Новости история двух великанов эльбруса и казбека

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

История двух великанов эльбруса и казбека

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

История двух великанов эльбруса и казбека

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

Тамерлан, как мы помним, был хромым, что явно осложняло задуманное им. То ли его ранили стрелой в бою, то ли он еще в детстве упал с лошади — но так или иначе нога совершенно не гнулась. Добраться же на коне до вершины Эльбруса вряд ли было возможно, даже если это специальный конь-скалолаз. Более того, в Приэльбрусье Тамерлан появился уже в 1390-х годах. А родился он в 1336 году. То есть, к этому моменту ему было около 60 лет, большую часть из которых великий эмир провел в изнурительных походах — даже с учетом личной комфортной палатки.

Удивителен сам факт, как в те времена он смог дожить до таких лет, а план подняться в этом возрасте на одну из самых неприступных вершин кажется совершенно немыслимым. И якобы сказал: «Могущество мечты — в ее величии, над которым даже у времени нет власти». Важно понимать, что Шараф ад-дин Язди был не только историком, но еще и поэтом, а также придворным сына и внука Тамерлана. А самого Великого хромого на протяжении почти всей книги идеализирует и восхваляет. В его книге покоритель мира просто не мог не получить того, что он возжелал — что бы это ни было.

Эти нюансы, впрочем, не мешают «Книге побед» оставаться главным источником данных о жизни и карьере Тамерлана. А вы как думаете, Тамерлан молился на вершине Эльбруса? История шестая — о том, что вы и так знаете, но могли забыть На самом деле, далеко не все то, о чем мы здесь рассказываем, входит в программу гида по Приэльбрусью. Но вот о Прометее вам обязательно расскажет каждый. Вы точно помните этот древнегреческий миф, но на всякий случай сейчас коротко расскажем его еще раз.

Как вы знаете, в мифах Древней Греции были боги и были титаны. С одной стороны, это не одно и то же, с другой — главный греческий бог Зевс был титаном и по папе, и по маме. Отца он в какой-то то момент сверг и установил над миром власть богов. А вот Прометей — как раз не бог, а титан. И двоюродный брат Зевса.

И вот как-то Зевс заскучал и решил создать людей и животных. Решил и создал: все помогали, включая Афину и Прометея. А потом Зевс поручил Прометею и его брату-близнецу Эпитемею распределить по людям и животным способности, которые позволят им жить и процветать. Тут надо помнить, что имя Прометея переводится как «Подумал, потом сделал». А у Эпитемея наоборот: «Сделал, потом подумал».

И Эпитемей, как и понятно из его имени, взял, да и раздал все животным. На людей ничего не осталось. Прометей хлопнул себя ладонью по лбу, возможно выругался и придумал решение: он украл огонь у Гефеста и подарил его людям. А по мнению Зевса, людям огонь, в отличие от богов, не полагался. Приковал его к горе, а прилетающий каждый день орел клевал его печень.

Это было довольно жестоко даже для Зевса, который в целом никогда не брезговал пытками, потому что двоюродного брата-титана он обрек на муки длиной в вечность. Но тут мимо проплывал Геракл с аргонавтами. Великий герой пошел в лес гулять и потерялся — так надолго, что «Арго» уплыл без него. Пока Геракл думал, насколько этот поступок соответствует его великой славе, он наткнулся на Прометея. Прикованного к горе, которая, как вы уже догадались, и была Эльбрусом.

По крайней мере, так утверждает древнегреческий историк Гесиод. Так вот, Геракл не просто убил орла и освободил Прометея, но и провел переговоры с Зевсом, чтобы тот снова никуда не приковал титана. Зевс послушал сына, а Прометею велел носить кольцо из звена цепи, которой тот был прикован к Эльбрусу, украшенное камнем из горы. Это был знак, что слово Зевса не нарушено и Прометей прикован навеки. История седьмая — про абсолютное зло Оккультизм нацистов надолго прописался в массовой культуре: с Аненербе и обществом Туле десятилетиями бьются герои фильмов и игр — от Индианы Джонса до Уильяма Бласковица.

Что только ни искали эти гитлеровские безумцы по всему миру — от доказательств того, что они арийцы из Атлантиды, до магического оружия. Говорят, что на Эльбрусе и до войны, и в ее разгар немцы искали две вещи: вход в Шамбалу и дом Одина. Царство Шамбалы в индуизме и буддизме — это некое мифическое место, которое закрылось от врагов учения после серии вторжений. Царство стало невидимым, и якобы только чистые сердцем могут отыскать к нему дорогу. Нацистам очень хотелось туда попасть, потому что в Шамбале, в центре управления Великой Белой Ложи, собрался весь цвет великих учителей, освещающих путь человечеству.

Это уже не из буддизма, а придумано оккультисткой Еленой Блаватской. Ну и, соответственно, где как не в Шамбале искать магическое абсолютное оружие. Фото: Анастасия Сухарева Как и положено мифическому царству, его местоположение от всех скрыто. Выдвигались разные версии — от Тибета и Гималаев до пустыни Гоби. Но в какой-то момент нацисты поверили, что один из входов в Шамбалу находится именно на Эльбрусе.

Взяли с собой 60 тибетских лам и искали с ними этот вход. Вот только Шамбала не открылась злу, о чем ламы честно сказали нацистам и за это были расстреляны. А хваленую нацистскую дивизию «Эдельвейс» героически сбросили с Эльбруса советские воины-альпинисты в феврале 1943 года. И совсем коротко про Одина — главного бога скандинавской мифологии. Он же Вотан в германском прочтении.

Гитлеровцы с ума сходили по германо-скандинавскому пантеону и, конечно, искали следы существования Одина-Вотана. По одной из версий, он восседал на величественном престоле, имя которому — как раз Эльбрус. История восьмая — про снежного человека Вероятно, некоторые доказательства того, что на Эльбрусе и в окрестностях бродило странное существо неизвестного вида, были слишком убедительными. Иначе как объяснить тот факт, что врач-нейрохирург и альпинистка Жанна Кофман потратила десятки лет своей жизни на поиски снежного человека. Еще в 1960-х она основала на личные деньги базу для экспедиций в Кабардино-Балкарии и пустилась в путь длиной в 40 с лишним лет.

Кофман искала существо, которое местные называли «алмасты». Это, кстати, существо женского пола — по местным легендам, оно гораздо выше и больше любого человека, полностью покрыто шерстью, с косматой головой и не очень приятным выражением лица.

Она разделена на 4 этажа и очевидно ее использовали не только как крепость, но и как сигнально-сторожевой пункт. В ее тени, на площадке часто можно увидеть группу мохевцев, проводящих свободное время в разговорах. Это так называемая «говорильня». Выше расположено старое родовое кладбище. Маршрут в селение Паншети идет тропинкой на юг от нарзанных источников. Андезитовые пещеры. Пещеры искусственно выдолблены в андезитовой скале на высоте приблизительно около 1900 м над уровнем моря.

Их пять, крайняя и наиболее высокая восточная соединена лазом с нижней, образуя как бы второй этаж. Пещеры неглубокие, в самой большой из них может поместиться до 30 человек. В некоторых сохранились следы очага и побелки. По преданию, здесь проводили зиму монахи Бетлемското монастыря; теперь в непогоду в них укрываются пастухи. Из пещер открывается красивый вид на юго-восточную часть Хевя. На востоке видно широкое Гудушаурское ущелье с вытекающей из него Арагвой, Гудушаурская крепость и сел. Сно, к юго-востоку — гора Кабарджнн 3116 м и сел. Сиони, а к югу — скрытое обычно в облаках ущелье Байдары, путь к Крестовому перевалу. От Паншети можно идти тропинкой или колесной дорогой, обходящей селения с с.

Пещеры находятся за поворотом, над осыпями в 100—120 м от тропинки. Подниматься к ним нужно зигзагами. Путь к самым верхним опасен и требует навыков в скалолазании. Казбек до пещер 4 км, продолжительность пути в один конец 1,5 часа. Аршские водопады. Поднимаясь от сел. Арша по ущелью притока Терека Чхатисцхали, на расстоянии 0,5 км от входа в ущелье можно увидеть первый каскад воды с высотою падения около 10 м, а 150 шагами выше — второй, более мощный. Подъем крутой, путь преграждают глыбы андезита. На левом склоне ущелья видны карьеры, где разрабатывают андезит.

Маршрут к андезитовым пещерам идет мимо источников нарзана и сел. От пещер тропинка по камням проводит через небольшой поток с интересными горскими мельницами, отсюда — по полям на ю. Есть и другой вариант пути: правым берегом по Военно-Грузинской дороге через мост и сел. Этот путь более утомителен, но его нужно использовать на обратном пути, так как можно подъехать на автомобиле до сел. Казбек — 5 км. Продолжительность пути — 2 — 2,5 часа в один конец. Аршская крепость. Одна из неприступных твердынь старого Хеви — Аршская крепость расположена на высоком андезитовом утесе за пещерами между сел. Паншети и Аршским водопадом.

По преданию, она ни разу не была взята неприятелем. Казбеги, описывая крепость, указывает: «только с одной стороны можно подойти к ней, да и там подъем так труден, что один человек может преградить путь целому войску... В крепости сохранились развалины старой церкви и развалины «хати» — два каменных столба с подвешенным к перекладине колоколом. В «хати» ежегодно собирались мохевцы на поклонение «святому Георгию». С запада около крепостной стены есть подземный ход, выводивший из крепости. От развалин открывается замечательный вид: на восток протянулось Гудушаурское ущелье, видное до сел. Ахалцихе, и скалистая Чаухи; на юго-востоке — гора Кабарджин и уходящее к Крестовому перевалу ущелье Терека с лентой шоссе, а на юго-западе низвергается Аршский водопад. Маршрут до Аршского водопада описан выше. От водопада по южному склону ущелья тропинка зигзагами подымается кверху и выводит на плато, загроможденное колоссальными обломками скал.

Наверху одной из них виден вход в крепость. Обогнув скалу, нужно подыматься к востоку. Под самым обрывом в скале имеется тяжелая дубовая дверь, окованная железом. Войдя в нее по небольшой лесенке, вырубленной в скалах, можно подняться к верхней площадке крепости размером около 6 га. Обратный путь идет через ту же дверь, но по северному склону, к проселочной дороге, ведущей мимо андезитовых пещер из сел. Паншети к сел. Подъем к крепости занимает около часа, утомителен и требует навыка хождения по горам. Ущелье Сно, или Гудушаурское, вытянуто в юго-восточном направлении и лежит между Главным Кавказским хребтом и массивом Куро-Шан. Ущелье сложено темно-серыми глинистыми сланцами, за исключением массива Чаухи 3853 м , остроконечные пики которого возвышаются над ним.

На всем протяжении ущелье служит долиной Черной, или Гудушаурской, Арагвы. Она берет начало в районе Бусарчильского перевала, а за 3 км до сел. Каркуча из Джутского ущелья к ней присоединяется р. Джута, истоки которой лежат в верховьях ущелья, заканчивающегося группой перевалов. Перевалы Гудушаурского и Джутского ущелий соединяют Хеви с соседними горными районами Грузии — Хевсуретией и Мтиулетией. Перевал Бусарчили, или Квенамтский 2228 м , лежит в верховьях Гудушаурского ущелья, между горами Квена-мта и Чаухи. Спускаясь с перевала по р. Бусарчили вместе с р. Бакуртхеви, образующей ниже Черную Гудамакарскую Арагву , можно выйти и к сел.

Перевал Садзели 2930 м связывает ущелье р. Джуты с долиной Хевсурской Арагвы, а перевал Джутский, или Архотсккй 3130 м , связывает ущелье р. Джуты с долиной р. Цирцлованисцхали и приводит к хевсурским селениям Архотского теми: старинной башне Квирис-цминда и расположенному в 1 км от нее с. Это наиболее трудный перевал, в июле месяце он бывает еще покрыт снегом. В Хеви обычно ждут хевсур из Архотского теми, приезжающих в начале или середине июля после зимнего перерыва за покупками в сел. Казбек, после чего перевал считается «открытым». По Гудушаурской Арагве. Маршрут от сел.

Сно идет на левый берег Арагвы, а дальше по колесной дороге—в глубь ущелья до сел. Перед Ахалцихе ответвляется ущелье р. Корхи, которым можно подняться к сел. Артхмо и одноименному перевалу. В 1,5 км от Ахалцихе находится сел. Каркуча имеется кооператив. Казбек до сел. Каркучи — 12 км, из которых от сел. Сно до сел.

Каркучи — 5 км. В сел. Каркуча оканчивается колесная дорога. В 3 км от селения ущелье разветвляется, открывая путь к Бусарчильскому ю. Джута, так же как и в соседнем селении Артхмо, живут хевсуры. Каркучи см. Над селением к юго-востоку поднимается Чаухи. Отсюда можно совершить интересную экскурсию к подножию Чаухи 16 км. Подъем идет правым берегом небольшой горной речки, впадающей в р.

Джуту около селения; через 5 км брод и подъем по хребту к леднику. Коби 1950 м и идет в северо-западном направлении. Оно залегает между южными склонами Главного хребта, южными склонами Казбекского массива и северными склонами Главного хребта, заканчиваясь высоким хребтом-перемычкой, их соединяющим. На этом крутом хребте и лежит узкая выемка перевала Труссо 3149 м. По ущелью на всем протяжении несет свои воды Терек, берущий здесь начало. После Дарьяльского это наиболее красивое ущелье в районе. Его можно назвать ущельем нарзанов: так богато оно выходами углекислых минеральных источников, которые целыми речками стекают в Терек. Ущелье населено осетинами, быт которых во многом отличается от их соседей — мохевцев. Маршрут по ущелью от Коби до перевала 30—31 км можно разбить на несколько участков.

Первые 3,5 км от Коби до сел. Окрокани ущелье остается широким, дорога хорошо разработана. В 1,5 км от Окрокани попадаются первые минеральные источники. За сел. Окрокани ущелье сужено гигантским 8-километровым лавовым потоком, спустившимся сюда с восточного конуса вершины Хорисар 3000 м по северному склону Главного хребта. Им образована так называемая теснина Кассара, узкая часть ущелья, которая заканчивается только через 3—4 км. Дорога идет правым берегом. На этом участке пути между с. Окрокани и Кетерси встречается наибольшее количество нарзанных источников.

Кетерси на левом берегу находится мощный источник Большой Стыр-суар с дебитом по Карстенсу до 200 тыс. Немного выше селения — наиболее мощный в ущелье и районе нарзан-гигант с ежесуточным дебитом 1 млн. Его воды бурной речкой стекают а Терек, крутя жернова маленьких мельничек, построенных по его течению. Путь до сел. Кетерси проходит по наиболее красивой части ущелья. В 2 км от Кетерси расположено большое село Абано имеются сельсовет, школа, кооператив. Около него также есть небольшой источник с запахом сероводорода. От Коби до Абано считают 12 км. В Абано кончается дорога, допускающая автомобильное сообщение.

Регулярных рейсов по ней нет, но можно подъехать на попутных машинах местных организаций. За Абано дорога идет к перевалу через с. Реси в 10 км, 2309 м над уровнем моря и Сивераут в 2 км от Реси. Дорога здесь плохая, нужно расспрашивать о броде местных жителей. Сивераут по лугам, покрытым альпийской растительностью, идет подъем к перевалу, который лежит в 6—7 км от него. Со склона перед перевалом и особенно с самого перевала открываются широчайшие виды: на северо-востоке Казбек, Джимарай-хох и другие вершины Казбекского массива, на юге — 3илга-хох и Каласан-тау, а на западе — мощные группы массивов Северной Осетии — Тепли и Адай-хоха. Спуск с перевала по Закка-дону значительно круче подъема по ущелью Труссо. Маршруты от перевала Труссо. С перевала Труссо идут несколько маршрутов.

Перечислим из них три наиболее интересных. Ногкау можно подняться к Рокскому перевалу 2991 м и Юго-Осетией через Сталинир выехать к г. Гори — родине товарища Сталина. Гори в обратный путь можно ехать по железной дороге на Тбилиси или Батуми. Крайне интересен, но мало изучен туристами маршрут по долине р. Чтобы попасть в эту долину, нужно от сел. Абайтикау подняться к Заккинскому перевалу 3241 м. Спуск от перевала приводит к верховьям Фиагдона Бугультадона. Манукянц , долиной которого и идет путь до сел.

Далагкау около 35 км. Отсюда можно или продолжать спуск по Фиагдону или, что интересней, пойти на сел, Дзаурикау, к Какадурскому перевалу 1780 м и от него спуститься к сел. Какадур, лежащему в верховьях р. Гизельдон Мидаграбиндон. Немного ниже по течению реки лежит старинное осетинское селение Даргавс около 1420 м с известными могильниками так называемый «город мертвых». Пройдя сел. Даргавс и водохранилище, нужно спуститься хорошо разработанной в крутой ступени Гизельдона Мидаграбиндона. Манукянц дорогой к Гизельдонской электростанции и мимо нее — к сел. Здесь можно сесть на автобус, который совершает регулярные рейсы до г.

Орджоникидзе, Маршрут этот проходит через 3 перевала и доступен только хорошо тренированным туристским группам. Наиболее легкий и простой маршрут от перевала Труссо, которым обычно и направляется большая часть туристов, приводит на Военно-Осетинскую дорогу. Мы даем его поэтому более подробно. Спуск от перевала Труссо идет также к сел. Абайтикау, откуда долиной Заккадона на Заромаг, лежащий на Военно-Осетинской дороге. Всего до Заромага 25 км. Абайтикау лежит в 6 — 7 км от перевала, а следующее за ним сел. Кесатикау — приблизительно в 6 км. Здесь есть сельсовет и кооператив.

От Кесатикау спуск становится менее крутым, тропа идет ущельем, склоны которого покрыты лесом. Оно приводит к сел. Эме 14 км. В 1 км от него лежат Нарские селения — родина известного осетинского поэта Коста Хетагурова. Можно осмотреть музеи в его доме: он знакомит с бытом осетин прошлого столетия. Ключ от музея в сельсовете. От селения открывается вид на снежные массивы Кальтбера и Адай-хоха. В 5 км от Нарских селений лежит Заромаг, большое селение, близ которого находятся заромагские минеральные источники. От Заромага путь идет по Военно-Осетинской дороге.

В южном направлении через Мамиссонский перевал 2825 м дорога приведет к Кутаиси. Общий километраж ее 192 км. Из них пешком до Шови 45 км и автобусом Шови — Кутаиси 147 км. В северном направлении путь лежит к г. Нужно пройти пешком от Заромага по Касарскому ущелью к Бурону, а затем Мизуру — всего 21 км, а отсюда проехать автобусом до Алагира 30 км , который стоит на ж. По пути от Бурона необходимо зайти в живописное Цейское ущелье, для чего нужно сделать лишних 8 км в сторону от Военно-Осетинской дороги. На обратном пути можно избежать вторичного перехода Цей-Бурон, поднявшись от Цейского дома туриста через сел. Цей к перевалу Садонвцек, или Згидскому 2950 м. С перевала открывается вид на снежные массивы Адай-хоха.

От перевала ведет спуск в Садонское ущелье к Садонским рудникам, от которых около 9 км до Мизура. И если в день восхождения дождь, снег или облачность не закрыли от них окрестные хребты к видимость была хорошей, то после спуска вы обязательно услышите рассказ о том исключительном наслаждении, которое испытывает альпинист, глядя на необъятное море фирна, льда и вершин, открывающихся перед его глазами. Но не всякий возьмется восстановить виденную им с вершины Казбека панораму; топограф и альпинист А. Казбек лежит в наиболее восточной части Центрального Кавказа, там, где боковой хребет разбивается на отдельные ледниковые группы. Две его вершины поднимаются над одной из таких групп, над так называемым Казбекско-Джимарайским массивом, границей которого служат на западе долина р. Фиагдон Мидаграбиндон. Манукянц с крайней южной точкой — Колотским перевалом 3241 м вершиной Реси Прим. Манукянц , а на востоке — Дарьяльское и Хевское ущелья с рекой Терек. На этом пространстве 134 кв.

Это наиболее мощный ледниковый центр на Кавказе после массива Эльбруса. Духовской, в течение ряда лет 1909 — 1913 гг. Южная цепь идет через вершины Цариут-хох 4062 м , Цити-хох 4473 м , Джимарай-хох 4778 м , Майли-хох 4601 м , Казбек 5043 м и пик Арч-корт 3399 м , а северная — через крайний на северо-западе Сырху-Барзонд 4156 м , склоны которого обрываются в долину р. Фиагдон, Дончента-хох 4091 м , Шау-хох 4371 м 4640 м. Манукянц и крайние вершины северо-восточной части массива Чач-хох 4010 м и Кайджаны 3969 м. Высочайшими вершинами массива являются Казбек в восточной части и Джимарай-хох — в западной, вокруг которых и сгруппирована большая часть вершин и ледников. Джимарай-хох Область Джимарай-хоха является наименее обследованной частью всего массива и представляет собой обширное поле деятельности для опытных альпинистов. Здесь на ряде вершин человек или совсем не был, или на них было совершено всего по нескольку восхождений. Так, на самый Джимарай-хох до сих пор было совершено всего три восхождения.

Первое принадлежит Мерцбахеру, который в 1891 г. В 1935 г. Джапаридзе и Е. Фиргуф пересекли в северном направлении фирновую область ледника Мна южной склон , поднялись для ориентировки на Безымянную Спартак Казбекский. Манукянц вершину, спустились на ее седловину и вышли через три часа по вершинному хребту на вершину, обнаружив в 100 м от нее тур Мерцбахера с его визитной карточкой. В данном утверждении есть определенное противоречие. От вершины Спартак до Джимарайхоха по карте около 7 км. Кроме того, на этом пути пришлось бы траверсировать или обходить вершину Майли 4600. Затем гребень после г.

Пастухова понижается до 3900 м. В конце пути предстоял бы взлет к вершине Джимарая на 4780 м. Пик Западной вершины принят за высоту горы над уровнем моря.

Может подкинуть нужную деталь снаряжения или предупредить об опасности. А особенно суеверные оставляют ему еду. Еще есть трагическая легенда об эльбрусской деве — привидении с черными волосами и в белом платье. Но ее мы рассказывать не будем, а то вы точно не сможете спать. Фото: Getty Images История десятая — про целебные воды Каждое место вокруг Эльбруса, да и во всему Северному Кавказу, где есть нарзанные источники, овеяно относительно схожими по сюжету легендами. Воды этих источников, конечно, лечат от болезней, даже самых страшных.

А некоторые дают вечную молодость или вовсе вечную жизнь. Не исключение — и урочище Джилы-Су. Это в целом уникальное место, вокруг которого ходит множество легенд, причем не только о целебности источников. Например, цепь необычных камней в ущелье называют зубами дракона или Змея Горыныча. Но есть и общая легенда для многих целебных источников в Приэльбрусье. Согласно этому преданию, в незапамятные времена на вершинах Эльбруса жил бог Тха. В некоторых источниках его называют злым и жестоким, но в адыгейской мифологии он покровительствовал людям. Это было верховное божество, которое ассоциировалось с солнцем. Пока один юный и дерзкий богатырь не сделал это, чтобы овладеть тайнами бога.

Концовка предсказуема: Тха наказал богатыря, приковал к скале и, естественно, поручил коршуну клевать его печень. Богатырь не оставлял надежды на спасение. И так тысячи раз. Но, в отличие от греческого мифа, местного Прометея никто не спас — по сей день пленный богатырь потрясает цепями, чем вызывает гром и молнии. А нарзан «нарт-зан» — это слезы богатыря-нарта. История одиннадцатая — о привете с Эльбруса У карачаевцев есть мифический герой — Карча или Къарча. По легенде, он и поставил первый дом в первом карачаевском ауле Карт-Джурт. А неподалеку от этого аула стоит необычный, расколотый надвое камень. Местные называют его замковым камнем Карчи.

В сказаниях говорится, что древний герой Карча сидел на этом камне, когда обдумывал и затем озвучивал новые законы и правила, обращаясь к своему народу. Кстати, карачаевцев не смущает, что ряд исследователей не верит в существование такой исторической личности как Карча. Большинство семей отсчитывают свою историю либо с него, либо с одного из его ближайших последователей. Фото: Зухра Биджиева По преданию, эти воины, которых возглавлял Карча, восстановили аланскую государственность после разрушительных набегов Тамерлана и положили начало карачаево-балкарскому народу. А тот самый камень, по убеждению местных, упал с неба — проще говоря, это метеорит. Но ученые некоторое время назад обнаружили, что камень Карчи, хоть и действительно прилетел сюда, взялся не из космоса, а из недр Эльбруса. Его закинуло на такое расстояние мощным выбросом во время древнего извержения вулкана. История двенадцатая — Малка и Баксан Есть еще одна сказка, где Эльбрус — довольно суровый правитель. Давным-давно он со своими богатырями жил высоко в горах.

Были у него сын Баксан и дочь Малка. И вот пришло время выдавать Малку замуж. Как и полагалось в те времена у знати, жениха ей выбирал отец Эльбрус. Конечно, это тоже должен был быть представитель княжеского рода. Но он не знал, что Малка была тайно влюблена в пастуха по имени Терек. Признаться в этом Эльбрусу горянка не могла — никто из предводителей соседских племен этого бы не понял. Брак с простолюдином навлек бы на ее род проблемы, да и просто был немыслим. И сбежать с Тереком было крайне опасно — если их поймают, то вернут в аул, где их ждало наказание и позор. Терека бы наверняка убили.

Но любовь сильна, и Малка решилась на побег. Дело было ночью, и пока она бежала к Тереку, Эльбрус проснулся и все понял. Он разбудил своего сына Баксана и отправил его догонять сестру, чтобы уберечь семью от позора. Фото: Getty Images В какой-то момент Баксан нагнал Малку и начал ее увещевать, просить вернуться домой. Малка, вся в слезах, объясняла, что не может этого сделать и просит Баксана ее отпустить. Так они вдвоем добежали до Терека, и тут уже оба влюбленных начали уговаривать Баксана отступиться, а лучше бежать вместе с ними. В какой-то момент Баксан понял, что отец не простит его, если он вернется домой без сестры. И поддался на их уговоры. Дальше они побежали втроем.

А седой Эльбрус, который так и не дождался возвращения детей, их проклял — они обратились в реки. Так по сей день и бежит Малка с ледников Эльбруса. Настигает ее Баксан, а потом они сливаются воедино с Тереком и мчат на восток — к Каспийскому морю. И каждый год по весне Эльбрус снова вспоминает о бегстве Баксана и Малки, гневается, а реки ускоряют свой бег, становятся бурными. А потом Эльбрус успокаивается и грустит — и реки успокаиваются тоже. Вместо послесловия Во многих легендах, как вы успели заметить, Эльбрус представляется человеком — могучим, непокорным, очень своенравным. Да и чего еще можно было ожидать от мифов о самой высокой горе на сотни, даже тысячи километров вокруг. Сюжеты этих легенд, на первый взгляд схожих между собой, могут отличаться не только от народа к народу, но даже от аула к аулу, как и полагается народным преданиям. Где-то Эльбрус и Казбек братья, а где-то — соседствующие князья.

Но каждая из этих историй — про невероятную ценность и силу любви. Других сказаний в этих красивейших местах возникнуть просто не могло. Приезжайте — и убедитесь сами.

Только два верных пса - Большой и Малый Бермамыт-неизменно сопровождали его и помогали в схватках с хищными зверями. А когда наступал вечер и на небо всходил золотой месяц, Эльбрус располагался на ночлег где-нибудь у ручья, около костра. А у ног, как два стража, укладывались два верных пса - Большой и Малый Берма мыт. Враги не довольствовались тем, что поссорили двух богатырей, а хотели совсем обессилить их. Узнав, что Эльбрус бродит теперь по лесам одиноко, уговорили они Казбека напасть на него и убить. Обманутый злыми наушниками, Казбек пошел на это. Взял с собой всадников своих мнимых доброжелателей и отправился вслед за Эльбрусом. Тихо было в ночном лесу. Лишь луна освещала уснувшие сосны, да кричали совы. Эльбрус спал на берегу ручья под старой чинарой. Около него на траве лежала сабля, а у ног, как два стража, лежали два верных пса - Большой и Малый Бермамыт. Но вот чуткие псы подняли головы и заворчали сердито. Эльбрус открыл глаза и стал прислушиваться, но ничего не заметил и, прикрикнув на псов, велел им молчать. Псы успокоились, но потом вдруг вскочили и с лаем двинулись в темноту на подползавших врагов. Эльбрус поднялся, схватил в руки саблю и вступил в неравный бой. Он был один, а против него - десятки воинов Казбека.

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

Приведу также легенду о Бештау — Бусовой горе из «Ярилиной книги», где повествуется о сражении между Бусом Белояром и змеем Каранджелем, произошедшем здесь, на вершине горы у сохранившегося до наших дней т. И… воинство Нави ринулось искать Буса. И нашли его в Белогорье, на утёсе Орлином, укрытом под сенью Пяти гор, и сидевшего там под древом Истины и Жизни. И надвинулись рати тьмы на Буса Белояра, как бушующее море: и подули сильные ветры, и началась буря, и вздыбились волны. И так разбушевалось и вышло из берегов море зла, и нечисть заполонила горы, и там вода в родниках забурлила серой, в пар обращаясь. В этот момент горы расступились, и в чередовании громов и молний сформировался Эльбрус с двумя вершинами. Другая легенда рассказывает о том, что две вершины Эльбруса — это близнецы, которые были разделены судьбой. Вопреки планам этих богатырей, судьба заставила их расстаться и стать разными вершинами горы.

Однако, помимо легенд, существуют и объяснения из научной сферы. Самообразование горы связано с процессами горообразования. Тха не удовольствовался этими мучениями его. Подобно Зевсу, он послал хищную птицу, чтобы она клевала его сердце. Легенда идет дальше в подробностях описания мучений страдальца, чем греческое сказание о Прометее. Из-под ног страдальца бежит родник чистой воды. Эта вода имеет чудесную силу; она похожа на живую воду наших русских сказок.

Кто напьется ее, тот будет жить до конца света. И когда страдалец, мучимый жаждой, наклоняется, чтобы испить из родника немного воды, хищная птица, предупреждая его желания, бросается раньше его и выпивает воду. Богатырь, добавляет легенда, не вечно будет мучаться. Тха, рассердившись на людей, освободит богатыря. Горе тогда будет грешным детям Адама. Богатырь отомстит им за свои многовековые страдания. Такова общая схема сказания, записанного Л.

В кабардинских и других легендах этот сюжет варьируется различно, с некоторыми изменениями. Другая легенда, слышанная нами, говорит следующее: на снеговой вершине Эльбруса целые тысячелетия лежит громадный камень — скала. На нем сидит старик с длинной до ног бородой. Все тело его сгорбленное, дряхлое, обросло седыми волосами. На руках и ногах выросли длинные ногти, похожие на когти орла. Его прекрасные глаза, когда он бодрствует, горят, как угли. Его шею давит тяжелая огромная цепь, его руки, ноги и тело скованы цепями.

С далекой древности он сидит на скале, прикованным за то, что хотел свергнуть великого Бога Тха. Никто из людей не может видеть страдальца. Все смельчаки погибали. От сильных страданий старик впал в тяжкое оцепенение. Иногда он пробуждается от сна и спрашивает своих сторожей: «Растет ли на земле камыш и родятся ли ягнята? Когда стражи отвечают ему, что еще на земле есть камыш и ягнята, он с отчаянием рвет на себе тяжелые оковы; земля дрожит от его усилий, звук цепей родит гром и молнию в горах, тяжелое дыхание узника несется по ущельям и склонам гор порывистым ураганом, стоны вызывают подземный гул, а из слез образуется быстрый бурный ручей, который сбегает к подножию Эльбруса. Очевидно, этот рассказ тоже измененный миф о Прометее.

И в других легендах мы находим его же с некоторыми подробностями. В этих легендах отразилось державшееся среди народа мнение, что добраться до вершины Эльбруса немыслимо. Смельчак, отважившийся на это дело, должен поплатиться страданиями и смертью. Могущественный властелин горы мстит за это. Много существует у обывателей Кавказа преданий об Эльбрусе, кроме вышеприведенных. Эльбрус — великан Кавказских гор, которого долгое время считали величайшим в мире, издавна приковывал внимание и взоры кавказских горцев. Татары называли его «единственной из тысячи гор», черкесы-кабардинцы — «горой блаженных», «троном Властителя вселенной и царя духов».

Уже одни эти названия говорят о том глубоком уважении, которое питают кавказские жители к этой горе. Многие сложившиеся в народе предания записаны и послужили благодаря своей художественности темой для целых поэм. Казбек и Эльбрус. Две вершины Главного Кавказского хребта Отвернулся богатырь от прекрасной Машук, не захотел он любви ее, добытой такой ценой. И заколол он себя кинжалом, на котором еще не остыла кровь отца. Горько плакала над убитыми рыцарями красавица Машук: «Не было еще на земле таких богатырей. Как жить мне на белом свете, не видя вас?

Прекрасная Машук тоже стала горой, но поменьше. Стоит теперь каменная Машук, смотрит и смотрит в ясную погоду изо дня в день, из века в век на исполинские вершины Эльбрус и Казбек. И не может насмотреться, не может решить, кто же из них ей больше по сердцу — уже по каменному сердцу. Такой вот памятник любовному треугольнику. Балкарцы и карачаевцы рассказывают и другую легенду. Будто бы во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое.

Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины — вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом. Кого и что только не повидал на своем веку седой Эльбрус! Разрушители Рима гунны во главе с Аттилой, воины Александра Македонского, всадники Чингисхана — все они обращали свои вожделеющие взоры к неприступному, покрытому вечными снегами Эльбрусу. И только среднеазиатский завоеватель, хромой Тимур, который прошел по Кавказу огнем и мечом, рискнул помериться силой с горой.

Персидский историк XIV в. Шериф-ад-Дни Иезди в «Книге побед» пишет, что в 1395 г. Зачем ему с ногой, которая не гнулась, надо было обязательно покорить гору? Может, он думал, что молитву, вознесенную на такой высоте, лучше услышит Всевышний? Или в этом покорении, невозможном изначально, Тамерлан искал божественное подтверждение своих претензий на владение миром? История умолчала о том, над какой из двух вершин одержал победу полководец, но донесла до нас фразу, якобы изреченную потом: «Могущество мечты в ее величии, над которым даже у времени нет власти! Кстати, строчки в «Книге побед» — это первое упоминание об Эльбрусе в письменных источниках.

Среди множества имен Эльбруса есть и Къушлу Тау «Орлиная гора». Долгожители, а их в этих краях немало, утверждают, что лет 150 назад в Приэльбрусье еще летали гигантские орлы, отбрасывая тени от огромных крыльев на скалы. Важно Местные жители называли их табунными орлами. Говорят, размах крыльев у этих чудо-птиц достигал трех метров и более. Исполинские орлы без труда поднимали в воздух не то что барана, но целого жеребенка. Идеальная мишень для человека с ружьем! Вот и не стало птиц-богатырей.

Те же долгожители рассказывали, что в конце XIX в. Набрав побольше перьев, подросток с помощью тонких кожаных веревок смастерил себе летательный аппарат — что-то вроде современного дельтаплана из перьев. И, опять же, по словам очевидцев, летал на нем. От орлов живых — к орлам на мундирах. Но вначале — на Тибет. Говорят, в предвоенные 30-е годы немцев там было больше, чем лам. Последние доверительно шепнули гитлеровцам, что напрасно они наезжают в те края.

Вход, вернее один из входов, в Шамбалу, которая так интересует Гитлера, им следует искать гораздо ближе к Германии — у подножия Эльбруса. И уже в самый канун войны немцы потянулись в Приэльбрусье под видом туристов. Местные жители утверждали, что вели себя туристы весьма странно и как будто постоянно что-то искали. В военном 1942-м гитлеровцы привезли сюда своих ученых. А еще лам, числом всего около 60. И — давай искать по склонам вход в легендарную Шамбалу. Предварялся этот мистический десант ожесточенными сражениями.

Советские солдаты бились за каждую горную пядь, но отборные подразделения горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс» одержали верх, и над снежными вершинами Эльбруса появились вражеские штандарты. Они развевались над Эльбрусом полгода. А потом, как всем известно из школьных учебников, зимой 1943 г. И для буддийских монахов тоже все закончилось печально. Гитлер надеялся с их помощью получить власть над людьми и государствами. Ламы же походили-походили по склонам Эльбруса и честно сказали, что Шамбала не хочет открываться злу. А еще, по легенде, они поведали, что видят советские танки на улицах Берлина.

И дату, говорят, назвали: май 1945 г. Гитлеру это пророчество не понравилось, и лам там же, на склонах Эльбруса, расстреляли. По другой версии, и на эту тему даже написаны книги, германцев влекла на Эльбрус не только таинственная Шамбала. Был еще и… Вотан, он же Один. Третий рейх вообще жил под знаком оккультизма. Совет В германо-скандинавской мифологии бог непобедимых воинов Один-Вотан, мог вселять души павших в бою героев в тела живых воинов. В германских сагах Один-Вотан считается всеотцом — предком асов и правителем Асгарда.

Асгард, страна асов, мифическая страна, которую германцы считали своей прародиной. Один-Вотан получил изначальное знание, выпив воды из источника Мимир. А восседал бог древних германцев и викингов на священном престоле, который назывался «утес» или «гора». И сей мифический престол — вершина Эльбруса. Источник Мимир протекает тоже где-то рядом. По легенде, тот, кто приобщится к этому источнику, получит доступ к опыту, накопленному тысячами поколений. Говорят, Гитлер обращался к Вотану-Одину за советами через медиумов и пользовался его «советами» при составлении планов стратегических ударов.

Вроде бы, даже жест приветствия в фашистской Германии был заимствован из ритуалов Вотана. Добавим, что в поисках мифической страны Асов, родины древних скандинавов и германцев, в 2002 г. Вернемся, однако, к Эльбрусу. Для тех, кто не знает: франко-итальянский красавец Монблан ниже кавказского горца на целых 832 м. Так что это наш Эльбрус — подлинная крыша Старого Света. Седому исполину 15 миллионов лет, но от старости у Эльбруса «крыша не едет», а… растет, прибавляя по 2—3 см в год. И это точно не миф и не легенда, а самая настоящая правда.

Так, во всяком случае, утверждают специалисты. И под занавес. В 90-е годы прошлого века группа энтузиастов захотела попасть в Книгу рекордов Гиннесса, для чего втащила на Эльбрус «Лендровер». Говорят, что при спуске канаты не выдержали и машина улетела с горы в пропасть. Автолюбители-альпинисты не растерялись и отправили в офис Книги рекордов заявку на… самое высокогорное дорожно-транспортное происшествие. И попали-таки в эту самую рекордную Книгу. Но это уже из области курьезов — их седой Эльбрус на своем веку повидал тоже немало.

Одна нз легенд гласит, что именно здесь Зевс приковал Прометея к скале. Но величественная гора и сама по себе легенда, упорно скрывающая от посторонних свои секреты. Желающих разгадать ее загадки всегда находилось немало. И пока мои попутчики читали вездесущую Дарью Донцову, резались в дурака и обсуждали последние новости, я на своей второй полке занимался ликбезом. Картина вырисовывалась прелюбопытная. Самая таинственная страница в истории покорения седой вершины — Вторая мировая война. Как известно, еще до войны немцы искали на Тибете Шамбалу — мистическое место, войдя в которое можно стать сверхчеловеком.

Но кроме «главных ворот» в потусторонний мир, на планете существует еще несколько «калиток», через которые можно попасть в «зазеркалье». Обратите внимание Немецкие оккультисты полагали, что одна из них — это Эльбрус, или, как они его называли, Гора ариев. Осваивать ее потомки древних тевтонцев начали еще до нападения на Советский Союз. Немецкие альпинисты регулярно совершали восхождения на Эльбрус. Местные только плечами пожимали: и какая нелегкая занесла в эти края иностранцев? Никому и невдомек было, что у румяных, сытых и самодовольных немцев имелись свои тайные планы. Они изучали горные переходы, ущелья, тропы, составляли подробнейшие карты.

Но не только! Гитлеровцы пытались постичь мистические тайны «горы счастья», как называют ее кабардинцы, отыскать входы в параллельный мир и по возможности проникнуть туда. Во время Великой Отечественной интерес фашистов к Эльбрусу возрос во сто крат. Конечно, это можно объяснить их желанием прорваться дальше — к Грузии, а затем к Азербайджану с его нефтяными богатствами. Однако Эльбрус интересовал захватчиков еще и как место Силы. До сих пор на Кавказе можно услышать предания о том, что во время войны на дне бывшего горного озера немцы построили секретный аэродром, куда приземлялись самолеты-разведчики «фокке-вульф-190». Эти воздушные суда доставляли из Германии особых пассажиров, внешне сильно напоминавших тибетских монахов.

С их помощью фашисты хотели установить контакт с космосом, чтобы научиться влиять на события и узнавать будущее. Свадебный праздник начался. Уже не одну чашу махсымы за здоровье Казбека и Мирьям опустошили гости, когда послышался торопливый стук копыт и в дом вошел еще один запоздалый гость. То был Эльбрус, старый друг Казбека. Джанхот встретил Эльбруса как самого почетного гостя. Среди гордых сынов Кавказа Эльбрус славился своей отвагой и силой, и по красоте разве только Бешту и Казбек могли равняться с ним. Девушки шептались меж собой, кидая украдкой взгляды на Эльбруса, а Нарсана сидела, как во сне.

Она много слышала об Эльбрусе, о его славных подвигах, но видела джигита в первый раз. Огонь любви проник ей в грудь и опалил юное сердце. Но вот раздались звуки шичепшины. Эльбрус поднялся с места. Нарсана ждала, что Эльбрус подойдет к ней, но джигит прошел мимо, даже не посмотрев на девушку, и остановился перед светлоокой красавицей Машукой. Машука поплыла по кругу легкокрылой птицей, а Нарсана поникла, как былинка в бурю. Вот перед ней остановился с улыбкой Ужба.

Нарсана сплясала с ним один круг и больше не могла: обида жгла ей грудь, как лезвие булатной стали. Она убежала по тропинке вниз — туда, где Черек ревел свирепо, беснуясь в узкой каменной щели, и заплакала горько, склонясь над белым от пены потоком. Долго сидела она, роняя в Черек горькие слезы. Солнце давно зашло, вечерний сумрак окутал вершины скал, в небе зажглись золотые звезды, и ущелье осветила луна. Наконец Нарсана поднялась с камня и медленно пошла по тропинке вверх. И вдруг ее слуха достиг звонкий смех. Машука и Эльбрус стояли рядом.

Джигит шептал слова любви, а девушка в ответ смеялась. Спрятавшись за кустом азалий, бедная Нарсана всё видела и слышала. Кончился брачный пир. В дом молодого мужа на дальний Терек проводили Джанхот и Нарсана счастливую Мирьям, и дом их опустел. Отец не мог понять, что стало с Нарсаной. Она больше не резвилась, не пела песен, не стало слышно ее звонкого смеха. Теперь к младшей дочери толпой стремились женихи, но на вопросы отца Нарсана только грустно качала головой.

Она по-прежнему уходила одна к белопенному Череку. Только ему вверяла девушка свою тайну. Так шло время. Как вдруг страшная весть взволновала адыгские аулы. То был рассказ о гибели Бешту, Эльбруса и Машуки. Эльбрус полюбил Машуку и хотел сделать ее своей женой. Но не то было на уме у коварной красавицы.

Машука давно любила Бешту и теперь, считаясь невестой Эльбруса, дарила свои ласки и тому и другому. Она целовала его, не любя, а согласилась стать женой потому, что Эльбрус был лучшим среда джигитов и славился своими подвигами. Всякому обману приходит конец. Эльбрус ничего не подозревал, но однажды, придя ночью к Машуке, застал ее в объятиях Бешту. В жестоком поединке Бешту рассек надвое голову и тело Эльбруса почти до пояса, а Эльбрус, умирая, успел разрубить тело Бешту на пять частей и разбросать их по степи. Машука, рыдая, прильнула к юноше в последнем поцелуе и тут же умерла, но горячие слезы продолжали течь из ее глаз. Джигиты, собравшиеся в доме Джанхота, сумрачно внимали рассказу всадника, прибывшего из предгорий, потом разошлись в угрюмом молчании.

Лишь Нарсана не двинулась с места. Утром Джанхот не нашел дочери дома: она исчезла. Нарсана шла горными тропами, переходила бурные реки, поднималась на скалы. Она спешила туда, где застыл в своей ледяной печали несчастный Эльбрус. Долго шла она и, увидя, наконец, любимого, прильнула с рыданиями к его стопам. С тех пор они неразлучны — Эльбрус и Нарсана. Горячие Нарсаны, как кипящие ключи, сбегают вниз по ущелью.

Джигит, закутанный в ледяную броню, молчит, не слыша плача девушки. А вокруг цветет весна, и люди говорят: когда-нибудь Эльбрус проснется от своего смертельного сна — его пробудит к жизни любящее сердце верной Нарсаны.

Эльбрус "Жили-были отец да сын. Было это много лет назад, когда войны велись лишь по двум причинам — за территорию, либо за женщин-красавиц. И родственные связи в этом деле были не помеха. Так произошло и с двумя воинами по имени Эльбрус и Казбек. Влюбились они в красавицу по имени Машук и никак не могли решить, кому же она достанется. И начали сражаться за сердце девушки. Машук тоже не могла выбрать из двух воинов самого-самого, поэтому борьба длилась долго. Никто из богатырей не хотел уступать и поединок закончился смертью Казбека, которого убил собственный сын Эльбрус.

Увидев мертвое тело своего отца, Эльбрус настолько поник и расстроился, что сначала поседел, а потом и вовсе заколол себя кинжалом, на котором еще оставалась кровь отца. Машук склонилась над телами двух рыцарей и горько плакала. Боги, наблюдавшие за ее страданиями, не выдержали и превратили Эльбруса и Казбека в две высокие горы, которые поразили своей красотой весь Кавказ. А Машук они сделали горой поменьше и расположили прямо напротив Эльбруса и Казбека, чтобы она могла любоваться ими обоими. Машук так и стоит в Пятигорске, обращая свой взор в сторону двух самых высоких гор Кавказа. После или перед походом на Эльбрус советуем заглянуть к ней в гости. На гору можно подняться как на канатной дороге, так и дойти пешком по красивой тропе в окружении леса. Эльбрус Еще одна легенда связана с горячей кавказской кровью и воинственностью горцев. А неподалеку от них жил местный пастух с сыном Донгузоруном. И росли дети князя и пастуха вместе.

Он понимал, что в честном бою ему не выиграть. Он подослал к Эльбрусу ночью своих воинов, чтобы они убили князя и выкрали дочь. Чегет услышал шум и пытался помочь отцу, но в одиночку ему было не справиться со свитой Казбека. Казбек разрубил седую голову Эльбруса напополам. Чегет тоже был убит. А Накра села на коня и помчалась к своему любимому. Казбек со своими людьми побежал вдогонку. Но девушка была настоящей горянкой и вонзила кинжал в тело Казбека. За него стали мстить его воины и после смерти всех противников, включая Накру, они отправились в свои земли.

Тело Казбека воины забрали с собой. Согласно легенде, все мертвые тела впоследствии превратились в горы. Красивая легенда про любовь с трагичным концом. С тех пор так и стоят в Приэльбрусье рядом возлюбленные Донгузорун и Накра. Чуть в стороне от них, в тени Эльбруса возвышается Чегет. А в другой стороне, в отдалении от всех стоит одинокий Казбек. Посмотреть на каждую из этих гор можно в наших походах по Приэльбрусью и Казбеку. Казбек Заключительная легенда про братьев, которую также часто можно услышать от местных жителей. Они были прекрасными воинами, все делали вместе и стояли друг за друга горой.

Никто из богатырей не хотел уступать и поединок закончился смертью Казбека, которого убил собственный сын Эльбрус. Увидев мертвое тело своего отца, Эльбрус настолько поник и расстроился, что сначала поседел, а потом и вовсе заколол себя кинжалом, на котором еще оставалась кровь отца. Машук склонилась над телами двух рыцарей и горько плакала. Боги, наблюдавшие за ее страданиями, не выдержали и превратили Эльбруса и Казбека в две высокие горы, которые поразили своей красотой весь Кавказ. А Машук они сделали горой поменьше и расположили прямо напротив Эльбруса и Казбека, чтобы она могла любоваться ими обоими. Машук так и стоит в Пятигорске, обращая свой взор в сторону двух самых высоких гор Кавказа. После или перед походом на Эльбрус советуем заглянуть к ней в гости. На гору можно подняться как на канатной дороге, так и дойти пешком по красивой тропе в окружении леса. Эльбрус Еще одна легенда связана с горячей кавказской кровью и воинственностью горцев.

А неподалеку от них жил местный пастух с сыном Донгузоруном. И росли дети князя и пастуха вместе. Чегет был другом Донгузоруна, а Донгузорун был влюблен в Накру. Когда пришло время замужества, Эльбрус не захотел противиться воле дочери и выдавать ее замуж за заносчивого и строптивого князя Казбека. Он был богат и должен был стать женихом Накры по местным обычаям. Но князь Эльбрус решил устроить соревнования между претендентами на сердце его дочери и выдать ее за самого сильного и ловкого юношу. В соревнованиях принял участие и сын пастуха — Донгузорун. Казбек был хоть и богат, но вот ловкостью и силой значительно уступал Донгузоруну во всех испытаниях. Стрельба из лука, джигитовка, лезгинка, пение — во всем бедный сын пастуха обошел богатого Казбека.

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

Раскрываем главные тайны Эльбруса
Раскрываем главные тайны Эльбруса
История двух великанов эльбруса и казбека
Раскрываем главные тайны Эльбруса

МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

История двух великанов эльбруса и казбека
Читать книгу Кавказ. Выпуск XXIV. Легенды и предания Сборника : онлайн чтение - страница 5
МИФЫ ВУЛКАНОВ КАВКАЗА

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий