В документальном фильме Александра Мягченкова и Марины Меркуловой «Эдип в Эпидавре» рассказывается о творческом процессе создания спектакля московского театра им. Вахтангова «Царь Эдип» под режиссурой са. Смотрите видео онлайн «Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»» на канале «Телеканал МИР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 мая 2023 года в 13:04, длительностью 00:02:28, на видеохостинге RUTUBE.
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
Ограничимся тремя основными мыслями, важными для понимания режиссёрской и философской позиции Римаса Туминаса, и проследим, как они воплощаются на сцене в спектакле «Царь Эдип». Человек в персонаже важнее типажа или характера, и в «Царе Эдипе» режиссёр, актёр и зритель пробираются к человеку не боем, а познанием, вкладывают в образ свою «дозу человека». Народный герой Эдип Виктор Добронравов на глазах у подданных и зрителей проходит путь от гордого достоинства через потерянность, сомнения и неверие — к раскаянию и самонаказанию. Эдип-царь идёт от духовной слепоты при зрячем теле к духовному прозрению при физическом ослеплении. Так он ищет в себе Эдипа-человека и не прекращает поиски даже перед лицом ужасающей правды. По словам режиссёра, в сомнениях, в выборах — красота человека, его честность и честь. Древним людям хватало мудрости испытывать вину и не прощать её себе. Люди нынешние живут красиво, но отказываются искать причины собственных несчастий в самих себе и перекладывают вину на других. Поэтому софокловский мотив неотвратимости рока становится у Туминаса трагедией самопознания и утраченного человеческого величия. И высшую меру величия демонстрирует не Эдип, а Иокаста Людмила Максакова — в защите семьи и подданных, в принятии собственного греха, в неизбежном раскаянии и самоубийстве.
Фотограф: Валерий Мясников Мы пленники, наследники конфликта, идущего из греческого театра, из греческой истории, считает Туминас. Но не мы любим прошлое, а прошлое любит нас. Мы не изобретаем конфликт, а откликаемся на то, что унаследовали, при этом изучаем и рассматриваем человека без вмешательства конфликта и характера. Так герой становится ближе к сегодняшнему дню, а не к тому веку, куда его поместил драматург.
Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставил «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене.
Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив — достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь — это искупление преступления через страдания, унижения, немощь.
Для Эдипа достоинство — главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки.
Антитеза Лаю — сама Иокаста, повесившаяся в знак раскаяния, и Эдип, искупающий непреднамеренную вину — самоослеплением, страданием, изгнанием — честным самопознанием! Режиссером и актерами — выстрадан. Жесты Иокасты-Максаковой застывшая рука к запрокинутому лбу убитой горем царицы и др. Статуарно, информационно нагружено и гипнотично. Спасибо всем! Эдип есть в каждом из нас. Сюжет трагедии, как архетип, неисчерпаем. Эволюция человеческого сознания и драматического искусства возвращаются к жанру Трагедии на новом этапе. Актуальна сегодня трагедия как никогда, ибо абсолютна по смыслу.
Прыжок в будущее возможен, только оттолкнувшись от Первооснов! На поклонах зал, стоя, и актеры стали одним организмом. Воодушевление, сердечное единство — вот она сила Искусства! Римас Туминас, Вам, трижды поклон! Пожалуйста, не прекращайте свой контракт с Россией! Ваш «Царь Эдип» не статичен, не бутафорен, не вульгарен, а благороден по смыслу и воплощению. Он живет и действует. Театр всегда будет н а д кинематографом и никогда ему не проиграет. С почтением, Наталья Шлемова, 31 мая 2017.
Премьера спектакля состоялась в 2016 году в самом старом из действующих в Греции амфитеатров — Эпидавре, в рамках перекрестного Года Россия-Греция, при информационной поддержке Россотрудничества. Спектакль играют на русском и греческом языках при участии актеров афинского театра. В постановке задействованы ведущие российские актеры: роль царя Эдипа исполняет Виктор Добронравов, а его матери Иокасты — Людмила Максакова.
Режиссер Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа"
Фабула в "Царе Эдипе" равивается по законам детективного жанра, где следователь, убийца и палач – одно лицо. прикосновение к античности, попытка приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами — это риск. Вахтангова. Гости привезли лишь один спектакль, но это особенный спектакль. Об этом представители творческой группы российского театра, возглавляемого знаменитым литовским театральным режиссёром Римасом Туминасом, рассказали на специально созванной. классическая греческая трагедия Софокла, поставленная в Театре имени Вахтангова в современной интерпретации.
Виктор Томенко поделился впечатлениями от спектакля театра Вахтангова
Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова | В Государственном Академическом Театре имени Евгения Вахтангова состоится спектакль «Царь Эдип». |
«Царь Эдип» с русским акцентом | Статьи | Известия | Московский академический театр имени Евгения Вахтангова представит постановку «Царь Эдип» на 60-м Международном фестивале искусств двух миров. |
Театр Вахтангова отметил свое 95-летие премьерой трагедии «Царь Эдип» | Официальные билеты на спектакль Царь Эдип в Театр Вахтангова. Фото и видео спектакля, отзывы, рецензии и вся информация. |
Театр Вахтангова представил премьеру трагедии "Царь Эдип" 14.11.2016 | Верю, что на “Царе Эдипе” ангелы на верхних ярусах смеются и плачут, и прощают тех, кто может покаяться и осудить себя, как смог Эдип». |
Эдип без комплексов: к 95-летию Театр Вахтангова поставил трагедию Софокла
О том, как к нему приходит осознание своего преступления, и рассказывает трагедия. Но Эдип не злоумышленник, он жертва судьбы. Дело в том, что Лай в свое время приказал убить собственного новорожденного сына, услышав пророчество, что тому суждено однажды убить его самого и жениться на его вдове и собственной матери Иокасте Людмила Максакова. Слуга, которому поручили расправу, из жалости отдал младенца на воспитание в семью из соседнего города. Мальчика назвали Эдипом. Повзрослев, он узнал пророчество про себя и убежал от родителей. На пути встретил троих всадников, завязалась драка. Двоих Эдип убил, среди них был Лай.
Приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами… Как реконструировать эту эпоху, одухотворить её, сделать не только понятной, но и наполнить эмоциями, страстями, приблизить к современным зрителям, взволновать их? Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время? На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй. Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставил «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа.
Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера, и Эдип - яркий пример тому. Великий философ древности в своем определении сущности творчества Софокла - люди, какими они должны быть, - дает ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив - достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь - это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство - главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Так ли часто оно - мерило поступков в наши дни? Продолжительность спектакля - один час 40 минут без антракта. В студенческие годы молодой артист принимал участие в постановках столичного кукольного театра.
А в конце, ослепнув, прозревает». Когда появляется на сцене слепой провидец Тиресий народный артист России Евгений Князев , то ты веришь, что это настоящий прорицатель. Людмила Максакова в роли Иокасты, жены и матери царя Эдипа, истинная царица. Она, мудрая, пытается остановить Эдипа в его «расследовании» прошлого, зная, что к добру это не приведет, в то же время понимая, что от судьбы не уйдешь. Узнав, что стала невольно женой собственного сына, которого ребенком отправила на верную смерть, Иокаста покончила с собой. А Царь Эдип ослепляет себя и покидает Фивы. Трагическая развязка в сопровождении мощнейших музыкальных аккордов вызывает потрясение. Но никак не отчаяние. Эти чувства Аристотель назвал катарсисом. Согласно его учению, сопереживая и сострадая героям трагедии, зритель тем самым очищает свою душу. При минимуме декораций и действующих лиц создается ощущение масштабности. Важнейшую роль играет музыка композитор Фаустас Латенас и греческий хор партия хора - Теодор Абазис. Эта постановка Софокла - совместный проект Театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Было несложно пригласить 11 греческих актеров для спектакля в Эпидавре, или для показа его в Афинах. Но теперь им придется путешествовать вместе с артистами-вахтанговцами. Уже есть приглашения из Италии, Израиля, впереди Санкт-Петербург. Он будет востребован еще очень долго: в обществе все заметнее тяга к вечным ценностям.
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
Строгий, беспощадный, нравственный. Осознанно теряя власть, благополучие и здоровье, Эдип стремится обрести искупление через страдания. Мировая премьера спектакля «Царь Эдип» состоялась 29 июля 2016 года на сцене древнейшего из ныне действующих амфитеатров в Эпидавре Греция. Это совместный проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках перекрёстного года культуры России и Греции.
Премьера в Москве была сыграна накануне 95-летия Театра Вахтангова — 12 ноября 2016 года.
Человечество подходит к разгадке главной тайны — есть ли жизнь после смерти, встретимся ли мы еще со своими родными на небесах? Возможно, эта разгадка дорого обойдется миру, но истину утаить невозможно, — и об тоже этом спектакль «Царь Эдип».
Не все хотят, чтобы правда открылась. И далеко не всем нужны истины. Многие предпочитают жить в неведении, лжи.
И если бы в царстве Эдипа — в Фивах, не наступил мор, то людям и не нужны были бы истины. Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть — законная как по рождению, так и по завоеванию. Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать.
Эдип — вне закона, вне совести, вне норм морали. Он — игрушка рока, страшное орудие судьбы. Проклятый сын Лая и Иокасты.
Но Эдип предпочитает правду. Он ее ищет, находит и мужественно принимает всю трагедию своего рождения и ужасной жизни. Чувствуется, что Римас Туминас восхищается героем Софокла, его смелостью, бескомпромиссностью, но одновременно звучит современный мотив толерантности и смирения.
Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта.
Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет.
Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над самим собой. Не бежит и не ждёт наказания извне, а выносит себе приговор. Строгий, беспощадный, нравственный. Осознанно теряя власть, благополучие и здоровье, Эдип стремится обрести искупление через страдания.
Виктор Томенко поделился впечатлениями от спектакля театра Вахтангова
Наконец, прижмется к металлическому боку гигантской конструкции Иокаста, чтобы вскоре отрастить крылья - в награду за принятые страдания. Возникнет на сцене и девушка с черными крыльями Екатерина Симонова. Это эдиповское умение трезво оценить себя и не бояться поражения, которым может обернуться дело всей жизни, присуще, по мнению режиссера, лишь уходящему поколению к ним в интервью Туминас относит и своих родителей , и новый спектакль, не фокусируясь только на античном сюжете, становится трагической одой этим «титанам духа» из прошлого. В работе над «Царем Эдипом» Туминаса так интересует контраст с современностью: « сегодня казнить себя за собственные грехи - как это не модно».
И весь спектакль соткан из противопоставлений: одежды XX века и античные артефакты вроде шлемов или копий, пассивный хор и неистовость Эдипа, черное и белое, человеческое и божественное, легкое вроде возникающих ближе к финалу воронов на палках и тяжелое та самая роковая труба. Показательно и то, что роль Эдипа исполнил Виктор Добронравов, - один из лидеров Вахтанговского театра среди актеров своего поколения. В прошлом году, на этой же сцене, Юрий Бутусов поставил «Бег» по Булгакову , и Добронравов играл Хлудова - тоже непростого человека в непростых обстоятельствах, которого за убийства немо корил призрак покойного солдата.
Очень понравился момент, где в самом конце спектакля Эдип прорывает в марлевой повязке на своем лице рот, а потом начинает повязку разматывать. Ожидание ужаса, который ты можешь увидеть, и тем не менее, продолжение раскрывания его, - это и есть основное эмоциональное повествование всего спектакля. Разговор про открытия в своем прошлом, которые может сделать любой человек. Про изменение оценки прошлых поступков в связи с новыми знаниями.
Вахтанговский Эдип достоин этого. Он интеллигентен, совестлив и на редкость современен: модно одет, играет на саксофоне, спортсмен демонстрирует прямо чудеса спортивной акробатики , но тем не менее он царь и выпускает иногда царственные когти. Особенно в сцене с Креонтом Эльдар Трамов.
Несмотря на то что Эдип временами вроде бы находится на гребне вала судьбы, вал этот все-таки его подминает. Вал судьбы — впечатляющая метафора спектакля. На сцене огромный цилиндрический вал, временами надвигающийся на героев, а в финале выкатившийся на самый край сцены, чуть ли не на нас всех. Спектакль завораживает, очаровывает ансамблевой гармонией чудесного сплава ярчайших составных подлинной современной театральности. Эстетика древнегреческой трагедии в сегодняшнем понимании дополняется мужским хором настоящих греков, от которых исходит не только прозаический ритмический речитатив, но и прекрасное пение. Музыка звучит в спектакле постоянно и, на мой взгляд, значительно обогащает наше восприятие происходящего. Мне кажется, что сейчас Фаустас Латенас является лучшим театральным имею в виду только драматический театр композитором России.
С восторгом вспоминаю его «Евгения Онегина» в Театре Вахтангова.
Продолжительность спектакля - один час 40 минут без антракта. В студенческие годы молодой артист принимал участие в постановках столичного кукольного театра. Завершив в 2013 г. Скандарова и В. Крючкова, он стал одним из артистов Первой студии Вахтанговского театра. Через пять лет Юдин вошел в основной состав труппы и сыграл двух героев — Моряка в «Отелло» и Трагика Адабашева в «Актерской гибели». Жизнь в цвете» и др.
Этого артиста можно увидеть и в спектакле «Фан-Фан Тюльпан», который идет в Московском театре Оперетты. Павел Юдин принял участие в съемках короткометражной ленты «Один день Федора», сыграл парня в автобусе в комедии «Все и сразу» и снялся в историческом боевике «Батальон».
Театр Вахтангова громко отпраздновал свое 95-летие
Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Театр имени Евгения Вахтангова отметил свое 95-летие московской премьерой античной трагедии «Царь Эдип». Театр им. Евгения Вахтангова привез во Владикавказ семь спектаклей. Одна из постановок масштабной программы – «Царь Эдип», в которой заняты настоящие звезды.
Авторизация
В спектакле «Царь Эдип» состоялся дебют заслуженного артиста Олега Макарова в роли прорицателя Тиресия, который осмелился открыть правителю страшную правду. Российско-греческий спектакль «Царь Эдип» открыл международный театральный фестиваль «Гешер» в предместье Тель-Авива Яффе. Постановку по трагедии античного драматурга Софокла представил московский театр имени Евгения Вахтангова, поставивший пьесу. Глава региона Виктор Томенко стал одним из зрителей спектакля "Царь Эдип" в заключительный день гастрольного тура Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, приуроченного к вековому юбилею театра. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. Туминас. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Одна из самых успешных премьер уходящего сезона — «Царь Эдип» Театра имени Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека.
Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова
Надо сказать, что я испытала колоссальное разочарование, узнав о планах Туминаса поставить «Царя Эдипа». Лучшим спектаклем московского театрального сезона 2016-2017 годов был признан спектакль «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. теперь уже без ренессансного посредничества, напрямую обращаясь к древнегреческой трагедии, но и ряд внешних примет оформления (художник, разумеется тот же. Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября.
Древний Эпидавр принял московского «Царя Эдипа».
В общей сложности в Тель-Авив отправилась группа из 43 человек, в числе которых 36 сотрудников Театра Вахтангова и семь артистов Национального театра Греции, занятых в спектакле. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают артисты Национального театра Греции.
Вскоре Туминасу позвонили пранкеры Врован и Лексус, предложив режиссеру от имени Минкультуры Украины поставить спектакль «Мой друг Бандера». Он согласился и сделал еще несколько резонансных заявлений.
Позже режиссер назвал «мерзостью» разговор с пранкерами, пояснив, что они «перевернули все смыслы». В сентябре 2022 года Театр им. Вахтангова отменил показы в Петербурге спектакля Туминаса «Война и мир».
При этом сейчас и этот спектакль, и «Царь Эдип» есть в афише театра.
Все оправдывается, все возможно, все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека", - пояснил Туминас выбор пьесы.
Над постановкой он работал вместе со своими постоянными соавторами: сценографом Адомасом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, балетмейстером Анжеликой Холиной. Художником по костюмам стал Максим Обрезков. Совместный проект Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги.
Причем играть они будут на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре.
Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут".
Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном — о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается.
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
«Царь Эдип» Римаса Туминаса: Сам виноват - рецензии на спектакль - Кино-Театр.Ру | купить билеты на спектакль в Москве 2024 | 23 мая 2024 19:00 Театр им. Евг. Вахтангова - Основная сцена. |
Драматические постановки Царь Эдип 2024 в Театре имени Евгения Вахтангова, Москва | Пересматривая «Царя Эдипа» через пять лет после премьеры (спектакль был впервые сыгран в 2016 году накануне 95-летия Театра Вахтангова), воздержимся от подробных разборов и попытаемся ответить на главный вопрос. |
RELATED POST | «Царя Эдипа» вместе с греческим хором три раза сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95. |
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас | Вахтангова «Царь Эдип» рок имеет материальное олицетворение – могучая, потемневшая от времени многоглазая труба диаметром в несколько метров, каток истории, орудие высших сил, кара праведным и неправедным. |
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
Билеты на спектакль "Царь Эдип" в Театре имени Евг. Вахтангова. | совместная постановка театра им. гова и Национального театра Греции. |
Спектакль «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова | Пересматривая «Царя Эдипа» через пять лет после премьеры (спектакль был впервые сыгран в 2016 году накануне 95-летия Театра Вахтангова), воздержимся от подробных разборов и попытаемся ответить на главный вопрос. |
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины
Для Эдипа достоинство – главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Показы спектакля «Война и мир» Театра им. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге отменены «по техническим причинам». театр имени евгения вахтангова, дом-музей евгения вахтангова, новости, северная осетия, владикавказ, рсо — алания, кавказ, искусство, новости осетии, театр. Вахтанговцы представили "Евгения Онегина" на сцене Осетинского театра. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. "Царь Эдип" спектакль (Театр им. Евг.