Храм в честь сорока мучеников Севастийских. Является ли герои мучениками, а мученики — героями?
40 Святых (Сороки)
ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. В среду 22 марта 2023 года судят о погоде на ближайшие сорок дней. Храм в честь сорока мучеников Севастийских.
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово
В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Через три дня сорок мучеников явились к епископу Петру в его сновидении. Сорок мучеников Севастийских были воинами, принявшими мученическую смерть за христианские убеждения в Севастии Армянской при императоре Лицинии (IV век). Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. 22 марта отмечается православный праздник День 40 мучеников, в Севастийском озере мучавшихся. Является ли герои мучениками, а мученики — героями?
Помочь храму
- Курсы валюты:
- Народные приметы на 22 марта 2024 года: что нельзя делать в день Сорока Сороков
- История праздника
- Когда будет 40 святых в 2023 году — 22 марта
- История праздника Сорок сороков
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово
Лициний был в итоге разбит и молил о мире, потеряв владения на Балканах, но жаждал отомстить, готовился к новому противостоянию. Более того — задумал придать своей борьбе «идейную» основу и в противовес Константину сделал ставку на «древние традиции», то бишь на язычество. При этом сильно боялся измен, помня, как перебегали к нему, соавтору Миланского эдикта, тайные христиане из войск Максимина. Перед схваткой Лициний решил провести «зачистку» собственной армии. В 320 году он издал указ о том, чтобы все воины совершили языческое жертвоприношение. В Римской империи это был давний, испытанный способ проверки на лояльность: если, будучи христианином, выполнил, то считай, что отрекся от веры, упираешься — сам себе подписываешь смертный приговор. В армянской Севастии сейчас — турецкий Сивас стоял XII Молниеносный легион — в составе гарнизона, которым командовал ярый язычник Агриколай.
Он-то и огласил императорское распоряжение. Но одно из подразделений выполнить его отказалось, 40 воинов, причем лучших, проявивших себя в боях несомненными героями, открыто объявили себя христианами и заявили, что идолам поклоняться не станут. Неповиновение было налицо, Агриколай арестовал всех очевидно, сразу же перед строем. Легионеры знали, на что идут. В тюрьме их, молившихся совместно, ночью ободрил голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Начальник гарнизона был старым воякой, знал цену этим бойцам.
На следующий день он пытался уговорить строптивцев по-хорошему, льстил, расхваливал их прошлые подвиги, напоминал о силе и молодости дескать, у них вся жизнь впереди , сулил деньги, повышения по службе, увещевал: мол, ну что вам стоит выполнить приказ сугубо формально. Но христиане подтвердили свой отказ от участия в языческих ритуалах. Для расследования и суда в Севастию через неделю прибыл важный вельможа Лисий, который тоже манил всяческими поблажками, угрожал. Ответ легионеров на его допросах был един: пускай лишат воинского звания, даже жизни, но от Спасителя никто не отступится. В назидание другим Лисий приговорил отказников к побиению камнями позорнейшая казнь, при которой палачам даже «руки марать» недостойно , однако и тут у организаторов и исполнителей расправы ничего не вышло. Все камни летели мимо целей.
Бросил было и сам Лисий, но попал в лицо... Пришлось увести приговоренных в темницу, где Господь их вновь укрепил, во время ночной молитвы они услышали: «Верующий в Меня если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Палачи увидели, что обреченных на гибель ограждает от нее какая-то неведомая сила путали ее с магическими чарами. Не могли не заметить и то, какое впечатление произвела на солдат неудачная казнь. Что ж, тем важнее было сломить дух жертв, заставить их отречься.
Им придумали особенную муку. Воинов раздели страшное событие происходило в марте, холодном для горной Севастии месяце и выгнали на лед озера, а на берегу, на виду у всех, растопили баню: мол, отречешься — милости просим. С гор дул холодный ветер, ночью мороз усилился.
Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф Зинаида Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья в середине песни , что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок? В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Где твои куры несутся? Дзе твои куры несуцца? У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать.
Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы. Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать.
История праздника Сорок сороков Русская православная церковь 22 марта вспоминает Сорок севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии Малая Армения, современная Турция в 320 году при императоре Лицинии. Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта. История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед. Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры. Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво.
День 40 мучеников Севастийских — престольный праздник нашего собора
Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду.
А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением.
А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом.
Стало так тепло, что лед растаял.
Есть такая примета, что либо жена, либо мать, которые ждут мужа или сына, соответственно, из армии, то можно молиться, тогда мужчина вернется здоровым, невредимым. В этот день есть свои традиции и запрещенные дела. Например, хозяйки в этот день были увлечены готовкой. При этом, готовили они обрядовое печенье, да не простое. Делали его в форме жаворонка. Выпекали их ровно 40 штук, по числу Севастийских мучеников. При этом, печенье отдавали деткам. Примечательно, что и это было сделано не просто так.
Считалось, что именно дели должны были некими присказками и прибаутками заклинать весну. Не пропадали даже крошки, их отдавали в этот день птицам. Запреты дня Расскажем подробнее о том, какие запреты в этот день нарушать не следует, а также объясним, к чему ведет нарушение запрета в этот день.
Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин! Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.
Говорят: «Жаворонок за собой сорок птиц привёл». В детском саду «Ивушка» этим событиям посвятили православно-фольклорный праздник «Сороки». Об истории праздника и подвиге мучеников Севастийских воспитанникам детского сада «Ивушка» рассказал почётный гость мероприятия благочинный Уваровского благочиннического округа священник Виктор Кончаков. В ходе праздника дети смогли окунуться в атмосферу старинных русских традиций, познакомиться с православными обычаями, принять участие в зазывании весны. Вместе с воспитателями дети играли в народные игры, водили хороводы, отгадывали загадки. Также ребята узнали, что на Руси издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из постного теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика. Праздник Сорока мучеников установлен в честь мучеников, принявших смерть в 313 году от нечестивого императора Агриколая, которые отказались совершить жертвоприношение идолам и прославили Истинного Бога Иисуса Христа. Другие названия: Сорок сороков; Сорок святых; День сорока мучеников; День жаворонка. День памяти Сорока мучеников Севастийских — православный праздник, отмечаемый ежегодно в конце первого месяца весны.
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Она занимает шестое место по количеству побед на этапах в истории женского Кубка мира. Народные приметы 27 апреля в народе — Мартын-лисогон. Если взлет пчел оказался ранним, весна будет красной, а если к этому дню из березы все еще течет много сока — осень будет поздней. Увидеть в эту субботу в небе одинокого журавля — к удаче, пару — к свадьбе, стаю — к приезду желанных гостей. Лунный календарь В лунном календаре 27 апреля этого года — 19-й лунный день. Спутник Земли, по-прежнему убывающий, не изменил своего положения и все еще находится в знаке зодиака Стрелец. Закат Луны состоится в 05:40. Эта суббота считается критической, поэтому лучше всего остаться дома и воздержаться от посещения людных мест. Посвятите время нравственному очищению: покаянием, избавлением от иллюзий, лжи, проявления гордыни и эго.
Самый неблагоприятный день для заключения брака или других партнерских соглашений. Ранее «БелНовости» писали о праздниках 26 апреля. Автор: Елена Шимановская Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
С 22 марта ежедневно по одному шарику бросали на улицу, приговаривая: «Мороз, красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову! Такое задабривание погоды связано с поверьем, что после 22 марта каждый из 40 мучеников принесет по одному морозному утру, но если мороз наестся хлеба, то уйдет раньше и не тронет посева. Кроме того, 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали молебны в храме. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын невредимыми вернулись с войны.
Молодые девушки на Сороки совершали обряд замыкания зимы и размыкания весны. Для этого они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек, символически разрывая козни и путы нечистой силы, сковывающей землю холодом. Что можно делать на Сороки Все православные верующие в День 40 святых обязательно должны посетить храм, помолиться и по традиции поставить 40 свечей и совершить 40 поклонов. Женщины 22 марта просят Севастийских мучеников защитить мужей и сыновей. В этот праздник можно гадать и призывать весну. Например, молодые девушки при помощи печенья гадали на суженого. Другой способ узнать свою судьбу: «жаворонков» клали на пороге и звали собаку — чью птичку она съест первой, та первая выйдет замуж. Парням на Сороки надлежало непременно покачаться на качелях. На Руси считали, что это принесет счастье и урожайный год.
Что нельзя делать на Сороки 22 марта нежелательно выполнять любую физическую работу и заниматься уборкой дома. Это также относится к стирке, шитью, рукоделию или ремонту.
Воины появились на свет в Каппадокии, они служили в составе римского войска, которое стояло в городе Севастии. Один из военачальников по имени Агрикола потребовал, чтобы солдаты принесли жертву языческим богам, однако ему было отказано, в итоге римские воины раздели всех мучеников и отправили их на середину озера, которое было сковано льдом. На берегу в то время постоянно грели баню для тех, кто захотел заступничеством спасти свою жизнь. Один из солдат не выдержал страданий и покинул озера, однако на пороге бани скончался. Один из надзирателей, который был шокирован мужеством воинов, сказал, что он тоже является христианином, и зашел в озеро, воинов вновь стало сорок.
Согласно преданию, римские воины видели, что мученики не замерзают, поэтому они перебили им голени и сожгли. Обугленные кости солдат сбросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Через три дня мученики явились во сне епископа Петру, они повелели ему похоронить их останки.
Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Фото Марии Черкашиной И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво. Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин! Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню. Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово
Календарь народных праздников | Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому блаженному Петру, повелев ему похоронить их останки, что и было исполнено. |
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник? | В этот день православная церковь чтит память сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа. |
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово | День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта. |
40 святых: праздник и приметы | Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года. |
Сорок мучеников / | Крестьяне говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц» и «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». |
В чем помогают святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся
- Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
- Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
- 22 марта — Сороки. История праздника, традиции, приметы
- Последние новости
22 марта День 40 святых или Сороки - что можно и нельзя
Календарь народных праздников | Праздник Сорок мучеников в Севастийском озере прозябавших в 2018 году приходится на пятую седмицу Великого поста. |
40 святых (Сороки) в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. |
В чём суть Дня сорока мучеников и почему в этот праздник нужно выпекать жаворонков | Смысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. |
День сорока Севаситйских мучеников
Считалось, что это очень быстро прогонит зиму. Жители некоторых деревень считали своим обязательством в этот день кататься на качелях. Чем выше взлетишь, тем лучше будет урожай. Было и такое! А, может быть, где-то еще и осталось? А еще на сороки выкапывали дерево, пересаживали его в огромный ящик, наряжали яркими лентами и бантами и носили по деревне, а затем ставили в том месте, куда хотели привлечь теплую весну. Считалось, что весна непременно увидит такой яркое и красивое дерево и очень быстро прилетит.
А еще считается, что сороки — это детский праздник, в том смысле, что детям уделяется много внимания. Например, хозяйки делают из соломы 40 небольших гнезд и кладут туда булочки в виде яйца. Такие гнезда выставляются во двор, чтобы порадовать ребятню. По другим приметам, это делает для того, чтобы куры не заходили в чужие дворы и несли яйца только дома. Кроме того, считалось, что такие обереги уберегут птицу от разных болезней. Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех, жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.
А еще смотрели на хозяйство: свое или соседей. Если находили гнездоа птиц, то это считалось высшим благословением природы. Значит в доме всегда будет достаток, мир и здоровье. На сороки принято приглашать в дом близких людей и чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело. У многих народов принято на сороки убирать в доме, вычищать грязь, выносить мусор.
Вместе с тем, праздник 40 мучеников связан и с некоторыми запретами. Чего нельзя делать на сороки? Праздник выпадает на Великий Пост, поэтому все запреты переносятся и на этот праздник. Единственное что происходит — это послабление в еде. В пищу можно добавить немного растительного масла и выпить в этот день немного кагора. Считается, что как раз убирать и вообще работать в этот день нельзя.
Лишь один из истязуемых не устоял перед соблазном и направился к бане, после чего сразу упал мертвым. По воле Господа лед растаял, и вода в озере стала теплой. Когда охраняющий мучеников стражник Аглаий увидел венцы над их головами, он присоединился к ним и заявил, что тоже является христианином. На следующее утро, увидев воинов живыми, мучители перебили им голени, затем тела христиан сожгли на костре и бросили кости в воду, чтобы не допустить их почитания. Через три дня Севастийские мученики явились во сне местному епископу Петру, повелев ему предать останки погребению, что и было сделано. В праздник Сорока Севастийских мучеников служится литургия преждеосвященных даров и ослабляется строгость поста. Почитание севастийских святых издавна установилось и на Руси, они изображены в мозаичных медальонах на северной и южной подпружных арках собора св. Софии в Киеве.
В народе сложились собственные традиции, связанные с этим днем, который называют Сороки или Жаворонки. Народные приметы и поверья в этот день связаны с символикой весеннего равноденствия. Жаворонками называется обрядовое печенье в форме птиц, которое выпекается к празднику.
Ночью свет озарил оставшихся мучеников, пали на их головы 39 венцов, и вода в озере чудесным образом согрелась. Пораженный стойкостью воинов, один из стражников, Аглай, уверовал во Христа и присоединился к страдальцам.
К утру, разбили молотами голени, и мучеников предали огню. В этот праздничный день всегда дается послабление — разрешается растительное масло. А в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Особенностью этого праздника — это так называемые «жаворонки» - фигурные булочки из пресного теста.
Воины все отвергали, и тогда их лишили свободы. Однако они не перестали молиться. Воины усердно молились и ночью услышали глас бога: «Претерпевший до конца спасется». В них кидали камни, но булыжники летели мимо цели и возвращались в обидчиков. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму и стали думать, что с ними сделать. Ночью в темницу снова пришел глас Господа.
Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные», — услышали воины. На следующий день мучеников привели к озеру близ города Севастии. Был сильнейший мороз. Их поставили прямо в воду, а на берегу затопили баню. Мучители сказали, что любой может сразу же согреться, если отречется от Христа. Всю ночь воины-мученики мужественно переносили холод. Они молились и пели псалмы, несмотря на ужасную боль. Один из воинов не выдержал, и после нескольких часов решил побежать в баню. Едва он вступил на порог, из-за резкого перепада его плоть и кожа стали отделяться. Он умер.
Следующей ночью стражники, охранявшие место мучения, дремали, и не мог заснуть только один из них. Стражник был поражен: как же так?
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, или как его называют в народе «Сороки» – один из важнейших праздников в православном церковном календаре. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. Сорок мучеников Севастийских – день тезоименитства митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), с которым связано начало возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря. 22 марта 2023 года проходит народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников. Через три дня сорок мучеников явились к епископу Петру в его сновидении.
Какой сегодня праздник: 27 апреля 2024 года
Традиционно День памяти 40 севастийских мучеников празднуют 22 марта, однако в 2024 годупраздник перенесен на 23 марта, так как совпадает с пятницей первой недели Великого поста, когда все церемонии посвящены памяти Феодора Тирона. По-другому его именуют Сорок сороков или Сорок святых, а также День сорока мучеников и День жаворонка. И булочки в виде жаворонков стали символ сорока Севастийских мучеников, а праздник получил второй народное название — Сороки (с ударением на первый слог). Один из самых любимых в народе праздников – день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. В заключение можно сказать, что день памяти 40 мучеников Севастийских является одним из наиболее почитаемых в православии.
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.
В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Эти события происходили зимой, был сильный мороз.
По-другому его именуют Сорок сороков или Сорок святых, а также День сорока мучеников и День жаворонка. А еще в этот день выпекают жаворонков и выбрасывают по одному колобку на улицу. Откуда пошел праздник, и почему у него такие странные традиции, расскажет «Красный Север». История сорока Севастийских мучеников Воины Римского легиона зимой 320 года находились в городе Севастия в провинции Армения сейчас это территория Турции.
И хотя в то время уже семь лет, как действовал указ Константина Великого, даровавший христианам свободу вероисповедания, во многих уголках страны власть принадлежала язычникам, которые устраивали гонения на христиан. В Севастии гарнизоном командовал язычник, велевший всем своим воинам принести жертвоприношение идолам. Из всех подчиненных 40 воинов отказались, заявив, что поклоняются только Богу истинному. Военный начальник долго пытался упрашивать солдат отречься от христианской веры, то обещая повышение, то грозя тюрьмой и пытками. Когда он не добился успеха, все 40 непокорных были брошены в застенки.
Там они молились и услышали голос с небес: «Претерпевший до конца спасется». Через неделю непокорных христиан стали избивать палками и закидывать камнями, да только все булыжники от них отлетали прямо в палачей. Когда наступила новая ночь в тюрьме, глас Божий пообещал за веру и смерть во имя ее «венцы нетленные» и жизнь вечную.
Труден путь первопроходцев, но и тот, кто идет следом, получает шанс послужить Господу и пострадать за Него, как за Истину и Свет. Памятную дату установил болгарский правитель Иван II Асень в 1230-м году. Он воевал с фессалоникским императором Феодором Комнином Дукой.
Иван молился сорока Севастийским мученикам и одержал победу 9-го марта. Чтобы прославить святых воинов-заступников, болгарин построил церковь в их честь. Храм и сейчас находится в городе Велико-Тырново, бывшей столице Болгарии. Эти события, о которых упоминали в своих проповедях Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин, учат христиан во всём полагаться на волю Господа. Его благодать дарит силы вытерпеть любые лишения и препятствия — даже те, которые, казалось бы, превышают человеческие возможности. Чудесный свет, согревший воду и воздух вокруг воинов, исходил из их душ, очистившихся во время подвижничества.
А значит, долготерпение, смирение и твёрдость в вере способны победить любое зло! Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.
Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению. Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава.
Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин! Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор.
Испытания не всегда бывают столь страшными, как в описанном примере — гораздо чаще дьявол искушает верующих мелкими проблемами, заботами, неприятностями.
Воины усердно молились и ночью услышали глас бога: «Претерпевший до конца спасется». В них кидали камни, но булыжники летели мимо цели и возвращались в обидчиков. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму и стали думать, что с ними сделать. Ночью в темницу снова пришел глас Господа. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные», — услышали воины. На следующий день мучеников привели к озеру близ города Севастии.
Был сильнейший мороз. Их поставили прямо в воду, а на берегу затопили баню. Мучители сказали, что любой может сразу же согреться, если отречется от Христа. Всю ночь воины-мученики мужественно переносили холод. Они молились и пели псалмы, несмотря на ужасную боль. Один из воинов не выдержал, и после нескольких часов решил побежать в баню. Едва он вступил на порог, из-за резкого перепада его плоть и кожа стали отделяться.
Он умер. Следующей ночью стражники, охранявшие место мучения, дремали, и не мог заснуть только один из них. Стражник был поражен: как же так? Христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молиться и до сих пор живы. Ночью он увидел над озером, как разливается яркий свет.