У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. Она посвящена годовщине освобождения Ленинграда от блокады. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей».
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. Восьмого сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня. Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде.
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
Сюда, в Горьковскую тогда область, привезли около пяти тысяч детей. На выставке можно послушать воспоминания водителей «полуторок». Все это — рискуя жизнью. Только за первые два года войны со дна озера было поднято 276 машин. Но при этом сколько спасенных. Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде. Студень с горчичкой из клея столярного».
Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда» создавалась Русским музеем совместно с Нижегородским. И во всем она совершенно уникальная. Не похожа на ту, что проходила в Санкт-Петербурге к 80-летию освобождения Ленинграда. Здесь, помимо полусотни картин, много инсталляций, большая работа со звуком, интерактивы. Впервые вывезен и показан знаменитый на всю страну дневник Тани Савичевой. Пронзающие душу заметки маленькой девочки о том, как умирала ее семья в блокаду.
Последняя запись: «Умерли все, осталась одна Таня». Ее эвакуировали в Горьковскую область.
Время шло, смертельная петля вокруг Ленинграда становилась все плотнее.
В августе Оргбюро ЦК ВКПб в постановлениях гневно указывало, что «для эвакуированных детей до сих пор не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их надлежащее медицинское обслуживание». Железнодорожное сообщение перестало работать 27 августа, а 8 сентября 1941 года стало началом полной блокады города — последнюю сухопутную связь с Ленинградом оборвали немецко-фашистские захватчики. Возобновить эвакуацию по земле — нестабильную, но хоть какую-нибудь — смогли лишь в декабре, по трассе Ваганова — станция Заборье.
Чтобы вывезти детей, стариков, больных, использовали все виды транспорта. Водный путь по Дороге жизни начал работать уже 12 сентября, по льду — в конце ноября. Обстрелы там были постоянными.
РИА «Новости» Как выживали дети в блокадном Ленинграде В книге «Рисуют дети блокады» авторы описали то, что изобразил на бумаге трехлетний Саша Игнатьев в 1942 году — плотные черные каракули с округлым светлым пятном посередине. Он пояснил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
Его комментарий прямо на рисунке успела записать воспитательница. Никакие старания, никакие в меру красиво подобранные слова не смогут лучше описать то, с чем столкнулись юные ленинградцы, когда Северная столица оказалась в блокаде, чем их собственные свидетельства. Global Look Press Воспоминания детей блокады Боль и ужас Ленинграда скрываются на страницах детских дневников, которым можно было признаться, как хочется есть, сквозят в последующих воспоминаниях выживших мальчиков и девочек, каждый из которых назло самой смерти вырос и стал взрослым.
Младшей пятой дочери Савичевых на момент начала блокады исполнилось 11 лет. В первую блокадную зиму в жуткий дневник, летопись гибели большой семьи, Таня превратила записную книжку сестры Нины — часть ее была алфавитной, потому не использовалась. Женя умерла 28 дек в 12.
Бабушка умерла 25 янв. Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7. Савичевы умерли.
Он сообщил, что сегодня в 4 часа утра германские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе. Их самолеты бомбардировали Киев, Житомир, Одессу, Каунас и др. Погибло 200 чел. В 5 часов германский консул объявил от имени своего правительства о начале войны, то есть что Германия пошла на нас войной. Итак, самое ужасное из всего, что можно было ожидать, совершилось.
Мы победим, но победа эта будет не легкая, это тебе не Финляндия. Война эта будет дикая, ожесточенная. Сегодня у нас был вкусный суп с мясом и макаронами. Кошачьего мяса хватит еще на два раза. Да на 3 раза американского, а что будет потом неизвестно.
Хорошо бы раздобыть где-нибудь еще кошку, тогда бы нам опять надолго бы хватило. Да, я никогда не думала, что кошачье мясо такое вкусное, нежное. Я осталась одна. В конце апреля 1942 года девушка сделала такую запись: "Милый мой бесценный друг, мой дневник. Только ты у меня и есть, мой единственный советчик.
Тебе я поведываю все мои горести, заботы, печали. А от тебя прошу лишь одного: сохрани мою печальную историю на своих страницах, а потом, когда это будет нужно, расскажи обо всем моим родственникам, чтобы они все узнали, конечно, если они этого пожелают". В начале июня того же года в истощенном состоянии Лена была эвакуирована в Горький. Дневник Лены Мухиной хранился в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга и лишь в 2011 году был опубликован под названием "Сохрани мою печальную историю". Елена Владимировна Мухина скончалась 5 августа 1991 года в Москве.
Хана Бради Чешская девочка еврейского происхождения, провела два года в концлагере Терезиенштадт, погибла в газовой камере в Освенциме Имя Ханы Бради стало известно после того, как в 2000 году один из сотрудников Центра изучения Холокоста в Токио обратился в музей "Аушвиц-Биркенау" Освенцим с просьбой передать несколько экспонатов для выставки, посвященной судьбам малолетних узников концлагерей. Среди полученных предметов находился небольшой чемодан, на котором были имя Ханы Бради, ее дата рождения и надпись "сирота". Хана родилась в 1931 году в семье розничных торговцев. В марте 1941 года ее мать арестовали и отправили в концлагерь Равенсбрюк. В конце сентября того же года гестапо схватило и отца Ханы.
Больше девочка не видела родителей. Хану и ее старшего брата Георга приютил их дядя, избежавший депортации благодаря своему арийскому происхождению. В мае 1942 года дети получили повестки в центр депортации в Тршебиче. Оттуда их доставили в концлагерь Терезиенштадт, где они провели два года. Позже Хана и ее брат были разными эшелонами перевезены в Освенцим, где через несколько часов после приезда один из немецких офицеров заманил Хану в газовую камеру.
По словам Георга, это был сам Йозеф Менгеле — врач, проводивший медицинские опыты на узниках. Георг пережил Освенцим, он сумел устроиться работать водопроводчиком. После освобождения он узнал, что никто из членов его семьи не выжил. В 2002 году о Хане Бради была написана биографическая книга "Чемодан Ханы".
Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. О том, что происходило в городе в это время с его жителями, улицами, историей — показано на выставке рисунков наших ребят. Глядя на творчество современных мальчишек и девчонок, понимаем, что до сих пор во всех нас живёт память о тех трагических событиях.
Еще по теме
- Еще по теме
- Просмотр новости
- Фотографии
- «Блокадный Ленинград глазами современных детей»
- Блокада глазами детей
Навигация по записям
- Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета
- Дети и блокада
- «Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Блокада Ленинграда глазами детей 21 века – Красная звезда
- Блокада глазами ребенка
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве - Гатчинская правда | Главная Наша деятельность Новости Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей». |
Блокада глазами ребенка | В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей. |
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве - Гатчинская правда | Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях. |
Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»
Время сталинских репрессий уничтожало интеллегенцию, свобода слова преследовалась. Для мирных людей война была полной неожиданностью, перечеркнувшей все надежды на счастье. Мой папа закончил институт и работал инженером-гидротехником, продолжив семейную традицию моего деда и прадеда. В войну он руководил оборонными работами под Ленинградом, во время которых получил воспаление лёгких и умер в 27 лет. Мама осталась одна с пятилетним ребёнком на руках и перенесла все ужасы и тяготы блокадных дней города. Своей жизнью я обязан, конечно, только маме, её мужеству, стойкости и любви ко мне. Для меня это были годы сплошного ужаса и очень долгого ожидания конца этих испытаний.
Но детская память сохранила многое: бомбёжки города, заклеенные крест-накрест бумагой окна, постоянные походы в бомбоубежище при сигнале «воздушная тревога».
И когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне Германия захватила: Бельгию за 18 дней, Югославию — за 11 дней, Голландию — за 5 дней, Люксембург — за 1 день, Данию — за 6 часов. А непокоренный Ленинград сражался почти 900 дней. Учитель предложила присутствующим увидеть блокаду глазами детей. Как они росли в этих ужасающих условиях голода и холода, играли под свист и разрывы снарядов и бомб? Что приходилось им есть, чтобы не погибнуть от истощения? И снова мороз по коже от рассказов людей, испытавших рацион блокадников на себе: «По словам учительницы, сама сытым, самым лучшим был тот день, когда мама поймала мышь и поджарила ее на касторовом масле», «По воскресеньям бабушка ставила на стол маленькое блюдечко подсолнечного масла с солью и отрезала кусочек бородинского хлеба в четверть ладони, корочку которого она натирала чесноком. Есть полагалось неторопливо, чувствуя каждую крошку во рту», «Чаем можно считать ведро кипятка, подкрашенного морковкой. А еще можно пить кипяток с кусочками нарезанного туда яблока с сахаром «вприглядку». Это когда от куска обычного размера щипчиками откалывался крохотный кусочек, после чего кипяток с настоянным в нем яблоком мы пили, любуясь на белеющую перед нами крошку».
При этом юные ленинградцы наравне со взрослыми расчищали чердаки, тушили пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах. Имею ли я отношение к блокаде Ленинграда? Имеют ли отношение современные дети к этим суровым событиям Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда и другим знаковым сражениям второй мировой войны? Вот что ответили на эти вопросы участники открытого урока «900 дней мужества».
А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю. Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек. ГОРЕ Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить? Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 — 98. В них было принято более 40 тысяч детей — сирот. У каждого такого ребенка — вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок. Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках, авторы которых неизвестны.
В декабре 1942 года нас эвакуировали. Мы переплывали через Ладогу, пробивая себе путь сквозь лед. Я не знаю, что было страшнее: переправляться или остаться в городе. Здесь негде было спрятаться, мы были как на ладони, а обстрелы продолжались. Каждый выстрел, казалось, был предназначен именно для нас. Даже когда все стихло, они эхом отдавались в моей голове. Мы эвакуировались в Костромскую область в деревню Власово, где жила моя вторая бабушка — папина мама. Здесь было чуть спокойнее, но голод был во всей стране. В деревне стало не так страшно, но ужас тех дней в блокаде останется моим вечным кошмаром». Эта история моей бабушки Тереховой Галины Львовны, в девичестве Григорьевой, ей было всего 9 лет, когда началась война, и она больше года прожила в блокадном Ленинграде. Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. Ее дядя не эвакуировался, но остался жив, и умер спустя годы после войны. Отца она больше никогда не видела. Мы пытались найти его могилу, но безрезультатно. В память о нем остались только фото и несколько его писем с фронта. Терехова Галина Львовна Медали Мы часто говорим о войне, мы знаем что это страшно, но смотря в глаза бабушке, когда она вспоминает, я осознаю: нам не дано понять и каплю того ужаса, что пережил народ в одну из самых жестоких и страшных блокад в истории. А бабушка молится каждый день, чтобы нам никогда не пришлось этого пережить.
Блокада глазами девчонки
О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Журналист Дарья Боровских рассказывает ее историю — в честь 78-й годовщины снятия блокады Ленинграда. Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда.
Настройка шрифта:
Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда. Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. Блокадные дни и ночи легли на плечи не только взрослых, но и детей, которым пришлось очень быстро повзрослеть.
Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»
Последняя запись: «Умерли все, осталась одна Таня». Ее эвакуировали в Горьковскую область. Маленькая телефонная книжка, в которой Таня вела свои записи. Ее даже открывать нельзя.
За стеклом сохраняется определенная температура и влажность. И еще одни уникальные документы, которые представлены впервые, — это письма, в которых старший брат искал Таню. Ослабшая, с цингой и туберкулезом.
Она умерла в 1944. Старший брат в начале войны был в Псковской области, ушел в партизаны. Он единственный из всей семьи остался в живых.
На выставку сегодня приехал его внук с семьей, говорят, им важно доносить до всех: род Савичевых продолжается. Михаил Савичев: «Савичевы живы, страна живет, победили фашизм. Это все такое олицетворение победы, которое важно».
Лизе Савичевой сейчас 12. На два года меньше, чем было тогда Тане.
Детские рисунки выполнены в разных техниках. Они нарисованы карандашами, акварелью, гуашью. Ребята изобразили трагические страницы жизни Ленинграда, блокадный хлеб, обстрелы с самолетов, Дорогу жизни, маленьких детей и праздничный салют в честь освобождения города.
Дети узнали о трудностях, которые пережили в годы блокады не только люди. Среди страниц журнала — «Зоосад в годы блокады», «Растения, пережившие войну», «Дорога жизни» и другие. Каждая страница журнала сопровождалась презентацией. Готовили страницы учителя истории Е. Пятаева , географии З. Корытова , биологии И.
Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо!
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников
Опубликовано 30. Это трагичная и великая страница российской истории. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Ребята с большим вниманием слушали выступление воспитателя о том нелегком времени, которое пережили ленинградцы, оказавшиеся в блокадном городе.
Начала одеваться. Доставая одежду с веревки, я упала с табуретки. Раздался грохот, и я испугалась, что сейчас разбужу папу. Но он почему-то не проснулся. Потом пришли мама и тетя, заголосили...
Я не понимала, почему они плачут. Мне было всего пять лет, и я не могла понять, что папа умер, да еще и у меня на глазах. Папу куда-то унесли, а я все говорила всем, чтобы не плакали, что он скоро проснется... В мае 1942 года умерла мама. Опять все плакали, и я снова ничего не поняла. Кроме одного, что ни мамы, ни папы у меня больше нет, и я осталась совсем одна... И папу и маму похоронили где-то на Волковском кладбище. Так, в шесть лет я осталась круглой сиротой, совсем больная и голодная.
Тетя отдала меня в детский дом — я уже умирала, а там хоть как-то кормили. Я помню, меня привели в большую, светлую комнату. Посреди комнаты лежал большой ковер, а вокруг него сидели дети. На ковре было очень много игрушек, и дети с ними играли. Дети были все очень тихие, никто не задирался, все молча играли в свои игрушки, каждый сам с собой. Я села и тоже стала играть... Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь — и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне.
Дети даже брали игрушки с собой на работу, чтобы те не погибли во время бомбежки. У одного мальчика над станком висела клетка с чижиком. Как только начиналась бомбежка, он хватал клетку, быстро относил ее в бомбоубежище, а сам бежал на крышу — тушить пожары... В детском доме я пробыла совсем недолго: мне было так плохо, что буквально на следующий день я попала в больницу. Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я. Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка. Я начала плакать. Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети.
С тех пор я боюсь темноты... В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя. Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни». Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге. Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят... Я о самолетах не думала, я боялась одного - потерять галоши и свой чемоданчик с вещами. Потом нас долго везли на поезде, и немцы обстреливали и бомбили вагоны.
Во время бомбежек поезд останавливался, мы выбегали и прятались в лесу.
Но наступил Новый Год — праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг — были организованы праздничные елки с подарками, театрализованными представлениями и сытным обедом. Учащиеся нашей школы были очень поражены рассказом одной Ленинградской девочки о новогодней ёлке 1942 года. Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде.
Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу.
Он добавил, что его бабушка была «обычной труженицей и работала до конца жизни». Ее не стало 27 апреля 1991 года. Просили маму идти за хлебом Блокадница Нина Пыркова сейчас живет в Московской области. Об акции по сбору блокадных воспоминаний она узнала случайно, от своей подруги, приехавшей в наш город на экскурсию.
Знакомая блокадницы отправила ей фотографию дома 42 на канале Грибоедова. Нина Пыркова жила в нем во время блокады. Иногда ее заставал сигнал воздушной тревоги и мы боялись, что она уже не придет». В блокаду умерли брат Нины Пырковой и бабушка... И благодарность вашей газете за память», — резюмировала Нина Пыркова в письме «Петербургскому дневнику». Такое время... Житель Петербурга рассказал, что его дед, Роговой Залман Беркович, был призван в Красную армию в августе 1941 года и воевал на подступах к Ленинграду.
Он погиб в апреле 1942 года. Бабушка, Роговая Даша Гиршевна, всю блокаду проработала в военном госпитале сестрой-хозяйкой. Юрий в деталях запомнил истории, которые слышал от близких: «Мама моя была еще маленькой, поэтому бабушка боялась оставлять ее одну дома и брала с собой на работу в госпиталь. Так как это запрещалось, во время обхода главврача маму прятали в кладовке под мешками с бельем». Бабушка Юрия Соскина к началу войны уже была беременна, и в январе 1942 года родилась девочка Лиля. Она могла бы стать тетей Юрия, но прожила только шесть дней. Чуть не погибли в «Олимпии» Владимир Евсеев рассказал, что летом 1941 года в городе еще работали кинотеатры.
Отец позвал меня в кинотеатр «Олимпия» на фильм «Петр Первый». Этот кинотеатр находился на Международном проспекте сейчас Московский проспект. Во время сеанса вдруг в зале включили свет и нам было сказано немедленно покинуть зал. Оказывается, начался воздушный налет на город и по радио была объявлена воздушная тревога. Народ не соглашался уходить, объясняя, что окна в кинотеатре завешаны и поэтому кинотеатр не может быть целью для бомбардировки. А директор кинотеатра ответил, что если он позволит нам остаться, то его сурово накажут.
В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»
Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Они пережили блокаду Ленинграда детьми. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Блокада Ленинграда глазами детей – 50 просмотров, продолжительность: 08:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Анастасии Чайковской в социальной сети Мой Мир. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.