15 (28) января 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах.
Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 января 1918 года О Рабоче-Крестьянской Красной армии
15 (02) января 1918 года. Вечерний Курьер (Москва). На заседании ЦК ПСР, состоявшемся 3 января 1918 г., было отвергнуто, «как несвоевременное и ненадежное деяние», вооруженное выступление в день открытия Учредительного собрания, предлагавшееся военной комиссией партии. 1.15. Письмо члена Священного Собора протоиерея Петра Миртова председателю Собора Патриарху Тихону об организации крестного хода в Москве в январе 1918 г. 15 января 1918. 15 января 1918 года ВЧК приняла Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а уже 29 января был создан Красный флот. На заводе 15 января был создан центральный штаб восстания – киевская Красная гвардия, куда созывались рабочие и солдаты всего Киева, а общая численность восставших выросла до 2200 человек.
23 февраля или 15 (28) января 1918 г.
15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В результате 15 (28) января 1918 г. был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) — Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольном принципе. На заводе 15 января был создан центральный штаб восстания – киевская Красная гвардия, куда созывались рабочие и солдаты всего Киева, а общая численность восставших выросла до 2200 человек. 29 января 1918 года началось Январское вооруженное восстание рабочих и революционных солдат против контрреволюционной Центральной Рады в Киеве Похороны в братской могиле погибших во время Январского восстания рабочих в Мариинском парке Трудящиеся Киева. 23 января 1918 было два проекта декрета и образована согласительная комиссия. Но уже в 1918 армия должна была оснащаться танками, пушками, зенитками, самолетами, автомобилями, нужен мощный флот с кораблями разных типов Дилетантское представление, что можно обойтись без профессиональных военных просто наспех собранным ополчением.
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
Расчеты германского блока представители Центральной Рады полностью оправдали. Они постоянно требовали признания независимости и, следовательно, самостоятельной роли в переговорах. Начальник штаба Восточного фронта ген. Макс Гофман, фактически ведший переговоры, отмечал: «Я в те дни с удивлением наблюдал за молодыми украинцами. Они прекрасно знали, что ничего не имеют за собой, кроме возможной немецкой помощи; они прекрасно отдавали себе отчет, что их правительство представляет собой фиктивное понятие». В нем постоянно спорили по всякому поводу.
Правительство все настаивало на проведении в жизнь своих универсалов. На местах же просто грабили и власти Центральной Рады не признавали». Павел Скоропадский Тем временем глава советской делегации на переговорах — Троцкий — пытался затянуть переговоры, надеясь использовать их продолжение в интересах революции. Он считал, что немцы при всей их силе не в состоянии наступать, а продолжение такого состояния способствует истощению Германии, раскачиванию масс. Последующие события участник переговоров с советской стороны описал следующим образом: «Массы мы раскачивали, но массы не раскачивались».
Впрочем, эта работа, по свидетельству врагов, не была бессмысленной и безрезультативной. В Вене росло забастовочное движение, вызванное сокращением мучного пайка. Эти новости немедленно вдохновили украинскую делегацию, и она начала требовать от австрийцев передачи Восточной Галиции и Буковины. Теперь представители УНР захотели присоединить две австрийские провинции. Австрийская Галиция делилась на Восточную административный центр — Лемберг, 51 уезд и Западную административный центр — Краков, 30 уездов.
По переписи 1910 г. Население Лемберга в 1910 году равнялось 220 тыс. Итак, только Восточная Галиция имела почти 6-миллионное население, и её центр до войны был пятым по величине городом Австро-Венгрии после Вены 2030 тыс. В Буковине административный центр — Черновцы проживало всего 650 тыс. Эти данные, разумеется, были до известной степени условны, так как не давали данных по проживавшим здесь евреям.
Такими же недостатками страдала и австрийская довоенная статистика по Буковине здесь были определенные неточности относительно евреев и армян.
С вечера в городе возобновились вооруженные столкновения. Главные силы восставших сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске, очаги восстания с отдельным руководством возникли также на Шулявке, Демеевке, Подоле. Восставшие захватили железнодорожную станцию Киев-товарный, мосты через Днепр, Киевскую крепость и несколько складов оружия.
Часть войск выступила на стороне большевиков, большинство — держали нейтралитет.
Несмотря на то, что в задачу американских частей входила только охрана военного имущества, ситуация на фронте вынудила командование интервентов бросить военные части США в наступление в районе Вологодской железной дороги и Двины. Общие потери американского контингента на Севере России составили 110 погибших в бою и 70 человек умерших от холода и болезней. Понесённые потери вынудили американцев эвакуировать свои войска с русского севера, и к 5 августа в Мурманске не осталось ни одного американца. Однако 10 дней спустя Госдепартамент США официально объявил о разрыве дипломатических отношений с Россией. При этом имелась в виду не Советская Россия и ее большевистское правительство, а Россия вообще. В декларации Госдепа говорилось о прекращении существования России как государства. В тот же день началась высадка американских войск во Владивостоке. Американский экспедиционный корпус в Сибири находился под командованием генерал-майора Грейвса и насчитывал 7950 солдат и офицеров. В Россию были передислоцированы подразделения 27-го и 31-го пехотных полков, а также добровольцы из 13-го, 62-го и 12-го пехотных полков.
Американские войска оказались неподготовленными к суровым условиям Сибири. Широко распространены были проблемы с поставками топлива, боеприпасов и продовольствия. Лошади контингента США привыкли к жизни в умеренном климате и не были в состоянии действовать при минусовых температурах, вода в пулеметах без добавок просто замерзала. Наиболее примечательным боевым столкновением между русскими и американцами на Дальнем Востоке стал бой у села Романовка, 25 июня 1919 года, вблизи Владивостока, где большевистские части под командованием Якова Тряпицына атаковали американцев и нанесли им потери в 24 человека убитыми. Последний американский солдат покинул Сибирь 1 апреля 1920 года. За время 19-месячного пребывания в России американцы потеряли на Дальнем Востоке 189 солдат. Революция началась в тот момент, когда главные империалистические державы были заняты в 1-й мировой войне и ни одна из воюющих группировок Антанта и германская коалиция не могла оказать непосредственной военной помощи Временному помещичье-буржуазному правительству России ни в момент его свержения, ни в первые месяцы после этого. Но обе коалиции уже тогда приступили к подготовке вторжения своих войск в Советскую Россию и установлению связи с внутренними контрреволюционными силами. Советская власть была установлена в большинстве районов России очень быстро и мирным путем.
Для решения этой проблемы Советское правительство организовало призыв офицеров и генералов бывшей царской армии, которые не примкнули ни к одной из фракций. В Красной армии их называли военспецами. Другой действенной мерой укрепления среднего командного звена стали военные школы и курсы ускоренной подготовки красных командиров из числа солдат, рабочих и крестьян. Эти меры в совокупности с ошибками и просчетами белогвардейских армий позволили Советскому правительству переломить ход Гражданской войны. Это стало возможным благодаря политике форсированной индустриализации, проведенной в короткие сроки и стоившей больших издержек и жертв. Но благодаря ей буквально с нуля были созданы бронетанковые войска и военная авиация, модернизировалась артиллерия, пехота переводилась в мотострелковый формат.
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
29)января 1918 г. по старому стилю с выступления рабочих Арсенала началось восстание в Киеве против буржуазной Центральной Рады. 1918. Год издания. Входит в. вооружённое выступление рабочих и солдат Феодосии - привело к установлению в городе Сов. власти.
ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ УКРАЛИ ВРЕМЯ?
С вечера в городе возобновились вооруженные столкновения. Главные силы восставших сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске, очаги восстания с отдельным руководством возникли также на Шулявке, Демеевке, Подоле. Восставшие захватили железнодорожную станцию Киев-товарный, мосты через Днепр, Киевскую крепость и несколько складов оружия. Часть войск выступила на стороне большевиков, большинство — держали нейтралитет.
Союзникам срочно нужен был источник поставок продовольствия, в Австро-Венгрии начинались голодные бунты. Представители пустого места — т. Доклад штаба германского Восточного фронта так описывал обстановку: «Однако в Житомире отказались принять Раду, и члены её разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некоторые украинские части еще держались, но они не поддерживали связи друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания мирного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране». Украинские войска, верные Центральной раде, выступают из Киева для борьбы с большевиками.
Зима 1917—1918 годов Именно поэтому германо-австрийская дипломатия поддержала появление в Бресте делегации Центральной Рады и требования украинских националистов, которые росли по мере того, они чувствовали эту поддержку. На украинскую делегацию союзники смотрели как на средство давления на советскую делегацию. Иллюзий они не питали. В цитируемом выше докладе говорилось: «Украинская самостийность, на которую опирается Рада, имеет в стране чрезвычайно слабые корни. Главным её защитником является небольшая группа политических идеалистов». Расчеты германского блока представители Центральной Рады полностью оправдали. Они постоянно требовали признания независимости и, следовательно, самостоятельной роли в переговорах. Начальник штаба Восточного фронта ген.
Макс Гофман, фактически ведший переговоры, отмечал: «Я в те дни с удивлением наблюдал за молодыми украинцами. Они прекрасно знали, что ничего не имеют за собой, кроме возможной немецкой помощи; они прекрасно отдавали себе отчет, что их правительство представляет собой фиктивное понятие». В нем постоянно спорили по всякому поводу. Правительство все настаивало на проведении в жизнь своих универсалов. На местах же просто грабили и власти Центральной Рады не признавали». Павел Скоропадский Тем временем глава советской делегации на переговорах — Троцкий — пытался затянуть переговоры, надеясь использовать их продолжение в интересах революции. Он считал, что немцы при всей их силе не в состоянии наступать, а продолжение такого состояния способствует истощению Германии, раскачиванию масс. Последующие события участник переговоров с советской стороны описал следующим образом: «Массы мы раскачивали, но массы не раскачивались».
Впрочем, эта работа, по свидетельству врагов, не была бессмысленной и безрезультативной.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Троцкий, без согласования с СНК, отверг германские условия мира, выдвинув лозунг «Ни мира, ни войны: мир не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем». Крыленко, также без согласования с СНК, рано утром издал и отправил на все фронты приказ о прекращении военных действий и о демобилизации армии. Вечером германское командование официально заявило советскому представителю в Брест-Литовске о том, что в 12 часов дня 18 февраля заканчивается перемирие между Советской Россией и Германией и возобновляется состояние войны. По условиям договора о перемирии, заключённого 2 15 декабря 1917 года, в случае намерения одной из сторон расторгнуть договор она должна была предупредить об этом другую сторону за 7 дней до начала военных действий. Вооружённых сил, способных сдержать их натиск, у Советской России не было. СНК опубликовал декрет "Социалистическое Отечество в опасности". Воспоминаниям В. Антонова-Овсеенко, «сводные отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания.
Отряды Красной гвардии обнаружили в общем слабую выносливость, плохую манёвренность и боеспособность». За немедленное подписание германских условий мира голосовали 7 членов ЦК, против — 4, и четверо воздержались. Сокольниковым прибыла в Брест-Литовск и тотчас же выступила с решительным протестом против нарушения Германией и её союзниками условий перемирия. В ответ на это новый глава германской делегации Ф. Розенберг заявил, что военные действия закончатся лишь после подписания мирного договора. Воспоминания Д. Дауман, от котораго мы узнали, что Нарва очищена нами без напора со стороны немцев и что это явилось следствием отсутствия общего управления войсками и происшедшего среди них замешательства».
Советское правительство заявило свой протест, завершавшийся предупреждением: «Рабочие и крестьяне!
Честные граждане! С Востока идет новое страшное испытание. Внутри страны поднимают голову темные силы. Буржуазия Сибири протягивает руку чужеземным насильникам». Как показали события, это был верный прогноз. Для поддержки противников новой власти был использован Чехословацкий корпус. Еще в начале войны из русских подданных — чехов их насчитывалось по разным подсчетам от 50 до 70 тыс. Весной 1916 года было начато создание чехословацкой бригады, куда принимались уже и добровольцы из военнопленных — в основном это были славянские подданные Австро-Венгрии.
После июля 1917 г. Временное правительство разрешило набор среди австрийских военнопленных, и из бригады численностью около 6 тыс. Настроены эти люди были решительно — в случае поражения их ожидал суд военного трибунала. В начале 1918 года руководство корпуса воздержалось от вмешательства на стороне противников советской власти. Считалось, что корпус плохо вооружен он не имел тяжелой артиллерии и авиации , недостаточно хорошо снабжается, малочисленен для победы над большевиками не только юга, но и центра страны. Сославшись на заключенный уже после прихода к власти большевиков договор, предусматривавший участие чешских частей в борьбе только против внешнего противника, чешское руководство предпочло вывезти его во Францию. Кстати, особого недостатка в оружии и боеприпасах его солдаты не испытывали, потому что захватывали по пути склады русской армии. После четырехдневного боя под Бахмачем с германской дивизией корпус сумел вырваться из окружения и, захватив около 100 паровозов и вагонов, двинулся далее.
В Курске большевистские власти потребовали от чехословаков сдачи пулеметов и артиллерии, но 20 марта 1918 года глава Чехословацкого Национального Совета профессор Томаш Масарик получил для них пропуск от председателя СНК В. Ленина и наркомвоендела Л. Троцкого, и части двинулись по направлению к Сибири. В Пензе чехам пришлось согласиться с требованием частичного разоружения — в четырехбатальонном полку оружие и один пулемет сохранял только один батальон. Корпус сдал 21 тыс. Полностью избежать конфликта с красными и поддерживавшими их немцами и венграми, возвращавшимися из русского плена домой, избежать все же не удалось. К тому же разоружение чехословаков шло плохо, в эшелонах многие солдаты и офицеры сохраняли оружие и боеприпасы, а проверять и обыскивать вагоны чехи не допускали. Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.
январь, 1918
Заявление делегации Священного Собора по переговорам с СНК по вопросам церковно-государственных отношений 27 марта 1918 г. Мы, нижеподписавшиеся члены Всероссийского Церковного Собора, представители всего 358 православного русского народа и выборные православных приходов, посланы к Вам Священным Собором, Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, чтобы от имени православного русского народа сказать вам слово правды о распоряжениях ваших, касающихся Православной Русской Церкви. Находясь в живом общении с православным населением России, мы хорошо знаем, какое единодушное чувство глубокого и сердечного возмущения вызвали во всех преданных Церкви православных людях изданный вами Декрет о свободе совести и все распоряжения ваши, коими Церковь стесняется в своей жизни и лишается своего достояния. На все это православный народ смотрит и не может смотреть иначе, как на тяжкое и ничем не вызванное с его стороны оскорбление его религиозного чувства и как на действия, самым вопиющим образом нарушающие ту свободу совести и те начала нелицеприятной справедливости и равноправия, которые вы сами провозглашаете.
Такое настроение народа, такое естественное и даже неизбежное, растет и ширится вместе с постепенным уяснением в народном сознании смысла вашего декрета и с каждым новым актом насилия над Церковью, ее верными служителями и чадами. И если для вас безразлична судьба Православной Русской Церкви, которая участвовала в самом строении государства и целые века составляла для народа 359 основу религиозной и нравственной жизни, то да будет ведомо вам, что религиозное успокоение 100 млн православного русского народа, без сомнения необходимое и для государственного блага, может быть достигнуто не иначе, как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры 360. Подлинное заявление представителей этой комиссии передано 14 27 марта 1918 г.
Самариным, Н. Кузнецовым , Н. Малыгиным и A.
Июдиным и представителями приходов М. Корякиным, С. Ковалевым и С.
Мечевым, подписавшими подлинное заявление. Самарин 361 Помета: В Малый Совет. Там же.
Заверенная копия. Удостоверение члена Священного Собора Н. Кузнецова в качестве делегата для переговоров с СНК 31 марта 1918 г.
Малыгиным и А. Июдиным и тремя представителями от приходов г. Москвы войти в переговоры с Советом народных комиссаров по делам, касающимся Православной Церкви 362.
Председательствующий Митрополит Арсении Помета: Выдан 15 28 мая 1918 г. Сообщение прихожан храма Преображения Господня с. Спаса Нерехтского уезда Костромской губ.
Ленину о неприемлемости Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 15 марта 1918 г. Телеграмма Обсудив Декрет об отделении церкви от государства на приходском собрании, постановили единогласно выразить декрету порицание, к руководству его не принимать. Все прихожане села Спасского Нерехтского уезда Костромской губернии.
Сычевке Смоленской губ. Март 1918 г. Цель этого крестного хода была — выражение протеста против Декрета об отделении церкви от государства.
Перед молебном протоиереем Соколовым было прочитано воззвание патриарха Тихона 367. Однако создать что-либо грандиозное не удалось. Во-первых, потому, что большая часть граждан города не знала об устройстве хода, не будучи извещена об этом заранее, и пошли на площадь только те, которые были в храмах.
Во-вторых, по мере приближения к площади толпа таяла, так как у всех в памяти был гжатский крестный ход в г. Гжатске Смол[енской] губ. Организаторы этого хода: протоиереи Иван Соколов и Петр Смирягин впоследствии были арестованы, и первый просидел в тюрьме 6 недель, а второй — 10 дней.
В настоящее время нынешняя власть, исходя из иного принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от государства, издала декрет, названный Декретом о свободе совести. Но даже стоя на таком принципе, Совет народных комиссаров в целом ряде статей декрета резко нарушает и свободу совести, и внутреннюю свободу Церкви: 1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Божия не только в государственных, но и в общественных и даже в частных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, принимающих оплату труда законоучителя на свой счет, есть несомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над самим народом и полное нарушение свободы совести граждан, а воспрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, готовящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на Церковь.
Исходя из понятия о государстве безрелигиозном, декрет мог бы лишь ограничиться прекращением отпуска государственных средств на вознаграждение законоучителей и требованием, чтобы Закон Божий в школах общеобразовательных, не специально-церковных, не преподавался принудительно. Конечно, и такой порядок, мы говорим это с полной уверенностью, не обеспечивал бы еще школе того характера, который соответствует взгляду громадной части православного русского народа, но, по крайней мере, порядок этот не был бы явным нарушением принципа свободы совести. Религия есть, конечно, область духа, но Церковь на земле не может быть без известных вещественных форм, и потому она необходимо должна располагать правом иметь движимое и недвижимое имущество и пользоваться всеми правами юридического лица.
Приравнивая Церковь ко всяким частным обществам и союзам, декрет в то же время запрещает ей получать пособия не только от государства, но даже и от местных автономных и самоуправляющихся установлений, и лишает ее и церковные и религиозные общества права юридического лица. Здесь опять несомненный акт насилия над свободой совести и явное умаление прав Церкви, признаваемой народными комиссарами свободной. Если местное учреждение автономно и способно самоуправляться, неужели можно назвать иначе, как насилием над свободой совести народа, воспрещение такому учреждению давать субсидию Церкви и ее установлениям; а лишая церковные и религиозные учреждения права иметь, приобретать и отчуждать собственность, разве декрет не открывает прямого гонения на Церковь , унижая ее по сравнению со всяким, иной раз даже маловажным частным обществом и союзом.
Итак, даже стоя на основе полного отделения Церкви от государства, декрет должен бы признать за Церковью и ее учреждениями все права юридического лица, а все церковные имущества и капиталы должны оставаться неприкосновенными в распоряжении Церкви и ее установлений, т. Это тем более справедливо, что церковные имущества создавались, главным образом, самим народом, который нес свою посильную жертву именно Церкви, на ее нужды, в ее непосредственное ведение и распоряжение. Приход есть союз церковный, и смысл такого союза в единении православных прихожан именно вокруг своего храма; но если даже держаться иной точки зрения, то приход как всякое частное общество не может не пользоваться правом юридического лица.
Независимо от этих общих соображений, мы считаем необходимым остановиться отдельно на некоторых наиболее важных для Церкви и верующего народа действиях и распоряжениях власти в настоящее время: 1 почти пять месяцев православные москвичи и все приезжающие в Москву лишены возможности удовлетворять свое религиозное чувство посещением Московского Кремля с его чтимыми храмами и Святынями. Такое стеснение свободы православного народа вызывает большое недовольство, которое растет и ширится. Это народное чувство, несомненно, примет еще более определенное и, может быть, даже резкое выражение, если в дни Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы бывают переполнены народом, доступ в них будет стеснен.
Созданные и хранимые до сих пор верующим чувством православных русских людей эти Святыни должны остаться в полном их распоряжении. Возникшее в 1917 г. Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля сумеет, конечно, при справедливом к нему отношении государства, совместно с братствами отдельных соборов охранить их и как чтимую народом Святыню, и как ценный исторический памятник.
Если Совет народных комиссаров действительно желает, не посягая на народную совесть, обеспечить Церкви ее внутреннюю свободу и тем дать ей возможность выполнения ее задач, то он должен немедленно успокоить религиозное чувство православного русского народа, удовлетворив вышеизложенные требования, нами от его имени заявленные. Члены Священного Собора: А. Самарин, Н.
Малыгин, А. Июдин, Н. Кузнецов Представители приходов: С.
Ковалев, С. Менее, М. Корякин Помета: Передано в Совет народных комиссаров 6 19 апреля 1918 г.
Член Собора А. Определение Священного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 18 апреля 1918 г. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.
Совершить торжественные моления: а поминальное об упокоении со святыми усопших и б благодарственное о спасении оставшихся в живых. Примечание: таковые моления совершены соборным служением: заупокойное в храме духовной семинарии 31 марта и молебное в храме Христа Спасителя 1 апреля. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером.
Устроить в Радоницу во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбою о выдаче благословенных патриарших грамот пострадавшим за Веру и Церковь.
Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа. Просить Святейшего Патриарха, чтобы, в случаях ареста гонимых за Веру и Церковь , и впредь, согласно уже применяемому ныне порядку, Его Святейшеством были делаемы непосредственные сношения с местными властями об освобождении арестованных и одновременно о сделанных сношениях были извещаемы местные епархиальные архиереи. Поручить Высшему церковному управлению сообщать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной Веры.
Издать отдельной брошюрой соборное определение о правовом положении Церкви в государстве с необходимыми разъяснениями для широкого распространения среди населения правильных понятий о взаимоотношениях Церкви и государства, особенно необходимых и переживаемое смутное время враждебных Церкви течений. Принять меры к возвращению всех отобранных имуществ церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий.
Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. Поручить Высшему церковному управлению изыскать способы к оказанию материальной помоши пострадавшим от гонений и их семьям. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий Духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом.
От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедающие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога 371.
Из документа становится понятно, почему новая армия именуется «рабоче-крестьянской». Есть отдельные должности наркомов по военным и морским делам, чего также не встретишь в современной России, где единому Министерству обороны поручены функции по развитию всех видов Вооружённых сил. В целом же можно говорить о декрете «О РККА», как простом, понятном и своевременном документе, отражавшем реалии Гражданской войны и, в историческом масштабе, положившем начало той самой армии, которая победит Третий рейх и «…от тайги до Британских морей, Красная армия всех сильней». Познакомиться с историческим периодом с 1917 по 1922 гг.
Независимо от этих общих соображений, мы считаем необходимым остановиться отдельно на некоторых наиболее важных для Церкви и верующего народа действиях и распоряжениях власти в настоящее время: 1 почти пять месяцев православные москвичи и все приезжающие в Москву лишены возможности удовлетворять свое религиозное чувство посещением Московского Кремля с его чтимыми храмами и Святынями. Такое стеснение свободы православного народа вызывает большое недовольство, которое растет и ширится. Это народное чувство, несомненно, примет еще более определенное и, может быть, даже резкое выражение, если в дни Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы бывают переполнены народом, доступ в них будет стеснен. Созданные и хранимые до сих пор верующим чувством православных русских людей эти Святыни должны остаться в полном их распоряжении.
Возникшее в 1917 г. Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля сумеет, конечно, при справедливом к нему отношении государства, совместно с братствами отдельных соборов охранить их и как чтимую народом Святыню, и как ценный исторический памятник. Если Совет народных комиссаров действительно желает, не посягая на народную совесть, обеспечить Церкви ее внутреннюю свободу и тем дать ей возможность выполнения ее задач, то он должен немедленно успокоить религиозное чувство православного русского народа, удовлетворив вышеизложенные требования, нами от его имени заявленные. Члены Священного Собора: А. Самарин, Н. Малыгин, А. Июдин, Н. Кузнецов Представители приходов: С. Ковалев, С. Менее, М.
Корякин Помета: Передано в Совет народных комиссаров 6 19 апреля 1918 г. Член Собора А. Определение Священного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 18 апреля 1918 г. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. Совершить торжественные моления: а поминальное об упокоении со святыми усопших и б благодарственное о спасении оставшихся в живых. Примечание: таковые моления совершены соборным служением: заупокойное в храме духовной семинарии 31 марта и молебное в храме Христа Спасителя 1 апреля. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером. Устроить в Радоницу во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбою о выдаче благословенных патриарших грамот пострадавшим за Веру и Церковь.
Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа. Просить Святейшего Патриарха, чтобы, в случаях ареста гонимых за Веру и Церковь , и впредь, согласно уже применяемому ныне порядку, Его Святейшеством были делаемы непосредственные сношения с местными властями об освобождении арестованных и одновременно о сделанных сношениях были извещаемы местные епархиальные архиереи. Поручить Высшему церковному управлению сообщать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной Веры. Издать отдельной брошюрой соборное определение о правовом положении Церкви в государстве с необходимыми разъяснениями для широкого распространения среди населения правильных понятий о взаимоотношениях Церкви и государства, особенно необходимых и переживаемое смутное время враждебных Церкви течений. Принять меры к возвращению всех отобранных имуществ церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. Поручить Высшему церковному управлению изыскать способы к оказанию материальной помоши пострадавшим от гонений и их семьям. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий Духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом. От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием.
Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедающие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога 371. Деяния Священного Собора... Рейснера и сотрудника отдела А. Евтихиева к проекту Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства, посланное ряду членов Коллегии комиссариата 19 апреля 1918 г. При сем препровождается для сведения проект Инструкции совдепам, который, по рассмотрении его междуведомственным совещанием, направляется в Комиссию по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства 372. Проект Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства] 374 Под действие Декрета 23 января 1918 г. Общества, которые для достижения своих целей претендуют на установление сношений с божеством 375 или вообще 376 сверхестественными силами и в этих видах пользуются особыми 377 обрядами, которые 378 называются богослужениями 379. К числу означенных в ст. I 380 обществ относятся церкви: православная, старообрядческая 381 , католическая всех обрядов, армяно-григорианская 382 , протестантские 383 , церкви 384 ; исповедания: иудейское, магометанское, буддийское, ламаистское, караимское 385 , баптистское, менонитское 386 и иные им подобные вероисповедные организации 387. Все указанные в ст.
Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, возникшие с правами юридических лиц, как до издания Декрета об отделении церкви от государства, так и после его издания, которые будут расходовать свои имущества на религиозные потребности или на содержание духовенства, подлежат закрытию, причем имущество их подлежит конфискации 395 5. Имущества, которые ко времени издания декрета находились в собственности религиозных и церковных обществ как юридических лиц, согласно декрету объявляется всенародным достоянием и переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих 396 и крестьянских депутатов на нижеследующих основаниях: Местный совдеп по составлению в двух экземплярах описи имущества, специально предназначенного для богослужебных целей, передает его с одним экземпляром описи всем 397 членам соответственного религиозного или церковного общества 398 , а другой экземпляр с распиской на нем 399 хранить у себя. Принявшие имущество в пользование обязуются I хранить и беречь его как доверенное им всенародное достояние, II производить за свой или за счет пожертвований других лиц необходимый ремонт означенного имущества, III наблюдать за тем, чтобы это имущество было употребляемо исключительно для тех целей, для которых оно передано, IV сдать это имущество совдепу в полной целости и сохранности по истечении срока соглашения, V возместить все убытки и потери, которые бы обнаружились как при сдаче этого имущества обратно, так и при пользовании им до истечения срока и VI допускать беспрепятственно представителей совдепа к проверке и осмотру имущества и, в случае обнаружения ими злоупотреблений или растрат, немедленно сдавать его совдепу по первому его требованию. Находившиеся в собственности церковных и религиозных обществ к 23 января 1918 г. Все остальные имущества церковных и религиозных обществ непосредственно поступают в собственность Республики. Кузнецова управляющему делами СНК В. Бонч-Бруевичу с критикой политики по отношению к Православной Церкви 3 мая 1918 г. Церковь и государство Вчера Н. Кузнецов посетил управляющего делами Совета народных комиссаров Бонч-Бруевича и подал ему заявление следующего содержания: «Представителям Собора от имени Совета народных комиссаров было объявлено, что решено учредить комиссию для разъяснения смысла Декрета 23 января 1918 года и рассмотрения всех вопросов, связанных с приведением его в исполнение 400. В разных губерниях, не исключая столиц, — Москвы и Петрограда, — местные агенты власти понимают этот декрет крайне различно и нередко позволяют себе совершать действия, которые трудно рассматривать иначе, как гонения на Церковь.
О таких случаях в Твери увольнение архиепископа 401 и в Петрограде захват синодальных капиталов и имущества военного духовенства много уже сообщалось Совету народных комиссаров раньше. Но до сих пор в разных местах России появляются местные распоряжения, нарушающие основные права Церкви, — свободу ее жизни и управления, которые вносят большую смуту в умы и, по моему мнению, едвали в интересах самой власти. В Москве, например, возникло управление бывшим церковным имуществом, которое по всем приходам рассылает объявления о передаче ему разного рода церковного имущества. В ответ всюду раздаются протесты и возмущение, тем более что церковное имущество составлено на средства, пожертвованные народом, и по каноническим правилам народ не может обратить его на другие цели. В других городах, например, в Смоленске и Петрозаводске, захватываются не только помещения духовных консисторий, но и производящиеся в них дела, а часто, как это было и в самой Москве, агенты советской власти прекращают всякую возможность производить церковно-судебные дела и тем совершают явное насилие над жизнью православной церкви. Все это требует, чтобы Совет народных комиссаров немедленно сделал общее распоряжение о приостановке каких-либо действий, связанных с декретом, ввиду предстоящего его разъяснения в учреждаемой для этого особой комиссии». Ознакомившись с этим заявлением, управляющий делами Совета народных комиссаров сказал Н. Кузнецову , что на днях будет организационное собрание комиссии по разъяснению декрета, а на Пасхальной неделе уже будет решен вопрос, как и сколько представителей разных вероисповеданий будет приглашено к участию в работах комиссии. Передают, что к ближайшему участию в работах этой комиссии советская власть собирается привлечь Н. Вырезка из газеты.
Порядок дня: п. Выясняется, что в настоящее время усиливается агитация духовенства против Советской власти. Решено повести против духовенства усиленную письменную агитацию. Поручить ее вести т. Сосновскому, Ем. Ярославскому, Демьяну Бедному, ассигновав необходимую сумму из кассы ЦК. Одновременно поручить тт. Сообщить об этом решении ЦК партийным работникам, отбывающим на места для проведения его в жизнь. Председатель П. Красиков, секретарь А.
Слушали: проект инструкции, составленный т. Рейснером местным советам по вопросу проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства. Постановили: принять пункты 1—10 инструкции 403. Секретарь Ал. Гуковский ГА РФ. В Управление делами Совета народных комиссаров В ответ на заявление делегации Церковного управления Совету народных комиссаров от 21 мая с. Отд[ел] I 405 ; 4 согласно сообщения члена коллегии по религиозным делам Калужского совдепа для передачи всего монастырского имущества Тихоновой пустыни Калужским совдепом назначен комиссар, деятельность которого контролируется волостным и уездным совдепами. Ввиду того, что в заявлении делегации имеются указания, что лица, реализующие монастырское имущество, расхищают это имущество, сегодня посылается об этом телеграфный запрос Калужскому совдепу с предложением обревизовать деятельность комиссара 406. Относительно налогов, налагаемых на церковное имущество 10-го сего месяца, будет послано разъяснение Калужскому совдепу о том, что имущество религиозных и церковных обществ подлежит переходу в общенародную собственность, поэтому налоги на религиозные общества, как на общества не имеющие никакого имущества, не могут быть налагаемы 407 ; 5 что же касается арестов священников в Верхотурье и епископа Тобольского Гермогена 408 , то об этом будут в ближайшие дни запрошены соответствующие совдепы. Этим исчерпывается содержание заявления делегации Высшего церковного управления.
Короткая ссылка 15 августа 2023, 13:20 15 августа 1918 года началась американская интервенция на территорию российского Дальнего Востока. Американские власти объясняли свои действия помощью в эвакуации Чехословацкому корпусу, охраной складов ранее переданного оружия и содействием в формировании в России дееспособного правительства. Однако в реальности они боялись чрезмерного усиления влияния Японии в регионе и планировали участвовать в освоении природных богатств России, которые западные державы фактически считали бесхозными.
Россия. Весна 1918 года. Перед началом большой интервенции
Конец января 1918 года, на Дону выдался на редкость гнилым и тяжёлым, Январские оттепели соседствовали с морозами, точно также характеризовалось и настроения донских казаков. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР Декрет от 15 января 1918 года О Рабоче-Крестьянской Красной Армии Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. “ Прошедшая в Петрограде 5 января 1918 г. мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания оказалась расстрелянной Красной гвардией. 15 января 1918 года ВЧК приняла Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а уже 29 января был создан Красный флот. 29 января 1918 года вспыхнуло восстание в Киеве.