Татары в отличие от других представителей монголоидной расы, не имеют ярко выраженных общих черт во внешности. По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права. Смотрите видео на тему «Татарин И Башкир Спор Кто Круче» в TikTok. О том, обойдут ли украинцы татар по численности, почему северо-запад РБ еще долго будет предметом для спора и кто такие «ново-башкиры», и многом другом Исхаков рассказал в интервью «БИЗНЕС Online». Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами.
Почему в Уфе нет метро
- Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
- Татары и Башкиры | это... Что такое Татары и Башкиры?
- Татароязычные башкиры. Кто они?
- Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
- Комментарии по теме: Татарские и башкирские националисты объединились против русских | Форум
- Чем отличаются башкиры от татар — Отличаем
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Помимо различий в языке, татары и русские отличаются друг от друга внешне. План Узбека: Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного.
Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?
И оттого так вышло, что эти народы, хоть и близкие, но считают себя разными людьми. Первое — это так сказать, их этническое происхождение. Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. Этому они обязаны космополитической Золотой Орде, а также политике царского и советского времени. Но так было не всегда — в древности они относились к отдельным тюркским этносам и говорили на собственной версии тюркского языка. То есть, у этих народов разное этническое ядро: у башкир это — древнетюркские племена башгирдов, у татар — булгары, выходцы из гуннской орды и близкие родственники хазар. Но в эпоху средневековья и те и другие растворили в себе иные кочевые и оседлые племена и народы. В случае одних — это аланские и мадьярские племена, а в ордынское время еще и ногайцы; в случае других — именьковские славяне, финно-угорские народы, а также степное кипчакское население Золотой Орды.
Из-за своей бурной истории, в этом плане те и другие являются в высшей степени разнообразными народами. Тем не менее, в среднем, татары тяготеют к европеоидам, тогда как башкиры, опять же, в среднем, относятся к переходной расе — промежуточной между европеоидами и монголоидами. Что не меняет одного факта: есть много темноволосых татар с восточным разрезом глаз, равно как и немало башкир — голубоглазых блондинов. Все остальные отличия также вытекают из первого, то есть, являются его следствиями.
Пока выписывался, разговорился с владельцем отеля к сожалению, я так и не запомнил его имя. Он рассказал, что только открыл отель и хочет, чтобы он был одним из лучших в Самарканде, спрашивал, что надо исправить... Давайте взглянем на популярных голливудских актеров, которые тоже любят понянчиться с внучатами. Загибайте пальцы: во-первых, у сына Хоун, Оливера Хадсона, трое детей, во-вторых, у ее дочери, Кейт Хадсон, тоже трое отпрысков и в-третьих, пока один ребенок есть у общего сына Курта и Голди, Уайатта Рассела... К первым можно отнести Северо-Курильское цунами, которое обрушило на населённые пункты Сахалинской и Камчатской области волны размером с пятиэтажный дом. Известно, что состав на подъезде к станции Каннельярви необъяснимым образом растворился в пространстве, подняв на уши службы всех мастей. Эта история остаётся неразгаданной и по сей день, интригуя любителей мистики своими необъяснимыми подробностями... Каждый раз отправляясь зачищать подземелья города Орарио от опасных монстров, отважный герой рискует жизнью, чтобы прокачать свой навыки и стать ещё сильнее. Когда выйдут серии 5 сезона аниме «Может, я встречу тебя в подземелье? Первый сезон аниме зрители увидели в 2015 году... Самоцветы были символами могущества и даже становились причиной войн между народами.
На этой почве даже были стычки с представителями армянской диаспоры в Башкортостане из-за того, что его жена армянка. Это привело к национальным трениям, но на самом деле это реакция людей на тот беспредел, который до сих пор чинит окружение Радия Хабирова. Жена Цезаря, как говорится, вне подозрений. Это сильно расстроило Хабирова, который решил довести этот вопрос до конца. То же самое было с Михаилом Саакашвили. Здесь Радий Хабиров, судя по всему, не смог совладать с эмоциями». Люди, которые призывают к отделению Башкортостана от России — это представители башкирской зарубежной новой эмиграции, которые активно призывают башкир не повиноваться властям и реализовывать принцип итальянской забастовки, поясняет Айсин. Эти люди делают жесткие политические заявления, что сильно расстраивает и самого Хабирова, и Москву: «Башкортостан — это сложный регион, где в равных долях живут башкиры, татары и русские. Это не такой сложный конгломерат, как Дагестан, но там есть специфика, и этот регион взрывоопасный. Не исключено, что в следующий раз может прорваться именно там. Кроме того, у Z-патриотов и прочих озабоченных силовиков в различных кабинетах в голове сидит концепция, что все тюрки в России хотят отделиться и создать Великий Туран из башкир, якутов, тувинцев, алтайцев, карачаевцев, кумыков, нагайцев и балкарцев. Дескать, через Башкортостан или Алтай они выходят на границу с Казахстаном, а там маячит тень Турции. Я это слышал ни раз, и не два. Я думаю, что эту тему будут раскручивать».
Естественное желание преобладающего на территории населения — сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли — башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Однако так не получается. Татары и башкиры — один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане. Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары — отличия или идентичность? Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Видео: Татары и Татарочки Волгары Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами
В истории башкир таких крупных битв не было. Древняя Казань Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Салават Юлаев Антропологические различия В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор.
Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа: Светлые европеоидные.
Песни обоих народов похожи тем, что строятся на пятизвучии, но в татарских преобладают восточные мотивы. Национальные костюмы тоже похожи: халаты с шалевым воротником и тюбетейки у мужчин, брюки ыштан и туники кулмэк у женщин. Головной убор кыекча, похожий на чалму, считается предметом башкирской национальной одежды. Немного отличается цветовая гамма. У татар преобладают яркие глубокие оттенки зеленого, красного, синего. В одежде башкир главенствуют мягкие желтые, розовые и голубые тона. Особенности языка Оба народа использовали арабскую письменность, но перешли на кириллицу, оставив несколько специальных букв.
Башкирский язык звучит мягче, чем татарский, так как некоторые звуки произносятся иначе, например, «г» и «к». В татарском языке некоторые слова имеют другое окончание и значение. Оба языка принадлежат к кипчакской подгруппе тюркских наречий. Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга.
Общее количество награжденных - 12 776 человек Герой Российской Федерации — государственная награда Российской Федерации — звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Общее количество награжденных - 966 человек Герой Социалистического Труда — почётное звание в СССР с 1938 по 1991 год , высшая степень отличия за труд.
Ранее существовало звание Героя Труда. Общее количество награжденных - 20 605 человек Полный кавалер ордена Славы Полный Кавалер Ордена Славы - В первые послевоенные годы конкретных документов касающихся статуса полных кавалеров ордена Слава не существовало. Награждённому вручалась орденская книжка общего образца.
Зимой из-за этой «столичности» в Казани в полчетвертого заходит Солнце, хотя в Москве оно заходит полпятого, а у нас — полшестого. Возможно, вы в Казани раньше просыпаетесь и больше успеваете. Кроме того, вам до Москвы — рукой подать, 800 километров, ночь на поезде, час на самолёте.
Нам — 28 часов ехать или два лететь. Сутки на машине. На уровне обывателя мы всегда сравнивали здесь цены на жильё, на продукты, по этому поводу ходили байки в пользу Татарстана. Татарстан в Башкортостане отлично пропиарен на уровне «народной дипломатии». Наши рыбаки едут в Уруссу. Наши дети едут в КФУ.
Наши светлые головы - в Иннополис. Мои знакомые из пограничных районов ездят на ледовые арены в Актаныш. У Минтимера Шариповича Шаймиева лучше получалось в плане политики — к нему прислушивались в федеральном центре. Минтимер Шаймиев — первый президент Татарстана с июня 1991-го по март 2010-го. Муртаза Рахимов был на шаг позади относительно Шаймиева, это всегда чувствовалось. Возможно, это особенности личности, возможно, это степная осторожность, интровертность.
Это подтверждено моделью выхода из политической карьеры: с элементами преемничества и звездой Героя труда Российской Федерации или без таковых. Но, должен сказать, это не только про Рахимова, это и в нашем башкортостанском региональном характере: не торопиться, посмотреть, что у других получается. Каждый из нас немного Муртаза Рахимов. Муртаза Рахимов — первый президент Башкортостана с декабря 1993 года по июль 2010 года. Началась перестройка, регионы хотели самостоятельности от рыночной экономики, как я понял, пытаясь остаться советскими, социалистическими. Федеральный центр, тогда еще слабый, находился в шоке, что о себе заявляют не только союзные республики, но и те, о ком никогда не слышали толком — наши республики.
Видимо, казалось, что мы тоже хотим убежать куда-то. У Татарстана была более жесткая позиция относительно своего статуса и лоббистов было и, наверное, остаётся больше. А у федерального центра на «задабривание» самостоятельных субъектов была одна или две ментальные квоты: Российская Империя насчитывает уже много столетий и не хочет во все наши местные игры играть. Башкортостану точно ничего не осталось по этой линии. Молодая Россия сказала устами Ельцина: «берите столько самостоятельности, сколько сможете проглотить». Эти слова я слышал своими ушами 6 августа 1990-го на митинге у Дома политпросвещения на Фрунзе, 40.
Это что-то среднее между вашим Ленинским мемориалом и Госсоветом. В 90-е годы суверенитет сводился к тому, что оставляли налоги у себя и пускают на развитие региона. И теперь это не просто налоги. Это ещё и повальный отказ от своих местных подразделений у больших компаний: все денежные решения принимаются в Москве. Хорошо, если в Москве. Это видно даже по близкому нам рекламному рынку.
Есть еще повальная тенденция у компаний скрывать прибыль, поскольку налог на прибыль идет преимущественно в региональную казну, а у региона мало ресурса «наехать» на федеральную компанию. Ну и стремление зарегистрировать бизнес в столице тоже сильно обескровливает глубинку: но в Москве есть на что вешать лампочки на кусты и сугробы. У нас более низкая лоббистская и низкая проектная культура. Радий Хабиров не зря потребовал, чтобы в каждой ресурсной приёмной Правительства РФ сидело по «башкиру». Радий Хабиров — врио главы Башкортостана с октября 2018 года. До этого работал главой Красногорска, замначальника управления администрации президента РФ по внутренней политике, главой администрации Президента Башкортостана.
У нас в один момент сложилось такое впечатление, что начиная с тысячелетия Казани всё «федеральное», предназначенное для национальных регионов, ушло на Казань. Стройки, которые были запланированы, просто приурочили к этой дате: остались на память ипподром, вокзал, конгресс-холл. Не сказать, что там аншлаг сейчас. Как я понимаю, созданная в Казани инфраструктура — федеральная. Татарстан — это площадка, где всё федеральное проходит. Как Сочи.
Это же не только Краснодарский край строил. И не только для краснодарцев. Активная политика по выбиванию денег из федерального центра дала свои плоды. Татарстанские чиновники, посланцы сидели в каждом федеральном кабинете с начала нулевых, истоптали все коридоры. И у них было, что предъявить: все федеральные темы, которые только внедрялись уже каким-то образом оказались давно обкатанными на Татарстане. В Татарстане, как я помню, «трущобная программа» шла лет 15 к этому времени.
И проектная, заявочная культура была отлажена давно. Наши родные башкирские власти приходилось уговаривать, приходите, мол, за деньгами, заберите 10 «ярдов», оформите просто бумажки правильно. Мои коллеги-чиновники со стажем обречённо-облегчённо махали рукой: «а, Татарстан приехал, все понятно, у них давно уже все готово». Необходимости особой затаскивать федеральные деньги в Башкортостан в 90-е при Рахимове не было. Мы считались самодостаточными. Это такое башкирское «чучхе»: опора на собственные силы, нам ничего не надо, но и вы не лезьте к нам со своими торговыми центрами, алкогольной продукцией, продуктами, «инвестициями».
Там были качели, то лучше, то хуже. И это отражалось на «татарском вопросе», самосознании татарского населения Башкортостана. Помню на живом примере: черная кошка пробежала между Шаймиевым и Рахимовым во время Всемирного конгресса татар 2002 года. Когда на него приехал президент Владимир Путин, дядька из Башкирии, директор белебеевской татарской гимназии Нурмухамет Хусаинов пожаловался на жизнь татар в республике: «легко ли быть татарином в Башкортостане?
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Кто богаче – башкиры или татары?
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
Татары в отличие от других представителей монголоидной расы, не имеют ярко выраженных общих черт во внешности. башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Башкирский и татарский языки представляют собой два близкородственных диалекта. Башкир всегда меньше было по численности, в советсвое время по статистике башкир было всего процентов 20, большинство было татар и русских.
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике
При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные. В чём между ними разница?
Однако, у башкир есть специфические буквы и звуки в языке. Часто в словах вместо привычной татарину буквы "С", звучит буква "Х". Люди обоих народов глубоко религиозные ислам суннитского толка : они соблюдают пост во время Рамадана и часто молятся. Стоит упомянуть, что женщины этих двух народов обязаны носить платок на голове, потому что это написано в священном писании. В семьях у татар и башкир нежно и ласково относятся к супруге. Многие праздники башкиры и татары отмечают по-крупному некоторые из них связаны с наступлением весеннего сезона. Сабантуй - любимый праздник татар и башкир. В этот день проводятся различные мероприятия, игры, скачки на конях. Схожи и игры народов: например, взбирание по столбу, в конце которого участника ждёт приз, забег с яйцом, бой с мешками сена и многие другие.
Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя. Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах. Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция "Татарча диктант". Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение "Татарского диктанта" в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые "нарушают все нормы деловой этики", могут привести к "пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации". Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники "вбивают клин между народами" между татарами и башкирами. В 2020 году организаторы из Уфы провели "Башкирский диктант", где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало "аллергическую реакцию" в Татарстане. В Казани утверждают, что язык татарский. А осенью в Уфе прошел фестиваль "Сердце Евразии", где группа "Хаят-Исмаил", основанная музыкантом Альбертом Исмаилом в прошлом татарский активист, обнаруживший в себе башкира , выступила с популярной башкирско-татарской песней "Ай, былбылым". Композицию представили как исполненную на диалекте, после чего "холивары" вновь усилились. Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему. Периодически отдельные деятели вбрасывают версию, что татары — это не национальность, а некая сборная из мишар, тептяр, кряшен, сибирских татар, башкир и ногаев, либо башкиры — это не народ, а сословие. Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего. По первой версии, инициаторы такого противостояния находятся не в Уфе или в Казани, а, например, в Москве. Такой точки зрения придерживается политик и журналист Максим Шевченко.
Среди татар много тех, кто держит пост во время Рамадана - если в башкирской и татарской семье трепетно относятся к религии, то замужние девушки обязаны носить платок на голове - в башкирских и татарских семьях особое бережное отношение к женщине - есть забытые национальные праздники, но все они связаны с наступлением весны. Сейчас любые национальные праздники отмечают с большим размахом - самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные игры, проводят скачки на лошадях - похожи национальные игры: бой с мешками сена верхом на бревне, карабканье по столбу с привязанным на верхушке призом, бег с яйцом и ложкой. Узнайте первыми: Подписаться на рассылку WE project! Мы пишем о том, что помогает сориентироваться в новом мире и выбрать то, что нужно именно вам.
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
Башкиры в основном живут в Башкортостане, который является автономной республикой в составе Российской Федерации. За многие века татары и башкиры подвергались влиянию других народов и культур, таких как монголы, русские, татаро-монголы, западные соседи и другие. Эти влияния отразились в многих аспектах их культуры и традиций. Однако, татары и башкиры имеют свои особенности и отличия. Например, татарский язык относится к крымско-татарской группе языков, в то время как башкирский язык является отдельным языком из сибирско-татарской группы. Традиционные культуры и обычаи татар и башкир также имеют свои отличия. Например, башкиры имеют богатую историю охотничьей культуры и прославились своими ремеслами, в то время как татары в большей степени связаны с сельским хозяйством и скотоводством. Уникальная традиционная музыка татар и башкир Одной из самых известных форм музыкального творчества татар и башкир является народная песня. В этих песнях наследие передается из поколения в поколение, отражая жизнь и повседневные заботы народа. Тексты песен часто описывают любовь, природу, трудности жизни, победы и поражения.
Музыка сопровождает эти песни и создает особую атмосферу, которая переносит слушателя в прошлое и погружает в мир национальной культуры. Еще одной ключевой чертой музыки татар и башкир является использование народных музыкальных инструментов. Один из самых популярных инструментов в этих народах — кобуз. Это струнный инструмент, который имеет длинную гриф, наподобие саза. Кобуз обычно используется для сопровождения народных песен и танцев. Еще одним известным инструментом является барабан — идеальный инструмент для создания ритма и оживления музыки. Татарская и башкирская музыка также отличаются своими танцевальными традициями. В татарской культуре народные танцы выполняются в долгой линии, где танцоры держатся за руки. Танцы башкиров, напротив, более энергичные, часто с акробатическими элементами.
Они могут исполняться как коллективно, так и в паре. Уникальная традиционная музыка татар и башкир является важной частью культурного наследия этих народов. Она продолжает жить и развиваться, придавая особый колорит и аутентичность этим культурам. Эта музыка позволяет нам заглянуть в историю и понять мир и традиции татар и башкир, наслаждаясь их прекрасными звуками и ритмами. Различия в кулинарных традициях татар и башкир Кулинарные традиции татар и башкир имеют свои особенности и отличия, связанные с их историей, климатическими условиями и национальными предпочтениями. Оба народа относятся к тюркской языковой семье и имеют множество схожих блюд, но также есть и различия, которые делают их кухни уникальными. Одним из ключевых отличий в кулинарных традициях татар и башкир является использование основных ингредиентов. Татарская кухня часто использует мясо, особенно баранину, говядину и птицу.
Потому что их друзья во дворе говорили на своем татарском языке, а они подтягивались к этому.
Просто мы перестали урбанизируясь быть иногда татарами, мы перестали говорить между собой на родном языке и показали дурной пример и поддались давлению при Сталине и Хрущеве. А давление было, некоторые не поддались. Но, большинство все-таки стали думать, что нужно скрывать то, что ты — татарин и прикидываться, что ты другой человек. С начала 90-х годов и то, что происходит сейчас, ведь Татарстан достиг больших успехов именно в идентичности. Например, в Казани были времена, когда в автобусах на людей заговоривших на татарском языке смотрели странно… - А в мире ведь не так! А теперь мне стыдно, когда кто-то негативно думает, даже показывает взглядом, что это не тот народ и ведет не тот разговор. Это тоже та тема, которая не заслуживает даже громкого обсуждения, надо работать с самим собой, с людьми. Была такая программа «Толерантность» - выделяли 250 млн на всю Россию и говорили: «Какая толерантность? У нас уже братство, дружба!
Тем не менее индекс толерантности требует реконструкции. Это последний рубеж для Татарстана, где хотелось бы это определять, существуя в рамках российского государства. Сейчас говорят, что и это слишком. Это больно? И когда надо было из Москвы доехать до Индийского океана, везде на границе требовали мандаты, документы и если они были написаны не на тюркском языке, то не пропускали! Так что получается, что исчезающий язык был имперским языком на всей территории, что не погубило другие языки. И поэтому язык существует ровно настолько, насколько на нем говорят его носители. Да, школа влияет, плохое или недостаточное изучение влияет, потому что это изучение художественной литературы, профессиональной культуры. Главный фактор — чтобы он потреблялся.
По федеральному закону о «Языках народов России» - на языке местного населения можно вести делопроизводство, никто не запрещает. Это по партийной линии нас спугнули или мы сами перестали пользоваться. И появились какие-то лидеры, местные начальники, которые стали сами запрещать. Я нее за то, чтобы насильственно учить не татарина! Если человек желает жить в этой татарской среде, сделать карьеру или набрать голоса, продать товар — он сам подтянется, увидит пример хороших интеллектуалов. Я знаю много русских людей, евреев, украинцев, которые знают татарский язык. Тем более в Татарстане, может быть где-то на Камчатке, но и там, наверное, сложно, там татар тоже, наверное, много. Как нам у нас понять какой ребенок должен учить татарский язык, а какой нет? Даже сегодня не умеют определять национальность!
А уж в прошлые века могли определить религию, и то этим мало занимались. Только когда налоги платили и когда в армию забирали, если человек ненадежный по происхождению, то могут взять не в те войска. Татары как современная, буржуазная национальность стала формироваться только в конце XIX века и доформировалась в XX веке.
Гаяз Исхаки сказал тогда следующее: "Казахи и народы Средней Азии, составляя большинство в своих регионах, могут в федеративном государстве защитить свои права. Но во Внутренней России мусульманам невозможно будет создать свое государство, так как они во всех губерниях России составляют меньшинство [2, с. Поэтому они будут ассимилироваться другим народом... Например, при федеральной системе ногайцы Астраханской губернии могут очутиться в государстве Донских казаков и остаться там в меньшинстве.
Такое же может случиться и с другими народами. Мусульмане Внутренней России, составляя в каждой русской губернии меньшинство, при федеральной системе не смогут защитить свои права даже через губернские парламенты и не смогут послать своих депутатов в общефедеральный парламент [2, с. Чтобы тюрко-татары продвинулись в сфере культуры, они должны двигаться под единым знаменем. Мы должны добиться личных прав и культурной автономии, территориальная автономия и федерация принесут нам лишь вред. Фатих Карими здесь привел пример Финляндии как образец территориальной автономии. Но финны — цивилизованный народ. Они окультурились под влиянием немецкой культуры.
Но в Туркестане и Казахстане нет людей, способных возглавить территориальные автономии. У народа нет знаний, нет сознания. Народ не осознает себя ещё нацией. Наша задача, сначала сформировать национальное сознание, создать нацию [2, с. Есть еще один вопрос: Если будет федерация, будут ли даны права автономии не титульным нациям, проживающим в республиках, составляющих федерацию? В таком случае нужно будет дать автономию 48 народам на Кавказе и 10 народам в Туркестане. С точки зрения исторической перспективы такое чрезмерное дробление не нужно.
История вынуждает нас объединяться. Мелкие общества не способны создать великую культуру. Они будут жить, задыхаясь в своей узкой среде. По этой причине я отдам свой голос за систему правления единой народной республики, которая защитит наше национально-культурное единство и откроет дорогу великой культуре [2, с. Вы, делегаты съезда, должны всем показать, что вы представляете 30 миллионов мусульман и великую нацию" [2, с. По мнению же Заки Валиди, изложенному им на съезде, чтобы решить национальные, культурные и религиозные проблемы мусульман России, чтобы выбрать для них систему правления в России, надо знать, что из себя представляют мусульмане России. Пока мы, говорит З.
Валиди, достаточно хорошо этого не знаем [2, с. По его мнению, существуют три группы тюрок: 1. Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя. Срединные тюрки узбеки, казахи, киргизы, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, башкиры, крымские и тюменские татары. Восточные тюрки урянхайцы, саха, черные и желтые уйгуры. Все эти тюрки в местах своего проживания составляют 64-96 процентов от всего населения. Заки Валиди предполагает, что эти тюрки смогут создать территориальные автономии, и для них подходит федеративное устройство России.
А для тюрок Внутренней России татар - Р.
Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного.
И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир см. Таблица Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия.
Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова ; это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры — в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними. Результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central BMC , специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. Реалии" решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья. Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу "финно-угорского" происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный "ядровой" ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов.
Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения. Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место "Великое переселение народов Сибири", приведшее к взаимному " генетическому обмену " в Сибири и части Азии. Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые "пропорции" генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния. Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири ханты, манси, кеты и селькупы представлен также в западной части Уральских гор. Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины : у якутов, долган и нганасанов. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир - с проживающим в других регионах.
Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык. Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр венгров , а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала. В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима "башкиры" в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры венгры формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне.
Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами. Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их "предками" из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из "финно-пермского" компонента, тогда как у башкир он "мадьярский" венгерский.
Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам. Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры - единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов. Ранее "Idel. Реалии" писали о том, что российские СМИ в том числе, и татарстанские растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века.
Если представление о землях марийцев, удмуртов и чувашей существовали, как минимум, с X в. Один из идеологов современного татаризма Д. Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов». Поскольку этноним «татары» является плодом деятельности определенных лиц , то есть представляет собой продукт конструктивизма, возникает вопрос: как именовались предки казанских татар в прошлом? Этот вопрос волновал многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары». В последних обычно видят мишарей, а в тарханах - феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп - чувашей, мордвы и марийцев черемисов - до недавнего времени вопросов не возникало.
Но где же здесь татары, коль документ написан самими казанцами? Их отсутствие породило предположения, что они зашифрованы под другим названием. Под каким же? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, где какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Как правило, для собственной атрибуции использовались племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият и т. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай - чагатаи, хан Ногай - ногайцы, хан Шибан - шибанцы шибанлыг , хан Узбек - узбеки, но опять же никак не татары. Поэтому попытки некоторых авторов доказать использование данного термина в качестве самоназвания не имеют под собой доказательной базы. Население Золотой Орды именовалось татарами лишь со стороны внешних источников - русских, арабских, персидских, армянских, европейских. Сами себя ордынцы так не называли никогда. Таким образом, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы».
В обыденном сознании русского народа этногеография мира очень проста: на западе живут немцы, а на востоке - татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы - свейскими, испанцы - шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, когда Чингиз-хан истребил подлинных татар Монголии, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык», не могут использоваться в качестве научных терминов. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение лишь недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский».
В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. Современный автор Д. Таким образом, в приводившихся выше документах - челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного - предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши - весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары - культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Совершенно ясно, что здесь описываются не предки нынешних чувашей, а предки казанских татар. Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов - казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали. Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др.
Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины XVI в. Мухаммедьяр писал: Эх, несчастный и тупой татарин, Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина: Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный, Глаз твой черный, ты собака преисподней. Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани мог дать только представитель автохтонного населения края, люто ненавидевшего своих поработителей. Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Как следует из отчета Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел аскил , баранджар, сувар суваз. Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага. Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский Сувазский эмират.
Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине, пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии - булгары и сувары. В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна». По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность, причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане. На каком языке они разговаривали? Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М. Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте r-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык.
Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XV века. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский булгаро-чувашский и мещерский финно-волжский языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт - у ногайцев, Кыпчак - в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков, а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников.
Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек».
Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют». Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас.
В XIX в. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры. Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А. Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» в противовес христианам ». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи , «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев.
Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя». Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875. В Вятской губернии Менделеевский и Агрызский районы РТ проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. Из них: башкир - 154 324 чел. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г. Очевидно, что кривая падения не могла быть обусловлена естественными причинами.
Так, например, на территории соседней Башкирской АССР той же самой переписью было зафиксировано 135 960 мишарей и 23 290 тептярей. Поэтому в катастрофическом снижении численности башкирского и полном исчезновении тептярско-мишарского населения на территории ТАССР нужно видеть результат административного давления республиканских властей, проводивших политику тотальной татаризации населения. Тем не менее, материалы фольклорно-этнографических экспедиций 60-х гг. В силу различных причин местное башкирское население , начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Историк А. Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества.
По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники. При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно.