В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным.
Репин и ученики
Юбилею художника Ростовский областной музей изобразительных искусств посвящает экспозицию «Илья Репин и ученики». Выставка «Илья Репин и ученики» с 22 февраля по 29 декабря 2024, Ростовский областной музей изобразительных искусств на ул. Пушкинской в Ростове-на-Дону — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И.Е. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Илья Репин считал Серова просто "виртуозным рисовальщиком" и очень часто ставил его рисунки в пример другим ученикам. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников.
Выставка работ Репина и его учеников
Два преподавателя подрались прямо в деканате Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" в Ярославском художественном музее знакомит зрителей с мало известными работами художника, а также с работами его уч. При этом Репин не стремился привить ученикам свою манеру и мировосприятие и говорил, что они должны найти свой метод. Один из них — Ярославский художественный, где в эти дни проходит выставка «Илья Ефимович Репин и ученики».
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- Выставка «Великие репинские ученики»
- Один день Ильи Репина в Академии художеств / Skillbox Media
- Последние новости
- Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
С творчеством Ильи Репина можно познакомиться в Государственном художественном музее
Кустодиев, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, Н. Одним из самых любимых учеников Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина.
Эпизоды из жизни учителя и учеников" откроется в подмосковном музее "Новый Иерусалим" 29 февраля. Проект создан к 180-летию со дня рождения художника и призывает взглянуть на Репина не только как на живописца, но и как на учителя, сформировавшего плеяду выдающихся мастеров. Всего посетителям представят более сотни работ из разных музеев России и частных коллекций.
В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырёх частных коллекций, в том числе музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, Музея русского импрессионизма, Ярославского художественного музея, Новгородского музея-заповедника. Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям И. Репина и трёх его прославленных учеников — В.
То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше. На выставке интересно угадывать, где чья работа. Там — «Обнаженная» Сомова, здесь — Серова, рядом — Кустодиева. Как говорится, найдите пять отличий — на выставке именно этим и надо заниматься. Можно еще сравнить портреты Репина друг с другом и его автопортретами или портреты генеральской дочери Софьи Драгомировой, написанные одновременно учителем Репиным и учеником Серовым. Ксения Новохатько: «По воспоминаниям Софьи они сохранились , когда она позировала Репину, в комнату вошел неизвестный молодой человек, что-то прошептал на ухо мастеру, тот спросил у нее разрешения ему присоединиться. Это оказался Серов, он получил это разрешение и присел с другого ракурса.
Илья Репин и его расстрелянный внук
Ильи Репина разгорелась в кабинете декана, прямо во время обсуждения финансовых вопросов факультета. Как стало известно 78. Предположительно, неудобные вопросы вызвали у мужчины ярость и он бросил в коллегу мобильный телефон. Удар был настолько сильным, что у Заставского выпало несколько зубов и оказался разбит нос. Следующая атака была уже «в стиле MMA» — головой в переносицу.
В экспозицию вошло более ста произведений живописи и графики самого художника, а также его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания. Грабарь И. Весенний ветер.
Пермская государственная художественная галерея На выставке «Репин. Ученики» в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств художник представлен произведениями как зрелого классического периода 1877—1903 , так и позднего «пенатского» 1903—1930. Среди них — всем известные шедевры: «Мужичок из робких», «Нищая», «Христос», «Мефистофель», подготовительные этюды к картинам «Не ждали». Боткиной, Г. Ге, Л. Андреева, А. Гейнса и другие.
Колесников С. Перед стиркой белья. Иркутский художественный музей им. Репин И. Иркутский областной художественный музей им. Сукачева Илья Репин почти полтора десятка лет отдал преподавательской деятельности. Он был профессором и руководителем мастерской в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, преподавал в основанной им Рисовальной школе, которую финансировала княгиня М.
Тенишева и, помимо этого, имел частных учеников.
На выставке также можно познакомиться с картинами Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Филиппа Малявина и других выдающихся учеников мастера. В пресс-службе добавили, что к выставке будет выпущен каталог и серия сувенирной продукции.
Также проект будет сопровождать обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия. Посетить выставку можно будет до 28 июля 2024 года.
В 1890 году обратился к карело-финскому народному эпосу - триптих «Легенда об Айно», 1891, «Мать Лемминкяйнена», 1897. Стал одним из самых ярких представителей национального романтизма. В 1893 году создал пейзаж «Иматра зимой», в 1906-1907 г. В начале 1900-х г. Занимался дизайном флагов и государственных знаков, разработал финский форменный штык-нож. Аксели Галлен-Каллела скончался 7 марта 1931 года в Стокгольме.
Выставка «Великие репинские ученики»
В Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» открывается выставка «Учитель — ученик. У Репина было около двухсот учеников. В экспозиции представят более ста графических и живописных работ Ильи Репина и его знаменитых учеников. Смотрите видео онлайн «Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 2 марта 2024 года в 12:25, длительностью 00:37:40, на видеохостинге RUTUBE. В Академии художеств имени Ильи Репина прошёл мастер-класс для школьников и студентов Петербурга и города-побратима Мариуполя.
Репин и ученики
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 14 февраля, 08:56 В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырех частных коллекций МОСКВА, 14 февраля. Выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля. Экспозиция подчеркивает важность роли наставника в искусстве, сообщили в пресс-служба музея. Эпизоды из жизни учителя и учеников".
Ученики»: в Екатеринбурге открывается масштабная выставка Ильи Репина и его учеников В 2019 году отмечалось 175 лет со дня рождения прославленного художника-реалиста Ильи Ефимовича Репина. В Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге прошли масштабные персональные выставки художника, продемонстрировавшие подлинное богатство и многообразие творчества Репина.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, в свою очередь, представляет выставку, отражающую одну из сторон творческого наследия «великого реалиста» — его педагогическую деятельность. В экспозицию войдет более ста произведений живописи и графики Ильи Репина и его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания. Среди участников проекта Башкирский государственный художественный музей им. Нестерова, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Иркутский областной художественный музей им. Сукачева, Нижегородский государственный художественный музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля, Пермская государственная художественная галерея и Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Репин оказал огромное влияние на русское искусство последней четверти XIX — начала XX века, воспитав целую плеяду своих продолжателей и преемников.
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде 17:20 04. Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения великого русского художника. Экспозицию подготовила Вологодская областная картинная галерея. Кюи», «Портрет польского художника П. Шиндлера», - рассказывает Ирина Балашова, кандидат искусствоведения, зам.
Весной 1873 года Репин вместе с женой и дочерью отправился в Вену, Флоренцию, Неаполь и Рим, а осенью того же года — в Париж.
Там они пробыли до июля 1876 года. Художник давно мечтал посетить Европу и в письме к другу Стасову от 1872 года признавался: «Скорей, скорей в Европу, Париж, Рим… Все равно… Где только есть солнце, где горит этот светоч! И мы будем спица в колеснице — это большое утешение! А здесь признаться Вам по совести мне совестно, что я художник, мне кажется, что это дармоед, обманщик, приживалка» И. Избранные письма. Однако еще в Риме Репин разочаровался в загранице. В письме к тому же Стасову он рассуждал: «Нет, я теперь гораздо больше уважаю Россию!
Вообще поездка принесет мне так много пользы, как я не ожидал: но я здесь долго не пробуду, дай бог пробыть два года, и то едва ли, надо работать на родной почве. Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой» Там же.. Неожиданно для Репина Стасов опубликовал отрывки из заграничных писем художника. Какая гадость тут в галереях! Эта публикация Стасова вызвала шквал негативных отзывов в сторону Репина. В сатирических журналах появились издевательские стишки и карикатуры. Некоторые деятели искусства и культуры также осуждали художника.
Полное собрание сочинений и писем. В 30 томах. Письма в 18 т. Парижское кафе. Последняя принесла Репину звание академика. Не правда ли, нахальный приступ? Что ни говорите, а искусство не наука.
Оно только тогда сильно, когда национально» Цит. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Об усердном ученике Тоне Серове «Когда В. Они поселились недалеко от нас на бульваре Клиши , и Валентин не пропускал ни одного дня занятия в моей мастерской. Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело». Валентин Серов. Как рос мой сын. После этой парижской встречи Репин в течение многих лет постоянно занимался с мальчиком то в Европе, то в Петербурге и Москве. Когда Репин по каким-то причинам не мог проводить с Серовым занятия, он доверял ученика талантливым педагогам. Репин впоследствии опекал Серова: помогал в экспонировании его работ на выставках, содействовал в присвоении ученику звания академика и избрании его действительным членом Академии художеств. Что же касается похвальбы, то Серов ее совершенно не воспринимал.
Репин жаловался на это в одном из писем к дочери Льва Толстого Татьяне Сухотиной-Толстой: «Серова испортить нельзя; он любит искусство, кладет в него свою душу и делает что может. Похвалы ему как об стену горох. Впрочем, годы спустя в их многолетней дружбе случился разлад: художники по-разному оценивали связь Академии художеств с событиями Кровавого воскресенья Кровавое воскресенье — расстрел мирной демонстрации рабочих в январе 1905 года.. Серов из окон Академии видел, как отряды пехоты и кавалерии стреляли в безоружную толпу. Со слов Репина, после этих событий «он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим». Серов не мог смириться с увиденным и искал у своего наставника поддержки: «Никому и ничем не смыть этого пятна. Владимир Александрович был начальником князя Сергея Васильчикова, которого назначили ответственным за подавление беспорядков.
Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду кажется, это единственное право российского обывателя » Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? Рисунок Валентина Серова. Репин не стал подписываться под этим письмом и ответил Поленову: «Дорогой Василий Дмитриевич, я бы с удовольствием подписался под Вашим заявлением, если бы не знал, как оно далеко от правды. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции.
Главные новости
- Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
- Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ
- Последние новости
- 2. О гробике для «умирающего» Ильи и красочках
- ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее
- Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме | myDecor
- Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
- Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге
- 10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина • Arzamas
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств
Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка. | Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. |
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников | «Илья Ефимович Репин прожил 86 лет,отметил 70-летие творческой деятельности. |
Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге | ИА Красная Весна | Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. |
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ» | Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников. |
Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее - | Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. |
Воронежцам показывают работы учеников Репина
МАСТЕР ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ | Графика конца XIX — начала XX века», посвященную творчеству учеников выдающегося живописца, художника-педагога Ильи Репина. |
Откройте свой Мир! | Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника. |
День учителя: Репин и его знаменитые ученики в галерее «Веллум» | Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». |
Выставка Пушкин в творчестве Репина и его учеников проходит в Санкт-Петербурге | Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. |
Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме
Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Смотрите видео онлайн «Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 2 марта 2024 года в 12:25, длительностью 00:37:40, на видеохостинге RUTUBE. 180 лет Репина - в музее "Новый Иерусалим" отмечают оригинально. В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным. Искусство сохранять — «Выставка Илья Ефимович Репин и его ученики».
Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
При этом Репин не стремился привить ученикам свою манеру и мировосприятие и говорил, что они должны найти свой метод. В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Репин — не только великий художник, но и замечательный педагог и наставник, возглавляя мастерскую в Академии художеств, он воспитал целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства.
В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла. Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов! Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно.
Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии помощник статс-секретаря князь Д. В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу.
И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках помощник статс-секретаря В. Лыщинский должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину. Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии!
Мыслимое ли дело - Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец. После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица... Заполнил два альбома.
Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден... На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"... В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками. Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: "Работа скучная и кропотливая - все линейки да циркуль, да угольник.
Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь - не знаю". Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов.
Проект создан к 180-летию со дня рождения художника и призывает взглянуть на Репина не только как на живописца, но и как на учителя, сформировавшего плеяду выдающихся мастеров. Всего посетителям представят более сотни работ из разных музеев России и частных коллекций. В экспозицию площадью почти 2000 квадратных метров войдут 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им.
Первая выставка «Мастер и ученик» тогда еще Московской школы акварели С.
Андрияки прошла в 2005 году в Ульяновске. Тогда же были проведены первые мастер-классы художников-педагогов из Москвы с воспитанниками детских домов и школ искусств. Затем столичные любители и знатоки искусства познакомились с коллекцией русского рисунка и акварели из собрания Ульяновского художественного музея, которая вошла в цикл «Шедевры из музеев России». В 2019 году в Музее А.
В автобиографии Комашка отметил, что его рисунки, как и его самого, знали С. Буденный и К. После окончания войны Антон Комашка некоторое время жил в Харькове, устроился рабочим на завод сельскохозяйственных машин и вступил в ряды ВКП б.
Считая Украину «глубокой провинцией в искусстве», летом 1922 года Антон приехал в Петроград. Автопортрет художника 1922 года Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург демонстрирует, что провинциальный юноша, каким он выглядел на рисунках Репина, превратился в молодого человека с волевым и жёстким характером. Парным ему стал автопортрет его 18-летней жены. Он отличается строгостью и симметричностью композиции иератическое изображение в фас и имеет сходство с ликами святых. Обращение художников к древнерусскому искусству иконы и фрески было одной из примет тревожного послереволюционного времени. Осенью 1922 года Комашка поступил в Академию художеств на общий курс, но в следующем году оставил учебу.
В автобиографии он написал, что демобилизовавшихся из армии коммунистов партия направляла на производство. Возможно, была еще одна причина, по которой ему не удалось продолжить образование в Академии. В августе 1922 года Митрофан Фёдоров получил письмо от Репина, обнаружившего пропажу своих альбомов. В ответном письме 10. А на днях местные газеты напечатали его портрет и звонкую биографию и сообщили, что он командируется в Академию художеств. И он поехал. Так что, Вы предлагаете мне подействовать на остатки его совести и получить рисунки Ваши.
У него мать 18 лет пробыла в сумасшедшем доме и там умерла. Не жди доброго». О том, что происходило в то время в «Пенатах» можно узнать из переписки Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой: «когда раз пришло письмо от Комашко, папа весь исказился и крикнул: «Вера! Возьми каминными щипцами это письмо и брось в печь! Что сейчас же и было сделано Верой». Также известно, что Репин, получил в 1923 году от Чуковского письмо с информацией: «Комашко служит на Фарфоровом заводе, я устроил его там через Чехонина». Ответ Репина был лаконичным: «о Комашке я, после известия о нём из Харькова от Митр.
Фёдорова, больше не интересуюсь». Государственный фарфоровый завод в Петрограде ГФЗ , куда в январе 1923 года поступил на работу Комашка, стал местом, где рождалось новое революционное искусство. Его художественным руководителем до мая 1923 года был С. Чехонин, в прошлом ученик Репина. Блюдо "В память пятилетия перехода фарфорового завода в ведение Наркомпроса". Работы Комашки на ГФЗ принадлежат стилю, основанному на сближении агитационного фарфора с политическим плакатом и декоративным оформлением революционных праздников. Пролетариат представлен на этих изделиях в героическом ореоле на фоне упрощенного в духе конструктивизма пейзажа.
На его манеру росписи повлияли работы художника ГФЗ М. Адамовича, и творчество видного представителя авангарда Н. Альтмана, который выполнил несколько эскизов для фарфора. Блюдо "1 мая". Изделия Комашки уже в первый год его работы на фарфоровом заводе были отмечены наградами. На конкурсе рисунков для фарфора, посвященном пятилетнему юбилею Красной Армии, художник получил 2-ю и 3-ю премии за два блюда. Председателем жюри этого конкурса был С.
В том же году Комашка как член художественного объединения «ИЗО Пролеткульта» участвовал в крупной общегородской «Выставке картин художников Петрограда всех направлений», открывшейся в залах Академии художеств. Он являлся секретарем партийной организации ГФЗ и от коллектива завода был избран депутатом Петроградского совета, в 1924-1925 гг. Летом 1926 года, накануне своего переезда в Харьков, Комашка передал Репину через Исаака Израилевича Бродского три своих рисунка и отправил ему письмо со словами: «Дорогой Илья Ефимович! Прежде всего, передаю Вам свой искренний сердечный привет и пожелание доброго здоровья. Работаю много и по служебным, общественным делам и по искусству. Как по искусству я работаю, Вам расскажет Исаак Израилевич товарищ Бродский. Примите их, Илья Ефимович, я тогда буду знать, что Вы по-старому относитесь ко мне.
В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков». Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович. Благодарю за акварели ваши. Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже. У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего. Успеха в делах.
Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок. Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям.
Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ. Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени. Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами.
Скрипника и стал директором художественного института. Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И. Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником». В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29. Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей. Фёдоров влачит здесь жалкое существование, известен в кругах художественной общественности как склочник и того еще хуже.
Но когда Фёдоров орудует Вашим письмом, то все мои противники, которые никогда не встали бы с ним рядом, действуют сейчас заодно. Сейчас поход особенно усилился еще в связи с тем, что мне назначена гос. Дорогой Илья Ефимович, если Вы меня уважаете и верите моей преданности и любви к Вам, то я тогда обращаюсь к Вам с просьбой — аннулируйте это письмо к Фёдорову. Комиссара по просвещению Украины академика М. Это письмо осталось без ответа. Фёдорову Репин сообщил: «о рисунках спрашивать не стоит. Он Комашка Юре писал, что у него дочь.
Повезло человеку. Что ж ему мешать». Не дождавшись ответа от Репина, Комашка писал Юрию Ильичу 07. Жалкими и ничтожными остались сплетники-обыватели, а то и просто обнаружили себя вредителями на культурном фронте, как враги всего нового черносотенцы вроде Фёдорова , все те, которые стремились меня скомпрометировать, для какого дела, я знаю, они все усилия приложили привлечь Вас и Илью Ефимовича». Так столкновение двух учеников Репина обернулось конфликтом людей разного социального происхождения и мировоззрения. В заграничную командировку Комашка не поехал, но с энтузиазмом включился в борьбу художественных объединений за лидерство в украинском искусстве. Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины.
Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению. В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений.