26 февраля, в Прощеное воскресенье, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великую вечерню с чином прощения в кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. 17 марта вечером архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий совершил вечерню с чином прощения в Троицком кафедральном соборе Подольска. 26 февраля 2023 года в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской была отслужена предваряющая Великий пост вечерня с чином прощения.
Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения.
В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Вечером 26 февраля 2023 года, в прощенное воскресенье, епископ Армавирский и Лабинский Василий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Никольском кафедральном соборе города Армавира. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения. 26 февраля епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Рыбинска.
«Бог близок к нам в лице нашего ближнего». Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения
Богослужение завершилось чином прощения, во время которого правящий архиерей и все присутствующие в храме испросили друг у друга прощение. Главная > Новости > Архиерейские служения > Управляющий Нижегородской епархией возглавил вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Вечером 6-го марта 2022 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания из рая, епископ Железногорский и Льговский Паисий совершил вечерню с чином прощения в храме Всех Святых, в земле Русской просиявших, города Железногорска. В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница. 6 марта, в Неделю сыропустную, Прощёное воскресенье, в Свято-Богородице-Неопалимовском храме совершена традиционная вечерня с чином прощения.
Вечерня с чином прощения в Тихвинском храме города Коломны
Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17. Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест.
Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец. Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре.
Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20. Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А.
Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия. Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони.
После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль. После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы.
В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения. В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру.
Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т. Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов воззвахи прочитывались без пения припево24. В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место.
Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» имеется в виду сугубая и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице». После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. По Чиновнику новгородского Софийского собора звон бывает в начале «8 часа дни».
В собор собирались «боярин и воевода и дияки и множество народа для поучения святительского». Службу совершал чередной священник и диакон в постном облачении. После окончания вечерни архиерей в сопровождении протодиакона и ризничего следовал к иконам, чтобы целовать их.
При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами.
Каждый из нас имеет возможности, и Господь спросит с нас по нашим силам, решимости и желанию. В сей святой вечер, начиная пост, мы собираемся в храмах, испрашиваем друг у друга прощения, чтобы Господь благословил вступить в Святую Четыредесятницу без лицемерия и напыщенности, чтобы пройти пост для нашего собственного укрепления и преображения.
Мы испрашиваем друг у друга прощения, сообразуясь с заповедью Божией: имея что-то дурное на кого-то в своём сердце, мы не можем, не отпустив эти мысли, идти к Богу. Потому что злое и дурное не может войти в небесные обители.
Храм освещен свечами и лампадами, на центральном аналое икона Господа Иисуса Христа в терновом венце, впервые звучат великопостные минорные распевы, верующие с внутренним переживанием молятся, чтобы Господь даровал сил на весь Великий пост, чтобы к светлому празднику Христова Воскресения прийти другими… «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию…», — поет хор, а прихожане прикладываются к иконам, поочередно подходят к отцу настоятелю, затем к духовенству, и все испрашивают прощения друг у друга: «Прости меня! Пресс-служба Железногорского благочиния.
Вечерня с чином прощения
26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, Прощёное воскресенье, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Вечером 26 февраля 2023 года, накануне начала Великого поста, в Казанском соборе на Красной площади была совершена вечерня с чином прощения, который возглавил настоятель протоиерей Николай Иноземцев. 17 марта 2024 года, вечером в Прощённое воскресение, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил вечерню с чином Прощения в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора. После отпуста вечерни глава митрополии произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у священнослужителей и верующего народа.
Новости монастыря
Иерей, благословляя: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Премудрость, прости. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит. Диакон: Вонмем. Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость вонмем.
Прокимен великий, глас осьмый: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. Да узрят нищии, и возвеселятся. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Диакон: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Хор: Вонми души моей, и избави ю.
Сподоби, Господи Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим.
Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Молитва главопреклонения Иерей: Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое. Тебе бо страшному и человеколюбцу судии, Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения, яже сохрани на всякое время и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых. Иерей: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена.
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Стих: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей или: святую обитель сию добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини, и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец.
Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Хор: Слава, и ныне. Отпуст Иерей: Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день , святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Ис полла эти дэспота. По окончании вечерни начинается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы.
Мы знаем, насколько тяжело устоять в благочестии перед соблазнами века сего. Без помощи Божией, покрова Царицы Небесной, молитвенного предстательства угодников Божиих наша жизнь превратится в ад, страсти возьмут власть над нашей душой и жизнью. Люди изначально чувствуют стремление к Богу. Но диавол предлагает человеку считать себя господином своей жизни и самому определять, что хорошо и что плохо, что есть свет и что тьма, что полезно и что вредно. Люди оставляют дело богопочитания, на место Бога в жизни становится сам человек.
Современный мир предполагает именно такое поведение.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 27 февраля 2023 118 Вечером 26 февраля 2023 года, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре По окончании вечерни митрополит Тихон обратился к братии и всем богомольцам с Архипастырским словом. Затем Владыка митрополит, братия обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии и прихожане Псково-Печерского монастыря испросили друг у друга прощения и взаимных молитв.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим Постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и Святых.
Вечерня с чином прощения в Христорождественском соборе (+видео)
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения: На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».
Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.
На это служащий священник как правило, настоятель отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена плечи , взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения.
Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др. История Чина прощения Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества.
И ныне и присно и во веки веков. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи помилуй. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Именем Господним, святейший владыко, благослови. Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих и даже до нынешняго часа приведый нас, воньже, на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси: очисти нас, грешных и недостойных раб Твоих, согрешихом бо и беззаконновахом и несмы достойни возвести очеса наша и воззрети на высоту Небесную, зане оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших. Но молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас Имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши, изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам грехи наша, и умертви плотское наше мудрование, да, ветхаго отложивше человека, в новаго облецемся и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодетелю. И тако, Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси воистинну истинное веселие и радость любящих Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.
Псалом 103 Благослови, душе моя, Господа; Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.
Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.
Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера.
Испросив друг у друга и у народа прощения, митрополит Никодим и священнослужители благословили верующих на прохождение поприща Великого поста. В своей проповеди, обращаясь к духовенству и прихожанам собора, Высокопреосвященнейший владыка отметил, что чин прощения - то соьытие, к которому каждый христианин готовится в течение всего года. Немощна плоть человеческая: бывает, человек планирует одно, а призывает его Господь внезапно, и множество и множество дел остаётся незавершёнными. Сегодня каждый из нас вспоминает те ошибки, которые были соделаны за этот год. Мы о них раскаивались в таинстве Исповеди, мы их омыли уже нашими слезами. Но как бы ни был крепок человек и как бы ни была сильна его вера во Христа, тело наше слабо.
И чаще всего мы обращаемся ко греху, нежели понуждаем себя к праведности. Чаще всего то, что вредит нам духовно и телесно, больше всего нас и прельщает.
Череповца Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания Прощеное воскресенье , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий возглавил совершение вечерни и чина прощения в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Его Преосвященству сослужило духовенство кафедрального собора. За богослужением молились настоятели, клирики и прихожане череповецких храмов.
Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе
За Богослужением пел архиерейский хор под управлением Марии Сметаниной. После пения Великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные ризы. По завершении вечерни Его Преосвященство обратился к верующим с архипастырским словом. В завершении Богослужения были прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы. Затем был совершен Чин прощения, во время которого Владыка и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения.
После отпуста вечерни Преосвященнейший владыка прочитал молитву на начало Великого поста и обратился к собравшимся с архипастырским словом — наставлением на Святую Четыредесятницу, в завершение которого испросил прощения у клира и прихожан. Затем по древней традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения.
Бог ставит нас как бы на Свое место, говорит: «Простите! Если вы простите, то будете прощены». Это Божественная простота, это Божественная высота, это Божественное доверие к каждому из нас, — сказал владыка. Высокопреосвященный владыка, обращаясь к пастве и духовенству, испросил прощения у всех собравшихся в соборе — у священнослужителей, монашествующих, прихожан. Все молящиеся ответили земным поклоном: «Бог простит тя, владыко святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
Прозвучали слова напутствия как в адрес священнослужителей, так и прихожанам.
Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе Псковской епархии. В тот же день митрополит Арсений совершил божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Ему сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий Годлевский с соборным духовенством.
Вечерня с чином Прощения
В Сретенской духовной академии прошел чин прощения | Митрополит 10 марта, в Прощеное воскресенье, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великую вечерню с чином прощения в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. |
Глава Калужской митрополии совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе | 17 марта 2024 года, в Прощёное воскресенье, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил вечерню с чином прощения в Иверском Валдайском монастыре. |
Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе
Митрополит Арсений совершил вечерню с чином прощения в Псково-Печерском монастыре | Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения. |
Глава Калужской митрополии совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе | Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. |
Вечерня с Чином прощения во временном храме Свято-Владимирского собора в Херсонесе | Богослужение завершилось чином прощения, во время которого правящий архиерей и все присутствующие в храме испросили друг у друга прощение. |
«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» | 26 февраля епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Рыбинска. |