Династические браки По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Главная» Новости» Династические браки что это значит в истории. Династический брак — это брак между представителями правящих династий разных государств.
Европа и Древняя Русь: династические браки.
В какие дали занесло детей Ярослава Мудрого благодаря династическим бракам, выяснили любознательные «Тонкости». Ярослав Мудрый стремился укреплять международное положение Руси и с помощью других династических браков. При Ярославе Мудром были укреплены связи с Европой за счет династических браков. Династические браки при Ярославе Мудром. Составить выгодную партию: династические браки, изменившие историю России | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов.
Семья Ярослава
Правление Всеволода оказалось относительно спокойным на фоне потрясений предыдущих лет. Он дожил до 1093 года, а затем киевский престол занял старший в роду. Им был сын Изяслава Святополк. Война за отцовское наследство Узнав о болезни и смерти Всеволода, половцы вновь вернулись на Русь. Попытка Святополка и Мономаха их остановить закончилась рядом страшных поражений, в результате которых киевский князь был вынужден жениться на дочери половецкого хана. Но прошёл всего год, и половцы вернулись.
И на этот раз их снова вёл повзрослевший Олег Святославович, который поставил цель вернуть отцовский Чернигов. На три года Русь погрузилась в страшную феодальную усобицу. Князья Святославовичи Олег и его братья боролись за то, чтобы восстановить справедливость. Святополк и Мономах — за то, чтобы сохранить статус-кво. Лишь в 1097 году, поняв, что победить в ближайшее время никому не удастся, князья сели за стол переговоров.
Худой мир Переговоры проходили в городе Любеч. Самое важное решение, которое они приняли, — закрепить за каждым землю его отца. Таким образом ставилась точка в «лествичной» системе наследования. Братской зависти, которая приводила к войнам, стало меньше. Святославовичи получили долгожданный Чернигов, но мир на Руси так и не наступил.
Сразу после окончания съезда киевский князь Ростислав приказал схватить Василько и ослепить — за старые обиды. Бруни «Ослепление Василька Теребовльского» С этого преступления начался новый виток междоусобиц, который уже не был связан с порядком наследования. Русские князья так и не смогли начать мирную жизнь.
За подвиг христианского смирения русская церковь стала почитать Бориса и Глеба как первых русских святых. Его не стали почитать как святого, поскольку он пытался спастись от расправы. В 1016 г. С поддержкой польских войск Святополку удалось в 1018 г. Бежавший обратно в Новгород Ярослав Мудрый отчаялся и собрался покинуть пределы Руси. Однако новгородцы уговорили его продолжить борьбу за власть и собрали деньги на новую войну. Ярослав Мудрый с новгородцами и нанятой варяжской дружиной снова отправился к Киеву.
В 1019 г. Побеждённый раненый князь бежал за границу, чтобы найти союзников, но вскоре умер по неизвестной причине. Ярослав Мудрый 1016—1018 и 1019—1054 окончательно утвердился на киевском престоле. Мстислав с войском подступил к Киеву, но не сумел его взять и обосновался в Чернигове. Проявлявший мудрость в государственных делах Ярослав не всегда был удачлив на поле боя. В 1024 г. Полки Ярослава были разгромлены, их предводитель бежал в Новгород. Однако Мстислав проявил великодушие по отношению к брату: вместо того чтобы занять Киев, он предложил заключить мир. Братья договорились поделить между собой русские земли: территории к востоку от Днепра, включая Чернигов, стали владениями Мстислава, а Киев и владения к западу от Днепра остались за Ярославом. В 1036 г.
Мстислав умер, не оставив потомков-наследников. Его земли перешли к брату. Ярослав Мудрый стал управлять почти всей территорией Древнерусского государства. Управление государством В летописи Ярослав Мудрый именуется «самовластием» Руси. Это значит, что его власть стала очень велика: он самостоятельно принимал важнейшие решения, издавал законы, был главным судьёй и защитником своей земли. Ярослав стремился объединить и укрепить государство. Он построил ряд городов-крепостей там, где существовала угроза для безопасности. Так, на Верхней Волге был возведён город Ярославль. Они управляли городом от лица князя, собирали налоги, могли судить людей, а в случае неповиновения наводили порядок с помощью военной силы. Если Ярослав надолго отлучался из Киева, он оставлял наместника управлять делами от имени князя.
Ярослав Мудрый отдавал наиболее крупные города в управление своим сыновьям. Дети должны были учиться руководить собственной дружиной и простыми людьми. Статус княжеского сына был слишком высок, чтобы оставить его без собственной земли и власти. Чем старше был княжеский сын, тем почётнее и богаче был его город. При Ярославе Мудром стал складываться особый порядок наследования престолов в городах. Так, старший сын или иной старший родственник киевского князя должен был занимать престол в самом важном после Киева городе: сначала это был Чернигов, затем Новгород.
Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба. Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пашуто предположил, что «сын Ингеборг и Кнута — будущий датский король Вальдемар I 1157—1182 назван так, видимо, в честь деда, Мономаха» [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно «Саге о Кнютлингах», которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной [Lind 1990: 16], Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства его отца и провел там раннее детство. На момент брака Ингибьёрг и Кнута Лаварда ок. Такое различие вряд ли могло быть проведено компилятором XIII в. Информатором автора саги он считает названного в ней исландского скальда Атли Свейнссона, который был с Вальдемаром в битве 1157 г. Я, однако, сомневаюсь, что противопоставление Хольмгарда и Гардарики было осознанным и что второй топоним принимал при этом не совсем ему свойственное значение обычное их соотношение: первый — имя города, столицы государства, обозначаемого вторым топонимом. Его брак с Мальмфрид Мстиславной сестрой Ингибьёрг, на которой был женат Кнут Лавард заключен в 1133 г. Линд полагает, что брак второго сына Эйрика и второй дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича не был случайностью, а явился составляющей борьбы за власть между братьями Эйриком и Кнутом, с одной стороны, и их кузеном Магнусом, сыном Нильса, женатым на польской принцессе Рикисе, дочери Болеслава III, с другой. После убийства Магнусом безоружного Кнута в 1131 г. Эйрик выступил против короля, и через три года гражданская война закончилась его победой, а также гибелью Нильса и его сына Магнуса. В ходе войны Эйрик восстановил датско-русский альянс, женившись на сестре Ингибьёрг, Мальмфрид, вдове Сигурда Крестоносца [Lind 1992: 235—238]. Дату этого брака находим в Датских Бартолианских анналах: «1154. Чтобы понять, кем была жена Вальдемара I Датского, необходимо выяснить, кем был ее отец Валад в Пулиналанде. Этот персонаж отождествляется исследователями с несколькими различными князьями. Наиболее убедительной представляется аргументация Я. Назаренко справедливо подчеркнул, что эта «гипотеза выглядит справедливой еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что Вальдемар внук Мстислава Великого был женат на собственной племяннице» [Назаренко 1995: 35—36]. Оба топонима обычно выступают обозначением Польши. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии [5] свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны — о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны [Пашуто 1972: 194]. Библиография Богуславский 1993 — Богуславский О. Васильевский 1908 — Васильевский В. Глазырина 1988 — Глазырина Г. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию В. Джаксон 1993 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе с древнейших времен до 1000 г. Тексты, перевод, комментарий. Джаксон 1994 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе первая треть XI в. Джаксон 1999 — Джаксон Т. К 80-летию В. Джаксон 2000 — Джаксон Т. Джаксон, Кучкин 1998 — Джаксон Т. Год 1251, 1252 или 1257? X Чтения к 80-летию В. Материалы конференции. Древнерусские города 1987 — Древнерусские города в древнескандинавской письменности. Древняя Русь 1999 — Древняя Русь в свете зарубежных источников. История Дании 1996 — История Дании. Карамзин 1842 — Карамзин Н. История государства Российского. Кучкин 1971 — Кучкин В. Лященко 1926 — Лященко А. VI сер. Мельникова 1988 — Мельникова Е. Скандинавия во внешней политике Древней Руси до середины XI в. Молдован 1984 — Молдован А. Киев, 1984. Назаренко 1984 — Назаренко А. Сборник статей, 1984 г. Назаренко 1993а — Назаренко А. Назаренко 1993б — Назаренко А. Немецкие латиноязычные источники IX—XI веков. Назаренко 1994 — Назаренко А. Назаренко 1995 — Назаренко А. Русско-германские связи древнейшей поры IX—XI вв. Пашуто 1968 — Пашуто В. Внешняя политика Древней Руси. Пашуто 1972 — Пашуто В.
А весь секрет крылся в любви Ингигерды к бездомным принцам. Неравный брак Родители Ингигерды, король Олаф и королева Эстрид, заключили союз отнюдь не по любви. Олаф прихватил двух красивых девушек, знатную и не очень, как практически военный трофей после набега на земли бодричей - славянского племени, жившего на территории современной Польши. Эстрид была дочерью князя бодричей, и её отдали замуж за викинга Олафа, чтобы заключить этим союзом мир. Настоящее имя княжны при этом затерялось в веках, осталось только то, что дали шведы. В жёны Олаф взял обеих трофейных девушек, но венчался только с княжной, по сословным соображениям. Жён поселил раздельно, чтобы не оскорблять венчаную жену. Бодричская княжна придала суровому скандинавскому королевскому двору немного европейского шика - про шведов её эпохи говорят, что они явно испытали сильное славянское влияние, и как раз связывают это с фигурой королевы Эстрид и её свитой. Принцессу Ингигерду изначально предназначали в невесты молодому норвежскому королю, тёзке отца - тоже Олафу. И жених ей, надо сказать, был по вкусу. Тем удивительнее, что в конечном итоге она вышла замуж за новгородского тогда князя Ярослава, сына Рогнеды Полоцкой и Владимира Святого, который был многим её старше и вряд ли сильно хорош собой например, известно, что он был хром, а значит, с большой вероятностью, страдал и сколиозом. В его планах было устранить всех своих братьев, не имеющих отношения к полоцкой династии, и он искал союзов со скандинавами. До Ингигерды, как предполагается, с этой целью Ярослав женился на знатной норвежке Анне, но её в конце концов захватил и сделал своей постоянной наложницей польский король Болеслав. Считается, что Святая Анна Новгородская и принцесса Ингигерда - одно лицо. После смерти мужа Ингигерда ушла в монастырь и взяла новое имя. Бездомные принцы Ещё будучи княгиней Новгородской, Ингигерда - в крещении, вероятно, Ирина - давала приют принцам, которые лишились дома. В Киеве, куда она переехала, когда там укрепился муж, она продолжила так делать. В результате при киевском дворе росли, воспитывались, служили юноши королевской крови, притом каждый или почти каждый метил вернуть себе престол отца. Количество воспитанников королевской крови придавало определённый вес двору киевского князя. А ещё - обеспечило брачными союзами с почтенными европейскими династиями, поскольку у молодых принцев была возможность лично знакомиться с юными княжнами, дочерьми Ингигерды и Ярослава и ухаживать за ними. В 1016 году дядя Ингигерды по отцу завоевал Англию, убив короля Эдмунда Железнобокого и заняв его престол. Из суеверий сыновей короля он послал к отцу Ингигерды, чтобы убить их не лично - а то их наследство впрок не пойдёт. Принцев, тем не менее, оставили в живых - они нашли убежище у венгерского короля, но ненадолго. Узурпатор подослал к ним убийц, так что их близкие и, вероятно, собственно венгерский король стали искать другой приют для мальчиков, едва вошедших в подростковый возраст. Взяла их к себе Ингигерда. В Венгрии во времена Ярослава два брата, Вазул и Иштван, боролись за престол. Достался трон Иштвану. Вазула он ослепил считалось, что незрячий неспособен царствовать , а трёх его сыновей изгнал. Сначала юноши нашли приют при дворе богемского герцога, затем двинулись в Польшу, где один из братьев, Бела, женился на дочери короля Болеслава Рыксе. Два других продолжили искать место, где не будут чувствовать себя униженными изгнанниками, и в конце концов дошли до Киева.
Князь Ярослав Мудрый. Его дети и династические связи.
Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть — РТ на русском | женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. |
Жена Ярослава Мудрого: сколько супруг было и биография Ингигерды, дети | Вступив на киевский престол, князь Всеволод продолжил линию своего отца Ярослава Мудрого и, укрепляя связи с внешним миром, стремился заключать династические браки. |
Князь Ярослав Мудрый. Часть 3. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | Ярослава Владимировича Мудрого, а сам брак относит к 1018/1019 году2 При этом ряд историков сомневаются в реальности существования Ильи11. |
Ярослав Мудрый - биография, жизнь и смерть князя | Ярослав Мудрый заключил мирный договор с византийским императором и скрепил его династическим браком — сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. |
Международная политика князя
Династические браки при ярославе мудром | Династические браки Ярослава Мудрого Другие три сына Ярослава были женаты на католичках — немецких принцессах, но значительного сближения христианской Руси с католической Германией не последовало. |
Международная политика князя | Династическая политика Ярослава Мудрого получила известность благодаря бракам его дочерей. |
Ярослав Мудрый - Православный журнал «Фома» | Рассмотри схему династических браков детей Ярослава Мудрого и подумай, с какими европейскими странами с помощью них укрепились отношения. |
Династические браки при Ярославе Мудром | Ингигерда была дочерью могущественного короля, Ярослав - только кандидатом в князья Киевские, притом таким, под которым уже начала шататься “карьерная лестница”. |
О скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков
И слава о нем загремела по всему свету. Захватив добычу богатую, отсылал он в дар красавице злато-серебро, каменья самоцветные, ткани узорные. Летели годы. И вот под стенами Киева показались однажды корабли варягов. В сиянии славы и золота прибыл Харальд вновь просить руки Елизаветы Ярославны. Теперь князь принял его милостиво и отдал за него дочь. А когда призвали норвежцы Харальда на царство, уехала с мужем и Елизавета.
С той поры и имена всегда звучали в сагах рядом… Но это - легенда. В реальности все обстояло несколько иначе… Харальд Беспощадный был потомком первого объединителя Норвегии — конунга Харальда Прекрасноволосого — и продолжателем его дела. Он пытался и мечом, и словом объяснить необходимость единой государственной власти своим свободолюбивым и воинственным соплеменникам. В 1030 году он со своим братом Олавом Толстым участвовал в битве при Стиклестадире, где был ранен. Окрепнув, он отправился на Восток — в Гардарики, то есть на Русь, где норвежские войны и купцы в ту пору чувствовали себя в полном смысле слова как дома. Конунг Ярицлейв — князь Ярослав Мудрый — радушно принял знатного гостя: князь не так давно занял русский престол благодаря поддержке варягов.
Молодой и воинственный Харальд, неплохой собеседник и талантливый скальд поэт , быстро добился выгодного положения при дворе. В течение нескольких лет он командовал войсками князя Ярослава: водил их на поляков и поморских славян, возвращался с победой и с восточных рубежей Русской державы. Считается, что в то время в сердце молодого викинга и проснулась любовь к дочери Ярослава Елизавете. Правда, княжне в то время было не больше 9 лет, а значит, скорее всего, Харальдом двигал именно династический интерес. Отец девочки не считал перспективу семейного союза с Харальдом радужной. Будущее молодого конунга ему представлялось весьма туманным: в Норвегии тянулись усобицы, и никакого желания выдавать Елизавету за храброго, но безземельного северянина у Ярослава не было.
Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого — Владимиром 1020—1052 гг. Впрочем, информация о конунге Вальдамаре в сагах противоречива: с одной стороны, он — сын Ярицлейва, т. Владимир Всеволодович Мономах р. В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого. Рыдзевская утверждала, что Хольти, «судя по некоторым данным, — тот же Всеволод» [Рыдзевская 1940: 67]. Oddr: 24]. Помимо того, что в этом известии одной из самых ранних саг открывается русское имя Хольти, сына Ярицлейва, ибо им может быть только Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, только здесь Владимир Ярославич и Владимир Всеволодович Мономах не слились в одно лицо, как во всех прочих сагах. В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд Всеволод , и Хольти Всеволод , и Вальдамар, сын Ярицлейва Владимир Ярославич , и Вальдамар — его внук Владимир Всеволодович.
В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну… Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард» [Hkr. III: 69—70].
Здесь рассказывается о том, что «Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением». Ярослав сказал, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения [Msk. Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет ок. Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму «Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь» [Msk. III: 89; Hulda: 171].
Эти слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу «Драпы Стува» ок. Ему выпало много золота и дочь конунга». Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни «восточных» топонимов в висе нет. Однако из «Пряди о Стуве» известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд может скрываться под прозвищем «воинственный конунг Эгда». О золоте, которое «выпало» Харальду, рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы «Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд» , Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: «1044. Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию» [IA: 17, 58, 108, 317].
Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают «Гнилая кожа», «Красивая кожа», «Круг земной» и «Хульда» были близнецами, — в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г. Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно «Кругу земному» и «Хульде», Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию [Fask. III: 178—179; Hulda: 404—405]. В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk. III: 197; Hulda: 427].
Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада [Hkr. III: 197; Hulda: 428]. С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Незамеченным в историографии осталось мнение Н. Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, «оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию», первая из которых «вышла за Филиппа, короля Шведского» [Карамзин 1842. II, гл. Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда [Storm 1893: 424—429]. Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы.
Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов [Msk. III: 208]. Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона — во всяком случае с 1022 г. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен 1047—1074 или 1076. Своды королевских саг и «Сага о Кнютлингах» подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли — Норвегию и Данию, — но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях замечу — очень дальних в представлении современного человека. Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов [Bagge 1991: 119]; то же К. Хаструп о ситуации в средневековой Исландии [Hastrup 1986: 90].
И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом. III: 91; Hulda: 173]. По мнению Г. Глазыриной, «союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. Аналогично и С.
Но норвежец так просто не сдавался: движимый любовью, он три года провел на службе у Ярослава, затем служил византийскому императору, участвовал во многих битвах и сражениях. Своей храбростью он завоевал руку и сердце княжны Елизаветы и норвежский престол. Елизавета Ярославна, королева Норвегии На родину Харальд возвращался королем под руку с женой-королевой. У четы родились две дочери, правда король вскоре взял себе вторую жену, подарившую ему двоих сыновей, правда, вплоть до гибели Харальда в битве при Стамфордбрирдже норвежской королевой оставалась Елизавета.
Но, видно, самой судьбой киевлянке было предназначено носить еще одну корону. Елизавета вышла замуж второй раз за датского короля Свена II. Когда оборвался жизненный путь датской королевы доподлинно неизвестно. Анна Ярославна О жизни младшей дочери князя Анне Ярославне до замужества мало что известно. Анна была более чем образована для своего времени: умела читать, писать, а также владела латынью, греческим и шведским языками. Как сообщает французский историк XVII века Франсуа де Мезере, слухи о красоте и образованности Анны достигли короля Генриха I, который был очарован княжной, а возможно потенциальным будущим тестем, который имел большое влияние на международную политику. Анна Ярославна — королева Франции. Венчание Анны с Генрихом состоялось в Реймском соборе, там же прошла и коронация киевской княжны, которая поначалу принимала активное участие в государственных делах.
Он был первым, кто возглавил митрополию государства, проводил активную религиозную политику, распространяя христианство по всей территории Руси, при нём произошёл расцвет архитектуры, величайшие памятки были сооружены именно в его время. Митрополит Киевский в 1051-1044 гг.
Первый митрополит славянского происхождения, возглавил митрополию в 1051 году. Иларион был поставлен на это пост лично Ярославом Мудрым, который для этой цели созвал собор русских епископов, без согласия с патриархом Константинополя. Это свидетельствует о самостоятельной политике князя, о силе и мощи государства. Иларион отличался образованностью, мудростью. Ему принадлежит немало сочинений о церкви, христианстве. Однако известность ему присело его «Слово о Законе и Благодати» 1043. Значение данного произведения не только в том, что в нём дано толкование Библии, но и в выраженной в нём позиции Илариона по отношению к власти Я. Мудрого и к Руси в целом. Автор прославлял Русское государство, воспевал ту роль, которую играло в нём христианство. Иларион высоко оценил деятельность Я.
Мудрого, даже приравнял его к ученикам Христа. Это был настоящий патриот Руси, уверенный, что она «ведома и слышна есть всеми концы земли». Иларион прославлял учение, воспевал тех людей, которые читают книги, среди них был отмечен и великий князь. Особо Иларион подчёркивал роль Я. Мудрого в распространении религиозной литературы, в собирании по Руси переписчиков книг, что способствовало приобщению людей к наслаждению божественным учением. Таким образом, деятельность Илариона, хотя и короткая всего 3 года — до смерти князя , была отмечена тем, что способствовала распространению христианства, повышению роли образования, усилению власти князя, так как прославляла его деяния. Мстислав Храбрый сыграл определённую роль в борьбе за великокняжеское правление Я.
Династические браки дочерей Ярослава Мудрого
Желая установить с развитыми мировыми державами более тесные связи, Ярослав также женил своих сыновей на иноземных принцессах: Изяслав женился на Гертруде, сестре Казимира I, короля Польши; женой Святослава стала австрийская принцесса Ода; Всеволод женился на царевне из Византии. Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки.
В его годы правления создаётся "Поучение Владимира Мономаха", которое станет ключевым произведением 12 века. Брак Анны Ярославны и французского короля Генриха I Младшая из трёх дочерей киевского князя была выдана отцом за французского монарха и в 1051 году, во Франции, состоялась свадьба. Анна родила Генриху четверо детей, в том числе будущего короля Франции Филиппа I. У Ярослава Мудрого было 3 дочери. Все они были выданы замуж за иностранцев и стали королевами разных европейских государств. Родилась она около 1023 года. Будущий муж Анастасии, венгерский герцог Андраш вместе с братьями Белой и Левенте был вынужден бежать из Венгрии после расправы над их отцом Вазулом, учинённой королём Иштваном I Святым. В 1046 году венгерская знать, недовольная прогерманской политикой короля, пригласила Андраша с братом в Венгрию. В конце сентября Андраш вступил на престол, а весной 1047 года короновался в Секешфехерваре.
Так дочь Ярослава стала королевой Венгрии. В 1053 году Анастасия родила сына, названного Шоломоном. Также известно, что в Венгрии Анастасия родила сына Давида, а также по крайней мере одну дочь. Рождение Шоломона, а позже его коронация, привели к конфликту между королевской четой и братом короля Белой, который был наследником до рождения ребёнка. В Венгрии Анастасия оставалась православной. С её именем связано основание нескольких православных монастырей. Один из них — во имя св. Аниана в Тихани на озере Балатон. Другой православный монастырь был основан в Тормове. Ещё одним монастырем, основанным Анастасией, называют монастырь в Вишеграде.
В 1060 году Бела поднял восстание против Андраша и в том же году нанёс брату поражение, вскоре после чего тот скончался, и 6 декабря 1060 года Бела стал венгерским королём. Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV, сестра которого Юдит-Мария была помолвлена с Шоломоном. Генрих распорядился, чтобы они жили в Баварии и оплатил им расходы из королевской казны. Анастасия хотела, чтобы германские войска помогли ей свергнуть Белу и вернуть сыну трон. Уже был начат сбор армии, но в результате несчастного случая Бела получил серьёзные травмы и скончался. После смерти Белы в 1063 году германские отряды вторглись в Венгрию, вынудив его сыновей бежать в Польшу. При малолетнем сыне королевством управляла Анастасия, и их положение оставалось шатким. Анастасия в это время вторично вышла замуж за немецкого графа Пото. Она была против вооружённой борьбы Шаламона с двоюродными братьями и призывала сына улаживать все конфликты мирно. В 1074 году после разгрома армий Шаламона войсками Гезы и Ласло их отношения настолько накалились, что Шаламон поднял руку на мать.
Анастасия прокляла сына, потерявшего из-за своей агрессивности и жадности венгерский трон. Анастасия умерла не позднее 1094 года, так как в этом году она упоминается уже как умершая. По преданию, она скончалась в монастыре Адмонт в Штирии. Родилась, предположительно, в 1025 году. Харальду пришлось скрываться, а затем покинуть Норвегию. В 1031 году он прибыл в Киев, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Он сватался к Елизавете. Но тогда Ярослав не согласился на такой брак, так как у жениха не было ни денег, ни трона. После этого Харальд отправился в Царьград и записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому, которому нужно было держать в повиновении своё огромное государство. Элитным наёмникам император платил весьма щедро.
Харальд воевал в Африке, Сицилии и Палестине, получив много денег и добившись славы. Первое время в Англии удача улыбалась норвежскому королю. Он одержал ряд побед и захватил несколько городов. Но в битве при Стамфордбридже 25 сентября 1066 года стрела попала ему в незащищённое горло.
Когда до него дошло известие о нападении печенегов, Ярослав немедленно вернулся и сумел начисто разбить войско кочевников. С этого времени Русь перестала страдать от их опустошительных побегов. Это был период расцвета правления киевского князя. После разгрома врагов он принялся отстраивать город. В том месте, где были разбиты кочевники, вельможа приказал заложить Софийский собор, который стал почти полной копией собора, построенного ранее в Царьграде. Собор украшали фрески и мозаика, он поражал великолепием в те годы, и остается таким же непревзойденным и сегодня. Ярослав не скупился в средствах, он поручил отделку собора лучшим греческим мастерам. Затем приказал заняться установкой Золотых ворот, точной копии царьградских. И над всем этим возвышалась церковь Благовещения. Внутренняя и внешняя политика Ярослав всегда ратовал за независимую русскую православную церковь, которая, к сожалению, всегда подчинялась Византии. Он добился того, что в 1054-м году ее возглавил русский митрополит Илларион, тогда как до этого у власти были исключительно греческие священники. Основной задачей внутренней политики Ярослав считал повышение грамотности граждан и искоренение язычества. Православие прививалось интенсивными темпами, Мудрый продолжил то, что начал его отец — Владимир Креститель. Ярослав отдал приказ все книги, написанные на греческом языке, переводить на славянский. Он сам увлекался чтением, и это свое пристрастие старался привить всем подчиненным. Духовенство принялось за обучение детей. Первое мужское училище появилось в Новгороде, и вскоре за парты сели три сотни мальчиков. Книги писались с неимоверной скоростью, чтение постепенно входило в моду. Теперь наличие образования считалось престижным. Повесть временных лет гласит, что где-то в природе существует собрание книг, которое историки называют Библиотекой Ярослава Мудрого. Мнения ученых расходятся, одни говорят, что она содержит пятьсот томов, другие утверждают, что их 950. Некоторые источники утверждают, что Ярослав или его правнук передали ее в Софийский собор. Этим книгам сейчас не менее тысячи лет, их до сих пор так и не нашли. По поводу их местонахождения тоже разгораются споры. Некоторые источники гласят, что они находятся в подземельях Софийского собора, согласно другим, место их хранения — катакомбы Киево-Печерской лавры, третьи вообще считают, что их нужно искать в Выдубицком монастыре. Но скорее всего, бесценным рукописям не удалось пережить половецкие набеги, которые заканчивались разрушениями и пожарами. Велика заслуга Ярослава Мудрого и в строительстве русских монастырей, главным из которых стал Киево-Печерский. Благодаря ему, продвигалось и популяризировалось православие и христианство, выполнял он и просветительскую миссию. В стенах монастыря создавались летописи, делали переводы книг. Ярослав Мудрый основатель законов «Русская правда» В эти годы Ярослав стал основателем первого свода законов Руси, получившего название «Русская правда». Впоследствии он не раз дописывался и приумножался. Высокую оценку получила и внешняя политика князя киевского, где он достиг отличных результатов. Он первым оценил силу дипломатии, тогда как до него все рассчитывали только на оружие. Для укрепления отношений между государствами правители старались заключить династические браки.
Итак, приступим к Ярославу Мудрому. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках князя Владимира. Ярослав Мудрый - один из самых выдающихся князей ранней Руси, на период деятельности которого приходится первый расцвет Древнерусского государства. После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный». Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом — Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк, потерпев поражение в битве на реке Альте в 1019 г. Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый». Еще в 1016 г. Изначально «Русская Правда» распространялась лишь на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны. Документ ограничивал право кровной мести только ближайшим родством, защищал частную собственность и закреплял правовое неравенство. В числе несвободных людей были представлены следующие категории: закупы — категория населения, зависимого за долги купу ; челядь — домашняя прислуга, близкая по положению к рабам; рядовичи — категория населения, зависимого по договору; смерды — изначально свободные землепашцы, впоследствии постепенно закрепощенные; холопы — бесправные люди, не имевшие своего хозяйства и работавшие на господина; огнищанин — должность управляющего хозяйством князя; тиуны — привилегированные княжеские слуги, участвовавшие в управлении вотчиной феодала.
ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ
Презентация о династических браках Ярослава Мудрого.У Ярослава Мудрого было три дочери. Анна Ярославна, королева Франции Использовать династические браки для заключения международных союзов одним из первых стал Ярослав Мудрый. Князь Ярослав Мудрый Поход на Константинополь Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне 1042 императора Константина Мономаха.
Королевы, дочери Ярослава Мудрого: почему их судьбы сложились горько
Мы расскажем интересно про Династические браки Ярослава Мудрого — заключенные с правящими династиями сопредельных и отдаленных государств, а также с. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Что такое династические браки Династический брак — это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти. Династические браки ярослава мудрого с какими странами. Испокон веков как в отечественной, так и в мировой истории одним из самых эффективных средств являлись династические браки. Князь Ярослав Мудрый Поход на Константинополь Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне 1042 императора Константина Мономаха.
Династические браки русских князей. Князь Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки. Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки. Мы расскажем интересно про Династические браки Ярослава Мудрого — заключенные с правящими династиями сопредельных и отдаленных государств, а также с. Главная» Новости» Династические браки что это значит в истории. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде.
Династические браки при ярославе мудром доклад
Жизнь на новом месте Привыкнуть к новому имени Ирина и новой судьбе шведской принцессе удалось не сразу. Это был брак не по любви, и между ней и Ярославом установились тяготящие их обоих отношения. Сохранились сведения, что он даже ударил её прилюдно. Не выдержав подобного унижения, княгиня решила уехать из Новгорода, забрав всю привезенную ей дружину, в которой так нуждался Ярослав. Поэтому он был готов исполнить все её условия, лишь бы загладить свою вину. Он разрешил, чтобы у Ингигерды в Новгороде гостил её бывший жених — Олаф II, и скандинавские саги даже рассказывают об их скрытой любовной связи.
Анна была более чем образована для своего времени: умела читать, писать, а также владела латынью, греческим и шведским языками. Как сообщает французский историк XVII века Франсуа де Мезере, слухи о красоте и образованности Анны достигли короля Генриха I, который был очарован княжной, а возможно потенциальным будущим тестем, который имел большое влияние на международную политику. Анна Ярославна — королева Франции. Венчание Анны с Генрихом состоялось в Реймском соборе, там же прошла и коронация киевской княжны, которая поначалу принимала активное участие в государственных делах. Так, до наших дней сохранились документы с подписью Анны Ярославны. В отличие от своей образованной супруги, Генрих I вместо подписи ставил крестик. С княжной Анной связана еще одна интересная история. Из Киева Ярославна привезла Евангелие, написанное на славянском языке. Эта книга почиталась во Франции священной и все вступавшие на французский престол короли давали на ней присягу, но текст Священного Писания никому не был понятен. Пока не попал в руки царю Петру I, путешествовавшему по Франции и свободно прочитавшего книгу в окружении изумленных французов. Анна родила французскому королю четырех детей, в том числе, наследника, будущего короля Франции Филиппа I. Три сестры…или четыре?
С этой целью в 1040 и 1043 годах на территорию Германии, в Гослар, прибывают послы Киевской Руси с предложением руки русской княжны германскому императору. Вновь посредством брачных союзов Ярослав Мудрый стремился упрочить положение своего государства на мировой политической арене. Основной задачей русского посольства 1043 года было заключение супружеского союза Генриха III и дочери Ярослава, но с этой задачей оно не справилось. Более удачным в этом отношении можно назвать последующий опыт русских посольств: сын Ярослава Мудрого Святослав II князь Киевский с 1073 г. Двое других русских князей младшие сыновья Ярослава также заключили династические союзы: первый — с дочерью саксонского маркграфа Оттона, второй — с дочерью графа штадского Леопольда. Отпрыскам великого князя также удалось породниться напрямую с наследником Франконской династии: внучка Ярослава стала супругой короля Германии и императора «Священной Римской империи» с 1056 г. Генриха IV 1050 — 1106. О дипломатических связях Киевской Руси и французского королевства на сегодняшний день известно немного. Наиболее популярным в этом отношении является факт династического союза французского короля Генриха I и дочери Ярослава Мудрого Анны ок.
Последние годы жизни князей Состарившись, княгиня основала в Киеве монастырь, посвященный своей покровительнице святой Ирине, и стала его настоятельницей. Ингигерда была первой русской княгиней-монахиней. Именно с нее в русском государстве началась традиция принимать постриг после исполнения княжеского долга. Ингигерда с радостью приняла его и взяла имя Анна. Вскоре после этого она умерла. Сегодня Ингигерда почитается Православной церковью как святая Анна Новгородская… Лишившийся жены Ярослав был безутешен. Он не только потерял верную и любимую женщину — обрушилась одна из опор его жизни. Ведь Ингигерда единственная разделяла с ним все непосильное бремя управления государством. От этого удара Ярослав уже не смог до конца оправиться. Через четыре года он умер. Ярослав Мудрый и его верная жена Анна Новгородская оставили после себя не только добрую память в народе, но и сильное цивилизованное государство. Русь в то время играла значительную роль в жизни Европы. Авторитет ее и влияние были как никогда высоки. Напоследок Это произошло благодаря мудрому управлению Ярослава. Но еще и во многом благодаря тому, что рядом с князем, который принимал трудные решения, находилась умная и любящая женщина. Если кому легче воспринимать аудиозапись, то, пожалуйста, прослушайте эту историю в записи.
Глава 7. Династический брак
Биография Ярослава Мудрого, правление, город, "Русская правда", внешняя политика, библиотека, личная жизнь, рост, возраст, фото, смерть и последние новости о князе на ярослав мудрый дипломатический династический Ярослав Мудрый вошел в историю как правитель, опутавший родственными связями почти всю Европу! Ярослав Мудрый стремился укреплять международное положение Руси и с помощью других династических браков. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси. Ярослав Мудрый заключил ряд династических браков с семьями правителей сопредельных государств, для укрепления влияния Киевской Руси в Европе. Главная» Новости» Определение династические браки.