Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. В начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников. Выставка к 140-летию Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», проходящая в «Зарядье», примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея (проект совместно готовили ГРМ и «Росизо»). Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. В начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников.
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. С 28 октября 2022 по 28 февраля 2023 года в антикварной галерее на Невском 54 (напротив Александрийского театра) открыта выставка Мастеров Аналитического искусства — последователей П.Н. Филонова. Главная Новоcти Анонсы Русский музей открывает «Школу Филонова». В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника.
Глеб Ершов. Художник мирового расцвета. Павел Филонов
О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив. В Медиацентре парка "Зарядье" открылась выставка Филонова, посвященная юбилею художника. 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка художника Павла Филонова (1883– 1941) — одного из самых загадочных мастеров русского авангарда ХХ века | myDecor. Павел Николаевич Филонов родился в 1883 году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, которая была намного его моложе.
Навигация по записям
- Павел Филонов: художник трагедии. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Выставка Павла Филонова в Зарядье
- В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
- Что еще почитать
- Навигация по записям
- Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета" / Антракт / Независимая газета
Русский музей открывает «Школу Филонова»
Не вписывается ни в один мировой художественный брэнд вернее, совмещает в своем творчестве сразу несколько — тут и кубизм, и экспрессионизм, и абстракция, и даже сюрреализм , то есть оригинален. Не слишком раскручен. И питерский, ко всем прочим достоинствам. Возможно, последнее обстоятельство сыграло решающую роль, хотя устроители выставки настойчиво опровергают именно эту версию, повторяя, что выставка Филонова сделана совсем не потому, что это любимый художник Владимира Путина.
Есть и другой, чисто музейный мотив — Русский музей фактически является мировым монополистом на Павла Филонова благодаря сестре художника Евдокии Глебовой, пожертвовавшей в 1977 году музею все хранимое ею наследие брата — почти 200 картин и столько же рисунков и акварелей. Это самая большая в мире коллекция его работ. Примерно половина представлена на выставке: 85 единиц живописи и 75 — графики, от учебного «Натурщика» 1909 года до вещей конца 30-х годов.
Произведенный отбор замдиректора Русского музея Евгения Петрова мотивировала корреспонденту Ъ тем, что Филонов — художник сложный для понимания и восприятия, а потому его искусство просто необходимо дозировать. Этой же цели служит, по мнению госпожи Петровой, и дизайн выставки. Вся экспозиция погружена во мрак, стены выкрашены в глухой коричневый цвет, так что возникает ощущение пещеры со светящимися «окошками» — работы, подсвеченные по контуру, выглядят сияющими витражами, отверстиями в другой мир.
Соответствующий настрой создает и звуковое сопровождение — какие-то утробные, скрежещущие звуки, издаваемые редкостным инструментом, специально привезенным на выставку из Москвы, из «Термен-центра» при Московской консерватории.
Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — тогда, когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей.
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
Павел Филонов. Фото Яркое, неоднозначное и многогранное творчество Филонова развивалось под воздействием философских идей и новейших открытий в науке, в частности биологии. В середине 1920-х годов он основал группу «Мастера аналитического искусства». Вошедшие в ее состав участники работали, следуя аналитическому методу, ориентированному на научном подходе к изображаемому.
Всеволод Сулимо-Самуйлло. Из фондов «Михайловского» В Великих Луках Сулимо-Самуйлло жил не очень долго — с момента рождения в 1903 году и до 1924-го.
Однако с городом в Псковской губернии связаны его первые, непереоценимо важные художественные опыты: работа художником в местном театре, преподавательские часы рисование, лепка в местной школе. Сулимо-Самуйлло участвует в выставках, занимается оформительской, дизайнерской и, что особенно интересно для музея, экспозиционной работой, в частности, принимает участие в создании экспозиций дворцов-музеев Петергофа, Павловска, Пушкина, Петропавловской крепости. В послевоенные годы много преподаёт, с 1958 года — в театральном институте имени А.
Создана специально в помощь лекторам и студентам, всем желающим самостоятельно и глубоко изучать русское искусство. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова "Больше, чем любовь" Год создания: 2006 Видеофильм Язык: русский Продолжительность: 39:02 В этом фильме Филонов предстает перед зрителем не только как художник, но и как человек, который искренне, по-своему, как любой гений, любил свою жену. Их брак можно назвать возрастным мезальянсом: ей было шестьдесят два года, ему сорок три. Филонов был безумно влюблен в свою жену. Он писал ей удивительные и нежные письма, посвящал ей страницы своего дневника, который теперь хранится в фондах Русского музея.
И питерский, ко всем прочим достоинствам. Возможно, последнее обстоятельство сыграло решающую роль, хотя устроители выставки настойчиво опровергают именно эту версию, повторяя, что выставка Филонова сделана совсем не потому, что это любимый художник Владимира Путина.
Есть и другой, чисто музейный мотив — Русский музей фактически является мировым монополистом на Павла Филонова благодаря сестре художника Евдокии Глебовой, пожертвовавшей в 1977 году музею все хранимое ею наследие брата — почти 200 картин и столько же рисунков и акварелей. Это самая большая в мире коллекция его работ. Примерно половина представлена на выставке: 85 единиц живописи и 75 — графики, от учебного «Натурщика» 1909 года до вещей конца 30-х годов. Произведенный отбор замдиректора Русского музея Евгения Петрова мотивировала корреспонденту Ъ тем, что Филонов — художник сложный для понимания и восприятия, а потому его искусство просто необходимо дозировать. Этой же цели служит, по мнению госпожи Петровой, и дизайн выставки. Вся экспозиция погружена во мрак, стены выкрашены в глухой коричневый цвет, так что возникает ощущение пещеры со светящимися «окошками» — работы, подсвеченные по контуру, выглядят сияющими витражами, отверстиями в другой мир. Соответствующий настрой создает и звуковое сопровождение — какие-то утробные, скрежещущие звуки, издаваемые редкостным инструментом, специально привезенным на выставку из Москвы, из «Термен-центра» при Московской консерватории. Это допотопный электронный синтезатор с множеством синих кнопочек и черным корпусом был изобретен в 1938 году инженером Евгением Мурзиным, назвавшим свое детище АНС Александр Николаевич Скрябин. В основе инструмента — идея преобразования графических элементов в звуковые.
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета»
Тогда же он участвует в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует Филонова, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены картины из цикла «Ввод в мировой расцвет», состоявшего из 22 работ. Две работы: «Мать» 1916 г. В 1918-1919 годах пишет картину «Формула космоса» — первую чистую абстракцию, вслед за которой появились «Белая картина» 1919 , «Победа над вечностью» 1920-1921. В 1922 году «Формулу петроградского пролетариата» и ещё одну дарит Русскому музею. Тогда его идеи не находят официальной поддержки. Но ему всё-таки удаётся прочитать ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Тогда же он создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства» — МАИ. В 1927 г.
К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны» 1927-1929 гг. В 1929 году Русский музей собирался сделать его персональную выставку. Более того, картины заняли свои места в экспозиции, был изготовлен буклет, однако перед самым открытием на двери появился замок. Тираж буклета был уничтожен. Зато появилось более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, где доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой стране Советов. Организаторы устроили несколько закрытых просмотров и пригласили представителей рабочих организаций. Они были уверены, что простые, малообразованные люди выскажутся категорически против открытия выставки. Однако случилось невероятное. Все высказались за открытие экспозиции и твердили: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Только выставку так и не открыли.
Сам же Филонов до конца своих дней оставался известным только узкому кругу профессионально занимавшихся искусством людей. Один из его последователей художник Василий Купцов, не выдержав нападок, покончил с собой. Сам же мастер голодал, экономил на всём и преподавал бесплатно. Из-за нехватки денег на покупку холста он часто писал масляными красками по бумаге или картону. В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П. Филонова иллюстрировала финский эпос «Калевала» издательства «Academia». Работа велась строго по принципу аналитического метода Филонова. Пожалуй, это был его последний крупный заказ. Удивительный факт: несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он считается одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов ХХ века. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег.
А на предложения продать хотя бы одну картину за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».
Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт.
Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего. Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея.
От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было.
Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения. Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца.
Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать.
Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря.
Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев. Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд. Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда.
Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность. В том числе трудом является определение внешнего мира.
Здесь уместно вспомнить, что Филонов был не только живописцем, но и писателем; причём, подобно Платонову, обращался со словом на особый манер — перегружая слово теми смыслами, какие ему самому открывались в процессе речи. Приведу цитату мастера, так он определял свой метод работы:"Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий. Я называю свой принцип натуралистическим за его чисто научный метод мыслить об объекте, адекватно исчерпывающе, провидеть, интуировать до под-и-сверх сознательных учётов все его предикаты, выявлять объект в разрешении адекватно восприятию".
Сказано это на первый взгляд заумно, туманно. Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять.
Поменять — значило очистить от культуры. Культура может соврать, культура повинна во многой лжи; надо освободить линию от воспоминаний о музее, а слово от шлейфа ложных значений. Как выражался сам Филонов опять-таки на своём трудном языке : «Художник не может действовать в чистом разрешении заранее известной старой формой, это обязывает форму быть точной по отношению анализа в объекте, как звук, нота, буква, цифра, слово, речь»… Первичное слово, освобождённое от культурных коннотаций, — вот что ищут художники.
Пролетарий, человек труда, желает говорить о себе и своих товарищах на честном рабочем языке. Но такого языка — нет. Мы все существуем внутри культуры и пользуемся её шаблонами, а кто-то может сказать «пользуемся клише» или даже «штампами» для выражения своих даже искренних эмоций.
И ничего, живу, здоров» Павел Филонов Выражать себя через присвоение чужого словаря свойственно человеку вообще, а искусство этим пользуется постоянно — совсем не сегодняшний откровенный приём постмодерна впервые разрешил заимствование. Совсем не первым отметил Мандельштам, что «не одно сокровище, быть может, минуя внуков, к правнукам уйдёт». Вовсе не первым Эдгар Дега советовал молодому художнику до 20 лет копировать картины в Лувре, и лишь потом юношу можно будет допустить до рисования первых набросков самостоятельно.
Это даже не традиция, это просто условие диалога внутрикультуры: мы живём в образном мире и само понятие образов сформировано всей культурой до нас, наши эмоции лишь добавляют к уже существующему образному ряду своё, никак не отменяя прежнее. Платон считал, что наши знания есть лишь «припоминания» того, что уже знает наше сознание по причине причастности к общему эйдосу, то есть причастности к единому замыслу мира, где все явления и сущности сконцентрированы воедино. Увидеть вещь как бы впервые, освободить слово от словарных значений и опуститься вниз, к его корневой системе, заставить слово и вещь быть «самими собой» — вне культурного понимания — возможно ли это в принципе?
Практически одновременно с Платоновым и Филоновым художник Клее провозглашает своей целью спуститься от «кроны дерева искусства» к «его корням». Оставим в стороне тот очевидный, увы, факт, что, спускаясь от кроны культуры к её корням, творцы неизбежно находили там язычество, а как развивались их отношения с языческими идолами — легко узнать из истории 30-х годов. Но сейчас речь об ином.
Очищая слово и линию от неизбежных культурных коннотаций «этот образ подобен тому образу» , пролетарские мастера вынуждены были — без преувеличения — пересмотреть словарь. Так возникает неудобная, трудно читаемая фраза Платонова, в которой писатель всякое слово ставит не потому, что принято называть этим словом явление, а взвешивая слово — подходит ли корневая система данного слова к тому, что видит глаз, ощущает язык, чувствует кожа. Возникает как бы первичный протоязык, на котором до Платонова никто и не говорил, да и после него говорить не будет: ведь, следуя завету писателя, его собственное понимание слова тоже надо забыть, чтобы затем опять искать первичное значение.
Все мы пользуемся шекспировскими, бальзаковскими, мопассановскими и микеланджеловскими характеристиками не потому, что абсолютно верим им, но потому, что образы явлений — такие же объективные данности культуры, как сами явления. Яблоко Сезанна, яблоко сада Гесперид, яблоко Ньютона уже столь же природны, как яблоко, висящее на ветке, — и природа культуры в большей степени даже, нежели природа естественная, формирует наше сознание. Но что если отказаться от культуры, сквозь которую мы смотрим на природу, и что если охарактеризовать яблоко так, словно ни греческих мифов, ни картин Сезанна не существует?
Что если попробовать найти слова для эмоций, которые испытываешь к женщине, не прибегая к определению «любовь», которое использовали Данте, Петрарка и Маяковский, нагружая эту эмоцию моральными императивами и фантазиями? Что если, пользуясь первичным словарём, предельно честно и ответственно охарактеризовать происходящее в организме при виде особы противоположного пола? И будет ли такая скрупулёзно фактографическая характеристика отвечать представлениям окружающих о любви?
Окружающие невольно, в силу принадлежности к культуре пользуются словами «мне невозможно без неё жить», «она свет моих очей», «она воплощение красоты», но этот набор заклинаний ничего не значит для героя Платонова; ответственный герой Платонова скажет нечто исходя из точной фактографии. Так появился знаменитый персонаж Платонова, освобождённый от привнесённых извне как считает сам писатель определений явлениям, от культурных клише и флёра чужих эмоций. Надо не стесняться того, что мы понимаем своим естественным разумом, —надо лишь следовать своей способности понимать.
Так возник платоновский «сокровенный человек» — существо, лишённое привычных представлений о добре и зле. Это не плохой человек, слово «плохой» вообще для Платонова не имеет смысла; но это и не хороший человек, поскольку и слово «хороший» тоже бессмысленно. Парадоксально то, что писатель с фамилией Платонов выступал именно против основного принципа философа Платона, против того, что всякая вещь содержит в себе идею, создавшую эту вещь.
Писатель Платонов именно эту первоначальную идею вещи словно бы не замечает.
Фото агентства «Москва» Выставочный зал парка «Зарядье» Варварка, 6, стр. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Посетители увидят картины из известного цикла 1910-х годов «Ввод в Мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента Перерождение человека »; абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы.
На выставке есть одна из последних его картин — «Лики», написанная в 1940 году. Картинам Филонова было суждено долгое забвение, затем выход из небытия и, наконец, признание — первый показ его работ в России состоялся в 1988 году. Выставка интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории. Экспозиция организована при поддержке Автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры». Выставка продлится до 17 марта 2024 года Редактор Хотите предложить новость, напишите нам expert travelexpert.
Глеб Ершов. Художник мирового расцвета. Павел Филонов
Павел Филонов – наиболее загадочный мастер русского авангарда. Введя понятие улавливающего скрытые, внутренние процессы «знающего глаза», он стремился постичь сущность предметов и явлений окружающего мира. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. В начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников. Павел Николаевич Филонов родился в 1883 году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, которая была намного его моложе. о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове. Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути.