Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. С определенной высоты необходимая скорость превышает ту, что требуется для полета по круговой орбите.
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенан т Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев сейчас Самара.
Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, уже собралось много народу, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся.
Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии.
В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.
Уверены, что да. После полета первый космонавт объехал десятки стран с «миссией мира».
В июле 1961 года он прибыл в Англию по просьбе тамошнего профсоюза литейщиков, где среди прочего встретился с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и королевой Елизаветой II. И на этой встрече произошло сразу несколько казусов, связанных с придворным этикетом. О них рассказывал британский исследователь истории мировой космонавтики Кристофер Райли.
Правила британского придворного этикета на тот момент не разрешали королевским особам фотографироваться с простолюдинами. Но Елизавета II элегантно обошла этот запрет, сказав, что Гагарин — не земной человек, а небесный, практически небожитель, и убедила всех, что никакого нарушения, если они сделают совместный снимок, не будет. Впрочем, найти ту фотографию так никто и не смог: вероятнее всего, она хранится в королевских архивах.
Во время официального обеда Гагарин увидел кучу не известных ему столовых приборов, пришел в некоторое замешательство чем и как есть? В ответ Елизавета II заметила, что и сама не знает, что к чему, — просто лакеи каждый раз подают необходимый столовый прибор. И чтобы избавиться от неловкости, предложила всем есть тем, чем привыкли и чем удобно, взяла простую ложку и вместе с Гагариным начала есть ею паштет из омаров.
Когда дело дошло до чаепития, Гагарину как и всем остальным подали чай с лимоном. Он его, естественно, выпил, достал ложечкой дольку лимона и съел ее. Но если и в СССР, и в России это обычное дело, то при королевском дворе такой поступок — неслыханное нарушение этикета, всё равно что есть руками и вытирать их о скатерть.
Королева нашла выход и из этой ситуации, сказав всем «пить чай по-гагарински», достала свой лимон из чашки и съела его. Слетела тесемка от носков После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. И эта деталь только добавила народной любви к космонавту.
У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге». Медаль «За освоение целинных земель» Казалось бы, где космонавтика и где полевые работы. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель».
Дело в том, что из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда , а в Саратовской области, рядом с городом Энгельсом, в районе, который относился к целинным и залежным землям.
Полет, в который входили подъем на высоту 327 километров, выполнение одного оборота вокруг Земли и спуск в назначенное место, длился 108 минут. Символично, что приземление было совершено именно близ Саратова, где шестью годами ранее Гагарин с отличием закончил индустриальный техникум. Указатель на трассе Данное событие было засекречено и готовилось три варианта обращения , о полёте человека в космос было объявлено в новостях уже после выхода на орбиту. В 10 часов 02 минуты диктор радио произнес: «Внимание! Говорит Москва! Человек в космосе! После поворота три километра по тополиной аллее Приземление Юрия Гагарина ожидалось в районе Сталинграда сейчас Волгоград.
Но дальность и время полета космического корабля изменились в результате того, что орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 км из-за сбоя в системе торможения корабля. На высоте 7 тысяч метров летчик-космонавт катапультировался из кабины корабля и на парашюте спустился на Землю. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона зафиксировал неопознанную цель — это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Первоначально, в официальной версии говорилось, что Юрий Гагарин приземлился на землю именно в космическом аппарате, а не катапультировался заранее. Тополиная аллея приводит к месту приземления Гагарина Из воспоминаний Ю. Савченко в апреле 1961 года — курсант Энгельсского военно-технического училища : «В 6. Нам приказали работать по поиску цели в режиме кругового обзора.
Где-то около 11. Как только определили азимут двух спускающихся целей, командир дивизиона Ахмед Гасcиев, замполит Константин Копейкин, другие военные — всего человек 18 — выехали на предполагаемую встречу с космонавтом. Гагарина увидели издалека: он был в ярко-оранжевом скафандре, но без шлема. Невдалеке на земле лежал парашют. Рядом с космонавтом находились два мужичка и Анна Акимовна Тахтарова с внучкой. По просьбе Гагарина подъехали к спускаемому аппарату, чтобы выставить там охрану, а Гаcсиев с Гагариным направились в дивизион. Доехали до спускаемого аппарата — «шарика». Металлический шар весь был оплавлен, иллюминатор закопчен.
Казалось невероятным, что внутри во время спуска находился человек. На месте приземления Гагарина мы вбили столбик с табличкой. Табличка потом пропала, столбик простоял целый год.
Из них следовало, что практически весь самолет находился на месте падения, а его повреждения произошли от столкновения с землей. Следовательно, в полете самолет столкновений с посторонними предметами с другим самолетом, воздушным шаром и т. Анализ схемы среза деревьев, которая представлена на рис. В конце апреля работы на месте падения были завершены.
Вокруг воронки поставили временное деревянное ограждение. Комлевые части срезанных деревьев так и стояли нетронутыми в течение всего 1968 года. На это место стали приезжать люди, чтобы отдать дань уважения погибшим летчикам и почтить их память. Приезжали целыми классами школьники. Кто то из ребят повязал на срезанной березке свой пионерский галстук и уже в июне все 14 срезанных деревьев были обвязаны ими. Сегодня на этом месте выстроен мемориальный комплекс. На месте воронки, по ее окружности, диаметром 6 м, установлен мраморный парапет в виде кольца.
В центре стелла из красного гранита, на которой вырезаны профили Ю. Гагарина и В. Каждый год 27 марта здесь собирается много людей. Приезжают делегации от различных организаций и городов. Проводится траурный митинг, возлагаются цветы. Наш народ помнит и свято хранит память о них. В настоящее время данная задача успешно решается на основе анализа информации систем автоматической регистрации параметров полета.
Их называют «черными ящиками», хотя внешне блок- накопитель этой информации всегда окрашен ярко оранжевым цветом, облегчающим его поиск. На них стояли простейшие бароспидографы типа К2-59, записывающие на бумажный листок только высоту и скорость полета. Такой прибор стоял и на самолете Ю. Его остатки были найдены, но оказалось, что из-за оплошности и по вине технического состава при подготовке самолета к полету он не был заряжен. Это означало, что информация о важнейшем для расследования участке полета, от точки последнего радиообмена до столкновения с землей, была утеряна. Упомянутый завершающий этап полета принято называть участком развития аварийной ситуации. Результаты работы инженерной подкомиссии в данном случае становились, по существу, единственным источником информации, на основе которой можно было бы получить данные об этом участке.
Именно поэтому так тщательно и скрупулезно проводились сбор и исследования всех объектов разрушенного самолета. В первый день после катастрофы специалисты собрали и привезли в институт только то, что находилось на поверхности снега и в воронке. В дальнейшем сбор производился личным составом воинского подразделения, охранявшим место падения с первого дня катастрофы. По мере таяния снега выявились все мелкие детали, узлы, агрегаты. Их собирали и одновременно сгребали часть верхнего слоя земли вокруг них. Собранные обломки конструкции и землю грузили в ящики и вертолетами доставляли в институт, в специально выделенный для этого ангар. Содержимое ящиков высыпалось на чистую площадку, где специалисты отбирали и сортировали детали по принадлежности к тому или иному виду оборудования.
На полу ангара были нарисованы несколько контуров самолета, а рядом стоял исправный самолет УТИ МиГ-15 с раскрытыми лючками, чтобы можно было сравнить найденные поврежденные детали с исправными и точно определить их месторасположение на борту самолета. Далее все найденные части системы раскладывались на контуре самолета, предъявлялись членам Госкомиссии и здесь же принимались решения о направлении объектов на исследования в соответствующие лаборатории. В первую очередь необходимо было получить информацию о пространственном положении самолета в момент его столкновения с землей, о величине скорости его движения по срезу деревьев, а также о режиме работы двигателя в данный момент. Этого требовало руководство Госкомиссии. Поставленную задачу удалось решить довольно-таки быстро. Еще в первый день работы на месте катастрофы специалисты собрали наиболее нужные для расследования части и агрегаты двигателя и некоторые приборы авиационного оборудования, в частности, два указателя вертикальной скорости ВАР-75. Исследованиями было установлено, что двигатель был исправен и работоспособен в течение всего полета.
Достоверность такого вывода подтверждается целым рядом параметров работы двигателя, которые представлены на рис. Указатели ВАР-75 были сильно разрушены, однако удалось найти их деформированные шкалы. По специальной методике с использованием съемки в инфракрасных лучах оказалось возможным определить на них положение стрелок в момент разрушения. На шкалах остались частички светящейся массы от стрелок. Впоследствии на стенде установили такую скорость изменения воздушного давления на входе в исправный указатель ВАР-75, чтобы его стрелка заняла то положение, которое было выявлено на шкале разрушенного прибора. Фотографии шкал разрушенных ВАР-75 и контрольных приборов представлены. Располагая скоростью вертикального снижения самолета, стало возможным определить скорость движения самолета по углу среза деревьев.
Она была получена расчетным путем, на основе треугольника векторов скоростей. О том, почему эти расчетные значения угла и скорости были приняты и оставлены комиссией в качестве основных конечных параметров полета, будет изложено ниже. Пространственное положение самолета в момент столкновения с землей было определено на основе результатов исследования авиагоризонтов АГИ-1. Установлено, что их гироскопы были работоспособны до последнего момента. Об этом свидетельствовали надиры на корпусах гиромоторов от вращающихся роторов. Выявленные на шкалах отпечатки от стрелок позволили реконструировать их показания. Реконструкция показаний авиагоризонтов АГИ-1 представлена на рис.
Перечисленные выше параметры были получены в первую очередь, но одновременно исследовались и другие узлы, агрегаты и приборы. Конечно, особое внимание уделялось системе управления самолета. Удалось собрать и выложить по контуру все ее тяги, качалки и агрегаты. Исследования всех этих объектов велись по двум направлениям. Во-первых, необходимо было установить, имела ли система управления отказы и неисправности эксплуатационного происхождения: рассоединения деталей, заклинивания узлов и могло ли что-либо подобное произойти в полете. Во-вторых, надо было определить положение рулевых поверхностей в момент столкновения с землей.
Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского
- Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"
- Курсы валюты:
- День космонавтики (10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина)
- Гагарин и цензура
Правильно ли считать космическим полет Гагарина в 1961 году?
Рекордная высота полета (327,7 км). Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. Полёт прошёл почти нормально, но абсолютной уверенности в успехе миссии Гагарина по-прежнему не было.
Правильно ли считать космическим полет Гагарина в 1961 году?
Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчётам, над берегом.
Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придётся приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило всё это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил.
Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге.
Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдаётся.
Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис.
Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Слышал как дёрнул прибор шпильки.
Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, что НАЗ пошёл вниз самостоятельно.
Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют.
Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит чёрный, обгорелый шар.
Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4-х от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нём много народу — машины.
Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идёт речушка-овраг.
Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина телёнка пасёт. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола.
Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несёт.
Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернёшься. Перед землёй примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7.
Жуковского, доктор технических наук. Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров. После взрыва от летчиков практически ничего не осталось.
Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор. Об этом же говорил Алексей Леонов.
Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии.
Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин.
Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор.
Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32.
Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский». Поэтому его появление и след от полета — это не причина. Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было.
В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом. Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15. Им управлял летчик Андреев.
Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения».
Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр.
В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость».
Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом.
Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов.
Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию. Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров.
Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации. Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой. При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают.
Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле. Обычно разница достигает примерно 200 метров. При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров.
Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет. Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым. Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина.
Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным.
В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа.
Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике. Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами.
Уже потом нашелся талончик на завтрак на имя Гагарина. Только тогда все поняли — он погиб. Гибель Серегина подтвердилась по обломку челюсти.
Об этом тоже рассказывал Каманин: «Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина».
Космонавт Виталий Севастьянов вспоминал опознание по двум ведрам с частями тел: «На столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами. Больше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Эта была родинка Юры.
Его даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали Вале [вдова Гагарина]». В тот день мой дед Николай Живоглядов возил работников киржачского аэродрома на место катастрофы на поиски останков.
Тогда же экстренно прибыли спецслужбы и люди с аэродрома «Чкаловский». Дед был простым водителем и не участвовал в поисках, но попал в эпицентр. Говорят, что часть кишок висело на срубленных самолетом деревьях.
Виктор Кириллов работал механиком-водителем на киржачском аэродроме. В день катастрофы он участвовал в поисках останков тел и разлетевшихся частей самолета. Так рассказывал об этом в книге «Кумир планеты»: «В 11:45 на КП поступает команда из «Чкаловского»: «В вашем районе упал самолет в деревне Новоселки.
Поднять вертолет на поиски». Командир вертолета Замычкин отметил на карте Новоселки Александровского района, и вертолет ушел в Новоселки. Через некоторое время звонок из деревни Новоселово.
Звонила бригадир колхоза Салеева: «Упал ваш самолет в районе погоста, ориентир — церковь». Экипаж собрался в считанные минуты: радист Круглов, парашютисты Левченко, Хомутов, Овчинников, а дальше дело техники. Поля, леса.
Через час мы были на месте падения самолета.
Так называемая зона равновесия, когда скорость уже не растет. Я отстрелил крышку своего люка, через который мне предстояло катапультироваться. На прощание помахал Долгову... Однако случилась нелепость, которую невозможно было предусмотреть в самых тщательных тренировках. Покидая люк, Петр ударился остеклением скафандра об острый болтик крепления трубопровода на корабле. Смерть практически была мгновенной. Юрий Гагарин в столовой Центра подготовки космонавтов Активно муссировался слух о том, что первым космонавтом был летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Якобы в начале апреля 1961 года он трижды облетел Землю на космическом корабле "Россия", но получил тяжелые ранения при посадке.
Корабль упал в Китае, космонавта подобрали китайцы и отправили его на лечение в один из монастырей… Это, пожалуй, одна из наиболее оригинальных версий. Владимир Ильюшин - сын известного авиаконструктора Сергея Ильюшина. В отряде космонавтов не состоял. Правда в том, что в июле 1959 года на боевом самолете Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров. За что и был удостоен звания Герой Советского Союза. А в 1961 году он установил абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полета - 21170 метров. Впрочем, в Китае он, действительно, побывал: восстанавливался там после серьезной автокатастрофы. Сообщения западной прессы, что Ильюшин был первым космонавтом, имели сильный резонанс. И летчик-испытатель был вынужден даже выступать с опровержением, назвав подобные утверждения "чепухой и бредом".
Надо сказать, Владимир Ильюшин сделал блестящую карьеру в авиационном КБ Павла Сухого, а умер всего четыре года назад. Кстати, разные небылицы рождались еще и потому, что до недавнего времени мало кто знал о манекенах, летавших на орбиту. Их звали "Иван Иванычами". Это была не просто кукла: медики старались ее напичкать всевозможными датчиками. Сходство с человеком было настолько реальным, что инженеры, работая в цехе, надевали на манекены халаты: прикрыть "наготу". Чтобы замкнуть весь цикл радиосвязи с Землей, в рот "Иван Иванычу" поместили динамик. Долго думали, какой звук он должен издавать. Нужна артикуляция, человеческий голос. Речь записать?
Тоже нельзя. Если пойдет голос с орбиты, тут же на западе заявят, что в Советском Союзе вывели человека в космос. Поэтому остановились на записи хора Пятницкого. Корреспонденту "РГ" рассказали такой смешной эпизод: когда на одном манекене повредили голову, с полигона на завод-изготовитель ушла телефонограмма: "У "Иван Иваныча" повреждена голова. С завода ответили: "Запасных голов нет. Обходитесь своими". Миф 2: полет Гагарина мог не состояться из-за технической неполадки на Земле Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей "Восток", был последним, кто закрыл за Юрием Гагариным люк. Эти документальные кадры, снятые на Байконуре за 2 часа до старта, обошли весь мир. А что осталось за кадром?
Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи. Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошел в сторону.
Не очень удачный проект На сегодняшний день уже известно, что до того, как стартовал корабль с Юрием Гагариным на борту, в космос запускали семь аналогичных кораблей. Самый первый беспилотный корабль—спутник в СССР запустили в мае 1960 года. Всего четыре дня спустя, после команды на торможение и спуск, в системе ориентации произошёл сбой. Спутник наоборот разогнался и стал подниматься всё выше и выше. Потом был запуск космического корабля с подопытными собаками на борту: Лисичкой и Чайкой.
К сожалению ракета взорвалась почти сразу после запуска. Запуск «Востока». Этот полёт уже привлёк всеобщее внимание. Через день космический аппарат приземлился в расчётном районе, с животными было всё в порядке. Потом был отправлен в космос третий корабль с собаками Пчёлкой и Мушкой. Пробыв один день на орбите, при возвращении на Землю корабль сильно отклонился от предписанной траектории. В результате система аварийного подрыва объекта уничтожила его. Эта информация достоянием общественности не стала. Произошедшее тщательно скрывали.
В декабре того же года был запущен ещё один аппарат с собаками Альфа и Жемчужная. При возращении по неизвестным причинам отказала третья ступень ракеты, сработала система аварийного спасения. Корабль совершил аварийную посадку недалеко от посёлка Тура в районе реки Нижняя Тунгуска. Аппарат был найден, собаки тоже. Всё аккуратно собрали и вывезли. Этот запуск нельзя было назвать успешным и сведения о нём тоже скрыли. Все полёты до этого были не совсем удачными. Иными словами, на начало 1961 года из пяти космических полётов только один завершился безаварийно. Это была недопустимая результативность.
Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания. В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток». Только на борту был не живой астронавт, а манекен. Вместе с Иваном Ивановичем как его в шутку назвали поместили собаку Чернушку. На этот раз всё прошло без эксцессов.
Корабль совершил полёт и приземлился, только не там, где было запланировано. В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано. Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние. Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском.
Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур.
Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели
50-летие первого полета человека в космос. В 10.43 на высоте 12.000 метров он покинул район испытательных полетов аэродрома Чкаловский. — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!». За это время полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» не только стал историей, но и отчасти превратился в миф: «все было хорошо».
«Стойте, я свой!» — кто встречал Юрия Гагарина на Земле после 108 минут полета
Что можете сообщить о полете? Указаний от 20-го Королева не поступает, полет проходит нормально. Понял вас, от 20-го указаний не поступает. Сообщите ваши данные о полете! Привет Блондину! Блондином назван космонавт старший лейтенант Леонов А. Вас слышу хорошо. Как меня? Открыл иллюминатор «Взор». Вижу горизонт Земли. Но звезд на небе не видно.
Видна земная поверхность. Земная поверхность видна в иллюминаторе. Небо черное. И по краю Земли, по краю горизонта такой красивый голубой ореол, который темнеет по удалении от Земли. Сообщите ваши данные о полете? Как меня слышно? Связь по «Заре» прекратилась, в работу вступила система дальней радиосвязи «Весна». Передано очередное отчетное сообщение: 9 часов 48 минут, полет проходит успешно, «Спуск-1» работает нормально. Подвижный индекс ПКРС движется. Давление в кабине — единица, влажность — 65, температура — 20, давление в отсеке — 1,2.
Давление в ручной — 150, первая автоматическая — 155, вторая автоматическая — 155, в баллонах ТДУ — 320 атмосфер. Землю не слышу. Нахожусь в тени. Включилась солнечная ориентация. Полет проходит нормально, орбита расчетная. Вас понял, полет проходит нормально, орбита расчетная. Настроение бодрое, продолжаю полет, нахожусь над Америкой. Вас понял, находитесь над Америкой. Нахожусь в тени Земли. Передаю очередное отчетное сообщение.
Нахожусь в апогее. Работает «Спуск-1». Работает солнечная ориентация. Давление в кабине единица. Влажность — 65 процентов. Давление в отсеке — 1,2. В ручной ориентации — 155. Первая автоматическая — 150. Вторая автоматическая — 155. Очень такой красивый ореол.
Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красиво. Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «Взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезду. Она проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит.
Внимание, внимание! Вышел из тени Земли. Через правый иллюминатор «Взор» видно, как появилось Солнце, объект вращается. Очевидно, работает солнечная система ориентации. Вот сейчас во «Взор» наблюдаю Землю. Наблюдаю Землю. Пролетаю над морем. Направление движения над морем определить вполне можно. Сейчас я примерно движусь правым боком. Направление над морем определить можно.
Сориентировать объект вполне можно. Прошла вторая команда. Давление в системе ориентации — 120 атмосфер. Давление в баллоне ТДУ - 320 атмосфер. Самочувствие хорошее, полет проходит успешно. Все системы работают хорошо. Вторая команда прошла, все нормально.
Для охраны места падения самолета были привлечены подразделения из состава воинских частей ПВО, дислоцирующихся в этом районе. Они прибыли и оцепили место падения только к концу дня. Как потом выяснилось за это время на месте катастрофы успели побывать местные жители. На следующий день, когда только начало рассветать, на вертолетах прибыла группа специалистов Госко миссии для первоначального осмотра места падения самолета. Густой лес, высокие крупные деревья, метровой глубины снег, отдаленность от дорог — все это серьезно затрудняло работу специалистов, особенно по сбору разрушенных частей самолета и оценки характера столкновения его с землей. Кроки разброса деталей самолета на месте его падения представлены. Самолет, словно хрустальная ваза, упавшая на бетонный пол, разрушился на мелкие части. Массивных силовых элементов конструкции планера, таких как хвостовое оперение, часть крыла или фюзеляжа, что типично для большинства авиакатастроф, здесь не было. Двигатель РД-45ФА разрушился на отдельные узлы: компрессор, коробка привода агрегатов, турбина и др. Приближаясь к земле, самолет срезал, расщепил и отбросил 14 деревьев. От его удара о землю и последующего взрыва образовалась воронка. Сама воронка и место вокруг нее были залиты керосином топливом , однако пожара не возникло. Разброс деталей и узлов был небольшим. Основная их масса легла в пределах 50-70 м от воронки по направлению полета самолета. Все это свидетельствовало о том, что самолет имел высокую скорость, подходил к земле под большим углом и, видимо, удар был лобовым. Значит, на шкалах приборов должны были остаться отпечатки от стрелок, по которым можно было бы оценить состояние систем и параметры их работы в момент столкновения самолета с землей. Надо было обязательно найти детали и узлы разрушенных приборов. Также важно и нужно было отыскать узлы и элементы системы управления самолетом. Задачу поиска и сбора частей самолета, включая самые мелкие, быстро выполнить не удалось. Многие детали и узлы провалились в снег, и пока он не растаял, найти их было невозможно. Тщательность обследования места падения этого самолета и объем собранного материала не имеют аналогов в мировой практике расследования авиакатастроф. Найдены все части двигателя и основные силовые элементы конструкции планера, все приборы и блоки бортового оборудования, все агрегаты и узлы систем управления самолетом. Были найдены фрагменты птиц. Они показаны на кроках и тоже являлись объектом исследования. Экипаж самолета подвергся полному разрушению. О степени разрушения тел можно судить по фотографиям, представленным на рис. Некоторые фрагменты были найдены на месте падения, другие извлекались из разрушенных частей конструкции при их осмотре. Кисть левой руки Ю. Гагарина была обнаружена в обломках левой панели первой кабины. Она находилась на ручке управления двигателем РУД. В разрушенных частях каркаса и остекления фонаря найден кусок летной кожаной куртки с застегнутой змейкой. Там оказались талоны на питание в летную столовую на имя Ю. Гагарина и чудом сохранившаяся целой нераспечатанная пачка сигарет. Среди обломков пола кабины были найдены остатки обуви летчиков: часть ботинка, подошвы. Все обнаруженные останки переданы специалистам медицинской подкомиссии для их идентификации и специальных исследований. Более двух недель продолжались работы на месте катастрофы. Только когда растаял снег оказалось возможным найти и собрать мелкие части, детали и узлы разрушенной авиатехники. В местах их россыпи сгребалась и часть верхнего слоя земли. Помимо территории показанной на кроках, обследовалась местность вокруг нее. В восточном, южном и западном направлениях на расстоянии до 3-5 км, а в северном, по направлению подлета самолета, до 12 км. Эту работу выполняли воинские подразделения, численностью до 100 человек, по указанным секторам с задачей собирать все, что может иметь какое-либо отношение к катастрофе. Солдаты, расставленные цепью по фронту на расстоянии не более 2-х метров друг от друга, буквально прочесывали свои сектора по нескольку раз. Контроль за соблюдением установленного порядка при прочесывании осуществлялся с вертолетов. По свидетельству командира подразделения, чьи солдаты работали в северном секторе , они вытоптали к середине апреля всю, уже появившуюся молодую траву. В результате было собрано все металлическое, находившееся на этих территориях. Было найдено более двух десятков метереологических воздушных шаров-зондов. Как показала оценка их состояния, все они относились к давнишним запускам. В работе по сбору и первоначальному осмотру разрушенной авиатехники был зафиксирован и такой факт. На месте падения не удалось найти парашюты летчиков. При осмотре обломков кресел установили, что фалы парашютных систем не оборваны, а явно обрезаны. Через три дня сотрудники КГБ, которые работали в составе комиссии по своей линии, нашли парашюты в соседнем селе. Они были спрятаны в навозной куче. От такого контакта на них появились красновато-рыжие пятна, очень похожие на кровь. Специалисты, которые должны были проводить исследования, не знали об этом и, увидев пятна, сначала дрогнули, но потом, конечно, разобрались. Работы, выполненные на месте падения самолета, позволили получить исходную информацию о конечных условиях полета и сделать важные выводы. Из них следовало, что практически весь самолет находился на месте падения, а его повреждения произошли от столкновения с землей. Следовательно, в полете самолет столкновений с посторонними предметами с другим самолетом, воздушным шаром и т. Анализ схемы среза деревьев, которая представлена на рис. В конце апреля работы на месте падения были завершены.
Они пока не открыты. А потому остаются мифы, связанные с полетом и дальнейшей судьбой первого космонавта. Герой Советского Союза, летчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» сообщил, что надпись СССР на скафандре появилась в самый последний момент. Буквы рисовали, не снимая шлем с головы Гагарина. Юрий Гагарин произнес свое знаменитое Поехали и оказался на космической орбите вокруг Земли, о чем даже родители узнали по радио. Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей "Восток", был последним, кто закрыл за Юрием Гагариным люк. Вот что он рассказал: - До люка Гагарина провожали я и ведущий конструктор скафандров Федор Анатольевич Востоков. Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи. Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошел в сторону. Мгновение - и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королева: "Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов? Нет КП-3! КП-3 - это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. Успеете снять и снова установить крышку? Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Они, спокойно, - на меня. Без слов поняли друг друга: "Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк". Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: "Родина слышит, Родина знает". Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3. Все было на месте. Прощаться с Юрой еще раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд. Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая... Есть тридцать вторая! Стрелка вакуумметра неподвижна: "Есть герметичность! Но самое главное, как потом признались пультовики, просто у них внизу, на Земле, одна лампочка стала неправильно мигать.
В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов. Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта. Другие цифры легендарного полета смотрите тут.
Полет Гагарина в космос 12 апреля 1961 история и интересные факты
Сегодня полёт Гагарина, если не принимать во внимание то, что он был первым, кажется настолько простым, что впору принять его за единицу измерения сложности полёта. В 10.43 на высоте 12.000 метров он покинул район испытательных полетов аэродрома Чкаловский. Сейчас известно: за 108 минут полета Гагарин рисковал 12 раз! Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт.
«Только бы слетал и вернулся живым!»: как Юрий Гагарин побывал в космосе и что было после
62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. Максимальная высота полета Юрия Гагарина. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо.
Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского
- Политехнический музей - Медиа - Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?
- 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество
- Потерял карандаш в космосе
- С чего все началось
«Стойте, я свой!» — кто встречал Юрия Гагарина на Земле после 108 минут полета
Гагарин Мог Погибнуть Раньше, Ему Приказали Молчать об Этом. После 108 минут полета, Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области, близ города Энгельс. Космический полет старшего лейтенанта Гагарина длился всего 108 минут.