Янина Жеймо родилась 16 (29 по новому стилю) мая 1909 года в городе Волковыск (Гродненская губерния Российской империи, ныне Гродненская область Белоруссии) в семье цирковых артистов.
Предательство мужа и разлука с дочкой: как жила главная «Золушка» Советского Союза Янина Жеймо
Янина Жеймо родилась 29 мая 1909 года в польском городе Волковыске (ныне — Гродненская область в Белоруссии). Советская киноактриса. Родилась в семье цирковых артистов, поэтому с трех лет выступала в цирке как наездница, гимнастка, балерина и музыкальный эксцентрик. С 16-летнего возраста начала выступать на эстраде, а затем и. Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей, но для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения. Для Янины Жеймо «Золушка» стала звездным часом, после которого она работала за кадром – озвучивала мультфильм «Снежная королева», играла в радиоспектаклях и дублировала иностранных звезд в зарубежных картинах. Янина Жеймо тяжело перенесла расставание с мужем, её практически разбил паралич и на ноги её смог поставить только врач, успешно использовавший эффект плацебо.
Биография Янины Жеймо
Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…». Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий? Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо». Евгений Шварц сочинил сценарий в сжатые сроки.
Янина Жеймо сыграла блестяще. Ее Золушка смотрит с экрана широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребенка, искренне готового к чуду. И как характеристика именно такой Золушки звучат в фильме слова Короля — Эраста Гарина, представляющего ее своим гостям на балу: «Господа! Позвольте мне представить вам девушку, которая еще ни разу не была здесь, сверхъестественно искреннюю и сказочно милую…».
Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и отмутузили ее за несколько неудачных подач.
Маме на тот момент было 25 лет. Удар Во время войны, когда ее второго мужа, режиссера Иосифа Хейфица, и детей — Янину и маленького Юлия — отправили в эвакуацию, Жеймо осталась в Ленинграде. Днем она выступала в госпиталях, а ночью дежурила на крышах и тушила зажигательные бомбы. Она получала всего 125 граммов хлеба в сутки. В 1942-м актриса отправилась к мужу в Казахстан.
Пока она прорывалась на относительно безопасный юг, кто-то сообщил Хейфицу, что его супруга погибла. Иосиф тут же решил жениться снова. Едва сойдя с поезда, Янина обнаружила, что ее «вдовец» почти готов к новой свадьбе, хотя с момента «гибели» Жеймо прошло всего несколько недель. И она взяла только вещи Хейфица. И вдруг такое!
Иосиф Ефимович, узнав, что она вернулась, тут же приехал и буквально бросился ей в ноги, но мама сказала: «Нет! С трудом узнавала знакомых, с трудом ориентировалась в пространстве. Из тяжелой депрессии Жеймо вытаскивал приятель, режиссер Леон Жанно, который спустя много лет стал ее третьим мужем. Леон нашел врача, который отпаивал Янину дефицитным антидепрессантом — три капли в день. Жеймо постепенно начала оживать.
Самое интересное, все ученики, которые были уже взрослыми людьми, её безоговорочно слушались. А всё дело — в цирковом воспитании и строгой дисциплине, к которым с малолетства была приучена Янина. Цирк Янина любила всей душой и до определённого времени даже не помышляла о том, чтобы ему изменить. Но жизнь распорядилась по-своему. Осенью 1923 года семья Жеймо получила приглашение выступать в Петрограде.
Но, когда закончился полугодовой контракт и семье опять предстояли гастроли, родители решили оставить двух своих дочерей — Янину и Элю — в Петрограде, чтобы они выступали на тамошней эстраде. Однако Янине новая работа не понравилась, и она решила податься в кинематограф. Стать такой же, как её любимая актриса — Мэри Пикфорд. В итоге она пришла поступать на Фабрику эксцентрического актёра. На экзамене Янина с блеском показала своё цирковое умение: выполнила кульбит, потом скрутила колесо и в конце совершила трюк на кольцах.
И её приняли на курс, где учились будущие звёзды советского кинематографа: Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Елена Кузьмина. Спустя год, в 1924 году, Жеймо получила первую роль в кино: в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Мишки против Юденича» она сыграла… ловкого мальчишку. Однако та роль едва не стала для юной актрисы последней. В день премьеры Жеймо пришла в кинотеатр, чтобы увидеть себя на экране. А когда увидела, то пришла в ужас: такой страшной и неумелой она себе показалась.
И всю дорогу до дому она прорыдала. Когда кондукторша в трамвае спросила её: «Девочка, у тебя кто-то умер? Но Григорий Козинцев чуть ли не силой вернул её обратно. После чего снял её ещё в восьми своих картинах совместно с Траубергом. Правда, все роли были из разряда эпизодических.
Прежде чем прийти к славе, Жеймо пришлось через многое пройти. Например, два фильма, в которых она играла свои первые большие роли, до зрителей так и не дошли. Оба фильма сняли режиссёры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц. Первый фильм, «Моя Родина», был снят в 1933 году и должен был уже выйти на экраны страны — повсюду были расклеены его афиши. Но в самый последний момент картину запретили к показу и положили на «полку».
Ходили слухи, что её запретил сам Сталин. Он же наложил запрет и на второй фильм с участием Жеймо — «Ленинградцы». В нём речь шла о деятельности ленинградских коммунистов. Съёмки были прекращены в самый разгар, когда убили Кирова. Всесоюзная известность пришла к Жеймо в 1936 году, когда она сыграла одну из главных ролей в фильме Лео Арнштама «Подруги».
Её партнёршами по площадке были Зоя Фёдорова и Ирина Зарубина. После этого фильма Жеймо, как и её героиню, которая в конце фильма героически погибает, поклонники стали звать Пуговицей.
Семейная труппа быстро прекратила свое существование, мать забрала детей и переехала жить в Петербург. В Северной столице они продолжили зарабатывать себе на жизнь творчеством.
Так появилось «Трио Жеймо», после чего началось активное покорение российской эстрады. Янине нужно было работать с тяжелыми ксилофонами, часто носила их на голове, они стали причиной ее медленного роста. До четырнадцати лет девочка развивалась нормально, потом начали появляться проблемы. В Петербурге Янина успешно окончила курсы под названием «Фабрика эксцентричного киноактера», после чего начала строить свою карьеру в качестве актрисы кино.
Уже после недолгого проживания в большом городе Янина полюбила Петербург, даже во время кратковременного отъезда девочка постоянно хотела вернуться назад в Северную столицу. Во время блокады Янина не покинула Ленинград сразу же, вместе со всеми жителями переживала трудности военного времени. Первые роли в кино В 1924 году Янина начала заниматься в студии у знаменитых режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. В 15-ти летнем возрасте актерский стаж девочки составлял 12 лет, что больше, чем у руководителей труппы.
Это повергло опытных режиссеров в приятный шок, они не переставая продолжали удивляться творческим талантам девушки. На съемках случилось одно из важных событий в ее личной жизни — она познакомилась с симпатичным и талантливым актером Андреем Костричкиным. Он через время стал ее первым мужем, в браке родилась дочь Янина. Но ранний брак не был продолжительным.
В 1926 году Янине Жеймо доверили главную роль в комедии «Братишка» от режиссеров Трауберга и Козинцева. Янине было всего 17 лет! В 1934 году Янина в очередной раз прославилась благодаря главной роли школьницы в киноленте под названием «Разбудите Леночку». Янина Жеймо в фильме «Разбудите Леночку» Настоящий фурор произвела кинолента «Подруги», в которой талантливая актриса сыграла роль девочки Аси с прозвищем Пуговица.
Частная история// Актриса Янина Жеймо
После того как Жеймо перестали снимать в кино, она вместе с супругом и сыном иммигрировала в Польшу. Дочь, у которой в Москве уже была своя семья, осталась в Советском Союзе. Детство Янины Жеймо Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыск, который в то время входил в состав Российской Империи, а ныне является частью Гродненской области Белоруссии. Отец был поляком, а мать — русской. Родители были цирковыми артистами, Янина стала их четвёртой дочерью.
Отец Болеслав Жеймо был руководителем труппы цирковых акробатов. Вместе с родителями девочка с трёх лет выступала в цирке — музыкальным эксцентриком, гимнасткой, наездницей и балериной, а также давала платные уроки балета ученикам намного старше себя. Янина Жеймо — Золушка советского кино После продолжительной болезни Болеслав Жеймо умер в 1923 году, и мать осталась одна с дочерьми. Работать в цирке они больше не могли, поскольку отец был «стержнем» их номера.
Семья переехала в Петроград, где принялась покорять эстраду. Янина со своей сестрой Элей обучились игре на ксилофонах и вместе с матерью создали музыкальную труппу «Трио Жеймо». Их номер «Музыкальные эксцентрики» имел большой успех у зрителей. Смерть За последние пару лет жизни Янина Жеймо перенесла два инфаркта.
Слабое сердце и стало причиной ее смерти. Когда актрису обнаружили, было видно, что она тянулась за лекарством, но не смогла достать. Могила Янины Жеймо По воле погибшей, ее тело перевезли в Россию и похоронили на Востряковском кладбище. В память об актрисе был снят целый ряд документальных фильмов — «Как уходили кумиры», «Мой серебряный шар», «Больше, чем любовь» и другие.
Дебют Янины Жеймо в кино В 1924 году Янина поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера», где занималась в актёрской студии под руководством знаменитых режиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. На тот момент её актёрский стаж составлял 12 лет — значительно больше, чем у своих руководителей, чем она повергла их в шок. На съёмках фильма она познакомилась с актёром Андреем Костричкиным, который стал её первым мужем. В браке у них родилась дочь, названная в честь мамы Яниной.
Однако брак вскоре распался. В 1926 годы Жеймо сыграла главную роль в комедии режиссёров Козинцева и Трауберга «Братишка». Янина Жеймо в фильме «22 несчастья». Тридцатые годы стали самым счастливым периодом в творчестве актрисы, режиссёры активно приглашали её сниматься.
В 1934 году ей досталась главная роль школьницы в картине «Разбудите Леночку». После выхода фильма «Подруги», где актриса сыграла роль Аси по прозвищу Пуговица, восторженные зрители завалили киностудию письмами, на которых был указан незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице».
Янина Болеславовна целый год прожила в блокадном Ленинграде.
Актриса активно снималась в «Боевых сборниках» и агитационных фильмах. Днем она работала на киностудии, вечером и ночью дежурила на крышах города, гасила «зажигалки». Ей многократно предлагали покинуть Ленинград на самолете, но она долго не соглашалась.
Ее дом был открыт для друзей, и многих спасали эти вечера. В своей большой ленинградской квартире Янина разместила многих, оставшихся без крыши над головой. Однажды она вышла с концертным номером перед бойцами, ее спросили: «Зачем же Вы остались в Ленинграде?
Янина получала, как все, скудный блокадный паек. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было.
Нужно было чем-то кормиться. Сестры Жеймо с упорством взялись за покорение эстрады, выучились играть на ксилофонах и создали пользовавшийся у публики успехом номер «Музыкальные эксцентрики». Много лет спустя Янина напишет о себе: «Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Небольшой рост в дальнейшем наложит отпечаток на всю ее кинокарьеру: для режиссеров она так и останется актрисой одного амплуа — травести.
На ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» ФЭКС она поступила втайне от родных, зная, что мать не одобрит ее выбора. Студией руководили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, которые в будущем прославились как прекрасные режиссеры. А в 1925 году Янина Жеймо дебютировала в кино, исполнив роль подростка Мишки в фильме «Мишки против Юденича». Они полюбили друг друга с первого взгляда и не расставались даже на съемочной площадке.
У молодой пары вскоре родилась дочь, которой по настоянию Андрея дали имя мамочки — Янина. Но студенческий брак просуществовал весьма недолго. Юношеская страсть прошла, в отношения закрался холодок. Супруги решили освободиться от стеснявших их уз, обменявшись взаимными обещаниями насчет того, чтобы «остаться друзьями».
Но после развода редкие встречи постепенно сошли на «нет». В тридцатые годы Янина принимала предложения от режиссеров одно за другим. Второго столь же плодотворного периода в ее биографии не отыскать. В фильме «Разбудите Леночку» 1934 она сыграла школьницу и смотрелась на фоне исполнителей других ролей — обычных мальчишек и девчонок — так, как будто и впрямь была их ровесницей.
После премьеры картины «Подруги» Лео Арнштама на киностудию хлынул шквал писем от поклонников, и на конвертах чаще всего фигурировал незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице» — такое прозвище носила в фильме ее героиня. Ее даже называли «советской Мери Пикфорд», несмотря на протест отдельных кинокритиков против подобного сравнения. Они писали о его неуместности по той причине, что Янина Жеймо не обладала, подобно диве Пикфорд, возможностью выбирать себе роли; она играла «по заданию». Кроме того, ее роли часто превращались в трагикомические.
Представить же себе Пикфорд с трагикомическими манерами было просто нереально.
Янина Жеймо в юности Цирковая часть биографии Янины Жеймо завершилась в 1923 году, когда почил глава семейства. Семейная труппа быстро прекратила свое существование, мать забрала детей и переехала жить в Петербург. В Северной столице они продолжили зарабатывать себе на жизнь творчеством. Так появилось «Трио Жеймо», после чего началось активное покорение российской эстрады. Янине нужно было работать с тяжелыми ксилофонами, часто носила их на голове, они стали причиной ее медленного роста. До четырнадцати лет девочка развивалась нормально, потом начали появляться проблемы.
В Петербурге Янина успешно окончила курсы под названием «Фабрика эксцентричного киноактера», после чего начала строить свою карьеру в качестве актрисы кино. Уже после недолгого проживания в большом городе Янина полюбила Петербург, даже во время кратковременного отъезда девочка постоянно хотела вернуться назад в Северную столицу. Во время блокады Янина не покинула Ленинград сразу же, вместе со всеми жителями переживала трудности военного времени. Первые роли в кино В 1924 году Янина начала заниматься в студии у знаменитых режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. В 15-ти летнем возрасте актерский стаж девочки составлял 12 лет, что больше, чем у руководителей труппы. Это повергло опытных режиссеров в приятный шок, они не переставая продолжали удивляться творческим талантам девушки. На съемках случилось одно из важных событий в ее личной жизни — она познакомилась с симпатичным и талантливым актером Андреем Костричкиным.
Он через время стал ее первым мужем, в браке родилась дочь Янина. Но ранний брак не был продолжительным. В 1926 году Янине Жеймо доверили главную роль в комедии «Братишка» от режиссеров Трауберга и Козинцева. Янине было всего 17 лет! В 1934 году Янина в очередной раз прославилась благодаря главной роли школьницы в киноленте под названием «Разбудите Леночку».
Янина Жеймо (Золушка) - биография, фото, личная жизнь актрисы
Советская Золушка: из-за чего Сталин недолюбливал Янину Жеймо | Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». |
Янина Жеймо — биография и личная жизнь | Биографии известных людей | Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей, но для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения. |
Янина Жеймо: биография, (Janina Zejmo) фото и личная жизнь. | Янина Жеймо – известная советская актриса, которая больше всего запомнилась зрителям по роли Золушки. Несмотря на всенародную любовь и славу, в СССР артистке так и не присвоили никаких званий и даже не обеспечили ее семью жильем. |
Янина Жеймо — биография и личная жизнь | Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. |
Янина Жеймо (Yanina Zhejmo, Janina Żejmo) - актриса - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру | Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей, но для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения. |
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила
Во время войны мужа и детей эвакуировали на юг, а сама актриса осталась в Ленинграде. Она давала мини-спектакли перед ранеными солдатами, в госпиталях, ночью тушила зажигательные бомбы на крыше дома. Она голодала, но выжила, встретив освобождение в 1942 году. После блокады Янина Жеймо поехала к любимому и детям в Казахстан. Добиралась на перекладных два месяца, взяв с собой только самое ценное для нее — вещи мужа.
Но пока она добиралась, Иосифу Хейфицу сообщили о ее гибели. Ему сказали, что супруга погибла — ее поезд разбомбили. Но горевал «вдовец» недолго, и уже через две недели обзавелся новой женой. Когда Янина Жеймо приехала и узнала, что ее муж уже живет с другой, она была морально убита.
Сам Иосиф, поняв, что произошла ошибка, несколько раз бросался к жене в ноги, умолял простить, но та была непреклонна. Ее дочь Яна позже вспоминала: «Предательство стало страшным ударом для мамы. Ни война, ни бомбежки и голод не могли ее сломить, а он смог. Мама буквально утратила дар речи, не разговаривала, не ела, просто умирала».
Актриса впала в тяжелейшую депрессию, не узнавала никого, не ориентировалась в пространстве. Из этого состояния ее постепенно вывел ее друг — режиссер Леон Жанно. Спустя много лет он стал третьим мужем Янины — самым верным и любящим. Знаковая роль Золушки Режиссер Надежда Кошеверова подбирала актеров для своей экранизации старой сказки «Золушка».
Все роли были расписаны, оставалось только найти главную героиню. Поначалу режиссер отсматривала 16-летних девушек, потом актрис постарше, но ни одна из них не годилась. Когда Кошеварова увидела Янину Жеймо, та только что вернулась после эвакуации.
А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые" Е. Шварц, "Телефонная книжка". Ещё до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Её новым супругом стал знаменитый режиссёр Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент.
Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад "Ленфильма" Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим её гадать на картах, что её дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Вот только дома её никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком... Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леонид Жано.
Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил её, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться. Послевоенная страна вставала из руин, ещё не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной... И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка "Золушка", где Янина исполнила главную роль. Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актёры "неизвестны". Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а... Они вместе работали до этого в фильме "Шёл солдат с фронта", а позже — на дубляже ленты "Рим, 11 часов", и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в "Золушке" Консовский часто играл простых деревенских пареньков. Актёры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съёмки "Золушки" обросли многочисленными мифологическими подробностями.
Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих "сестёр" и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо "не такое".
Кадр их фильма «Тёплые денёчки». Она снялась в маленькой роли всего в одном фильме, а два вторых фильма с её участием были приостановлены. За то в текущем году актриса встретила собственную новую любовь — режиссера Иосифа Хейфица, что стал её вторым мужем.
У них появился сын Юлий, потом ставший оператором. Янина Жеймо с детьми Янина Жеймо в блокаду Волею судьбы в Ленинграде в начале войны осталась лишь Янина: муж и дети были в эвакуации в Ташкенте. Уехать вместе с ними она не смогла — очень сильно заболела сестра Эля. Позднее, в то время, когда блокадное кольцо замкнулось, ее неоднократно желали вывезти на самолете — она отказывалась, считая, что это не по-товарищески.
Зал взорвался смехом. Смеялись не зло, осознавая, что в груди сказочной Янины Жеймо бьется храброе сердце. Хрупкая, исхудавшая Золушка в валенках, в тулупе и с винтовкой на плече помогала приблизить победу — несла ночные дежурства, став частью истребительного батальона. В самые тяжелые блокадные дни она выступала перед раненными в больницах, игралась в пропагандистских фильмах юных девушек, как и остальные ленинградцы, приобретая 125 грамм хлеба.
Само собой разумеется, было смертельно не легко, но вслух она шутила: «Гитлер сделал одно хорошее дело — я похудела». Кадр из фильма «Два бойца». Но встреча с мужем была нерадостной.
Жеймо мгновенно стала любимицей зрителей, на этой киносказке выросло не одно поколение советских детей. Последним фильмом Янины стала картина «Два друга», после чего актриса вместе с мужем уехала за границу и бралась только за озвучивание мультфильмов. Она переехала в Варшаву, где ее супругу предложили хорошую работу. Однако Янина, проживая там, тосковала по Советскому Союзу. Семейное счастье В личной жизни актрисы не всегда царили уют и семейное счастье. У Янины Жеймо было три мужа.
Первым избранником стал актер Андрей Костричкин, с которым актриса прожила совсем недолго. В семье появилась дочь, которую назвали в честь матери. Причиной развода стала ревность супруга к популярности жены. Вскоре Жеймо встретила другого мужчину. Им стал кинорежиссер Иосиф Хейфиц, которому Янина подарила сына Юлия. Брак продлился недолго. Актриса узнала об измене мужа и не могла простить ему предательства, хотя очень его любила. После развода Жеймо впала в глубокую депрессию, у нее начались нарушения памяти, дезориентация, состояние потерянности. Выбраться из этой ямы ей помог доктор с нетрадиционным методом лечения.
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила
Свекровь актрисы успела эвакуироваться с детьми в Среднюю Азию. Там же находился сам Хейфиц, застрявший на съёмках ещё до блокады Ленинграда. Янина приняла решение остаться в городе. Во время ночных дежурств на крыше «Ленфильма» Янина гасила «зажигалки» — фугасные бомбы. Когда советские войска частично прорвали блокаду, в Смольном приняли решение срочно эвакуировать актрису. Её, обессиленную, вместе с сестрой перевезли самолётом через Ладожское озеро.
Далее надо было ехать в Алма-Ату. На станции Тихвин Янина вместе с родными села не в свой поезд — это спасло ей жизнь. Состав, в котором должна была следовать артистка, разбомбили немецкие самолёты. Никто не выжил. Хейфицу сообщили, что его жена погибла, и, пока актриса добиралась до их места встречи в эвакуации, он завёл новые отношения.
Этого Жеймо простить не смогла. Она подала на развод и впала в депрессию, отягощённую общим истощением организма. Актриса на нервной почве разучилась читать, почти ничего не ела и таяла на глазах. Спасли её дочь Янина, учившая маму азбуке, и польский режиссёр Леон Жанно, который сначала был просто другом и буквально выходил актрису, кормя с ложки, а потом стал её третьим мужем. С ним она прожила до конца своих дней.
Помогла актрисе и работа.
Родившаяся 29 мая 1909-го в Белоруссии девочка стала продолжательницей цирковой династии, так что с трех лет выступала на арене в качестве гимнастки, наездницы и музыкального эксцентрика. Эквилибристке едва исполнилось 14, когда умер ее папа.
В тот момент семья находилась на гастролях в Петрограде, и мама приняла решение осесть в этом городе. Отныне родительница выступала с двумя дочками с программой эксцентрической игры на ксилофонах. Таскать инструмент в руках было неудобно, поэтому Янина научилась носить его на голове.
По мнению артистки, это обстоятельство сказалось на ее позвоночнике: юная Жеймо перестала расти. Как же маленькая хрупкая девушка превратилась из гимнастки в актрису и получила роль Золушки, прославившую ее на весь Советский Союз? В 35-ю годовщину смерти звезды, ушедшей 29 декабря 1987-го, рассказываем ее удивительную историю.
С арены — в кино Янина Жеймо выступала с сестрой Элей и мамой В 15 Янина поняла, что эстрада ей наскучила, и втайне от матери отправилась в киномастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Фабрика эксцентрического актера». На прослушивании выяснилось, что девушка на сцене уже 12 лет — дольше, чем даже сами организаторы курсов, — так что не принять на учебу такую студентку попросту не могли. Родительница не одобрила выбор дочери: на эстраде семью Жеймо знали давно, а вот в будущее подростка на большом экране верилось с трудом.
Янине пришлось разрываться между работой с мамой и курсами в киномастерской, зато уже через год Козинцев и Трауберг пригласили девушку на эпизодическую роль мальчика в фильм «Мишки против Юденича». Правда, первые пробы показались артистке неудачными: она не узнавала себя, лишенное эмоций лицо словно застыло на пленке. О беде Жеймо услышал коллега Андрей Костричкин и упросил операторов повторить дубль.
На этот раз запись начинающую актрису устроила, а в благодарность за помощь она согласилась пойти со своим спасителем на свидание. Андрей Костричкин стал первым мужем артистки Встреча переросла в роман, а затем и в брак, который, впрочем, оказался недолгим: поговаривали, что Костричкин был заядлым картежником и любовь променял на преферанс. Зато в этом союзе на свет появилась дочка актрисы, названная в честь мамы.
Карьера Жеймо постепенно набирала обороты: от эпизодов она переходила к заметным ролям. Манька в ленте «Двадцать два несчастья», Кика в картине «Горячие денечки», главная героиня в «Разбудите Леночку» — чем больше актриса снималась, тем известнее становилась. Особенно зрителям понравились «Подруги», где 26-летняя Янина сыграла подростка Асю.
В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактёра" ФЭКС в актёрскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссёров. В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. Что-то реально сделавшими оказались лишь три, в том числе ФЭКС. Жеймо улыбнулась судьба. Ко времени поступления в ФЭКС её актёрский стаж насчитывал двенадцать лет — гораздо больше, чем у экзаменаторов, повергнутых этим известием в шок. Учёба не была безоблачной, но упорство девушки сделало своё дело... В 1925 году состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме "Мишки против Юденича". Их совместная жизнь оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина-младшая всю жизнь проработала литобработчиком на "Мосфильме".
Тем временем, у Янины Жеймо началась вторая профессиональная жизнь. Цирк и эстрада постепенно стали отходить в прошлое. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка". Первые шаги в кино Янине давались нелегко. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена — подобные чувства испытывали многие молодые артисты после своих первых пробных съёмок на пленку. Ведь киногеничность во многом зависит от профессионализма оператора, от того, как установлен свет. По свидетельству знаменитой американской актрисы Лилиан Гиш, на заре кинематографа нередки были случаи, когда свет специально ставился так, чтобы завалить актёрскую пробу. Но постепенно постоянный фэксовский оператор Андрей Москвин приноровился к лицам студийцев, и Янина Жеймо на экране стала походить на себя и выглядеть естественно. Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла её: "На эстраде у неё имя, а в кино... Первая сзади!
Невеселая перспектива... Мы проглядели русскую Джульетту Мазину... Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли её почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме "Разбудите Леночку" 1934. Актриса Елена Егорова писала: "Ни одна даже самая искусная травести за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в своё время была Янина Жеймо не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой". По словам Григория Козинцева: "И "Разбудите Леночку", и более поздний фильм "Приключения Корзинкиной" были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке". Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, "золотоволосым невинным ангелом".
Актриса снялась почти в трех десятках фильмов. Особенную популярность принес ей фильм «Подруги», после которого «Ленфильм» завалило письмами с адресом: «Ленфильм, Пуговице» — так звали героиню Жеймо. Однако в историю отечественного кино она вошла искренней и милой Золушкой. Янина Болеславовна целый год прожила в блокадном Ленинграде. Актриса активно снималась в «Боевых сборниках» и агитационных фильмах. Днем она работала на киностудии, вечером и ночью дежурила на крышах города, гасила «зажигалки». Ей многократно предлагали покинуть Ленинград на самолете, но она долго не соглашалась. Ее дом был открыт для друзей, и многих спасали эти вечера. В своей большой ленинградской квартире Янина разместила многих, оставшихся без крыши над головой. Однажды она вышла с концертным номером перед бойцами, ее спросили: «Зачем же Вы остались в Ленинграде?
Дети Янины Жеймо: кто они и кем стали
Янина Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыск, Республики Беларусь. и осталась для нас хрупкой героиней волшебной сказки. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). и осталась для нас хрупкой героиней волшебной сказки.
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила
Янина Жеймо была на редкость миловидной актрисой. Актёр: Янина Жеймо. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Янина Жеймо можно посмотреть на Иви. Актриса Кавалер Ордена Знак Почета (1939) Янина Жеймо родилась 16 (29) мая 1909 года в Гродненской губернии в городе Волковыске (Гродненская область Белоруссии). Янина Жеймо — советская киноактриса, чьей визитной карточкой стала миловидная детская внешность. Если бы крохотная блондинка Янина Жеймо сыграла даже в одной-единственной картине «Золушка», она всё равно бы навсегда вошла в историю. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
Золушка стала ее последней большой, но самой главной ролью: трагедия жизни Янины Жеймо
Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года. Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей, но для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения. Внучка Янины Жеймо работала вместе с мамой, Яниной Костричкиной, переводчиком на «Мосфильме», а ее правнучка (тоже Янина) стала музыкантом. Янина Жеймо в роли Золушки, 1947 | Фото. Янина Жеймо закончила специальные курсы "Фабрика эксцентрического киноактера" в Ленинграде и начала строить карьеру в кино.
Жеймо Янина Болеславовна
Мы проглядели русскую Джульетту Мазину… Кино довоенного периода Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли ее почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку» 1934. Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой». По словам Григория Козинцева: «И «Разбудите Леночку», и более поздний фильм «Приключения Корзинкиной» были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке». Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд. Это было время наибольшей ее популярности особенно после фильма «Подруги»:wink:. Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами.
Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны. Кадр из фильма «Подруги» 1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съемки еще двух картин с ее участием были остановлены. В паузах актеру, чтобы он не чувствовал себя невостребованным и профессионально не застаивался, могла бы помочь работа в театре. Но Жеймо — «кинематографист чистейшей крови» — очень мало была связана с театром и тяжелое время переживала вне профессии. А как — кто знает?.. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые» Е. Шварц, «Телефонная книжка». Тем не менее в 1939 году ее награждают орденом «Знак Почета».
Годы войны Еще до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Ее новым супругом стал знаменитый режиссер Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, что ее дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство.
Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком… Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леон Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил ее, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться. Янина Жеймо и Леон Жано «Золушка» 1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты.
Хотя бы экранной, сказочной, придуманной… И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка «Золушка», где Янина исполнила главную роль. Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актеры «неизвестны». Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а… закат. Они вместе работали до этого в фильме «Шел солдат с фронта», а позже — на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» Консовский часто играл простых деревенских пареньков. Актеры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съемки «Золушки» обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое». Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски «дворцовое» и «придворное» для съемок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли.
Роль Золушки принесла новую волну популярности актрисе. Евгений Шварц вспоминает: «Картина появилась на экранах в апреле 47 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами.
В шапито способная девчушка проявила себя и танцовщицей, и гимнасткой, и клоунессой, и наездницей. Она бесстрашно бралась за сложные трюки, а с 1923 года, когда в день своего рождения умер отец Болеслав Жеймо, стала выступать на эстраде. В номерах музыкальной эксцентрики Янина и ее старшая сестра Эля играли на разных инструментах, танцевали и… таскали тяжелые ксилофоны. Надорвавшись от непосильной ноши, 14-летняя девочка перестала расти и навсегда осталась подростком. С 31-м размером ноги и ростом 146 сантиметров Жеймо всю жизнь носила детские вещи и играла в кино детские роли.
Янина поступила в ФЭКС в 15 лет и уже через год оказалась на съемочной площадке. Вопреки материнскому скепсису, Яня в свой кинематографический успех верила. Ведь стала же звездой, несмотря на маленький рост, ее кумир Мэри Пикфорд, и ни у кого не повернулся язык назвать голливудскую златовласку эпохи немого кино «недомерком». Но это были, конечно, далеко не звездные роли, и первым впечатлением от увиденного на экране оказались слезы разочарования. Всю дорогу после дебюта юная актриса проплакала в трамвае, и кондуктор поинтересовалась, кто у нее умер. Исполнительница эпизода в фильме «Мишки против Юденича» больше никогда на свой «позор» не смотрела и мысленно согласилась с мнением матери, что лучше быть первой в цирке, чем последней в кино… Настоящего успеха актрисе пришлось ждать целых 20 лет. А до «Золушки» ее уделом было амплуа травести, в котором добиться признания почти невозможно. Жеймо долго никто не спешил снимать, кроме режиссеров-учителей, и в ее фильмографии были только роли мальчишек, пацанок и героинь в детстве. Но даже на таком материале талантливая Янина смогла завоевать внимание наставников, коллег и зрителей. В 20-30-х годах картины с ее участием выходили ежегодно, и после ролей школьницы в мини-комедиях «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград» Григорий Козинцев назвал Жеймо «единственной актрисой, способной сыграть в короткометражке».
Кстати, школьную заводилу актриса сыграла в 25-летнем возрасте! Принимая предложения играть детей, Янина Жеймо проверяла свое понимание роли на реальной ребятне: перед съемками в картине «Разбудите Леночку» облачилась в одежду 12-летней сестры и пошла в парк гулять в компании детворы. Мальчишки подумали, что играют в лапту с ровесницей, и «отмутузили» Янину за неточные подачи. Драку прекратила садовница, которая разняла драчунов и сказала Жеймо: «Утри нос и марш домой! Актрису даже отметили орденом «Знак Почета». Но профессиональную востребованность Жеймо не перенес муж актрисы. Первым супругом Янины был актер Андрей Костричкин. Познакомившись в в ФЭКСе, коллеги быстро оформили свои отношения, родили дочь, которую назвали в честь матери Яниной, и разошлись в 1932 году. По мнению друзей, уйти из семьи Костричкина заставила творческая ревность. Несмотря на то, что супруг был старше жены на восемь лет, в профессии Янина чувствовала себя более опытной.
Отец — Йозеф Болеслав Жеймо, поляк. Мать — русская. С трёх лет выступала в цирке. Была наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. Из цирка ей пришлось уйти, когда умер отец. Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами.
В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти, но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха. В 1925-1927 годах работала на эстраде. В 1929 году окончила в Ленинграде Фабрику эксцентрического актёра мастерская ФЭКС , в которой обучали мастерству молодых актёров и ставили спектакли. С 1949 по 1956 годы — актриса Театра-студии киноактёра. Затем актриса киностудии «Ленфильм». Актриса отличалась очень хрупким девическим телосложением и юным лицом.
Была маленького роста: 148 см, имела 31-й размер ноги. Скамейку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка». По сути до 40 лет она выглядела юной девушкой.
А эльфам звание не полагается, видимо так решил хозяин СССР, а потому старательно вычеркивал актрису из всех списков на заслуженных и народных.
Биография Янина Жеймо — советская киноактриса, чей звездный час пришелся на 30-40-е годы 20-го века. Наиболее значительными фильмами в ее карьере являются «Подруги», «Разбудите Леночку» и «Золушка», в которой Жеймо сыграла главную героиню. На момент появления девочки на свет эта местность относилась к Польше. Росла Яна в семье циркачей.
Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо создал семейную труппу, в которую входил он сам, его жена Анна, сын Вацлав и четыре дочери, из которых будущая звезда экрана оказалась самой младшей. На арене цирка Янина выступала с трех лет. Она успела побывать и наездницей, и гимнасткой, и эквилибристкой, и балериной, и музыкальным эксцентриком. В подростковом возрасте Жеймо давала частные уроки танцев, а ее подопечные зачастую были намного старше ее.
Читайте также: Юлия Снигирь — биография, личная жизнь, муж, ребенок, фото Янина Жеймо в детстве Когда в 1923 году скончался глава семейства, труппа прекратила существование, а мать с детьми перебрались в Петербург. Там они создали «Трио Жеймо» и начали покорять российскую эстраду. Янина выступала с очень тяжелыми ксилофонами, которые, возможно, стали причиной торможения ее роста, так как до 14-ти лет девочка развивалась нормально. В Ленинграде Янина Жеймо окончила специальные курсы «Фабрика эксцентрического киноактера» и стала строить карьеру как актриса кино.
Санкт-Петербург девушка с польскими кровями полюбила беззаветно, и даже во время Второй мировой войны не покинула его, прожив в блокадном Ленинграде самые тяжелые годы. Выбор профессии Многие дети не знают, кем хотят быть во взрослом возрасте, однако Яночка не принадлежала к числу таких сомневающихся. Известная актриса — так и никак иначе видела свое будущее Жеймо Янина Болеславовна. Не удивительно, что девушка решила приобрести соответствующее образование, которое должно было помочь ей в достижении цели.
Свое зачисление в актерскую студию Жеймо долго скрывала от матери, которая была категорически против ее выбора. Руководителями студии во времена ее обучения были Трауберг и Козинцев, которых страна в будущем узнала как талантливых режиссеров. Любопытно, что к моменту поступления актерский стаж будущей Золушки составлял свыше 12 лет. Члены приемной комиссии, принимавшие экзамены, не могли похвастаться подобным опытом, что их от души поразило.
Даже маленький рост не помешал Янине добиться своего — она стала студенткой.
✨Янина Жеймо: не сказочная судьба Золушки
Все это – о советской киноактрисе польского происхождения, биография и личная жизнь которой были успешными, несмотря ни на какие жизненные трудности, – Янине Болеславовне Жеймо. Янина Жеймо в роли Золушки, 1947 | Фото. Биография Янины Жеймо Янина Жеймо — легендарная советская актриса польского происхождения. Её триумфом стала роль Золушки, которую она сыграла в 1947 году в возрасте 38 лет Детство Янины Жеймо Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в. Биография Янины Жеймо. Янина Жеймо — легендарная советская актриса польского происхождения. Ее триумфом стала роль Золушки, которую она сыграла в 1947 году в возрасте 38 лет. Янина Жеймо (Yanina Zheimo).