?Успей попасть на полугодовой курс и получи самую выгодную цену! РАСПИСАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕОРИИ В ПОЛУГОДОВОМ КУРСЕ "ЛИТИРИКОН" Моя телега Моя группа ВК Канал Мария Петровна вещает?Наши пла.
Задания ЕГЭ по литературе 2024
Программа экзамена по литературе ЕГЭ 2024 включает несколько основных разделов, которые охватывают различные аспекты изучения произведений литературы. Разбираем новые термины из кодификатора ЕГЭ по литературе. Главная» Новости» Вся теория для егэ по литературе 2024.
ЕГЭ по Литературе
Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по литературе в 2024 году (на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 года): методические рекомендации / сост. ?Успей попасть на полугодовой курс и получи самую выгодную цену! РАСПИСАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕОРИИ В ПОЛУГОДОВОМ КУРСЕ "ЛИТИРИКОН" Моя телега Моя группа ВК Канал Мария Петровна вещает?Наши пла. Сегодня мы расскажем об изменениях в ЕГЭ по литературе, а также дадим рекомендации, которые помогут вам эффективно подготовиться к экзамену и получить высокие баллы. — самые полезные статьи для абитуриента от Вузопедии, журнал для абитуриента. Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like Описание внешности, Описание природы, Описание природы and more.
7 советов тем, кто сдаёт ЕГЭ по литературе в 2023 году
Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши». B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M.
Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A. Сарказм от греч.
Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М.
Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому.
Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний. Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений.
Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения.
Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н.
Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния.
Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения.
Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому.
Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.
Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв». Teopeтикoм и вoждeм пepвoй гpyппы фyтypиcтoв был итaльянeц Ф.
Глaвным coдepжaниeм фyтypизмa былo экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo языкoвыx нopм. Pyccкий фyтypизм oткpывaлcя «Пpoлoгoм эгoфyтypизмa» И. Ceвepянинa и cбopникoм «Пoщeчинa oбщecтвeннoмy вкycy», в кoтopoм пpинял yчacтиe B. Характер греч.
Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами.
Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще — выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь. Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните — выделите желтым цветом. На втором листе с произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером.
Так вы наглядно будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать полностью зеленым. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест — сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест.
Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить.
У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее, поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время. У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу.
Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще даже от карточек, но стихи можете повторять. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи — прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями — большой риск, поэтому сведите свои риски к минимуму. Общие рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по литературе 1. Хорошее знание текстов, детали.
Умение вчитываться в вопрос и Что нужно, чтобы успешно подготовиться и сдать литературу минимум на 60-70 баллов? Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях. Не сбиваться на пересказ. Четкая формулировка авторской позиции.
Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
Тренироваться в анализе лирике-к декабрю.
Решать тест. В мае уже уметь писать все сочинения и за 5 минут решать тестовую часть.
Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой: Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно. Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности. Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней.
Разделите количество страниц на оставшееся время. Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ. Составьте памятки по произведениям кодификатора Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9.
Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь? Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене. Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий. Учите стихи Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта.
Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки.
Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь. Смотрите экранизации В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет. Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу.
Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг. Читайте критиков Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа.
Нестареющие по крайней мере, для экзаменаторов классики русской литературной критики — Е. Баратынский, В. Белинский, В.
ЕГЭ по литературе — 2023: как готовиться, чтобы получить высокий балл
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля: советы репетиров, критерии оценки, план сочинения и подборки готовых аргументов к сочинениям. ЕГЭ-подкаст «На все 100!» по литературе продолжил серию онлайн-консультаций для подготовки к экзаменам. ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных экзаменов по выбору.
Задания ЕГЭ по литературе 2024
Два-три раза в неделю можете работать со стихотворениями: учить наизусть, разделять по темам, сопоставлять отечественные и зарубежные произведения. Раз в неделю, например, в выходные, писать сочинение. Каждый день прорешивать тестовые вопросы. Это поможет эффективно отработать все разделы и не перегореть. Подпишитесь на полезные ресурсы для подготовки. Например, ютуб-каналы, группы «ВКонтакте» или телеграм-каналы. Там публикуют полезные материалы: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Можно удобно изучать материалы, пока едете в школу, ждёте друга у подъезда или скучаете на перемене. Найти полезные ресурсы поможет наша подборка.
Ведите читательский дневник. Это поможет с поиском аргументов для сочинения. Делайте выписки из сюжета, визуализируйте персонажей, выписывайте цитаты героев и факты из жизни автора. Перед экзаменом останется только перечитать это, чтобы освежить память. Найдите наставника. Самостоятельная подготовка это здорово, но помощь со стороны не повредит.
Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»? К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»? Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении В.
Задание 10 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека. Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте! Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову. Вторая часть С этого года имеет 5 вопросов несколько лет назад их было всего 3 , из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.
Главное — уметь проводить сопоставительный анализ произведений художественной литературы, а также их отдельных эпизодов, образов, выявляя черты сходства и различия, а также аргументировать свои выводы с опорой на анализ текста. Развернутое сочинение В части 2 экзаменационной работы участникам ЕГЭ предстоит написать развернутое сочинение на литературную тему объемом не менее 250 слов. На выбор предлагается пять тем сочинений 12. В ряде случаев экзаменуемым может быть предложено раскрыть тему на материале отечественной или зарубежной литературы. Формулировки тем могут быть представлены в виде тезиса или проблемного вопроса. Тематика сочинений разнообразна: одни темы носят литературоведческий характер «Какова роль антитезы в раскрытии идейного замысла романа И. Тургенева «Отцы и дети»? Пушкина «Капитанская дочка» ». Могут быть предложены темы, близкие к написанию читательского дневника на материале анализа конкретного произведения художественной литературы «Что в романе в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» заинтересовало меня больше всего и почему? Еще одна группа тем задания 12 близка к литературному обзору, который дает учащимся возможность проявить собственный читательский выбор в рамках конкретного временного периода «Тема героизма в произведениях отечественной прозы ХХ — начала ХХI в.
Повторяем теорию литературы для ЕГЭ
Эпиграф — цитата, размещенная в начале произведения и подчеркивающая точку зрения автора. Антитеза — противопоставление противоположных явлений. Стадии развития действия: экспозиция формирование контекста произведения , завязка зарождение конфликта , кульминация, развязка логическое разрешение конфликта , эпилог рассказ о дальнейшей судьбе героев. Лирическое отступление — внесюжетная вставка, отражающая авторское рассуждение на абстрактную тему. Необходима для уточнения авторской позиции, акцентирования внимания на каком-то аспекте истории и дополнительного информирования читателя о вещах, которые ему незнакомы например, рассказ о видах и поведении китов в романе «Моби Дик». Конфликт — столкновение мировоззрений и взглядов персонажей. Вот пример. Автор-повествователь — тот, кто рассказывает о событиях и героях. Образ автора — объединенное воплощение сути произведения, объединяющее всю совокупность речевых структур героев в их соотношении с рассказчиком.
Персонаж — действующее лицо произведения. Интерьер — внутреннее убранство дома, где разворачивается действие или обитает герой. Характер — образ личности, изображенный с известной полнотой, глубиной, индивидуальной определённостью. Тип — образ, характерный для социальной среды, нации и эпохи. Лирический герой — образ, выступающий от первого лица в лирическом произведении и наделенный индивидуальными чертами возможностью чувствовать и рассуждать. Не путайте с автором! Например, Есенин может писать от первого лица о том, что его лично не касается. Система образов — совокупность героев произведения, наделенная особой ролью в раскрытии идеи тематики.
Портрет — изображение внешности героев с целью раскрытия их характера. Пейзаж — описание природы, которое выполняет несколько функций: создает атмосферу; выражает чувства и ощущения героев; порой играет роль символа, подчеркивающего авторскую позицию например, в пьесе «Гроза». Говорящая фамилия — фамилия персонажа, состоящая из слов, характеризующих его натуру например, Скотинин в «Недоросле». Получила наибольшее распространение в классицизме. Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме. Пафос — эмоциональная тональность произведения, созданная автором. Фабула — факты из произведения в причинно-следственной последовательности. Речевая характеристика героя: диалог разговор героев , монолог беседа персонажа с самим собой ; внутренняя речь поток сознания, например, как в романе «Анна Каренина», когда Анна едет на станцию.
Сказ — жанр, в основе которого лежит подражание фольклорному стилю.
Джек Лондон "Мартин Иден". Фёдор Достоевский "Белые ночи". Теодор Драйзер "Американская трагедия". Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери". Иван Гончаров "Обыкновенная история". Михаил Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы".
Лев Толстой "Воскресение". Николай Лесков "Очарованный странник".
Заболоцкого в демоверсии ЕГЭ по литературе — 2024 Задания 9. Задание 10 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека. Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!
Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову. Вторая часть С этого года имеет 5 вопросов несколько лет назад их было всего 3 , из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов.
Еще один полезный ресурс по подготовке к экзаменам, который предоставляется Московским центром качества образования, — независимые диагностики в формате ЕГЭ на базе Центра независимой диагностики ЦНД. Они проводятся по актуальным версиям КИМ — то есть уже в январе 2023 года участники смогут оценить свою готовность к экзаменам по заданиям КИМ 2023 года. Диагностики проходят точно в соответствии с реальной процедурой ЕГЭ. Выпускники смогут не только оценить уровень своих знаний по литературе и степень готовности к экзамену, но и почувствовать себя в условиях реального экзамена, что поможет справиться с волнением перед ЕГЭ летом. Кроме того, в этом году выпускники смогут принять участие в единых городских контрольных работах.
Они будут проводиться в пунктах проведения экзаменов ППЭ и в образовательных организациях. Процедура проведения городских контрольных работ будет соответствовать процедуре проведения реальных экзаменов в формате ЕГЭ. Эти мероприятия позволят выпускникам проверить свои знания, а образовательным организациям — определить уровень подготовки обучающихся и скорректировать образовательные траектории для каждого выпускника, принявшего участие в контрольных работах по соответствующему учебному предмету контрольных работ. Одиннадцатиклассники примут участие в единых городских контрольных работах по литературе, биологии, истории — 8 декабря, по химии, обществознанию — 13 декабря, английскому языку письменная форма , физике и географии — 15 декабря. Завершатся контрольные работы в формате ЕГЭ 4 февраля, в этот день школьники будут сдавать английский язык в устной форме, информатику и ИКТ.
Литературные направления. Теория по литературе для подготовки к ЕГЭ
Лирические жанры Стихотворение — лирическое произведение, написанное по законам стихотворной речи. Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица либо торжественного события. Послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к какому-то лицу, содержащее призывы, просьбы, пожелания. Элегия — грустное лирическое стихотворение, отражающее личные переживания человека. Песня — напевное произношение какого-либо текста в определенном ритме под определенную мелодию. Дума — размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы в стихотворной форме.
Эпиграмма — короткое насмешливое стихотворение над кем-либо. Драматические жанры В зависимости от характера конфликта выделяются: Комедия — разновидность драматического произведения, показывающая частную жизнь людей с целью осмеяния человеческого и общественного несовершенства. Драма — литературное произведение, описывающее героя в его драматических отношениях с обществом, серьезный конфликт провоцирует напряженную борьбу между действующими лицами. В основе трагедии острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил. Как правило, главный герой гибнет, но не отступает и одерживает моральную победу.
Зарубежная поэзия в пробной версии экзамена появилась еще в прошлом году: тогда школьники должны были провести литературный анализ стихотворения Райнера Марии Рильке. Особых сложностей эта задача у выпускников не вызвала, замечает Шипилова. Школьнику все равно, кто написал текст, который лежит у него прямо перед глазами», — говорит эксперт. По словам преподавателя, стихотворения зарубежных авторов могут попасться ученикам только в заданиях с развернутым ответом, где обсуждаемые тексты приведены целиком. Одна из четырех тем большого сочинения, которые ученику предлагают на выбор, может быть посвящена европейской прозе, однако у школьника всегда есть еще три альтернативные темы.
Проблематика — совокупность дискуссионных вопросов, поставленных автором. Сюжет — события, описанные автором, развивающиеся во времени и пространстве произведения.
Композиция — структура произведения. Вот классификация. Эпиграф — цитата, размещенная в начале произведения и подчеркивающая точку зрения автора. Антитеза — противопоставление противоположных явлений. Стадии развития действия: экспозиция формирование контекста произведения , завязка зарождение конфликта , кульминация, развязка логическое разрешение конфликта , эпилог рассказ о дальнейшей судьбе героев. Лирическое отступление — внесюжетная вставка, отражающая авторское рассуждение на абстрактную тему. Необходима для уточнения авторской позиции, акцентирования внимания на каком-то аспекте истории и дополнительного информирования читателя о вещах, которые ему незнакомы например, рассказ о видах и поведении китов в романе «Моби Дик».
Конфликт — столкновение мировоззрений и взглядов персонажей. Вот пример. Автор-повествователь — тот, кто рассказывает о событиях и героях. Образ автора — объединенное воплощение сути произведения, объединяющее всю совокупность речевых структур героев в их соотношении с рассказчиком. Персонаж — действующее лицо произведения. Интерьер — внутреннее убранство дома, где разворачивается действие или обитает герой. Характер — образ личности, изображенный с известной полнотой, глубиной, индивидуальной определённостью.
Тип — образ, характерный для социальной среды, нации и эпохи. Лирический герой — образ, выступающий от первого лица в лирическом произведении и наделенный индивидуальными чертами возможностью чувствовать и рассуждать. Не путайте с автором! Например, Есенин может писать от первого лица о том, что его лично не касается. Система образов — совокупность героев произведения, наделенная особой ролью в раскрытии идеи тематики. Портрет — изображение внешности героев с целью раскрытия их характера. Пейзаж — описание природы, которое выполняет несколько функций: создает атмосферу; выражает чувства и ощущения героев; порой играет роль символа, подчеркивающего авторскую позицию например, в пьесе «Гроза».
Говорящая фамилия — фамилия персонажа, состоящая из слов, характеризующих его натуру например, Скотинин в «Недоросле». Получила наибольшее распространение в классицизме. Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме.
Одно произведение по выбору экзаменуемого А. Рассказ «Матренин двор» А. Проза второй половины XX в. Абрамов, Ч.
Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В.
Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору Поэзия второй половины XX в.
Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н.
Часть 1. Сведения по теории и истории литературы
- ЕГЭ по литературе в 2024 — 6 советов по подготовке — Блог Тетрики
- Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по литературе онлайн
- 2024 год - 1
- ЕГЭ Теория - Эльтерман Михаил Юрьевич
- ЕГЭ по литературе в 2024 — 6 советов по подготовке
Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать
Державин, Д. Стерн, С. Ричардсон Англия ; Ж. Руссо Франция ; И.
Гете Германия ; Н. Новалис, Э. Гофман Германия ; Д.
Байрон, В. Вордсворт, П. Шелли, Д.
Мы же предлагаем вам использовать таблицы и схемы при изучении художественной литературы, что позволяет сделать процесс постижения художественного текста более наглядным. Подготовка к ЕГЭ по литературе на нашем сайте будет замечательным этапом на пути к высокому результату. Наш сайт предоставляет Вам прекрасную возможность закрыть все пробелы в литературе и сдать ЕГЭ на 100 баллов. Вам лишь необходимо будет читать литературу , решать варианты ЕГЭ по литературе , а также писать сочинения.
Достоевский, А. Золя, А. Хольц Франция ; Н. Некрасов «Петербургские углы», В. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки Г. Успенского, В. Слепцова, А.
Левитана, М. Салтыкова-Щедрина Россия Модернизм. Основные направления:.
Решать тест. В мае уже уметь писать все сочинения и за 5 минут решать тестовую часть.