Поскольку все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю, их даты каждый год меняются. Духовное управление мусульман РТ и РПЦ представляют полный график праздничных дат и многодневных постов на 2023 год. Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. Общество - 21 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Такими периодами являются мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи. Мусульманские Знаменательные даты 2024 г. Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2024 году. Мусульманские праздники — исламские религиозные события, которые отмечают мусульмане. Мавлид (Маулид) ан-Наби, или день рождения пророка Мухаммеда – один из почитаемых праздников среди мусульман.
Что такое Ураза-байрам и как его празднуют?
Этот праздник, по словам мусульман, — символ духовного и нравственного обновления, он учит милосердию, доброте и взаимопомощи. С каждым днем все больше читателей появляется у исламских изданий и интернет-порталов с актуальными новостями и видео из мусульманского мира. Рассказываем, в чем суть мусульманского праздника, как с ним принято поздравлять близких и какого числа его отмечают сунниты и шииты в России в 2024 году. Духовное управление мусульман РТ и РПЦ представляют полный график праздничных дат и многодневных постов на 2023 год. Праздник распространялся вместе с мусульманской религией еще со времен Арабского халифата. Как мусульманский лидер, я с радостью расскажу вам о религиозных праздниках, которые ожидают нас в России в 2024 году.
Ураза-байрам в 2024 году: суть праздника, история и традиции
Рамадан араб. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. В течение всего месяца соблюдается строгий пост «ураза» , который подразумевает под собой отказ от воды, еды и ин... В 2024 году эта дата - 5 апреля. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Исламские ученые предполагают ряд пр... В 2024 году эта дата - 10 апреля. После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ураза Байрам Ид аль-Фитр, Рамадан Байрам. Он отмечается в первый день месяца Шавваль Шаууаль.
Для каждого верующего п... В 2024 году эта дата - 15 июня. День Арафа отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Ад... В 2024 году эта дата - 16 июня. Праздник жертвоприношения Курбан Байрам или Ид аль-Адха является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дн...
В 2024 году эта дата - 17 июня. Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа. Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там...
У мусульман тоже есть свои религиозные праздники и знаменательные даты, которые отмечаются в восточных странах с учетом древних традиций и обычаев.
Давайте узнаем, какие 10 праздников мусульманского мира принято отмечать у правоверных. Это финал Рамадана — месячного поста, соблюдаемого мусульманами на протяжении многих веков ежегодно в течение 30 дней. Как только на небе появляется молодая Луна, утром следующего дня Ид аль-Фитр начнется праздничной молитвой, после нее следует традиционный завтрак и праздничная трапеза с угощениями, которыми можно угощаться целый день. Ид аль-Адха Курбан-байрам Дата: десятый день месяца зуль-хиджа, отмечается в течение 2-4 дней День, в который совершаются жертвоприношения в честь пророка Ибрагима, которому пришлось пройти много испытаний.
Особенности праздника — жертвоприношение скота: овец, коз, коров или верблюдов. Мясо необходимо разделить на три равные части, одну из которых необходимо отдать бедным, одну оставить в семье, а еще одну разделить между друзьями.
Причем эта бескомпромиссность проявляется как с языческими традициями самих арабов, так и в случае с неарабами. Таким образом, синкретизму в классическом Исламском учении места нет» 196. На самом деле есть. Неслучайно говорят, что мусульмане самый суеверный народ в мире. За это они должны быть благодарны своему «пророку». Несмотря на то, что на некоторые суеверные церемонии Мухаммед все же наложил запрет К. Он боялся порчи, о чем Коран имеет свидетельства К. Он входил в свою комнату только тогда, когда зажигали свет Мuir.
Тlie Life of Маhomеd. Мухаммед приходил в трепет, когда видел форму креста. Верил, что среда день недели приносит несчастья. Даже сохранилась его молитва по этому случаю: «Ищу помощи у Бога от злотворного дня среды» Машанов. Очерк религиозного быта арабов. Нечетные числа месяца предпочитал четным и дела предпринимал только в нечетные дни. Очень боялся дурного глаза и колдовства. Одним из способов защиты против колдовства Мухаммед считал финики: «Кто ежедневно ест по семи фиников из рода аджва, тому не причинит вреда ни яд, ни волшебство» Асбабуль Нузуль, 113 и 114 гл. Суеверный «пророк» очень верил в значение снов. По преданию, Мухаммед значение каждого хорошего сна приписывал Богу, а плохого — дьяволу.
При плохом сне он советовал по пробуждении плюнуть направо и обратиться к Богу с молитвой об избавлении от злотворности сна. Он верил, что петух кричит, потому что увидел ангела, а осел — потому что увидел дьявола. По этому поводу сохранился хадис: «Если вы услышали рев осла, произносите «Аузубиллах мин аш — шайтан» прибегаю к Господу от сатаны , потому что он увидел шайтана, и если услышите пение петуха, просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела» Мин ахадис ан — наби, 15. Рассказывается следующий случай из его жизни. Когда он в Медине прибыл к Кольсуму, последний позвал двух своих рабов, вскричав: «О Бешшар! О Салим! Истинный пророк Божий свободен от всех этих и многих других суеверных предрассудков; наличие же их у Мухаммеда сводит на нет его пророческое достоинство. Простое общение с таким суеверным человеком может быть крайне опасно. У мусульман же хватает смелости руководствоваться в жизни его приказами и возводить их в ранг «божественных откровений». Закалывается жертва обязательно с призыванием имени Аллаха: «Поминайте имя Аллаха, когда они, здоровые, стоят рядами, подготовленные к закланию...
Если животное было заколото без призывания имени Аллаха, то это не только считается напрасной, то есть неприемлемой жертвой не во имя Аллаха , но такое мясо даже запрещается употреблять: «Запрещено вам, о верующие, употреблять в пищу только мертвечину, кровь, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не Аллаха» К. Формулу при заклании жертвы «Бисмиллах Аллах акбар» Во имя Аллаха. Аллах велик! После того или во время , как мулла мечети или муэдзин прочитает над жертвой специальную молитву, в которой вспоминает жертвоприношение Авраама, либо хозяин жертвенного животного, либо специально нанятый человек перерезает жертве горло. При этом обязательно соблюдается кибла, то есть жертва валится на землю так, чтобы ее голова была обращена в сторону Мекки каабы. Считается, что каждая пролитая капля крови жертвы рождает в раю новую гурию. В рот животному кладут леденец набод , который потом вынимают, так как после церемонии он становится благословенным. Кровь и печень животного собирают и завертывают в черную тряпку, чтобы скрыть от света, так как они имеют большое скорее всего, суеверное значение. Из глаз жертвы делается амулет. Считается, что овца или коза могут быть принесены только от одного человека, а корова бык или верблюд от семи.
Обычаи ислама допускают принесение жертв не только за живых, но и за умерших. Мясо жертвенных животных варят и устраивают общую трапезу, за которой может присутствовать любой мусульманин. Во главе стола восседает мулла, либо кто — то из почетных гостей. В дни курбан — байрама дарят подарки, делают покупки, посещают родственников и особое внимание принято уделять пожилым людям. Отличными подарками к Ид будут плюшевые игрушки и мягкие куклы. Почаще обнимайте детей во время праздников, поощряйте их к играм на мягком ковре» 199. Как уже было сказано в главе «Хадж» , для мусульман эта ветхозаветная церемония символически обозначает покорность воле Аллаха до стремления жертвовать своей жизнью. Но эта символика не самобытна в исламе. Уже несколько тысяч лет точно такой же смысл имеет библейский эпизод с жертвоприношением Авраама и в христианстве. Авраам был совершенным исполнителем воли Божией, а Исаак был совершенным исполнителем воли своего отца, вплоть до своей смерти.
Также и Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившисъ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр. Плюс к этому, как Исаак, будучи уже обречен на заклание, получил чудесное избавление от смерти, также и Христос Своей властью восстал от смерти. В результате Исаак явился прообразом не только смерти Христовой, но и Его воскресения. Однако, усвоив себе смысл этого события применительно к той ветхозаветной исторической ситуации, принятие глубинного преобразовательного значения жертвы Авраама исламу было не под силу, по причине его несовместимости с учением ислама и той роли, которую Мухаммед выделил Иисусу Христу. Стремление жертвовать своей жизнью ради высших целей государство, семья, друзья, свобода свойственно любому человеку и относится к общечеловеческим добродетелям, или по святителю Игнатию к «добру падшего естества». Единственная польза и значение, которое может иметь этот обряд, потерявший свой преобразовательный смысл после событий на Голгофе, это благотворительная акция для неимущих представителей ислама. Именно на этом, по преимуществу, и акцентируется внимание «правоверных» во дни праздничной церемонии. Но для спасения недостаточно быть просто хорошим человеком и щедрым благотворителем. Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» свт. Игнатий Брянчанинов 200.
Вторым общемусульманским праздником является — ид аль — фитра праздник разговения. В отличие от ид аль — адха, который называется большим праздником, ид аль — фитра, или ураза — байрам, именуется малым праздником. Его отмечают в первые три дня месяца шавваль после окончания поста рамадан. Мусульмане одеваются в нарядную одежду, дарят друг другу подарки, готовят вкусную и обильную трапезу, на которую стараются пригласить ближайших соседей и всем своим видом демонстрируют радость и ликование. В эти дни принято ходить в гости друг к другу, родственники при этом стараются собраться вместе, веря в то, что и души умерших родных приходят к ним в эти праздничные дни. При этом считается, что радость, которую испытывают «правоверные» в эти дни, должна быть не той радостью, какая бывает после окончания физических и духовных испытаний, а благодарностью Аллаху: «И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнателъных! То есть понятие праздника можно определить следующим образом: это момент радости, связанной с благодарностью Всевышнему за то поклонение, которое уже совершено. В дни этого праздника мусульмане должны отчитаться за прохождение поста рамадан, начать отбывать наказание за нарушенные дни, а также выплатить обязательную милостыню за каждого члена семьи, так называемое «очищение праздника перерыва». Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы.
Иногда же молитвы проходят на специальных площадках — намазгах. Мулла читает проповедь хутбу , в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления. После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников. Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» Да одобрит Господь старания наши во имя Его. В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом. Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам.
Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой. Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным.
Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня. Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона. Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием. То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием.
Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна , особо почитаемого у мусульман-шиитов. Мусульманский Новый год, отсчитываемый по Хиджре, в 2024 г. Сафар Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т. Милость миров Мухаммад с. Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе. Раби уль-Авваль В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад с. Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает: Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам 21:107 К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют Мавлид ан-Наби с 14 на 15 сентября 2024 г. Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их праздники двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» Абу Дауд. Раби уль-Ахир Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца. Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии откуда и сохранились названия всех месяцев имела место засуха. Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада с. Раджаб Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят: Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» 2:217 В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. Однако многие богословы назвали этот хадис слабым. На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает Ночь Рагаиб — дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника в 2024 году она приходится на 11 января.
Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам
Ураза-байрам — главный мусульманский праздник после Курбан-байрама. В ноябре мусульманский мир отмечать религиозно значимые праздники не будет. Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама.
Полный календарь мусульманских праздников 2023
С седьмого неба Мухаммад явился к престолу Аллаха и беседовал с ним. Затем Бурак доставил его в Мекку. Когда Мухаммад рассказал о своём ночном путешествии людям, они ему не поверили, так как караван из Мекки в Сирию идет месяц и месяц - обратно. Некоторые люди решили пойти к Абу Бакру. Он сначала не поверил им, но когда они сказали, что Мухаммад рассказывает об этом прямо сейчас в мечети, Абу Бакр сказал, что Мухаммад говорит правду. После того, как Мухаммад описал город, Абу Бакр, зная те места, сказал, что всё было описано верно. Также в доказательство Мухаммад рассказал о караванах, шедших из Иерусалима в Хиджаз. Очевидцы, прибывшие из Иерусалима, подтвердили его слова. Ночь Мираджа 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка Мухаммада. Летоисчисление по мусульманскому календарю Хиджры Hijra, арабск. В этот день в мечетях принято читать проповедь, посвященную переселению Пророка Мухаммеда в Медину.
О значении месяца Мухаррам много говорится в Коране. Мухаррам - месяц покаяния и богослужения. Каждый правоверный мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Аллаху. Также в месяц Мухаррам некоторые мусульмане соблюдают пост. Начало месяца Сафар Сафар - второй месяц мусульманского календаря. Существует две теории о значении названия месяца. Другая теория исходит из значения слова sifr "ноль, пустой". Во время войны на пути к месту боя были заброшенные поселения. В 26-й день месяца Сафар Пророк Мухаммед и его сподвижники из Мекки переселились в Медину переселение, уход или исход по-арабски - Хиджра. Мусульманское летоисчисление Хиджры ведется именно от этого дня - 16 июля 622 года нашей эры.
Ночь Бараат В ночь с 14 на 15 шаабана по исламскому календарю, верующие мусульмане отмечают наступление праздника Ночь Бараат Ночь очищения от грехов, Лейлат аль-бараа. В переводе с арабского Бараат означает "полное отделение", "очищение", "непричастность". Мусульмане верят, что в Ночь Бараат, Всевышний Аллах спускается на самые близкие к земле небеса, чтобы оказать верующим свою великую милость и благодать. Ночь Бараат - это вторая по значимости святая ночь после Лейлят аль-кадр Ночи предопределения. Принято считать, что в Ночь Бараат предопределяется жизнь человека на год вперед. Согласно преданию, Пророку Мухаммеду приснился сон, в котором Аллах поведал ему о священной Ночи Бараат. Мухаммед молил о прощении грехов три ночи подряд. И после своего прощения Мухаммед рассказал всем об этом чуде и о священных ночах. Верующие мусульмане в эту ночь читают особые молитвы за умерших и во искупление грехов, посещают гробницы праведников, раздают милостыню и еду нищим.
Однако само празднество начинается накануне с заходом солнца в связи с тем, что наступление нового месяца устанавливается по фазе луны, в некоторых странах дата может отличаться на сутки. Пророк Мухаммед родился около 570 года н. В шесть лет остался сиротой, его воспитывали дед и дядя по отцовской линии. Мухаммед не был обучен чтению и письму. В 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже после ее смерти в 619 году у Мухаммеда было еще 12 жен. До 40 лет он жил обычной жизнью, пока в 610 году в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур архангел Джабраил не ниспослал ему первые пять аятов откровений из Корана священная книга мусульман. В 613 году Мухаммед, осознав, что Аллах избрал его своим пророком, стал проповедовать, провозглашая, что Бог един священное писание ниспосылалось Мухаммеду архангелом Джабраилом в течение почти 23 лет.
Это одна из самых важных ночей в году для мусульман, потому что, согласно верованиям, в эту ночь предопределяется судьба мусульманина на целый год вперед. Согласно исламским религиозным источникам, в эту ночь Пророк Мухаммед молился в пещере Хира неподалеку от Мекки, ему явился ангел Джабраил и передал первые пять частей суры аль-Аляк. Поэтому мусульмане верят, что в эту ночь ангелы слышат их молитвы и спешат им на помощь. В эту ночь мусульмане должны восполнить пропущенные намазы, потому что каждый из них приравнивается к большому количеству молитв на тысячу месяцев вперед. Считается, что тем мусульманам, кто будет усердно молиться в Ночь предопределения, Аллах простит все прегрешения. Ураза-Байрам Ураза-Байрам — это праздник, который наступает на следующий день после окончания поста Рамадан.
История Ураза-байрама Ураза-байрам является одним из самых древних мусульманских праздников. Свое начало он берет со времен пророка Мухаммеда — считается, что именно он был основателем торжества. Он уступает по значимости только Курбан-байраму , празднику жертвоприношения. Его отмечают через 70 дней после Ураза-байрама — на десятый день месяца Зуль-хиджа. Ураза-байрам знаменует окончание обязательного поста в месяц Рамадан Суть торжества понятна из его названия. На арабском языке Ураза-байрам называется Ид-аль-Фитр, что буквально означает «праздник прекращения поста». А тюркское название Ураза-байрам пошло от персидского слова «руза», которое означает пост, а также от турецкого слова «байрам», которое переводится как праздник. Мусульмане считают Ураза-байрам символом возрождения: в этот день человек очищается от плохих желаний — это стимул, чтобы в будущем он совершал исключительно угодные Аллаху поступки. Подготовка к Ураза-байраму Уборка. Мусульмане начинают готовиться к празднику разговения заранее. За несколько дней до торжества они тщательно убирают дом и двор, а также чистят хлев и моют скот. При этом некоторые даже приобретают новую мебель. Накануне готовят праздничные блюда. Специального меню для праздника нет, поэтому чаще всего на столы подают национальные блюда, в том числе бешбармак, манты, суджук, плов, беляши, пахлаву и сухофрукты. В честь окончания поста, который они держали весь месяц, мусульмане наслаждаются разнообразной едой и напитками. Исключение составляют запрещенные исламом продукты например, свинина и алкоголь Кроме того, на стол подают сладости.
Исламский календарь - Хиджра
Ему предшествует сложный и длительный пост, который начинается в первый день новолуния месяца Рамадан а. Согласно преданию, именно в этот месяц Мухаммеду покорилась Мекка и мусульманам был послан Коран. До совершения праздничной молитвы нужно раздать обязательную "милостыню разговения" — закят аль-фитр. Каждый человек должен помочь малообеспеченным семьям деньгами или продуктами. Вечером в преддверии праздника мусульмане совершают дома намаз. А на рассвете начинается гает-намаз. Верующие поздравляют друг друга, произнося фразу: "Ид мубарак! Подробнее читайте в этом материале. Намаз — ритуальная молитва в исламе. Арафа 15 июня День Арафа также известен как день Арафат — это время паломничества мусульман к священной горе Арафат, предпоследний день Хаджа, после которого верующие празднуют один из главных праздников в году — Курбан-байрам. Почему принято совершать паломничество на гору?
Эта традиция связана с историей Адама и Хаввы Евы — первых людей на земле согласно как христианской, так и мусульманской вере. Согласно исламу, именно на горе Арафат изгнанные из рая первые люди впервые встретились. Кроме того, там же Адам получил прощение своих грехов. Паломники, совершающие Хадж, проводят этот день на склонах самой горы и в долине около нее. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым, как младенец. Курбан-байрам 16 июня Курбан-байрам — один из двух главных мусульманских праздников. По-арабски его название звучит как Ид аль-Адха. Этот день напоминает верующим о преданности человека Аллаху и милосердии Бога. Традиционно мусульмане вспоминают жертву пророка Ибрагима, молятся в мечетях и подают милостыню нищим и лишенным крова. Согласно исламу, однажды Ибрагиму во сне явился ангел Джабраил, отождествляемый с библейским архангелом Гавриилом, и сказал, что Аллах просит принести в жертву его старшего сына Исмаила в Ветхом Завете это был Исаак.
Ибрагим страдал, но в итоге согласился. В последний момент Аллах заменил Исмаила на барана. Курбан-байрам начинается с утренней молитвы в мечети.
За невозможность держать пост нужно накормить как минимум 1 голодного. Там они слушают праздничную хутбу — проповедь и вместе восхваляют Аллаха. Другим символом праздника является щедро накрытый стол — после 30-дневного ограничения в пище верующие готовы побаловать себя и близких вкусными угощениями. Принято ходить в гости, угощать соседей, навещать родственников и знакомых. Детей угощают сладостями и позволяют им всевозможные развлечения, дарят новую одежду и подарки. В последние годы в некоторых мусульманских странах и российских республиках Ураза-байрам — это выходные дни, и многие мусульмане предпочитают путешествовать.
Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе. Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др. Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо. При этом аль — бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю. То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же? Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе Сина , затем в Вифлееме Бейт — Лахм , а после этого оказался у мечети Аль — Акса в Иерусалиме которой на самом деле тогда еще не было. Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы. При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два по другому источнику три бокала — с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком. Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль — кохоль спирт — является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона. Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике природе , мусульман совершенно не смущает. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой! Да, со мной посланник Бога Мухаммед. Его пригласили? Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим Авраам. Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес"» 206. На третьем небе они также встретили одного ангела, у которого расстояние между глазами равняется семидесяти тысячам дней пути. Расстояние между каждым из небес было так велико, что потребовалось бы пять столетий, чтобы пройти его обычным шагом. После этого Мухаммед восшел на восьмое небо, где у него состоялся разговор с Аллахом, здесь же он получил свое легендарное «молитвенное правило» в количестве пяти ежедневных намазов. Разговаривая с Мухаммедом, Аллах положил одну свою руку ему на плечо, а другую на грудь. При этом Мухаммед почувствовал ледяной холод, проникающий до мозга костей позвоночника. Передается также, что во время этого разговора Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Здесь Мухаммеду были показаны различные виды наказаний грешников, некоторые из которых на тот момент были еще живы. Здесь же Мухаммед видел гурий — молодых дев, предназначенных для праведников. Они были такой неописуемой красоты, что если одна из них показывалась на небе или в воздушном пространстве, то вселенная наполнялась светом, превосходящим солнечный; когда же она роняла в море каплю слюны, то горечь вод тотчас заменялась сладостью меда. После этого он был опущен обратно в Иерусалим и отнесен в Мекку. Во время обратного пути Мухаммед захотел пить. Встретившись с купцами, ведущими караван, Мухаммед попросил у них воды и утолил жажду. По другим источникам Мухаммед даже указал точную дату прибытия этого каравана в пункт назначения, или описал сам караван, что якобы подтвердилось в действительности. Все это путешествие, длившееся для Мухаммеда несколько часов, по отношению к Земле заняло одно мгновение, так что его постель еще не успела остыть, а из кувшина, который бесплотный ангел Джабриил улетая, опрокинул своим крылом, не успела вытечь вода, и вернувшийся Мухаммед даже успел остановить полное падение кувшина. На вопрос одного курейшита, видел ли Мухаммед своего Бога — Аллаха, он ответил, что видел нур свет. Аллаха в Ночь Восхождения на небеса? Ответ: Нет, не видел» 207. В память об этом событии 17 сура Корана получила название «Аль — исра» — «ночной перенос»: «Это — Он Аллах — авт. Мнения относительно даты этого события в исламе расходятся. В одном хадисе говорится, что Мухаммед совершил свое путешествие за 16 месяцев до хиджры 622 год , в другом утверждается, что за 12 лет до нее. Считается, что это событие произошло в одном из трех запретных месяцев раби аль — аввал, джумад аль — ахир или раджаб. Позднее было решено совершать праздник «мирадж» 27 раджаба. Эту ночь мусульмане стараются провести в бдении, чтении Корана и пересказах чудесного вознесения Мухаммеда на небо. Некоторые исламские богословы пытаются дать объяснение этому событию, рассматривая его в свете современной кибернетической электрифицированной эпохи. Поскольку арабское слово «бурак» происходит от корня «барк», что означает «молния», египетский шейх Абдулмунсиф Абдулфаттах, указывая на то, что современная наука не отрицает превращение материи в свет, предполагает, «что в современном толковании мираджа животное Бурак, на котором Мухаммед совершил свое небесное путешествие, превращается в молнию или электричество, а тело Мухаммеда — в свет, затем снова принимая человеческий образ» 208. Эта история о чудесном приключении Мухаммеда обращает на себя внимание некоторыми фактическими несостыковками, которыми, впрочем, богаты все истории Мухаммеда. Во — первых, как уже говорилось в главе «Мечеть» , не подозревая, что иерусалимского храма не существует, Мухаммед упомянул о нем как о существующем. Мечеть же Аль — Акса удаленная , упоминаемая в Коране К. Поздние мусульманские богословы, пытаясь выйти из неудобного положения, указывали на аллегорическое понимание этого эпизода и предлагали видеть в этой несуществующей мечети некий «небесный храм». Во — вторых, будучи неграмотным и взявшись оперировать с пространственными величинами астрономического порядка, Мухаммед, естественно, допускает колоссальное несоответствие и в этом аспекте. Согласно повествованию, расстояние между каждым небом занимает пространство в пять столетий пути семь небес один миллион двести пятьдесят один день пути. На третьем небе путешественник встречает ангела, у которого расстояние между глазами занимает пространство в семьдесят тысяч дней пути. Если взять для сравнения человеческие пропорции, поскольку человек, как никто другой, представляет собою идеальное пропорциональное сочетание, то пространство между глазами человека составляет приблизительно семидесятую часть его роста. Тоже соотношение должно быть и у ангела, если только он не является каким — нибудь безобразным чудовищем. Помножив, таким образом, семьдесят тысяч дней расстояние между глазами ангела на семьдесят его рост , мы получим четыре миллиона девятьсот тысяч дней пути. Суммарное же расстояние между всеми небесами в четыре раза меньше этой цифры. Если мы сопоставим с этим фактом другое суждение Сунны, которое гласит, что Мухаммед своим ростом и красотою должен превосходить все творения рая, то окажется, что все семь небес, да и пространство в три миллиона дней пути до него, недостаточны были бы для того, чтобы вместить в себе пророка» 209. Известно также, что Мухаммед под воздействием колдунов впадал в экстатическое состояние и воспринимал за реальность то, чего на самом деле не было. Жена Мухаммеда Айша рассказывала: «Колдовство подействовало на пророка так, что он начал думать, будто делал вещи, которых на самом деле не делал», потом ему приснился сон, где явились два человека и рассказали, что это следствие чар, наведенных Лубайдом бен ал — Асамом Бухари, 4 — 54 — 490. В другом хадисе объясняется, что под воздействием чар ему казалось, что он имел сексуальное общение со своими женами, тогда как на самом деле этого не было Бухари, 7. При таком раскладе вся эта история выступает не более чем визуальное помешательство арабского «пророка». Опровергая критику этого события как обычного сновидения видения , мусульмане выставляют в качестве аргумента эпизод с караваном, который якобы имел реальное историческое проявление. Если это действительно так, то опять возникают некоторые недоумения. Утверждая, что все путешествие заняло по земным понятиям одно мгновение, следует допустить, что все описываемые события происходили вне пространственно — временных категорий. Однако эпизод с караваном никак не укладывается в общем интеллигибельном контексте повествования. Если вода и люди были действительные и пил Мухаммед воду чувственным образом, то все это должно было занять достаточное количество времени. У Мухаммеда же его не было, поскольку ему нужно было успеть вернуться в тоже мгновение, в которое он отбыл, и еще успеть поймать падающий кувшин с водой. Все эти противоречия вселяют большие сомнения в истинности этой истории. В результате эта очередная неудачная попытка мусульман поднять престиж Мухаммеда — чудотворца в глазах мира оборачивается против них же самих и лишь дискредитирует основателя ислама. Другим событием, условно обозначаемым как праздник, является день рождения Мухаммеда — маулид аннаби. Отмечается он 12 числа третьего месяца лунного мусульманского календаря раби уль — авваль. На самом деле точная дата рождения Мухаммеда неизвестна. В то время в Мекке не велась регистрация актов гражданского положения, поэтому указанная дата считается ориентировочной. Приблизительным также считается и сам год рождения Мухаммеда — 570. Поскольку скончался родоначальник ислама 8 июля 632 года, что соответствовало 12 числу месяца раби уль — авваль, то дата его рождения была приурочена ко дню его смерти, и день смерти Мухаммеда был провозглашен как маулид. Хотя принято это положение было не сразу. Мусульманские богословы долгое время не хотели принимать этой даты, полагая, что ее празднование будет неугодно Всевышнему. И лишь позднее это событие сформировалось в традицию и было закреплено как «одобряемое нововведение».
По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год меняются относительно григорианского календаря. Наиболее известные мусульманские праздники — Ураза-байрам окончание Рамадана и Курбан-байрам. Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Ночь Рагаиб, или Рагаиб кич, — это день бракосочетания родителей пророка Мухаммеда. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб. Мусульмане проводят ночь в молитвах и покаянии, на следующий день держат пост. В исламе считается, что этот месяц наиболее благосклонен к верующим. Второе название праздника — это «Ночь Даров». Принято давать милостыню малоимущим и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Детей балуют подарками, а они радуют своих родителей знанием Корана. В мечетях проводят конкурсы по чтению священной книги. В связи с этим праздник имеет два именования — аль-Исра и аль-Мирадж. Первое чудо произошло во время путешествия пророка из Мекки в Иерусалим. Другое название праздника связано с чудом вознесения Мухаммеда. Сразу после молитвы к пророку спустился ангел и предложил на выбор вино или молоко. Мухаммед предпочел испить молока, за это ангел вознес его на небеса. Именно Ночь Мирадж считается зарождением многих исламских традиций. Мусульмане проводят праздник в молитвах.
Праздники в исламе
Это испытание должен пройти каждый мусульманин-паломник. Гора Арафат в исламе символизирует очищение от грехов и прощение Аллаха. По приданию, пророк Мухаммед в этом месте прочел свою последнюю проповедь. Смысл сказанного Мухаммедом был в том, что Аллах может простить прегрешения человека за целых два года, если только в течение святого дня просящим будет соблюден пост, возданы молитвы и совершены благие дела. Мусульмане верят, что в День Арафат вознаграждение за благие поступки и наказание за грехи увеличиваются многократно. Пост в День Арафат считается самым важным из поступков, приближающих верующих мусульман к Аллаху. Считается, что пост в День Ашура очищает от грехов за предыдущие и последующие годы. В День Ашура раздают милостыню, радуют детей и близких, читают Коран, совершают всевозможные благие дела. В соответствии с мусульманскими традициями, шииты также отмечали День Ашура как благословенный.
Однако со временем в отношении ко Дню Ашура у суннитов и шиитов проявились различия. После этого День Ашура утвердился у шиитов как траурный. В Иране сложился культ Хусейна, а день его смерти объявлен днем всеобщей скорби. Со Дня Ашура шииты на протяжении десяти дней оплакивают участь внука Мухаммеда, считая его мучеником в борьбе за веру. День фатх Мекка 21 рамадана по мусульманскому календарю отмечается праздник День фатх Мекка. Именно в этот день в 630 году произошло одно из самых важных событий в истории ислама. После восьмилетнего отсутствия Пророк Мухаммед прибыл в Мекку, где очистил древний храм Каабы от идолов, которым поклонялись язычники. Здесь Мухаммед совершил ритуальные действия, заложившие основу для обрядов хаджа паломничества мусульман в Мекку.
Месяц рамадан является самым важным для мусульман. На протяжении всего месяца правоверными верующими соблюдается строгий пост ураза , читают Коран и совершают ночные молитвы. Дни Ат-Ташрик отмечаются с 11-го по 13-е числа последнего месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. В первый день Ат-Ташрик паломники отправляются к долине Мина, где совершают заключительный ритуал хаджа - бросание камней в три столба, как символ побития дьявола. Паломники-мусульмане бросают по 7 камней в каждый из столбов: сначала в маленький - джамрат аль-ула, затем в средний - джамрат аль-вуста, и в большой - джамрат аль-акаба. Там же паломники проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз. После этого читается такбир восхваление Аллаха. Затем снова совершается бросание камней, продолжающееся и на третий день Ат-Ташрик.
Курбан Байрам Курбан Байрам Праздник жертвоприношения - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря зуль-хидж в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам. Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха.
Празднование дня разговения предполагает определенный ритуал, по которому верующие мусульмане в этот день обращаются друг к другу со словами «Ид мубарак! У мусульман принято как в сам день праздника перед тем, как совершить праздничный ид-намаз, так и в день накануне собирать обязательную милостыню, которая называется « закят аль-фитр ». Средства, которые будут собраны, направляются на помощь тем членам общины, которые в ней нуждаются. Закят аль-фитр может быть как продуктами питания, так и денежным эквивалентом этим продуктам, как это допускает ханафитский мазхаб. В этот исламский религиозный праздник мусульмане совершают ид-намаз или праздничную молитву , одеваются в самую лучшую свою одежду и готовят праздничный стол из традиционных блюд после того, как будет совершен праздничный намаз. В этот день верующие мусульмане приглашают в свой дом родственников, друзей и соседей, а также сами ходят в гости с подарками. В этот праздник у мусульман принято просить прощения друг у друга. Детям принято в этот день раздавать сладости. Хотя днем празднования «Ид аль-Фитр» является первый день в месяц шавваль, в мусульманских странах государственные учреждения, школы и детские сады, а также магазины не работают в течение трех праздничных дней. Курбан-байрам — праздник жертвоприношения Курбан-байрам или праздник жертвоприношения также носит название «Ид аль-Адха», которое в переводе с арабского на русский язык переводится как «праздник жертвы». Название же «Курбан-байрам» закрепилось за праздником в русском языке, оно имеет тюркское происхождение и то же значение. Этот важный день мусульман отмечается в месяц Зуль-хиджа на десятый день. Праздник Курбан-байрам представляет собой кульминацию Хаджа - паломничества мусульман в Мекку, поэтому накануне праздника паломники совершают восхождение на гору Арафат, а когда наступает день жертвоприношения, они символично кидают камни и совершают таваф, то есть обходят семь раз вокруг Каабы. В день этого праздника мусульмане режут жертвенного барана или быка, корову или верблюда. Его отмечают спустя семьдесят дней после празднования Ураза-байрам, и этот праздник посвящен памяти жертвоприношения пророка Ибрахима. Этот праздник связан с историей, описанной в Священном Коране, суть которой заключается в том, что к пророку Ибрахиму явился ангел Джибриль или Джабраил, который передал пророку Ибрахиму волю Аллаха, чтобы он принес в жертву собственного сына. В Священной Книге Коране не названо имя сына, но большинство исламских преданий указывает имя Исмаил , а в Библии и Таурате сына называют Исхаком. Получив послание, пророк Ибрахим отправился в долину Мина, где потом возник город Мекка, и начал готовиться к тому, чтобы совершить жертвоприношение. Сын пророка Ибрахима об этом знал, он не плакал и не сопротивлялся, а только лишь молился Всевышнему Аллаху. И когда жертвоприношение почти должно было состояться, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму остановиться, таким образом была испытана покорность и преданность пророка Ибрахима Всевышнему Аллаху. Вместо сына Всевышний Аллах повелел принести в жертву барана.
Для этого "РГ" публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла. Сразу отметим, что месяц Рамадан в 2023 году начинается 23 марта, а Ураза-байрам наступит 21 апреля. Курбан-байрам выпадает на среду 28 июня. Вот каким образом выглядит мусульманский календарь праздников на 2023 год: С 26 на 27 января - Ночь Рагаиб. Это первый праздник в календарном году и его связывают с историей жизни пророка Мухаммеда, точнее, его родителей. В эту ночь прошла их свадьба, предположительно, пророк был зачат. Световой день перед Ночью Рагаиб верующие постятся до заката солнца. С 17 на 18 февраля - Ночь Мирадж. Считается, что в эту ночь пророк Мухаммед прижизненно вознесся на небеса после того, как к нему явился архангел Джабраил Гавриил. В темное время суток принято не ложиться спать, а посвятить это время молитве. Уже с рассветом верующие отправляются в мечети на совместную молитву и проповедь. С 6 на 7 марта - Ночь Бараат. Этот праздник считается днем отпущения грехов и очищения.
Июнь Зуль-хиджа - 19 июня В этот день начинается запретный месяц, в котором запрещены любые военные действия и физическое насилие. Мусульмане совершают намазы, держат пост первые 10 дней, отказываются от пищи и питья от рассвета до заката и следуют другим ограничениям. Вознаграждение или кара за грехи в этот день увеличиваются многократно. Дни Такбира ат-Ташрика - 27 июня - 1 июля 11, 12 и 13 дни месяца Хуль-хиджра, в ходе которых совершаются утренние и дневные намазы, коллективные молитвы, читается такбир Ташрик. Паломники также посещают долину Мина. Курбан-байрам Ид аль-Адха - 28 июня Это праздник жертвоприношения, который является частью паломничества в Мекку и длится три дня.
Мусульманские праздники и посты
- Особенности каждого месяца
- Читайте также:
- Ураза-байрам 2024: чему посвящен праздник, как его отмечают
- Новости партнеров
- Мусульманские праздники в 2024 году
- Что известно о мусульманском празднике Маулид ан-Наби
Правила комментирования
- Главные исламские праздники: самые яркие и любимые праздники мусульман
- Мусульманские праздники в июне и июле 2023
- Основные мусульманские праздники в исламе
- Курбан Байрам 2023: какого числа отмечается, традиции и значение праздника у мусульман
- Ночь Мирадж — с 7 по 8 февраля