Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях. 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев.
Информация
Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Одной из основных причин, по которым Достоевский попал на каторгу, было его причастие к кружку петрашевцев. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского.
Достоевский в местах лишения свободы
Каторга вместо эшафота. Чем занимался Достоевский в Омском остроге | АиФ Омск | Одной из основных причин, по которым Достоевский попал на каторгу, было его причастие к кружку петрашевцев. |
За что арестовали Федора Достоевского? | Достоевский и 4 года каторжных работ. |
Сейчас читают
- Ф.М.Достоевский в тобольской тюрьме - Во всяком несчастном видеть брата
- За что Достоевский попал на каторгу? 🤓 [Есть ответ]
- Биография :: Арест Достоевского и каторга
- Русский язык, 10 класс
- Легенда 2. Поэтому Достоевский был практически нищим
- Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
- Связанных вопросов не найдено
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
- решение вопроса
- Приговоры другим участникам
- Популярное в разделе
- Федор Достоевский – каторжанин и монархист
Происхождение Достоевского
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
- Достоевский в местах лишения свободы (Вячеслав Анатольевич Тихонов) / Проза.ру
- За что Достоевский оказался на эшафоте? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Дзен
- За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произошёл с ним во вр
- Русский язык, 10 класс
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Сибирское перерождение Достоевского | После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. |
Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия | Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. |
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь | Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. |
За что достоевский попал на каторгу | Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. |
За что достоевский попал на каторгу
Освободился с каторги Достоевский в январе 1854 года, он был отправлен на службу рядовым солдатом в город Семипалатинск. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение.
ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПОПАЛ НА КАТОРГУ
Арестанты прозвали его «Васька Восьмиглазый» за его рысий взгляд, от которого ничего нельзя утаить. Он был глуп, заносчив, жесток. Сознание неограниченности своей власти опьяняло его и доводило до диких выходок, как и водка, которую он хлестал как воду. Когда он входил в острог и бросал вокруг злобный взгляд, шевеля слюнявыми губами, самые закаленные каторжники дрожали от страха, точно малые дети. Он не ленился вскакивать ночью, чтобы взглянуть на свое убогое стадо. Ворвавшись в острог и став посередине, этот всклокоченный, едва державшийся на ногах пьяница, придирался к трезвому арестанту под предлогом, что тот в стельку пьян. А на утро следовало примерное наказание — розги. Каждый месяц Кривцов составлял рапорт о поведении заключенных и передавал его в канцелярию. Претензии узников он объединял, изучал и сам разбирал. Он мог облегчить наказание или замучить человека до смерти, поручив ему непосильную работу. Однажды он назначил сто палок пятидесятилетнему поляку, бывшему профессору университета, за то, что этот несчастный заявил по прибытии: «Мы политические преступники, а не бандиты».
Достоевский и Дуров предстали перед Кривцовым в день приезда в острог. Они увидели человека с опухшим лицом, багровым носом, слезящимися глазами, обвисшими угреватыми щеками. Отдать им только одно белье, и то белое, а цветное, если есть, отобрать. Остальное все продать с аукциона… Арестант не имеет собственности… Смотрите же, вести себя хорошо! Не то… телес-ным на-казанием! За малейший проступок — р-р-розги! После полудня тюремный цирюльник пришел выполнить приказ майора. Достоевскому обрили полголовы, отрезали один ус и сбрили всю бороду. Эта операция, повторявшаяся каждую неделю по субботам, превращалась в настоящую пытку, потому что бритва цирюльника была не острее обычного куска железа. Лезвие не срезало, а вырывало волосы, царапая кожу до крови.
Люди корчились на табуретке, вопили, грозили бунтом. Позже один заключенный, у которого была своя бритва, нанялся за копейку брить Достоевского. Одежда арестанта состояла из серых штанов, серой пополам с черным куртки, с нашитым на спине желтым тузом, короткого полушубка и мягкой, без козырька фуражки. Представьте себе на мгновение Достоевского, «писателя с будущим», друга семьи Майковых, вздыхателя Авдотьи Панаевой, в этом шутовском наряде, с головой, одна половина которой обрита, так что обнажилась бледная кожа, а другая прикрыта прядями светлых волос, с одним обвисшим усом, со скованными железом ногами посреди гогочущей, изрыгающей ругательства полудикой орды каторжников. Разнообразие преступлений, совершенных этими заживо погребенными, могло сравниться только с разнообразием национальностей: тут были черкесы, евреи, монголы, украинцы, поляки, москвичи, тут были воры, фальшивомонетчики, убийцы, отцеубийцы, политические заключенные… Был тут Михайло, зарубивший топором своего господина: барин сразу после венца отобрал у него молодую жену. Тот же Михайло при столкновении на этапе с конвойным вспорол ему ножом живот. Михайло был совсем молодой человек, смирный и кроткий, как девушка. Был там Аристов, шантажист, шпионивший на каторге за своими товарищами и снабжавший их водкой и картами. Был там молодой горец, который во имя духа семьи, помог братьям ограбить армянского купца. Был там и матерый разбойник, зарезавший пятилетнего мальчика, заманив его игрушкой… Одни не сознавали себя закоренелыми грешниками, не испытывали чувства вины и никогда не рассказывали о своих преступлениях.
Другие терзались угрызениями совести и жаждали кому-нибудь открыть душу. У каторжников было строгое правило: «…не надо было про это говорить, потому что говорить про это не принято». Они несколько даже и кичились способностью ничему не удивляться. Они были пресыщены, они были «отпетые». Быть каторжником считалось почетным, звание каторжника еще нужно было заслужить, этим званием можно было гордиться. Не считалось унизительным подчиняться приказам начальства. Это был взнос в ту своего рода сделку, выгодную обеим сторонам, которую осужденный заключал с государственной властью. И среди этой омерзительной фауны — среди воров, доносчиков, убийц — Достоевский провел четыре года — самых плодотворных для творчества лет жизни. С наступлением сумерек двери острога запирались. Это было длинное ветхое и холодное строение.
Прогнивший пол покрывал толстый и липкий слой грязи. Летом маленькие окна были в зеленых подтеках, зимой залеплены инеем и снегом. Потолок протекал. Струи холода и резкие порывы ветра врывались сквозь щели в стенах. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь.
Блох, и вшей, и тараканов четвериками». Когда наступал вечер и затихали шаги караульных, в остроге начиналась ночная жизнь. Попойки, карты, ссоры. Некоторые каторжники, прозванные «целовальники», специализировались на торговле водкой. У них были помощники, добывавшие водку «вне острога» и прятавшие ее там, куда каторжников водили на работу. Водку наливали в бычьи кишки, обматывали вокруг тела и тайно проносили в острог. Эта «живая вода» разбавлялась поочередно каждым участником операции и, чтобы напиться допьяна, нужно было выпить ее изрядное количество, и чем дольше острожник не пьянел, тем больше это тешило его самолюбие. Карточные игры в остроге были запрещены, но каторжники, которых называли «караульные прислужники», стояли на страже в прихожей, подстерегая появление майора, и за утрату бдительности расплачивались собственной спиной. Ссоры были частыми, буйными, остервенелыми. Среди каторжников было немало мастеров ругаться.
Вокруг них, точно на конкурсе непристойного красноречия, собирался кружок почитателей. Тут были свои чемпионы, их поощряли свистом и криками. Иногда доходило до драк — внезапных, беспричинных, бессмысленных. Потом каторжники, оглушенные, избитые засыпали на своих нарах. Медленно догорали свечи, и ночную тишину нарушали лишь храп и звяканье кандалов. В этом зловонном хлеву, в холоде, среди звуков, издававшихся человеческим стадом, Достоевский тщетно пытался забыться сном. Его сосед по нарам вытянул руку из-под одеяла и, думая, что он спит, обыскивал его карманы. Кто-то справа от него бредил во сне. Кто-то глухо кашлял в дальнем конце помещения, сморкался, икал, харкал. А кто-то вставал и в полусне, точно лунатик, брел к параше.
Федор Михайлович был ввергнут в бездну человеческого страдания, окунулся в самую гущу зла, изнуряющего плоть, отупляющего ум. И под курткой, едва доходившей ему до колен, он нащупывал Евангелие, переданное ему женами декабристов. На рассвете барабан кордегардии бил зорю. Офицер отпирал дверь острога. Свежий зимний воздух врывался в помещение и, смешиваясь с удушливым смрадом и молочно-белыми клубами пара, проносился по казарме.
Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трёх дней не выдержу, и - вдруг совсем успокоился....
Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно». Именно об этом же преображении ранее писал «старший брат» Достоевского по бунтарству и каторге, декабрист князь Сергей Петрович Трубецкой: «Я убежден, что если бы я не испытал жесткой превратности судьбы и шёл бы без препятствий блестящим путем, мне предстоявшим, то со временем сделался бы недостоин милостей Божьих и утратил бы истинное достоинство человека.
Как же я благословляю десницу Божию, проведшую меня по терновому пути... Причина столь противоположных результатов внешне схожего жизненного опыта, конечно же, религиозна. Искание Бога или же отрицание - вот откуда оценка всему проживаемому, вот откуда переносимость или непереносимость тягот мира.
Пeтpaшeвцeв дepжaли в Пeтpoпaвлoвcкoй кpeпocти в oдинoчных кaмepaх, чтo скaзaлoсь нa Дocтoeвcкoм: его мyчили кoшмapы, вpeмeнaми пoл yплывaл из-пoд нoг, кoлыхaлcя, — вce этo oн oпиcывaл в пиcьмaх к бpaтy Михaилy. Нo в чeм жe кoнкpeтнo oбвиняли мoлoдoгo пиcaтeля? III oтдeлeниe oбвинялo будущего классика в присутствии нa сборищах кружка, в намерениях oтмeнить кpeпocтнoe пpaвo и цeнзypy; в peшeнии cyдa укaзывaлось: «…пoрyчикa Дocтoeвcкoгo, зa нeдoнeceниe o pacпpocтpaнeнии пpecтyпнoгo o peлигии и пpaвитeльcтвe пиcьмa литepaтopa Бeлинcкoгo и злoyмышлeннoгo coчинeния пopyчикa Гpигopьeвa, лишить… чинoв… и пoдвepгнyть cмepтнoй кaзни». Чтo жe этo за прoизвeдeния, зa кoтopыe пoлaгaлcя paccтpeл?
Про пиcьмо Бeлинcкoгo Дocтoeвcкий paccкaзaл, чтo нeocтopoжнo дaл Пeтpaшeвcкoмy oбeщaниe пpoчитaть пиcьмo при всех, и eмy пpишлocь это сделать, чтoбы cдepжaть cлoвo. Caмo пиcьмo oн увидел cpeди «пpиcлaннoй ему пepeпиcки Бeлинcкoгo c Гoгoлeм». Вo вceм винoвaт Гoгoль? Пepeпискa этa былa вызвaнa вышeдшeй в свeт в 1847 гoдy нoвoй книгoй Гoгoля «Выбpaнныe мeстa из пepeписки с дpyзьями», гдe писaтeль oбpaщaeтся к гyбepнaтopaм, к дyхoвeнствy, к чиновникам и пoyчaeт их, кaк вeсти гoсyдapствeнныe дeлa, пpизывaeт yпoвaть нa Бoгa, вepить в eгo милoсepдиe и вoлю, пoчитaть пopядки и вoспитывaть нapoд бoгoбoязнeнным, тo eсть с тoчки зpeния либepaльнoй мысли XIX вeкa пepeчepкивaeт сaтиpy «Мepтвых дyш». В письмe oт 15 июля 1847 гoдa Бeлинcкий нe вepит, чтo Гoгoль искpeнне верит в Бoгa и «вoспeвaет пpaвoслaвие», пoнoсит pyсскoe дyхoвeнствo, издeвaeтся нaд пoчитaниeм гoсyдapя и пpизывaeт писaтeля oтpeчься oт «этoй вaшeй пoслeднeй книги». Наказание было заслуженным Но неужели духoвнoe зaвeщaниe Гoгoля могло вызвать тaкиe печальные пoслeдствия для Дoстoeвскoгo?
В Петропавловской крепости Достоевский содержался восемь месяцев. В дальнейшем участники кружка Петрашевского, среди которых был и Фёдор Михайлович Достоевский, были приговорены к смертной казни. Но в последний момент, перед исполнением приговора, осужденные были помилованы. Было объявлено, что казнь заменяется другими видами наказания. Достоевскому назначили каторжные работы сроком в четыре года, и с дальнейшим определением его в солдаты. Казарма каторжного острога В Омский острог вместе с другим петрашевцем С. Дуровым, Достоевский был доставлен 23 января 1850 года. Время омской каторги писателя можно охарактеризовать как сложный период, когда воедино сплелись тяготы, страдания, лишения с его творческим подъёмом, формированием мировоззрения писателя, глубинного понимания жизненной философии. Но это уже стало ясно спустя годы.
Фёдор Достоевский: каторга-любовь.
Тюремный замок Дорога в Омск лежала через Тюмень и Тобольск. Где же находился Достоевский в ожидании отправления в Тобольскую пересыльную тюрьму? Из заключения историко-культурной экспертизы объекта, составленной Е. Козловой-Афанасьевой: «Тюремный замок в Тюмени образован комплексом каменных сооружений, расположенных на старой западной окраине города, в квартале, выходящем на бровку лога. В начале XIX века тюремный острог находился в восточной дальней границе вала, ближе к береговому обрыву Туры. Он состоял из группы деревянных зданий и предназначался для недолговременного пребывания пересыльных. После указов 1831-1832 гг. Каменная тюрьма возводилась по «Высочайше утвержденному» проекту, очевидно, в 1850-е гг. В 1861 г тюремный замок — «трехэтажное каменное здание тюрьмы с каменными же службами и оградой» — значилось в числе новых казенных строений Тюмени». В 1885-1886 гг. Вот что мы можем узнать от него о содержании арестантов в тюменской тюрьме: «Арестанты не получают ни подушек, ни одеял, ни постельного белья и вынуждены лежать на жестких дощатых нарах, укрывшись лишь своими халатами.
Когда мы вошли в камеру, они разом, зазвенев цепями, вскочили на ноги, сняли шапки и плотной толпой молча стали вокруг них. Эта камера, к примеру, имеет только 35 футов в длину и 25 футов в ширину и рассчитана на 35, максимум 40 человек. Сколько тут человек спало этой ночью? В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму.
Роковые встречи В январе 1846 года был напечатан роман «Бедные люди», который принес молодому Достоевскому первую славу. Это позволило начинающему писателю значительно расширить круг знакомств. Мнительный и робкий в общении Достоевский на время обрел уверенность в себе.
Его тянуло к людям, он жадно искал единомышленников и страстно высказывался обо всем, что его волнует. Вначале он вращался в кружке Белинского и в редакции «Современника». Но вскоре рассорился с Тургеневым и Некрасовым, так что перестал бывать в этих местах. На год его пристанищем стал литературно-философский кружок Бекетовых. Здесь его принимали радушно, и он чувствовал себя своим человеком. Из-за отъезда Бекетовых кружок распался, и Достоевский с 1847 года стал посещать собрания у Михаила Петрашевского. Кто знает, если бы не эта роковая цепочка случайностей, как бы сложилась судьба писателя?
Там говорились слишком заумные речи, так что иногда за целый вечер он не решался высказать ни слова. Вскоре петрашевцы образовали несколько альтернативных кружков. Их участники могли пересекаться на разных собраниях. Достоевский чаще всего посещал музыкально-литературный кружок Сергея Дурова. Вместе с ним на встречи приходил его брат Михаил. Также здесь собирались поэт Алексей Плещеев, критик Александр Милюков, поручик Александр Пальм и некоторые другие петрашевцы. В основном они были умеренных взглядов.
Впоследствии Пальм станет писателем и опишет свой опыт участия в кружках в романе «Алексей Слободнин».
Размещено 4 года назад по предмету Литература от khe119 1Почему достоевский попал под каторгу? Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. Он начал верить в Россию, в ее православсной вере. Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан ira2654 за участие в революционной деятельности.. Фёдор Достоевский попал на каторгу потому что он посещал кружок подпольщиков-революционеров.
Между прочим все чаще и чаще высказывались вот какие мысли: «Самое важное, самое характерное явление современной жизни заключается в сильном стремлении общества к материальным интересам. Вещественное благосостояние человека занимает умы всех сословий. Удобство земного существования, довольство — вот главный вопрос, вопиющая забота нашего века.
Метафизическая эпоха германской жизни кончилась; внимание и надежды обратились к требованиям общественной жизни, которой нечего делать в холодной отвлеченности философских систем. Первенство принадлежит наукам общественным, интересы действительности должны быть разлиты по всему обществу и главная задача науки — показать законы равномерного распределения блага по всем классам» «Отечественные записки», 1848 г. Настроение, вызвавшее такие мысли, понять нетрудно; нетрудно и определить, как должно было такое настроение рассматривать крепостное право. Оно могло его отрицать не только уже с филантропической точки зрения или во имя общечеловеческой справедливости, но и ясно понимая его экономический и политический вред. Французская литература Жорж Санд , масса либеральных сочинений, проникших в Россию контрабандным путем, укрепили русскую мысль в этой практической точке зрения. Молодежь бродила, она устраивала кружки, ассоциации. Самым известным был кружок Петрашевского и другие, зависевшие от него. К одному из них, Дуровскому, принадлежал и Достоевский. Но особенно занимали их политические вопросы и прежде всего вопрос об освобождении крестьян».
Да и как он мог не занимать, например, Достоевского, когда тот вырос на Шиллере, Гюго, Жорж Санд и всегда, всю жизнь свою, стоял на стороне униженных и оскорбленных. Но о революции Достоевский ни о какой не мечтал. Он прямо говорил, что народ наш не пойдет по стопам европейских революционеров. Как теперь слышу восторженный голос, с каким он произнес заключительный куплет: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли, наконец, прекрасная заря? Когда однажды спор сошел на вопрос: «Ну, а если бы освободить крестьян оказалось невозможным иначе как через восстание? В кружке на Достоевского возлагались большие надежды как на пропагандиста. Помню, с каким живым, человеческим чувством относился он и тогда к тому общественному продукту, олицетворением которого явилась у него впоследствии Сонечка Мармеладова»… В общем же взгляды и программа петрашевцев сводились к тому, чтобы при помощи кружков и пропаганды возбудить общество сначала к ненависти, а потом и к уничтожению крепостного права. Но ни о какой «конституции» они не мечтали, наоборот даже — презирали ее. Из европейских учений они прониклись прежде всего социализмом, по формулам и картинам, данным Фурье.
К современному же европейскому строю они относились так же отрицательно, как и к русскому. У Достоевского это осталось навсегда. Когда он в «Дневнике» говорит о современном положении Европы, он повторяет мысли петрашевцев. Вот они: «Новые победители мира буржуа, третье сословие оказались, может быть, еще хуже прежних деспотов, а свобода, равенство и братство оказались лишь громкими фразами… Политическая смена победителей не принесла никаких результатов: в жизни осталось униженных и оскорбленных столько же, сколько их было и раньше, если не больше того. Великая революция 1789 не решила ни одного социального вопроса, не примирила основного противоречия богатства и бедности. В Европе богатство и бедность стоят друг против друга с оружием в руках. В этом ее страшное зло, в этом угроза будущих кровавых революций. А Россия прибавляет впоследствии Достоевский уже после периода реформ сразу порешила вопрос с пролетариатом, освободив крестьян с землею». Но в 1849 году крестьяне еще не были освобождены, и Достоевский стал революционером.
Достоевский — революционер… Не правда ли, эти два слова друг с другом не вяжутся. Мы привыкли считать Достоевского за искреннего и убежденного христианина, за проповедника мрачной веры в очищающую силу страдания… И вдруг он оказывается готовым выйти на площадь чуть не с красным флагом в руках и провозгласить новую жизнь по тому самому праву, которое он впоследствии так энергично и даже с такой ненавистью отрицал. Что побудило его к этому? Можно прямо утверждать, что никакой доктрины в голове у него не было и ни из-за какой доктрины он не действовал. Это, прежде всего, человек чувства, живущий конкретными впечатлениями, боязливый и мнительный, но способный на взрывы своеволия именно благодаря своей мнительности и боязливости. Фанатик и доктринер Петрашевский не нравился ему от начала до конца. Но личное доброе чувство его было возмущено постоянно повторяющимися перед его глазами сценами насилия. Певец униженных и оскорбленных, благодаря неудачам, благодаря своей собственной мрачной жизни, вдруг, на время, почувствовал против нее какую-то ожесточенную злобу. Он решился восстать на нее, найдя для этого силы в своем собственном отчаянии.
Так бывает, и бывает нередко: мгновенные резкие вспышки — удел слабых и недисциплинированных натур; сила их — не сила воли, убеждения, а сила отчаяния… Результатом этого был сначала арест, потом — ссылка. Взятый в ночь на 22 апреля 1849 года, Достоевский вместе с другими попал в крепость и, конечно, в одиночное заключение. Первое время он как будто не очень даже был поражен этим обстоятельством; много читал, задумал два романа и три повести и довольно бодро смотрел на будущее. Больше всего заботился он, по-видимому, не о своей собственной судьбе, а о судьбе брата своего Михаила, человека уже семейного и по ошибке арестованного вместе с ним. Вот что пишет он ему из крепости: «Я несказанно обрадовался, любезный брат, письму твоему. Получил я его 11-го июня. Наконец-то ты на свободе, и воображаю, какое счастье было для тебя увидеться с семьей. То-то они, думаю, ждали тебя! Вижу, что ты уже начинаешь устраиваться по-новому.
Чем-то ты теперь занят и, главное, чем ты живешь? Есть ли работа и что именно ты работаешь? Лето в городе тяжело! Да к тому же ты говоришь, что взял другую квартиру и уже, вероятно, теснее!.. Конечно, — пишет он, — скучно и тошно, да что же делать? Впрочем, не всегда и скучно. Вообще мое время идет чрезвычайно неровно, — то слишком скоро, то тянется. Другой раз даже чувствуешь, что как будто уже привык к такой жизни и что все равно. Я, конечно, гоню все соблазны от воображения, но другой раз с ними не справишься, а прежняя жизнь так и ломится в, душу с прежними впечатлениями, и прошлое переживается снова.
Да, впрочем, это в порядке вещей. Теперь большею частью ясные дни и немного веселее стало. Но ненастные дни невыносимее. Каземат смотрит суровее… Времени даром я не терял: выдумал три повести и два романа; один из них пишу теперь, но боюсь работать много!.. Всего тяжелее время, когда смеркнется, а в 9 часов у нас темно… Как бы я желал хоть один день пробыть с вами! Вот уж скоро три месяца нашего заключения; что-то дальше будет. Я только и желаю, чтобы быть здоровым, а скука дело переходное, да и хорошее расположение духа зависит от меня одного. В человеке бездна тягучести и жизненности, и я, право, не думал, чтобы было столько, а теперь узнал по опыту…». Следующее письмо из крепости написано уже в более минорном тоне, но видно, что Достоевский по-прежнему продолжает бороться и что в самой глубине души его все еще не исчезает надежда на возможность возвращения к жизни, оставленной за стенами крепости.
Все та же неизвестность касательно нашего дела. Частная жизнь моя по-прежнему однообразна; но мне опять позволили гулять в саду, в котором 17 деревьев. И это для меня счастье. Кроме того, я могу иметь теперь свечу по вечерам — и вот другое счастье. Хочешь мне прислать исторических сочинений? Это будет превосходно… Но всего лучше, если бы ты прислал мне Библию… О здоровье моем ничего не могу сказать хорошего.
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет
Достоевский в местах лишения свободы (Вячеслав Анатольевич Тихонов) / Проза.ру | С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях. |
За что достоевский попал на каторгу | Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера. |
Федор Достоевский: каторга-любовь - Совсем Другой Город | Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. |
Мировоззрение после каторги | Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. |
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. на каторгу, где встретил свою первую жену. В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь.