Чтобы колядовать на Рождество правильно нужно не только знать песни и стихи, но и обязательно облачиться в традиционные для этого обряда костюмы, вариантов которых довольно много.
Можно ли колядовать в Рождественский сочельник 6 января?
это народная традиция, а в традициях искать какую-то единую норму всегда сложно. "Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются у нас колядками. Отсюда и слово колядованье — «обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год, с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи», языковед.
Когда колядуют в России в 2022 году
Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Почему колядуют на Рождество?
Детские колядки: интересно о празднике
В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках Владимирская губ. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар. Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической.
Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы — символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. Позднее А. Потебня Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г. В 1874 г. Антоновича и М. Драгоманова ср.
Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г. Академии Наук», т. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей. У молдаван начинают колядовать с 25 декабря; колядуют, главным образом мальчики, иногда парни, а девушки не принимают участия. Ходят со звездой, сделанной как у малороссов; кроме того, на ней наклеивают разные изображения — Спасителя, Богоматери и проч. Старший березай ходит с колокольчиком.
У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собою ясли — театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зеленым хвойным деревцом, напр, с елочкою, с зажженными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в села и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки. Читать далее Коленопреклонение Колядник Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.
Даже в наше время можно встретить ряженых колядующих, что весьма прибавляет колорита данному действу. Колядуют как в повседневной одежде, так и «ряжеными» Кстати, обряд колядования известен не только на Руси, но и в Европе.
До наших дней дошли церковные наставления эпохи Средневековья, где была описана эта традиция и все ее правила. Что касается России, то текст колядок менялся на протяжении всей истории, но все же во многих сохранились элементы древних текстов. Хотя появились и более современные, где в основном поют пожелания хозяевам дома, а также призыв одарить колядующих угощением или же финансово. Основные правила Колядования В наши дни колядование — это в основном всего лишь способ развлечься, оригинально навестить родных, друзей, соседей, а также разжиться сладостями и деньгами. Если же подходить более серьезно к этому процессу, то можно устроить целое театральное представление, подготовив заранее костюмы, реквизит и распределив роли между участниками. Особенно колоритно и ярко смотрятся фольклорные и рождественские персонажи.
Кстати, одним из популярных костюмов является коза, символизирующая достаток. Также популярны и национальные костюмы. Зачастую колядующие перевоплощаются в различных животных Как правило, обряд колядования проходит в несколько этапов. Для начала на походе к дому, колядующие поют песни, в которых они выступают с просьбой к хозяевам дома разрешить им у него колядовать. Если разрешение получено, тогда уже колядующие заходят в дом и поют колядки, адресуя их всем членам семьи этого дома. Кстати, сейчас очень часто колядки просто зачитывают как стих.
Если хозяева не прогоняют и не намекают на уход колядующих, то исполняется заключительный этап этого обряда, а именно короткие куплеты, в которых семье желают различные блага. После этого колядующие в песенной или стихотворной форме просят вознаградить их за старания и пожелания. Кутья пришла из языческих обрядов Из язычества к нам пришла и кутья - традиционная поминальная каша из белого зерна пшеница, позже - рис , сваренная на воде, подслащенной медом, которую в народе прозвали сыт. А в православное время эту кашу ели в сочельник, так и не придумав соответствующей христианской символики. Раньше на столе оставляли лишние приборы с горсточкой кутьи. Это было сделано для того, чтобы умершие в уходящем году смогли отведать этой каши.
Поэтому перед подачей кутьи хозяин дома распахивал дверь, приглашая души умерших. А наутро семья гадала - отведали духи кашу или нет.
Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят.
Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.
Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч.
По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К.
Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни.
Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода!
Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом.
И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником!
С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает? Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?
В Сочельник, как только на небе появилась первая звезда, знаменующая рождение Сына Божьего, начинались Колядки. Их главной целью были пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, благополучия в семье. Колядники ходили по всем домам, за исключением тех, у кого недавно было горе кто-то сильно болеет или умер. Чтобы было понятно, как ритуалы колядования проводились, можно выделить основные этапы: подготовительный процесс. Он начинался еще задолго до наступления рождества. Народ шил костюмы, распевал новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было примерить чей-то образ, например, животного. Раньше было принято, чтобы среди колядующих кто-то был наряжен в козу. Она считалась признаком богатства и благополучия; хождение по домам. Молодежь собиралась толпой по 5-10 человек, и когда темнело, отправлялась колядовать. В каждой группе определяли звездаря — он носил звезду, звонаря с колокольчиками и мехоношу — того, кто собирает все дары. Ряженые девушки и парни на подходе к дому запевали песни, затем показывали хозяевам небольшую веселую сценку и просились в дом; дарение гостинцев. Хозяева, к кому пришли колядующие, должны были их одарить подарками. Это могли быть сладости, конфеты, сдобная выпечка, печенье, варенье. Иногда могли дать деньги, но это было реже. Кто-то приглашал добродушно колядующих за стол, но нужно было обязательно что-то им дать, нельзя отпускать молодежь без угощения. В завершении вечера колядующие делили подарки поровну, а затем расходились по домам, пить чай с угощениями. На следующий вечер обряд повторялся, а сами Колядки продолжались до наступления 9 января. Испокон веков колядовать разрешалось всем: девушкам, мужчинам, детям, подросткам, пожилым.
Колядки: как и когда правильно колядовать
Это можно сделать на Рождество, на следующий день после колядования. Ограничения и запреты на колядки: Запрещено колядовать в тех домах, в которых в течение года были случаи смерти кого-либо из жильцов. Почему колядуют на Рождество? Коляда, коляда Коляда, коляда, На другой день Рождества! Русские народные колядки на Рождество: тексты стихов и песен для детей и взрослых на русском языке. "Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются у нас колядками.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином… От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа — для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник».
Колядки Богогласника — чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако малороссийский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, — иногда — до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря.
Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19. Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров.
Благосклонное внимание богов — с языческой точки зрения — обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках Владимирская губ. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом.
В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар. Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О.
Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы — символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. Позднее А. Потебня Объяснения малорусских и сродных песен, т.
II, Варшава 1887 г.
Когда на Руси появилось христианство, колядники стали прославить в песнях Господа нашего Иисуса Христа. Но за время обряды так тесно переплелись, что часть осталась от языческого наследия, а другая часть — от православной веры. В Сочельник, как только на небе появилась первая звезда, знаменующая рождение Сына Божьего, начинались Колядки. Их главной целью были пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, благополучия в семье. Колядники ходили по всем домам, за исключением тех, у кого недавно было горе кто-то сильно болеет или умер.
Чтобы было понятно, как ритуалы колядования проводились, можно выделить основные этапы: подготовительный процесс. Он начинался еще задолго до наступления рождества. Народ шил костюмы, распевал новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было примерить чей-то образ, например, животного. Раньше было принято, чтобы среди колядующих кто-то был наряжен в козу. Она считалась признаком богатства и благополучия; хождение по домам.
Молодежь собиралась толпой по 5-10 человек, и когда темнело, отправлялась колядовать. В каждой группе определяли звездаря — он носил звезду, звонаря с колокольчиками и мехоношу — того, кто собирает все дары. Ряженые девушки и парни на подходе к дому запевали песни, затем показывали хозяевам небольшую веселую сценку и просились в дом; дарение гостинцев. Хозяева, к кому пришли колядующие, должны были их одарить подарками. Это могли быть сладости, конфеты, сдобная выпечка, печенье, варенье. Иногда могли дать деньги, но это было реже.
Кто-то приглашал добродушно колядующих за стол, но нужно было обязательно что-то им дать, нельзя отпускать молодежь без угощения. В завершении вечера колядующие делили подарки поровну, а затем расходились по домам, пить чай с угощениями.
Православные могут есть рыбу, каши, овощи, фрукты, хлеб и мед, а сухоядные дни не такие частые, как, например, при Успенском посте. Оба собеседника «360» подчеркнули: цель поста — духовное очищение и подготовка к празднику: отказаться от зла, плохих привычек и мыслей, не сквернословить и не ругаться. РИА «Новости» В 2024 году начало празднования Рождества выпадает на выходные дни первой новогодней недели: 6 января — суббота и 7 января — воскресенье. Эзотерик уточнила: отмечают религиозный праздник не один день, а неделю — до 13 января. Тем не менее именно с 6 на 7 января все православные должны быть на праздничном, торжественном богослужении.
Придя домой с этой службы, можно поздравлять всех с Рождеством Христовым. Праздник наступил, пост снимается», — объяснила Бэла Белая. В канун Рождества Христова, в ночь с 6 на 7 января, православные идут на службу в храм или церковь на Великое повечерие и Всенощное бдение. Обычно Божественная литургия начинается в 23:00 по местному времени и занимает один или два часа в зависимости от традиций самого храма. Рождественское богослужение из главного храма страны — храма Христа Спасителя в Москве — обычно транслируют по телевизору. А возглавляет праздничную и торжественную двухчасовую службу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
История возникновения Принято подразделять этот обряд на две формы: Рождественскую, которую проводят непосредственно в праздник Рождества Христова. Посевную, которая проводится в старый Новый год и причастна к плодородию грядущего урожая. Если первая разновидность колядок является христианской, то вторая имеет языческие корни и связана непосредственно с влиянием природных сил. Ежегодно, в день зимнего равноденствия, древние жители Руси почитали эту богиню, прося ее о хорошем урожае. Как только государство приняло Крещение, обряд приобрел христианский характер. Ходить колядовать стало принято в Рождество. Постепенно рождественский обряд стал затмевать языческий. Особенно распространен первый вариант в южных регионах страны. Мелодия и слова языческого обряда были простыми и легко запоминающимися. Христианские же приобрели несколько усложненный характер. А вот если прислушаться к словам и мотиву, то можно отметить то, что большинство песен колядок имеют украинское происхождение. Колядовать на Руси было принято не поодиночке, а группами. Причем было условие, которое должно было соблюдаться: взрослые отдельно от детей и подростков. Считалось, что если дом посетит большое количество колядующих, то год для хозяев будет удачным. И хозяева должны были отблагодарить гостей — дать им угощения, которые складывались в один мешок.
Почему запрещено колядовать?
- История Святок
- Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать | «Красный Север»
- Когда отмечают Рождество Христово в 2024 году
- Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
Новости страны Северной
Они обязательно должны завершаться поздравлениями. К сожалению, сегодня коляда часто сводится к получению денежной награды, а поэтому дети стараются как можно быстрее спеть колядку, чтобы только заработать. Попробуйте объяснить своему ребенку, что суть колядки - в другом. Колядников же одаривайте не деньгами, а тем, как это делали раньше, - конфетами, яблоками, орехами… Щедрование Выполняются щедривки в вечер накануне Старого Нового года, то есть 13 января. Они отличаются от колядок своим неприменным припевом "Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер! По христианскому календарю - это день преподобной Мелании. Меланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василием-Луной известить хозяев о последующих торжествах. Утром этого дня начинают готовить вторую обрядовую кутью - щедрую. В отличие от "богатой" что на Рождество ее можно заправлять скоромниною.
Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с сыром, чтобы одаривать щедровальников и посевальщиков. Вечером и до полуночи щедровальники обходят дома. Щедруют преимущественно девушки. Однако, на Меланки ходят также и холостяцкие группы. Они называются «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками.
От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием — у французов noels , немцев Weihnachtslieder , англичан carols , испанцев villancicos , в Италии они назывались pasturelles и т. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв. В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т. Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.
На Украине колядующих одаривали даже колбасой — но, конечно, домашнего приготовления. Но есть одна вещь, которая сильно смущает православных христиан в колядках. Существует не христианская традиция надевать на себя страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. От подобных обрядов, разумеется, нужно отказаться, они явно имеют языческий смысл и происхождение. В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Рождественская колядка — это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть — родился Спаситель мира. Как правило, у колядок нет авторов, они могут быть литературно неграмотны, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и стремятся одарить этой верой, вместе с Рождественской радостью всех окружающих. По материалам:.
Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. Коляда — веселое, желанное божество. Поедая обрядовое печенье в виде коров каравай, рогалики , поминают Тура.
Когда можно колядовать и щедровать
- Ответы : когда колядуют и щедруют? когдааа
- Когда можно колядовать и щедровать
- Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать
- Когда колядуют в России, какого числа и как правильно
Когда колядуют в России вечером или утром?
- Колядки на Рождество 2023-2024 для детей: 100 коротких рождественских колядок
- Колядки: история праздника для детей
- Когда колядуют в России в 2024 году
- Святочное колядование
- Традиции празднования Коляды. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
- Какова история колядок