Дмитрий Иванович Менделеев — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Менделеев остается одним из самых известных русских ученых, однако с его именем связано множество мифов и анекдотов.
Предсказал великое будущее России. Оптимист и мечтатель Дмитрий Менделеев
В 1869 году Менделеев опубликовал сообщения о систематизации известных тогда элементов. Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск — 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург) — выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов. В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЕНДЕЛЕЕВЕ
Третий получил фамилию от названия уезда — Тихомандрицкий. Когда обозримые топонимы заканчивались, а воображение больше не работало, в ход шли фамилии соседних помещиков. Так, отец нашего известного химика Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Следовательно, если бы дед Менделеева не был священником, то у нас была бы периодическая система Дмитрия Ивановича Соколова. Как декабристы повлияли на молодого Менделеева? Как известно, в Тобольске жило много декабристов. Некоторые из них занимали в городе высокие посты вплоть до гражданского губернатора. И Менделеев писал, что их присутствие накладывало неповторимый отпечаток на многое. Как историк, могу сказать, что это пустые слова, но на ситуацию можно посмотреть глубже.
Чем отличались декабристы, рядом с которыми Менделеев провел первые годы жизни, от новой интеллигенции середины века, с которой Менделеев будет учиться в институте? Так называемая разночинная интеллигенция: Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Их главный лозунг гласил: среда заела. Все хорошее и плохое, что было в жизни, они оправдывали влиянием среды. Например, Некрасов писал: «Зачем меня на части рвете, Клеймите именем раба?.. Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа! Наоборот, они организовывали библиотеки, концерты, открывали школы. Это был люди пушкинского поколения, которые не жаловались на среду, а окультуривали ее.
Менделеев оказался в зазоре между двумя этими поколениями, каждое из которых повлияло на него по-своему. Как Менделеев поступал в университеты с помощью родственников? Мальчик все-таки закончил гимназию и торжественно сжег учебники в то время в гимназиях была такая традиция — сжигать по окончании обучения все книги. Латынь, наверное, бросил первой и отправился домой. Это Ломоносову нужно было хитрить и обманывать, чтобы продолжать учиться дальше, а Менделеев не проходил через эти муки. Что мама скажет, туда и пойдет. Мать Марья Дмитриевна понимала, что денег немного, но хотела дать последышу образование и решила ехать в Москву. Там жил успешный брат, которого знала вся Москва и который мог помочь с поступлением в благородный пансион.
В то время они давали образование качеством не хуже университетов. Но брат отказался помогать сестре. Все потому, что раньше она уже посылала старшего сына, и пребывание того в Москве закончилось тем же, чем пребывание Пьера Безухова в Петербурге, — выставили на историческую родину за пьянки и прочее нехорошее поведение. Молодому Дмитрию он предложил пост писаря, но Марья Дмитриевна отказалась и отправилась пробовать варианты в Петербурге Это правда, что Менделеев завалил при поступлении в университет химию? Согласно книги из серии «Замечательная энциклопедия на мальчиков», Менделеев не мог поступить в университет из-за сложного экзамена по химии. На самом деле это миф: нельзя завалить то, что не спрашивают. Знание химии в то время не проверяли на вступительных экзаменах, а в Императорский Санкт-Петербургский Университет Менделеев не мог поступить из-за правил того времени — в главный вуз столицы не брали абитуриентов из Тобольска. Сам Менделеев хотел стать врачом.
В медико-хирургической академии не было вступительных экзаменов, зато было испытание: пребывание в анатомическом театре. И когда Менделеев увидел труп, то упал в обморок. Вообще, в этом здоровом мужике было много женского характера. На врача его, конечно, не взяли. Как говорится, нет дороги — иди в педагогику. Он находился под одной крышей с университетом, и профессура в вузах была общая. Можно было получить хорошее образование за государственный счет. Менделеев поступает еле-еле: отчасти по блату, отчасти сам постарался Как Менделееву повезло?
Вскоре после поступления у Менделеева умирает мать, а за ней и сестра. Молодой человек понимает: с этого момента все зависит только от него, ждать помощи не откуда. Он совсем один в холодном и дорогом Петербурге. Интересно, что вместе с Менделеевым учился Николай Добролюбов, поэт и критик, представитель той самой разночинной интеллигенции. И у двух студентов складываются совершенно разные впечатления об институте. Менделеев пишет в мемуарах: «Всем своим развитием я обязан Главному педагогическому институту».
Особое внимание Менделеев уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, выступал за экономическую независимость России. Результаты докторской диссертации учёного были использованы для корректировки спиртометрических таблиц. Начиная с 1860-х гг. Менделеев занимался проблемами переработки нефти и на основании собственных исследований предложил принцип дробной перегонки. Настаивал на необходимости использования нефти не только как топлива, а прежде всего в виде сырья для химической промышленности. Предложил 1877 гипотезу неорганического происхождения нефти в результате взаимодействия карбидов железа с подземными водами при высоких температурах и давлениях. В 1888 г. В 1890—1892 гг. Чельцовым разработал технологию изготовления нового типа бездымного пороха. Менделеев неоднократно посещал Бакинские нефтепромыслы, Донецкие месторождения Дмитрий Менделеев. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с её общим таможенным тарифом 1891 года. Санкт-Петербург, 1892. Титульный лист. Дмитрий Менделеев. Участвовал в работе правительственных комитетов по налоговой и таможенной политике. При деятельном участии Менделеева был разработан проект нового таможенного тарифа ; в 1892 г. В своих экономических работах выступал с позиций протекционизма. Настаивал на необходимости хозяйственной самостоятельности России, обосновывал невыгодность экспорта сырья, необходимость развития отечественной перерабатывающей промышленности, строительства новых железных дорог, улучшения речного судоходства и освоения Северного морского пути. Изучал динамику и структуру народонаселения , статистику доходов и расходов городского и сельского населения России и других стран. Опубликовал ряд работ по агрохимии , в которых обосновывал возможность многократного повышения плодородия земли за счёт известкования кислых почв, применения минеральных и органических удобрений. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал не только рост промышленности и рациональное использование природных ресурсов, но и развитие творческих сил народа, распространение просвещения и науки. В работах, посвящённых проблемам организации системы образования в России, указывал на необходимость доступности образования для всех сословий, его ориентации на практическую Основатели Русского химического общества. Основатели Русского химического общества. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; был талантливым лектором. Учениками или последователями Менделеева были Г. Густавсон, В. Кистяковский , В. Комаров , Д. Коновалов , Н. Курнаков , К.
Менделеев представил развернутый материал о периодическом законе. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона». В 1900 году Дмитрий Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Исследование газов Эта тема в творчестве Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция «мирового эфира» имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом. Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир! Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано. При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Также очень важным, но несколько преждевременным, было предложенное Д. Менделеевым введение термодинамической шкалы температур. Учёным также было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов. Весы, сконструированные Д. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…». На протяжении всей своей жизни Д. Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях. Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение. Исследования нефти В конце 1870-х гг. В 1877 г. Проводя исследования состава нефти разных месторождений, Д. Менделеев разработал новый способ её дробной перегонки, позволявший добиться разделения смесей летучих веществ. Ученый также доказал ошибочность мнения об оскудении каспийских источников. Работы Менделеева по нефтедобыче имели большое значение для стремительно развивающейся в России нефтяной промышленности. Менделеев первым заявил о том, что сжигать нефть в топках преступно, поскольку из неё можно получить множество химических продуктов: «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями», - афористично сформулировал ученый. Менделеев предложил перевозить нефть не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах и перекачивать ее по трубам. Учёный математически доказал, насколько целесообразнее перевозить нефть наливом, а заводы для переработки строить в местах потребления нефтепродуктов. Освоение Крайнего Севера Когда в конце 1870-х годов Д. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Эта идея была реализовано только в 1893 году, когда по просьбе управляющего морским министерством Н. Чихачёвым учёный составил записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне. Занимаясь изучением растворов, Д. Менделеев проявил большой интерес к результатам исследований плотности морской воды, которые были получены адмиралом С. Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти ценнейшие данные ученый включил в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он опубликовал в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании». Продолжая взаимодействия с С. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан: «Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику». Успешная экспедиция давала бы решение многим важнейшим экономическим проблемам: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера. Осенью 1897 года правительство принимает решение о финансировании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии проекта. Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре.
Несмотря на оглушительный успех своего открытия, Менделеев предпочёл реализовать себя в других областях науки, нежели чем всю жизнь посвятить исключительно химии. На протяжении жизни учёный успешно занимался исследованием газов, пониманием расстворов, удельными объемами, однако, мировую известность ему принесло другое открытие. Подробнее Экономист Если рассматривать взгляды Менделеева как экономиста, то преобладающей в них была идея ускоренной индустриализации Российской империи. Он считал, что «число и качество потребностей» российского населения может происходить только через развитие несельскохозяйственных видов промышленности: «Другого выхода быть не может, если мы не станем превращаться из страны христианской цивилизации в страну среднеазиатского застоя». Универсальность научной и общественной деятельности для ученого того времени считалась делом обычным, но активность Дмитрия Ивановича не вписывалась ни в какие нормы и правила. Подробнее Педагог Основную задачу высшего образования Д.
Дмитрий Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907) | Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. |
Дмитрий Менделеев | Наука | Fandom | Менделеев сделал карточки для каждого известного науке элемента, написал на них основные свойства и атомные веса, а затем старательно выстраивал из них последовательности, пытаясь понять принцип, объединяющий вещества. |
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева | об одном важном элементе, который загадоч. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. В них известный геолог написал, что уже после открытия таблицы он пришёл в гости к Менделееву, и во время беседы за чашкой чая Дмитрий Иванович рассказал, что таблицу увидел во сне, а когда проснулся, взял листок и всё сразу на нём записал. Основной научной заслугой гения считают его трактат мирового масштаба – Периодический закон, а также создание отвечавшей ему системы элементов, в просторечии известной как «таблица Менделеева». Менделеев сделал карточки для каждого известного науке элемента, написал на них основные свойства и атомные веса, а затем старательно выстраивал из них последовательности, пытаясь понять принцип, объединяющий вещества.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Дмитрий Иванович Менделеев: гений, прославивший науку во всех концах Земли. 1 марта 1869 года считается днем рождения Периодической таблицы Менделеева – Самые лучшие и интересные новости по теме: Россия, интересное, истории на развлекательном портале 1. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета.
Дмитрий Менделеев: судьба в науке
Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянным заводом, приносившим скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 году. Спустя много лет, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу», Дмитрий Менделеев писал: «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Здесь он встретил выдающихся учителей, в их числе были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. После окончания института Менделеев работал учителем в Симферополе, затем в Одессе. В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах».
В 23 года он стал доцентом Петербургского университета, где читал теоретическую и органическую химию. В 1859 году Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу, в Гейдельберг, где он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. В 1861 году Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан. За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени.
Здесь он вплотную приступил к теме, которая сопровождала всю его научную жизнь — измерениям. С самой ранней юности он всегда всё мерил и понимал, что метрологическая система в стране далека от совершенства. За 15 лет в палате мер и весов его труды переросли в самую настоящую метрологическую реформу. Менделеева: «Менделеев в первую очередь совершенствует эталоны длины и массы и создает ряд новых эталонов, которые требуют уже развития промышленности и науки. Эталон давления, эталоны электрических, фотометрических единиц, создает газомерное, водомерное отделение. При Менделееве точность взвешиваний возросла по сравнению с предшественниками в 100 раз.
В 1871—1875 годах Менделеев занимался исследованием упругости и расширения газов. В 1875 году он разработал проект стратостата, а в 1887 году совершил подъём на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоёв атмосферы. В 1876 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, но из-за тяжёлого характера членом Академии так и не стал. В 1890 году Менделеев, будучи профессором Петербургского университета, ушёл в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1891 году Дмитрий Иванович принимал участие в составлении энциклопедического словаря Ф. А Брокгауза и И. А Ефрона и как редактор химико-технического и фабрично-заводского отделов, и как автор статей. Менделееву принадлежит ряд важнейших работ в области метрологии. Под его руководством в 1893—1898 годах были обновлены эталоны фунта и аршина, произведено сравнение русских мер с английскими и метрическими. По настоянию Менделеева с 1899 года в России была факультативно допущена метрическая система мер. Учёный опубликовал свыше 500 печатных трудов, среди которых фундаментальные работы по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и многим другим.
Она также очень ответственно относилась к воспитанию и образованию детей — читала им вслух, играла на фортепиано, с четырех лет обучала грамоте. Именно она привила Мите страсть к науке и предопределила его судьбу. Родители Дмитрия Менделеева В их доме царила атмосфера любви, теплоты и доверия, часто бывали ссыльные декабристы. На формирование личности будущего ученого повлиял также дядя Василий, проживавший в Москве. Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя. Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения. Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии. Молодой учёный Дмитрий Менделеев Спустя два года молодой исследователь был отправлен в немецкий Гейдельберг, где занимался вопросами физхимии и познакомился со многими выдающимися просветителями, включая Германа Гельмгольца, Александра Бородина, Ивана Сеченова. В 1860 он присутствовал на съезде в городе Карлсруэ, спустя год издал знаменитый труд «Органическая химия», высоко оцененный Климентом Тимирязевым и заслуживший присвоения АН престижной Демидовской премии. В 1864 г. Кроме этого, он участвовал в создании университетского устава, физико-химического общества, боролся с попытками ограничения прав студентов. В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу, систематизировав элементы.