Молодые учителя из регионов анонимно и честно рассказали «Правмиру», почему уволились из школы. низкая зарплата, нерациональный менеджмент, колоссальная бюрократическая нагрузка, а также неопределенность и проблемы личностного роста. Родители, учителя и учащиеся 8 гимназии попросили директора Альберта Дюкина не увольняться. Вечером позвонили из школы и сообщили, что половина учителей уволилось в школе на днях.
Российские учителя массово увольняются после урезания зарплат
В Екатеринбурге родители учеников школы № 22 на Уралмаше взбунтовались из-за массового увольнения учителей. Александра Рябчука уволили сразу из двух школ после того, как задержали на митинге 23 января. Из некоторых школ стали массово увольняться учителя.
В Минпросвещения подтвердили высокую текучесть кадров в школе
Почему 17 учителей уволилось из школы №338 в Петербурге. Пожаловались на массовый уход педагогов родители Элеонора КУРЮМОВА Из школы №338 уволилось одновременно 17 учителей в Петербурге. За последний год из российских школ уволились примерно 200 000 учителей — и это без учета административных работников. Провели опрос среди учителей, которые, не выдержав условий работы, уволились и распрощались с этой сферой деятельности. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? Массовое увольнение учителей в одной из школ Екатеринбурга не связано с забастовкой, убежден сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Российские учителя массово увольняются после урезания зарплат
Государство и субъекты федерации тратят деньги на подготовку педагогов, которые работают в других отраслях не по специальности», — констатировала Татьяна Блинова. Подтверждением этих слов служат данные о трудоустройстве выпускников, получивших педагогическое образование. Кадровый дефицит отмечают многие учителя, причем нарастает он год от года. После приведенных им данных стало понятно, почему учителя не задерживаются в школе на длительный срок. С 2020 года наблюдается даже некоторое сокращение школьных педагогов. Эти факторы препятствуют закреплению учителей в школах. Наиболее существенно, начиная с 2016 года, сокращалась доля учителей в возрасте 25—29 лет, но при этом доля учителей моложе 25 лет возрастала. Это говорит о том, что те выпускники педвузов, которые доходят до школы, работают там недолго, а потом уходят на рынок труда в поисках лучшей доли. Поэтому, по мнению Алексея Тищенко, целевая подготовка с последующей обязательной отработкой по специальности в этих условиях оказывается неэффективной.
Во-первых, вынужденное нахождение учителя в школе не лучшим образом скажется на качестве его преподавания, во-вторых, «оттрубив» положенный срок, он все равно уйдёт из школы. И почему-то никто не сказал о призвании как о главном мотиве остаться в профессии. Насколько велико число тех педагогов, которые работают по призванию? И что привлекает учителей в их профессии? По мнению Алексея Тищенко, этот фактор особенно негативно воспринимается молодыми учителями, которые желают попробовать себя в разных сферах деятельности, на разных должностях, и отсутствие «движения вверх» их не вдохновляет.
Но почему? Директор школы в селе Фыркал Иван Щипцов рассказал, что на данный момент его главная задача попытаться вернуть тех, кто уволился. Тем более приближается начало нового учебного года.
Резкое снижение доходов преподаватели почувствовали в начале этого года, когда в стране повысили минимальный размер оплаты труда МРОТ.
Там также заверили, что в 338-й школе «обеспечат реализацию образовательных программ в полном объеме и в соответствии с учебным планом». Мама одного из старшеклассников рассказала журналисту «Фонтанки», что их класс остался без учителя русского и литературы, который готовил учеников к ЕГЭ. Мама семиклассника отметила, что в классе, в котором учится ее ребенок, не хватает сразу трех педагогов: по английскому языку, русскому и математике. Опрошенные изданием учителя школы заявили, что недовольны странным назначением премий, урезанием стимулирующих выплат за участие в конференциях, нежеланием идти навстречу в вопросах распределения классов, грубым общении директора с подчиненными.
Я не понимаю, как миллиарды рублей, вложенные в подготовку педкадров, помогут решить проблему кадрового голода в школах. Я не вижу здесь никакой причинно-следственной связи, не понимаю, как это поможет улучшить ситуацию. Причина бегства из школы — это высокая нагрузка и мизерный заработок. Произошло низведение учителя до уровня прислуги. Он виноват во всех бедах и при этом ничего не решает», — уточнила в беседе с корреспондентом ForPost Булаева.
Она уверена: даже если план Минпросвещения РФ по подготовке неравнодушного учителя реализуется на «отлично» и молодёжь пойдёт в школы, то при действующей системе образования молодые специалисты либо откажутся от своего призвания, либо начнут работать по установленному шаблону. Он будет только думать о том, как выполнить задачи в режиме ограниченного времени», — считает Булаева. Не имея педагогического образования, он почти полвека проработал с детьми и знает, что беда школы — равнодушные учителя, а не повышенная нагрузка. Они в учителя идут из-за безысходности — их больше никуда не берут на работу. Когда у таких педагогов появляется возможность, они охотно покидают систему образования. Несмотря на то, что профессия учитель массовая, на самом деле — она штучная. В школу должны идти только те, кому интересен предмет и дети», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Соболев. Он не отрицает, что «мизерная учительская зарплата может отбить охоту у желающих работать с детьми». Педагогам обидно, что «девочка, которая только что окончила вуз, работая в офисе, получает значительно больше, чем они в школе при максимальной нагрузке». Согласно данным интернет-рекрутмента HeadHunter, в Барнауле учителю русского языка и литературы предлагают заработную плату от 22 тыс.
В Твери заработок учителя химии равен 15—20 тысячам рублям. Но всё-таки на первом месте должен быть интерес к профессии, а не к тому, насколько у тебя толстый кошелёк.
Учитель на шесте: позора или славы? – за что увольняют педагогов
Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? Как сообщил один из уволившихся педагогов, заявления об уходе подали учителя начальных классов, по географии, русскому языку и литературе, информатике, несколько учителей немецкого языка и завуч по воспитательной работе. Почему 17 учителей уволилось из школы №338 в Петербурге. Почему современные учителя уходят из школы, выяснил у самих преподавателей. 13,5% педагогов признались, что в профессии учителя их ничего не привлекает, 80% учителей не видят перспектив карьерного роста, 60% учителей говорят, что работать в школе становится все сложнее.
Более 190 тысяч учителей уволились из школ в 2023 году.
В последующие два года такие площадки откроются и в других педагогических вузах. Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы». Сегодня даже те, кто работал по призванию, вынуждены покидать образовательные учреждения, сообщила корреспонденту ForPost активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева. Я не понимаю, как миллиарды рублей, вложенные в подготовку педкадров, помогут решить проблему кадрового голода в школах. Я не вижу здесь никакой причинно-следственной связи, не понимаю, как это поможет улучшить ситуацию.
Причина бегства из школы — это высокая нагрузка и мизерный заработок. Произошло низведение учителя до уровня прислуги. Он виноват во всех бедах и при этом ничего не решает», — уточнила в беседе с корреспондентом ForPost Булаева. Она уверена: даже если план Минпросвещения РФ по подготовке неравнодушного учителя реализуется на «отлично» и молодёжь пойдёт в школы, то при действующей системе образования молодые специалисты либо откажутся от своего призвания, либо начнут работать по установленному шаблону.
Он будет только думать о том, как выполнить задачи в режиме ограниченного времени», — считает Булаева. Не имея педагогического образования, он почти полвека проработал с детьми и знает, что беда школы — равнодушные учителя, а не повышенная нагрузка. Они в учителя идут из-за безысходности — их больше никуда не берут на работу. Когда у таких педагогов появляется возможность, они охотно покидают систему образования.
Несмотря на то, что профессия учитель массовая, на самом деле — она штучная. В школу должны идти только те, кому интересен предмет и дети», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Соболев. Он не отрицает, что «мизерная учительская зарплата может отбить охоту у желающих работать с детьми». Педагогам обидно, что «девочка, которая только что окончила вуз, работая в офисе, получает значительно больше, чем они в школе при максимальной нагрузке».
Для снижения дефицита мест в этом году были открыты 24 новые школы. Естественно, для них необходимы педагогические кадры. В условиях беспрецедентного запроса на учителей совершенно нормальная ситуация, когда люди из одного учебного заведения переходят на работу в другое.
Меня зовут Рябчук Александр.
Я учитель истории и обществознания. Мы находимся здесь, у здания лицея, где я я работал семь лет. Общий мой педагогический стаж — 10 лет. Уволен я был из лицея после того, как был на акции 23 числа.
Мне сказали, что моя общественно-политическая позиция несовместима с моей преподавательской деятельностью. Я пошел на акцию 23 числа, потому что я возмущен несправедливостью, которая происходит в нашем государстве. Я против того, чтобы спецслужбы травили политиков, которые высказывают оппозиционную точку зрения. Причина, по которой я принял участие в этой акции, скорее, ценностная.
То есть те ценности, которые преподаются на курсе обществознания в школе, не соответствуют тому, что мы видим в реальности в жизни нашей страны. И это меня возмущает. Этот диссонанс и противоречие между тем, чему я учил детей и тем, что происходит в реальности в нашей стране. Александр Рябчук в школе.
Фото: a. Мне выписали предупреждение, с которым я был не согласен, так как я не являлся организатором этой акции. У меня спросили, естественно, место моей работы. Я честно назвал место своей работы.
После этого, уже на следующий рабочий день меня вызвала к себе директор и сказала о том, что нужно удалить видео в социальных сетях и прекратить посещать эти акции. Потом в этот же день была беседа с сотрудником в штатском, который не представился, где мне также рассказывали о том, что неправильно я поступил. На следующий день в частной школе меня вызвали и сказали также, что я должен прекратить свою деятельность, иначе я ставлю крест на всех своих достижениях десяти лет работы в школе. И там со мной сразу рассчитались.
И уволен я оттуда был по сути быстрее, чем из муниципальной школы. В муниципальной школе, в 11-м лицее мне предложили написать заявление по собственному желанию, либо я буду уволен по статье, так как мои поступки не соответствуют этике профессионального педагога. Я не захотел создавать проблемы ни руководству, ни коллегам и написал заявление по собственному желанию. Хоть в отделе городского образования и говорят, что я сам принял решение, заметьте, я уволен был за буквально считанные дни.
Две недели даже отрабатывать не потребовалось. А все почему? Потому что я принял участие в акции 31 числа. После увольнения меня, конечно же, поддержали мои ученики.
И последний день моей работы в 11-м лицее был очень трогательным для меня. И ученики поддержали и поняли меня. Часть коллег, особенно молодых, поняли мое решение. Мои ученики многому меня научили.
В частности тому, что нужно быть верным своим принципам, искать в жизни высокие цели, стараться их достигать. Они планировали написать письмо с поддержкой в мой адрес.
И это притом что администрация губернатора обещала поднять уровень доходов до среднего по стране. Кто теперь будет решать этот вопрос, узнала Анна Воропай. Поделиться Учителя массово уволились из школ Хакасии из-за урезания зарплат Учителя массово уволились из школ Хакасии из-за урезания зарплат Директор сельской школы показывает пустые классы: кто будет учить детей с первого сентября, он совсем не понимает. В мае уволились учителя математики, истории, обществознания и начальных классов. Они работали годами, но написали заявления, когда вместо обещанного повышения зарплаты на 20 процентов их доход, наоборот, снизился на 10.
Потому как ситуация достаточно сложная и привлечь сюда других специалистов на эту заработную плату не представляется возможным", — планирует директор школы в селе Фыркал Иван Щипцов. Об издевательском псевдоросте жалования учителей в Хакасии мы рассказывали еще в марте. В апреле местная прокуратура подтвердила: в регионе нарушены права более 20 тысяч работников образования. Главе республики Валентину Коновалову вынесли представление. Но даже к новому учебному году недоплаченную зарплату учителям он так и не вернул. Ну зачем искать какие-то обходные методы?
Более 190 тысяч учителей уволились из школ в 2023 году.
РИА «Новости» Несмотря на острую нехватку учителей и попытки хоть как-то разрешить ситуацию, учитель и профориентолог Наталья Тихонова заявила «360», что она категорически против такой инициативы. И закладывать разумное, доброе, вечное должен опытный педагог, умеющий найти подход к каждому ребенку и имеющий в практике а не только в теории большой арсенал инструментов работы. Обучение в колледже и вузе имеет мало общего с работой в школе, тренироваться на малышах не нужно», — объяснила она свою позицию. Комков согласился, что допускать к преподаванию «недоучек, не знающих азов педагогики», особенно в младшие классы, опасно и чревато серьезными последствиями. Ученый напомнил, что раньше в начальной школе трудились учителя, окончившие специализированные педагогические училища. Студентов обучали серьезным основам педагогики. А если студентов из колледжа запустить в школу, то они наворотят такое, что потом мы будем расхлебывать всю оставшуюся жизнь. Сергей Комков руководитель Всероссийского фонда образования, ученый Михайлов, в свою очередь, подчеркнул, что если студенты встанут на место учителей, то качество образования заметно снизится. В сфере преподавания примерно так же. Этого быть не должно», — констатировал эксперт.
К примеру, недавно в Госдуме предложили разрешить судимым за особо тяжкие преступления преподавать в школах. Опять же с целью как-то набрать недостающие кадры, пусть и столь радикальным способом. Вскоре председатель нижней палаты Федерального собрания Вячеслав Володин назвал инициативу «ошибкой» и посоветовал отозвать законопроект , ведь работа осужденных за тяжкие преступлениях в образовательных учреждениях напрямую противоречит Трудовому кодексу России и интересам детей а также спокойствию родителей.
Также с 25 сентября у учеников 5-8 классов новый учитель начнет вести географию. В остальных случаях на время подбора педагогов ведение предметов распределено между действующими учителями, всего сейчас в учебном заведении 69 педагогов. Ситуация, которая возникла здесь, штатная. Может быть, хорошо, что она возникла в начале учебного года», - отметил Константин Шевченко.
Журналисты напомнили представителям сферы образования, что родители обвиняют директора Илью Смирнова в оскорблении и унижении учителей. По словам родкома, именно это и стало причиной массового увольнения. Однако директор опроверг эту информацию. Можно встать и уйти… Когда я пришел на работу, я всему коллективу сказал, что мои двери открыты, приходите, предлагайте, поправляйте. У меня все приходят, никто не стесняется», - заявил в разговоре с корреспондентами Смирнов. Учитель русского языка с опытом работы более 40 лет, присутствовавшая на собрании, прокомментировала ситуацию так: «Я делаю все так, как надо. Я пережила в этой школе четырех директоров, и ко мне никогда не было претензий ни от одного из них, потому что я знаю свою работу. Я с удовольствием прихожу в школу.
У нас школа замечательная», - заявила она.
В России сложился дефицит не только педагогов, но и профессиональных менеджеров среднего звена — директоров и заместителей. Сегодня они должны быть не завхозами, как в СССР, а экономистами, чтобы организация могла зарабатывать и стимулировать своих учителей рублем. Причем без перегибов, когда учителей нагружают по максимуму ради экономии. Однако консервативная по своей сути система образования все еще живет законами Советского Союза и не готова работать в новом режиме, сетуют представители педсообщества. Получаем замкнутый круг: чтобы школа могла зарабатывать на дополнительных активностях например, продавая занятия, скажем, по театральному мастерству , нужны передовые учителя.
А они не идут в систему, потому что хотят зарабатывать больше, чем им предлагают. В школах почти отсутствует ротация кадров, говорят эксперты и чиновники, опрошенные Финтолком. Педагоги старой гвардии не всегда готовы давать дорогу молодым, особенно если речь идет о руководящих должностях. В итоге молодые учителя просто не видят перспектив карьерного роста, говорят знатоки отрасли. Это подтверждает и недавнее исследование «Актион образования». Следом идут люди старше 50 лет — это почти каждый третий работник образования.
В сельской местности и городах России преобладают возрастные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет. Сколько должен получать учитель: россияне назвали достойный размер зарплаты Чего хотели бы сами учителя Помимо повышения зарплат до уровня не ниже средней по региону, учителя мечтают о мерах поддержки.
Наиболее низкие значения этих показателей — в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральном округах. Относительно низкий размер заработной платы в сфере образования отмечается и в результатах мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием за 2021 год. Так, средняя заработная плата освоивших программы бакалавриата и специалитета в области педагогики составляет 42,2 тысячи рублей, программ магистратуры — 53,2 тысячи рублей. Это второе место с конца списка, включающего 11 направлений подготовки специалистов с высшим образованием. От педагогов отстают только работники сельского хозяйства, а самые большие вознаграждения за свой труд получают выпускники с математическим и IT-образованием: бакалавры — 102 тысячи рублей, магистры — около 124 тысяч. В поисках лучшей доли Но какую бы зарплату ни получали учителя, дополнительную работу они ищут вне зависимости от её размера. Чем ниже их зарплата, тем чаще они ищут дополнительную работу вне сферы образования. Алексей Тищенко связывает это с оживлением рынка труда после выхода из пандемии, что сильно сказывается на дефиците педагогических кадров.
Соответственно, всё это формирует дефицит кадров. Вывод ученых неутешителен, но вполне закономерен: если уровень заработной платы будет снижаться, то специалисты с педагогическим образованием вообще не будут ориентироваться на сферу образования и уходить из нее. Нет дороги — иди в педагоги? После докладов состоялось их обсуждение. Участники дискуссии искали ответ на вопрос, почему выпускники педвузов не идут работать по специальности. Молодых специалистов это отталкивает, и они стремятся найти работу в другой сфере деятельности.
В Минпросвещения подтвердили высокую текучесть кадров в школе
Пока педагоги увольняются из-за низких зарплат и непосильной нагрузки, число школьников увеличивается. Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. "Считаю, что ежегодное увеличение увольняющихся из школ учителей грозит катастрофой, когда школьники из-за отсутствия отдельных предметников в школах попросту не получают качественного образования. Смирнов уточнил, что за лето уволились 12 педагогов, часть из них ушли из-за выхода на пенсию. Мать десятиклассницы одной из московских школ обвинила учителя истории в повышенном внимании к девочке. Молодые учителя из регионов анонимно и честно рассказали «Правмиру», почему уволились из школы.