В четверг, 27 января, в аккаунте Надежды Васильевны Строгоновой в TikTok появилось видео, где блокадница смотрит открытие скульптурной композиции "Памяти блокадным учителям" онлайн. Надежда Строгонова предложила установить памятную табличку на здании, где в блокаду была разрушена школа. Как отметили в пресс-службе вице-губернатора Ирины Потехиной, в блокаду Надежда Строгонова была учителем и спасителем для более чем 600 ленинградских детей, а после войны преподавала в младших классах. Надежда Строгонова предложила установить памятную табличку на здании, где в блокаду была разрушена школа. Во время блокады Надежда Строгонова работала учительницей и воспитателем в детском доме.
Почетному гражданину Петербурга Надежде Строгоновой исполнилось 103 года
Надежде Строгоновой – 102 года и 5 месяцев, но дома она обслуживает себя сама. Надежда Васильевна родилась в городе Холм (Новгородской области) в сентябре 1920 года, и, когда маленькой Надюше было всего 4 годика, её отца убили. На Надежду Васильевну подписаны уже 55К человек, в свои годы она понимает все кеки, влетает в реки, и это не кринж.
Комитет по образованию
Блокадная учительница Надежда Строгонова была удостоена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В субботу, 24 сентября, награду от президента России вручили блокадной учительнице Надежде Васильевне Строгановой. «Выставочный проект в Манеже приурочен к 80-летию полного снятия блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Почётным гражданином Санкт‑Петербурга стала 102-летняя блокадница и старейший учитель города Надежда Строгонова. Администрация Тореза» Новости» Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда Надежды Васильевны Цыганковой.
Комитет по образованию
Легендарная учительница старается сделать все, чтобы сохранить память о тех, кто в блокаду сберег жизнь своим питомцам, о «классных мамах», как называли их дети. Сегодняшним учителям Надежда Васильевна желает, чтобы они помнили, как важно чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Фото: Артем КИЛЬКИН В первые дни после взрыва Надя чудом нашла директора столовой, согласившегося накормить 200 детей без продуктовых ученических карточек, хотя это могло караться расстрелом. Позднее ценные талончики нашли под развалами школы в несгораемом шкафу. Сами носили парты, ремонтировали дыры фанерой и картоном, мыли полы, тащили дрова. Эта школа связана с Надей не только ее учительским подвигом и работой, но и личной трагедией. Александр Федорович Строгонов, тот самый директор, что решил выпускать детей из бомбоубежища домой, стал надиным мужем. А через год после войны, отведя два урока математики, умер от сердечного приступа. Надя осталась с 4-месячным сыном на руках, но продолжала учить детей. Те самые ученические продуктовые карточки, которые едва не погибли под развалинами уничтоженной школы. На жакет женщины легли почетные медали «За доблестный труд во время войны» и «За оборону Ленинграда».
На пенсию Надежда Васильевна ушла в 55 лет из-за проблем со слухом. Впрочем, дома активной женщине не сиделось, она работала на городской телефонной станции, участвовала в общественных работах, трудилась в бюро райкома профсоюза. И продолжала быть учителем, подрабатывать репетитором. Ведь как я осталась одна с маленьким сыном, так больше и не создавала семью. Тяжелая жизнь и интересная выдалась, невзгоды меня закалили, - подытожила Надежда Васильевна. В январе 2022 года по ее инициативе в Соляном переулке установили памятник блокадному учителю. Несколькими годами ранее Надежда Строгонова добилась установки мемориальной доски в память погибшим учителям на 6-й Советской улице, где была взорванная школа. Надежда Васильевна со своими учениками. Если вокруг тебя добрые любящие люди, и у тебя доброе сердце — больше ничего не надо. Знать, что рядом друг и он всегда поможет.
И еще хорошо питаться: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Не есть после семи вечера, а съесть яблоко или выпить стакан кипятка, чтобы лечь спать с легким желудком.
А в августе 1941 года в здании снова заработала школа-десятилетка, уже под номером 161. Надежда Васильевна в центре с последней сменой детей из детского дома, эвакуированных по Дороге жизни. Вместе с коллегами Надежда подняла на ноги 625 ребятишек.
Фото: личный архив героя - Мы ставили парты, заготавливали дрова для отапливания, чтобы дети приходили в теплый класс. Ломали заборы, прилавки базаров, деревья — плачем, сил нет, были чуть живые. Первые уроки были про то, как вести себя при обстреле и спускаться в бомбоубежище. В школах организовали питание, давали горячий суп, жмыховый или дрожжевой. Дети спешили в школу, потому что дома было голодно, холодно, мама на работе.
А здесь тепло, ждет классная мама и есть еда. Многие старшие ребята уходили после уроков работать на завод, но проблем с учебой не было ни у кого, - говорит Надежда Васильевна. Школы не стало 16 апреля 1943 года. Здание разнесло вражеской бомбой, в бомбоубежище тогда погибли пять учителей. Если бы не рисковое решение директора выпускать детей из убежища по домам, невзирая на тревогу, не стало бы и детей.
Саму Надю тоже уберегла судьба — она убежала домой, к торцу здания, за 10 минут до взрыва. Страшная взрывная волна накрыла ее в домашнем кресле, с тех пор девушка стала терять слух. Уже 102-летняя Надежда Васильевна читает по губам. Юная Надежда Васильевна в начале карьерного пути. Учителем, кстати, она стала совершенно случайно.
Фото: Артем КИЛЬКИН В первые дни после взрыва Надя чудом нашла директора столовой, согласившегося накормить 200 детей без продуктовых ученических карточек, хотя это могло караться расстрелом. Позднее ценные талончики нашли под развалами школы в несгораемом шкафу. Сами носили парты, ремонтировали дыры фанерой и картоном, мыли полы, тащили дрова.
В наши годы она активно участвовала в городской жизни. В частности, именно по ее инициативе были установлены мемориальная доска на 6-й Советской улице — на месте бывшей школы, которую разрушила бомба, и памятник блокадному учителю в Соляном переулке. На встречах с учителями я всегда рассказываю о вас. Вы стали легендой нашего города.
«Малый блокадный радиус» Нади Быстровой
Сначала школу переоборудовали в детский дом, а потом обратно в учебное заведение. За годы существования детдома они смогли выходить и эвакуировать по «Дороге жизни» 625 детей. А 16 апреля 1943 года в школу попала бомба. Как говорит Надежда Васильевна: «Фашисты продолжали скидывать бомбы в это место, будто чувствовали, что там дети». К счастью, их удалось отправить по домам, но школа была разрушена, а несколько учителей погибли. Надежда Васильевна со слезами на глазах вспоминает об этом страшном дне.
Она помнит, как в школе в январе организовали детский дом и директором был назначен ее будущий муж.
В здании РОНО были матрасы ватные. Мы, четыре человека, по одному матрасу несли, еле тащили, чтобы положить на сани. Две поездки сделали от 9-й Советской до нашей школы. И все. Лошадь умерла. Детприемник был в школе на Невском, 174, если идти от Лавры.
В детдом мы приносили свои кастрюли большие, чтобы готовить, топить было нечем, мы вначале из разбомбленных домов собирали, что можно жечь, полы вытаскивали, что можно дотащить. Потом обратились в РОНО — дайте что-нибудь, нам надо топить хотя бы там, где спать будут дети. Нам разрешили сломать Овсянниковский рынок, там теперь сад Чернышевского. Лабазы большие, стеллажи — все деревянное. Нам этого рынка хватило — пока был в школе детский дом. Мне было тогда плохо, раны на ноге из-за голода открылись страшные, до дому мне было не подняться на третий этаж.
Я подала заявление директору, чтобы рассчитали меня. Директор мое заявление выбросил и сказал, что пока буду ночевать в детском доме. Дети у нас были разные, но только треть из них могла спуститься со второго этажа на первый в столовую покушать. А остальных мы кормили в кроватях с ложечки. Надежда Васильевна плачет, ее голос прерывается. Эти вот их лица обтянутые, зубешки все видны.
Мы им ложечками разжимали зубы и вливали туда горячий чай. Было, когда детей находили здесь близко и приносили к нам. Один случай я хорошо помню — в доме рядом. Мы с Софьей Ивановной пришли — нам сказали, что из квартиры не выходят сын с матерью. Мы пришли туда с Софочкой — квартира открыта, стоит кровать с грудой тряпья и никого не видно. Тряпье сняли — мать холодная уже.
А ребенок, Софья говорит, что он тоже мертвый. Я разобрала тряпье, к грудке ухо приложила, говорю: «Соня, бьется сердечко». Закутали его в одеяло, понесли к нам, это был уже февраль. У нас в круглой натопленной печи мы грели воду внутри в кастрюльке маленькой, горячую выливали в корыто и разбавляли, чтобы была тепленькая, сажали туда ребенка. И вот пришла завуч Мария Григорьевна Блок с ножницами, чтобы остричь волосы у ребенка, а волосы все шевелились. Она охапку берет и в печку, там громко хлопает — вши лопаются.
И в этих условиях 6 января 1942-го мы получаем приказ — открыть детский дом. Нам прислали директора, и я сказала, что напишу заявление об уходе — от истощения не могу работать. Это меня спасло».
Кажется невероятным, но обессиленные, голодные учителя в лютую зиму 1942-го за две недели сумели наладить работу детского учреждения. В разрушенном, замерзающем городе нашли две сотни кроватей, матрасы, посуду, бельё, организовали питание. Бытовые отряды собирали их по всему городу, некоторые так и лежали рядом с умершими родителями.
Остальных мы кормили в кроватях, ложечками разжимали зубы и вливали горячий чай. Так, постепенно, подняли самых трудных». Не было воды — её носили с Невы, падая от тяжести громоздких бидонов.
Вместо света зажигали коптилки. Но сильнее всего досаждал холод. Что делать?
Обратились в роно, и нам разрешили сломать Овсянниковский рынок, сейчас сад им. Там были стеллажи, прилавки — всё деревянное. Легко сказать, а где взять силы?
Вчетвером на лом ложились. Директор упал с крыши, повредил спину, но работу не оставил. Так вместе всё разломали, и этих дров хватило».
При этом учителя думали и как подбодрить ребят, вселить в них надежду. А накануне за ночь директор каждому из воспитанников написал стихи и дал прочесть их артистам. Обо мне, и обо мне!
Заулыбались, оживились. Директор этим воспользовался и объявил: в честь праздника завтра объявляется день самообслуживания. Надо было видеть, с какой ответственностью работали дети, даже лежачие встали.
Потом ещё просили устроить такой день». Всего в блокадном городе Надежда Строгонова вместе с другими учителями выходила 625 детей.
Беглов подарил Надежде Строгановой памятную серебряную медаль «75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», сертификат на приобретение слухового аппарата и цветы. Отмечается, что Макарову вручили награду за вклад в развитие парламентаризма, активную законотворческую деятельность и многолетнюю добросовестную работу. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург.
Беглов поздравил со 100-летним юбилеем блокадницу Надежду Строганову.
Именно по этой причине учительница не любит всем известное ЕГЭ. Не понимает, как всех детей, настолько разных в своих способностях, равняют под одну линейку из стандартных заданий - так ведь и зачатки талантов можно загубить! Не нравится Надежде Васильевне и политика современных школ: за то, что учителям не хватает времени на воспитательную работу, а дети загружены тем, что им не нужно. В начальной школе это важнее всего.
Поэтому современные дети совсем другие, они ни с чем не считаются, недооценивают роль учителя. А ведь это самая высокая профессия! Она готовит новое поколение, и эти люди зависят от школьного образования, - уверена Надежда Васильевна.
Надежда Васильевна по сей день остается для своих учеников мудрой наставницей. Ее дети держат с ней связь, отмечают ее дни рождения и дарят подарки. Педагогам, отмечает Строгонова, стало гораздо легче готовить наглядные материалы.
Раньше, завидует молодым коллегам Надежда Васильевна, учителям приходилось искать книги, чертить и рисовать все, что пригодится школьникам. Правда, компьютером сама учительница все же не пользуется, но регулярно появляется в соцсетях, благодаря внуку. В ее аккаунтах теперь и видео со встреч с учениками, и обращения к подписчикам с благодарностями и небольшие истории от первого лица.
Трудно поверить, что призванный педагог собирался работать бухгалтером — на него совсем юная Надя, вышедшая из бедной семьи с восемью детьми, отучилась в техникуме. Там Надю и «обратили» в учителя — попросили подменить заболевшего педагога начальных классов. Маленькая Надя сидит вторая справа с матерью, братьями и сестрами.
Директор, оказывается, все это время стоял под дверью — боялся, что дети по партам побегут. Первый класс — самый сложный, 42 ребенка, нужно держать внимание. Я вышла из кабинета с мокрой спиной, а директор сказал, что я прирожденный учитель, - вспоминает Надежда Васильевна.
Несколько лет после Надежда Васильевна вела математику средним классам в той школе, а позднее отучилась на учителя начальных классов. С малышами ей было интереснее — каждый день наблюдать, как ребенок растет и привязывается к классной маме.
И как потом приходилось брести до Невы или топить снег. Она помнит, как в школе в январе организовали детский дом и директором был назначен ее будущий муж. В здании РОНО были матрасы ватные. Мы, четыре человека, по одному матрасу несли, еле тащили, чтобы положить на сани. Две поездки сделали от 9-й Советской до нашей школы. И все. Лошадь умерла. Детприемник был в школе на Невском, 174, если идти от Лавры.
В детдом мы приносили свои кастрюли большие, чтобы готовить, топить было нечем, мы вначале из разбомбленных домов собирали, что можно жечь, полы вытаскивали, что можно дотащить. Потом обратились в РОНО — дайте что-нибудь, нам надо топить хотя бы там, где спать будут дети. Нам разрешили сломать Овсянниковский рынок, там теперь сад Чернышевского. Лабазы большие, стеллажи — все деревянное. Нам этого рынка хватило — пока был в школе детский дом. Мне было тогда плохо, раны на ноге из-за голода открылись страшные, до дому мне было не подняться на третий этаж. Я подала заявление директору, чтобы рассчитали меня. Директор мое заявление выбросил и сказал, что пока буду ночевать в детском доме. Дети у нас были разные, но только треть из них могла спуститься со второго этажа на первый в столовую покушать. А остальных мы кормили в кроватях с ложечки.
Надежда Васильевна плачет, ее голос прерывается. Эти вот их лица обтянутые, зубешки все видны. Мы им ложечками разжимали зубы и вливали туда горячий чай. Было, когда детей находили здесь близко и приносили к нам. Один случай я хорошо помню — в доме рядом. Мы с Софьей Ивановной пришли — нам сказали, что из квартиры не выходят сын с матерью. Мы пришли туда с Софочкой — квартира открыта, стоит кровать с грудой тряпья и никого не видно. Тряпье сняли — мать холодная уже. А ребенок, Софья говорит, что он тоже мертвый. Я разобрала тряпье, к грудке ухо приложила, говорю: «Соня, бьется сердечко».
Закутали его в одеяло, понесли к нам, это был уже февраль. У нас в круглой натопленной печи мы грели воду внутри в кастрюльке маленькой, горячую выливали в корыто и разбавляли, чтобы была тепленькая, сажали туда ребенка. И вот пришла завуч Мария Григорьевна Блок с ножницами, чтобы остричь волосы у ребенка, а волосы все шевелились.
Тут-то и происходит событие, в корне перевернувшее ее жизнь и направившее на педагогическую стезю, — перед 1 сентября учительница начальных классов школы на 6-ой Советской ул. Все сложилось удачно: Надя сразу нашла общий язык с детьми и провела четыре урока. Директор Алексей Михайлович Девяткин воскликнул: «Вы рождены быть учителем, и я вас никуда не отпущу!
Шел 1940 год. Надежда Васильевна хорошо помнит тот день, когда началась война. Все вместе решили прогуляться по городу, посетить Эрмитаж. Решили заехать в гости к другой сестре, Анне, которая жила на Васильевском острове. Антон пошел включить радио и вдруг через несколько секунд вбегает в комнату как ужаленный: "Война! В июле директора и всех мужчин-педагогов мобилизовали на фронт.
Сотрудники школы подготовили помещения к военному времени: очистили подвал и чердак от хлама, оборудовали бомбоубежище, в котором во время воздушной тревоги укрывались жители пяти соседних домов. Каждый день по очереди дежурили на крыше, тушили немецкие «зажигалки». Вскоре в здании разместились бойцы местной противовоздушной обороны. Большое количество машин медико-санитарной команды с красными крестами на крыше привлекло внимание шпионов. По сигналу тревоги с крыши соседнего здания стали вылетать ракеты, указывающие ориентир бомбардировщикам врага. Бомбы падали на жилые дома, расположенные в округе, и пункт противовоздушной обороны решили перебазировать.
Директором назначили учителя математики из Петроградского района Александра Федоровича Строгонова — будущего мужа Надежды: «Он сразу увидел во мне хорошего работника и решил сделать своей правой рукой. Но трудиться к тому времен я была не в состоянии — в Ленинграде уже начался голод, и от постоянного недоедания у меня развилась дистрофия третьей степени и цинга. Поэтому, недолго думая, написала заявление, что не могу работать по состоянию здоровья. Однако Строгонов порвал его и выбросил в корзину. Тем самым Александр Федорович, вполне вероятно, спас молодой женщине жизнь, так как сотрудники детдома могли питаться вместе с воспитанниками.
Во время блокады Надежда Строгонова не только учила, но и спасала маленьких жителей осажденного города. Вместе с другими учителями выхаживала страдающих от голода малышей, отправляла детей в эвакуацию. Мы помним с благодарностью всю свою жизнь имя и отчество первого учителя.
Надежде Васильевне Строгоновой признательно не одно поколение ленинградских, петербургских школьников. Но и она многих помнит поименно. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «С 67 года у меня есть группа учеников, с которыми я до сего времени, больше пятидесяти лет, продолжаю встречи. Они ко мне приходят.
Блокадницу Надежду Строганову наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»
После войны связь с выпускниками блокадной школы у Надежды Васильевны была потеряна, но они сами ее нашли по статье в газете "Ленинградская правда", после чего долго и тепло общались. Сначала выдавали по 400, 300, 250, а с 20 ноября — по 125 граммов хлеба. Наступил голод. Начала гнить левая нога, открылись страшные раны, так что ходить было невозможно. Я жила напротив школы, но дойти не могла, сил не хватало. И в этих условиях 6 января 1942-го мы получаем приказ — открыть детский дом. Нам прислали директора, и я сказала, что напишу заявление об уходе — от истощения не могу работать. А он ответил, что его выбросит: «Оставайтесь, только вместе мы сможем всё выдержать! Кажется невероятным, но обессиленные, голодные учителя в лютую зиму 1942-го за две недели сумели наладить работу детского учреждения. В разрушенном, замерзающем городе нашли две сотни кроватей, матрасы, посуду, бельё, организовали питание. Бытовые отряды собирали их по всему городу, некоторые так и лежали рядом с умершими родителями.
Остальных мы кормили в кроватях, ложечками разжимали зубы и вливали горячий чай. Так, постепенно, подняли самых трудных». Не было воды — её носили с Невы, падая от тяжести громоздких бидонов. Вместо света зажигали коптилки. Но сильнее всего досаждал холод. Что делать? Там были стеллажи, прилавки — всё деревянное. Легко сказать, а где взять силы? Вчетвером на лом ложились. Директор упал с крыши, повредил спину, но работу не оставил.
Так вместе всё разломали, и этих дров хватило». При этом учителя думали и как подбодрить ребят, вселить в них надежду. А накануне за ночь директор каждому из воспитанников написал стихи и дал прочесть их артистам. Обо мне, и обо мне! Заулыбались, оживились. Директор этим воспользовался и объявил: в честь праздника завтра объявляется день самообслуживания.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «С 67 года у меня есть группа учеников, с которыми я до сего времени, больше пятидесяти лет, продолжаю встречи. Они ко мне приходят. Вот в эту субботу у нас встреча всех», — рассказала почетный гражданин Санкт-Петербурга Надежда Строгонова.
Наверное, самые особенные дети были в блокадных классах. Детский дом, организованный при школе, сохранял жизнь страдающим от голода детям. Надежда Строгонова отправила в эвакуацию более 600 своих учеников. Сама чудом уцелела, от прямого попадания бомбы в здание школы.
Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации.
В годы блокады Надежда Строгонова работала воспитателем детского дома, а затем учителем. В ней с 1942 года преподавала Строгонова. В апреле 1943 года на здание была сброшена вражеская бомба.
Всех детей тогда удалось вывести, но под завалами погибли пять учителей.
125 граммов хлеба и вода из Невы
Так 23 января, в канун снятия Блокады, начала своё выступление Надежда Иосифовна Строганова на очередном занятии ЛИТо “Балтийский парус”. По поручению президента РФ Александр Беглов вручил Надежде Строгоновой орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Как сообщила пресс-служба Смольного, Надежда Строгонова работает учителем с 1940 года. Надежда Васильевна Строганова до сих пор приходит в школу и читает лекции, сообщает корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.