Благодаря Александру Невскому Руси удалось сохранить свою государственность и самостоятельность, а также православную веру, как духовную опору народа. 2 февраля 2024 года «синод» ПЦУ принял решение удалить из церковного календаря празднование памяти благоверного князя Александра Невского. Профессор Московской духовной академии, протоиерей, член Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата Владислав Цыпин отмечает, что князь Александр Невский — один из самых почитаемых святых в России.
«Александр Невский: от рождения до канонизации»
Представители духовенства в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в момент вскрытия раки Александра Невского. Тема: "Канонизация Александра Невского: к 475-летнему юбилею"Лектор: Тимошенкова Зоя Александровна, кандидат исторических наук, доцент Псков ГУНапоминаем: Ст. князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. Княжение Александра Невского (1236-1263 годы) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища “крестоносцев” (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).
«Александр Невский: от рождения до канонизации»
Канонизация благоверного князя Александра Невского. 12 сентября, 06:30. Саркофаг и рака Александра Невского в одном из залов Государственного Эрмитажа. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. В современной России доминирует пятый образ Александра Невского как мудрого правителя и опытного дипломата, который многое сделал для восстановления разоренных ордынцами русских земель и предотвращения новых нашествий.
В день кончины святого Александра Невского в храмах РПЦ князя не поминали
Александр Невский был канонизирован Церковью в лике благоверных на Московском Соборе 1547 года. По мнению церковного историка Антона Карташева, митрополит Макарий созвал эти Соборы (1547 и 1549 гг.) с целью канонизации русских святых, исходя из понимания "особого. Ранняя смерть Александра Невского в 1263 году (ему было 42 года) перевела образ великого князя в иную плоскость: из мирской политики в область сакральную, затем в сферу военно-патриотическую и политическую. Житие Александра Невского. Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском.
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Поэтому, когда мы говорим об Александре Невском-князе и Александре Невском-святом, мы имеем в виду по сути двух разных людей. Благодаря Александру Невскому Руси удалось сохранить свою государственность и самостоятельность, а также православную веру, как духовную опору народа. Князь Александр Ярославич Невский (1221–1263) в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии – великого князя Владимирского. Александр Невский был причислен к лику святых в 1549 году за подвиг выдержки и терпения, а также в 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра. Канонизация Александра Невского Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы.
Икона Александра Невского: значение, в чем помогает святыня
Князь Александр Ярославич Невский 1221—1263 в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии — великого князя Владимирского. Прозвище Невский получил после победы над войском Швеции в битве 15 июля 1240 года. Александр Невский одержал множество военных побед и прославился как политик и дипломат. В 1547 году Невского канонизировали в лике благоверного.
Его подписали я и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а потом утвердили и согласовали патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Ольга Любимова. Приказ о передаче издан 12 мая и подписан первым заместителем министра культуры Сергеем Обрывалиным.
Рака Александра Невского в Эрмитаже. Фото 1970 года. Фото: РИА Новости Другой важный аспект этой истории - этой передачей мы демонстрируем образец музейной дипломатии, в очередной раз предлагая всему миру решение важнейшей мировой проблемы - реституции музейных ценностей. Сегодня у всех музеев требуют что-то отдать. Недавно была большая статья в "Нью-Йорк таймс" с рассказом о том, что в Метрополитен регулярно арестовывают и вывозят музейные вещи, исходя из того, что они когда-то были незаконно привезены.
В мире строят новую музейную систему, и мы возвращением гробницы вносим свой вклад в разрешение общемировой не просто дискуссии, но очень большой проблемы существования современных музеев. По существу наше возвращение церкви надгробия Александра Невского, это то же самое, что передать в Грецию из Британского музея Парфенонский фриз, по уровню, по масштабу сделанного - да. Очень важно, что у нас в Эрмитаже есть опыт индивидуального подхода к таким реституционным требованиям. Мы, как известно, не отдали картины из Мальмезона. Но отдали Пергамский алтарь.
Отдали ритуальный котел из мавзолея Ахмада Ясеви. Сделали копию кубка святой Ядвиги и передали в белорусский Новогрудок. Сделали копию Скеврского складня и передали Армянской церкви. Германии передали витражи Мариенкирхе Германии, но немецкие картины остаются у нас. А древности из германских музеев, так называемые перемещенные ценности - мы изучаем вместе.
То есть у нас есть три прекрасных варианта действия - передача, копирование и совместное изучение остающихся в наших музеях вещей. Хочу подчеркнуть, что для памятника культуры важно не столько место его размещения, сколько сохранение предмета в сфере музейного поля… Но при этом надо понимать, что всякое нахождение шедевра в общественном пространстве это риск. В музее этот риск меньше, чем в церкви. Однако сегодня открытая борьба и настаивание музея на том, чтобы надгробие осталось в нерискованном музейном пространстве, опасно для, условно говоря, социального мира.
Его подвиги на поле брани и мудрость как правителя вызывают восхищение и по сей день. Но почему же он был причислен к лику святых? Давайте разберемся. Он был младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С юных лет Александр проявлял храбрость и воинские таланты. В 1236 году в возрасте 15 лет Александр Невский одержал свою первую большую победу над шведами на реке Ижоре. За этот подвиг новгородцы избрали его своим князем. В 1239-1240 годах Александр Невский прославился победами над немецкими и шведскими рыцарями-крестоносцами в Невской битве и Ледовом побоище. Эти сражения вошли в историю как примеры героической защиты Руси от иноземных захватчиков. Борьба с монголо-татарами В 1237-1241 годах Русь подверглась страшному нашествию монголо-татар. Князь Александр мудро понимал, что в открытом сражении русские дружины обречены из-за подавляющего численного превосходства противника. Поэтому он выбрал политику подчинения Золотой Орде ради сохранения православной веры и русских земель. Он успешно отстраивает разоренные монголами русские земли, поддерживает торговлю и ремесла. Александр Невский организует сбор дани для Золотой Орды, чтобы облегчить бремя для простого народа. Своей мудрой политикой он оберегает Русь от новых страшных нашествий. Восстановление разоренных земель и городов 1262 год Последний поход Александра Невского в Орду 2. Христианские добродетели Александра Невского Александр Невский был не только талантливым полководцем и мудрым правителем. Его жизнь являла собой пример христианского благочестия и следования высоким моральным ценностям.
Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим — полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение — две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, — рассказывает Дмитрий Пономарев. Икона XXI века. Каждый такой визит — испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, — защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского.
«История — не церковное житие»: в Казани ученые обсудили судьбу Александра Невского
В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского, прозванный Невским за победу над шведами на Неве. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы 1240 год ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
Александр Невский канонизирован как благоверный князь.
В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую жизнь, ночью в притворе церковном со слезами молился Господу об избавлении Руси от полчищ предводителя татар Мамая. Он призывал в своей молитве на помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра.
И во время своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу». И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок безмолвствовал и только после того, как было узнано, что как раз в это время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении Владимирскому святителю.
По распоряжению владыки тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными Гусакова В. Спасский собор — «Держава». Статьи, беседы, обращения.
Можно сказать, что иконография Александра Невского, развивавшаяся в двух вариантах, отражала суть этого подвига князя. В первом — святой князь представлен в княжеском одеянии, при оружии; во втором — в монашеском облачении, как чудотворец и монах Алексий, в воспоминание того, что перед смертью князь Александр принял иночество с этим именем. XIX в.
Как бы в залог своей помощи благоверный князь проявил следующее чудо. Вместе с царем молились и его бояре, а в том числе и будущий описатель чудес благоверного князя. Когда он вместе с другими прикладывался к мощам святого, то вложил в скважину отверстие раки три перста своей больной руки.
Ему показалось, что он омочил их в какую-то благовонную мастику, и когда он вынул руку, то от прежней болезни не осталось и следа. Все присутствовавшие при этом чудесном исцелении благоговейно прославили благоверного князя Александра, сподобившегося от Господа дара исцелений, и с надеждою на его помощь направились в дальнейший путь Русские святые воины. На самом деле сражение 1240 г.
Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине — изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне.
Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской Бегунов Ю. Учреждение нового ордена имени Александра Невского задумывалось еще Петром для награждения исключительно за военные заслуги. Впоследствии орден был возобновлен в 1942 г.
В настоящее время орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей с определенными изменениями в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации Балязин В. Самые знаменитые награды России. Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.
Утром в воскресение 30 августа 1724 г. Невский флот в полном составе был выведен даже ботик Петра I пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла.
При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день см. Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы.
В 1725 г.
С Александром Невским так и произошло. Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов.
Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим — полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение — две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, — рассказывает Дмитрий Пономарев.
Икона XXI века. Каждый такой визит — испытание неделями и месяцами.
Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Церковное почитание А. Карпов Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками.
Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.
Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.
Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов.
К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
Отмечается, что вместо него 23 ноября в ПЦУ решили праздновать память Александра — первоначальника обители «Неусыпных», день памяти которого в церкви обычно отмечается 7 марта. УНН назвало Александра Невского «образом российской пропаганды». Прозвище Невский он получил после победы над шведским войском в битве 15 июля 1240 года. Он одержал множество военных побед, а также прославился как политик и дипломат.
В уникальной по охвату источников книге «Александр Невский в русской культурной памяти» немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк пишет, что «присвоение» Александра Невского московским или общерусским дискурсом говорит о трансформации местного святого в фигуру, почитаемую во всей стране. Исследователь убедительно доказывает, что собирание истории Руси с точки зрения московского взгляда на развитие событий привело к интеграции святого князя в такое повествование, которое представляло великое княжество Московское как конечную цель русской истории, а Даниловичей — как легитимную правящую династию. В XVI веке он уже воспринимается не как удельный князь, а как могущественный император, правитель всей Руси.
Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим как оружием, так и словом национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией 1558 г. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3.
Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника. Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4.
Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву.
Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В 1725 г. Он просуществовал до 1917 г. В СССР во время войны, в 1942 году был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги князя. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем?
Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги.
Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом».
Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день.
Бой завязался в нескольких километрах от городской черты нынешнего Санкт-Петербурга.
Александр опрокинул неподготовленный вражеский лагерь, наказав скандинавов за плохо поставленную разведку. Это можно интерпретировать и иначе: шведов некому было предупредить. Предки современных ижорцев Ленинградской области, народ ижора, встали на сторону Александра, сообщив ему о приближении неприятелей, и обещали провести к их лагерю. Князь быстро решился атаковать, не дожидаясь подкреплений, и, как сообщает летопись, добрался до самого Биргера: "... Древнерусское известие понималось иногда как легенда, а иногда как преувеличение , но когда в 2002 году вскрыли захоронение Биргера, на костях обнаружили следы ранений, в том числе повреждения в правой глазнице черепа ярла.
Победа малой кровью скоро стала основой харизмы Александра как лидера опустошенной монгольским нашествием Руси, надеявшейся как раз на такие победы, и сделала его знаменитым. Житие приводит слова князя о соотношении сил: "Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог".
В 1240 году Ливонский орден немцев-крестоносцев в 1237-м объединившийся с Тевтонским атаковал новгородские и псковские рубежи. Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович направил возглавить сопротивление своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре уже побеждавшего с их войсками Александра. Князь выбивает крестоносцев из новгородской крепости Копорье, входит в захваченный ими Псков, освобождает только что потерянную Псковскую землю, а затем переносит войну на территорию противника. Там, на берегу Чудского озера, разыгрывается главная битва кампании — Ледовое побоище, исход которой не оставляет шансов ордену. Русские и западные источники разнятся в описании сражения, но согласны, что крестоносцы оставили поле боя, а Александр возвратился в русские княжества с победой, имевшей долгосрочные последствия: на обозримое будущее нападения ордена прекратились.
Поиск по сайту
- Канонизация Суворова станет предметом ожесточенных споров
- Владимиро-Суздальский музей-заповедник Александр Невский. Легенда о святом
- Канонизация Александра Невского.
- Презентация, доклад учащихся на тему История канонизации Александра Невского
- «История — не церковное житие»: в Казани ученые обсудили судьбу Александра Невского
- За что Александра Невского причислили к лику святых
Деяния великого князя
- Материалы рубрики
- Ответы : почему невский причислен к лику святых?
- К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
- Канонизация Суворова станет предметом ожесточенных споров
- Минкульт уточнил, как будут передавать раку Александра Невского
- Почему был канонизирован Александр Невский?