Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва — 13 марта 2024, Москва) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Большого театра в 1954—1976 годах.
Сын Наталии Касаткиной назвал причину ее смерти
С 1977 года и до конца жизни вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Василёвым, Наталия Дмитриевна руководила Театром классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, где выступала как балетмейстер.
Василёв отметил, что в день, когда Касаткиной стало плохо, они обсуждали спектакль балета «Пушкин», который должен выйти в июне к 225-летию со дня рождения поэта.
Пока готов первый акт, пояснил он. В период с 1954 по 1976 год Касаткина была солисткой Большого театра. С 1960-х стала работать как балетмейстер, спектакли ставила вместе с мужем Владимиром Василёвым.
И, конечно же, вместе с родителями приходят дети, замечу, не только на детские спектакли. Бывают инциденты, когда приходят, например, на спектакль «Чудесный мандарин», а потом говорят: «Мы пришли на сказку, а нам показали какую-то странную историю». Но это не странная история, а захватывающая.
И музыка там такая же! И даже взрослые приходят на этот детский спектакль по несколько раз, потому что он им интересен. Я безумно люблю балет, я мечтала попасть в балет с раннего детства.
Уже к окончанию школы я начинала что-то сочинять свое и показывать артистам. Потом попала в труппу Большого театра, — там протанцевала много и успешно. И безумно любила танцевать.
Именно там мы начали с Владимиром Василёвым ставить спектакли — поставили тогда четыре балета и одну оперу. Дальше, когда мы получили свой балет, сначала мы четыре спектакля поставили в Кировском театре ныне Мариинский — прим. После этого нас пригласили возглавить Кировский театр, и одновременно пригласили возглавить тот театр, в котором я сейчас работаю — Театр Классического балета.
От предложения, которое нам сделал тогда Кировский театр, не отказываются. И мы не отказались. Но министр культуры СССР Петр Нилович Демичев, который с нами разговаривал и предлагал нам возглавить «Классический балет», сказал: «Ленинград — это даже не республика, это отдельная страна.
Что вам там предстоит, я не знаю. Если там что-то пойдет не так, то я не смогу вам помочь». А у нас уже все было запланировано для переезда: и квартира на Невском проспекте, и намечена встреча с труппой.
Хотя обе труппы театра, и балетная, и оперная, нас уже прекрасно знали, потому что мы выезжали вместе заграницу. Много ездили по стране. Артисты театра нас очень любили.
Тем не менее, мы с радостью вернулись к идее создать свой театр, и сказали Петру Ниловичу: «Мы приняли такое решение и никогда об этом не пожалеем. Мы хотим сделать свой авторский театр, и построить театр». Он нам отвечает: «Вы сначала сделайте репертуар, а потом стройте театр».
Сейчас у нас репертуар — 33 спектакля, а театра еще нет. Но мы надеемся, что мы его построим. Вдохновляет меня само искусство и любовь к нему.
И желание все еще до сих пор, несмотря ни на что, делать что-то новое, сочинять необычные вещи. Я надеюсь, что «Буря» — это такая загадочная вещь, что я там смогу сочинить интересный для всех балет. Но прежде всего меня вдохновляют артисты.
Вы не представляете, как они сейчас соскучились по сцене, когда нам нельзя было даже репетировать. А потом репетировать можно было, но нельзя было нигде выступать. Cейчас еще эти сложности и ограничения все еще существуют.
Но как артисты работали после окончания карантина, и как работают сейчас! С такой отдачей, с таким вдохновением. Помогают друг другу, вспоминают что-то, вносят свои коррективы и предложения в новый спектакль.
Я очень люблю, чтобы сперва артисты все точно исполнили, как у меня задумано, а потом ты даешь им свободу. Это интересный творческий процесс, который развивает и артиста, и хореографа. Когда мы с артистами разговариваем о спектакле, то половину спектакля мы, хореографы-постановщики, хозяева.
А со второй половины спектакля артисты настолько вживаются в роль, что они могут сказать: «Вы знаете, Наталья Дмитриевна, мой герой так бы не поступил. Он поступил бы по-другому». И предлагают мне, как они это видят.
Тогда надо артисту дать шанс сделать так, как он считает правильным. Я иногда пускаю на самотек процесс репетиций, и артисты сами что-то придумывают. Например, Михаил Барышников на репетициях балета «Сотворении мира» всегда придумывал что-то невероятное.
Когда заканчивалась наша с ним основная репетиция, то он спрашивал: «Мы закончили»? И после этого они с В. Василёвым начинали придумывать что-то свое.
Василёв ставил хореографию, а Барышников это гениально исполнял. Эта хореография идет по всему миру, и даже прыжки называются «барышников», так как именно он их первый исполнил. Какие-то современные постановки, которые появляются, могли бы отметить?
Если балетмейстер хороший, то он не конкурент, потому что я с уважением к нему отношусь, восхищаюсь его работами. В работах балетмейстера самое главное это индивидуальность. Если ее нет, то это не балетмейстер.
А если есть даже если он профессионал, то знаете, как про писателей иногда говорят «графоман». Вот есть и балетмейстеры-графоманы.
Похоронен на Зеленковском кладбище в Истринском районе Подмосковья.
Это вообще уникальный случай. У нас есть ордена Петра и Февронии. За любовь и верность семейным ценностям», — рассказала Касаткина в интервью « Известиям » в 2019 году.
Оператор фильма «Простые вещи» с Леонидом Броневым и Сергеем Пускепалисом в последние года боролась с онкологией.
Наталия Касаткина
Фотографии из подборки РИА Новости 14.03.2024: Умерла народная артистка Наталия Касаткина | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра. «Наталия Дмитриевна скончалась вчера поздним вечером в клинике Склифосовского», — пояснила Валентина Бурьянова ТАСС. Наталия Дмитриевна Касаткина умерла в ночь на 14 марта 2024 года в клинике имени Н. В. Склифосовского в возрасте 89 лет.
Наталия Дмитриевна Касаткина
- Путин направил телеграмму с соболезнованиями родным Наталии Касаткиной
- Касаткина Наталия Дмитриевна
- Умерла Народная артистка РСФСР Касаткина
- "Таких, как она, больше не будет"
- Касаткина – последние новости
- Какой мы запомним ушедшую из жизни Наталию Касаткину
Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева
Доступ на траурную церемонию для поклонников таланта Натальи Касаткиной был беспрепятственным, в общей сложности в зале находилось около ста человек, и среди них большая часть была с идеальной осанкой - балет есть балет. Труппа московского "Театра классического балета", партнеры по сцене, многочисленные ученики, солисты балета "Большого театра" и ценители творчества балерины, в включая и Илзе Лиепа, говорили памятные речи, слова соболезнований, вспоминали черты характера Натальи Дмитриевны, скончавшейся 13 марта в возрасте восьмидесяти девяти лет. Сын балерины, директор "Государственного академического театра классического балета" Иван Василев зачитал тексты из телеграмм соболезнования от правительства Москвы, от министра культуры РФ Ольги Любимовой.
Пока готов первый акт, пояснил он. В период с 1954 по 1976 год Касаткина была солисткой Большого театра. С 1960-х стала работать как балетмейстер, спектакли ставила вместе с мужем Владимиром Василёвым. С 1977 года супруги руководили труппой концертного ансамбля «Классический балет», позже переименованного в Государственный академический театр классического балета.
По словам ее сына, на проблемы со здоровьем она не жаловалась. Артист отметил, что переживает смерть Наталии Касаткиной как личную трагедию. Когда я заканчивал училище, она ставила для меня номер, это была первая работа, сделанная для меня. Затем в течение жизни мы часто обменивались своими творческими работами.
Я переживаю это как свою личную трагедию", — поделился он. Балерина Анастасия Волочкова назвала смерть Касаткиной большой утратой для отечественного балета, ведь специалистов столь высокого уровня больше не будет. Она всегда ратовала за то, чтобы классический балет жил, существовал. Это очень большая утрата для русского балета, потому что сейчас получается так, что мэтры великого балетного искусства уходят из жизни, а на смену им не приходят такого уровня люди. Таких уже не будет. Соболезнования всем ее близким, я буду молиться о ней", — сказала артистка.
По словам Бурьяновой, Касаткиной не стало поздним вечером 13 марта. Реклама «Ей стало плохо, отвезли в клинику Склифосовского. Она скоропостижно скончалась в 22:20, вот так все случилось.
Когда будут похороны мы еще не знаем, еще не обсуждали. В июне у нее должен был быть юбилей, 90-летие.
Умерла известная балерина: она танцевала в Большом театре и сама ставила там спектакли
Окончила Московское хореографическое училище, в 1954-1976 годах работала в Большом театре. С 1977 года вместе с мужем Владимиром Василевым руководила московским Театром классического балета. Среди ее постановок в театре - "Волшебный камзол", "Гаянэ", "Жизель", "Золушка", "Чудесный мандарин".
Причина смерти пока не известна. Заключение выдадут в клинике, добавил он. Василёв отметил, что в день, когда Касаткиной стало плохо, они обсуждали спектакль балета «Пушкин», который должен выйти в июне к 225-летию со дня рождения поэта. Пока готов первый акт, пояснил он.
Василёва, Наталия Дмитриевна решила посетить только Чебоксары. Народная артистка отметила, что её заинтересовала самобытная культура чувашского народа и звучание национального языка.
Для нас очень важно, чтобы зритель тепло принял наш спектакль «Дон Кихот», — отметила художественный руководитель театра, народная артистка России Наталия Касаткина. Уже 45 лет Наталия Касаткина руководит одним из трёх в России авторских театров классического балета. Каждый новый спектакль — это эксперимент, поиск новых путей в искусстве хореографии. Мы обратились снова к Сервантесу и у нас появились новые комические персонажи: бакалавр Карраско и племянница Дон Кихота — Антония, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях и разыгрывают роль его верного коня Росинанта. Образ незадачливого жениха Китри, дворянина Гамаша, стал более забавным и выразительным. Эти детали дополнили историю и добавили в нее новых красок. Спектакль стал более понятным и очень веселым, — рассказывает Наталия Дмитриевна.
Наталия Касаткина
Окончила Московское хореографическое училище, в 1954-1976 годах работала в Большом театре. С 1977 года вместе с мужем Владимиром Василевым руководила московским Театром классического балета. Среди ее постановок в театре - "Волшебный камзол", "Гаянэ", "Жизель", "Золушка", "Чудесный мандарин".
Наталия Касаткина — лауреат Государственной премии СССР, награждена пятью орденами и множеством театральных премий, внесла огромный вклад в развитие современного русского балета, создав в 1970-х вместе с Владимиром Василёвым собственную хореографическую школу, из которой вышли десятки звезд, украсивших ведущие мировые театральные сцены. Мы глубоко сопереживаем всем, кто хорошо знал и любил Наталию Дмитриевну.
В 1954—1976 годах — солистка балетной труппы Большого театра. Исполняла характерные танцы в балетах « Лебединое озеро », « Раймонда », « Золушка », « Дон Кихот », « Весна священная », « Кармен-сюита ». Начиная с 1960-х годов, работает как балетмейстер, ставя спектакли вместе с мужем, Владимиром Василёвым.
Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского , поставив его « Весну священную » в Большом театре.
Читать д.
На 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР Наталия Касаткина
14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра классического балета. Наталия Дмитриевна отдавала служению искусству весь свой колоссальный талант балетмейстера, всю свою неистощимую энергию и широту души. 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра классического балета. Наталия Дмитриевна Касаткина поблагодарила Главу Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева, министерство культуры, по делам. «Наталия Дмитриевна скончалась вчера поздним вечером в клинике Склифосовского», — пояснила Валентина Бурьянова ТАСС.
13 марта ушла из жизни Художественный Руководитель театра Наталия Дмитриевна Касаткна
Художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина ушла из жизни сегодня, 14 марта. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. Руководитель Государственного академического театра классического балета народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила помощница артистки Валентина Бурьянова.
Народная артистка России Наталия Касаткина отпразднует юбилей на гастролях в Китае
Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета, артистка балета Наталия Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. Касаткина Наталия Дмитриевна. Наталия Дмитриевна Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве.
Умерла руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина
Но большинство балетмейстеров, особенно старшего поколения, они не дожили до создания своих собственных театров, и это очень жаль. В наши дни есть человек, профессионал, которого я безумно уважаю, восхищаюсь и очень за него рада — это Борис Эйфман. Потому что у него ярчайшая индивидуальность. Не зря его любят во многих странах мира, не только в России. Он работает по-своему, он полностью состоявшийся как постановщик. Сейчас у него открылась школа, и не только школа, но и детский школьный театр танца. Чтобы можно было развивать искусство великого Ленинградского балета. Когда-то он мне сказал, что через два года должны открыть и основной его театр.
Ему сейчас 75 лет, и он выглядит очень счастливым. У него невероятная энергия. Все его спектакли разные и в то же время в едином стиле. Они все очень интересные! Это все те, кого я бы хотела отметить из коллег. Балетмейстеров в мире всегда было очень мало, а сейчас просто беда. Сейчас стало совсем мало именно самостоятельных и ярких индивидуальностей.
Очень жаль. Потому что для них не созданы условия, чтобы они могли развиваться. Мы надеемся, что если мы построим свой международный центр балетного искусства, то мы позволим работать и развиваться талантливым постановщикам. Будем выделять тех, кто прирожденный балетмейстер, по призванию. Потому что именно таких людей надо поддерживать в их развитии. А бездарные сами прорвутся, я так считаю. И кто работает с артистами?
Вы специально приглашаете кого-нибудь при репетициях и подготовке спектаклей? В частности, такие как Пьер Лакотт. Замечательный балетмейстер, француз, парижанин. Он поставил специально для нашего театра «Натали или швейцарская молочница». Сначала в нем участвовали только наши артисты. Но потом самая главная балерина ушла в декретный отпуск. Мы сперва расстроились, так как балерина очень хорошая.
Но нашим большим другом была Екатерина Максимова, и мы пригласили ее. Конечно, Пьер был очень доволен. Получился выдающийся спектакль. Альберто Алонсо в свое время поставил «Кармен-сюиту» для Майи Плисецкой в Большом театре, и мы сами были в первом составе того спектакля, у меня там тоже была одна из чудесных ролей. В настоящее время у нас просто нет возможности приглашать западных балетмейстеров, хотя кого-то мы очень хотели бы пригласить. Не буду сейчас их называть. Есть балетмейстеры, которые нам интересны.
И в основном те, кто не очень востребован. Потому что сейчас во многих театрах идет все то, что уже шло давным —давно, и уже набило оскомину в Европе и Америке. А теперь все эти спектакли переносят к нам в Россию. Нам хочется чего-то нового и необычного. И есть хореографы, которых мы бы с удовольствием пригласили на постановку, если бы была такая возможность. Но без своей сцены мы этого cделать не можем. На наших спектаклях зритель смеется, и плачет, и аплодирует.
И стоит в партере после спектакля минут по 20, никто не уходит. Даже если спектакль идет в Кремле, где 6000 мест. У нас всегда были аншлаги, с самого начала, как только мы заступили в этот театр и сделали свой первый спектакль с Арамом Хачатуряном «Гаяне». Два года этот спектакль шел с переаншлагами, и всегда зрители в конце вставали и аплодировали очень долго и кричали «браво». В наши дни это продолжалось, пока шли спектакли, до коронавируса и карантина. Планируются ли гастроли в других городах? Это два очень близких друг другу композитора, поэтому мы их объединим.
Самое главное, чем мы очень дорожим, это фестиваль наших авторских балетов в Санкт-Петербурге, который пройдет с 27 августа в течение недели на сцене Балтийского дома. Мы там покажем «Сотворение мира», «Лисистрату», «Весну священную», «Жар птицу», «Петербургские сумерки», «Чудесный мандарин». Затем у нас будет гастроли по городам Белоруссии и Прибалтийских государств. Мы не зря работали во время пандемии, — у нас это время ушло на возобновление всех этих спектаклей. А наш новый спектакль мы покажем петербуржцам чуть позже. Но покажем непременно, ведь нас там всегда очень любили и любят!
Касаткиной и В. Василёва, где выступала как балетмейстер. Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни t.
Станиславского и Немировича-Данченко. А балет «Сотворение мира» Андрея Петрова в Кировском театре в 1971 году принес им мировую известность. Спектакль с успехом прошёл на шестидесяти сценах мира. Владимир Василёв скончался в 2017 году, после чего Касаткина продолжала руководить театром одна. Она не дожила двух месяцев до 90-летнего юбилея, празднование которого должно было состояться в июле на сцене Большого театра.
Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского, постановив его «Весну священную» в Большом театре. В 1977 году была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля «Классический балет». С тех пор Касаткина и Василёв — бессменные художественные руководители этой труппы, с 1992 года носящей название Государственный театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
фотографии >>
- Сын Наталии Касаткиной: она до последних дней много работала в театре
- Наталия Касаткина - биография, новости, личная жизнь
- Сегодня ночью не стало народной артистки РСФСР Наталии Касаткиной | ФГБУК РОСКОНЦЕРТ
- Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
Просто Новости
- Касаткина Наталия Дмитриевна. Большая российская энциклопедия
- Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри» | Ballet Magazine
- Биография солистки балета и педагога Наталии Касаткиной
- Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина скончалась в 89 лет
- Другие новости
Умерла Наталия Касаткина
Скончалась народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина. «Я погубила советский балет»: Наталия Касаткина — о жизни артистки непролетарского происхождения. Руководитель Московского театра классического балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила РБК ее помощница Валентина Бурьянова.