В 1973 году Зоя Федорова и ее дочь получили письмо от Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал прямым виновником их бед. ?sub_confirmation=1Связаться с нами/tvekspress@ 50 лет назад на экраны СССР вышел филь. Дочь актрисы Зои Федоровой не пустили на похороны матери. Дочь позвонила, Зоя Федорова повернулась к телефону, взяла трубку и, в это время раздался выстрел.
О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа
Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. На это закрывали глаза, пока Зоя Федорова не проговорилась, что хочет навсегда остаться у дочери в в США. В конце 1970-х Зоя Фёдорова еще дважды выезжала в гости к дочери. Зоя навещала дочь и бывшего возлюбленного, пока он не скончался от рака, но всегда возвращалась в СССР. Зоя Федоров погибла 10 декабря 1981 г. от рук убийцы, преступление до сих пор не раскрыто. Актриса Зоя Федорова прожила две жизни: взлет и когда Федорова вышла на свободу.
Зоя ФЕДОРОВА
Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Биографическая справка о Зое Фёдоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории, на сайте Музея Сахаровского центра. Федорова Зоя появилась на свет 21 декабря 1907 г, в обеспеченной многодетной семье, где Зоя была последним 4-м ребенком.
Зоя Фёдорова: актриса и алмазная контрабандистка
Биография актрисы Зои Фёдоровой − детство и юность, роли в кино, арест и приговор, новыё взлёт карьеры, личная жизнь, причина смерти. Зоя Федорова, биография которой началась в стандартной советской семье, мечтала с детских лет о сцене. Зоя Федорова биография личная жизнь дети фото: кремлевская дочка. Зоя навещала дочь и бывшего возлюбленного, пока он не скончался от рака, но всегда возвращалась в СССР. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. В биографии танцовщика Рудольфа Нуреева, написанной английским журналистом и искусствоведом Питером Уотсоном, упоминается и Зоя Федорова.
Зоя Фёдорова
советская киноактриса и Заслуженная артистка РСФСР, запомнившаяся зрителям в киношедеврах «Москва слезам не верит» и «Свадьба в Малиновке». Судьба, карьера и трагическая гибель Зои Федоровой: как любовь к иностранцу повредила творческому пути Зои Фёдоровой и как актрису настигла страшная смерть. В 1973 году Зоя Федорова и ее дочь получили письмо от Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал прямым виновником их бед. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь.
Фёдорова, Зоя Алексеевна
Но Зоя Федорова не успевает сообщить, что она беременна Тейту, его высылают в США по подозрению в шпионаже. Вследствие приказа Джексон Тейт не слышал о Зое Федоровой и дочери Виктории, биография которой представлена в статье, целых восемнадцать лет. Однако дочь Окуневской оспаривала это утверждение и придерживалась версии о том, что Окуневская и Фёдорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. Правда непонятно, почему молчит дочь Зои Фёдоровой, если знает имя убийцы. Зоя Фёдорова впервые увлеклась театром ещё в средней школе и исправно посещала детский драмкружок.
Как сложилась жизнь дочери известной советской актрисы Зои Федоровой
Ее бесконечные тетки, соседки, квартирные хозяйки, дворничихи и гардеробщицы — просто ограниченные чревоугодницы, и в их пороках есть толк: их незнанием новых реалий молодежь может умело пользоваться, а их яства и вкус к застолью приветствовались во все времена, пока не грянул ЗОЖ. Фридрих Эрмлер. В тех фильмах она отживших элементов и ударом ноги, случалось, укладывала. Теперь после выхода из тюрьмы она сама вызвалась играть отжившее — но прелесть новых времен заключалась в том, что новые девушки, в отличие от Фёдоровой, ногами не дрались, и от Натальи Селезневой и Светланы Светличной ей получать не пришлось. Конечно, если б до такого дошло, драными кошками в итоге отправились бы восвояси они, а не прошедшая школу «Великого гражданина» Фёдорова. Но новые героини со старухами-вредительницами, повторимся, не дрались, не сажали их, а только оставляли на обочине истории, обдавая брызгами смеха из-под колес проносящейся мимо и прочь от Фёдоровой легковушки истории. Игорь Савченко.
Её кино началось с плясовой комедии «Гармонь» 1934. Она, такая красивая и элегантная, с комической невозмутимостью, обыденной деловитостью — Ладынина бы на ее месте сгорела б со стыда, а Серова картинно изображала бы брезгливость — пила пиво в стояке с Эрастом Гариным в «Музыкальной истории» 1940. Покинула она сталинский экран после «Свадьбы» 1944 , по иронии оставшейся ее самой запомнившейся ролью первого призыва, где воплотила образ шелудивого, какого-то совсем уже запаршивевшего мещанства, ничуть не отстав от партнеров — таких королей комедии, как тот же Гарин, Мартинсон и Фаина Раневская. Поэтому она совершенно легко вошла в оттепель под аккомпанемент плотоядных сюсюканий с Сергеем Филипповым «Кусик, где же гусик? Эта роль стала своего рода передачей эстафеты, потому что Муравьева в этой и ряде последующих работ воплотила уже следующий этап советского мещанства, брежневского, но Фёдоровский говорок с вызовом, руки в боки, вечно какие-то семечки во рту — все это осталось при, как оказалось, никакой не сталинской, а вечной героине, мещанке, порожденной государством, где правит повариха. Борис Барнет.
Герберт Раппопорт, Александр Ивановский. Исидор Анненский. Эльдар Рязанов.
А затем ей вынесли жестокий приговор — 25 лет лагерей усиленного режима с конфискацией имущества и ссылкой всей семьи. Новорожденную Викторию взяла к себе сестра актрисы Александра, которая была отправлена в пожизненную ссылку в Казахстан. РИА Новости Выход из лагеря и новая жизнь Можно сказать, что героине этого текста отчасти повезло — после смерти Сталина в феврале 1955 года ее полностью реабилитировали и отпустили.
Вместо 25 лет девушка пробыла в заключении 9. Само собой, первым делом освобожденная актриса отыскала дочь и рассказала ей обо всем. Зоя отправилась устраивать свою жизнь. Она возобновила актерскую карьеру и решила проблему с жильем — в этом ей помогла Лидия Русланова, с которой она познакомилась во время заключения во «Владимирском централе». Федорова снова начала сниматься в кино. Ее первые роли были эпизодическими, но такое возвращение все равно можно было считать настоящим успехом.
Тем же маршрутом планировала проследовать и советская актриса, которая уже несколько раз навещала Викторию и внука в Америке. Примечательно, что незадолго до своей смерти Зоя предупреждала дочь, что ее могут убить. При этом в случае трагедии она просила винить КГБ. Но причастность спецслужб к этому убийству доказать так и не удалось. Как, впрочем, и найти реального убийцу. Даже несмотря на то, что дело 71-летней актрисы насчитывает десятки томов и больше 4 тысяч допрошенных свидетелей.
Она соглашалась на поступающие предложения. В 1976 году Федорова появилась в популярном сериале «Медицинский центр», позже она признавалась, что она заучивала английский текст, совершенно не понимая, что он значит. В 1980 году актриса сыграла главную роль в телевизионном фильме «Дневник Юлии», рассказывавшем историю поэтессы и диссидентки Юлии Вознесенской. Появившись в эпизодах еще двух сериалов «Секретный агент Макгайвер» и «Сердцебиение», Виктория решила навсегда уйти из кинематографа, без сожаления, как всегда, перелистнув эту страницу. Федорова решила себя попробовать в модельном бизнесе, и на этом поприще ей удалось достигнуть определенных успехов. Почти десять лет она была лицом косметической компании Beauty Image, объездила полмира, участвовала в показах и фотосессиях.
Обложка первого издания автобиографической книги Виктории Федоровой «Дочь адмирала» 1979 В 1979 году Виктория выпустила автобиографическую книгу «Дочь адмирала», в которой подробно рассказала о своих родителях, об их знакомстве и последующих трагических событиях, о своем детстве и кинокарьере. Посвятила свои мемуары актриса Зое Федоровой: «Моей дорогой мамочке, чья любовь согревала меня и в добрые, и в тяжкие времена, где бы я ни была — рядом или вдали от нее, — и которая всегда будет жить в моей памяти». Байкер из «Укротительницы тигров»: актер Павел Кадочников потерял двух сыновей и умер из-за предательства Имя актера Павла Кадочникова хорошо знакомо зрителям старшего поколения. В его долгой жизни был стремительный взлет и слава, роли в фильмах лучших кинорежиссеров, периоды невостребованности, предательство коллег и трагический уход из жизни сыновей. Расскажем об основных этапах большой творческой биографии Павла Кадочникова, личной жизни и семейных трагедиях. Два года спустя 79-летний Джексон Роджер Тейт умер от рака.
Еще дважды Федорова-старшая прилетала в Америку к дочери, а затем начала собирать документы для выезда в США на постоянное место жительства. Зоя Федорова в фильме «Москва слезам не верит» 1979 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была убита выстрелом в затылок в своей квартире. Это страшное убийство до сих пор остается нераскрытым. Следователи разрабатывали версию ограбления и причастности к преступлению «бриллиантовой мафии», во времена перестройки заказчиком стали считать КГБ, но все, в том числе и Виктория, были едины во мнении, что убийцу крайне осторожная Зоя Алексеевна хорошо знала и впустила в дом сама. Могила Зои Федоровой. Фото: wikipedia Гибель матери стала для Вики огромным потрясением.
На похороны в Советский Союз она не поехала: по одной из версий — ее в страну не впустили, по другой — она боялась, что приехав, не сможет вернуться назад к сыну. Впервые после эмиграции в США Федорова приехала в Москву в 1988 году по приглашению писателя Юлиана Семенова, работавшего над романом об убийстве ее матери. Следующий визит актрисы на родину состоялся еще через десять лет, в августе 1998 года. Тогда Виктория рассказывала, что собирается продюсировать биографический фильм о Зое Федоровой, а также сняться в главной роли в российско-американском фильме «Западня», однако эти проекты остались неосуществленными. Алкоголизм и последняя любовь Джон Дуайер Виктория Федорова. Фото: globallookpress После смерти матери жизнь Виктории пошла под откос, к пристрастию к алкоголю добавились запрещенные препараты.
Она пыталась добровольно уйти из жизни. Сын все больше отдалялся от Вики, а жизнь с мужем, которого она стала подозревать в причастности к убийству своей матери, стала вконец невыносимой. Прожив с Фредериком 15 лет, Федорова подала на развод. Сын Кристофер, которого отец настраивал против Виктории, остался с ним и больше связи с матерью не поддерживал. Парадоксально, но отношения, благодаря которым Федорова смогла остаться в Америке, впоследствии актриса называла своей самой главной ошибкой в жизни. Последней любовью Виктории стал командир пожарного подразделения Джон Дуайер, с которым актриса познакомилась на вечеринке в Грингвиче.
Она говорила, что несмотря на то, что они очень разные люди, именно он стал для нее настоящим и преданным другом на два десятка последних лет ее жизни. Лишь с ним она чувствовала себя как за каменной стеной. Бурная жизнь сменилась уединенными тихими вечерами в городке Маунт-Поконо в Пенсильвании. Виктория занималась росписью керамики, музицировала на пианино, ухаживала за садом. Поступив на курсы интернет-дизайна, она стала создавать веб-сайты на заказ. Саша родился за три недели до гибели своего отца официально Сергей Бодров пропал без вести.
Расскажем, чем сейчас занимается наследник звезды дилогии «Брат» и его сестра. Узнать подробности Смерть Виктории Федоровой: что случилось с актрисой Именно Джон стал ее опорой, когда у Федоровой диагностировали рак легких, а затем и опухоль мозга. Узнав о болезни супруги, он сразу ушел на пенсию и полностью посвятил себя любимой. Несмотря на свой диагноз, Виктория не бросала свою привычку курить одну сигарету за другой. И вдруг начался приступ, Джон немедленно отвез ее в больницу, а через час Федоровой не стало. Ей было 66 лет, и ушла она из жизни без страданий и мучений, окруженная любовью.
Муж выполнил последнюю волю супруги и развеял ее прах над горами Поконо. Через 2 года после смерти Виктории рак был обнаружен и у Джона. Решив не бороться с заболеванием, он совершил непоправимое во дворе дома. Сын Виктории Федоровой: Кристофер Кристофер. Сын Виктории Федоровой. О смерти своей матери он узнал лишь спустя несколько месяцев от посторонних людей.
Молодая семья жила в одной квартире с Федоровой, их совместную жизнь сопровождали постоянные ссоры и конфликты. Муж Виктории оказался очень ревнив, несколько раз пытался покончить с собой на почве подозрений в неверности жены, резал вены, пытался выпрыгнуть из окна. Было ясно, что семью сохранить не удастся, и в 1969 году дочь Федоровой подала на развод. Вскоре она вышла замуж во второй раз за сына маминой подруги, но и этот брак оказался несчастливым, и распался в 1972 году.
Третий раз Виктория Федотова вышла замуж за киносценариста Валентина Ежова, который был вдвое старше ее и страдал алкогольной зависимостью. Через какое-то время Виктория тоже начала пить. Зоя Федорова как могла, боролась с зятем, в 1973 году она вызвала милицию и секретаря партийной организации домой. Сценарист был уличен в антиобщественном поведении, за этим последовал его разрыв с Викторией.
Он просил прощения, и хотел познакомиться с дочерью. Виктория откликнулась на просьбу отца, и почти два года пыталась выехать в США. Из страны ее выпустили только после того, как 27 января 1975 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья о трагической истории любви американского военного и советской актрисы. Статья вызвала большой резонанс, Голливуд предложил выкупить права на эту историю и снять фильм.
Из-за шумихи советским властям пришлось выдать Виктории Федоровой визу. Весной 1975 года Джексон Тэйт познакомился с дочерью. Вскоре она вышла замуж за летчика Фредерика Пуи, и осталась навсегда в Америке. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься.
Она сыграла в фильмах «Тени исчезают в полдень» в 1971 году, «Кортик» в 1973 году, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» в 1975 году и «Живите в радости» в 1978 году. Одну из своих самых ярких ролей этого периода она сыграла в комедии Рязанова «Девушка без адреса». В этой картине Федорова сыграла немолодую, глупую, нахальную и вздорную даму по имени Кусик. Поначалу она мне показалась очень высокомерной, даже злобной.
Нас с ней в одной машине после съемок развозили по домам. Всю дорогу она молчала, очевидно, не воспринимая меня всерьез. Катерину по ходу фильма сбивала Федоровская машина. Пришлось делать много дублей, я по-настоящему падала, потом долго ходила в синяках.
Меня удивляло, что Зоя Федорова, сидевшая за рулем, ни разу не подошла потом и не выразила сочувствия. Я, честно говоря, в душе обижалась на Зою, пока совершенно случайно не узнала от гримерши, сколько известной актрисе пришлось пережить: оказывается, она отсидела восемь лет в лагерях. Помню случай, когда на нее кто-то из группы повысил голос, в ответ Зоя как рявкнет: «На меня восемь лет кричали, не смейте! Казалось, известная актриса все время от кого-то оборонялась, даже когда на нее никто не нападал…».
Последней ее работой в кино стала роль вахтерши тети Паши в картине «Москва слезам не верит» в 1979 году. В 1970-е годы актриса получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года ей удалось полететь в США, где она встретилась с дочерью и Тэйтом. В 1980 году Зоя Федорова снова хотела навестить дочь, но ее долго не хотели выпускать, потому что Виктория издала книгу, где рассказывала о судьбе матери и об ужасах советских репрессий.
Виза все же была получена, но уехать Федорова так и не смогла. Вспоминала Виктория Федорова: «Мама позвонила мне, я сказала ей о том, что услышала от Бредли. Я — актриса. Как же мои зрители?
Нет, я еще раз пойду в ОВИР». И пошла. Это было в среду. Я только хочу повидаться с моим внуком, с моей дочерью».
Убийство Зои Федоровой 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была застрелена в собственной квартире, ее тело обнаружила соседка и племянник актрисы с женой. Убийца так и не был найден, хотя следствие велось более четырех лет. Выдвигались разные версии мотивов убийства, и политическая, и криминальная, и бытовая, и шпионская, но к преступнику ни одна из них не привела. Панкин рассказывал: «Она была убита выстрелом в затылок из пистолета марки «Зауэр».
У преступника был ключ от квартиры. Потом история стала обрастать легендами. В Москве приходилось слышать, что Зоя располагала какими-то секретными сведениями, потому ей не дали уехать. Это неправда».
Зоя Федорова была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Виктория Федорова в соавторстве с Гескелом Френклом написала книгу о своей матери «Дочь адмирала», и планировала снять фильм по ней. Она рассказывала: «Мама заслужила хотя бы то, чтобы ее история была рассказана правдиво. А то сил нет читать все эти дешевые журналистские расследования, книги, где обстоятельства маминой жизни и смерти выворачиваются наизнанку, обрастают несусветными домыслами, историями о мифических бриллиантах… Для меня же главное — сделать эту историю, какой она была на самом деле.
А это была история прекрасной любви с трагическим оборотом». В 2003 году о Зое Федоровой был снят документальный фильм «Неоконченная трагедия».
Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека»
И Фёдорова воспряла духом. Главное, она узнала - что её дочка жива, с нею всё в порядке. После смерти Сталина Фёдорова просидела в тюрьме ещё два года. Вернувшись в Москву, она оказалась совершенно одна. Квартиры у неё не было, а когда пришла на киностудию "Мосфильм", директор её просто выгнал, так как у неё на руках не было реабилитационных документов.. Единственным человеком, который тогда пригрел её, была её тюремная подруга Лидия Русланова. Именно у неё Фёдорова и жила первое время после освобождения. Ей помог Сергей Михалков, с которым она была знакома. Он пригласил её к себе домой и дал две тысячи рублей. Это был царский подарок для женщины, у которой за душой не было ни гроша.
А затем состоялась долгожданная встреча Фёдоровой с девятилетней дочерью Викторией. Эта встреча состоялась весной 1955 года на Казанском вокзале, куда Виктория приехала из города Петропавловска. Карьера Фёдоровой в кино возобновилась через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. Летом 1959 года Фёдорова впервые за долгие годы решила узнать о судьбе Джексона Тэйта. Через свою подругу, которая работала в гостинице, ей удалось выйти на русскую, которая была замужем за американцем и согласилась помочь найти бывшего возлюбленного. На эти поиски ушло немало времени. Но Тэйт не проявил сильного порыва увидеть ни свою бывшую возлюбленную, ни родную дочь. Объяснить это было просто: к тому времени Тэйту было далеко за шестьдесят, у него была семья, а свою дочь от русской женщины он никогда не видел. Но Фёдорова этого не знала и с нетерпением ждала новостей.
И вот осенью 1973 года пришло долгожданное письмо от Джексона Тэйта, в котором он просил у двух дорогих ему женщин прощения за то, что стал невольным виновником постигших их бед. Виктория загорелась желание увидеть отца. Так началась почти двухлетняя эпопея с её отъездом в США. Фёдорова после отъезда дочери отнюдь не стала для властей персоной нон грата. В 70-е годы она продолжала хоть изредка, но сниматься в кино, получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года её отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью. Она могла бы остаться в Америке, однако почему-то этого не сделала. Что-то её удерживало в этой стране. В 1980 году она вновь собралась в США, но на этот раз её долго не отпускали.
Они не учли, что актриса, пользующаяся всесоюзной славой, всего лишь женщина. Зое Федоровой на момент знакомства с Тейтом было тридцать семь лет. Она сделала блестящую карьеру, но так и не смогла устроить свою личную жизнь. Несостоявшийся муж погиб во время войны, детей не было. В Тейта Федорова влюбилась с первого же взгляда. Это чувство было взаимным. Познакомились они в феврале, а последний раз увиделись в апреле. Согласно воспоминаниям Федоровой, они мечтали о свадьбе, детях и даже запланировали, что если родится дочь, то названа она будет в честь победы над гитлеровской Германией — Викторией. Неожиданно для Федоровой в апреле Тейта выслали из страны. Ее тем временем отправили на гастроли в Крым.
Последующие годы английский дипломат пытался связаться со своей советской возлюбленной. Но на свой запрос получил ответ: «Зоя Федорова вышла замуж за советского музыканта, имеет двоих детей, счастлива в браке». Она действительно вышла замуж за советского композитора. Таким образом пыталась спасти себя и ребенка Федорова Зоя Алексеевна. Когда родилась дочь, актриса уже оформила фиктивный брак. Арест Джексон Тейт долгое время ничего не знала том, что в Советском Союзе у него родилась дочь. Как не знал и о том, что Федорову арестовали в 1945 году. Дабы скрыть беременность от иностранца, она вышла замуж за друга, музыканта Александра Рязанова. Однако о том, что Федорова ждет ребенка от Тейта, на Лубянке, безусловно, было известно. В декабре 1945 года среди ночи за Федоровой приехали, отвезли на допрос, который продолжался несколько суток.
Актрисе было предъявлено обвинение в шпионаже и даже покушении на Сталина. Федоровой дали двадцать лет. Она пыталась покончить с собой в камере, но это ей не только не удалось, но еще и вызвало гнев тюремщиков. Федорову подвергли жестокому избиению. В тюрьме актриса обросла многочисленными знакомствами, которые давали о себе знать годы спустя, на свободе. Согласно воспоминаниям Федоровой, выжить ей помогла Лидия Русланова, с которой она встретилась и подружилась в заключении. Мать и дочь Арестована была не только Федорова, но и ее близкие родственники. Одну из сестер отправили в ссылку. Викторию — дочь актрисы — женщина взяла с собой. Девочка до девяти лет не знала о том, кто ее родная мать.
Федорова попала под амнистию. Ее освободили в 1955 году. Ей было сорок пять лет. Не было ни жилья, ни работы. Но вскоре ситуация поменялась. Актриса снова стала сниматься в кино, а затем и получила квартиру. Зоя Федорова и ее дочь переехали в один из самых престижных районов Москвы. В квартире на Кутузовском прошли последние годы актрисы. В шестидесятые годы Федорова вела весьма активный образ жизни. Она снялась в таких фильмах, как «Слепая птица», «Алые паруса», «Взрослые дети», «Сказка о потерянном времени».
Согласно воспоминаниям коллег, она была человеком чрезвычайно общительным и открытым. А потому события декабря 1981 года повергли многих в шок. Виктория Дочь Федоровой также стала актрисой. Она сыграла несколько ролей в кино.
Хотя не нашли ничего компрометирующего или запрещенного при обыске, Федорову содержали в тюрьме на Лубянке. Месть наркома за непокорность к его ухаживаниям проявилась в систематических издевательствах, среди которых были избиения, лишение сна, обливание кипятком и оставлении без медпомощи. Пострадала вся семья. Муж 5 лет провел в лагерях. Семью сестры Александры приютившую и племянницу Викторию отправили в ссылку в Казахстан, сестру Марию — в Воркуту.
Вышла на свободу, но оказалась без семьи, квартиры и имущества. Первое время жила у певицы Лидии Руслановой, с которой недолго сидела в одной камере и благодаря хлопотам которой после смерти И. Сталина и Л. Берии была реабилитирована и освобождена. Виктория Федорова стала актрисой, вышла замуж за американца в период посещения отца в 1975 году и осталась проживать за рубежом. Через 2 года он умер, но Зоя Алексеевна еще 2 раза приезжала к дочери и получила визу, чтобы перебраться туда насовсем. По одной из версий, это и послужило поводом для убийства, организованного КГБ. Ее творческая карьера имела 2 всплеска. Сначала был быстрый взлет до всенародной любви с портретами повсюду.
Потом почти полное забвение на 8 лет, когда она маялась в тюрьмах по прихоти зловещего лица сталинской эпохи.
Ее красота — бесспорна и затмевает всех наших королев экрана, ей не нужны подпорки мюзиклов, с которых сияли все ее знаменитые ровесницы, и из-под ушанки военной медсестры в ветхих «Подругах» 1935 она сияет увереннее, чем Орлова с трибуны и Ладынина с комбайна. Тем не менее среди ныне здравствующих поколений, еще заставших всевластия советского кино, она накрепко спаялась с образом Трындычихи — хотя вообще-то Трындычиху играла не она, ее героиня в «Свадьбе в Малиновке» 1967 только всю дорогу трындычала про свою соседку Трындычиху — шумной, неумной, веселой тетки, спорой, чтобы накрыть скатерть, опрокинуть рюмку, а дальше — «Битте-дритте, фрау-мадам! Лео Арнштам. Андрей Тутышкин. И это беспрецедентно, потому что звездам сталинского кинопаноптикума хронически не удавалось перешагнуть в новые времена, стать частью следующего кинопейзажа: Орлова, Ладынина, Серова, Целиковская плотно спаялись со временем, где польки-бабочки переженились со стахановской одержимостью, и каждая по своим причинам не смогла пойти дальше. Есть только две тогдашние дивы, которых ждала новая счастливая киножизнь за бугром оттепели: Зоя Фёдорова и Лидия Смирнова. Любопытный факт: обе приходились женами оператору Рапопорту, который тоже после обслуживания сталинского экрана преодолеет совершенно новый, технический уже рубеж и создаст иконический образ НТРовского брежневского Союза в поздних, сперва широкоэкранных, затем широкоформатных фресках Герасимова. Фёдорова и Смирнова совершили этот переход совершенно иначе, как, выходит, только и было возможно для сталинских звезд и как совершенно точно не могли позволить себе ни Орлова, ни Ладынина: подняв на смех женщин своего поколения. В новом времени они обе воплотили вульгарность порождений эры культа личности с ее беззастенчивой рекламой «Пейте пиво!
Как и при всякой перемене власти, новая могла принять в свои ряды старых, только если покаются или посмеются над собой. Смирнова решила эту тему в ее более зверином оскале, играя нечистоплотных торгашек как в фильмах про Анискина или успевших приклеиться к новым начальникам жертв моды «Пена», 1979 , а Фёдорова взяла на тон помягче. Ее бесконечные тетки, соседки, квартирные хозяйки, дворничихи и гардеробщицы — просто ограниченные чревоугодницы, и в их пороках есть толк: их незнанием новых реалий молодежь может умело пользоваться, а их яства и вкус к застолью приветствовались во все времена, пока не грянул ЗОЖ. Фридрих Эрмлер. В тех фильмах она отживших элементов и ударом ноги, случалось, укладывала. Теперь после выхода из тюрьмы она сама вызвалась играть отжившее — но прелесть новых времен заключалась в том, что новые девушки, в отличие от Фёдоровой, ногами не дрались, и от Натальи Селезневой и Светланы Светличной ей получать не пришлось. Конечно, если б до такого дошло, драными кошками в итоге отправились бы восвояси они, а не прошедшая школу «Великого гражданина» Фёдорова.
Ушла из жизни Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой
И старалось найти причину, чтобы отправить ее отбывать срок в другое место. Так и кочевала она из тюрьмы в тюрьму. Вернувшись во Владимирскую область, «чудила» Зоя Федорова и в Суздальской «крытке». Позже об этом вспоминала одна из монахинь, которых в те годы осуждали «пачками»: «Там режим был тюремный. Выводили на двадцать минут гулять, работать не заставляли. Давали читать книги. Вместе с ними, а их было человек десять, сидели и артистки Зоя Федорова и Русланова. Опозорила нас! Генерал покраснел, ну, а Зою в карцер отправили.
Любила бунтовать! Там актриса некоторое время сидела в одиночке, затем в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой. Иногда знаменитые арестантки устраивали для администрации тюрьмы небольшие концерты, получая в качестве гонорара продукты, папиросы и чай — все то, что в тюрьме было на вес золота. Воля и чуть-чуть Америки На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. Перекантовавшись какое-то время у тюремной подруги так же известной личности Лидии Руслановой, зимой 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией, которая после ее осуждения жила в семье родственников в Казахстане, и вскоре вернулась в кино. Ролей было много — хотя, в основном эпизодические. В кино пришли новые звезды — моложе и нахальней. Возможно, не найдя себя здесь после отбывания срока, Зоя Федорова решилась на эмиграцию в США — довольно-таки непростую вещь в то время.
Была ли это так и не убитая лагерями любовь к Джексону Тейту, отцу ее ребенка, или просто осознание своей ненужности в этой стране, но в 1976-м актрисе разрешили кратковременные выезды в Америку, где она снова встретилась с Тейтом, куда годом ранее отправила их дочь. Но встретить старость вместе Тейт и Федорова не успели. Человек, из-за которого Зоя отсидела больше восьми лет в сталинских тюрьмах и лагерях, умер в 1978-м, когда Федорова еще только-только приступила к сбору документов для выезда на ПМЖ. Выстрел в затылок К этому времени Зоя, в 1965-м получив звание народной артистки РСФСР, из актрисы кино, по сути, превратилась, как сейчас говорят, в «великосветскую тусовщицу, «светскую львицу», которую больше всего в жизни заботили… бриллианты. Где, с кем и какие она водила знакомства, оставалось тайной за семью печатями.
В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез. Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г. Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет. Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах впоследствии он погибнет в перестрелке. А спустя 19 дней после выстрела на Кутузовском неизвестные обчистили дрессировщицу Ирину Бугримову. Через короткое время в Шереметьево задержали курьера, у которого обнаружили часть похищенного. По этому делу был задержан артист Большого театра Борис Буряце, который в то время являлся любовником Галины Брежневой. После смерти Брежнева силовые структуры боролись за передел власти, в том числе и в медийном поле, так что дорога для «алмазного» следа была хорошо протоптана. Прежде всего «бриллиантовую мафию» связывали с именами входивших в брежневский круг бывшего министра МВД Щелокова и его жены Светланы. Говоря грубо, схема действовала следующая: в СССР каждые несколько лет происходило существенное повышение цен на ювелирные изделия, решение о котором принималось на самом верху. Незадолго до «часа Х» посвященные скупали целые партии ювелирки по старым ценам, чтобы впоследствии продать их втридорога. А Федорова при этом чуть ли не обеспечивала связь между партийными чиновниками и преступным миром. В том числе переправляла вещи за границу. То же касалось и антиквариата. Якобы в секретном досье КГБ содержится информация, что именно актриса снабжала танцовщика предметами старины, чем впоследствии пыталась его шантажировать. Узнав о том, что Федорова собирается в США, Нуреев решил убрать свидетеля своего незаконного бизнеса. Наконец, еще одно предположение: чекисты будто бы собирались захватить Федорову с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения. С другой стороны, по версии прозаика Юрия Нагибина, автора напечатанного в перестроечном «Огоньке» рассказа «Афанасьич», убийство заказал сам министр Щелоков, чтобы завладеть ее бриллиантом, который очень понравился его жене. Но, похоже, что если доказательства бриллиантовой версии и были, то косвенные. Например, обширные знакомства актрисы, в записной книжке которой было обнаружено 2032 телефона и 1398 почтовых адресов. Также следствию было известно, что незадолго до смерти актрисе предлагали купить бриллиантовый гарнитур, но она отказалась, потому что, мол, уже приобрела кольцо примерно за 50 тыс. Приложила руку и Виктория, которая уже в начале 1980-х якобы требовала у Министерства иностранных дел! С другой стороны, она же якобы подтверждала версию, выдвинутую сценаристом Эдуардом Володарским — в книге «Русская, или Преступление без наказания» он обвинил в преступлении американского мужа Виктории Поуи. Он действительно регулярно летал в Москву, часто передавал Зое Алексеевне письма от дочери. А после ее убийства вроде бы неожиданно разбогател. Узнав об этой гипотезе, Виктория согласилась: «Очень может быть — он такая гадина… » «Утренний обход», 1980 г. Доказать, действительно ли у Федоровой хранились серьезные драгоценности, сегодня уже вряд ли возможно. Конечно, решив навсегда перебраться к дочери, она наверняка заботилась о безбедном будущем. Тем более, по воспоминаниям одного из ее зятьев, сценариста Валентина Ежова, Федорова всегда была прижимистой и оборотистой. Но те же следователи утверждают, что даже та ювелирка, бирки на которую были обнаружены в квартире, на серьезную контрабанду не тянула: так, мелочевка, не упомнят даже изделий с фианитами или бриллиантовыми сколами. Наконец, самый экзотичный подозреваемый в убийстве Федоровой родом из… Голливуда. Якобы американцы, собираясь экранизировать книгу Виктории «Дочь адмирала», не получили на это разрешения от Зои Алексеевны. И решились на убийство, чтобы, перебравшись в Штаты, она не могла добиться по суду неустойки. В последнее время все эти «сплетни в виде версий» несколько поутихли. Штиль не смог нарушить даже тот самый внук Федоровой, выписанный Первым каналом из Лос-Анджелеса. Бабку он в последний раз видел лет в пять, отношения с пьющей и склонной к суициду матерью разорвал еще подростком, задолго до ее смерти Виктория скончалась в 2012-м. Унаследованная им эксцентричность, конечно, подбросила дров в и без того полыхающий костер версий внук обвинил в убийстве московскую родню , но куда чаще преступником называют ту самую знакомую Федоровой по «Мосфильму», записка от которой торчала в дверях. Перед убийством эта женщина частенько приходила в гости к актрисе, знала, что у нее хранятся некие ценности, вот и задумала недоброе. Записку она оставила, чтобы отвести от себя подозрения. А после убийства то ли уехала в США, то ли тихо скончалась. Тут, конечно, возникает логичный вопрос: как до такой простой и бытовой версии не додумались оперативники еще сорок лет назад? Но, похоже, в деле об убийстве Зои Федоровой логика бессильна.
Семья Фёдоровых жила в прекрасной трёхкомнатной квартире и ни в чём не нуждалась. Но в 1917 году грянула революция. Алексей принял её всем сердцем и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьёй перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле. Зоя Фёдорова впервые увлеклась театром ещё в средней школе и исправно посещала детский драмкружок. Однако отец не разделял её увлечения. В 1927 году была арестована как пособница иностранного шпиона, однако через полгода дело было прекращено редчайший по тем временам случай! В конце 20-х годов поступила в театральное училище, которым руководил Ю. Через два года училище закрыли и студенты оказались не у дел. Неожиданная возможность поступить против воли родителей в 1930 году в училище при Театре Революции определила всю дальнейшую судьбу Зои. Через четыре года она успешно заканчивает учёбу. В 1932 году, будучи студенткой, была приглашена сняться в эпизодической роли в фильме "Встречный" режиссёр С. Юткевич при монтаже эпизод с участием Зои Фёдоровой был впоследствии вырезан. Во время этих съёмок она познакомилась с 25-летним оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал её мужем. Он же будет и её первым наставником в кино, приглашая в фильмы, которые будет снимать. В 1936 году на экраны вышел фильм "Подруги" Ленинградская киностудия с участием Фёдоровой. Фильм имел огромный успех и принёс актрисе всесоюзную известность. Актриса по праву вошла в список звёзд советского кино. Но тут внезапно её карьера едва не прервалась на самом взлёте - Фёдорова попала в категорию детей "врагов народа". Летом 1938 года Алексей Фёдоров был арестован по статье 58 УК и приговорён к 10 годам лишения свободы. Став дочерью "врага народа", Фёдорова мысленно распрощалась со своей звёздной карьерой. Однако, как это ни странно, арест отца практически не отразился на дальнейшей судьбе актрисы. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причём в большинстве из них в главных ролях. А за съёмки в фильмах "Музыкальная история" 1940 и "Фронтовые подруги" 1941 Фёдорова была удостоена Сталинской премии. В конце 30-х годов изменилась и личная жизнь актрисы. Брак с Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал лётчик Иван Клещёв. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило - началась война.
Их первая встреча произошла в январе 1945 года на торжественном приёме в особняке на Спиридоновке. Так началось их знакомство, которое переросло в любовь. После окончания войны американцы из наших союзников превратились во врагов, и связь Фёдоровой с Тэйтом не могла закончиться хеппи-эндом. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Фёдорова вернулась в Москву, её любимого там уже не было. Он даже не узнал, что 18 января 1946 года у него родилась дочь. Но ответа не было. И вот когда он потерял всякую надежду что-либо узнать, на его имя внезапно пришло короткое письмо, отправленное из Швеции. В нём сообщалось, что Фёдорова вышла замуж за некоего композитора и счастливо растит с ним двоих детей. Подписи под этим письмом не было. Кто написал это письмо, так до сих пор доподлинно неизвестно. Но доля правды в нём была. Ещё в начале 40-х она познакомилась с композитором Александром Рязановым, стала в его джаз-квартете вокалисткой. Когда вышел указ о наказании матерей-одиночек, Рязанов предложил ей расписаться. Однако от тюрьмы это её не спасло. Более полугода она провела во внутренней тюрьме на Лубянке, где её методично подвергали систематическим издевательствам обливали кипятком, били, не давали спать. Наконец 15 августа 1947 года Фёдорова и ещё шесть человек были приговорены за шпионаж в пользу иностранных государств к 25 годам тюремного заключения. После приговора Фёдорова пыталась повеситься в камере лефортовского тюремного изолятора, однако бдительные надзиратели не позволили ей довести дело до конца. Сначала её содержали в челябинской тюрьме, затем перевели в знаменитую "Владимирку" - закрытую тюрьму во Владимире. Там она какое-то время сидела в одной камере с певицей Лидией Руслановой. Однажды Фёдоровой передали коротенькую записку от сестры Александры - это было первое послание с воли, которое она получила. И Фёдорова воспряла духом. Главное, она узнала - что её дочка жива, с нею всё в порядке. После смерти Сталина Фёдорова просидела в тюрьме ещё два года. Вернувшись в Москву, она оказалась совершенно одна. Квартиры у неё не было, а когда пришла на киностудию "Мосфильм", директор её просто выгнал, так как у неё на руках не было реабилитационных документов.. Единственным человеком, который тогда пригрел её, была её тюремная подруга Лидия Русланова. Именно у неё Фёдорова и жила первое время после освобождения.
Биография Зои Федоровой
Первая версия — политическая Мы не зря изложили историю любви Зои и американского дипломата, за которую девушка надолго поплатилась свободой. Существует предположение, что Федорова еще в 1927 году она стала агентом ОГПУ — тогда она вместе со своим возлюбленным военным Кириллом Прове была арестована. Парня обвиняли в том, что он — иностранный шпион, а его девушку — в пособничестве. Как бы там ни было, но дело Зои тогда было быстро закрыто «за недостаточностью доказательств». С одной стороны — это были еще не 1930-е, хотя и тогда, случалось, людей выпускали на свободу. Поэтому в освобождении начинающей актрисы нет ничего странного. Но некоторые уверены — это произошло не просто так, Зоя дала согласие стать агентом советской разведки.
Таким образом, суровое наказание за связь с иностранцем — ссылка в лагеря, замененная на тюремное заключение — связывается с тем, что объект должен был постоянно находиться под наблюдением, а во Владимирском централе это делать было проще. Легче также было перлюстрировать письма девушки. Сторонники данной версии приводят аргументы: во-первых, в 1941 году сам Берия предложил Зое работать на советскую разведку в том случае, если Москва будет захвачена немцами. А во время ареста обвиняемую допрашивал сам полковник Лихачев, а не просто старший следователь, что как бы говорит о значимости фигуры Федоровой. Уехав в Америку, пожилая актриса могла рассказать то, чего никому знать не следовало. Поэтому ее решили убрать.
Вторая версия — бриллиантовая мафия Основная версия гибели актрисы базировалась на том, что она была причастна к так называемой «бриллиантовой мафии». В нее входили сплошь высокопоставленные чиновники и их родственники — например, свои роскошные украшения Галина Брежнева приобретала через таких вот «мафиози». Они занимались скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Сторонники этой версии приводят в качестве аргумента тот факт, что сама Федорова жила в престижной квартире на Кутузовском проспекте — следовательно, имела вес в чиновной среде. Возможно, у нее хранился крупный компромат на замешанных в темных делишках чинуш. И когда началась волокита с ее выездом из страны, женщина решила прибегнуть к шантажу.
Поэтому ее ликвидировали как опасного свидетеля. Кстати, в записной книжке актрисы нашли более 2000 телефонных номеров, а также 1398 почтовых адреса, причем 427 из них — не московские, иногородние. Это также подтверждает широту ее связей. Имеется и вариация вышеизложенной версии. По ней Зоя Федорова действительно скупала антиквариат и драгоценности и переправляла дочери в Америку для реализации, надеясь впоследствии переехать и жить с Викторией, ни в чем не нуждаясь. Однажды она переслала дорогостоящую картину, которая, по оценкам американских экспертов, оказалась подделкой.
Возможно, предприимчивая женщина хотела пригрозить недобросовестному продавцу, а тот, опасаясь огласки, просто убил ее. Сама Виктория впоследствии вспоминала, что накануне своей смерти мать позвонила ей и сказала: «Меня могут скоро убить», но быстро перевела разговор на другую тему. Откуда деньги?
Письма, передаваемые с курьерами в Америку, результата не давали. А спустя 9 месяцев ее жизнь резко изменилась, из рая превратившись в ад.
В 1946 году в Союзе вышел закон о наказании матерей-одиночек. Пожалев старую знакомую, музыкант Александр Рязанов предложил актрисе выйти за него замуж. Так Зоя Федорова снова оказалась в законном браке. Зоя Федорова с дочкой После освобождения Зоя Алексеевна не прекращала попыток связаться с отцом единственного ребенка. Ее послания оставались безответными по двум причинам: во-первых, Джексон давно женился, у него была семья; во-вторых, не очень-то приходилось доверять посланиям.
Как опытный сотрудник иностранного ведомства, он предполагал вмешательство в их сердечные отношения КГБ. Первая встреча спустя долгие годы разлуки состоялась в 1976. Спустя непродолжительное время Тейт умер. Противоречивые сведения свидетелей последних дней актрисы говорят о желании Зои Алексеевной перебраться к дочери. Ее стремлениям не суждено было сбыться.
Актрису нашли застреленной в висок в собственной квартире 11 декабря 1981 года. Преступление не раскрыто по сей день. Интересные факты Одна из версий убийства актрисы — ее связь с органами госбезопасности и смерть от рук спецагента. Она базируется на выводах следствия, согласно которым Зоя Федорова в записной книжке хранила данные более двух тысяч телефонных абонентов и около полутора тысяч почтовых. Опытные сотрудники ведомства подтверждают, что такое количество связей необходимо шпионам для сокрытия и маскировки агентурных сведений, позволяющим затеряться в огромной массе информации.
Чтобы перелопатить все записи, потребовалась бы целая армия сотрудников и месяцы, а то и годы работы. Еще одна версия следствия — связь актрисы с криминальной структурой, занимающейся сбытом бриллиантов. Противоречия в показаниях свидетелей, а их было опрошено свыше 4000 человек, не позволяют установить доподлинно, действительно ли Зоя Федорова была звеном в цепи «бриллиантовой» группировки. Многотомные сведения о расследовании убийства актрисы не стали причиной раскрытия преступления, зато послужили материалом для написания захватывающей книги и создания кинематографических творений, в основном сериалов. На вечере, посвященном памяти актрисы Последние годы и уход из жизни Вся жизнь Зои Алексеевны — сплошная череда взлетов и падений, при ближайшем рассмотрении вызывающих недоумение.
Документов, свидетельствующих о сотрудничестве актрисы с «органами», нет. Зато фактов, говорящих о неординарном стечении обстоятельств, предостаточно. Последние дни звезда советского кино провела в напряжении. Она всей душой стремилась за океан — к дочери и внуку. Но решение о выезде затягивалось, а в почтовом ящике каждый день появлялись угрожающие послания.
Легче также было перлюстрировать письма девушки. Сторонники данной версии приводят аргументы: во-первых, в 1941 году сам Берия предложил Зое работать на советскую разведку в том случае, если Москва будет захвачена немцами. А во время ареста обвиняемую допрашивал сам полковник Лихачев, а не просто старший следователь, что как бы говорит о значимости фигуры Федоровой. Уехав в Америку, пожилая актриса могла рассказать то, чего никому знать не следовало. Поэтому ее решили убрать. Вторая версия — бриллиантовая мафия Основная версия гибели актрисы базировалась на том, что она была причастна к так называемой «бриллиантовой мафии».
В нее входили сплошь высокопоставленные чиновники и их родственники — например, свои роскошные украшения Галина Брежнева приобретала через таких вот «мафиози». Они занимались скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Сторонники этой версии приводят в качестве аргумента тот факт, что сама Федорова жила в престижной квартире на Кутузовском проспекте — следовательно, имела вес в чиновной среде. Возможно, у нее хранился крупный компромат на замешанных в темных делишках чинуш. И когда началась волокита с ее выездом из страны, женщина решила прибегнуть к шантажу. Поэтому ее ликвидировали как опасного свидетеля.
Кстати, в записной книжке актрисы нашли более 2000 телефонных номеров, а также 1398 почтовых адреса, причем 427 из них — не московские, иногородние. Это также подтверждает широту ее связей. Имеется и вариация вышеизложенной версии. По ней Зоя Федорова действительно скупала антиквариат и драгоценности и переправляла дочери в Америку для реализации, надеясь впоследствии переехать и жить с Викторией, ни в чем не нуждаясь. Однажды она переслала дорогостоящую картину, которая, по оценкам американских экспертов, оказалась подделкой. Возможно, предприимчивая женщина хотела пригрозить недобросовестному продавцу, а тот, опасаясь огласки, просто убил ее.
Сама Виктория впоследствии вспоминала, что накануне своей смерти мать позвонила ей и сказала: «Меня могут скоро убить», но быстро перевела разговор на другую тему. Откуда деньги? Может возникнуть вопрос: а откуда у Федоровой вообще были средства на покупку ценностей? Ведь все тогда жили более чем скромно? Только не Зоя Федорова! В ней явно была предпринимательская жилка.
Во-первых, она занималась организацией так называемых «левых» концертов, за которые платили черным налом. Актриса и сама охотно в них участвовала и, бывая в глубинке, непременно посещала местные барахолки, на которых люди порой были готовы отдать старинную вещь за бесценок. Кроме того, из своих поездок в США она всегда привозила разный дефицит — в том числе модные нейлоновые шубы. Поскольку материал был синтетический, дешевый, в Америке они стоили по тем временам не больше 3 долларов.
Так началась ее новая жизнь, где были и эпизодические роли, и модельный бизнес, и многолетняя работа лицом косметической компании, и развод с мужем, который отсудил у нее сына. Зою Федорову убили задолго до этого — продав дачу, она собиралась уехать в США к дочке и внуку. Тут было и остается много загадок. Она жила за семью замками, посторонних людей к себе не пускала. Убили ее во время телефонного разговора выстрелом в затылок.
Стрелял тот, кому она доверяла, после этого убийца непонятно зачем зачесал ей волосы так, что они закрыли рану. Из дома пропали серебряные вилки и ложки, на полу лежали три пустых подрамника от картин, валялись бирки от драгоценностей. Но, судя по ярлыкам, все это было мелочевкой. Бывший зять Федоровой Валентин Ежов вспоминал об этом так: «Из Сибири она всегда привозила уральские камушки. Заработает на концертах, что-то поднакопит, купит колечко с бриллиантом. Но все это было такое жалкое! Сейчас за все эти колечки тысячу долларов всего и дали бы». А как же «бриллиантовое дело», антиквариат и драгоценности, которые Зоя Федорова переправляла на Запад? Судя по всему, в этот захватывающий сюжет превратились куда более незначительные вещи.
Например, картина, которую Федорова переправила к дочке в США, оказалась подделкой. Мелкие драгоценные камушки, которые ей удалось провезти в Америку, скорее всего, тоже были жалкими, купленными по случаю. Тот же Ежов вспоминал, как она принесла домой двести метров полусгнивших кружев, чтобы разрезать их и сшить занавески, и четыре штуки тапочек на одну ногу, потому что те дешево стоили. Подпольная миллионерша в этот убогий антураж не вписывается. Вот только массовой культуре такие истории не нужны. Что бы ни случилось 10 декабря 1981-го в квартире Зои Федоровой, кем бы она на самом деле ни была, ей так и суждено остаться в памяти людей деятельницей советской бриллиантовой мафии, таинственной и влиятельной теневой фигурой брежневского высшего света. Потому что в ином случае масскульт, масс-медиа и социальные сети о ней и не вспомнят.