Новости масленичная неделя в православии

Празднование Масленицы. Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения. «Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые». Всю неделю верующие постятся (в сырную седмицу, как называются эти дни в православном календаре, христиане воздерживаются от мясной пищи), но праздничные гулянья день ото дня становятся все более и более обширными. Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом.

Православные христиане отмечают Масленицу

Масленица на Руси: история и традиции Узнайте больше про масленицу в 2023 году: дата празднования, название каждого дня праздничной недели и их значение, что можно и нельзя делать, традиции и обычаи, значение праздника в православном мире.
Православные христиане встречают Масленицу // Новости НТВ С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию.

Почему христиане празднуют Масленицу, если в церковном календаре ее нет?

Узнайте больше про масленицу в 2023 году: дата празднования, название каждого дня праздничной недели и их значение, что можно и нельзя делать, традиции и обычаи, значение праздника в православном мире. Масленичную неделю принято делить на две части — узкая Масленица и широкая. Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Сразу после масленичной недели наступает Чистый понедельник, который в 2024 году выпадает на 18 марта. Всю неделю Масленицы условно делят на Узкую Масленицу — с понедельника по среду и на Широкую Масленицу — с четверга по воскресенье. Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост.

Церковный праздник сегодня 1 мая 2024: что нельзя делать, Великая среда, народные приметы

Деньги раздам нуждающимся, чтобы в моей жизни беды не было, бедности ничто не привлекало», — гласил заговор на прибыль. Румяные блины «текли» рекой. Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях. В центре поселения устанавливали чучело Масленицы на шесте.

Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно же, в захвате снежной крепости. На улицах пели скоморохи, веселились ряженые. Отсиживаться дома в этот день нельзя.

Бытовало мнение, что тех, кто не выйдет на Разгуляй, настигнут горести и неудачи. Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через масленичный костер. Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали зятьев, в пятницу с ответным визитом к молодым приходили родители.

Традиционное угощение пекла дочь по рецепту, который ей достался от старшего поколения бабушки или прабабушки. Молодые хозяйки верили, что это привлечет в дом благополучие и хорошие деньги. На сковороде шипели, деньги приманивали.

Блинками угощусь, деньги привлеку, в кошель спрячу, никому не покажу», — приговаривала женщина во время готовки. Теща также приводила с собой подруг, чтобы похвастаться зятем. А он всячески выказывал гостям уважение.

Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в дом сестер мужа и незамужних подруг. Хозяйка дарила подарки и угощала блинами на кефире. Считалось, что чем пористей блинок, чем больше в нем дырочек, тем больше денег появится в ближайшем будущем в доме.

Угощая, брали символическую монетку и клали в карман со определенными словами. Также в субботу собравшиеся девушки и женщины гадали на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Совершалось заговенье перед Великим постом.

На самом высоком холме сжигали чучело Масленицы и ходили на кладбище, чтобы помянуть умерших родных. Люди обязательно просили друг у друга прощения и сами старались забыть прошлые обиды. При встрече говорили: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит», чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей.

История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры.

Татьяна Ивашкова Гуляния на масленичной неделе Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму Марена вместе с Ярилой ушли в отставку , с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник — «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые.

В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг — «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу «тещины вечерки» чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв.

Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу.

Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек.

В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином.

И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами.

Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.

Программа передач На сайте функционирует система коррекции ошибок. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель соучредители — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

Зятья должны ходить к теще на блины. Четверг — Разгуляй, начало Широкой Масленицы. В этот день принято устраивать кулачные бои. По деревням отправлялись ряженые, которых нужно было щедро угощать блинами — ведь под маской может скрываться и умерший родственник. Пятница — Тещины вечерки.

Теперь зять должен звать тещу в гости. Согласно примете, в этот день становится ясно, какими будут отношения в семье весь год. Суббота — Золовкины посиделки. К молодым в гости идут родственники мужа. Воскресенье — Прощенье, Прощеное воскресенье.

На него просят друг у друга прощения, а также наедаются блинами и сжигают чучело Масленицы. Принято ходить в баню, чтобы встречать весну чистым, и на кладбище, чтобы помянуть души усопших.

Православные христиане встречают Масленицу

Об удивительном сплетении языческих традиций с православием рассказывает «Радио Sputnik». Вся непростая история нашей страны, ее сложный духовный путь нашли отражение в празднике Масленицы. Смешение культур и обрядов не только отразилось в нем, но и породило особую идентичность. В язычестве этот праздник означал проводы зимы, возрождение и оживление природы. Но после крещения Руси он потеряла свой исконно языческий смысл и «слился» с православием.

Почти все этнические и культурные формы народного творчества прямо или косвенно связаны со сменой времен года: праздник урожая, начало Нового года, даже православный Яблочный Спас, когда освящают первый сбор плодов.

В течение этой недели не проводят венчания и свадебные церемонии, что подчеркивает серьезность и важность времени, предшествующего посту. Среда и пятница этой недели проходят без Литургии, что отражает усиление духа в подготовке к Пасхе. Молитва Ефрема Сирина. Со среды начинают читать молитву Ефрема Сирина, что является духовным призывом к покаянию и самоосмыслению. Прощеное воскресенье. Заключительный день Масленицы, когда христиане просят прощения у близких и знакомых, очищаясь от обид и недопонимания перед началом поста. Время для близких. Эта неделя — время проведения с родными и друзьями, время разделять радость и укреплять связи.

Народные гулянья. Масленица сопровождается песнями, танцами, народными гуляньями и играми, символизируя прощание с зимой и встречу весны.

Нельзя заниматься охотой и рыбалкой. Важно проявлять уважение к животным, не причинять им вреда, не прогонять и не обижать. Не занимаются тяжёлой физической работой и поднятием тяжестей — к заболеваниям суставов и травмам. Нельзя носить чёрную и тёмную одежду — привлечь негатив и злые силы. Если отказаться от тёмных вещей не представляется возможным, дополните их светлыми, яркими или цветными акцентами.

Приготовление пасхальных блюд лучше начинать не раньше четверга, а желательно в пятницу и субботу, чтобы блюда были свежими и не соблазняли своим видом и запахами во время Поста. В среду можно отправиться в магазин за необходимыми продуктами для традиционных блюд. Весь период Страстной недели уделяется бытовым заботам, направленным на достижение чистоты. Обычно дни уборки назначаются на понедельник, вторник, среду и четверг. Необходимо навести порядок в доме, расставить вещи, убрать зимнюю одежду и достать весеннюю. Те предметы, которые уже не пригодны, стоит либо выбросить, либо передать тем, кому они могут быть полезны. Избавляются от посуды с трещинами и сколами, поскольку считается, что такая посуда создаёт негативную энергетику в доме, мешая притоку счастья и благополучия.

Дата проведения Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи. В 2023г Масленица празднуется с конца февраля: начинается 20. У разных народов и регионов вариантов названий этого события великое множество. Сырной она названа потому, что в период празднования в пищу можно употреблять только молочные продукты и сыр. Поползуха — потому что число праздника постоянно сдвигается. Маслёна — просторечное название. Мясопуст — нельзя есть мясо. Блинной названа из-за традиционного праздничного блюда. Проводы зимы в 2023 году: 26 февраля в воскресенье. История и значение в православии Масленица является древним языческим праздником и справлялась ещё в далёкие дохристианские времена в день весеннего равноденствия.

Тогда праздник назывался «Комоедица» и считался временем, когда поминали предков и поклонялись душам умерших. У язычников было принято заключать помолвки в день праздника. Никто до сих пор не может дать точного ответа, какое божество было главной центральной фигурой в этот день у язычников: Бог Ярило или Бог Велес. У славян праздник проходил 22 марта 24 апреля по старому стилю и был началом нового года. С приходом христианства в 998 году «Комоедица» стала называться «Сырная седмица», но праздник всё равно сохранил языческие обряды. Православная церковь какое-то время не признавала праздник, но и не давала явного запрета. А в 17 веке он окончательно вошел в число христианских праздников. Теперь Масленица стала означать не только начало весны, но и подготовку к Великому посту. Неизменным оставалось одно: праздник проходил весело и с размахом. При Екатерине Второй устраивались эффектные демонстрации костюмов, где принимали участие минимум 200 человек.

Петр Первый ездил по улицам столицы на корабле, запряженный лошадьми. Масленица хороша тем, что каждый решает для себя сам, как её праздновать. Кто-то может провести дни с родными, близкими и друзьями. Кто-то пойдёт гулять и сжигать чучело. А кто-то решает посвятить себя добрым делам, помощи и поддержке нуждающимся. Есть и те, кто не принимает участия в народных гуляниях, а лишь наблюдает со стороны. Не противоречит ли такое празднество христианству? Считается, что в этот день люди поддаются соблазнам в виде большого количества еды, алкоголя и языческого разгула.

Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год

25 февраля — шестой день Масленичной недели, которая начинается с 20 февраля, а закачивается 26 февраля. это последняя подготовительная неделя к Великому посту. То, что многие называют масленичной неделей, в православии называют сыропустной седмицей.

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины

последняя неделя перед Великим постом, известная как Масленица. Грешно ли праздновать Масленицу православным. Масленицу можно отмечать, но нужно быть осторожным в выборе развлечений. В Православной Церкви началась масленичная неделя.

Церковный праздник сегодня 1 мая 2024: что нельзя делать, Великая среда, народные приметы

Многочисленные древние святилища, своим устройством напоминающие своеобразный календарь, особые метки которого указывали на важнейшие астрономические явления, подтверждают важность природных явлений для людей той далекой эпохи. Относительно молодое направление археологии — археоастрономия подтверждает регулярные указания в устройстве святилищ на особые астрономические события: летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, зимнее солнцестояние. Каждое такое астрономическое событие имело связь с переходом к новому ритму жизни. Приближение весеннего равноденствия сигнализировало о начале возрождения природы, как известно из русской пословицы: «весенний день, год кормит». Масленица и была таким переходом от размеренного зимнего существования к буйству весенней энергии, когда земля начинает освобождаться от снега, а земледелец подготавливает инвентарь и посевной материал. Если пропустить хотя бы день, или оставить что-то без внимания, это может серьезно отразиться на будущем урожае. Согласно многочисленным исследованиям именно весеннее равноденствие начинало отчет нового года. Таким образом, Масленицу можно отдаленно сравнить по своему значению с современным, любимым всеми праздником — Новым Годом. Кроме того, Масленица освобождала хранилища для будущего урожая, помогала распределить оставшиеся запасы, а ввиду отсутствия холодильников, в условиях все более частых оттепелей, некоторые продукты необходимо было употребить как можно скорее.

Так у язычников сформировалась традиция обильных трапез на Масленицу. В начале весны происходил отел домашнего скота, значит вновь появлялось молоко, это является основанием традиции потребления молочных продуктов на Масленицу. Да и само наименование праздника означает не что иное, как время преобладания в рационе молочных продуктов, в том числе и масла. Масленица относится к числу и так называемых семейных праздников. Согласно многочисленным описаниям, каждый из праздничных дней предполагал посещение родственников. Явление это тоже не случайно. Пережить в добром здравии долгую зиму было делом далеко не столь простым, как кажется сейчас. Поэтому и старались люди увидеться с близкими, а чтобы кого-то не пропустить, каждый день был предписан для посещения разнообразной родни.

Новый цикл жизни знаменовал и новый виток родственных отношений, все плохое, ссоры и обиды, надо было оставить в прошлом. Конечно, не последнюю роль играло и то, что начинающийся заново период интенсивного труда не оставит времени на гостевание. В следующий раз вот так размеренно, без суеты и спешки удастся пообщаться лишь после уборки урожая осенью. Масленица, как праздник возрождения жизни, была важна и для продолжения людского рода. Традиция веселых и буйных гуляний с поцелуйными обрядами, не что иное, как отголосок языческих игрищ устраиваемых для молодежи. Катание с горы, когда парень и девушка садились в одни сани и вынуждены были плотно прижаться друг к другу, позволяло преодолеть естественную робость.

Герасим Вологодский прославился своими подвигами и духовными дарами. Его жизнь была примером строгого аскетизма и милосердия. Он был монахом и скитским старцем, известным своим аскетическим образом жизни и чудесными исцелениями. Герасим Иорданский провел большую часть своей жизни в Ондрушковской пустыни, расположенной в Псковской области России, где он вел строгий подвиг молитвы и отшельничества. Оба преподобных Герасима прославились своими подвигами и чудесами и считаются святыми и заступниками перед Господом. В этот день многие верующие отмечают их память, вознося благодарность за их святую жизнь и молитвенно обращаясь к ним за помощью в своих нуждах и болях. Однако в народном календаре 17 марта отмечается еще один праздник, а именно Герасим-грачевник. Это народное название дня, которое происходит от святого Герасима Каргопольского, также известного как Герасим Каргопольский-Чудотворец. Он был преподобным, жившим в XIII веке в Каргополе, старался помогать нуждающимся и совершил также ряд чудесных исцелений. В народной традиции этот день почитается как священный и приносятся молитвы святому Герасиму Каргопольскому, прославленному своими чудотворными исцелениями. Таким образом, 17 марта имеет разнообразные праздничные события, связанные с троими достойными святыми: Герасимом Вологодским, Герасимом Иорданским и Герасимом Каргопольским, каждый из которых имел чудотворные дары и оставил свой пример христианской благочестивости для населения. Народные приметы 17 марта Если грач прилетел, через месяц снег сойдет. Если грачи прилетели на свои старые гнезда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом. Если грачи прямо на гнезда летят — дружная весна. Увидеть грача, сидящего на черной кочке — к половодью. Ясная, солнечная погода — летом в лесу будет много ягод. Обуть в этот день новую обувь — шея болеть будет. Если около этого дня прилетят грачи, то к недородному году, а после — к урожаю. Звездное скопление Плеяды в мартовскую безоблачную ночь не просматривается — к теплу. Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев. Грачи не задерживаются подолгу в гнездах — к затяжным холодам. Какая погода на Герасима — такой и будет зима. Перелетные птицы срываются с насиженных мест — к большому половодью, затяжным дождям, сильным ветрам или к любой другой беде. Тот, кто родился в этот день, будет весьма трудолюбив. Если старшая женщина в семье чисто—начисто выметет дом особенно вокруг печи — кикимора убежит вместе с мусором. Но как только перелетные птицы улетят обратно на юг, она может вернуться и еще сильнее докучать хозяевам. Тот, кто ранним утром первым заметил в небе грача, того ждет счастье и богатство. День считается неудачным для проведения хирургических операций и посещения стоматолога. Кроме того, следует воздержаться от крупных покупок — они не принесут ожидаемой пользы. При высоком атмосферном давлении самый лучший улов ночью на неподвижные снасти , а при близком к нормальному — днем на спиннинг или удочку. Поэтому именно 17 марта в старину и было принято выбрасывать старую обувку, а вместе и с ней — и злобных духов. Кто не послушает данного совета, может получить в качестве наказания сильную головную боль. По этой причине сегодня лучше ходить в ношеной обуви, но только не в старье. При первых громовых звуках надо закрыть уши. В них могут застрять накопленные горести и неприятности. Поэтому приметами рекомендуется провести в этот день генеральную уборку — подмести или пропылесосить, помыть полы и вытрусить коврики. Тогда все плохое из дома надолго уйдет. Хотя и грустить тоже не стоит, иначе тоска заберется в душу и не выйдет оттуда, мучая и терзая сердце. Лучше признание отложить на другой день.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу?

Масленичная неделя разделена по дням, в каждый из которых есть свои традиции. Понедельник — свекор и свекровь отправляют невестку к ее родителям, а вечером сами приходили туда же. Первый блин принято отдавать бедным. Вторник — устраивают смотрины, женихи выбирают невест и сватаются к ним. Свадьбу, в случае согласия, играют после Пасхи. Среда — зять ходит к теще на блины. Четверг — люди прекращают любые хозяйственные работы и начинают торжество: гуляют, поют, водят хороводы. Пятница — к зятю в гости приходит теща.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Смешений традиций Как уже говорилось, Масленица изначально праздник народный, даже языческий. Считалось, что она представляла ритуал проводов зимы - и действительно, на Руси издревле отмечали смену времён года. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь ей, устраивали гулянья на Масленицу. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции.

Но не все знают, что изначально каждый день недели праздника был наделён священным смыслом и наполнен разными ритуалами, которые необходимо было выполнять, чтобы будущее сулило благополучие, процветание и успех во всех деловых и хозяйственных начинаниях. Понедельник — «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений, выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.

Кроме того в этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе. Вторник — «Заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, например, представления в больших деревянных балаганах помещения для народных театральных зрелищ , где давали представления во главе с Петрушкой.

Также вторник Масленицы — это день сватовства. Молодёжь собиралась вечером, чтобы весело провести время и заодно присмотреться друг к другу.

Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников. Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами.

Отведать блинов приходили также его друзья и родственники. Теща в "Лакомку" была особо ласкова и заботлива, показывала свое хорошее отношение к будущему мужу дочери. Наши предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак. Дела по дому откладывали, заниматься ими в ближайшие дни было нельзя, ведь это считалось плохой приметой. В этот день народ устраивал гулянья. Традиционных развлечений было много: хороводы;.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года.

Праздник Масленицы возник еще в языческие времена на Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие весны. После холодной и иногда голодной зимы люди искренне радовались наступлению тепла. Они с нетерпением ждали, когда скот сможет пастись на зеленых лугах, а на столе появится изобилие блюд. В народных обычаях каждый день недели Масленицы имеет свое название и уникальное значение. Неделя Масленицы делится на две части: с понедельника по среду — это Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая Масленица 11 марта, понедельник. В это время мастерили чучело на Масленицу, готовили горки и качели. Хозяйки начинали печь блины и угощали первым нищих. В современных условиях таким блином можно накормить птиц. Вечером приглашали родственников. В этот день проводили смотрины невест — девушки заигрывали с парнями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий