политический кризис на Руси. Обстановка к тому моменту сложилась трудная, так как бояре погрязли в борьбе за влияние и власть, а простонародье возмущалось очередным повышением налогов.
Участники[ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода. Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии. Такие материалы рассматриваются современными учёными как наиболее идеологические, им меньше доверяют. Согласно первой версии, восставшие действовали по собственной инициативе, второй — под руководством бояр, стремившихся узурпировать власть [9]. Советские историки полагали, что восстание носило классовый характер, а его основной движущей силой были низшие слои горожан — «чернь» [9] [22]. Современные исследователи указывают на смешанный характер восстания, в котором принимали участие представители различных слоёв населения.
Великий Московский пожар 21 июня 1547 года.
В Москве нередко случались пожары и только некоторые из них получили именование больших. О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие. В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её. В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария 18. Ближайшая от Успенского собора башня кремлёвской стены — это Тайнинская 19 , к ней и направился святитель Макарий.
Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы 23 , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке. Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня.
Москва была богата соборами и церквами, которых насчитывалось более 400. В отдельных слободах располагались московские стрельцы — до 3 тысяч человек. В московский гарнизон входили также пушкари, воротники — стража у ворот. Многолюдная и обширная столица обычно еще более оживлялась с приездом многочисленных русских и иностранных купцов. Китай-город, где располагался городской торг — торговые ряды на Красной площади, или Пожаре, как она тогда называлась, кипел жизнью, оттуда слышались шум и гам, споры продавцов и покупателей, брань и крики подгулявших «гультяев». Шумным и оживленным был Кремль в дневные часы. К царскому дворцу подъезжали степенные бояре, важные иностранные послы, которых встречали и провожали приставы. Слуги, сопровождавшие своих господ, забавлялись разговорами и задирали друг друга и прохожих. В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость.
В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие, убогие люди. Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков, ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить». В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров. Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать. В 1571 г.
Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы. Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки.
Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль.
Господь бог дал, господь взял. Буди имя господне благословенно отныне и до века. Киждо люде мои ставите хоромы по своих местех. А яз вас жаловати ради лготу дати». И заутрия приехал во град царь и государь и внида в церьковь владычица нашея богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе пречистыя Владимирския и много моления соверши и слезы доволны излия.
Тако жо и пред образом пречистыя чюдотворныя, юже сам чюдотворец Петр написал. По сем жо приходит ко гробу чюдотворца Петра молебная совершая и слезы изливая, прося помощи и заступления, и от всяких бед и зол избавляя. Тако же у гробов и у мощей и у прочих святитель Феогноста и Киприяна и Фотея Ионы. И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти. Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех.
Царь же и государь слушая митрополита во всем опальных и повинных пожаловал. Царь же и государь князь великий моляше митрополита веля ему молитися господу богу и спасу нашему Исусу Христу, и того пречистой матери владычице нашей богородице, и архаггелом Михаилу и Гаврилу и прочим небесным силам, и всем святым его угодником. Митрополит же моляшеся соборне день и нощь, совершая молебна о царе и государе великом князе и о благоверной княгине, и о князех и боярех, и о всем православном христианстве.
И митрополич двор все выгорел и монастырь Чюдовской. Многоцелебныя же мощи Алексея чюдотворца вынесоша ис теплыя церкви, поставиша в большой церкви во Архаггеле. Единех чернецов 56 згоре в том монастыре и подохнулися. А монастырей згорело обещих Чюдовской да в Китае Богоявленской, а особных восмь в городе и за городом, а в девичих четыре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и труция мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения. Царь же государь, князь великий и из своею княгинею не бо на Москве, но в селе своем в Острову.
Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу слово божие истинное, притекшу в церьковь соборную пречистый богородица, оболокшуся в святительскую одежну и начнешу молебная пред пречистые образом пред чюдотворную иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевские и всея Руси своима рукама написал у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же святейшему митрополиту Макарию молебная, и се пряде от огня зной и дух, и жар, и немогущу митрополиту вара от огня и духа знойного терпети, занеже убо от зельнаго воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещайте злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше. И мы же ся на преднее прострем. Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго и пришедшу ему к нижним воротом градным, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде много терпеливый душею, и разбися велми. А егда ис пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня и свероста его свои ему монастыри к пречистой на Новое. Благоверный же царь и государь князь великий Иван Васильевич всея Руси и брат его князь Юрья Васильевич кииждо своими бояры приехаста в свою отчину на Москву в той же день из Острова на пожар. И видеше граду погоревшу от огня и святыя церькви и людей погорело много, лежаще трупья мертвых. И о сем сжалися князь великия, кои расплакатися ему вельми слезно.
Вы точно человек?
Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст. В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан. И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы. И сию общую память по всех православных христьианех велел и в прочая лета поминати до скончания мира, на честь Богу и на славу и на похвалу своему царству.
И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги 35. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. Из истории утверждения царского титула Ивана IV. Соборная грамота 1560 г.
Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы.
Погромами, правда, действительно занималась чернь, но многие полагают, что за ней стояли дворяне, которые увидели в восстании удобную возможность расправиться с некоторыми своими соперниками.
Объяснение: Пожар. Ненависть к Глинским. Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года.
После расправы толпа двинулась на подмосковное село Воробьёво, где находился царь с женой и родственниками. Так как 17-летний Иван Грозный не ожидал неприятностей, у него не было значительной охраны, и он сам вышел на переговоры с восставшими. Ему удалось успокоить толпу, пообещав отправить в отставку воеводу Михаила Глинского, и после этого события Московского восстания 1547 постепенно пошли на спад. Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы. Разграблению подверглась в основном недвижимость Глинских, уцелевшая во время пожара. Но, так как бунт носил спонтанный характер, нашлись и те, кто воспользовался им в качестве прикрытия для банального мародёрства.
Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью. Московское восстание привело к падению рода Глинских. Именно в то время появился священник Сильвестр, который «опустил царя с небес на землю», сказав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки… Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов. Список литературы: 1. Карамзин Н. Указ, соч. История Москвы. Иоан IV Грозный. Зимин А. Пересветов и его современники… С. Клибанов А. Москву можно с полной уверенностью назвать городом пожаров. За первые пять веков существования город горел более ста раз, а некоторые пожары были такими разрушительными, что полностью уничтожали до трети зданий. А, исходя из нынешней политической ситуации , многие украинцы ждут и верят, что основные пожары у Москвы в будущем. Но самый масштабный пожар, который опустошил русскую столицу и даже сыграл определенную роль в делах государственных, случился ровно 470 лет назад - 24 июня 1547 года. Что вызвало такое сильное возгорание, и какие москвичей ждали последствия? Об этом сегодня и расскажем. Грозные времена Для начала стоит просто представить себе обстановку в Москве того времени. На престоле сидит молодой 17-летний Иван IV, которого позже прозовут Грозным. Ещё не началась кровавая опричнина, которая отберет у многих бояр их жизни и имущество в пользу государства. Меньше года остается до первого похода молодого монарха на Казанское ханство. Царствование Ивана Грозного очень сильно изменит облик Русского государства и всех подконтрольных ему территорий. Но это будет потом. А московский пожар окажется прологом этих событий и мистическим знаком того, что глобальные перемены уже на пороге. Первый огонь Если верить Николаю Карамзину, то первые очаги возгорания появились еще в апреле 1547 года. Тогда огонь успел уничтожить Богоявленскую обитель, торговые лавки в Китай-городе и множество жилых домов. Уже 20 апреля происходит новое возгорание, которое уничтожает Яузную улицу и все находящиеся там кожевенные и гончарные мастерские. Сильная буря разнесла костер по всему городу. Карамзин описывал это так: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели.
Пожар в Москве при Иване Грозном
Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3]. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала. 21 июня 1547 года Москва пережила один из сильнейших пожаров в своей истории. **. События 1547 года оказали сильное влияние на молодого царя Ивана Васильевича, решившего после усмирения бунтовщиков всерьез взяться за усиление вертикали власти.